Какой рост у 3 х летнего ребенка. Сведения российских педиатров и специалистов ВОЗ. От чего зависит вес ребенка в три года

Ребенок в возрасте 3 лет представляет собой особую маленькую личность, которая значительно отличается от новорожденного малыша. Он вырос почти в два раза, стал тяжелее в 4 раза, многое умеет делать сам и активно проявляется свой характер.

Таблица роста ребенка в 3 года полезна для родителей и других родственников, ведь помогает определить нормы развития карапуза и подбирать ему одежду и обувь без его присутствия.

В первые месяцы жизни рост и вес ребенка увеличиваются значительно, но постепенно ежемесячная прибавка становится все меньше.
К трехлетнему возрасту, ребенок становится выше на 5-7 см в год и в среднем набирает 1,5-2 кг массы тела за аналогичный период.

Возраст Рост(см) Вес(кг) Размер одежды Ступень
двойных
размеров
Размер

головного
убора

новорожденный 50-54 3-3,5 56 50/56 35
3 месяца 58-62 5-5,5 62 56/62 40
6 месяцев 63-68 7-8 68 62/68 44
9 месяцев 69-74 8-9 74 68/74 46
12 месяцев 75-80 9-11 80 74/80 47
18 месяцев 81-86 10,5-12,5 86 86/92 48
2 года 87-92 12-14,5 92 86/92 49
3 года 93-98 13,5-15 98 98/104 50
4 года 99-104 15-18 104 98/104 51

Каким образом и как часто замеряют ребенка

На протяжении первого года жизни замеры малыша делаются каждый месяц педиатром или участковой медсестрой. После годика этим зачастую занимаются родители. И хотя поймать маленького непоседу не так легко, как хотелось бы, многие мамы и папы ведут линейку на стене или поверхности шкафа, отмечая этапы его взросления.

Когда врачи перестают контролировать эти параметры, родители часто пытаются выяснить другими способами, какой должен быть нормальный рост и вес ребенка в 3 года. Таблица с такими сведениями помогает определить примерные пределы нормы и знать, как дальше малыш будет расти. Ведь зачастую такие таблицы включают в себя сведения за несколько лет.

Маргарита, мама трехлетнего Вани: «До годика мы каждый месяц узнавали, сколько Ваня весит и какой у него рост. А потом когда ежемесячные взвешивания в поликлинике прекратились, мы как-то перестали следить за этим. Знать его рост надо было для покупки одежды, чтобы не мерить, а вес долгое время оставался неизвестным, потому что весов у нас дома нет. А при поступлении в садик врачи снова сделали все замеры, занесли в его карту. Теперь в садике будут измерять вес и рост ребенка» .

Как пользоваться таблицей роста и веса детей

Таблицы роста детей предоставляют сведения о детях разного возраста. Чаще всего они делятся на несколько видов:

  • сведения о детях до 1 года по месяцам;
  • данные за каждый полгода до пятилетнего возраста;
  • годовые цифры для детей от года до 12 лет.

Родителям важно понимать, что показатели роста и веса у мальчиков и девочек могут незначительно отличаться. В возрасте от 0 до 5 лет мальчики растут быстрее и являются более крупными, потом девочки догоняют и обгоняют их, а после переходного возраста ситуация снова выравнивается.

Таблицы роста и веса обычно содержат в себе информацию по росту, весу, окружности головы, размеру ноги. Иногда в них добавляется средний размер одежды для конкретного возраста. Тогда в строках указывается возраст ребенка, а в столбцах вся остальная информация. На пересечении строки и столбца можно увидеть нужную цифру.

Сведения российских педиатров и специалистов ВОЗ

Всемирная Организация Здравоохранения на протяжении многих десятков лет ведет статистику роста, веса и других параметров детей разного возраста для выведения средних данных. На основании этих цифр формируются нормальные значения и показатели, которые приняты за точку отсчета во многих поликлиниках и детских учреждениях всего мира.

Педиатры России ведут свою индивидуальную статистику, которая тоже содержит в себе информацию многих лет. Однако данные ВОЗ и отечественных специалистов немного отличаются. Это связано с факторами, которые учитываются при выведении средних показателей: питании, двигательной активности, наследственных факторов и окружающей среды.

В любом случае родителям стоит помнить, что небольшие отклонения от нормы допускаются при наличии определенных причин и условий. Разобраться в этом и дать рекомендации может врач-педиатр.


Разнообразие таблиц и сведений

Помимо таблицы роста и веса для ребенка в возрасте 3 лет, существуют также другие параметры детского взросления. Например, таблица роста ноги ребенка до 3 лет позволяет определиться с размером и выбрать обувь для малыша. Другим полезным источником информации может быть таблица одежды ребенка в 3 года, чтобы определить размер вещей. Хотя многие фирмы и производители детской одежды всегда имеют собственную таблицу размеров.

Все данные и цифры полезно иметь под рукой, чтобы отслеживать рост и взросление ребенка. Ведь родители не всегда имеют возможность сделать замеры ребенка и сравнить их с показателями нормы. А таблицы наглядно и информативно предоставляют все необходимые сведения.

После рождения малыша практически все родители задаются вопросом, насколько правильно развивается их чадо. И если ваш ребенок ест и весит чуть меньше, чем соседский, то это порой становится едва ли не самой большой проблемой для всей семьи. Бабушки вздыхают и причитают, глядя, как ваш малыш отказывается от очередной порции тефтелек; супруг негодует и заставляет кроху доесть обед до последнего кусочка; а вы как любящая мать готовы сделать все, чтобы у маленького наконец-то появился аппетит.

К сожалению, мало кто из родителей задумывается о том, что все переживания и тревоги по поводу веса трехлетнего малыша легко развеять, если знать, каковы нормы массы тела детей этого возраста. Давайте разбираться, нужно ли заставлять своих детей принимать пищу «из-под палки», и действительно ли у вашего ребенка имеется недобор в весе.

От чего зависит вес ребенка в три года?

Несомненно, правильное питание играет важную роль в развитии каждого малыша. Однако основным показателем веса ребенка является не наличие или отсутствие аппетита , а генетика. Прежде всего, родители должны обратить внимание на телосложение предков своего сыночка или дочери. Дело в том, что, по большому счету, ребенок повторяет развитие папы, мамы, бабушки или дедушки. Поэтому если вы или ваши родители никогда не отличались пышными формами, то и от малыша не стоит ждать, что он будет съедать столько же, сколько соседский пухлый карапуз. Плохой аппетит у ребенка - это не всегда показатель какой-то патологии. Возможно, его организм просто не может переварить то количество пищи, которое вы предлагаете. При этом если разделить обычную порцию еды на несколько частей и позволить крохе есть понемногу, но чаще, то проблема плохого аппетита просто исчезнет.

Читайте также

Поводы для беспокойства

Тревожными «звоночками», свидетельствующими о недоборе веса у ребенка, являются частые болезни крохи, нарушения желудочно-кишечного тракта, дерматиты, вялость или чрезмерная возбудимость малыша. Слишком большой вес у детей также может говорить о том, что пора обратиться к специалисту. Однако не стоит бить тревогу, когда отклонения от нормы веса малыша незначительные. Далее мы расскажем о том, какой должна быть масса тела у ребенка в три года согласно центильной таблице.

Нормы веса у трехлетних детей

Средний показатель массы тела ребенка трех лет жизни должен составлять приблизительно четырнадцать килограммов. Вес мальчиков, как правило, немного превышает показатели массы тела девочек. Вместе с тем, малыш продолжает расти, поэтому увеличиваются также параметры окружности головы, грудной клетки. Здесь важно проследить, чтобы все прибавки в весе и росте проходили планомерно. При этом не стоит забывать, что на втором году жизни малыша набор массы его тела значительно уменьшается. Выявляются отличия между весом мальчика и девочек. Разница может колебаться в пределах двух килограммов. После трех лет малыш перестает быть пухленьким, по сравнению с первым и вторым годом жизни. И это не значит, что с вашим ребенком не все в порядке. Такова природа развития маленьких детей. В три года они вытягиваются, поэтому интенсивность прибавки в весе уменьшается.

Следует отметить, что норма веса для детей любого возраста определяется с учетом рациона питания и физических нагрузок. Чтобы знать, соответствует ли ваш ребенок в своем развитии нужным параметрам, необходимо в определенные сроки фиксировать все изменения у ребенка и следить за его здоровьем. Этим, как правило, занимаются детские педиатры, однако взвешивать детей можно и без посторонней помощи, в домашних условиях. При этом обязательно вести дневник развития ребенка, где записывать все показатели и изменения. Сегодня такие калькуляторы расчета веса и роста детей можно найти на многих сайтах в сети интернет, поэтому узнать, насколько правильно развивается ваш малыш, теперь возможно и в режиме «он-лайн».

Подводя итоги, хотелось бы напомнить, что каждый ребенок обладает своими индивидуальными особенностями, поэтому не стоит сравнивать свое чадо с соседским мальчиком или девочкой. Один малыш может быть выше и худее, другой ниже и плотнее. Если показатели веса и роста не сильно отличаются от стандартной программы, то переживать не нужно. Все еще есть сомнения? Развеять их поможет ваш участковый педиатр.

Рост ребенка в 3 года зависит от того, насколько интенсивно малыш развивается. Постоянное увеличение параметра роста - это довольно хороший показатель развития.

Антропологические факторы и их влияние на развитие ребенка

На физиологическое развитие детей влияют следующие факторы:

Питание ребенка (в каком количестве получает он белки, жиры, углеводы, витамины и другими необходимые микроэлементы);

Наследственность;

Гормональный фон.

Также на рост ребенка в 3 года оказывают влияние такие факторы, как хороший уход, физические нагрузки, длительный сон, благоприятная психологическая атмосфера, окружающая ребёнка.

В процессе взросления на детей положительно влияет спорт, который сопровождается частыми прыжками (волейбол, баскетбол).

Кроме того, рост ребенка в 3 года интенсивно увеличивается в процессе сна, особенно утреннего (когда ребёнок постоянно не высыпается или рано встаёт, это негативно сказывается на его развитии).

Психологические факторы замедления роста

Огромное влияние на физическое развитие детей 3 лет имеет пол. У увеличивается быстрее, чем у девочек. Исключением является подростковый возраст, именно тогда девочки нередко перегонят мальчиков в развитии, но потом мальчики все равно набирают своё.

Половое созревание также играет важную роль. Когда в организме подростков находится большое количество половых гормонов, рост замедляется (к 18 годам он практически останавливается).

На рост ребенка 3 года жизни также могут влиять и климатические условия.

Правила проведения измерений

Для того чтобы замерить рост ребенка до 3 лет, применяют измерительную ленту. Процедуру эту делают на столе. Предварительно ленту распрямляют и хорошо закрепляют.

Малыша укладывают на ровную поверхность таким образом, чтобы верхняя часть головы лежала на начале измерительной ленты.

Затем, немного нажав на колени, выпрямляют ноги и производят замер.

Чтобы замерить рост ребенка в 3 года, можно пользоваться ростомером (это из бумаги). Ребенка разувают и ставят на пол, при этом прислоняют спиной к линейке. Тело должно быть выпрямлено, руки нужно опустить вдоль туловища, колени должны быть разогнутыми, а стопы - сдвинутыми. Во время замера нужно следить за тем, чтобы ребёнок легко соприкасался со стеной в трёх местах: спиной (лопатками), попой и пятками. На голову ему кладём перпендикулярно ростомеру любой плоский предмет и на шкале делаем отметку, по которой легко узнаем рост ребёнка. Таблица нормативов позволяет судить о правильном развитии ребенка.

Определение веса

Вес можно легко узнать с помощью цифровых весов. Нужно контролировать, чтобы ребенок располагался строго по центру измерительного прибора. От возраста зависит способ измерения. Малышей кладут на пеленку, после взвешивания из общего показателя вычитают её вес.

Взвешивать нужно утром, перед кормлением, после того, как ребенок сходил в туалет.

Окружность груди замеряют в основном сантиметровой лентой, её накладывают на грудь под лопатками, ребёнок должен отвести в сторону руки. Потом он должен опустить руки, а концы измерительной ленты соединяют на уровне сосков. В момент, когда ребёнок ровно дышит, делают замер. Девочкам, у которых хорошо развита грудь, ленту накладывают над грудью и производят замер.

При измерении окружности головы ленту для замера накладывают сзади на затылок, а спереди - на надбровные дуги. Концы ленты соединяют и получают результат замера.

Оценка антропометрических показателей с применением центильных таблиц

Центильная таблица используется для определения степени развития малыша, она подразделяет детей по параметрам роста, веса, окружности головы и груди. Применять такие таблицы довольно просто и удобно, в полученных результатах легко разобраться.

Колонки таблиц показывают нам числовые границы признаков по доле (процента, центиля) детей определённого возраста и пола.

За средние значения или нормальные величины берут значения, которые имеет половина здоровых детей, это соответствует интервалу 25-50-75 %. Таблица, которая содержит такие показатели, как возраст, вес, рост малышей, указывает на эти показатели, обозначая их красным цветом.

Интервалы, расположенные рядом со средними значениями, оценивают ниже или выше среднего (10-25 % и 75-90 %). Такие показатели родители могут оценивать как вполне нормальные.

А вот когда показатель располагаются в зоне 3-10 или 90-97 %, стоит насторжиться и обратиться к врачу. Когда показатели малыша располагаются в этой зоне, необходимо провести обследование малыша.

Масса тела мальчиков, кг

Возраст

Центили

Возраст

Масса тела девочек, кг

Центили

Когда показатели малыша вышли за установленные пределы нормы, а именно за значения 3 или 97 %, скорее всего, у него имеется какого-то рода патология, которая отражается на его физическом развитии. Когда у вас такие значения, только врач может определить причину отставания в развитии ребёнка и помочь решить эту проблему.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что собой представляет центильная шкала, приведём пример. У нас имеется сто малышей одного возраста и пола. Они стоят по увеличению роста, начиная с маленького и заканчивая наибольшим. Рост первых трех малышей самый маленький, его считают очень низким. От 3 до 10 - низким, от 10 до 25 - ниже среднего, от 25 до 75 - средним, от 75 до 90 считается уже выше среднего, от 90 до 97, согласно существующим нормативам, считается высоким и последние три малыша с очень высоким ростом.

Заключение

Когда прожил ребенок 3 года, рост, вес его должны соответствовать нормальным показателям антропологической таблицы. Это лишний раз подтвердит тот факт, что он нормально развивается, получает должный уход, соблюдает режим дня и полноценно питается.

Для хорошего развития ребёнка его нужно приучать к спорту, труду в раннем возрасте. Вывод напрашивается сам собой: чтобы ребенок не отставал в росте, нужно следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня, правильно питался и дружил с физкультурой. В результате физиологическое развитие не заставит себя долго ждать.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

И новоиспеченные, и уже опытные родители знают, что каждый год жизни малыша уникален. А физическое развитие ребёнка 3-х лет и вовсе характеризуется переломными изменениями. Эта статья поможет вам получить подробную информацию о том, какие конкретные физические параметры считаются нормальными для трёхлетних детей.

Дети растут с индивидуальной динамикой. Важно обращать внимание не на то, на сколько вырастает ребёнок за 3 года, что умеет или не умеет делать, а на сам факт прогресса и приобретения новых навыков. Именно это является показателем развития.

Размер головы трёхгодовалого малыша

Измерение окружности головы необходимо для определения присутствия или отсутствия признаков её увеличения, а также оценки скорости роста. Размер детской головы напрямую зависит от наследственных факторов. Наверняка, вы замечали, насколько различаются размеры голов у взрослых людей. И, разумеется, это не влияет на их интеллектуальные способности, при отсутствии отклонения от нормы.

Негативным симптомом может быть и очень большая, и очень маленькая голова. Превышение допустимых размеров может указывать на макро- и гидроцефалию, и отставание - на микроцефалию.

Окружность головы мальчика в 3 года - от 48,7 до 52,3 сантиметра. Для девочки эти показатели составляют от 47,6 до 51,1 сантиметра. Наиболее быстро окружность увеличивается на протяжении первых двух лет. За это время голова малыша увеличивается в среднем на 33 процента, что говорит о правильном созревании мозга.

Сколько зубов у ребёнка в 3 года?

Как правило, к трём годам у детей уже формируется полный комплект молочных зубов из 20 штук: 4 резцов, 2 клыков, 4 моляров (коренных, жевательных зубов). Первыми вырастают передние зубы - резцы. А последними лезут коренные зубы - у ребёнка в 3 года считается нормой наличие двух жевательных зубов в каждой стороне верхней и нижней челюсти.
По различным причинам формирование молочных зубных рядов на верхней и нижней челюстях может отставать. Эта задержка нормальна и может объясняться различными факторами, включая генетические (особенно влияет генетика матери). При возможности рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Каким должен быть размер ноги ребёнка в 3 года?

Стопа ребёнка вырастает в среднем на четыре сантиметра в течение первых двух лет жизни. На протяжении еще двух последующих лет нога детей становится больше на 2,5-3 сантиметра. В дальнейшем, вплоть до достижения четырнадцатилетнего возраста, нога растет примерно на 1 сантиметр каждый год. Размер ноги в 3 года у мальчика составляет около 16 сантиметров. В свою очередь размер ноги в 3 года у девочки может и должен быть аналогичен. В этом возрасте параметры роста лишь незначительно различаются по половому признаку. Размер обуви девочки 3-х лет или мальчика-ровесника при такой длине стопы составляет 9-9,5 (USA), 26 (EUR).

Размер обувь у трёхгодовалого малыша постоянно меняется. Не покупайте дорогие брендовые туфли и ботинки. Выгоднее потратить эти деньги на качественную ортопедическую обувь отечественного производства.

Размер одежды ребёнка в три года

Вплоть до достижения 5 лет, дети растут практически одинаково, а размер одежды мальчиков практически аналогичен тому, какой размер одежды у девочки в 3 года. Среднестатистический размер платья на девочку 3-х лет или костюмчика для мальчика того же возраста - 28. В 3 года размер одежды мальчика или девочки рассчитывается с учетом стандартных параметров роста - от 98 до 104 сантиметров.

Вес ребёнка в 3 года

Вес девочки или мальчика в 3 года более чем в 4 раза превышает массу тела здорового новорожденного. Мнение о том, какой конкретно вес ребёнка в 3 года - норма может различаться. Так, на вопрос сколько должен весить мальчик в 3 года, отечественные педиатры отвечают диапазоном от 13 до 17,4 килограммов. В свою очередь, когда речь идёт о том, сколько должна весить девочка трёх лет, диапазон несколько снижается - 12,5-17 килограммов. Стандарты ВОЗ более вариативны. С их точки зрения нормальным для мальчика является вес в пределах 11,3-18,3 килограммов, а для девочек - 10,8-18,1.