Каким по счёту ребёнком был Лев Николаевич Толстой в своей большой. Стандартные детские вычеты в нестандартных ситуциях

Дата составления дайджеста - 08.10.2012.

Вычет на ребенка предоставляется каждому родителю, до тех пор пока его доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, не достигнет 280 000 руб. Бухгалтеру, прежде чем предоставлять вычет, необходимо изучить документы, представленные работником, удостовериться в количестве и последовательности детей каждого из родителей. Не всегда дети рождаются в одном браке, а потому их количество и очередность у мужа и жены могут не совпадать. Тем более что не обязательно для получения вычетов быть зарегистрированными мужем и женой, достаточно просто иметь общих детей. А число детей каждого родителя важно, поскольку с 1 января 2012 г. вычет на третьего и последующего ребенка составляет 3000 руб., в то время как на первого и второго ребенка - 1400 руб. Иногда родители решают, что мамин и папин вычет будет получать только один из супругов, например отец. Чтобы организация правильно предоставляла такие вычеты своим работникам, мы в данном выпуске подготовили ответы на вопросы, связанные с различными ситуациями.

Из данного выпуска вы узнаете:
1. Почему суммы вычетов у родителей на одного и того же ребенка могут отличаться.
2. Какие документы требовать от работника, претендующего на вычет.
3. В каких случаях удвоенный вычет предоставить нельзя.
4. Как «перераспределить» вычет между супругами и другое.

1. Порядок предоставления налоговых вычетов на детей
1.1. В каком порядке определяется очередность детей: в хронологическом порядке по датам рождения или в зависимости от того, предоставляются ли на них стандартные налоговые вычеты по НДФЛ?

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. При определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется ли на него вычет. При этом очередность детей определяется в хронологическом порядке по датам рождения.
Вопрос: Сотрудница организации имеет троих детей в возрасте 19 (работает), 12 и 7 лет. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ, вступившим в силу с 22.11.2011 и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 в части предоставления стандартного налогового вычета на третьего и последующих детей, а также на детей-инвалидов, размер вычета составляет 3000 руб. Как следует применять данную норму: определять очередность детей в хронологическом порядке по дате рождения или в зависимости от того, предоставляется ли на них стандартный налоговый вычет по НДФЛ? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в коммерческих организациях", 2012, N 2) { КонсультантПлюс }
Вопрос: О порядке предоставления и размере стандартного налогового вычета по НДФЛ на детей для однодетных и многодетных родителей. (Письмо ФНС России от 05.05.2012 N ЕД-2-3/326@) { КонсультантПлюс }

1.2. Предоставляется ли стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего ребенка в размере 3000 руб., если двое первых детей уже взрослые (им более 24 лет) и стандартные налоговые вычеты по НДФЛ на них не предоставляются? Считается ли такой ребенок третьим в очередности детей или на него предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ, как на первого ребенка, находящегося на обеспечении родителей?
Налогоплательщик, являющийся родителем троих детей, на двоих из которых стандартные налоговые вычеты уже не предоставляются, имеет право на получение с 01.01.2012 вычета на третьего ребенка за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб.
Вопрос: Предоставляется ли стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего ребенка в размере 3000 руб., если двое первых детей уже взрослые (возраст более 24 лет) и на них стандартный налоговый вычет по НДФЛ не предоставляется? Считается ли такой ребенок третьим в очередности детей или на него предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ как на первого ребенка, находящегося на обеспечении родителей? (Письмо Минфина РФ от 10.02.2012 N 03-04-05/8-146) { КонсультантПлюс }

1.3. Имеет ли право жена на вычет в размере 3000 руб. на ребенка, если у мужа от первого брака есть двое детей, их родная мать по решению суда платит алименты, а сами дети живут с отцом в этой семье и находятся на содержании. При этом брак зарегистрирован, и от этого брака родился общий ребенок. На старших детей мужа жене предоставлялись вычеты, когда они учились в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Налогоплательщик, являющийся родителем ребенка, имеет право на получение стандартного налогового вычета на третьего ребенка в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода, поскольку при определении очередности учитываются также двое детей супруга от первого брака.
Вопрос: ...О порядке предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ. (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 N 03-04-06/8-10) { КонсультантПлюс }

1.4. При определении очередности детей для установления размера стандартного налогового вычета учитываются ли опекаемые дети также в хронологическом порядке по датам рождения? Например, женщина является матерью троих детей 2002, 2004 и 2008 годов рождения. Она также признана опекуном ребенка 2003 года рождения. Правомерно ли в данном случае считать, что опекаемый ребенок является вторым для установления размера стандартного налогового вычета?
При определении очередности детей для установления размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, включая подопечных, в хронологическом порядке по датам рождения, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, подопечный он или родной. В качестве документа, подтверждающего дату рождения ребенка, выступает свидетельство о рождении ребенка, представляемое налогоплательщиком налоговому агенту. Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) указанное свидетельство содержит, в частности, сведения о дате и месте рождения ребенка.

1.5. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае, если первому ребенку 27 лет, второй ребенок умер, а третьему ребенку 13 лет?
Налогоплательщик, являющийся родителем троих детей (включая ребенка, который умер), имеет право с 01.01.2012 на получение стандартного налогового вычета на третьего ребенка за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб.
Вопрос: ...1. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, из которых третий - ребенок-инвалид? 2. В каком порядке предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ налогоплательщику, состоящему во втором браке, имеющему двоих (троих) детей от предыдущего брака и выплачивающему (или не выплачивающему) алименты на их содержание? 3. Учитываются ли дети, которые умерли, при определении применяемого размера стандартного налогового вычета по НДФЛ? (Письмо Минфина РФ от 10.02.2012 N 03-04-06/8-33) { КонсультантПлюс }
Вопрос: У налогоплательщика на обеспечении находятся двое несовершеннолетних детей. При этом ранее (до момента рождения этих детей) у налогоплательщика родился мертвый ребенок. В целях предоставления стандартных налоговых вычетов, установленных пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, какими по счету будут являться живущие дети и в каком размере предоставляется соответствующий вычет в 2012 г.? (Консультация эксперта, 2012) { КонсультантПлюс }

1.6. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, третий из которых - инвалид?
При предоставлении стандартного налогового вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находятся трое детей, третий из которых является инвалидом, суммирование налоговых вычетов на третьего ребенка и ребенка-инвалида не производится. В этом случае применяется специальная норма, устанавливающая налоговый вычет на ребенка-инвалида в размере 3000 руб., причем вне зависимости от того, каким по счету он является. Поэтому, если бы ребенок-инвалид был первым по счету, размер вычета был бы тем же (3000 руб.).
Вопрос: У физлица трое детей, третий - инвалид детства. Физлицо получало стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 4000 руб. (1000 + 1000 + 2000), так как в отношении ребенка-инвалида указанный вычет предоставлялся в двойном размере. Согласно внесенным изменениям в ст. 218 НК РФ с 1 января 2011 г. стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего ребенка предоставляется в размере 3000 руб. В каком размере физлицо имеет право получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка-инвалида? (Письмо Минфина РФ от 14.02.2012 N 03-04-05/8-178) { КонсультантПлюс }

1.7. По какому признаку детей необходимо считать первым, вторым, третьим, если в семье трое детей одной даты рождения?
Согласно ст. 23 Федерального закона N 143-ФЗ свидетельство о рождении ребенка содержит дату составления и номер записи акта о рождении. В п. 2 ст. 22 указанного Закона определено, что в случае рождения двойни или более детей одновременно запись акта о рождении составляется в отношении каждого ребенка с указанием последовательности рождения детей. В случае государственной регистрации рождения двойни или более детей сведения о детях вносятся в бланк актовой записи в последовательности, соответствующей последовательности рождения детей. При этом в графе 7 "Количество родившихся детей (один, двойня или более детей)" указывается прописью количество родившихся детей, а также отмечается, каким по счету ребенок родился (п. 21 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.04.1999 N 432). Следовательно, в рассматриваемой ситуации хронологическая очередность рождения детей будет соответствовать последовательности порядковых номеров записей актов о рождении, содержащихся в свидетельствах о рождении.
Вопрос: Физлицо является отцом троих детей: первый ребенок - учащийся школы в возрасте 17 лет, второй и третий - близнецы в возрасте 12 лет, один из которых является ребенком-инвалидом. В данной ситуации невозможно определить, кто является вторым ребенком из близнецов, так как дата рождения у них одинаковая. Стандартный налоговый вычет возможен в двух вариантах: 1000 + 1000 + 3000 = 5000 руб.; 1000 + 3000 + 3000 = 7000 руб. В каком размере физлицо может получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ? (Письмо Минфина РФ от 21.12.2011 N 03-04-05/8-1075) { КонсультантПлюс }

2. Какие документы необходимы для получения "детского" вычета по НДФЛ на ребенка супруги?
2.1. Какие документы необходимо представить супругу в целях получения стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка супруги в следующей ситуации: родной ребенок супруги проживает вместе с супругами (брак зарегистрирован), при этом супруг не является ни родным отцом ребенка, ни его опекуном (ребенок не усыновлен). Ребенок носит девичью фамилию матери. В свидетельстве о рождении ребенка в графе "Отец" стоит прочерк. У супругов есть общие дети, рожденные в браке в 2008 и 2010 гг. В соответствии с удостоверением многодетной семьи супруг является отцом, супруга - матерью, на их обеспечении находятся трое детей.

В случае если ребенок супруги проживает совместно с супругом, независимо от его усыновления стандартный налоговый вычет может быть предоставлен супругу, на обеспечении которого находится ребенок. Документами, подтверждающими право на получение стандартного налогового вычета на ребенка, могут быть, в частности, копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельства о регистрации брака, справка жилищно-коммунальной службы о совместном проживании ребенка с родителем (родителями), супругом (супругой) родителя, заявление родителя об участии супруга в обеспечении ребенка.
Вопрос: Имеет ли право супруг на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ на приемных детей в случае, если удостоверение приемного родителя выдано супруге? Какие документы необходимы для получения стандартного налогового вычета по НДФЛ на приемных детей в указанном случае? (Письмо Минфина России от 06.04.2012 N 03-04-05/8-465) { КонсультантПлюс }

2.2. Работник зарегистрирован и проживает по адресу, указанному в справке о составе семьи по месту жительства работника, вместе с ним фактически проживают жена и ребенок, но они зарегистрированы по другому адресу. Какие документы могут подтвердить, что жена и ребенок фактически проживают совместно с работником и ребенок находится на обеспечении обоих родителей?
Если ребенок фактически проживает с родителями и находится на их обеспечении, то независимо от регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей оба родителя имеют право на получение стандартного налогового вычета. Документами, подтверждающими такое право, могут быть, в частности, копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельства о регистрации брака, справка из образовательного учреждения о том, что ребенок является студентом. Факт совместного проживания ребенка с родителем может быть подтвержден справкой с места его жительства соответствующей жилищно-эксплуатационной организации (Единым информационно-расчетным центром), либо справкой товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо справкой городской, поселковой или сельской администрации (такая справка может быть выдана работнику, если он действительно уплачивает коммунальные платежи за ребенка и жену, которые фактически проживают с ним). Кроме того, указанный факт может быть установлен в судебном порядке.
Вопрос: При оформлении на работу работник для целей получения стандартного налогового вычета по НДФЛ, установленного пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предъявил следующие документы: 1) свидетельство о браке; 2) свидетельство о рождении ребенка; 3) справку из учебного заведения (очная форма обучения); 4) справку о составе семьи по месту жительства работника, в которой жена и ребенок не указаны. Жена и ребенок фактически проживают с данным работником, однако они зарегистрированы по другому адресу. Каких-либо документов, подтверждающих их совместное проживание, не представлено. Вправе ли работник получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ? Какие подтверждающие документы необходимы в данном случае? (Письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/8-401) { КонсультантПлюс }

2.3. Какие документы супруг должен представить работодателю для получения стандартных налоговых вычетов на детей, если в семье четверо детей, трое из которых - дети супруги от предыдущего брака, а один - общий ребенок? Трое детей супруги зарегистрированы по месту прописки супруги и ее бывшего мужа, а общий ребенок - по месту регистрации настоящего мужа. В отношении троих детей бывший супруг платит алименты, на что есть соответствующее добровольное соглашение. Имеет ли второй супруг право на получение налоговых вычетов и какие документы он должен представить с учетом того, что фактически дети находятся на иждивении трех граждан?
В случае если трое детей супруги от первого брака проживают совместно со вторым супругом, стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены второму супругу, на обеспечении которого находятся дети. Документами, подтверждающими право второго супруга на получение вычетов на детей, могут быть, в частности, копии свидетельств о рождении всех четверых детей, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельства о регистрации брака. О том, какими документами подтверждается факт совместного проживания детей с супругом матери, сказано выше.
Вопрос: У женщины четверо детей, трое из них от первого супруга, а один ребенок - от второго супруга. Первому ребенку 14 лет, второму - 10 лет, третьему - 8 лет, четвертому - 8 месяцев. Дети от первого супруга проживают совместно со вторым супругом, при этом они прописаны по месту жительства первого супруга. Первый супруг выплачивает алименты на содержание троих детей. Оба супруга работают в одной организации, которая отказала второму супругу в получении стандартного налогового вычета по НДФЛ. Кто имеет право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ и какие документы необходимо представить? (Письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/8-402) { КонсультантПлюс }

2.4. Какие документы подтверждают право на получение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ налогоплательщиком, состоящим во втором браке, имеющим двоих (троих и т.д.) детей от предыдущего брака и выплачивающим алименты на их содержание?
Если брак между родителями расторгнут, второму родителю, который находится во втором браке и проживает отдельно от детей, для подтверждения права на получение налоговых вычетов необходимо представить копии свидетельств о рождении детей и документы об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Вопрос: ...Отец ребенка, являющийся работником организации, уплачивает алименты на ребенка и совместно с ним не проживает. После смерти матери ребенка опекуном ребенка назначена бабушка, проживающая вместе с ним. Имеет ли право работник организации на получение стандартного вычета по НДФЛ в двойном размере на несовершеннолетнего ребенка согласно абз. 13 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при условии представления следующих документов: свидетельства о рождении ребенка; паспорта с отметкой о расторжении брака с матерью ребенка (новый брак не заключался); свидетельства о смерти матери ребенка? (Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-04-06/8-206) { КонсультантПлюс }
Вопрос: Налогоплательщик уплачивает алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка. При этом размер удерживаемых организацией с доходов работника алиментов ниже, чем установленная законодательством величина прожиточного минимума для детей. На этом основании организация отказала плательщику в предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка. Правомерна ли позиция организации? (Консультация эксперта, 2012) { КонсультантПлюс }

3. Предоставление вычетов на детей при разводе родителей

Документы, представленные в дайджесте, включены в Систему "КонсультантПлюс".

Как складывается жизнь детей из-за того, что их родители когда- то приняли решение обзавестись вторым, третьим, N + 1 ребенком? Эта тема звучит во многих сказках, и не только в сказках. Интересна она и для психологов, издавна обсуждающих вопрос о зависимости личностных особенностей от так называемого «порядка рождения ребенка» в семье.

Пионер в постановке этой проблемы Альфред Адлер выделял следующие «порядковые позиции» ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. Основываясь на этой классификации и используя собственные наблюдения, мы попытаем­ся проанализировать, как порядок рождения ребенка влияет на развитие его личности.

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача - понять взрослых; постоянно решая ее, он развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения. Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они много, го требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Видима в силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь родителей, единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, да и у родителей в этом случае оказывается гораздо больше времени на развитие своего отпрыска и общение с ним.

Однако здесь существует риск «привязывания», «выученной беспомощности». Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок». (Нам представляется, что последним вариант весьма вероятен в той семье, где до этого были проблемы с беременностью или по каким-либо другим причинам ребенок родился поздно.)

Вторая позиция - старший ребенок, который проходит в своем развитии три стадии:

1. Он единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.

2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет пяти-шести лет, то рождение брата или сестры может вызвать у него сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло на самом деле, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял теперь кто-то другой». Здесь могут брать начало зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.

3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Решение выглядит так: «Любое дело я могу сделать лучше, чем малыш, я старше и умнее». Это решение старшего ребенка закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в свое оправдание, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Адлерианцы характеризуют старших детей как соблюдающих правим стремящихся к совершенству, успеху и чаще всего достигающих его, а если нет, то бросающих начатое. Это обычно «хорошие» дети (послушные, действующие сообразно правилам). Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребенок иногда превращается в глубоко тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.

Старшие нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувств ительны к замечаниям других и изменениям отношений. У старшего ребенка обычно низкие оценки по фактору «социальный интересе (идентификация с другими, эмпатия, склонность к кооперативному поведению, альтруизм), причем, чем больше семья, тем эти показатели ниже. Старшие существенно ориентированы на родителей, и такова, по мнению многих исследователей, причина более выраженной совестливости. Чаще всего они ориентированы на занятия науками.

С одной стороны, старшие могут начать руководить младшими, а с другой - они могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей. Кроме того, старший пытается каким-то образом противостоять младшему брату или сестре, которому достается теперь львиная доза родительского внимания. В этом случае старший ребенок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей (создавая тем самым у себя иллюзию близости с ним).

Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Считается, что «закладка» основных характеристик личности человека происходит до шести лет. Поэтому, возможно, что первенец, старший остальных детей более чем на 6-7 лет, сохранит характеристики единственного.

Третья из вышеупомянутых позиций рождения - младший из двух детей в семье. Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младшие обнаруживают большую импульсивность, неконтролируемость аффективных реакций, враждебность, драчливость. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Младшие дети чаще становятся «любимчиками»; быть может, поэтому, как и отмечается во многих работах, они эмоционально стабильнее, старшие же более тревожны, эмоционально неустойчивы.

Младшие более общительны, доминантны, беспечны, практичны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей (во всяком случае в детстве, однако стереотипы поведения формируются именно в этот период жизни). Бывает даже, что за ними очень надолго закрепляется прозвище «малыш», замечательный пример тому - книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности младшего ребенка.

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Как показали исследования, основное внимание в семье уделяется старшим, которые считаются «надеждой семьи», так как они «самые умные» и «умелые», и младшим, как «самым беспомощным». Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствуй себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим. С другой стороны, если исходить из концепции А. Адлера, объясняющей эффект порядка рождения борьбой за власть, средние дети, завоевывая себе «место под солнцем», должны становиться не дружелюбными, а, скорее, злобными.

Последняя описываемая позиция - младший из трех или большего числа детей. Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, у него имеются следующие альтернативы: либо всю жизнь притворяться ребенком, либо найти способ обойти остальных, как Иванушка - дурачок в русских сказках. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других («И в кого он такой?» - обычно звучит в адрес именно этих детей). Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему (на которого буквально обрушивается шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер, ведущих к его эмоциональной нестабильности). Кроме того, эмоциональная нестабильность старших детей может объясняться потерей внимания родителей с рождением следующего ребенка и неспособностью адекватно оценить сложившуюся ситуацию и найти конструктивный способ реагирования на нее.

Разумеется, описанные нами закономерности не являются фатальными, а лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения. Знание этих тенденций поможет родителям избежать многих нежелательных последствий, к которым может привести описанное выше распределение ролей между детьми в семье.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Вы наверняка слышали мнения о том, что старший ребенок в семье вырастает самым ответственным, а единственные дети часто бывают эгоистичны и требовательны. Правда ли, что ваш характер и таланты могут быть напрямую связаны с тем, какой по счету вы ребенок в семье?

Сегодня сайт решил разобраться, как наш характер и ум связаны с очередностью рождения и связаны ли вообще.

Теорию об этой взаимосвязи выдвинул еще в 1920-х годах Альфред Адлер (Alfred Adler), коллега и друг Зигмунда Фрейда. По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение.

  • Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, первый ребенок консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает заботливым, склонным к отцовству (материнству) и часто берет инициативу в свои руки.
  • Второй (средний) ребенок. Ему задает темп старший брат или сестра. Часто стремится побить рекорды старших. Темп развития более высокий. Честолюбив и не склонен к эгоизму. Может ставить перед собой непомерно высокие цели, что повышает количество неудач, хотя часто неудачи его только закаляют.
  • Последний ребенок (самый младший). Как правило, окружен заботой и вниманием со всех сторон. Может испытывать чувство неполноценности и отсутствие чувства независимости. Но у него высокая мотивация превзойти старших. Часто становится лучшим в одной выбранной им области (лучший спортсмен или музыкант), а также быстро находит общий язык с людьми. Хотя младший часто может быть более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети.
  • Единственный ребенок. Часто соперничает с отцом. Обычно слишком долго находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость от внимания и эгоцентризм. У него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Однако ему не откажешь в перфекционизме, и часто он, несмотря ни на что, добивается поставленных задач.

Теория о том, что порядок рождения влияет на личность и IQ, стала достаточно популярной и разделила мнения ученых. Одни полностью не согласны, в то время как другие убеждены, что это играет решающую роль в характере ребенка. Ученые из Лейпцигского университета и Университета Иоганна Гутенберга в Майнце (Германия) провели исследование и изучили более чем 20 000 взрослых из США, Германии и Великобритании. В этом самом исследовании они сравнивали братьев и сестер в семьях и порядок их рождения.

Выяснилось, что старшие дети имеют более высокие показатели в тестах на интеллект , хотя не такие значительные. Ученые не нашли никаких доказательств того, что очередность рождения влияет на эмоциональную стабильность и воображение.

При проведении же другого исследования было найдено больше доказательств того, что порядок рождения влияет на формирование личности. Ученые проанализировали характеры 370 000 старшеклассников из США.

Главные выводы, которые они сделали: первенцы более честные и склонны к лидерству, а также менее общительны и устойчивы к стрессу. Средние дети более добросовестны и усердны. А младшие открыты и общительны. Дети, которые были единственными в семье, часто нервозны, но при этом достаточно общительны и социальны.

На самом деле стоит признать, что данные исследования имеют ряд неточностей, так как не учитывают такие важные социальные факторы, как национальность, образование, благосостояние и отношения в семье. Да, очередность рождения имеет определенное влияние на характер в связи с разными условиями, в которых оказываются дети. Но не стоит забывать, что основную роль все-таки играет взаимосвязь между родителями и ребенком и воспитание, которое может быть индивидуальным для каждого из детей в семье.

На первенца родители обычно возлагают большую ответственность. Младшим братьям и сестрам он отчасти заменяет папу и маму: следит за малышами, помогает им готовить уроки, может даже ходить на родительские собрания... Получается, он конкурирует с родителями, хотя на самом деле дотянуться до них не в силах. За детство первенец привыкает полагаться больше на себя, чем на других. Конечно, такой подход способствует успеху в жизни. Но сулит ли он счастливую жизнь, это большой вопрос. Старший в семье мальчик, скорее всего, пойдет по стопам папы и в профессиональной деятельности, девочка повторит судьбу мамы. Первенец всегда будет брать на себя завышенные обязательства, заботиться о тех, кто рядом, станет хорошим руководителем и... будет страдать от перегрузок и на работе, и в семейной жизни. Типичный комплекс «старшего брата». В семье он станет решать все сам, с женой не советуясь. Ему бы в жены девушку, которая сама была младшей сестрой, чтобы во всем спокойно уступала. Или женщину, стремящуюся принадлежать к деловой элите. Она получит надежного спутника жизни, наделенного чувством долга, но сдержанного и замкнутого в супружеских отношениях.

Второй

Второй ребенок, если он родился чуть позже первого, будет конкурировать со старшим и неизбежно проигрывать ему. Полтора-два года – небольшая разница, даже в росте второй может догонять первого, но все-таки ему очень трудно стать умнее и взрослее первенца, хотя кажется, еще чуть-чуть – и он его догонит. Если второй ребенок – девочка и старший у нее – брат, очень может случиться, что в отрочестве она будет вести себя как мальчик: как мальчик стричься, одеваться, дружить с мальчишками... И в дальнейшей жизни играть на мужском поле: конкурировать с мужчинами, по-мужски строить с ними отношения и... мужчинам проигрывать. Американские исследования показали, что успехов в жизни добиваются те женщины, у которых не было старших братьев.
Для второго ребенка открываются в жизни три пути:
  • направо пойдешь – будешь вечно доказывать, что ты не хуже, в таком соревновании и пройдет вся твоя жизнь;
  • прямо пойдешь – займешься чем-то, что не умеет делать старший (конструктивное решение), или станешь его противоположностью – пьяницей, наркоманом, дебоширом, в общем, асоциальным типом (неконструктивное решение все того же пути – пойти перпендикулярно линии старшего брата);
  • налево пойдешь – останешься навсегда маленьким, младшеньким, несмышленышем, зато при маме.

Третий

Но вот появляется третий ребенок. Второй становится средним и переживает истинную драму: только что он был младшим со всеми вытекающими выгодами и вдруг это место потерял! В такой ситуации очень многие дети неосознанно выбирают для себя второй путь развития, причем неконструктивное его ответвление. А третий занимает теплое местечко. Со старшими не надо соревноваться, за любовь родителей не надо бороться, тебе и так все достанется. Ты маленький, ты любимчик. Что при таком раскладе вырастет из третьего? Если он (будь то мальчик или девочка) наделен творческими и интеллектуальными способностями, может во взрослой жизни заняться чем-нибудь для своего удовольствия, не конкурируя ни с кем. Иногда это
приносит пользу и окружающим, пример – младшенький в семье Дмитрий Менделеев с его открытиями. Если талантами Бог не наградил, будет паразитировать – искать, кто бы его носил на ручках, заботился о нем, кормил... И ведь найдутся такие! Потому что младшенькие третьи получаются людьми милыми и обаятельными, им ведь не приходилось нарабатывать в себе агрессию, чтобы самоутвердиться, обогнать старшего брата или занять место рядом с родителями.

У каждого свой путь

Как же многодетным родителям надо себя вести, чтобы их дети не были обречены на эти в общем-то невеселые жизненные схемы?
Старшему надо почаще позволять чувствовать себя ребенком. Не останавливайте его, когда он балуется или дурачится так, как это делают все дети, поддержите его увлечения, проводите побольше времени с ним наедине, без младших, он тоже хочет побыть маленьким.
В среднем ребенке найдите какую-то особенность, за которую его в семье ценят, и поддерживайте те его увлечения, которые не копируют хобби старшего. Никогда второго ребенка не сравнивайте с первым, не заставляйте равняться на первого, у каждого – свой путь!
А третьего, чтобы он вырос ответственным и самостоятельным, надо загрузить обязанностями. Он должен в доме за что-то отвечать: хоть поливать цветы, хоть кормить котенка... Поменьше ему привилегий!

«Французский счёт» - Французский язык. HUIT. DIX. TROIS. UN. CINQ. SIX. CONTE DE ZERO A DIX. NEUF. Счет до 10. ZERO. SEPT. DEUX. QUATRE.

«Жизнь и творчество Толстого» - Ясная Поляна – родовое поместье Толстых. Л. Н. Толстой в последние годы жизни. Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука». «История моего детства». И. Н. КРАМСКОЙ (1837-1887) Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1873. Портрет И. Е. Репина. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Л. Н. Толстой на пашне.

«Работа с ребёнком» - Дорисовывание. Шептание на ухо. Торжествовать Дни рождения детей. Какими становятся воспитанники. Решение проблемных ситуаций. Направления работы с дошкольниками. Работа с детьми по развитию творческих способностей. Быть преданным и искренним в своей деятельности. Бережно относятся к природе и объектам духовной и материальной культуры.

«Математика 1 класс счёт» - Что изменилось? составь выражения. Ты справился со всеми заданиями! Незнайкина задача. Сколько маленьких утят Плавать и нырять хотят? Математика 1 класс. Но один малыш устал, От товарищей отстал. 9-2. Математические выражения. 3+3. Завтра тебя ждут интересные дела! 6+2. Установи соответствие. Попробуй еще раз!

«Устный счёт» - В салоне бывали Лев Толстой и Петр Ильич Чайковский. «Устный счет". Умер Рачинский 2 мая 1902 году. Картина «Устный счет» была написана в 1895г. Рачинские увлекались музыкой, поэзией и цветоводством. Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет». С.А.Рачинский – замечательный педагог. Решите пример.

«Устный счёт в школе» - Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Собери яблоки в корзины. Ни ручек. Развивать логическое мышление, внимание, память. Формировать вычислительные навыки. Методические основы устного счета. Цели и задачи. Задачи в стихах. Разнообразие заданий - залог успешной работы.