Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Ребенок воспитатель себя. Положение ребенка в семье - «в порядковом номере

В системе семейных отношений дети могут выполнять различные роли:

1. «Кумир семьи». В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Тот из взрослых, кто этого не делает, осуждается остальными родственниками. Жизнь семьи полностью посвящена ребенку, на первый взгляд. И все же иногда такая всеобщая любовь не бескорыстна. Не исключено, что это — отражение соперничества взрослых. Каждый старается показать, кто здесь главный, демонстрируя эту привязанность и свой большой вклад в нее. Или возможна др. причина такого поведения членов семьи — их объединяет только ребенок. Истинного единства нет, но видимость благополучия поддерживается общей заботой.

Результат: в такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.

2. «Мамино (папино, бабушкино и т.д.) сокровище». В данном случае ребенок — не всеобщий, а чей-то личный кумир. Часто такое происходит, если кто-то из взрослых не удовлетворен отношениями в семье и изливает свою потребность в любви на ребенка. А он попадает в нелегкое положение: чувствуя особое отношение одного из родных, так же остро он ощущает холодность другого. «Маменькину сынку» достаются насмешки в семье и среди сверстников. «Бабушкино сокровище» часто вообще воспринимается как нечто чуждое — «Вот оно, бабушкино влияние!» Иногда ребенка используют как союзника в соперничестве между взрослыми, провоцируя его на непослушание другому, «недостаточно любящему» родителю.

Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка — традиционную женскую (если она — «папенькина дочка»).

3. «Паинька». Внешне очень послушный, воспитанный, примерный ребенок. В семье от него ждут прежде всего соблюдения приличий. За это награждают и одобряют. До настоящих чувств ребенка никому нет дела.

Результат: нередко таким образом воспитывается лицемерие, к-рое закрепляется на всю оставшуюся жизнь. Бывают случаи, когда такие дети совершают противоправные действия. Др. результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.

4. «Болезненный». Разумеется, болеют все дети. Но бывает и так: долго болевший ребенок выздоровел, а кто — то в семье упорно продолжает считать его слабым, беспомощным и требует от остальных такого же отношения. Не исключено, что такая позиция просто выгодна этому члену семьи — чтобы окружающие считали его постоянно загруженным заботами о ребенке. Или, напр., это повод удержать мужа в семье. А иногда просто не хочется ломать установившийся стереотип отношения к ребенку — так всем удобнее.

Результат: ребенок может вырасти мнительным, пассивным, избегающим любого напряжения, привыкшим к постоянной заботе о себе.

5. «Ужасный ребенок» в семье воспринимается только как источник напряжения, хлопот, отрицательных эмоций. Все в семье только и делают, что призывают его к порядку. Неизвестно, что тут первично — непослушание ребенка, а потом реакция взрослых, или наоборот — на бесконечные выговоры и наказания он реагирует ухудшением поведения. Если никакого эффекта от «воспитания» нет, «ужасный ребенок» превращается в глазах семьи в «мучителя». В таком случае это иногда бывает поводом для кого-то из родителей устраниться: вы его распустили, вы и отвечайте. Еще более острая ситуация: навязывание роли «мучителя» — это способ изолировать от семьи самого ребенка. Напр., это ребенок от первого брака, а в семье родился др. малыш. Старший реагирует ревностью, непослушанием, а родители используют это как повод объявить его «ужасным» и лишить своей любви. Иногда «ужасный ребенок» выступает в роли «козла отпущения» для всей семьи.

Результаты такого распределения ролей: ребенок может полностью лишиться к.-л. ограничителей в своих поступках. Зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным. Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут. Другой приучается хитрить, изворачиваться.

6. «Золушка» в современных семьях встречается все реже. Из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее, в т.ч. и поощрения, достаются взрослым или др. ребенку в семье.

Результат: ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.

Все сказанное о ролях ребенка в семье вовсе не означает, что его сознательно и злонамеренно обрекают на такие амплуа. Чаще всего, если не считать «козла отпущения», родители уверены, что они желают добра ребенку. И все же очевидно, что любые навязанные роли ограничивают возможности свободного развития ребенка, а часто закрепляют в нем нежелательные черты.

Положение ребенка в семье

Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев - отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами - братьями и сестрами. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.

Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% - в семьях социального риска. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 0,9% родителей. В исследовании Д.В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежали к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка - многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

В1999 г. ежемесячный совокупный доход в семьях умственно отсталых детей составлял 500-1000 рублей (61,4%) и менее 500 (29,2%). Таким образом, подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль "фобия потери ребенка" либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с "фобией утраты ребенка". Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него "избегающее" поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери - необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей

Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения в вузе. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.

Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку с особыми потребностями, упускается из виду.

У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид "особых" детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей и студентов-дефектологов старших курсов.

Центральным компонентом стереотипа умственно отсталого ребенка у будущих педагогов является нарушение познавательной деятельности. У первокурсников главным элементом стереотипа являются нарушения поведения.

Социальный стереотип образа "особого" ребенка у людей, мало знакомых с проблемой, не содержит таких категорий описаний, как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность к отношению окружающих. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения.

Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это связано с застреванием родителей на более ранних стадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением в развитии, - на фазе имплицитного отрицания, когда факт отклонения формально признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой "особых" детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога - не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха. В целом полученные данные показывают, с одной стороны, относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к "особому" ребенку у лиц обследованных категорий, с другой - их определенную модификацию под влиянием профессионального образования. Последнее свидетельствует о важности эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов.

В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

Каждый ребенок является уникальной личностью.

Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в "няньку". Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.

Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых навыков уделяется значительно меньше внимания.

Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье

Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние.

Он на примерах убеждает мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, является не столько обузой для нее, сколько источником ее духовного роста. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуманнее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они или нет. Такое "прозрение" матери является благом для обоих - матери и ребенка - и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений. Ребенок пробуждает в матери ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

Специалист напоминает родителям о необходимости сохранять физическое и психическое здоровье. Для этого полезно выполнять некоторые рекомендации относительно общего режима, а также владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять своим дыханием (урежение дыхания) способствует регуляции эмоционального состояния, особенно в стрессовых ситуациях.

Специалист разъясняет родителям важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.

Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.

Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами.

Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те приемы, которые оказались эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.

Надо учить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.

Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, внимание, мышление, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

создание благоприятных условий для обучения и охрани тельного режима;

формирование эмоционально-положительного, предметно- практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Фактически он оказывается и самым старшим, и самым младшим ребёнком в семье. Но его положение - это сумма их свойств, оно очень своеобразно. Для отца и матери он выступает единственным объектом их родительских чувств, всецело принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь. В единственном ребёнке родители желают видеть своё продолжение, воплощение своих устремлений. Они всячески поощряют его познавательное развитие, радуются его успехам, и это стимулирует все новые достижения. Желая оправдать надежды родителей, единственный ребёнок стремится к совершенству во всех своих начинаниях. Но это чревато и серьёзной психологической проблемой, поскольку далеко не для всех совершенство достижимо, а неизбежные ситуации воспринимаются очень болезненно.
Проблема состоит и в том, что, привыкнув к своему исключительному, "монопольному" положению, единственный ребёнок с трудом изживает естественный детский эгоцентризм и зачастую до зрелых лет остается инфантильно сосредоточенным на собственной персоне. Поскольку он не привык к близкому общению с другими детьми, он порой не знает, как вести себя в межличностных отношениях. Ему бывает трудно понять нормальные изменения в настроении другого человека, так как единственной точкой отсчёта он привык считать самого себя. Неудивительно, что единственные дети нередко бывают избалованными, капризными, чрезмерно требовательными.
В воспитании единственного ребёнка родителям надо учитывать эти его особенности и стараться не культивировать в нем самососредоточенность и эгоцентризм. Важно ставить перед растущим человеком достаточно высокие, но не завышенные требования, помогать ему, справляться с неудачами. Общение с близкими взрослыми - отцом и матерью, бабушками и дедушками - для нормального развития личности совершенно необходимо, но недостаточно. Надо, чтобы ребёнок с малых лет приобретал опыт общения со сверстниками, иначе впоследствии ему трудно будет уживаться с людьми.

Старший ребенок некоторое время занимает в семье положение единственного. Впоследствии, когда для него уже стала привычной такая привилегированная позиция, появивщийся новорожденный вдруг отвлекает от него внимание родителей. Причем родительское внимание даже не делится надвое, а по большей части адресуется младшему. Если к этому моменту первенцу ещё не исполнилось пяти лет, появление в семье второго ребёнка становится для него травмирующим переживанием. После пяти - шести летнего возраста старший уже не так зависим от родительского участия, многие его интересы выходят за рамки отношений с родителями. Поэтому его права ущемляются меньше.
Когда второй ребёнок другого пола, негативная реакция первого не столь драматична, поскольку отсутствует сравнение и соперничество.
Если старший ребенок того же пола, что и младший, то он изо всех сил старается быть хорошим в глазах родителей, чтобы они продолжали любить его, как прежде или по крайней мере сильнее, чем новорожденного. Родители неосознанно поощряют эти старания, давая старшему понять, что он (она) больше и умнее новорожденного, хотя своё внимание уделяют преимущественно малышу. Таким образом у старшего поощряют рассудительные и логические высказывания, продуктивные и целесообразные действия, а это не может не сказаться на всем его умственном развитии.
Отец и мать также надеются, что старший ребёнок будет подавать хороший пример младшему и примет участие в уходе за ним. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть наставником, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера.
Старший ребенок обычно менее склонен к играм и больше - к серьёзным занятиям, к которым он относится добросовестно. Из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путём, а так же из-за чрезмерной серьёзности старшие дети порой испытывают трудности в приобретении друзей. Они обостренно чувствительны ко всякой критике, которую часто расценивают как унижение. Но и сами бывают чересчур критичны и нетерпимы к чужим ошибкам.
Родителям необходимо помнить: появление в семье второго ребёнка для первенца событие не столько радостное, сколь драматичное. Ведь его собственная роль резко меняется, а требования к нему возрастают. Поэтому надо позаботится, чтобы такая перемена не стала слишком уж резкой, а требования - чрезмерными. Хорошо, когда старший помогает в воспитании младшего, но нельзя забывать, что и сам он ещё мал и нуждается в родительской заботе.

Младший ребёнок , как и единственный оказывается избавлен от психической травмы в связи с появлением новорожденного. Для всей семьи он - малыш. Причем с этим ощущением он может жить очень долго, сохраняя некоторый инфантилизм даже в зрелые годы. Он привыкает ожидать от жизни только хорошего и поэтому оказывается великим оптимистом. Ему уделяется особое внимание и прощается больше, чем другим. Родители, неосознанно сопоставляя возможности старшего и младшего, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше и поэтому оказывают на него меньшее давление. Это не самым лучшим образом сказывается на его познавательном и личностном развитии. Нередко он лишен самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений. Даже во взрослой жизни младший ребёнок продолжает ожидать, что другие - например, супруг или супруга возьмут на себя груз его проблем.
Тем или иным образом младший всю жизнь старается догнать старших, но преуспеть может только благодаря своим собственным склонностям, избрав совершенно иное поле деятельности и жизненный стиль. С малых лет он понимает, что в столкновении с более сильным ребёнком агрессивностью ничего не добьешься, и поэтому вырабатывает у себя ценные коммуникативные навыки - умение согласовывать, договариваться, идти на компромисс. Наверное по этой причине младшие дети более популярны среди сверстников, имеют больше друзей и умеют ладить с людьми.
К рождению младшего ребенка родители подходят, как правило, более спокойно, поскольку опыт воспитания старшего сгладил многие их опасения и тревоги. Но это чревато и снижением требовательности, и как следствие - недостаточной стимуляцией развития младшего.
В приведенных выше описаниях намечены лишь некоторые общие тенденции, которые не обязательно должны полностью воплотиться в том или ином ребёнке. Но их, несомненно, следует иметь в виду, чтобы избежать возможных деформаций в развитии. Самое главное помнить, сколько бы ни было детей, каждый ваш ребенок - единственный и достоин уникального отношения к себе как к личности.

Муж и жена имели университетское образование, были активными, подвижными, весьма эрудированными и преуспевающими людьми. Когда у них родилась Сэда, они были очень счастливы и стали ждать от нее «великих дел». Каждый этап ее развития вызывал бурное восхищение и поощрение. Гордость матери была безграничной, когда в десять с половиной месяцев девочка начала самостоятельно ходить. Когда ей было чуть больше года, она стала самостоятельно пользоваться туалетом.

Оба родителя испытывали трепет от своего замечательного ребенка. Девочка чувствовала постоянное одобрение своих действий и изо всех сил старалась его закрепить. Когда ей исполнилось четырнадцать месяцев, родился Пол. С первых дней жизни мальчик выглядел более хрупким, нежели Сэда.

Он не набирал необходимого веса, зубы у него прорезались намного позже, чем это было у сестры. А отец мечтал о крепком, мужественном сыне. Он волновался и беспокоился о Поле. Между тем девочка начинала понимать ситуацию. Брат представлял для нее «некое препятствие» на пути восстано вле ни я прежнего положения в семье. Конечно же, она ничего не продумывала и ни к чему не приходила логическим путем. Она почувствовала ситуацию и отреагировала на уровне подсознательного восприятия.

Она ощутила разочарование отца в его болезненном сыне и стала еще более энергично проявлять свои способности. Но если Пол добивался в чем-либо даже минимального успеха, то девочку охватывала тревога. Она начинала изобретать что-нибудь новое, чтобы упрочить свое превосходство над братом. Со временем Сэда все больше и больше действовала в соответствии с нормами поведения, установленными ее родителями. Постепенно ее ошибочное мнение перешло в убеждение в том, что она должна быть во всем первой и лучшей. Она даже находила способы мешать брату делать что-либо самому. Это обескураживало мальчика, препятствовало развитию его способностей.

Постепенно Пол стал осмысливать действия сестры. Он начал понимать, что в чем-то не оправдывает ожиданий родителей. Он видел сообразительность и расторопность своей сестры. Его это очень злило. Он многое перепробовал, брался за какие-то дела, но совсем не рассчитывал на успех. Очень рано мальчик впал в уныние и понемногу начал сдаваться. У него сложилось ошибочное убеждение в том, что больше нет никакой надежды на успех. Когда мать или отец говорили: «Сэда в твоем возрасте прекрасно это делала! Почему ты не можешь?» — он чувствовал волну отчаяния и почти ненавидел сестру. Вместо того чтобы попытаться сделать лучше, он воспринимал такие реплики как очередное подтверждение тому, что у него все равно ничего не получится.

Когда складываются подобные взаимоотношения в семье, то можно предположить, что брат более не будет представлять препятствие для сестрр в ее стремлении «завоевать»сердце родителей. Конечно, мать и отец отреагировали на рождение сына внешне несколько иначе, чем на рождение первого ребенка. У них уже был определенный опыт. Им хотелось видеть и сына таким же, какой была их дочь. Но мальчик физически развивался медленнее. Он пытался соревноваться с сестрой в преодолении трудностей, но вскоре потерял веру в себя.

Родители Пола проявляли озабоченность из-за недостатка у него расторопности, они занимались с ним, жалели его, направляли, делали замечания. Однако ответом на нетерпение родителей чаще всего был долгий плач сына.

Когда Сэде исполнилось три года и три месяца, родилась Кэти. Сэда стала осознавать, что у нее появилась соперница. Но из опыта рождения брата она видела, насколько беспомощным бывает младенец. Она опять развила большую активность, помогая своей матери и беспомощной сестренке. По мере роста Кэти и развития у нее навыков Сэда начала беспокоиться. Отныне в семье многое изменилось. У Сэды были младшие брат и сестра. Ей казалось, что любая их удача грозит стабильности ее положения первого и лучшего ребенка. Она обижалась, когда младшие заслуживали похвалу родителей. Но они не обращали внимания на поведение девочки. А она для преодоления препятствий стала осваивать умение притворяться.

Со временем Пол увидел в Кэти толковую, способную девочку. Это только усиливало его убежденность в безнадежности своего положения. Ко всему прочему, он совсем не воспринимал себя как мальчик — будущий мужчина. Он теперь в семье был средним ребенком и, что хуже всего, чувствовал себя третьим лишним. Он не был ни смышленой девочкой, ни мужественным мальчишкой. От любых неудач и затруднений он плакал навзрыд. Каждый упрекал его в изнеженности. Он отступал все дальше, делая лишь несмелые попытки приобщиться к жизни. Он больше играл с Сэдой, чем с Кэти, но избрал себе роль подчиненного и позволял старшей сестре командовать собой.

Кэти была умным, очаровательным ребенком. Она привлекала к себе внимание. Вся семья пыталась ей услужить. По мере осознания окружающей среды она стала понимать требования родителей и распределение ролей в семье. Она поняла, что Сэда — настоящий лидер, а Пол — «неудачник». Она заметила также, что сестру и брата часто ругают. Сэду — за раздражительность и непостоянство, а Пола — за небрежность и непрерывное нытье. К двум годам Кэти сделала «открытие», что она единственный в семье счастливый и довольный человек. Так она обрела свое место в семье.

Когда Сэде исполнилось шесть с половиной лет, она ла еще больше важничать, так как ей предстояло идти в школу. Теперь она вправе считала себя главной помощницей маме. В это время родилась Джейн. Этот ребенок уже не представлял очередной «угрозы» Сэде, потому что она уже чувствовала себя довольно уверенно. Тем не менее она по-прежнему делала все возможное чтобы Джейн как можно дольше оставалась малышкой.

В последующие годы, когда мама просила Сэду помочь Джейн в том или ином деле, Сэда очень радовалась беспомощности Джейн. Когда мама попросила Сэду научить Джейн зашнуровывать туфельки, то она заупрямилась. Одновременно Сэда постоянно подчеркивала Джейн, насколько она глупа и беспомощна. Пол не очень-то замечал Джейн. Еще одна девчонка: такая же, как все остальные. Другая сестра, Кэти, играла чаще всего сама с собой, проявляя большую фантазию. Она не участвовала в ссорах, ее редко бранили. Она не пыталась выделяться, она никого не обременяла. Джейн оставалась «малышкой», требуя и получая внимание от каждого члена семьи.

К тому времени, когда Джейн исполнилось три года, семья состояла из энергичных преуспевающих родителей и четверых детей: Сэды, девяти с половиной лет, толковой, разносторонней девочки с ярким складом ума, убежденной в своем авторитете первого и самого лучшего в семье ребенка; Пола, восьми с половиной лет, слабого, инертного мальчика, лишенного мужества, уверенного в том, что значимость можно обрести только будучи плаксой; Кэти, шестилетней девочки, ничего не требующей ни у старших, ни у младших, счастливой, довольной, отменного поведения, но не заинтересованной в какомлибо успехе. И Джейн, трех лет, привлекательной, но глупой «малютки». Каждый член семьи занимал свое положение, играл в семье свою роль, имел свои представления о будущей жизни.

Безусловно, не все семьи, имеющие четверых детей, развиваются подобным путем. Приведенный пример демонстрирует развитие только одной семьи. В других семьях может случиться так, что первый ребенок утратит уверенность, и второму удастся его превзойти. Например, первенцем может оказаться совсем не заурядная девочке, тогда как вторая будет очень мила и завоюет столько внимания, что затмит свою старшую сестру» Все, что происходит в семье, зависит от того, как родители и каждый ребенок трактуют ту или иную ситуацию.

Каждый член семьи ведет себя в зависимости от своего положения в доме. Одновременно его поведение находится под неуловимым порой влиянием братьев и сестер. Однако поступки одного ребенка могут быть непонятны остальным детям одной и той же семьи. На поведение ребенка влияет его собственное толкование ситуации. Когда оно ошибочно (а это бывает очень часто), то легко заметить развитие отрицательного направления в его поведении. Если родители это видят и осознают опасность для дальнейшего развития личности ребенка, то им легче исправить ситуацию, подведя ребенка к верной оценке своих действий. К сожалению, многие родители не всегда вовремя понимают грядущую опасность, принимая определенные поступки ребенка за детские шалости.

Десятилетний Джордж и восьмилетний Дейвид летом ухаживали за садом. Их мама не позволяла им идти купаться до тех пор, пока они не сгребут граблями скошенную вечером траву. Сад они разделили на два участка. Однажды в полдень Дейвид заявил: «Мама, я свою работу выполнил, а Джордж играет на улице и к своему участку еще не прикасался». «Да, дорогой, у тебя всегда все хорошо,— ответила мама.— Пожалуйста, отыщи Джорджа». Дейвид подбежал к брату. «Мама тебя зовет! Что сейчас будет!.. Я свой участок уже убрал, а ты — нет!» В ответ Джордж размахнулся и ударил брата кулаком. Последовала драка. Когда они вернулись домой, Дейвид с плачем стал жаловаться матери на Джорджа. Мать обратилась к старшему сыну: «Слушай, Джордж, почему ты такой скверный мальчишка? Почему ты не делаешь свою работу? Почему ты так несправедлив к своему младшему брату? Вам надо любить друг друга, а не драться».

Выяснилось, что напряженные отношения между мальчиками возникли вскоре после рождения Дейвида. Двухлетний Джордж стал совсем неуправляемым. Он был дерзким, открыто непослушным и доставлял много неприятностей. Мать постоянно следила за ним. А младший, Дейвид, был исключительно послушным ребенком. Он быстро откликался на материнскую любовь. Мать постоянно отмечала хорошие черты характера младшего сына. Она смутно догадывалась, что Джордж ревнует ее к малышу, но относилась к этому несерьезно, так как она по-прежнему уделяла Джорджу много времени.

Однако Джордж видел, как маленький Дейвид занял его место возле матери, которая безмерно восторгалась младенцем. Тогда Джордж решил стать «плохим», чтобы привлечь внимание мамы. Джордж постоянно придирался к Дейвиду, который втягивался в ссоры и беспрерывно жаловался на брата, пытаясь завладеть расположением родителей. Оба сына держали мать и отца в напряжении, каждый по-своему. Дети поступали соответственно своему пониманию ситуации. Конечно же, ни один из них не осознавал своей ложной интерпретации и тем более не отдавал отчета в мотивации своего поведения.

Существуют свои особенности и в семьях с тремя детьми. В такой семье второй ребенок, однажды определенный малышом и уступивший это место третьему ребенку, может попасть в крайне затруднительное положение. Старший ребенок и самый младший могут объединиться в союзе против среднего. Родителям необходимо замечать подобные ситуации, так как их средний ребенок неожиданно для себя может обнаружить, что у него больше нет преимущества малыша, и он почувствует себя слабым и обманутым. У него может создаться впечатление, что жизнь и люди несправедливы. И тогда он может вести себя вызывающе, чтобы оправдать свое стремление быть высокомерным. Если родители вовремя не вмешаются и не помогут ребенку изменить его представления, то он может всю свою жизнь быть убежденным, что люди к нему несправедливы и ему никогда не найти свое место в жизни.

Когда средний ребенок чувствует себя увереннее своих сестер и братьев, то он может добиться по отношению к себе большей справедливости. В семье, в которой мать является образцом для подражания, ее дочь, будучи средним ребенком между двумя мальчиками, чаще всего начинает подражать маме, пытаясь стать такой же безупречной. Она может воспользоваться своей женственностью, чтобы занять главенствующее положение вначале в родительской семье, а позже — в своей семье. Если же в семье высоко ценятся смелость и мужественность, то средняя дочь может соперничать со своими братьями, превратиться в девчонку-сорванца и стать в большей степени «мальчишкой», нежели любой из них. Подобное положение бывает и тогда, когда родители разочарованы отсутствием сына. Их единственная дочка может пытаться подражать мальчишескому поведению,
чтобы делать приятное родителям. А вот мальчик среди девочек может затмить сестер и стать «настоящим парнем», несмотря на то что он средний ребенок. Однако если в семье главная фигура — мать и средний сын ощущает беспомощность отца, то у мальчика может сформироваться мнение, что мужчины в семье не играют серьезной роли. В другом случае он может подражать матери и как бы в противовес своему отцу стать «мужчиной». Возможен и другой вариант, когда сын, объединившись со своим отцом, будет стремиться ослабить главенствующую роль матери.

В семье из четверых детей очень часто более дружны второй ребенок и четвертый. Родители могут легко увидеть этот союз. В первую очередь следует обращать внимание на общность интересов, поведение, на свойства личности. Соперничество между детьми в основном выражается в различиях интересов и характеров. Нет единого правила, по которому можно представить развитие союза либо соперничества между детьми. Однако взаимоотношения детей имеют огромное значение в семейной жизни, являются одной из основ семейной атмосферы.

В зависимости от семейного воспитания единственный среди девочек мальчик может воспринимать принадлежность к своему полу либо как преимущество, либо как недостаток. Все зависит от значимости роли мужчины в родительской семье и собственной оценки своих возможностей. Это же можно сказать и применительно к единственной среди мальчиков девочке.

Слабый или болезненный ребенок среди крепких, здоровых детей чаще всего находит для себя удобную роль больного, которого в семье все жалеют. Если же в семье почитается крепкое здоровье, а слабость презирается, то такой ребенок сталкивается с трудностями. У него встает проблема выбора: сдаться и жить в жалости к себе, с чувством неприкаянности и обделенности жизнью, или стараться преодолеть недуг, равняясь на здоровых детей и пытаясь по возможности их превзойти. Но если у ребенка серьезное заболевание, например врожденный порок сердца, то самостоятельно ему будет трудно занять место среди здоровых детей. В этом ему должны помочь все члены семьи, чтобы он мог обрести общественное положение.

Если ребенок родился после смерти первенца, то ему может грозить двойной риск. В семье еще бродит тень первого ребенка, в то же время у вновь родившегося положение первенца. Его родители, испытав утрату своего первого ребенка, могут чрезмерно опекать малыша. В дальнейшем ребенок может наслаждаться этой удушающей атмосферой или «бунтовать» и стремиться к своей независимости.

Малыш в каждой семье занимает особое место. Очень скоро благодаря своей беспомощности он обнаруживает, что у него много «слуг», что он занимает привилегированное положение, что вокруг него хлопочут все члены семьи. Роль беспомощного создания для малыша может стать очень привлекательной. Постепенно он может привыкнуть только получать. Эта роль весьма опасна.

Единственный в семье ребенок находится в наиболее сложной ситуации. Он живет в мире взрослых, у него нет родных братьев и сестер, с которыми он мог бы общаться в соответствии со своим возрастом. Чаще всего он впитывает взгляды взрослых, во все вникая, пытаясь достичь их уровня, либо безнадежно остается «вечным»
ребенком, подчиняясь воле других людей. В таких случаях его отношения с детьми бывают натянутыми и неопределенными. Он с трудом находит с ними общий язык. Такой ребенок никогда не разовьет в себе чувство принадлежности к детям, если в раннем возрасте не будет вовлечен в общие групповые занятия с ними.

Нет семей «идеальных» по своему количественному составу. Сколько бы детей ни было, специфические проблемы всегда останутся. Они варьируются в зависимости от количества членов семьи, их положения в ней, их взаимовлияния и от взаимоотношений между собой. Все дети влияют друг на друга и на своих родителей. Каждый ребенок проявляет определенную активность, как это было, например, показано в случае с Джорджем и Дейвидом. Джордж сложившуюся ситуацию видел в том, что маленький Дейвид полностью завоевал любовь и внимание их мамы. Поэтому быть послушным представлялось ему бесполезным.

Джордж начал плохо вести себя, чтобы вернуть внимание матери. А она беспрестанно реагировала на такое его поведение и тем самым поощряла его. А Дейвид, в свою очередь, сохранял свое место, оставаясь послушным, провоцируя Джорджа быть «плохим. Родители поощряли такие отношения, ругая «плохого» и защищая «паиньку», тем самым восстанавливая детей друг против друга. Родители, конечно, делали это бессознательно, не задумываясь о последствиях.

Следовательно, существует бесчисленное разнообразие реакций, проявляемых ребенком по отношению к своему окружению. Нет такого единого правила, которое было бы приемлемо для руководства всем родителям. Однако те родители, которые изучают проблемы, возникающие в семье, обладают информацией. Знакомясь с исследованиями педагогической и возрастной психологии, они в состоянии объяснить многое из того, что прежде казалось загадочным. Внимательное наблюдение за своими детьми также может дать самые неожиданные понимания проблемы. А когда постигнута ситуация, то гораздо легче преодолеваются трудности.

Правовые отношения в семье

контрольная работа

4. Правовое положение ребёнка в семье

Наряду с родительскими правами и обязанностями существуют также права и обязанности детей.

Семейное законодательство исходит из основополагающего принципа, что правовое положение ребёнка в семье определяется с точки зрения интересов ребёнка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребёнка:

· Право жить и воспитываться в семье; знать своих родителей (насколько это возможно);

· Право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами);

· Право на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

· Право на общение со своими родителями (независимо от того, проживают они совместно или нет) и другими родственниками;

· Право на защиту своих прав и интересов;

· Право на получение содержания;

· Право собственности на принадлежащее ему имущество.

При этом дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга. Однако, если родители и дети проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию, строя свои отношения на доверии, сообразуя их со сложившимся в данной семье укладом. После смерти родителей дети являются наследниками их имущества по закону, равно как и родители в случае смерти своих детей.

Распоряжение имуществом, принадлежащим детям, осуществляется как самими детьми (в зависимости от их возраста), так и их родителями по правилам, установленным гражданским законодательством.

Закон непосредственно не устанавливает каких-либо обязанностей самих несовершеннолетних детей. Но это не значит, что дети могут всё получать от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Дети должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за своими младшими братьями и сёстрами, заботиться и помогать всем членам семьи, особенно престарелым и т.п. дети должны выполнять все те требования, которые в их же интересах им предъявляют родители (хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.п.). При этом дети вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы, а также вправе самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.

Брак в международном частном праве

Коллизионно-правовое регулирование брачно-семейных отношений международного характера в Российской Федерации приобрело качественно новое содержание с принятием Семейного кодекса 1995 г...

Воинская обязанность в Российской Федерации

Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело...

Защита прав ребенка в Республике Казахстан

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции. Декларация (с лат. «провозглашение») не имеет обязательной силы, это рекомендация...

Имущественные правоотношения между супругами в современной России

Семейное законодательство исходит из основополагающего принципа, что правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения обеспечения его интересов, а не прав и обязанностей родителей. Распоряжение имуществом...

Институт омбудсмана в области защиты прав несовершеннолетних

За российским омбудсманом уже довольно прочно закрепилось наименование «уполномоченный по правам человека». По аналогии с ним детского омбудсмана предпочитают называть уполномоченным по правам ребенка...

Личные не имущественные права ребёнка

В семье закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье...

Права ребенка

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями также закреплено в п. 2 ст. 54 СК РФ. Этим правом обладает ребенок даже в том случае, если проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ребенок...

В XX веке возникло принципиально новое отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучшего существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства...

Право ребёнка жить и воспитываться в семье

Право ребенка жить и воспитываться в семье признано не только международными документами, но и правовыми документами России. Это право является неотъемлемым на всех уровнях - от бытового до нормативно-законодательного. Семейный кодекс РФ...