Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе. Про себя в образе кошки (). Рисуем кошачью мордочку

Женщина и Кошка

Она всегда была немного кошкой...
... она любила спать и молоко,
... и под перчаткой каждая ладошка
... скрывала пять изящных коготков...

Древние египтяне обожествляли кошку. По одной из легенд, солнечный бог Ра каждую ночь принимает облик рыжего кота.


Эдвин Лонгсден Лонг (1829-1891)

Дочь бога Ра - Бастет — богиня радости и веселья — изображалась с головой кошки.

В кошачьей упряжке разъезжает Фрейя — богиня любви и плодородия в скандинавской мифологии.

Кошка приносит в дом уют и благополучие.

Свод законов Древней Руси, составленный в XIV веке, включал в себя наказания за украденных животных и возлагал на вора кошки штраф в 3 гривны, что соответствовало по тем временам четырём слиткам серебра более 600 грамм веса. Такой же штраф налагался за хищение трёх скакунов или стада баранов!

Кошки появились среди людей неслучайно, и неспроста они так близки женщинам.


LOUISE DAHL WOLFE

Грация и изящество, ум и находчивость, ловкость и быстрота реакции, великолепная пластика и бесспорная красота, независимость и отстраненность - эти и другие, изначально присущие кошке черты сделали её другом и спутником женщины на все времена.


Madame d"Ora, Autoportrait, 1925


Madame Yevonde, Lady Daphne Finch-Hatton, 1933


Сarole Lombard

Не случайно многие художники используют это сравнение.


Женщина с кошкой. Пабло Пикассо


Ренуар «Девушка с кошкой»


Ренуар. Спящая девушка с кошкой

Гибкость, ловкость кошки создают такие образы-трансформации, как женщина-кошка:

В нашем салоне мы знаем, как сделать «шкурку» гладкой и нежной, «коготки» острыми,…


Фотограф Olivia Graham

И помните, милые дамы:

Кошка всегда грациозна, даже когда просто сидит на диване…


Анна Павлова

(ЦИТАТА СООБЩЕНИЯ БЛОГГЕРА ! Те, кто получает мои посты по подписке в почтовый ящик - а таких более 300 человек, общее число подписчиков сейчас более 1 000 человек - порою не могут отличить, к сожалению, где мои сообщения, а где цитаты сообщений блоггеров. Если идёт цитата сообщения блоггера - вначале сообщения даётся небольшая гиперссылка , указывающая на цитату. Ещё раз обращаю на это внимание, чтобы не было путаницы в этом вопросе. / К слову, в символдраме - направление аналитической психологии - есть мотив "Дикая кошка" , для прорабатывания при помощи образов женственности, инстинктивно-природных иньских качеств. Конечно, не всех аспектов женственности, а определённого архетипического пласта женственности . - Р.Е .)

Все суеверия берут свое начало в мифах. Cуществуют такие виды мифических кошек: «кошка-демон»; «кошка-домовой»; «кот-баюн»; «кошка-проводник» и другие.

Кошка - демон

В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Кошка - проводник

Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.

Кошка - домовой

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» - кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь - она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку. Все кошки, независимо от породы - обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.

Кот — Баюн

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд». Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить».


Это означает «говорить, рассказывать», ну а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».

Огненная земляная кошка

На Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.

В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек была организована выставка «Коты в произведениях искусства».
Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.

Баст. Х век до н.э.
Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек

Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Богиня Баст. 1150 год до н.э.
Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество - Баст или Бастет. Баст или Бастет - богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.

В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.

Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: " Доблесть, сила и слава".

Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов.

С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине "Мечта кошки" К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.

Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу , одного из первых великих мастеров династии Мин.

Один из самых известных японских художников-котолюбов - Утагава Куниёси - изображал котов в любом окружении и обличье.

Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.

В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д.
Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на водоплавающих птиц.

Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.

А. Дюрер поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.

Леонардо да Винчи (1452-1519) "Кошки и драконы" 1513-1515

Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости.

В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.

Ж. Шарден "Кошачье счастье", 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)



Франсуа Депорт "Собака и кошки дерутся на кухне"

Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 - 1743) "Натюрморт с дичью и овощами" и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.

Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план.

Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины.

На картине Г. Курбе (1819 - 1877) "Ателье художника" (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины - играющая кошка.

В картине П. Гогена "Таитяне" спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.

Известны графические работы "Кошки и цветы" и "Рандеву с кошками" Э. Мане" , "Девушка с кошкой" О. Ренуара , на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.


Огюст Ренуар "Спящая кошка" 1862


Огюст Ренуар "Женщина с кошкой"
Особняком стоит картина "Женщина с кошкой" импрессиониста Огюста Ренуара . Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны.

На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.

На картине Э. Мане (1832 - 1883) "Олимпия" , созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.

Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 - 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к "Коту в сапогах" Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота - ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт - он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.

Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос.

Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну - "Кошка, обороняющаяся против собак", а португальская королевская чета - пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: "Счастливая семья", "Четыре персидские кошки", "Молодые кошки, играющие с клубком" и "Три тявкающие собаки с кошкой на стуле". В живописных полотнах Г. Роннер кошки - главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.


"Ужин с чаем". Генриетта Роннер-Книп

Француз Л. Ламбер прос лавился своими карандашными рисунками животных. Самые его известные работы - "Котята, играющие на ковре", "Кошки в кузнице", "Кормление кошек", "Четыре маленькие кошки и попугай" и другие.

В конце XIX века Теофил Стейнлен (1859 - 1923), французский график, выпустил альбом рисунков под названием "Кот". По мнению И. Акимушкина, изображенные в альбоме кошки отличались изысканной грацией, но были несколько длинноногими.

Т. Стейнлен был завсегдатаем парижского кабаре "Ша-Нуар" ("Черная кошка»). Он сделал для кабаре афишу, на которой изображен черный кот.

На этой афише оставили свои автографы все французские поэты и шансонье конца прошлого века.

Отдельно стоит рассказать о "кошачьем папе" - Л. Уэйне . Герои его картин и рисунков, выполненных в конце прошлого века, это, главным образом, люди-кошки, удивительный мир очеловеченных животных, вращающихся в Британском обществе конца девятнадцатого столетия. Дети-кошки, порой непослушные и недисциплинированные, ходят в школу. Кошки-учителя воспитывают их, а над ними смеются самые непослушные ученики. На всех рисунках Уэйна царит мир игры и шутки. Мир кошек Уэйна, как зеркало, отражает британскую социальную иерархию. У него есть и денди с шампанским и гаванскими сигарами, готовые к праздному ничегонеделанию, и коты в котелках, обменивающиеся последними светскими новостями на загородной прогулке.

Изображения кошек первоначально неловки и далеко не безупречны с точки зрения рисунка, но постепенно накапливается умение и опыт, причем это коллективный процесс – художники заимствуют друг у друга удачные находки в плане композиции и техники живописи.

В 19 веке кошки изображались с максимальной степенью достоверности.

Изображение дикой и по-домашнему ласковой, хитрой и простодушно изумленной кошки – излюбленная тема многих мастеров. Невозможно обойти вниманием эту грациозную красавицу, не заметить плавных изгибов ее тела, таинственного мерцания глаз, блеска шелковой шерсти. Картины с изображением кошекзанимают целые залы в известных галереях и частных коллекциях, кошачьи скульптуры украшают улицы городов по всему миру. Кошка «гуляет» по открыткам, маркам, календарям, всевозможной домашней утвари, одежде и аксессуарам.

Кошка прокралась в большое искусство лишь в XVIII столетии, однако еще в Древнем Египте хвостатых богинь ваяли из камня, рисовали на стенах и посуде, лепили из глины. Ювелирные изделия, гравюра, мозаика, фигурки из металлов, инкрустированные сердоликом, бирюзой и лазуритом – всюду были кошки. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки – бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза кошки сужались или расширялись (видимо, жрецы применяли особый механизм для изменения диаметра зрачков). Каждый час изо рта священного животного струилась вода. Однако поклонение кошке было лишь частью религии. Египтяне славили не саму кошку, а богов, говоря с небесными правителями через священных животных.

Экспонат Лувра: Древний Египет, эпоха ранних династий, глиптика. В центре – око Ра, символ Солнца. По краям – усатые помощницы верховного божества. Нижняя часть – ночь (кошки убивают змея Апопа, символизирующего тьму и мрак), верхняя – утро (ибис в центре – священная птица, символ возрождения, обновления и мудрости).

Расселившись по миру и завоевав любовь самых почтенных особ, для масс кошка все еще оставалась только полезным зверем, оберегающим амбары от грызунов. В средние века, в эпоху религиозных культов, инквизиции и борьбы с надвигающимся на мир дьявольским хаосом, кошка оказалась неугодной человечеству. Изображение кошки в искусстве XVII века – незначительная деталь, скромный фоновый элемент «на задворках».

Экспонаты Лувра

Луи Ленен «Счастливая семья», выставлена в Лувре, написана в 1642 году. Отражает настроение людей того времени: кошка признается частью семьи, вхожа в дом, но держится в стороне.


В конце XVII и начале XVIII веков картины с кошками, искусно дополняющими основной сюжет, обретают все большую популярность: сельские сценки, иллюстрации, игривые кошки в компании детей, ласковые питомицы нежных дам. В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начинает покорение Европы. В начале пути это был жанр «второго сорта», существующий скорее ради развлечения, чем ради прибыли. Однако с этого момента сомнений не остается – кошки займут свое место в мире живописи. В XIX веке портер кошки уже не был странностью или блажью богачей – усатая питомица идеально вписалась в быт человека, превратившись из крысолова в нежно любимого члена семьи. Девятнадцатое столетие подарило миру Льюиса Уэйна, Фрэнка Пэтона, Эмиля Брунье и других талантливых живописцев.

Читайте также: Почему в доме не приживаются кошки: разбираемся в реалиях и народных приметах

Работы Барбера

Charles Burton Barber (1845-1894) – почетный член художественного института Великобритании. Его работы украшали дворец Королевы Виктории. Реалистичные, наполненные смыслом картины пользовались невероятным спросом еще при жизни автора. Образ усатых в искусстве, предлагаемый Барбером, абсолютно соответствует истинному облику этих животных. Возможно, в этом и кроется секрет успеха картин британского художника.

Юная девушка и молодая кошечка мраморного окраса. Обе красавицы полны еще несмелой грации, в позах уже отчетливо просматривается изящество, присущее женскому полу. Сакральный смысл – покорись или умри. Взирающий сверху вниз крошечный котенок олицетворяет союз человека и усатой питомицы: лояльная к человеку кошка позволила приручить себя, но осталась непобежденной. Куда более сильный хищник погиб, отказавшись идти на компромисс, и его шкура, брошенная к ногам человека, теперь украшает пол гостиной.

Работы из Голландии

Henriette Ronner-Khip (1821-1909) – потомственная художница из Голландии. Увлеклась написанием кошек в 1870х годах, как раз в то время, когда в ее доме поселилась усатая непоседа. Получала заказы от королей Бельгии, Пруссии, Португалии.

Картина кошка с котятами: теплые тона и мягкие линии, очень «домашняя», умиротворяющая работа.


Charles H. Van den Eycken II (1859-1923) – популярнейший бельгийский художник-реалист. Один из ведущих анималистов XIX века.

Классическая персиянка солнечного черепашьего окраса в окружении книг. Игривая поза, теплая позитивная энергия. Символизирует любознательность кошек и их отношение к жизни – тяга к знаниям похвальна, но через игру и веселье мир познавать куда интереснее.

Читайте также: Кошка как способ избавления от одиночества

Современное искусство

Художники XX века не перестают любить кошек. Картины с изображением кошек становятся максимально реалистичными, мастера добиваются почти фотографического сходства. Многие художники решаются отступить от привычных клише – завоевывают популярность работы, на которых кошка наделена антропоморфическими чертами или выполненные в жанре абстракции, фантазии, карикатуры.

Потрясающая детализация и сочные оттенки приковывают взгляд: медовые глаза, блестящие шерстинки, кокетливая обводка носика, шикарные усищи. Природа показала себя настоящим художником, раскрасив шубку кота Леонардо, Geoffrey Tristram запечатлел великолепие мраморного окраса при помощи кистей и красок.


Mi Chunmao является членом правления Союза Художников Китая. Его работы известны не только на родине, но и во всем мире. Полотна выставляются в престижных галереях, многие работы пополнили частные коллекции. Работакошка с котятами, созданная по технике гохуа – письмо тушью на шелке или бумаге, существует более пяти веков.


Глядя на работы Суэллен Росс, с трудом верится, что картины написаны вручную без помощи компьютерных программ. Суэллен пишет акварелью, использует чернила и цветные карандаши. Ниже – фантастически красивый кот, изумрудные глаза которого полны жизни.


Портрет кошки работы Герберт Сьюзен. Британская художница-самоучка пишет картины, повторяющие сюжеты работ известных мастеров. Прекрасная «дама» в платье небесного тона в оригинале – принцесса Елизавета.

Художники XXI века

Художники рисующие кошек в XXI веке, продолжают экспериментировать не только с жанрами, но и с техникой: принты, компьютерная графика и др. Антропоморфизм процветает: многие мастера делают акцент на сходстве домашних питомцев и их владельцев, по сути – всех людей в целом. На пике популярности легкие, позитивные сюжеты, полные веселья или светлой грусти. Растет интерес к восточным мотивам.

Картины Дебби Кук излучают положительную энергетику, кошки Дебби – ласковые, добродушные, любопытные и веселые. Ее мотивы можно встретить по всему миру на салфетках, кружках, одежде, аксессуарах, посуде. Работает пастелью, акварелью, акрилом, карандашами.

Московский художник Алексей Долотов рисует разных зверушек в собственном, хорошо узнаваемом стиле. Особенно популярны картинки художника Ксенопуса (ник, под которым Алексей общается с пользователями в своем блоге). Романтика, легкость, почти невесомость, нежность.




1. Кошки и человек. История отношений.

Видимо, когда Киплинг писал свою знаменитую сказку О Кошке, что гуляла сама по себе, он интуитивно предвосхитил выводы современных ученых, которые почти единодушно сходятся в том, что из всех домашних животных кошка не была одомашнена человеком в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие, говоря об одомашнивании, скажем собаки или лошади. Человек не ловил кошку и не заставлял жить рядом с собой, не заставлял её ловить мышей, дрессируя соответствующим образом – с кошкой такие трюки не проходят. Кошка сама пришла к человеку, огляделась, оценила перспективы и, решив, что это житье ей вполне подходит, осталась. Но осталась на своих условиях. И что оставалось человеку делать, кроме как согласиться?

Практически у всех народов мира кошка – существо не однозначное с двоякой сущностью. Кошка предстает то как хранитель и защитник от сил зла, то как этих сил зла олицетворение. Кошек то боготворили, то, низвергая с пьедестала, подвергали мучениям. Пожалуй, только в наше время, отношение к кошке стало нормальным, здравомыслящим.

И, конечно, рассказ о кошках в жизни человека следует начать с Египта. Именно в Древнем Египте мы находим первое упоминание о кошке и её первые изображения. И именно там кошка стала существом священным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.
Египетская богиня Баст, связанная с радостью и весельем, хорошим настроением,обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. В городе Бубастисе - центре культа Баст - обнаружено целое кладбище кошек. По законам этого города случайное нанесение ущерба кошкам и особенно их убийство каралось смертью.

Кроме того, Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски mau, что означает - зрячий, от глагола ma u - видеть".
В "Книге мертвых" бог солнца Ра выступает как "великий кот". Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя. Таким образом, кот здесь выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра. Соперничество со змеей сделало кошку стала священным животным бога Солнца. Священная кошка и все ее собратья с давних пор пользовались в Египте особым почетом и уважением, для них строили специальные храмы. Люди окружали их любовью и заботой, помня о той важной услуге, которую оказывает каждую ночь кошка всем на земле.

В Древнем Риме кошка - этот гордый и свободолюбивый зверек - служила символом свободы и независимости, была непременным атрибутом богини свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Кошки почитались простыми римлянами, но их не терпели римские тираны.

Древние греки отождествляли Баст с Артемидой - богиней охоты, дочерью Зевса, обладающей решительным и агрессивным характером. Артемидатакже считалась олицетворением луны. Она богиня растительности и животного мира, родовспомогательница. Кот является спутником Артемиды, она держит его у своих ног. Артемида принимает образ кошки, чтобы ускользнуть от Тифона.

В скандинавской мифологии одной из наиболее почитаемых богинь была независимая, красивая Фрейя – богиня из рода ванов, сестра Фрейра и дочь Ньерда. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого.

В бой она отправлялась на колеснице, запряженной кошками, и поэтому считалась повелительницей кошек, подобно египетской Баст и греческой Артемиде. Когда она плачет, ее слезы капают, превращаясь в золото, а когда ее слезы падают в море, они превращаются в янтарь. Поэтому ее магических кошек звали Бигуль («золото пчел», мед) и Трьегуль («золото дерева», янтарь). Фрейя обладала также способностью менять внешний облик, была предводительницей валькирий и «провидицей» – вдохновительницей священной поэзии. Тринадцать – ее число, а пятница – ее день. У нее был плащ из перьев сокола, позволяющий проникать в иные миры, чудесное золотое ожерелье Брисингамен, а рунами она владела задолго до того, как их получил Один.

Фрейя правит любовью, красотой, сексом, кошками, плодородием, деторождением, магией, мудростью, поэзией, морем, Луной, смертью.

В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь (женского начала, тьмы, луны и т.д.). Он может общаться со злыми силами и обладает способностью к трансформации. Кроме того, в Китае верили в то, что кот способен изгонять злых духов. Домашняя кошка называется «Мао», в Китае проводилась аналогия между кошкой и тигром. Китайцы говорили: «Мао похож на тигра, но маленький». Слово «Мао» – звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф «Мао» состоит из иероглифов «тьен» (поле), «цзао» (трава) и «чао» (монстр) – это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание «Мао» в китайском языке означает еще и «восьмидесятилетний» – кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек.

В Японию первые домашние кошки попалииз Китая, одновременно с буддизмом. Один монах секты тендаи вез из Китая в Японию на корабле множество буддийских рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс он взял с собой кошку – и книги в неприкосновенности прибыли в Японию. Шерсть этого зверька была желтоватого окраса, и поэтому (а также потому, что кошка уберегла святые реликвии) она вошла в историю и в литературу как «золотая кошка». В Японии кошки применялись сначала для охраны библиотек. Во всех монастырях их держали, чтобы стеречь книги и рукописи от грызунов.

Кошки сначала были редки и дороги, они являлись символом высокого общественного положения и пользовались большим почетом, в том числе и при дворе. Из-за своей очень высокой стоимости кошки все время были на поводках (при дворе императора эти поводки изготавливались из позолоченных нитей). Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают уже при виде своего врага. Поэтому те, кому не хватало денег на приобретение живой кошки, ставили дома ее изображение (керамические и фарфоровые статуэтки).Однако позже кошку в Японии стали связывать со злыми силами, считалось, что вся «нечистость» скапливается у кошки в хвосте, похожем на змею. И тогда, чтобы «очистить» кошек от нечистой силы им отрубали хвосты. И все таки, в целом кошка в Японии считалась животным положительным. Очень популярна там до сих пор Манеки-неко - талисман удачи в виде кошки с поднятой лапой. Существует легенда о том, как появился такой талисман:

Есть такой храм Готокуи в Сетигае. Самурай, лорд Ли, ехал мимо него и вдруг увидел кошку, которая сидя на задних лапках, манила его передней лапкой. И когда он пошёл на то место, где стояла кошка, молния ударила туда, где он был несколько мгновений назад. Благодарный кошке за спасение его жизни, он становится верховным жрецом храма. Эта легенда указывает на то, что фактически кошкой была Каннон, богиня сострадания, которая приняла облик кота, и в настоящий момент храм всегда держит Манеки-Неко рядом с Каннон.

Поистине величественное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская, ангорская - происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Сиамскую кошку здесь называли королевской, только членам царствующей семьи дозволялось иметь такого домашнего питомца, а получить его в подарок удостаивались чести только высокопоставленные особы, получившие благословение короля. В Бирме кошки жили при каждом храме и почитались как священные животные.

Согласно древней персидской легенде кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки - такое же серьезное преступление, как и убийство человека. И позже уже в традиции мусульманской, кошка также почиталась на Ближнем Востоке. Это было в значительной степени обусловлено тем, что пророк Магомет имел склонность к кошкам, и это рекомендовалось для подражания всем правоверным: «Пророк, благослови его Бог и пошли ему здоровья, сказал: «Кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям». Кстати, любимую кошку Магомета звали Муэсса. Она часто отдыхала на его одеянии, и когда пророка однажды позвали на молитву, он не захотел беспокоить кошку и отрезал тот кусок одежды, на котором она лежала. По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. Поэтому арабы называют его «отцом кошек». А кошке в исламе позволительно войти в мечеть.

Хуже всего дело с кошками обстояло в Европе.

Кошек, пожалуй, почитали только на Британских островах.

У скоттов она была не только хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек. После того, как кошки попали в Англию, они стали там тотемным (высокочтимым) животным, заменив кроликов, которым поклонялись на Британских островах ранее. Особо ретивые почитатели кошек старались обнаружить изображение кошачьей морды даже в облике Луны.В Англии в раннем средневековье были приняты законы об охране кошек. Общее возмущение англичан вызвал испанский король Филипп II, супруг Марии Тюдор, мучивший кошек особыми приспособлениями для пыток. Открытое недовольство лондонцев привело к изгнанию Филиппа II из Англии. В Англии же «бродячий» фольклорный сюжет о кошке, принесшей богатство сироте-хозяину, получил самую подробную разработку. Здесь этот сюжет трансформировался в легенду о Дике Уиттингтоне, трижды лорд-мэре города Лондона.

Гораздо хуже кошкам приходилось в Европе континентальной. Считалось, что вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и кошки, которые также должны были предстать пред инквизицией, которой всегда была присуща жестокость – союзница глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. «Охота на ведьм» достигла апогея в XVI-XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод кобвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Инквизитор Николя Реми полагал, что все кошки являются воплощениями демонов. В 1387 г. он обвинил ведьм в Ломбардии (Северная Италия) в том, что они почитают в образе кошки самого дьявола. Даже обычная охотничья игра кошки с мышью интерпретировалась церковниками как игра дьявола с человеческой душой, а тривиальная ловля кошкой мышей - как улавливание дьяволом человеческих душ. Борьба с кошками велась инквизицией, в прямом смысле этого слова, не на жизнь, а на смерть. В определенные праздничные дни, такие как день летнего солнцестояния, Пасха или Страстная пятница, стало обычным явлением сжигать кошек в ивовых корзинах. Эту жестокость гонители оправдывали тем, что кошки как воплощения дьявола не могут страдать, каким бы жестоким мучениям их ни подвергали. Но в конечном итоге, европейцы поплатились за свою собственную глупость и жестокость: ученые единодушно считают, что массовое истребление котов и кошек стало одной из причин опустошительных эпидемий чумы, выкашивавшей целые города. В отсутствии своих естественных врагов – кошек, в нечистотах средневековых европейских городов в неисчислимых количествахрасплодились крысы – главные переносчики чумы.

Особенно приятно сознавать, что наши предки обладали гораздо большим здравым смыслом. Кошка на Руси очень ценилась, и в своде законов «Правосудье митрополичье» (XIV в.) штраф за украденную кошку – такой же, как и за вола! Чего уж говорить об убийстве! Кошка считалась животным – оберегом. Почиталась как хранительница домашнего очага, уюта, защитница человека и дома от нечистой силы, символ довольства и достатка. Считалось, также, что кошка связана с домовым, поскольку тот тоже являлся хранителем дома. И обидеть кота означало обидеть домового, а значит обречь свое хозяйство на упадок. Отсюда и такое поверье, что в доме приживется только тот кот, чья масть совпадает с цветом волос домового. О том, как относились наши предки к кошке свидетельствуют приметы и поговорки:

Кошку мучить - грех. Первая встреча на том свете будет с кошкой: если он жестоко обращался с кошками, то кошки будут мучить и царапать его.

Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.

Черная кошка на борту судна сулит удачу.

Пока жена рыбака держит в доме черную кошку, главе семьи не страшны ни бури, ни ураганы.

Если кот чихнет неподалеку от невесты в день ее свадьбы - счастливая семейная жизнь обеспечена.

Убийца кота станет убийцей человека.

Черный кот предохраняет дом от воров.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал. И конечно все знают примету, когда в новый дом первым запускают кота – на удачу, уют и достаток. А у русских мореходов был обычай - по построенному судну первой должна пройти кошка. Все эти обычаи были связаны со способностью кошки изгонять нечистую силу, которая уже успела обосноваться в укромных уголках.

В русских народных сказках кот всегда выступает как верный помощник своего хозяина. Помогает ему не только уберечься от неприятностей, но и успешно устроится в жизни («Волшебное кольцо», «Умная жена»). А в некоторых сказках про Бабу-Ягу, даже собственный кот Ягипомогаетгероям, платя добротой за их доброту. По словам русских сказок, кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот может бытьи мудрым советчиком, носителем особенных знаний, например Кот-Баюн. Кот Баюн живет вблизи золотой мельницы, на золотом столбе. Вниз спускается - песни поет, вверх поднимается - сказки сказывает. Голос кота Баюна могуч, на несколько верст слышен. Сила кота Баюна непомерна. Он всегда врагов побеждает, а песнями кого угодно усыпить может.

Чаще всего помогает кот с помощью плутовства, уж этого, равно как и чувства юмора у котов не отнимешь! Плутовство роднит Кота с Лисой, поэтому во многих сказках, Кот и Лиса – супруги. Они ловко «разводят» остальных обитателей леса и счастливо живут в достатке и почете.

Считалось также, что довольные жизнью коты как бы приманивают в дом достаток. У русских купцов даже было такое соревнование – у кого кот жирнее. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой "напрасной беды". На Урале существовало сказанье о Земляном коте (кто читал Бажова, тот помнит), Кот был велик и жил под землей, охраняя несметные богатства, наружу торчали лишь его огенные уши. Кот помогал людям, попавшим в беду, указывал дорогу заблудившимся.

На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка - понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключенотаинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией.
До введения христианства но Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных - Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат - медведь, например. Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.
После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками - в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть знак древней европейской богини любви или дух великого Велеса.

В православной традиции к кошкам тоже принято относиться с терпимостью. Как не было у нас ужасов инквизиции, так и котов никогда из религиозных побуждений не убивали. Напротив, кошка в православии считаетсяживотным для дома полезным. И кошке у нас, как и в исламе, тоже дозволено то, чего не дозволено собаке -входить в храм. По крестьянским поверьям, в образах кошек к людям иногда являлись святые.

Есть еще такое наше поверье, что странствовал когда-то Господь по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Всевышний, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.

У всех практически народов, кошка - чущество связанное с двумя мирами: реальным и потусторонним. Кошка связана с женщиной, ночью, таинством, Луной, плодородием, домом, довольством, удачей (Фортуна тоже женщина), кошка - хранитель и оберег.

Вот такие непростые отношения складывались у котов с человеком, но несмотря ни на что, любовь к этим зверькам оказалась сильнее всяческих предрассудков. И сегодня кошки- любимые домашние животные огромного количества людей. И слава Богу!

Продолжение следует....