С какими трудностями сталкиваются современные подростки? Виды травм детства, которые плохо влияют на нашу взрослую жизнь

Казалось бы, рождение талантливого, одарённого ребёнка - это большая радость и великое счастье, и в будущем у него всё будет замечательно и прекрасно. На самом деле, талантливых детей в этом мире поджидает огромное количество трудностей, с которыми в одиночку они могут и не справиться. Что это за трудности, и как им помочь их преодолеть?

С какими психологическими препятствиями сталкиваются талантливые дети

Человечество, в среднем, состоит из средних людей, и этот мир, по большей части, рассчитан именно на них. Поэтому, когда на свет появляется неординарный, талантливый ребёнок, не вписывающийся в общепринятые стандарты, зачастую оказывается, что вместо светлого будущего его в этом мире поджидает немало трудностей и препятствий.

Конечно, это совсем не является закономерностью. Многое зависит от менталитета, культурных обычаев и традиций социума, в который попадает такой ребёнок. Далеко не везде его ждёт обязательный набор полагающихся «одарённых» трудностей и проблем.

В странах, где всячески культивируется и приветствуется любое проявление индивидуальности и оригинальности, и детей с малых лет приучают к максимальному самовыражению в любой его форме, жизнь талантливого ребёнка не будет связана с преодолением огромного количества психологических препятствий (возможно, у него будут только проблемы во взаимоотношениях с родителями).

К сожалению, современная Россия не относится к числу таких стран, и «не таких как все» детей поджидает здесь немало «приключений». В самом худшем варианте проявлению их индивидуальности и оригинальности будут сопротивляться все: родственники, сверстники, учителя, общественное мнение, социальные сети и т.д.

Всего этого может и не быть в жизни талантливого ребёнка, если ему вовремя помогут мудрые родители. Но всегда ли они к этому готовы?

Какие трудности могут возникнуть у талантливого ребёнка в семье

Казалось бы, любое проявление талантливости и одарённости ребёнка должно бесконечно радовать его родителей, поскольку благодаря этому он сможет «выбиться в люди» и добиться грандиозного жизненного успеха. Но почему-то иногда происходит всё совсем наоборот.

Если родители «одарёныша» недостаточно компетентны в вопросах воспитании, если они сами из «простых и обычных» людей, если они просто недостаточно начитаны и продвинуты, то любое проявление его оригинальности и индивидуальности может их попросту испугать. Хорошо, если они вовремя пристроят его куда-то, где он мог бы холить и лелеять свой талант, и развиваться в соответствии со своими природными наклонностями. Но они также могут и направить его по неверному пути, чтобы он был как все, и не выделялся среди других детей.

Есть и немало родителей, которые подсознательно воспринимают своих детей как неудачников, какими бы талантливыми они ни были, и не верят в то, что они обладают какими-либо уникальными способностями. Примеров того, как мамы и папы выдающихся, знаменитых людей не признавали их одарённость в детско-юношеском возрасте и даже впоследствии, великое множество.

Видимо, это происходит из-за того, что за долгие годы воспитания у родителей несколько «замыливается» взгляд на своих отпрысков, и им очень сложно поверить в то, что те, кто ещё совсем недавно "пешком ходил под стол", могут обладать какими-либо уникальными способностями. Непонимание со стороны самых близких людей - это первое, к чему нужно приготовиться талантливым детям.

Может произойти и обратная ситуация. Обнаружив у своего отпрыска какую-либо одарённость, родители так на него насядут, что у несчастного ребёнка просто не останется времени на детство. Они будут заставлять его целыми днями заниматься тем, в чём, как им кажется, он может преуспеть (например, музыкой или спортом), постоянно требовать от него высоких достижений и, в результате, попросту отобьют у него охоту и стремление каким-либо образом самовыражаться в этой сфере впоследствии.

Примеров того, как подававшие большие надежды вундеркинды, перегруженные в детстве излишними занятиями, став взрослыми, растеряли все свои уникальные способности или потеряли интерес к их проявлению, немало.

Но возможно юным гениям повезёт, и их мамы и папы окажутся достаточными мудрыми и продвинутыми для того, чтобы понять своих «не таких, как все» детей, и всячески будут способствовать гармоничному и своевременному развитию их природного дара. Тогда в их талантливой жизни будет гораздо меньше проблем, и им легче будет справиться с другими, поджидающими их, психологическим трудностями.

Какие трудности могут возникнуть у талантливых детей в общении со сверстниками

Проблемы с родителями - это не самое серьёзное испытание, которое поджидает талантливых детей в этом мире. Гораздо более сложным для них (по крайней мере, в нашей стране) может оказаться взаимодействие со сверстниками, которые далеко не всегда адекватно воспринимают интеллектуально одарённых детей-умников, оригиналов, и тех, кто сильно отличается от других.

Уже в детском саду «не таких» детей могут исключать из игр и всячески игнорировать, а в школе устроить им настоящую травлю (в том числе, и в Интернет), распространяя о них всевозможные лживые слухи и обзывая обидными прозвищами. Конечно, это происходит далеко не всегда и не в обязательном порядке, но, всё-таки, довольно часто, особенно, если «другой» ребёнок учится в обычной школе где-нибудь в спальном районе.

Что можно посоветовать юному гению для того, чтобы преодолеть трудности в общении со сверстниками? Как избавить его от возможной социальной изоляции?

Прежде всего, если у родителей есть такая возможность, талантливому ребёнку нужно обеспечить соответствующую среду для развития. Лучше всего, наверное, пристроить его в какую-нибудь специализированную частную школу (в том числе, и за пределами России), где он будет общаться с такими же талантливыми единомышленниками, или воспитывать его в рамках семейного образования, совмещая обучение с путешествиями по всему миру. Это точно избавит его от зависти, травли и презрения со стороны не слишком умных сверстников, не терпящих проявления какой-либо «инаковости», и создаст благоприятные условия для развития его природных способностей.

Если такой возможности нет, то для того, чтобы он не рос в социальной изоляции, попробуйте найти ему единомышленников если не в школе, то в различных секциях и кружках, а также подготовьте его к возможному сопротивлению чрезмерно «добрым» мальчикам и девочкам. Он ни в коем случае не должен подстраиваться под тех, кто его игнорирует и распространяет о нём лживые слухи, но и превозносить себя над ними и вести себя заносчиво, ему тоже не следует.

Пусть ко всем относится доброжелательно. Если же ровесники пытаются его каким-либо образом притеснять, за то, что он не такой, как все, пусть научится адекватно им отвечать, отстаивая своё право на индивидуальность не только словами, но и кулаками.

Запишите его в какую-нибудь спортивную секцию, связанную с силовыми упражнениями и единоборствами, чтобы он мог достойно отстаивать свой талант и свою «непохожесть». Это избавит его от многих проблем в общении со сверстниками, и поможет ему не только в детско-юношеском возрасте, но и на протяжении всей жизни. Умение постоять за себя и способность отстаивать своё мнение вопреки тому, что думает большинство людей, не раз пригодятся ему в жизни.

Расскажите своему юному гению, что многие талантливые люди очень часто подвергаются давлению со стороны социума (по крайней мере, в России). В своё время в этой стране травили и Пушкина (в царской России), и Пастернака (в СССР), и многих других выдающихся личностей. Сегодня же, во времена диктатуры социальных сетей, тем, кто думает, не так, как большинство людей, устраивают психологическую экзекуцию в Интернет (травля Андрея Макаревича показывает, что никуда эта позорная практика не исчезла и сейчас).

К сожалению, маленькому гению лучше заранее приготовится к тому, что его талантливость, неординарность и оригинальное мышление могут принести ему не только успех, но и множество психологических проблем, связанных с завистью, презрением и неприятием какого-либо инакомыслия.

Любые трудности и препятствия должны только закалить вашего юного гения

Определённые трудности могут поджидать одарённого ребёнка и при попадании в стандартную образовательную систему, рассчитанную на «среднего» ребёнка и формальное получение знаний ради сдачи экзаменов. Хорошо, если ему попадутся умные, продвинутые учителя, которые будут способствовать развитию его таланта.

Если же этого не произойдёт, и он попадёт на общеобразовательный конвейер с его стандартным набором знаний, оценочной системой и учёбой ради экзаменов, его способности могут и не раскрыться должным образом.

Образование одарённых детей, по возможности, нужно сделать максимально индивидуальным, учитывающим все их специфические особенности. Лучше всего, если они будут обучаться по особой, продвинутой программе в какой-нибудь специализированной школе или проходить курс семейного образования.

Если такой возможности нет, не требуйте от талантливого ребёнка погони за хорошими оценками. Пусть уделяет внимание только тем предметам, которые ему интересны, а всё остальное время посвящает своему главному таланту, занимаясь глобальным самообразованием и саморазвитием.

Любые трудности и препятствия должны только закалить вашего юного гения. Главное, чтобы он не предавал свой талант, а следовал за ним вопреки всему и всем. Пройдя огонь, воду и медные трубы, он должен стать только сильнее. Если вы будете поддерживать его на этом нелёгком пути, ему будет гораздо легче добиться жизненного успеха.

Возможно, он станет знаменитым и богатым и без каких-либо психологических трудностей и проблем, но заранее подготовить его к их возможному проявлению всё-таки необходимо.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Вся информация, которая последует далее, не является применимой к абсолютно всем школьникам и не подразумевает, что все они проходят через тяжелый период в средней школе. Наоборот, большинство школьников, посещающих с шестого по восьмой классы, проходят это время без забот. Однако это не значит, что в средней школе они не являются свидетелями подобных негативных отношений, или что у них не бывает моментов сомнений в себе, боли, одиночества и беспокойства, вызванных пребыванием в школе.

Средняя школа в жизни подростка

Важность общения с родителями

Проще говоря, нет ничего хорошего в том, что школьник носит в себе весь негатив школьной жизни из-за гордости или пытаясь показать свою независимость. «Я должен уметь справляться со своими проблемами сам», - думает каждый школьник. Тот факт, что в этот период ребенок начинает обретать свою независимость от родителей, не означает, что им не стоит рассказывать ничего. Независимость не должна приравниваться к изоляции. Только то, что негласный школьный кодекс запрещает ребенку доносить на своих одноклассников, не означает, что он должен замолчать, закрыться в себе и проходить через трудные времена самостоятельно.

Факторы, вызывающие чувство незащищенности

По крайней мере, в течение первого года или пары лет в средней школе каждый ребенок проходит через стадию, в которой он чувствует себя социально незащищенным и эмоционально уязвимым из-за новой обстановки. Стоит взглянуть на три фактора, которые могут вызывать это чувство незащищенности.

Отдаление от родителей

Во-первых, в это время ребенок начинает превращаться в подростка (в возрасте 9-13 лет). В течение этого периода он отдаляется от своего детства и своих родителей, чтобы начать развивать собственную индивидуальность и независимость. Взросление требует отказа от привычных вещей, поэтому некоторые важные детские связи с юным собой и родителями подростку нужно отпустить. И тогда начинается болезненное дистанцирование от родителей. В то время как первоклассник любил, когда родители приходят в школу, шестиклассник считает подобное публичное присутствие родителей мучительно неловким. В этот период подросток становится очень уязвимым, так как он понимает, что никак не сможет вернуться к тому простому и безопасному времени его прежней жизни. Подростковый период начинается с чувства незащищенности из-за потери важных элементов жизни.

Сложности социализации в школе

Во-вторых, у подростка появляется необходимость в формировании второй - социальной - "семьи" вне пределов дома, состоящей из друзей, которые проходят через такой же период, с целью получения необходимого общения и понимания. Однако членство в группах сверстников не дается бесплатно. Чтобы принадлежать к группе, нужно ей соответствовать. Среди негласных, но вполне понятных требований главным является следующее: «Чтобы быть одним из нас, ты должен стать таким как мы, думать как мы, вести себя как мы, ходить с нами, выглядеть как мы, любить только нас и не делать ничего лучше, чем мы». Вписаться всегда очень сложно. И теперь, когда юные подростки ищут твердую почву под ногами и самоопределение, пять типов жестокого социального поведения становятся наиболее актуальными: насмешки, исключение, издевательства, сплетни и формирование банд. Чаще всего мишенями подобного обращения становятся подростки, которых видят как «других», то есть отличных от стандартов группы, от желаемых социальных норм. В результате жертвы получают урон за счет проблем тех, кто их атакует. В подростковом возрасте значительно возрастает количество негативных поступков, с помощью которых подростки хотят получить определенное социальное признание и занять свое место под солнцем.

Половое созревание

В-третьих, в первые годы средней школы у подростков начинается половое созревание, в ходе которого гормоны воздействуют на организм, чтобы наделить его способностью производить яйцеклетки или сперму. И это процессы, которые подросток контролировать не может. Ему приходится ждать того, каким же его новый организм станет в результате. Родители могут заметить, что подросток становится гораздо более озабоченным своим внешним видом, требует больше приватности дома, тратит больше времени на то, чтобы подготовиться к походу к друзьям, демонстрирует внимание к деталям своего гардероба, проводит немало времени перед зеркалом и легко расстраивается, если его внешний вид или выбор одежды критикуют. В подростковом периоде значительно повышается уязвимость, чувствительность к стыду, смущению и унижению.

Воздействие факторов на жизнь подростка

Когда эти факторы собираются вместе, они создают высокий уровень незащищенности, который может очень негативно сказаться на отношениях со сверстниками в школе, ведь она является одним из важнейших социальных мест в жизни подростка.

Список основных проблем

Читатели, которые не любят списки, могут пропустить то, что последует, однако сложно придумать более эффективный способ продемонстрировать сложность социальной жизни подростков в средней школе, чем с помощью списка основных факторов, которые могут вызывать у ребенка дискомфорт. Только помните, что этот перечень не является исчерпывающим. Итак, ребенок подросткового возраста может столкнуться со следующими проблемами:

  • Другие дети хотят стать друзьями исключительно из-за того, что подросток популярен.
  • Сплетни о других школьниках.
  • Отдаление от близкого друга.
  • Издевательства.
  • Распространение слухов о других школьниках.
  • Групповые нападения.
  • Хороший друг становится главным врагом.
  • Ссора с друзьями.
  • Когда друг рассказал всем секрет, которым с ним поделился подросток.
  • Чувство зависти, когда друг проводит время с кем-то еще.
  • Когда друг становится совершенно другим человеком.
  • Борьба за парня или девушку, к которым подросток и его друг/подруга испытывают романтические чувства.
  • Издевательства над другими школьниками.
  • Кража или порча предметов, принадлежащих другому школьнику.
  • Чувство стыда.
  • Получение сообщений, которые ранят чувства подростка.
  • Когда подростку приходится идти на поводу у доминирующего друга.
  • Получение угроз от других школьников.
  • Хвастовство относительно того, чего школьники на самом деле не сделали.
  • Использование обидных прозвищ.
  • Драка с целью доказать свою состоятельность.
  • Забота о том, понравится ли подросток кому-либо.
  • Использование оскорблений.
  • Исключение из группы, в которой оказались все друзья подростка.
  • Поход на вечеринку застенчивого и замкнутого подростка.
  • Когда подросток делает вид, что получает удовольствие от жизни, а на самом деле он испытывает трудности.
  • Написание записки с оскорблениями в адрес другого школьника.
  • Ответственность за то, что дружеские отношения двух других школьников прекратились.
  • Когда подросток запрещает другим школьникам вступить в его группу.
  • Противостояние с хорошим другом.
  • Оказание давления на других школьников, которые хотят вступить в группу.
  • Желание обзавестись лучшим другом.
  • Желание иметь то, что есть у других подростков.
  1. Постоянное "не хочу, не буду". Доказательство того, что у ребёнка есть свои желания. Совет: можно предложить ребёнку выбор без выбора: что будешь — банан или грушу? Какую майку оденешь — синюю или жёлтую? Это его желание, он сам выбрал, а не ему навязали. Так ребёнок будет чувствовать свою значимость и то, что с его мнением считаются.
  2. "Всего добивается слезами, психует по любому поводу, капризничает" . Задайте себе вопрос: слышу ли я его, понимаю ли, когда он что-то просит без слеёз? Ребёнку как и взрослому важно отстаивать свои границы, защищать свои интересы. Иногда, взрослые слышат его только, когда он кричит или плачет. Совет : ни в коем случае не запрещайте плакать! Раз он плачет — есть причина, приласкайте, обнимите, успокойте. Дайте понять, что даже сейчас вы его любите. Потом спокойно спросите: что он хочет?
  3. "Своего добивается диким пронзительным визгом, устраивает лежачие забастовки". Таким образом, ребёнок проверяет рамки дозволенного, пытается манипулировать. Совет: если вы решили нет, то твёрдое нет. Стоит один раз пойти на поводу у ребёнка и в ответ на его визг или лежачую забастовку дать желаемое, это будет постоянное поведение. Он будет знать — что это способ достичь желаемого. Но, если он поймёт, что таким способом своего он не добьётся, это поведение повторяться не будет.
  4. "Слово нельзя не понимает, категорически не принимает никакие нельзя" . Действительно, дети часто реагируют на запреты негативно, в особенности на слово нельзя. Поставьте себя на место ребёнка, если нам постоянно будут говорить нельзя? Каково это? Совет: запретов должно быть немного, только то, что действительно нельзя (трогать плиту, ударять маму по лицу). Но эти запреты должны быть постоянными и не отменяются никогда, даже в порядке исключения. Если что-то запрещаете, то обязательно объясняйте, почему это нельзя? Обратите внимание, каким тоном вы произносите это слово? Ребёнок привыкнет к этим запретам, они адекватны, понятны для него. В остальных случаях заменяйте слово нельзя на другое, например, опасно. И чаще используйте положительные конструкции. Например, яблоко упало на пол, ребёнок хочет поднять и съесть. вместо нельзя яблоко — возьми банан, яблоко грязное.
  5. "Снова поселились на руках". В 1 год ребёнок отделяется от мамы, начинать самостоятельно передвигаться, потом ему отделение перестаёт нравиться, ведь мама тоже может уйти, вот и поселяются на руках. Совет : задайте себе вопрос — достаточно ли внимания я уделяю ребёнку? Внимание должно быть качественное! Можно целый день находиться рядом с ребёнком, но при этом — телефон, интернет, телевизор — и внимание ребёнку практически нет. Достаточно ли физического контакта? Обнимайте ребёнка, гладьте, балуйтесь. Тогда он будет уверен, что мама рядом, и не будет надобности лишний раз держаться за неё, виснуть на руках.
  6. "Всё надо делать самому: обуваться, одеваться. Любая попытка помочь сопровождается негативно". Прекрасное время, чтобы заложить в ребёнке качество самостоятельности! Совет: поощрять любую попытку что-то сделать самому и хвалить! Обязательно спросить, можно ли помочь ему. Чтобы не торопить ребёнка, начинайте собираться на прогулку чуть раньше, например. Следующий шаг к взрослению — когда ребёнок осознаёт, что не справляется, и сам просит помощи. Теперь помогаем только, когда он просит об этом. Стараясь всё сделать за ребёнка, мы оказываем ему медвежью услугу. Во-первых, приучаем, что всё сделают за него (каково ему в детском саду будет?). Во-вторых, внушаем, что он не справится сам, что он неспособный.
  7. "Стал жадничать". Ребёнок начинает понимать, что есть чужое и есть моё. И ему, как и любому взрослому человеку, не всегда хочется давать свое. Совет: ребёнок сам решает, делиться или нет. Это его вещи, игрушки, он их хозяин. Ни в коем случае не давите на него и не стыдите. Если решил поделиться, обязательно похвалите. Если делятся с ним — обратите внимание, что малыш поделился с ним игрушкой, как это здорово и приятно.
  8. "Стал очень постоянен: без панамки и гулять не пойдёт, ищите панамку, и всё тут" . Для детей большое значение имеет постоянство во всём, от режима до одежды. Совет: маленькие дети любые перемены воспринимают как потенциальную опасность. Мир непостоянен = мир не безопасен. Постарайтесь встать на место ребёнка, понять его, это поможет вам пережить эти, как иногда кажется, капризы (не ту чашку дала, не туда поставила стульчик…).
  9. Стал агрессивен. Агрессия в ребёнка порождается только в ответ на агрессию взрослого. Нет ли в вашем поведении агрессии? А, может, ребёнок лишь ваше отражение — загляните в себя, нет ли там источника скрытой агрессии — на кого вы злитесь? За что? Совет: ни в коем случае не запрещайте проявлять агрессию ребёнку, не ругайте и не стыдите его за эти чувства! Разговаривайте с ним, назовите эмоцию словом (ты сейчас злишься). Во-первых, ребёнок не будет бояться, что с ним происходит что-то не то, что он не такой как все. Во-вторых, будет знать, что мама его понимает, появится больше доверия к маме. Нарисуйте злость или лепите её из пластилина, потанцуйте, покидать мяч об стену, то есть помогите ребёнку выплеснуть негативные эмоции, чтобы они не осталась внутри, это очень важно. Выполняйте периодически упражнения на выплеск своей агрессии (можно покричать в лесу или бить диван мокрым полотенцем).

Помните, что именно сейчас вы закладываете качества личности ребёнка и формируете его характер. Каким вы его хотите видеть в будущем? Чтобы он был безропотным, послушным, удобным для других людей человеком? Или уверенным в себе человеком, который знает чего хочет, самостоятельно принимает решения?

О психоэмоциональных проблемах

Есть две основные группы проблем, с которыми к нам обращаются. Первая - это трудности, с которыми сталкивается большинство семей: возрастные кризисы, сложности в учебе, изменение в поведении детей, реакции на стресс. Вторая группа - это психические расстройства: аутизм, задержки развития, в том числе генетически обусловленные, расстройства шизофренического спектра, депрессии. Некоторые из них требуют комплексного лечения в стационаре.

Амбулаторное лечение и консультации у нас проходят в очень комфортной обстановке, в клинике есть специально оборудованное пространство для игровой терапии, у ребенка нет ощущения, что он находится в больнице. У нас собственный стационар в госпитале ЕМС на Щепкина. Мы одна из немногих клиник Москвы, где дети находятся в стационаре вместе с родителями. У нас нет закрытых дверей, нет ощущения, что пациенты находятся в больнице.

Мы работаем в мультидисциплинарной команде, детей ведут одновременно несколько специалистов. И с ребенком, и с родителями работают психотерапевты. Мы объясняем родителям, как себя вести, как реагировать на проблемное поведение, как поддерживать ребенка. В случаях, когда есть проблемы с учебой, подключается нейропсихолог. Когда есть сложности с адаптацией, общением или развитием бытовых навыков, например, ребенок не может самостоятельно одеваться или не может сам делать домашние задания, подключается дефектолог. С детьми, которые попали в трудные жизненные ситуации - развод родителей или смерть кого-то из близких, - взаимодействуют специалисты, которые подготовлены к работе с реакциями на стресс.

Когда идти к психиатру?

Есть несколько симптомов, на которые стоит обратить внимание. В первую очередь - нарушение сна. Часто родители жалуются, что ребенок всю ночь сидит в социальных сетях. Нередко он просто не может уснуть. Нарушения сна могут быть связаны с расстройствами психоэмоциональной сферы.

У детей младшего возраста одно из проявлений проблем - это страхи.

У детей всех возрастов возможно появление негативизма, замкнутости, конфликтности, изменение поведения. Еще один сигнал, который родители часто принимают за лень, - когда ребенок отказывается учиться, ему все быстро надоедает. Нередко за «ленью» скрывается депрессия. Если ребенку сложно справляться с обычными задачами, он быстро теряет интерес, устает, это необязательно физическая усталость, это может быть психоэмоциональное истощение. И это не повод наказывать ребенка. Это повод обсудить все со специалистом.

Еще одна серьезная проблема - это антивитальные, или суицидальные высказывания. Конечно, будучи подростком, многие из нас говорили своим родителям «лучше бы я никогда не родился», но мы должны помнить, что за такими высказываниями достаточно часто стоит реальное нежелание ребенка жить. Родители могут воспринимать эти слова как манипуляцию. Даже если это манипуляция, это не значит, что он не может совершить суицидальную попытку. Когда родители сталкиваются с подобными высказываниями, нужно обязательно обратиться к психиатру.

О работе нейропсихолога

Нейропсихология - современное направление, суть которого состоит в поддержке и развитии функций, ответственных за абстрактное мышление, память, формирование навыков, усвоение материала. Очень часто трудности в учебе связаны с проблемами с концентрацией внимания, и это не обязательно синдром дефицита внимания. Это может быть небольшая задержка развития, вследствие которой задачи, поставленные перед ребенком, оказываются чрезмерно сложны.

Все мы наверняка помним детей, которые в школе отвлекались и отвлекали других детей, могли выбежать из класса или залезть под парту. Это могут быть не только проявления синдрома дефицита внимания, но и реакция на стресс, и банальная перегрузка. Задача нейропсихолога - поддержка детей и развитие навыков концентрации.

Нейропсихолог проводит диагностику, оценивает, какие функции недостаточно развиты, и разрабатывает программу коррекции. Это интересные занятия, например, специально разработанные компьютерные игры, или физические упражнения, которые вовлекают разные участки тела и разные мышцы, связанные с развитием каких-то психических функций. Мы активно используем программы, нацеленные на правильное развитие саморегуляции. Например, биологическую обратную связь. Задача в том, чтобы ребенок тренировал навыки концентрации внимания.

О гаджетах, чрезмерной нагрузке и поддержке детей

Сегодня на плечи детей с самого раннего возраста ложится колоссальная нагрузка. Поэтому для многих гаджеты становятся единственным средством отвлечься, отдохнуть от реальности, в которой они испытывают стресс. Есть и обратная сторона этой проблемы. Многие дети из-за гаджетов лишены обычных «детских игр» и радостей. Например, когда они «дурачатся», дерутся на подушках, катаются на санках. Нередко дети лишены эмоционального контакта с родителями. Гаджеты становятся его заменой, а это прямой путь к развитию зависимости и психологии зависимого поведения.

Проблемы эмоционального развития, недостаток поддержки в будущем чреваты более тяжелыми проблемами поведения, которые могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. В детстве у человека формируется образ себя, он формулирует ответ на вопрос «кто я в этом мире?». Если по какой-то причине он не получает нужной поддержки, в будущем он может испытывать сложности с тем, чтобы найти себе партнера, построить близкие отношения, чувствовать себя счастливым. Нерешенные психологические проблемы в детстве могут стать причиной трудностей во взрослом возрасте, с которыми справиться гораздо сложнее.

В ситуации перегрузок мы в большей степени работаем с родителями, помогаем им правильно оценивать возможности ребенка, структурировать его расписание. Если родители привыкли ставить перед собой амбициозные цели, обычно это транслируется и на детей. Но важно помнить, что у ребенка всегда должно быть время на то, чтобы подурачиться, чтобы ничем не заниматься и вести себя так, как и положено детям.

О расстройствах аутистического спектра и шизофрении

Детям с расстройствами аутистического и шизофренического спектра мы предлагаем всю помощь, в которой они нуждаются. Обычно родителям с такими детьми приходится обращаться в разные центры, чтобы получить комплексную реабилитацию. У нас все специалисты работают вместе согласно общему плану. Малыша могут вести и нейропсихолог, и дефектолог, и психиатр.

Шизофрения обычно начинает проявлять себя в подростковом возрасте. На существование проблем могут указывать нарушения сна, замкнутость, трудности с учебой, быстрая смена настроения, странные высказывания. Но все эти симптомы не являются специфическими, их очень легко спутать с подростковым кризисом. Если у ребенка конфликт в школе, это явно не повод идти к психиатру. Но если помимо этого есть раздражительность, нарушение сна, быстрые смены настроения, тревога, которые существуют более двух недель и продолжают нарастать, лучше обратиться к специалисту.

На данный момент при правильном лечении существует возможность устойчивой ремиссии. Важно как можно раньше начать оказывать помощь. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда родители боятся обратиться к психиатру и длительное время пытаются решить проблему самостоятельно или с помощью психологов. В результате ребенок не получает необходимое лечение и помочь ему значительно сложнее.

О детской депрессии

Депрессивные состояния могут проявляться в раннем возрасте, иногда с 5–6 лет. Они развиваются у детей с предрасположенностью к депрессии, которая в том числе может активизироваться под влиянием внешних факторов. Часто при депрессии требуется госпитализация, потому что, к сожалению, эти состояния могут становиться опасными для жизни, когда у ребенка появляются суицидальные идеи или он может наносить себе порезы с целью облегчить душевные страдания.

Помощь детям требует особого искусства. К сожалению, в детской практике разрешен к использованию только узкий круг препаратов. С детьми работает психотерапевт, с родителями - психолог. Наша задача - не только вылечить пациента, но и не допустить повторения заболевания.

О расстройствах приема пищи

К нам часто поступают дети с нарушением пищевого поведения, обычно это девочки-подростки с анорексией или булимией. К сожалению, родители не сразу обращаются за помощью, даже видя, что ребенок ограничивает себя в еде, много занимается спортом, теряет вес. У девочек нарушается менструальный цикл, это опасный фактор, в будущем он может привести к бесплодию и другим проблемам. Если родители видят, что у дочери снижается вес, она после еды закрывается в туалете, вызывает рвоту, если мама замечает, что у девочки нарушен менструальный цикл, нужно обязательно проконсультироваться с психиатром: нарушение пищевого поведения в тяжелых стадиях угрожает жизни.

Детям с нарушениями пищевого поведения требуется обследование, и здесь мы находимся в выгодном положении: мы можем вести пациентов совместно с эндокринологом, гинекологом и терапевтом, тогда как обычные психиатрические клиники не всегда имеют в штате соматических докторов. Это всегда стационарное лечение, с длительной психотерапевтической поддержкой. Когда ребенок ограничивает себя в еде, он испытывает приятное состояние эйфории. Поскольку анорексия нередко сочетается с депрессией, ребенку сложно отказаться от состояния легкости и эмоционального подъема. Психотерапевт учит подростка справляться со сложными ситуациями и эмоциональными состояниями.

О заблуждениях родителей

В нашей стране существует заблуждение в отношении лекарственной терапии. Она считается опасной, есть миф о том, что она вызывает зависимость, меняет личность человека. К сожалению, это приводит к тому, что родители используют все возможные средства, вплоть до экстрасенсов, только бы не обращаться к психиатру. На самом деле лекарственная терапия для многих детей - абсолютное спасение. Она помогает им жить нормальной жизнью, потому что действительно меняют личность человека именно психические расстройства. Кроме того, родители опасаются, что на ребенке будет поставлена печать: он лечился у психиатра. В нашей клинике любая информация о пациентах конфиденциальна.

Еще один миф - убежденность в том, что диагностика в психиатрии относительна и субъективна. Мы работаем с четкой системой диагностики, которая основана на международных стандартах, и при этом имеем возможность дополнительных клинических обследований.

Как предупредить детские психические расстройства

Для того чтобы предупредить психическое расстройство, нужно вовремя обратиться к специалисту. Что касается психоэмоциональных, невротических проблем, здесь в первую очередь важен эмоциональный контакт. Нужно проводить с детьми больше времени. У многих родителей сейчас нет такой возможности, поэтому мы предлагаем создавать специальные семейные ритуалы. Например, в определенное время играть вместе или ходить в кафе. Помогают семейные обеды или ужины - то время, когда вся семья может собраться вместе. Причем речь идет о фиксированном регулярном времяпрепровождении. Когда семья делает что-то вместе, это помогает компенсировать недостаток внимания, который может возникнуть в повседневной суете. И очень важно, чтобы в течение этого времени вы могли действительно сконцентрироваться на общении. Такие ритуалы являются отличной профилактикой недостаточного эмоционального контакта.


Глава 2. Ваш ребенок – младший подросток.

С какими трудностями он столкнется при переходе из младшей в основную школу?

В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие.

Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст – стадия развития личности между детством и взрослостью - качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний.

В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста - чувство взрослости. Оно выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. Социальное развитие подростка противоречиво. С одной стороны, происходит свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, проявляется протестный характер поведения подростка по отношению к взрослым. С другой – возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять себя и свои возможности, у него появляется чувство принадлежности к особой, «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. В общении у подростка формируются навыки социального взаимодействия, появляется чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Образовательный кризис связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо одного педагога, который в течение 4 лет выстраивал разносторонние отношения с ребенком и его родителями, появляются разные учителя, преподающие разные предметы. Отношения с ними еще долго будут ограничены в основном вопросами успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство, заменяется кабинетной системой, как следствие - «феномен беспризорности» подростков в школьном здании. В выпускном классе начальной школы младшие подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая класс, нередко видят своих новых учеников, в сравнении со старшими школьниками, несамостоятельными и недостаточно образованными.

Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего образования. В начальной школе широко используется личностное учебное общение учителя - значимого взрослого - и ребенка, построенное в форме диалога, широко применяются технологии развивающего обучения. В основной школе преобладает обучение репродуктивного типа, оно ведется в одном темпе и по одной общей для всех траектории, результаты учения оцениваются с «единственно правильной» точки зрения, предметные знания нередко не находят применения за пределами тех учебных ситуаций, в которых были освоены.

Таким образом, 4 – 5 классы, переход из младшей в основную школу, – довольно сложный период развития ребенка, когда происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное усиление. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает сложно выявить единственную причину новых, не всегда позитивных форм его поведения. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребенка от родителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни.

Негативные последствия возрастного и образовательного кризисов существенно усиливает не всегда позитивное влияние на подростка социально-информационной среды. Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира, современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняя на второй план семью и школу.

Печатные и электронные СМИ, доступная система развлечений в основном ориентированы на удовлетворение и культивирование простейших, а иногда и откровенно низменных человеческих потребностей. Изобилие еды, напитков, денег, власти подается как абсолютное человеческое счастье. Самоутверждение за счет других, жесткая борьба с другими людьми, в которой победитель получает все, а конкуренты (другие люди) лишаются всего, навязывается как норма общественной жизни.

В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. Эти ценности не продаются, они бесценны, именно поэтому их нет в шоу-бизнесе и коммерческих СМИ.

На ребенка оказывают огромное влияние информационно-компьютерные технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить жизнь современного человека и общества. Но их влияние на развитие ребенка может иметь и негативные последствия. Информационно-компьютерные технологии создают виртуальную реальность (Интернет, компьютерные игры), которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребенка к ней, вытеснять объективную реальность, подчинять ее своим правилам.

Возможности общения в Интернете позволяют человеку виртуализировать себя, легко, по прихоти желания меняя имя, рост, возраст, внешние формы, пол, социальное положение, создавать кажущуюся ему привлекательной иллюзию себя. Но возврат к себе реальному неизбежен и болезнен. Создавая с удовольствием себя виртуального, человек начинает воспринимать свое реальное существование как недоразумение, как неправильную жизнь. И если реальную жизнь нельзя так же легко исправить как виртуальную, то может наступить разочарование в ней самой.

Возможности коммуникации в Интернете, доступность товаров, услуг, информации в режиме «нажал кнопку – получил» способны сформировать установку на легкую жизнь. Ребенок не всегда замечает, что за этим кроются усилия сотен людей, что каждая услуга обеспечена многолетним образованием, нелегким трудом его родителей.

Компьютерные игры могут создавать у ребенка, еще недостаточно знакомого с реальной жизнью, иллюзию свободы, вседозволенности, ничем не ограниченных возможностей. В виртуальной игре война становится забавой, убийство людей, живых существ – источником наслаждения, здесь всегда можно перезагрузить игру и стереть прошлое так, как будто бы его никогда не было. Дети во все времена играли в игры. Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими правилам, требовали от каждого игрока выполнения определенных обязательств, в том числе и моральных. Игра всегда была действенным средством взросления, социализации и морального развития ребенка. Но в формате компьютерной игры дети взаимодействуют не с людьми, а с фантомами, в отношениях с которыми не приняты никакие общественные нормы. Ребенок взрослеет среди них, принимает правила поведения, которые в реальности не только не работают, но способны причинять вред человеку.

Виртуальное пространство может заслонять реальное. Если семья и школа в должной мере не обеспечивают социализацию ребенка, включение его, сообразно его возможностям, в решение реальных дел и забот, не обучают его в полной мере правилам жизни в обществе, то виртуальный мир – более яркий, легкий, доступный, динамичный – может занять в сознании доминирующее положение, что неизбежно приведет к искаженному восприятию реального мира и неадекватным формам общественного поведения.

Смещение виртуального и реального в сознании ребенка происходит, о чем было сказано выше, на фоне искаженных ценностей, агрессивно навязываемых СМИ. Добавьте к этому возрастной и образовательный кризисы, которые неизбежно сопровождают переход из младшей в основную школу, из детского в подростковый возраст, и Вы поймете всю сложность ситуации, в которой оказывается Ваш ребенок.

Подмена реальных форм взросления виртуальными, ослабление связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства; агрессивное навязывание псевдоценностей, ложных правил жизни - к примитивизации сознания детей и подростков, к росту жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание реальной жизни и неприятие будущего.