Оригами древнее японское искусство. Материал для оригами. Традиционное оригами из бумаги

Слово «оригами» состоит из двух японских слов «ори» - «сложенный мгновенно» и «кама» - «божественная бумага». Много веков назад это искусство зародилось в Японии и нашло широкое распространение в Мире. Знания передавались из поколения в поколение по женской линии и тщательно оберегались. В Японии оригами является отражением культуры местных жителей и их философии. Откуда возникло оригами? Что представляет собой сегодня это направление, и какие техники существуют?

История появления бумаги

В Древнем Китае для записи информации использовали деревянные доски и шелк. Пользоваться досками для записи было крайне неудобно, известен пример, когда придворный написал статью для императора на трех тысячах дощечек. Шелк, хоть и был удобным в использовании, но стоил очень дорого. Позже для письма стали использовать войлок и шерсть.

Как происходил процесс изготовления первой бумаги?

Брались кусочки нити из шерсти и распускались в воде, после чего собирали, сушили и прессовали.

105 год до нашей эры принято считать годом изобретения бумаги, когда один из придворных сообщил в докладе императору об изобретении отличного материала для письма – размокшие стебли бамбука в сочетании с измельченной корой тутового дерева. Результатом стал указ императора о запрете использования для записей деревянных дощечек, вместо которых рекомендовалось использовать только бумагу.


История изобретения бумаги

Распространение знаний о производстве бумаги

В пятом веке нашей эры в Китае уже существовали бумажные деньги, которые в народе назывались «летающими монетами». А в шестом веке появляются самые настоящие книги из бумаги.

Секрет изготовления бумаги тщательно хранился китайцами. Но в седьмом веке нашей эры один из монахов, знавших секрет изготовления бумаги, во время своих странствий выдал тайну японцам. Они, в свою очередь, усовершенствовали китайскую технологию и получили бумагу более хорошего качества.

Сначала бумагу делали из коконов шелкопряда. Затем в качестве сырья стали использовать стебли бамбука. Появление первой крупной фабрики по производству бумаги датируется 1870 годом в Токио.

Сегодня секреты производства бумаги в Японии знают не многие мастера. Помимо масштабных производств бумаги, работают также небольшие мастерские, которые изготавливают бумагу вручную. Обходится такая бумага в кругленькие суммы, отличается высокой прочностью и возможностью множества сгибов, называется такая бумага «ваши». Кстати, именно на ней был подписан Версальский договор после первой мировой войны.


История распространения бумаги. Видео 2

Использование бумаги в религиозных обрядах китайцев

На родине появления бумаги, в Китае, ее использовали, в том числе и для проведения религиозных обрядов. Было принято вместе с мертвецом сжигать и его вещи, чтобы он мог в другом мире пользоваться своими принадлежностями. Постепенно этот ритуал заменили другим: в целях экономии вещи покойного не сжигались, а оставлялись наследникам. Бумага же использовалась для написания пожеланий счастья и удачи. Также со временем люди находили все больше применение этому материалу – они изготавливали из бумаги подвесные фонарики, зонтики, она, ширмы.


Как делают бумагу

Философия оригами

Важно!!!

В классическом варианте оригами представляет собой создание фигуры из цельного квадрата, без каких-либо надрезов.

Родина оригами – древняя Япония. Имеющие широкое распространение идеи цзен-буддизма нашли свое отражение и в искусстве работы с бумагой. Основой для складывания является квадрат, это не случайность. Квадрат в является символом земли, которая пересекается с космосом, олицетворяет бесконечную Вселенную. На Востоке квадрат почитается гораздо больше, чем какая-либо другая геометрическая фигура. Цель оригами – извлечение максимального количества разных форм из квадрата.

В оригами предметы взаимопроникают друг в друга – так воплощается идея, что все связано со всем. Не зря оригами запрещает разрезать бумагу, ведь тогда произойдет уничтожение Единого.

В отличие от других видов искусства, например, скульптуры, оригами дает возможность создавать только в рамках тех возможностей, которые есть при создании формы из квадрата. Таким образом, может быть использовано только то, что естественно для квадрата.

Идеи синтоизма в искусстве оригами

История появления и распространения оригами напрямую связано с японским синтоизмом. Для приверженцев этой религии характерно то, что в каждом предмете содержится ками – божество. Чем более необычен предмет, тем в нем больше божественного. Особое место в обрядах японцев до сих пор занимает бумага. Например, при входе в буддистские храмы висит зигзаг гохей (бумага, сложенная особым образом), такой же гохей принято вешать на пояс сумоистам перед началом боя. В домах часто стоят восемь фигурок из бумаги-ката-сиро, считается, что они привлекают в дом счастье и удачу. Для того, чтобы прогнать злых духов используется харам-гуси – веник из полосок белой бумаги.

Использование оригами в светской жизни

С 12 века искусство оригами появляется в светской жизни, его даже признают при императорском дворе. Считалось хорошим тоном владение искусством красивого складывания бумаги. С помощью красиво сложенной бумаги выражалась благодарность, любовь, забота по отношению к получателю.

В 16 веке бумага перестает быть предметом роскоши и вместе с ней в каждый дом приходит искусство оригами, получая широкое распространение и всенародную любовь. В этот период появляется большинство фигурок, которые впоследствии станут классическими, например, журавель цуру – символ счастья и долголетия в Японии.

Искусство красивого складывания бумаги передавалось в семье по женской линии, по манере складывания даже могли определить принадлежность девушки к тому или иному району страны.


История оригами

Возникновение обучающих книг по оригами

Первая японская книга, посвященная оригами, называется «Семба-цуру-ориката», что переводится как «сложить тысячу журавлей» (по легенде, тысяча бумажных журавлей способствуют исполнению желаний). Вся книга посвящена складыванию журавля в 29 различных вариациях.

В 1845 году выходит книга «Окно середины зимы», где описывается, как из бумаги можно сложить несколько десятков фигур. Так оригами становится делом, за которым можно скоротать долгий зимний вечер.

В 1879 году вышла в свет книга директора одного из школ для девочек, где он описывает способы складывания двадцати основных фигур оригами – «Ориката». Эта книга первой была переведена на английский язык.


Оригами. Веер

Популярность оригами в Мире

Всплеск популярности оригами приходится на послевоенное время, когда мастер из Японии Акиро Йошизава выпустил книгу, где он обучал искусству оригами на примере простых схем. Также ему принадлежит авторская разработка более чем сотни новых фигурок. Книга стала популярна во всем мире, а ее создатель от лица Правительства Японии ездил в обучающими семинарами по всему Миру. Так искусство оригами стало средством международного общения во всем мире.

Искусство оригами в Европе

Безусловно, я Европе был интерес к складыванию фигурок из бумаги еще до распространения японского оригами. Например. Первой европейской фигурой оригами, скорей всего, можно считать испанских птичек - «пахариты», время появления которой можно отнести к 12 веку.

В 19 веке один из преподавателей геометрии Фридрих Фребель стал использовать оригами для более простого и понятного способа объяснения законов и правил геометрии.

Известный писатель Льюис Керолл был в восторге, когда у него получилось смастерить путем складывания бумаги игрушку. Лев Толстой описывал в одной из статей восторг от обучения искусству оригами и отмечал, сколько радости и восторга несет это занятие детям.

В 1937 году появляется в Лондоне на свет книга Маргарет Кемпбелл, где впервые описывались способы складывания трех основных японских фигур – птицы, водяной бабочки и лягушки.

Плюсы изучения техник оригами

Оригами дает множество «плюсов» тем, кто решил освоить это древнее искусство:

  • Оригами тренирует память и воображение как взрослых, так и детей.
  • При работе пальцами рук становится активным левое полушарие головного мозга – это влияет на улучшение речи.

Материал для оригами

Для создание фигурок оригами можно использовать любую бумагу. В Японии часто используют специальную бумагу для оригами – «Ками», что переводится с японского как «бумага». Она может быть как полностью белая, так и многоцветная или даже цветная. По весу она немного легче обычной бумаги.

Используется также фольгированный вид бумаги – «сэндвич» - это лист бумаги, к которой приклеен лист фольги. Такая бумага позволяет изделию долго держать форму и является податливой для сложения фигурок из бумаги. Японцы часто используют особый вид бумага «васи» - это более жесткий вид бумаги, который производится из риса, пшеницы, бамбука, коры деревьев.

Техника оригами: бумага и техника сгибов

За века существования оригами, информация о нем переходила в устном виде от человека к человеку: что-то могло быть потеряно, что-то искажалось, что-то добавлялось новое. В целом, сегодня оригами – это искусство работы с бумажным квадратом и создания из него фигурок без использования надрезов или клея.

Искусство оригами познается с овладения базовых форм – это такие формы, которые являются основными и из которых происходит формирование той или иной фигуры.

Важно!!!

Особой внимание уделяется углам – они должны быть очень острыми. Во многом от проработки остроты углов зависит аккуратность и красота изделия.

Какие существуют виды техник оригами?

Модульное оригами Простое оригами Складывание по развертке Мокрое складывание

Это такой вид оригами, при котором фигура складывается из ряда составных частей. Части (модули) складываются из отдельного листа бумаги, а затем собираются в единую фигуру. Распадаться на части фигуре не дает сила трения. Этот вид оригами крайне популярен во всем мире, самая известная фигура – кусудама (объемное изделие шарообразной формы).

Кусудама – в переводе с японского означает «лекарственный шар», это фигура, состоящая из многих одинаковых пирамидок. Пирамидками являются чаще всего стилизованные цветы, сделанные отдельно из листа бумаги.

Стиль простого оригами был придуман и разработан англичанином Джоном Смитом. При таком подходе складки можно делать «на глаз», чем их меньше, тем лучше.

Складывание по развертке

Такой вид оригами, при котором используется бумага, на которой уже прорисованы места сгибов и сложений. Автору модели нужно лишь сложить лист бумаги по инструкции.

Мокрое складывание

Техника мокрого складывания была разработана Акирой Ёсидзавой. При мокром складывании используется вода, предварительно смоченная водой. Считается, что при таком подходе бумага приобретает плавность линий, фигура становятся более яркими и выразительными. Для такой техники подойдет не любая бумага, а только та, которая имеет в своем составе водорастворимый клей – плотные виды бумаги.

Вывод:

Оригами является древним искусством. Сегодня оно используется для сервировки стола, упаковка подарков, изготовление сувениров.


Оригами. Кошелек

История оригами насчитывает многие века. Сегодня это даже стало символом особой философии, а также пожелания мира и веры в чудо. Но откуда и когда к нам пришло искусство складывания бумаги? Что сами японцы - люди, развившие оригами в искусство - вкладывают в него?

Удивительная вещь — умение складывать бумагу в узнаваемые фигурки без помощи вспомогательных средств (клей, ножницы). Киригами (поделки из бумаги с использованием ножниц) - конечно, тоже искусство, с этим никто не спорит. Но согласитесь, разрезая лист, мы в некотором роде упрощаем «путь» создания поделки. В классическом оригами это недопустимо.

Ты не должен искать простого пути, ты должен искать решение, гармонию, красоту, смысл. Одновременно с этим ты решаешь геометрическую и математическую задачу, даже если не обучен этим наукам. Во время сложения ты - медитирующий философ, терпеливый искатель, целостная личность, способная создавать и подарить творению часть своей души. Ты вплотную приближаешься к пониманию хрупкости всего сущего, а через это постигаешь вечность, суть жизни.

Вот сколько всего видят за оригами японцы. Однако далекие от этих исканий европейцы и арабы тоже с удовольствием восприняли оригами еще в VIII веке. Просто потому, что это красиво, интересно и на то время – .

История оригами

Совершенно естественно, что возникло оригами в Китае, в древности, когда изобрели бумагу. Но развитие этого искусства произошло в Японии. Поначалу бумажные фигурки делали исключительно для религиозных обрядов. Постепенно эта традиция перешла и в светскую культуру, хотя могли позволить себе это занятие только очень состоятельные люди.

По некоторым данным, первыми фигурками оригами были бабочки. Их делали на свадьбу молодоженам, они символизировали любовь и покровительство духов.

Тем не менее, в Европу оригами пришло не с Востока (Японии или Китая). Его в XI веке привезли в Испанию богатые мавры, а к XV веку это стало традиционным и в германских землях. Стало традицией делать из свидетельства о крещении особую оригами-фигурку на счастье ребенка, а в Испании к XVII веку появилась устойчивая традиция делать простейшие формы в виде шапочки или шляпки, лодочки, домов, где могли жить нарисованные куклы.

С той поры стали появляться оригами-мастера и в западной части света. Одним из ключевых моментов в развитии оригами стало предложение Фридриха Фребеля ввести это искусство как курс для развития в детских садах в начале XIX века.

В 1960-х мастер Ёсидзава-Рандлетта разработал единую систему условных обозначений, которые сейчас помогают всем желающим заниматься оригами.

Кстати, если вам интересно, как работают настоящие профессионалы, то, конечно, лучше ехать в Японию. Но для постижения всех нюансов и хитростей этого искусства нужно знать язык. Если вы его еще не освоили, у вас есть отличная возможность прямо сейчас!

Виды и «дети» оригами

Современным достижением считается модульное оригами. В нем тоже не используют ножниц и клея, но из нескольких целостных фигурок (модулей) собирают большую композицию или «скульптуру».

Виды оригами:

  • Классическое оригами.
  • Простое оригами — изобретено британским мастером Джоном Смитом.
  • Паттерн-оригами – с него начинают новички, поскольку на листе бумаги уже нанесен чертеж всех складок. Человеку остается только, следуя разметке, все сложить.
  • Мокрое складывание – разработка Акиры Ёсидзавы, который смачивал бумагу, чтобы придать формам плавность. Это особенно помогает, если вы хотите делать цветы или животных.

Бумага для оригами

Для оригами годится практически любая бумага, но многие мастера и начинающие работают со специальной бумагой «ками» в форме квадрата от 2,5 до 25 см и больше. Она бывает как абсолютно белая, так и односторонне цветная.

Для более графичных фигурок, например, журавлика, подходит обычная писчая бумага. А вот более тяжелые виды бумаги годятся для мокрого оригами, и они считаются более долговечными. Фольгированная бумага (сэндвич) отлично поддерживает форму фигурки и смотрится нарядно.

В самой Японии оригами делают из жесткой бумаги «васи». Ее изготавливают из Edgeworthia papyrifera («бумажное дерево», используется кора), волокна которой придают древесной массе особую устойчивость и жесткость. Фигурки из нее выглядят, как игрушки.

Оригами и наука

Трудно не заметить в оригами строгость геометрической формы, но профессионалы и исследователи видят в этом искусстве не только взаимодействие автор-зритель, но и синтез науки и творчества. Во-первых, оригами – это разминка для ума. Во-вторых, люди, умеющие хоть немножко делать оригами, способны к нетривиальным решениям, у них развивается способность нестандартного взгляда на проблему.

Это то, что касается позитивного воздействия на человека, а что же с более точными науками? Предметом очень серьезных исследований математиков была дилемма «плоского изгиба». Вопрос состоял вот в чем: можно ли образец складки сложить в модель в двухмерном измерении? Барри Хайес и Маршалл Берном доказали, что «составление плоской модели является NP-полным». Это доказывалось не простым сложением бумаги, а математическими формулами и расчетами.

Основы оригами. Правила и обозначения

Как мы уже упоминали, существует общепринятая схема знаков сгибания (складывания), но как ни странно, не все сходу могут ею овладеть. Очень часто начинающего оригамиста правила путают. Есть, конечно, умельцы, которые умудряются складывать и без схем, но уверяем вас, это не перерастает в искусство, а остается на начальном уровне.

Азы и правила – это основа основ, без них мастер безграмотен. Приоритетными являются сгиб «долина» — уголок направлен на себя, и, в зависимости от «движения» сгиба, «гора» — угол идет от себя. «Долина» обозначается штриховкой, а «гора» пунктиром.

Кончик стрелки указывает направление сгиба. Иногда разметка разноцветная, в таком случае, еще необходимо знать последовательность цветов (сгибов). На схемах часто обозначаются и невидимые стороны (пунктирами).

В исходном положении на листе появляется очень много складок. Эти складки тоже имеют обозначение, как и сгибы. Отличие в том, что стрелки для их обозначения двунаправленные, и они обозначаются только один раз.

Замкнутые стрелки предлагают повернуть лист в плоскость рабочей стороны, или попросту говоря, перевернуть.

Спиральная стрелка значит, что нужно повернуть лист по вертикальной оси другой стороной.

Прямая стрелка со штрихами обозначает повторение действия по количеству штрихов на стрелке. И производить эти сгибы нужно с симметричными друг другу элементами.

Набор форм

Конечно же, существует набор-база форм, из которых состоят многие фигуры. В целом, можно выделить 15 форм и поделить на: простые, средние, сложные, блинчатые.

  • в виде книги;
  • в виде треугольника;
  • в виде воздушного змея;
  • в виде двери.
  • в виде двойного треугольника;
  • в виде двойного квадрата;
  • в виде рыбы;
  • в виде блина.
  • в виде катамарана;
  • в виде лягушки;
  • в виде дома;
  • в виде птицы.

Блинчатые:

  • в виде блинчатой лягушки;
  • в виде блинчатого двойного квадрата;
  • в виде водяной блинчатой бомбочки.

Схема «Журавлик»

Для примера рассмотрим форму классической птицы, потому что она является основой для многих красивых фигур.

Вначале сложите двойной квадрат и на каждом из углов сделайте складки, они необходимы, чтобы уголки оказались внутри. Получится фигура, отдаленно напоминающая птицу, она служит толчком для фантазии и предлагает некий ребус, в котором предстоит решить, что делать дальше.

Выделите шею, сделав ее тоненькой, затем приступите к хвосту. Голова выделяется загибанием шеи, крыльев и хвоста. Можно браться за места, помеченные точками, слегка растянуть - и журавлик взмахнет крыльями.


Слова «бог» и «бумага» на японском созвучны

Кто не знает миф о 1000 журавликов: если вы с любовью в сердце и со всей ответственностью свернете тысячу журавликов из бумаги, а потом подарите их окружающим вас людям и получите от них в ответ тысячу улыбок – исполнятся все ваши желания.

С некоторых пор бумажный журавлик стал символом избавления от ядерной войны и борьбы с лучевой болезнью. Но в самом начале, до всех форм, когда их только предстояло открыть, изобрести, познать, оригами в его простейшей форме служило для того, чтобы отпугивать злых духов.

Амулеты гофу служили для привлечения удачи. Богам приносили подношения в бумажных коробочках ноши, и чем замысловатее коробочка, тем боги и духи будут благосклоннее.

И в одной, самой главной легенде о Богине Солнца – Аматэрасу, от которой происходят все императоры, сказано так:

Аматэрасу чем-то огорчилась и скрылась в пещере, тем самым скрыв свет солнца от всего живого. Чтобы выманить богиню, другие боги развесили на дереве амулеты гохэй и положили там же будущие регалии императоров. Также там были такие подношения: ожерелье из яшмы Ясакани-но-магатама, зеркало Ята-но-кагами, петухи и многое другое. А для большей убедительности богиня Амэ-но-удзумэ принялась танцевать под общий хохот других богов танец кагура. Аматэрасу заинтересовалась и выглянула из пещеры. Ее схватили за руку и вытащили, быстро закрыв вход в пещеру.

Вот эти амулеты гохэй – это и были первые фигурки из бумаги – оригами.


Когда оригами перешло в светские круги, оно стало частью образования, и каждый уважаемый аристократ обязан был знать хотя бы азы.

Очень часто влюбленные посылали любимым любовные записки в виде цветка оригами или журавлика. А бабочки оригами символизировали преображение, трансформации, поэтому их и дарили на свадьбы. Свадебные бабочки символизировали жениха и невесту, которым суждено стать мужем и женой.

Но классическое оригами приобрело свои основы только после того, как бумага стала более или менее дешевой. Именно простые люди установили традиции и возвели складывание бумаги в ранг искусства. Мастерство передавалось по женской линии и приобрело свои отличительные моменты. По, казалось бы, одинаковым фигуркам можно было понять, из какой они провинции.

Мастерство

Гибкость ума, которая есть в раннем детстве, теряется по мере взросления. Для того чтобы она не терялась, существует множество практик. Но оригами - одна из древнейших и одна из самых доступнейших. Здесь нужен внутренний «измеритель», помогающий за раз согнуть именно такой кусочек бумаги, который нужен.

Каждый из нас хоть раз в жизни складывал самолетик и знает, что одного глазомера мало. Необходимо внутреннее чувство, схожее с тактильным виденьем, мудростью.

Задумайтесь только, сложно делать то, что уже известно, а какими же были те, ? Открытия в оригами появлялись вместе с познанием нового. Например, жирафа из бумаги не сделаешь, ни разу не увидев животное. Модульную копию молекулы не сотворишь, не зная о том, что она такое.

Современность и новые символы

Новая символика – это просто современная трактовка забытого старого. Не всем понятна японская философия, мифология, но всем понятно оригами, которое всякий раз трансформируется под свое время, однако остается неизменным в основе.

Это одно из самых честных искусств, в котором нет места для притворства. Если ты где-то подмазал клеем или воспользовался ножницами – это не оригами, и ты это знаешь. Это может быть скрыто от других, но ты не мастер, если лжешь самому себе.

А главное в оригами — ничто не окончательно. Один и тот же лист бумаги может быть и лягушкой, и , и собачкой, и портретом, и деревом… Форма только тогда окончательна, когда фигурка становится подарком.

После Хиросимы и Нагасаки знаменитый журавлик приобрел новое значение. Лучевая болезнь сравняла человека по хрупкости с фигуркой оригами, которая не может спастись от огня. И даже тысячи тысяч журавликов никого не спасли, но они укрепили веру в человечность. А она может очень многое. Поэтому занимайтесь оригами, развивайтесь, верьте в лучшее!

А какую роль в вашей жизни играет оригами? Много ли среди наших читателей мастеров или новичков? Как вы относитесь к этому искусству, и что оно значит для вас? Будет интересно почитать ваши комментарии.

Оригами — одно из известных культурных явлений Японии, однако для знакомства с остальными аспектами, а также с японским языком, рекомендуем вам пройти наш .

Техника поделок из бумаги пришла в Японию из Китая в начале 7 века. Претерпев значительные изменения, она способствовала возникновению уникальной японской бумаги, васи, пластичной, мягкой, не рвущейся при работе и позволяющей воплощать самые смелые творческие идеи.

Неизвестно, когда возникло оригами как таковое, но толчок развитию издавна существовашего в Японии искусства заворачивания в бумагу и складывания
бумаги определенным образом в бытовых и церемониальных целях дал расцвет
самурайского общества, обеспечивший спокойствие и стабильность в стране. Однако, в период Сёва (1926-1989) это искусство было почти полностью забыто, оставшись только в виде носи, сложенной особым образом белой и красной бумаги, прикрепляемой к подаркам как символ добрых пожеланий.

Оригами же – это искусство складывания фигурок из бумаги исключительно ради удовольствия. Изначально, возможно, оно служило средством отвлечься во время болезни или какого-то несчастья, но его популярность начала расти в начале периода Эдо (1600-1868), что было связано с массовым производством дешевой бумаги, доступной широкому кругу людей.

В течение эры Генроку (1688-1704) стали модными изображения бумажных журавлей и лодок на одежде и гравюрах укиё-э. Оригами быстро приобретало все больше поклонников.

Почти сто лет спустя стали издаваться книги по оригами, описывающие технику изготовления различных фигурок. Адресованы они в основном были взрослым и
рассматривали изготовление сложных и многошаговых поделок.

Техника творческой работы с бумагой пришла в Европу в 12 веке, но оригами не получило столь широкого распространения как это было в Японии.

В течение периода Мейдзи (1868-1912) оригами стали преподавать в детских садах и начальной школе. Как это ни странно, идея обучения детей дошкольного возраста оригами была заимствована японцами в середине 19го века у немецкого педагога, Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782-1852), одним из методов работы которого с детьми было конструирование геометрических фигур из бумаги.

В период Мейдзи было создано множество новых видов оригами неизвестными авторами. Однако в период Тайсе (1912-1926), популярность оригами несколько упала, поскольку в это время педагоги больше ценили оригинальность и креативность, чем следование схемам. Но, тем не менее, оригами не забылось и через некоторое время стало еще более популярным, чем когда-либо ранее. Была признана не только ценность этого искусства в обучении и воспитании детей, но и огромный творческий потенциал. По всему миру создано множество ассоциаций, объединяющих людей, увлеченных оригами. Источник

Оригами представляет собой древнее складывания различных фигурок из бумаги. В переводе с японского оригами означает «сложенное божество» или «сложенная бумага» . Не смотря на то, что оригами издавна считается японским видом , корни его ведут в Древний Китай, где, собственно, и была изобретена бумага. Изначально оригами предназначалось только для проведения религиозных обрядов. Причем долгое время это было доступно только представителям знатных сословий, у которых владение техникой складывания из бумаги считалось признаком хорошего тона и отменного воспитания. И только после окончания второй мировой войны японское искусство оригами попало в Европу и Америку, где оно сразу нашло своих поклонников.

Для создания классического используют квадратный равномерно окрашенный лист бумаги, причем клеем и ножницами пользоваться запрещено. Однако сегодня этими канонами часто пренебрегают. Для зарисовки схемы изделий, даже самых сложных, существуют определенные наборы условных знаков, большая часть которых была введена в практику Акирой Ёсидзавой, известным японским мастером, в середине XX века.

История оригами


В мире существует немалое количество версий происхождения оригами. Но, не смотря на это, можно с полной уверенностью сказать, что по большей части оригами развивалось в Японии. "Нихонги" или «Японские хроники» утверждают, что оригами возникло еще 610 году нашей эры. В Корее, Китае, Испании и Германии также существовали похожие техники складывания из бумаги, однако они не были столь развиты, как в Японии.

К началу периода Хэйан оригами расценивалось, как неотъемлемая часть многих . Самураи обменивались оригами, символизирующими удачу. А бабочек, сложенных из бумаги, использовали во время проведения свадеб синто.

В 60-х годах прошлого века оригами постепенно стало распространяться по всему миру. Наибольшее распространение получило модульное оригами, вслед за которым начали возникать многочисленные новые течения. Сегодня оригами является по-настоящему международным видом .

Разновидности оригами

Одним из наиболее популярных видов оригами является модульное оригами , в котором целую фигуру собирают из множества одинаковых частей или модулей. Причем каждую часть складывают в соответствии с правилами классического оригами, используя один лист . Готовые модули соединяют путем вкладывания их друг в друга. Интересно, что распасться такой конструкции не дает сила трения, с которой все мы знакомы из школьного курса физики. Ярким примером является кусудама – объемное тело, имеющее шарообразную форму.


Простое оригами
представляет собой упрощенную , которую придумал британский оригамист Джон Смит. Цель простого оригами состоит в облегчении занятий людям, у которых ограничены двигательные способности, а также неопытным оригамистам.

Складывание по развертке – один из видов оригами, который представляет собой чертеж с изображением всех складок базовой формы модели, которой придают законченный вид в соответствии с фотографиями автора. Нужно отметить, что складывание по развертке несколько сложнее складывания по традиционным схемам. Однако этот метод способен дать не только информацию, как правильно сложить , но и показать, как была придумана данная модель. Дело в том, что развертки зачастую используют для разработки новых моделей оригами. Данный факт показывает, что для некоторых моделей оригами не существует других диаграмм, кроме как развертки.

Мокрое складывание представляет собой технику складывания оригами, которая была разработана Акирой Ёсидзавой. Этот вид оригами предполагает использование смоченной в воде для того, чтобы придать фигуркам плавность линий, выразительность, а также жесткость. Чаще всего этот метод используют для создания таких объектов, как фигурки растений, цветов и животных, которые в данном случае будут выглядеть наиболее естественно и приближенно к оригиналу. Для мокрого складывания подходит далеко не всякая бумага, а только та, в которую для скрепления волокон в процессе производства добавляют водорастворимый клей. Обычно это плотные сорта бумаги.

Зачем нужно оригами?


Японское искусство оригами дает возможность своими руками создавать прекрасные поделки и композиции. Поделки в технике оригами способны порадовать не только своего создателя, но и стать отличным подарком, ведь автор всегда вкладывает в них кусочек своей души. Например, если вы подарите кому-нибудь , сделанное из журавликов, то считается, что оно поможет человеку в исполнении его желаний и принесет удачу.

Оригами является замечательным украшением для дома. В технике оригами к Новому году можно сделать елочные игрушки, ко дню святого Валентина – сердечки, к свадьбе – цветы и шары. Также при помощи оригами можно создавать уникальные , вазы, цветы, рамочки для фотографий, шкатулки и еще великое множество красивых и полезных вещей.

Что касается формата бумаги для оригами, то чаще всего используют листы в форме квадрата. Также допускается применение и других форматов: прямоугольник (формат А), треугольник, пятиугольник, шестиугольник и восьмиугольник.

Журавлик в технике оригами своими руками

В качестве примера мы решили взять небезызвестного бумажного журавлика . Наверняка многие слышали о японской девочке Сасаки Садако, которая выжила после взрыва атомной бомбы в Хиросиме, но у нее начал развиваться рак крови. Когда девочка лежала в больнице, ей рассказали старинную легенду о том, что если человек своими руками сделает тысячу из бумаги, то он может загадывать любое желание и оно обязательно сбудется. Садако было всего 12 лет, и она успела сделать только 644 журавлика оригами, после чего умерла. Друзья девочки доделали недостающих 356 журавликов и загадали всего одно желание, чтобы в мире больше никогда не было болезней и войн, и похоронили эти 1000 журавликов вместе с Садако.

Давайте вместе с в память об этой мужественной японской девочке попробуем сделать точно такого же журавлика в технике оригами . Для этого нам понадобится обычный лист формата А4.

Итак, сначала нам необходимо сделать двойной квадрат. На фотосхеме, представленной ниже, подробно показано, как именно это сделать.


После того, как двойной квадрат готов, нужно загнуть край верхнего слоя заготовки к центру. Теперь делаем то же самое с правым краем.


Затем поворачиваем заготовку и повторяем те же действия с нижним слоем.


После этого отгибаем загнутые углы и намечаем линии сгиба, по которым уголки заготовки вкладываются вовнутрь. Сначала делаем верхний слой.

26.11.2015 Обновлено 27.11.15

Искусство создания бумажных моделей насчитывает более 2000 лет, и его история полна ярких страниц. Это искусство не знает границ и доступно людям любого возраста - и взрослым, и детям.

В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того, оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.

Традиции и новшества

Искусство создавать бумажные модели зародилось в Китае на рубеже I-II веков нашей эры, а к VI веку достигло Японии, где и обрело новую жизнь. Это искусство - оригами - стало неотъемлемой частью всей японской культуры. Согласно японским традициям, в бумажных моделях ценился не столько реализм в передаче форм птиц, животных или цветов, сколько внутреннее чувство, ощущение «духа», присущего тому или иному созданию природы. Это ощущение передавалось с помощью всего лишь нескольких складок на листе бумаги.

Японская традиция оригами

Как уже было сказано, на протяжении всего нескольких поколений искусство оригами стало традицией, прочно вошедшей в культурную жизнь древней Японии. В эпоху Хейя (794-1185) оригами стало существенной частью церемоний, принятых среди высшего японского общества. Самураи изготавливали амулеты - оригами, которые назывались «ноши» и делались из бумаги с добавлением полосок акульей шкуры или волокон сушеного мяса. Такие амулеты были призваны охранять самурая и приносить ему победу. На свадебных пирах было принято украшать бокалы для саке (рисовой водки) бумажными бабочками, причем разными, в зависимости от того, кому подносился бокал - мужчине или женщине. Бокалы новобрачных украшались бумажными фигурками жениха и невесты. Распорядители чайных церемоний, также украшавшие свои чашки бумажными фигурками - оригами, тщательно охраняли секреты своего мастерства. Их оригами складывались таким образом, что, развернув фигурку, ее уже невозможно было привести в первоначальный вид иными словами - проникнуть в тайну ее создания. Кроме того, заново сложенная фигурка неизбежно должна была приобрести новые складки, и по ним мастера могли установить, что на секрет их оригами кто-то покушался.

Когда бумага перестала быть редкостью и превратилась в доступный дешевый материал, оригами начало играть новую роль в церемониальной жизни Японии. Это искусство перестало быть уделом посвященных, и им стали заниматься люди любых сословий. В эпоху Маромачи (1338-1573) владение тем или иным стилем оригами стало указывать на принадлежность владеющего им к той или иной социальной прослойке. Наиболее изысканными приемами, разумеется, отличалась элита тогдашнего общества - самураи.

В эпоху Токугава (1603-1867) искусство оригами стало еще более демократичным, и это совпало с общим расцветом японской культуры. Именно к этому периоду относится появление первой книги, посвященной искусству оригами, - «Сенбарузу Ориката», или «Книга Тысячи Бумажных Журавликов». В ней рассказывалось о том, как правильно складывать бумагу для того, чтобы получить фигурки журавлей, птиц и бабочек. В 1845 году вышла еще одна книга - «Кан но мадо», или «Окно в середину зимы», и в ней впервые была приведена целая коллекция фигурок - оригами самого различного содержания и формы.

Символ мира

В 1945 году, в конце Второй мировой войны, на японский город Хиросима была сброшена американская атомная бомба, унесшая жизни более чем 75 000 людей.

Те, кто не сгорел заживо, были обречены на медленную и мучительную смерть от лейкемии - заболевания крови, вызванного облучением. Среди них была Садако Сасаки, лейкемия у которой была выявлена в 1955 году. Во время атомной бомбардировки девочке было всего два года, в 1955 году - двенадцать. В тот роковой день она находилась всего в полутора милях от эпицентра взрыва. Она была лишь одной из тысяч облучившихся в тот день детей, которым спустя годы был поставлен этот страшный диагноз - лейкемия, которую называли тогда еще «атомной болезнью».

Когда Садако лежала в госпитале, один из ее друзей свернул для девочки оригами - бумажного журавлика.

Это был символический жест, поскольку журавль в Японии издавна считался священной птицей, живущей тысячу лет и исполняющей самые заветные желания. Правда, желание могло исполниться только у человека, который своими руками сложит из бумаги тысячу журавликов.

Садако начала складывать бумажных журавликов.

Она делала их из любого листка бумаги, который подворачивался ей под руку. Поначалу она собиралась попросить здоровья для себя, но затем передумала и стала просить у священного журавля мира для всех детей нашей планеты. Ко дню своей смерти она успела свернуть из бумаги 644 журавлика. Позже ее друзья свернули недостающих. Спустя некоторое время японские дети организовали свой клуб и стали собирать деньги на памятник всем детям, погибшим от атомной бомбы.

За три года они сумели собрать нужную сумму, и в этом им помогли не только японские школьники, но и их сверстники еще из девяти различных стран. В конце 1958 года в Хиросиме был разбит парк Мира, и в нем появился монумент, о котором мечтали друзья Садако. С тех пор и до наших дней каждый год 6 августа, в день бомбардировки, этот монумент покрывается гирляндами, состоящими из тысяч и тысяч бумажных журавликов.

Мавританский след

Япония была не единственной страной, где развивалось искусство создания бумажных моделей. Оно, и причем совершенно самостоятельно, возникло также в Мавритании, откуда вместе с арабскими завоевателями проникло в Европу, в Испанию. Случилось это в VIII веке нашей эры.

Арабы всегда славились как искусные математики и астрономы, и потому неудивительно, что и в свои бумажные модели они привнесли сложные геометрические элементы и расчеты. Более того, бумажные модели использовались у них в качестве учебных пособий. Мавританское искусство создания бумажных моделей расцвело к XIII веку, и отголоски его сохранились вплоть до наших дней. Изучением мавританского стиля оригами занимался известный испанский философ и поэт Мигель де Унамуно (1864-1936).

Оригами сегодня

На Западе к оригами долгое время относились лишь как к детской забаве, но не спешили признать его искусством. Многие поколения мальчишек и девчонок в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, прыгающих лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир наконец рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

В 1967 году в Англии открылось первое общество любителей оригами. Оно вышло из недр существовавшего до этого общества любителей поделок из бумаги.

Его организаторами стали Тим Уорд и Тревор Хатчетт. Именно они подали идею организации общества любителей оригами и начали издавать специальный журнал, который привлек к древнему искусству внимание многих и многих жителей Британских островов.

Тогда же усилиями Дэвида Листера, Айрис Уокер, Сиднея Френча и других были установлены связи нового общества с друзьями из Соединенных Штатов, где подобное общество возглавляла Лилиан Оппенгеймер, и с Акирой Йошизавой из Японии - страны, в которой оригами всегда было важной частью культурной жизни общества. Эти связи ширились и укреплялись, и в результате уже в начале 1970-х годов стало понятно, что оригами включает в себя самые разнообразные технические приемы работы с бумагой, изучив которые можно было приступить к созданию новой, современной школы этого искусства.

Первооткрывателями нового стиля оригами стали Фред Ромм и Нил Элиас из Соединенных Штатов и англичане Макс Халм и Дэвид Брилль, доказавшие, что в этом искусстве нет и не может быть границ. Вслед за ними появились новые энтузиасты, приступившие к созданию новой техники и новых форм оригами. Стало ясно, что многообразию моделей и форм, которые можно создать при помощи техники оригами, в самом деле нет предела.

Элиас разработал систему, известную как «бокс-плитинг», или «плетение коробочек». Его модели состоят из бумажных фрагментов, собранных в единую конструкцию. Он также начал использовать складки бумаги под углом 45 градусов для создания более выразительных фигурок людей и животных. Ему удается из одного листа бумаги создать сразу целую композицию, например, быка и матадора, китайца, едущего на рикше, или мадонну с младенцем. Ромм ввел в оригами понятие «базовой модели», создавая на этой основе такие композиции, например, как факир со змеей, при этом обе фигурки могут двигаться. Дух соревнования, охвативший мастеров оригами, вызвал к жизни и настоящие шедевры, к которым, без сомнения, относится созданная в начале 1990-х годов сэром Джоном Тенниелом коллекция, в которой представлены ВСЕ персонажи знаменитой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Однако до сих пор в среде оригамистов, особенно на Западе, все еще широко распространена философия «чем проще, тем лучше», и представители этого направления отдают предпочтение технической стороне оригами, а не эстетической. Таким образом, если одни предпочитают кропотливую работу, собирая из бумаги, например, часы с кукушкой, придуманные Робертом Лангом, то вторые получают удовольствие от того, что делают многочисленные вариации простых традиционных моделей. Давнишний член Британского общества оригами Джон Смит представил на суд знатоков то, что он сам называет пуританским оригами. Все его модели создаются только за счет прямых складок. Другой мастер, Пол Джексон, увлечен сочетаниями черных и белых плоскостей в своих простых моделях, называя свой стиль минимализмом. Разумеется, не всякому дано придумать модель «Осел в стойле», гораздо проще изобрести стилизованного слона из трех складок бумаги.

Оригами - модули стали популярными в начале 1990-х годов. Это очень сложные модели, состоящие из многочисленных отдельных элементов, которые соединяются при помощи специальных выступов и карманов, заходящих друг в друга. Оригами - модуль считается тем интереснее, чем больше входит в него отдельных блоков, и потому порой появляются модели, содержащие несколько сотен элементов, как, например, в работах Тома Халла.

От прямых складок к мягким изгибам

Оригами по своей сути основано на геометрии. Каждая складка в модели - это прямая линия. Можно назвать это плюсом, когда речь идет о моделях абстрактных, «неодушевленных», в которых ценятся точность и аккуратность. Однако модели, передающие людей или животных, требуют иных, более мягких линий и изгибов. В этом случае нужна уже не математическая точность, а максимальное приближение к естественным, «природным» линиям.

Прорыв к объемному, трехмерному оригами произошел благодаря японскому мастеру Акире Йошизаве. Он обладал удивительным даром передавать внутренний характер изображаемого предмета или живого существа и не ограничивался лишь воссозданием его отдельных черт и деталей. Для создания своих моделей он придумал два новых технических приема - мягкий изгиб и влажное складывание.

Многие модели оригами требуют, чтобы каждая складка была проложена как можно острее. В данном случае считается, что складка должна быть прочной, или ее вообще нельзя будет назвать складкой. Йошизава исходил из другого понятия о складке. Он полагал, что одни складки могут и должны быть более мягкими, чем другие. Таким образом, в его моделях присутствует целый спектр складок - от предельно жестких и острых до очень мягких, едва заметных глазу. Основная техническая трудность при этом состоит в том, что мягкую складку очень трудно зафиксировать на месте, отчего вся работа становится неустойчивой и недолговечной. Эту проблему Йошизава решил с помощью влажных складок.

Техника влажного складывания состоит в следующем: влажной бумаге придают требуемую форму, после чего дают просохнуть. Секрет же заключается в том, что бумагу определенных сортов пропитывают клейким раствором, прочно соединяющим ее волокна. При увлажнении этот раствор перестает держать волокна, и бумага на время становится рыхлой и пластичной. После высыхания ее волокна снова сцепляются дру г с другом, но уже в ином порядке, соответствующем новой форме листа.

Разумеется, для влажного складывания годится только бумага, пропитанная клейким раствором, причем чем толще лист, тем лучше. Для влажного моделирования в оригами самым оптимальным материалом следует считать чертежный ватман. Впрочем, к технике влажного складывания до сих пор прибегают немногие мастера оригами. Происходит это потому, что влажную бумагу трудно складывать, зато очень легко порвать. Влажные волокна слишком легко расщепляются, особенно если приходится работать одновременно с несколькими слоями бумаги. Кроме того, влажная бумага имеет свойство расползаться, и потому сделать точную складку на таком материале - очень непростая задача. Кроме того, из толстой бумага труднее делать модели, чем из тонкой, особенно если они предполагают сложные складки или если приходится одновременно складывать несколько слоев бумага.

Что выбрать?


Работа Акиры
Йошизавы, 1983 год.

Мода в оригами меняется так же быстро, как и в одежде. Какое-то время может царить повальное увлечение естественными линиями, а потом вдруг смениться модой на геометрические модули. Я считаю, что каждый должен выбирать то, что ему больше по душе. Если перед вами встанет проблема подобного выбора, советую подумать над тем, что в оригами существуют два основных направления, две школы.

Представители первой школы встают утром с постели с ясным представлением о том, что они сегодня будут делать - например, бумажного слона. Вторые же будут долго изучать лист бумага, вертеть его из стороны в сторону и долго раздумывать над тем, что бы такое из него создать.

И тот, и другой подходы к оригами на самом деле имеют право на жизнь.

Оригами очень любят дети, и потому любому взрослому имеет смысл овладеть этим искусством - хотя бы уже для того, чтобы радовать им детей или внуков. Оригами поможет скрасить жизнь и вам самим, особенно если по долгу службы вам приходится часто и подолгу путешествовать. Складывая в пути фигурки или цветы из листочков бумаги, вы и не заметите, как ваш поезд или самолет достигает конечного пункта. Особенно это замечание относится к тем, кто не склонен вступать в дорожные разговоры со случайными попутчиками.

А еще с помощью оригами вы можете украсить любой праздник. Такое необычное оформление надолго запомнится вашим гостям, да и вам будет приятно выслушать их комплименты по поводу своего мастерства.

Все включенные в эту книгу модели: поделки, декоративные украшения, движущиеся игрушки и сложные модули существуют в рамках одного и того же искусства - оригами. Я надеюсь, что вы одобрите мой выбор.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ

Начните с самого начала и дайте себе время привыкнуть к наиболее простым техническим приемам оригами.

Это даст вам необходимую начальную подготовку, тот фундамент, на котором вы будете строить дворец своего мастерства. Все необходимое для этого содержится в главе «Бумага, инструменты и основные типы складок». После того как начальная стадия обучения будет вами успешно завершена, можно переходить к копированию предлагаемых в книге моделей, добиваясь той степени точности и качества, которые вы сами сочтете для себя удовлетворительными. Это означает, что созданные вашими руками модели должны радовать ваш собственный глаз. Модели внутри каждой из глав подобраны по возрастающей степени трудности - от самых простых к более и более сложным. Приступая к складыванию любой модели, соблюдайте одно золотое правило - всегда смотреть не только на ту операцию, которая вам сейчас предстоит, но на два-три шага вперед, для того чтобы представлять себе конечную цель всей сборки. Иногда, особенно если речь идет о сложных моделях, вообще полезнее начинать знакомиться с предстоящими операциями с конца для того, чтобы представить себе модель такой, какой она должна получиться в итоге. Кроме того, желание сделать точно такую же модель придаст вам сил и задора. И вообще, никогда не унывайте, занимаясь оригами. Не получилось сейчас? Попробуйте еще и еще раз - до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.