Патронажный осмотр детей до года. Давайте знакомиться! Первый визит педиатра к ребенку после выписки из роддома

Явление, при котором врач педиатр или медицинская сестра приходят на дом для осмотра новорожденного ребенка, именуется патронажем. Патронаж грудничка осуществляется в течение первого месяца жизни. У молодых родителей к этому времени скапливается множество интересующих вопросов. Эти вопросы касаются общего состояния ребенка, а также ухода за ним.

В обязанности участкового врача-педиатра входит разъяснение непонятных моментов, а также обучение родителей технике кормления, купания и пеленания ребенка. Кроме того, участковый доктор обязан продемонстрировать младенца. В качестве дополнительных обязанностей врача выступает разъяснительная беседа с молодой мамой, относительно правил питания в период грудного вскармливания.

Каждый врачебный визит сопровождается детальным осмотром новорожденного ребенка на предмет физических и неврологических патологий. Во время осмотра участковый педиатр щупает животик новорожденного, проверяет физиологические рефлексы и оценивает состояние пупочной ранки.

Если учитывать правила, разъяснительную работу относительно ухода за ребёнком должна проводить патронажная медсестра. В ее компетенцию входит обучение массажу и зарядке с грудничком, а также техника ухода за глазами, ушами и носом малыша. Кроме того, медсестра нередко дает рекомендации по организации рациона питания новорожденного. Негласной обязанностью врача является оценка условий проживания новорожденного ребенка. Во внимание берутся бытовые условия и характер прописки.

Частота патронажей

Плановое прибытие медицинского специалиста обязательно в ближайшее время после выписки мамы и ребенка из роддома. Если у малыша имеется какая-либо физиологическая или психологическая патология, врач осматривает его в день прибытия домой из родильного дома. Принято выделять такие положения:

  1. На протяжении 10 дней с момента выписки медицинская сестра или доктор наведываются к ребенку ежедневно. Они, как правило, приходят вместе или по отдельности;
  2. Первичный визит врача сопровождается оценкой условий жизни младенца, а также решением проблем, которые возникают в молодой семье;
  3. После этого медицинский специалист собирает информацию относительно течения беременности. Важными пунктами является наличие токсикоза, а также тяжесть течения родового процесса. Вся полученная информация заносится в обменную медицинскую карту, которая выдается молодой маме с момента выписки из роддома;
  4. Следующим пунктом является сбор родословной грудничка. В данном случае оценивается состояние здоровья папы и мамы, бабушек и дедушек, а также других близких родственников.

После того как собран родословной анамнез, врач переходит к смотру ребёнка. На данном этапе оценивается форма головы, цвет кожных покровов, расположение ушных раковин, форма грудной клетки, внешний вид половых органов, положение верхней и нижних конечностей, реакция зрачков на свет, а также строение мягкого и твердого неба.

Завершающим этапом патронажного визита является осмотр молочных желез молодой мамы. Исходя из полученной информации, медицинский специалист дает рекомендации родительнице по уходу за молочными железами и новорожденным ребенком.

Каждый из последующих визитов врача-педиатра сопровождается последовательными действиями, подкрепленными обсуждением актуальных вопросов.

Последний визит медицинского специалиста назначается индивидуально родителями. Это происходит накануне самостоятельного визита в детскую поликлинику. Частота профилактических осмотров новорожденных детей до 1 года составляет 1 раз в 30 дней. Это день именуется грудничковым. Если родители заподозрили ухудшение общего состояния у новорожденного ребенка, им необходимо, не дожидаясь очередного визита патронажного доктора, самостоятельно обратиться в медицинское учреждение за консультацией.

Вот вы переступили порог своего дома, неся на руках драгоценный сверток с новорожденным малышом. Но выписка из роддома - только начало нового этапа вашей жизни, в котором предстоит заботиться и ухаживать за ребенком. И тут возникает масса вопросов: как купать кроху, как часто кормить, почему он плачет, нормально ли, что вздрагивает во сне, что делать, если от прибывания молока болит грудь… Без паники! Медицинская сестра уже спешит к вам на помощь, потому что существует такое понятие, как патронаж новорожденного.

Задачи и цели патронажа

Термин патронаж французского происхождения, и дословно означает «покровительство».

Патронаж новорожденных - это особая программа, целью которой является наблюдение за младенцем первого месяца жизни на дому. Визиты и осмотры проводятся участковым педиатром или медсестрой местной поликлиники, за которой будет закреплен ребенок. Программа абсолютно бесплатная и предоставляется всем новорожденным, независимо от социального статуса, прописки или отсутствия страховки.

Основные задачи патронажа следующие:

  1. Установление контакта и доверительных отношений с семьей.
  2. Помочь молодой матери справиться с практическими и психологическими проблемами по уходу за ребенком и установлением лактации.
  3. Оценка состояния здоровья малыша, степень его развития, а также выявления возможных факторов риска появления наследственных заболеваний.

Как же на практике работает патронажная система? Когда младенца выписывают из роддома, данные о нем без промедления передаются в районную поликлинику для становления на учет. Эти же сведения передаются в женскую консультацию, где мамочка наблюдалась всю беременность - оттуда тоже будут звонить и интересоваться состоянием здоровья матери.

Во время патронажа врач прослушает и осмотрит малыша

Первичный патронаж новорожденного, как правило, происходит в первые 2 дня, максимум на 3 сутки после приезда из роддома. Если в родильном отделении посчитали, что у ребенка могут возникнуть осложнения, он первый в семье, роды были преждевременные или, наоборот, поздние, медсестра навещает семью непосредственно в день выписки.

Согласно правилам патронажа, врач или медсестра обязаны навещать младенца ежедневно в течение первых 10 дней его жизни. Однако на практике это не всегда возможно ввиду повышенной рождаемости, с одной стороны, и сокращения штата медицинских работников с другой. Поэтому индивидуальный график посещений составляется обычно на основании состояния здоровья ребенка. После выяснения основных вопросов по уходу за младенцем кроху навещают раз в неделю до достижения им 1 месяца.

На осмотр домой приходит тот врач, который и будет дальше вести младенца, однако в порядке исключения (выходной или праздничный день, отпускная пора) визит наносит дежурный доктор.

Первый визит: забота о ребенке

Первичный визит включает в себя три этапа:

  1. Осмотр жилищных условий младенца, сбор данных о членах семьи.
  2. Сбор анамнеза беременности и родов.
  3. Осмотр грудничка.

«Кто в теремочке живет?»

Медицинский персонал, попадая в дом новорожденного, доброжелателен. Педиатр поздравит семью с рождением малыша и познакомится с матерью и отцом ребенка. Выясняется, сколько персон живет на данной жилплощади и в каком родстве они состоят с младенцем; есть ли в семье домашние питомцы.

Во время первичного патронажа новорожденного проверяется, в каких условиях будет жить ребенок: есть ли у него спальное место, коляска, ванночка, пеленальный столик, находится ли кроватка в стороне от сквозняков и прямых солнечных лучей.

Учитывается температура и влажность в помещении, маме даются рекомендации по проветриванию комнаты и осуществлению влажной уборки. Просматривается белье, а также условия его хранения. Заглянет медсестра и в аптечку для новорожденного. Если чего-то не хватает, она обязательно подскажет, что необходимо докупить.


Врач поможет собрать аптечку для новорожденного

Собирается информация о ближайших родственниках (мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры), их хронических болезнях. Это делается с целью составления родословной малыша и выявления риска развития наследственных заболеваний.

Родовый и дородовый анамнез

Первичный визит также включает в себя просмотр документации по ведению беременности и родов. Врач узнает, были ли какие-либо осложнения во время вынашивания ребенка, приходилось ли матери лежать на сохранении. Если да, то с каким диагнозом. Не менее важны данные о самих родах: как протекали, была ли гипоксия или асфиксия, как оценили малыша по шкале Апгар.

Осмотр младенца

Затем врач приступает непосредственно к самому важному этапу, осматривая ребенка с головы до ног. Он обращает внимание на цвет кожных покровов, симметрию парных органов (глазки, ушки), плечей, осматривает зев, роднички, оценивает форму головки.


Врач на потронаже научит вас технике пеленания

С помощью фонендоскопа осуществляется аускультация или выслушивание сердечка и легких. Пальпируется животик, половые органы, проверяются рефлексы, присущие данному возрасту. Врач оценивает мышечный тонус, нет ли изменений в сторону его повышения или понижения. Большое внимание уделяется состоянию пупка, поскольку от его правильной обработки будет зависеть общее здоровье крохи.

Мамочка не должна стесняться спрашивать все, что ее интересует в отношении ухода за новорожденным. При необходимости медсестра покажет, как обрабатывать пупок, как проводить ежедневный туалет (чистить носик, ушки), как правильно купать, подмывать, обстригать ногти, пеленать, прикладывать к груди и т. п. При желании вам покажут простые элементы гимнастики и массажа.

В заключение первого визита маме рассказывают, при каких состояниях и симптомах нужно немедленно вызывать скорую помощь и как вести себя в подобных ситуациях. Обычно мамочке оставляют контактный телефон, чтобы при возникновении вопросов она могла связаться с доктором и проконсультироваться.

Первый визит: забота о матери

Не менее важно уделить внимание самой маме, особенно если материнство для нее - совершенно новая роль. Медсестра узнает о ее физическом и психическом самочувствии, дает рекомендации о том, как организовать дневной отдых.

Кормление грудью сопряжено с различными трудностями. Поэтому обязательно осматривают мамину грудь, нет ли уплотнений, свидетельствующих о развитии лактостаза. Врач может показать, как разрабатывать молочные железы, чтобы избежать застоев, правильно сцеживаться, если есть такая необходимость. Маму научат правильно прикладывать ребенка к груди.


Специалист расскажет, как правильно приложить ребенка к груди

Продолжая тему становления лактации, доктор расскажет об усиленном питьевом режиме, увеличивающем прибытие молока, и о соблюдении личной гигиены (нужно каждый день менять бюстгальтер, не забывать мыть руки после улицы, посещения туалета и перед кормлением малыша). Совместно вы сможете подобрать режим вскармливания: по требованию или по часам, а также сбалансировать питание матери.

Дальнейший патронаж

Когда вашему крохе исполнится месяц, вас, скорее всего, пригласят по телефону на первый поликлинический прием, чтобы пройти дальнейшее обследование. В педиатрической практике существуют специальные дни для приема детишек до года - грудничковые.

Например, если в четверг грудничковый день, в поликлинику приводят (точнее, приносят) здоровых детей, так что вероятность подхватить инфекцию минимальная. В грудничковый день работают и другие узкие специалисты, поэтому есть возможность всесторонне обследоваться. В эти же дни для малышей работают прививочные кабинеты.

Визит начинается с педиатра. Карточки самых маленьких пациентов в «их день» находятся, как правило, не в регистратуре, а прямо в кабинете участкового врача. Малыша разденут, осмотрят его кожные покровы, пупок, прощупают, нет ли пупочных грыж. Обязательны процедуры взвешивания, измерения роста, а также окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют увидеть, насколько хорошо развивается малыш. По прибавке в весе судят о том, хватает ли ему молока или требуется докорм. Педиатра кроха посещает каждый месяц, вплоть до достижения им 1-го года.

Если вашему ребенку исполнился 1 месяц, это означает, что пришло время проводить плановые осмотры. За первый год их будет 4, и малыш познакомится с разными специалистами. Ниже приводится таблица, которая представляет собой образец посещения докторов в определенные вехи жизни.

Врачи 1 месяц 3 месяца 6 месяцев 12 месяцев
Педиатр + + + +
Офтальмолог + + - +
Невролог + + + +
Ортопед + + - +
Хирург + - - +
ЛОР + - - +
Стоматолог - - - +

Медосмотр узких специалистов

Невролог

Посещение врача-невролога очень важно, так как именно он следит за психомоторным развитием младенца. Доктор оценивает угасание врожденных рефлексов, мышечный тонус грудничка, формирование здоровых двигательных функций.

Невролог контролирует своевременное появление основных навыков (удержание головки, во сколько месяцев кроха начал переворачиваться, садиться, вставать и т. д. Расспрашивает о манипуляциях малыша с игрушками. Если есть подозрения в отклонении от нормы, невролог может назначить массаж, лечебную гимнастику или направить на дальнейшее обследование.

Ортопед

Обследование детей у ортопеда особенно важно в первые месяцы жизни, чтобы исключить дисплазию тазобедренных суставов. Это заболевание успешно лечится, если оно было вовремя диагностировано. В противном случае упущенное время работает против ребенка, и возможны осложнения на всю жизнь. Поэтому в скрининговую программу по обследованию новорожденных входит УЗИ тазобедренных суставов.


Крайне важно посещать каждого врача своевременно, чтобы не пропустить развитие патологии

Ближе к году, когда кроха учится делать первые шаги, роль ортопеда заключается в определении возможных варусных и вальгусных деформаций стопы и конечностей. Врач следит за формированием правильной походки, осанки, дает рекомендации по приобретению детской обуви.

Офтальмолог

Зрение у малышей проверяется специальными приборами, исследуется глазное дно, исключаются такие патологии, как косоглазие и астигматизм. Осматриваются носослезные каналы на предмет их проходимости.

Хирург

Осмотр хирургом помогает вовремя выявить следующие патологии:

  • паховые и пупочные грыжи;
  • гемангиомы на кожных покровах;
  • криптохизм (состояние у мальчиков, когда яички не опускаются в мошонку);
  • физиологический и патологический фимоз у мальчиков.

ЛОР

На первом месяце жизни проводится аудиоскрининг с целью выявления слуховых дефектов. Если возникли подозрения на снижение слуха, ребенка направляют в сурдологический центр для более детального обследования.

Стоматолог

С появлением первых зубов необходимо показаться стоматологу. Несмотря на то что зубки молочные, очень важно их правильное прорезывание и рост, а также формирование правильного прикуса.

Кроме прохождения врачей, в течение первого месяца сдаются анализы крови, мочи и кала, которые тоже могут многое рассказать о здоровье малыша.

В 1 год ребенок проходит полный плановый медосмотр, и он уже не считается грудничком. После года визиты к педиатру станут значительно реже, в основном они будут связаны с плановой вакцинацией или по причине болезни. Но, как и прежде, врачи будут рады оказать квалифицированную медицинскую помощь вашему малышу.

Из родильного дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания. Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1-2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач-педиатр.


Цели патронажа

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.

Конкретные цели:

Оценить состояние здоровья ребенка;

Оценить состояние здоровья матери;

Оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка.

Обработка пупочной ранки

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Вам понадобятся:

  • ватные палочки,
  • СПИРТОВОЙ РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОЙ ЗЕЛЕНИ («зеленка») или ХЛОРФИЛЛИПТА,
  • чистая пипетка,
  • 3%-ный РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Шаг за шагом:

    Вытирая (точнее, промокая) кожу малыша после купания, хорошенько просушите и область пупка.

    Смочите ватную палочку в антисептическом растворе и смажьте ею ранку.

    Если отделяемого и корочек в ранке довольно много (обычно такое бывает в первые дни жизни малыша), их можно удалить 3%-ным РАСТВОРОМ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Наберите в пипетку РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Выпустите раствор в пупочную ранку. Соприкасаясь с биологическими средами, он начнет пениться и выносить корочки и отделяемое на поверхность.

    Просушите ранку с помощью сухой ватной палочки или ватного тампона.

    С помощью другой палочки смажьте ранку раствором антисептика.

    В настоящее время в большинстве крупных родовспомогательных учреждений пуповинный остаток удаляют хирургическим путем на 2-е сутки жизни крохи. Обычно при подобном подходе не возникает необходимости использовать перекись водорода, так как процесс заживления проходит, как правило, гладко.

    Купание

    График визитов

    Из чего складывается патронаж новорожденных?
    В его официальную программу входит целых 10 посещений врача и медсестры. Но родители могут менять его так, как удобно им и ребенку.

    • 1,3,10,14-й день - посещение педиатра
    • 2,4,11,15,21,28-й день - визиты патронажной сестры
    • К концу первого месяца жизни малыш успеет окрепнуть и мама сможет сама ходить с ним в поликлинику.
    • Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания.

      Вам понадобятся:

      • ванна или детская ванночка,
      • термометр для воды,
      • кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7–10 дней жизни малыша),
      • детское мыло или пена для ванн (1–2 раза в неделю),
      • махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию),
      • большая пеленка или махровое полотенце, чтобы завернуть малыша после купания.

        Температура воды должна составлять около 36–37о С. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на 1о каждые 2 недели. В первые 10 дней жизни малыша неонатологи рекомендуют купать его в слабом (светло-розовом!) растворе марганцево-кислого калия. Для этого кристаллы нужно не бросать непосредственно в ванночку, а предварительно растворить в небольшом объеме воды, приготовив довольно насыщенный раствор, и процедить его через насколько слоев марли или бинта. В противном случае нерастворенные кристаллы могут попасть на кожу или слизистые оболочки ребенка и стать причиной серьезных химических ожогов. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1–2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой может быть на 1–2о ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.

        Подмывание

        Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

        Умываемся

        Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике.

        Вам понадобятся:

        • несколько ватных тампонов,
        • кипяченая вода.

          Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

          Чистим носик

          Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

          Чистим ушки

          Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

          Подстригаем ногти

          Эти маленькие ноготки так быстро растут! По мере роста их нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу.

          На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур.

Патронаж новорожденного

Очень важно, чтобы маленького человека, только что появившегося на свет, окружали забота и любовь. Не менее важно, чтобы за его правильным развитием следили квалифицированные специалисты. Наш центр предлагает патронаж новорожденных в Москве , который проводят опытные акушерки.

Что такое патронаж новорожденных?

Всем известно, что данные о новорожденном передаются из роддома в детскую поликлинику по месту проживания. На следующий день после выписки молодую маму и малыша посещает участковый педиатр, задача которого заключается в том, чтобы уточнить состояние здоровья ребенка и дать рекомендации родителям. Также педиатр и медсестра посещают малыша в течение некоторого времени сначала ежедневно, а затем раз в неделю.

Однако не всех молодых родителей устраивает качество бесплатного патронажа. Наш центр предлагает патронаж новорожденных на платной основе. В зависимости от ваших пожеланий вы можете выбрать один из трех вариантов послеродовых консультаций:

Программа Описание Стоимость
Акушерский патронаж Рекомендован после ранней выписки из роддома для контроля за восстановлением женщины, предотвращения возможных ошибок и проблем, а также для спокойствия и уверенности женщины и членов ее семьи. 7000 руб.
Детский патронаж Помощь в первые дни жизни с новым членом семьи: прогулки, купание, гимнастика, уход и пр. а также решение вопросов возникающих в течение первого года жизни: прикорм, проблемы с грудным вскармливанием, отлучение от груди и т.п. 6000 руб.
Слингоконсультант Помощь в выборе слинга, консультации по способам намотки, решение возникающих проблем. 1500 руб.

Опытный врач внимательно выслушает вас, осмотрит кожу и слизистые, оценит дыхание, рефлексы и активность сосания, произведет осмотр и обработку пупочной ранки. Также педиатр осматривает голову малыша, оценивает ее форму, состояние родничков. Обязательному осмотру подлежат и глаза ребенка, половые органы, симметричность складочек на ножках.

В нашей клинике – это внимательное, доброжелательное отношение, высокий профессионализм врачей, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Кому необходим послеродовой патронаж?

Послеродовое посещение мамы и ребенка необходимо абсолютно всем семьям. Если малыш испытывает дискомфорт, часто плачет, срыгивает или страдает от запоров, об этом необходимо поставить в известность врача, чтобы он смог скорректировать диету мамы или назначить прием специальных препаратов. Кроме того, врач, который приходит навещать малыша, оказывает неоценимую помощь и только что родившей женщине. Как правило, мама может получить следующие рекомендации:

  • Обучение приемам «материнского массажа» для грудничков, не достигших трех месяцев.
  • Осмотр молочных желез и обучение правильному вскармливанию грудью.
  • Подбор профилактических мер против мастита и лактостаза.
  • Помощь в ответе на животрепещущие вопросы о том, как одевать малыша, как правильно брать на руки, нужно ли пеленать ребенка, когда начинать гулять и многие другие.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Здоровый новорожденный - ребенок, родившийся от практически здоровой матери, не имевшей осложнений во время беременности и ро­дов, с оценкой по шкале Ангар 8-10 баллов, имеющий массу тела от 3 до 4,5 кг, с массо-ростовым коэффициентом 60-80, с нормально протекав­шим периодом адаптации, с максимальной убылью первоначальной массы тела не более 6-8%, находящийся на естественном вскармлива­нии и выписанный из родильного дома на 5-6 сут.

К новорожденным условно относят детей первого месяца жизни (до 28 сут).

Выделяют следующие клинические группы новорожденных.

Доношенные дети, родившиеся при сроке беременности 38-40 нед,
с массой тела 2501 г и более, ростом 47 см и более, морфологически и
функционально соответствующие гестационному возрасту.

Недоношенные дети, родившиеся при сроке беременности менее
38 нед, массой тела менее 2500 г, ростом менее 47 см. Недоношенные де­
ти могут быть зрелые, незрелые, с внутриутробной гипотрофией.

■ Классификация степеней недоношенности по гестационному
возрасту к моменту рождения приведена ниже.

♦ I степень - 35-37 нед беременности.

♦ II степень - 32-34 нед беременности.

♦ III степень - 29-31 нед беременности.

♦ IV степень - менее 29 нед беременности.

■ До сих пор существует классификация недоношенных детей в
зависимости от массы тела.

♦ Масса тела от 2500 до 2001 г - недоношенность I степени.

♦ Масса тела от 2000 до 1501 г - недоношенность II степени.

♦ Масса тела от 1500 до 1001 г - недоношенность III степени.

♦ Масса тела от 1000 до 500 г - недоношенность IV степени.

Незрелые дети - не соответствующие по степени зрелости гестаци­
онному возрасту. Они могут быть доношенными и недоношенными.

Переношенные дети - родившиеся при сроке беременности более
42 нед и имеющие признаки переношенности.

Дети с внутриутробной гипотрофией - дети, у которых массо-рос-
товой показатель ниже нормы (норма 60-80) или имеются признаки за­
держки внутриутробного развития.

■ Формы задержки внутриутробного развития приведены ниже.

♦ Гипотрофическая форма: характерно преимущественно дефи­
цит массы тела по отношению к длине.


♦ Гипопластическая форма: относительно пропорциональное
уменьшение всех показателей физического развития.

♦ Дистрофическая (диспластическая) форма: выраженные
диспропорции, нарушение телосложения, трофические рас­
стройства на фоне значительного снижения не только массы
тела, но и длины тела и окружности головы.

■ Выделяют следующие степени тяжести задержки внутриутроб­ного развития.

♦ Легкая: снижение массы тела на 2 сигмы по сравнению с нор­
мальным значением массы тела соответствующего гестацион-
ного возраста при нормальной или умеренно сниженной дли­
не, размеры головы не выходят за пределы М - 2 сигмы.

♦ Средняя, снижение массы и длины тела на 2 и более сигмы по
сравнению с нормальными значениями этих показателей со­
ответствующего гестационного возраста. У 75% таких детей
отмечают аналогическое уменьшение окружности головы.

♦ Тяжелая: значительное уменьшение всех параметров физичес­
кого развития и особенно длины тела (на 3 и более сигм)

Маленькие дети, рожденные в срок - дети с массой тела менее 2500 г, анатомически и функционально зрелые в соответствии с геста-ционным возрастом, имеющие рост пропорциональный массе тела.

После выписки новорожденного из родильного дома ребенок пере­водят под наблюдение в детскую поликлинику. Сведения о выписке де­тей поступают в детскую поликлинику ежедневно. Эти данные записы­вают в журнал регистрации новорожденных и в тот же день передают участковым педиатрам.

Врачебно-сестринский патронаж к новорожденному проводят вне зависимости от прописки матери. Профилактическая работа с этой воз­растной группой детей заключается в проведении первичного врачебно-сестринского патронажа в первые 3 сут после выписки из родильного дома, если новорожденный здоров, и обязательно в первые сутки, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья или неблагоприятные условия проживания.

ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНО-СЕСТРИНСКИЙ ПАТРОНАЖ

Первичный врачебно-сестринский патронаж проводят по опреде­ленной схеме.

Участковый педиатр должен уточнить и оценить социальный, гене­алогический и биологический анамнез, используя сведения опроса ма­тери, дородовых патронажей и данные из обменной карты новорожден­ного.


Особое внимание уделяют вскармливанию новорожденного.

Оценивают навыки и знания матери о кормлении ребенка грудью
для выявления трудностей и проблем со вскармливанием.

Осматривают грудные железы матери.

Как правильно располагать и прикладывать ребенка к груди.

Кормить ребенка по требованию (до 8-12 раз в сутки) без ночных
перерывов.

Не давать новорожденному никакой иной пищи, кроме грудного
молока.

Не пользоваться сосками и пустышками.

При объективном обследовании новорожденного обращают внима­ние на ряд признаков

Общее состояние, крик, активность сосания.

Состояние кожи, слизистых оболочек, наличие отеков, пастознос-
ти, цианоза, «переходных состояний», реакции на введение вакцины
БЦЖ.

Телосложение, питание.

Поза, мышечный тонус, двигательная активность.

Костная система: форма черепа, швы, роднички, стигмы дизэмбри-
огенеза, ключицы, врожденный вывих бедра

Дыхательная система: тип, частота, характер дыхания, форма груд­
ной клетки, перкуссия, аускультация органов дыхания.

ССС: границы сердца, звучность тонов, шумы, видимая пульсация,
ЧСС.

Состояние живота: осмотр пупочного кольца и пупочной ранки, оп­
ределение размеров печени, селезенки, осмотр половых органов. Выяс­
няют частоту и характер стула.

Антропометрические данные новорожденного сопоставляют с пока­зателями физического развития детей данного возраста, дают оценку физического развития.

Существует ряд особенностей неврологического обследования но­ворожденных, свойственных только этому возрастному периоду. Вна­чале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз, и в последнюю очередь в положении на животе. Обращают внимание на положение головы, ту­ловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние че­репных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогемато-мы, родовой опухоли, а также кровоизлияний в кожу головы, лица, склеры глаз.


Для новорожденных характерен физиологический, нерезкий гипер­тонус сгибательных мышц конечностей, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. Мышечный тонус разгибательных мышц го­ловы и шеи несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме от­мечают легкую тенденцию к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в стороны. В положении на животе он временами поднимает голову на 1-2 с.

На первой неделе жизни отмечают следующие особенности.

Ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете, вздрагивает при
громком звуке (звонок, хлопок), глазные яблоки плывут в сторону
громкого звука.

Возможно легкое сходящееся косоглазие.

Торможение преобладает над возбуждением.

При пробуждении и голоде ребенок кричит, а на лице появляется
гримаса неудовольствия.

Сон спокойный, ребенок просыпается, если мокрый.

У груди матери, сытый и переодетый, ребенок засыпает.

Все безусловные рефлексы симметричны; из сухожильных рефлек­
сов наиболее постоянными бывают коленные.

Хорошо можно вызывать физиологические рефлексы: Бабкина,
Робинсона, Моро, подошвенные, рефлексы подвешивания, опоры, вып­
рямления, автоматической ходьбы, Переса, Таланта, сосания, глотания.
К 10-му дню ребенок, положенный на живот, пытается поднять голову,
задерживает взгляд на лице матери.

Наличие выраженного тремора рук, нистагма, симптома «заходяще­го солнца», судорог, ригидности затылочных мышц, парезов, параличей указывают на функциональное или органическое поражение нервной системы новорожденного.

В итоге оценки состояния здоровья, определяют группу здоровья, группу риска и составляют план диспансеризации на первый месяц жизни. План должен включать моменты режима, ухода, воспитания, вскармливания и закаливания ребенка, а при показаниях - восстанови­тельные, профилактические и лечебные мероприятия. Предусматрива­ют также меры по профилактике гипогалактии у матери.

Данные первичного врачебно-сестринского патронажа вносят в ис­торию развития ребенка (форма № 112/у).

При последующих осмотрах оценивают адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, состояние его здоровья, динамику массы те­ла, особенности поведения и нервно-психического развития, контроли­руют соблюдение правил ухода, вскармливания и выполнение назна­ченных мероприятий.


ПОВТОРНЫЙ ВРАЧЕБНЫЙ ПАТРОНАЖ

Повторный врачебный патронаж здорового новорожденного участ­ковый педиатр проводит на 14-21 дни жизни ребенка, а в возрасте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в поликли­нику. Детей II-V групп здоровья врач посещает, как правило, чаще:

Детей II группы здоровья педиатр осматривает в первые сутки пос­
ле выписки из родильного дома, на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни, а в воз­
расте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в
поликлинику.

Детей III группы здоровья посещают в первые сутки после выпис­
ки из родильного дома, затем каждые 5 дней в течение первого месяца
жизни, далее соответсвенно основному заболеванию.

Детей IV-V групп здоровья обязательно осматривают в первые
сутки после выписки из отделения патологии новорожденных, затем
2 раза в неделю в течение первого месяца жизни и далее соответсвенно
основному заболеванию.

Патронажная медицинская сестра на первом году жизни посещает ре­бенка 20-25 раз: на первом месяце в первые сутки после выписки, далее 2 раза в неделю, в течение 2-го и 3-го месяцев - 3 раза в месяц, в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев - 2 раза в месяц и во 2-м полугодии - 1 раз в ме­сяц. При подозрении на гнойно-воспалительные заболевания медицинс­кая сестра осматривает новорожденного ежедневно в течение 10 сут.

5 течение первого месяца жизни медицинскую помощь детям оказы­вают педиатр и специалисты детской поликлиники только на дому.

К концу периода новорожденное™ участковый педиатр составляет план диспансеризации на первый год жизни ребенка, в зависимости от группы здоровья и групп риска. В плане предусматривают следующие мероприятия.

Проведение профилактических прививок.

Осмотры специалистами (возможно диспансерное наблюдение).

Дополнительные обследования (анализы крови, мочи, по показа­
ниям биохимические, рентгенологические и инструментальные иссле­
дования и др.).

Профилактические (профилактика анемии, рахита), корригирую­
щие и оздоровительные мероприятия.

При оказании медицинской помощи заболевшему новорожденному на дому участковый педиатр и медицинская сестра наблюдают его ежед­невно до полного выздоровления. По показаниям ребенку на дому про­водят все необходимые лабораторные исследования, вызывают для кон-


сультаций специалистов узкого профиля. При затруднениях в диагнос­тике или дифференциальной диагностике выявленный у новорожден­ного патологии участковый педиатр обязан пригласить заведующего отделением или более высококвалифицированного специалиста. Ос­тавлять ребенка с неясным диагнозом на дому без оказания медицинс­кой помощи или проведения консультации врач не имеет права.

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ НА ДОМУ

Для здорового новорожденного очень важно создать оптимальный индивидуальный режим. Чередование сна и бодрствования со своевре­менным кормлением ребенка способствует нормальной деятельности всех функциональных систем организма.

При кормлении новорожденного рекомендуют использовать мето­дику свободного вскармливания, при которой ребенок получает пита­ние 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. При такой практи­ке кормления?юворожденного у матери формируется быстрая и доста­точная выработка грудного молока, поведение ребенка становится более спокойным, его потребность в пищевых веществах удовлетворя­ется полностью, что обеспечивает качественное и полноценное физи­ческое и нервно-психическое развитие. При свободном вскармливании новорожденный, как правило, не нуждается в дополнительном введе­нии жидкости (кроме особых случаев, например, в жаркое время года, при обильных срыгиваниях, во время заболеваний и др.). Обычно в до­машних условиях к концу периода новорожденности, когда у матери ус­танавливается достаточная лактация, а ребенок способен за каждое кормление высасывать необходимое количество молока, у него выраба­тывается индивидуальный режим кормления (6 или 7 раз в сутки, обыч­но без ночного перерыва).

Детям, поздно приложенным к груди, или находящимся на раннем смешанном и искусственном вскармливании целесообразно назначать пробиотики в течение 3-4 нед.

Ко времени выписки новорожденного из родильного дома необходи­мо подготовить помещение, где он будет находиться и предметы ухода за ним. Перед выпиской в комнате должна быть проведена генеральная влажная дезинфицирующая уборка.

Кроватку следует поместить в самом светлом и теплом месте комна­ты, но не у батареи и не на сквозняке. Постоянное пребывание ребенка в коляске нежелательно. Для того чтобы верхняя половина туловища новорожденного была несколько приподнята (примерно на 30°), голов­ной конец матраца слегка приподнять (под него подкладывают плоскую подушку или сложенное одеяло).


Температура воздуха в комнате, где находится новорожденный, должна быть в пределах 22 "С, а для недоношенного или ребенка с ги­потрофией - 23-24 °С. Проветривать комнату следует через каждые 3 ч по 10-20 мин в любое время года. Зимой форточку следует закрыть сеткой для уменьшения скорости воздушного потока.

Заранее для новорожденного должны быть приготовлены следую­щие предметы.

Ванночка для купания, миска для умывания и тазик для подмыва­
ния ребенка, кувшин для воды.

3 градусника: для измерения температуры тела, воздуха и воды.

Резиновые баллончики: для очистительной клизмы и для очистки
носовых ходов от слизи и корочек.

Газоотводная трубка.

2 кастрюли: для кипячения сосок и для кипячения бутылочек.

3-5 бутылочек с делениями (в случае искусственного вскармлива­
ния).

Стеклянные банки с крышками для стерильной ваты, сосок, ло­
жечки.

Емкость для сбора грязного белья.

Для ежедневного ухода за новорожденным и его туалета необходи­мы следующее.

Детский крем или прокипяченное, а затем процеженное подсолнеч­
ное масло.

5% раствор перманганата калия.

Детское мыло.

Ножницы, пипетки (для носа и для глаз).

4-6 детских простыней.

3 пододеяльника.

2 тонких и 1 теплое одеяло.

20 тонких квадратных пеленок площадью 1 м 2 .

10 фланелевых пеленок.

25-30 подгузников длиной 65 см и шириной 60 см из марли или
выношенной хлопчатобумажной ткани.

10-12 распашонок, из них 6-8 хлопчатобумажных и 4-6 фланеле­
вых.

2-3 чепчика или косынки.

Памперсы соответствующего размера.

Следует осуществлять ежедневный туалет новорожденного.

Туалет глаз проводят, протирая глазные щели отдельными для
каждого глаза стерильными ватными тампонами, смоченными охлаж­
денной кипяченой водой. При необходимости используют раствор фу-


рациллина (1:5000). Протирать глазные щели следует от наружного края глаза к внутреннему. При наличии показаний, после туалета в гла­за закапывают 20% раствор альбуцида, 0,25% раствор левомицетина. При стойком сохранении гнойного отделяемого из глаз рекомендовано проконсультировать ребенка у офтальмолога, сделать бактериологичес­кое исследование.

Туалет носа осуществляют утром и в течение дня по мере необхо­
димости. Носовые ходы очищают при помощи ватных жгутиков (для
каждого носового хода используют отдельный жгутик), смоченных
стерильным растительным маслом. При наличии сухих корочек можно
использовать физиологический раствор или грудное молоко (при отсу­
тствии гнойного отделяемого). При появлении ринита (заложенность
носа, обильное серозное отделяемое) следует перед каждым кормлени­
ем, а при необходимости и чаще, отсасывать слизь из носовых ходов
маленьким резиновым баллончиком, наконечник которого смазывают
стерильным растительным маслом. После отсасывания в носовые ходы
закапывают 0,01% раствор називина, фурациллин-адреналиновые кап­
ли, используют противовирусные мази. При наличии гнойного отделя­
емого необходимы осмотр отоларинголога, бактериологическое иссле­
дование.

Туалет пупочной ранки проводят 70% этиловым спиртом, а затем
5% раствором перманганата калия или 2% раствором бриллиантового
зеленого. При наличии свежего или засохшего отделяемого из пупоч­
ной ранки его предварительно удаляют с помощью 2-3% раствора пере­
киси водорода. В случаях геморрагических корочек или кровотечения
для обработки ранки используют раствор адреналина гидрохлорида.

Обработка слизистой оболочки полости рта у новорожденного ре­
бенка необходима при появлении молочницы. Обработку проводят 2%
раствором соды (1 чайная ложка соды на 200 мл кипяченой воды) или
противогрибковыми препаратами. Ротовую полость обрабатывают пе­
ред каждым кормлением с помощью марлевой салфетки. Эффектив­
ность лечения молочницы у ребенка зависит от качества обработки ма­
теринского соска перед кормлением грудью. При стойко сохраняющей­
ся молочнице и наличии в анамнезе у матери или ребенка терапии ан­
тибактериальными ЛС необходимо обследовать ребенка на дисбакте-
риоз.

Туалет наружных слуховых проходов производят редко: их проти­
рают сухими ватными жгутиками.

Ногти новорожденному и ребенку грудного возраста нужно обре­зать. Удобнее использовать ножницы с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.


Уход за кожей новорожденного включает утренний туалет, подмыва­ние после дефекации и гигиеническую ванну. Утром после сна мать про­тирает все кожные складки ребенка салфеткой, смоченной в кипяченой воде, и после их подсушивания мягкой пеленкой, смазывает стерильным растительным маслом или детским кремом. В настоящее время в прода­же существует большой выбор этих средств. Использовать детские при­сыпки нежелательно, поскольку они с кожным отделяемым ребенка ска­тываются в шарики и вызывают микротравматизацию кожи новорож­денного, что может стать причиной опрелостей и гнойничковых сыпей.

Белье ребенка должно быть чистым. Стирать его можно только детс­ким мылом или специальными порошками для детского белья, а затем обязательно проглаживать с обеих сторон.

Купа гь ребенка следует после отпадения пуповины ежедневно. Ку­пание проводят в кипяченой воде с температурой 36,5-37 °С, а детей в возрасте 6-12 мес - с температурой 36-36,5 °С. Дважды или трижды в неделю при купании используют детское мыло. В остальные дни ребен­ка купают без мыла, используя фланелевую или махровую рукавичку. Купать ребенка лучше перед последним кормлением. Продолжитель­ность купания должна составлять 5-10 мин Лицо и голову моют в пос­леднюю очередь. После купания ребенка обливают из кувшина водой с температурой 36 °С. Затем кожу тщательно высушивают мягкой прос­тыней или пеленкой. Кожные складки (за ушами, на шее, в подмышеч­ных и паховых областях) смазывают детским кремом или маслом. Если родители неопытные, то при первом купании должна присутствовать медицинская сестра, которая это купание и проводит. После купания мать кормит ребенка и укладывает спать.

При нарушении санитарно-гигиенических условий ухода у ново­рожденного возможно развитие потницы - мелкоточечной краснова­той сыпи, локализующейся в местах естественных складок на коже ту­ловища и конечностей. Появление потницы связано с недостаточным или неправильным уходом за ребенком, с его перегреванием. Потница обычно исчезает после ликвидации указанных факторов. В качестве ле­чебных средств можно рекомендовать ванны с отварами череды, чисто­тела, коры дуба, ромашки, зверобоя. Отвар трав готовят из расчета 15 г сухого вещества на одно купание.

У новорожденного при нарушении условий ухода могут появиться опрелости. Чаще они локализуются в области ягодиц, внутренней пове­рхности бедер, в естественных складках и за ушами. Различают 3 степе­ни опрелости.

I степень: умеренное покраснение кожи без видимого нарушения ее целостности.


II степень: яркая гиперемия кожи с большими эрозиями.

III степень, яркая гиперемия кожи, мокнутие в результате слив­
шихся эрозий.

Опрелости II и III степени могут инфицироваться.

Лечение опрелостей заключается в правильном санитарно-гигиени­ческом уходе за новорожденным: тщательное подмывание ребенка пос­ле акта дефекации, с последующим высушиванием кожи мягкой пелен­кой или простыней и обработка складок маслом или детским кремом, драполеновой мазью, 1% раствором бриллиантового зеленого. Гигиени­ческую ванну желательно проводить с добавлением отваров лекар­ственных трав 2 раза в день (утром и вечером). Пеленки необходимо тщательно проглаживать с обеих сторон. При опрелостях II и III степе­ни можно использовать открытое пеленание и местное УФО-облучение пораженных участков кожи. Участковый врач должен обратить внима­ние на диету матери, исключив из нее облигатные аллергены, а ребенку назначить антигистаминные препараты. При подозрении на аллерги­ческий генез опрелостей препаратами выбора служат хлоропирамин, хифенадин, клемастин в дозах, соответсвующих возрасту. Антигиста­минные препараты можно использовать и в виде мазей.

При инфицировании потницы или опрелостей можно назначить ма­зи с антибактериальными средствами, которые можно сочетать с лечеб­ными ваннами из отвара трав. В таких случаях ребенка следует обследо­вать на дисбактериоз.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Новорожденному в помещении рекомендуют находиться без чепчи­ка. Пеленать ребенка нужно на время сна или кормления, чтобы ограни­чить его общую двигательную активность. Во время бодрствования ре­бенок должен быть в распашонке, ползунках или трусиках. Хорошим средством закаливания с периода новорожденности служит обнажение стоп. Если стопы холодные и ребенок начал чихать, можно накрыть нижнюю часть тела одеялом, но не пеленать ребенка.

Прогулки в теплое время года при отсутствии противопоказаний можно начинать сразу после выписки из родильного дома, избегая воз­действия прямых солнечных лучей на ребенка. Продолжительность прогулки вначале должна составлять 15-20 мин, а затем ее постепенно доводят до 1,5-2 часов. В ветреные, дождливые, и в очень жаркие дни (более 30 °С) ребенку лучше спать в помещении при открытых окнах или на веранде. Зимой прогулки с новорожденным следует начинать дома при открытой форточке или окне. К пребыванию на свежем возду­хе в прохладное время ребенка следует приучать постепенно, начиная с


продолжительности прогулки равной 15-20 мин Выносить гулять на улицу его можно при температуре не ниже минус 10 °С. Лицо ребенка закрывать не следует, а одевать его нужно в соответствии с погодой.

Для правильного физического развития необходимо с возраста 2 нед укладывать новорожденного на живот перед кормлением на 2-3 мин с постепенным увеличением этого времени до 10 мин Вначале ребенка выкладывают на живот 1-2 раза, затем 3-4 раза в сутки.

Показателем эффективности диспансерного наблюдения за ново­рожденным на педиатрическом участке служит его нормальное физи­ческое и нервно-психическое развитие при отсутствии заболеваний.

Результаты наблюдения за новорожденным и оценку его состояния фиксирует врач в истории развития (форма № 112/у).