Ветераны второй мировой войны. Не стареют душой ветераны… вермахта

Проигравший солдат вермахта и победивший боец Советской Армии - по разные линии... судьбы

Еще несколько лет назад никто и помыслить себе не мог, чтобы эти жизненные истории, эти судьбы уместились рядом на одной газетной странице. Проигравший солдат вермахта и победивший боец Советской Армии. Они ровесники. И сегодня их, если разобраться, объединяет гораздо большее, чем тогда, в цветущем 45-м… Старость, подступившие болезни, а еще — как это ни странно — прошлое. Пусть и по разные стороны фронта. Осталось ли что-нибудь, о чем мечтают они, немец и русский, в свои восемьдесят пять?

Йозеф Моритц. фото: Александра Ильина.

80 РОЗ ИЗ СМОЛЕНСКА

“Я видел, как в России живут люди, я видел ваших стариков, которые искали съестное в мусорных баках. Я понимал, что наша помощь была всего одной каплей на раскаленном камне. Конечно, меня спрашивали: “Зачем вы помогаете России? Ведь вы же воевали против нее!” И тогда я вспоминал про плен и про тех людей, которые протягивали нам, бывшим врагам, кусок черного хлеба…”

“Тем, что я все еще живу, я обязан русским”, — говорит Йозеф Моритц, улыбается и листает альбом с фотографиями. В них собрана почти вся его жизнь, большинство карточек связано с Россией.

Но обо всем по порядку. И герр Зепп, так называют его родные и друзья, начинает свое повествование.

Мы сидим в доме Моритца в городе Хагене, это земля Северный Рейн Фестфалия, здесь есть терраса и сад. Последние новости они с женой Магрет узнают из подаренного дочерьми к юбилею компьютера-планшетника, быстро отыскивают нужную информацию в Интернете.

Зепп примирился с XXI веком. И даже, можно сказать, подружился с ним.

“На фронт меня призвали, когда мне только-только исполнилось 17 лет. Отец ушел намного раньше. Меня откомандировали в Польшу. В плен попал недалеко от Калининграда. До моей родины, а родился я в Восточной Пруссии, оставались какие-то 80 километров…”

Страшных военных воспоминаний память почти не сохранила. Как будто бы черная дыра поглотила все. А может быть, он просто не хочет туда возвращаться…

Первая яркая вспышка — советский лагерь.

Русский язык Зепп выучил именно там.

Как-то раз в их лагерь привезли на повозке на кухню воду. Зепп подошел к лошади и начал разговаривать с ней на родном. Дело в том, что он был родом с хутора и уже с детства управлялся с домашней скотиной.

Из кухни вышел советский офицер и спросил его имя. “Я не понял. Привели переводчика. А через три дня меня вызвали и отвели в стойло к лошадям — так я получил возможность выезжать на них. Если, например, наш доктор ехал в другой лагерь, то я седлал коня, и мы ехали вместе. Именно во время этих совместных поездок я и выучил русский. Наверное, тот добрый командир увидел во мне сына, так хорошо он ко мне отнесся”.

Немцев перевели в Литву, оттуда в Брест. Работали в каменоломне недолго, потом на строительстве улиц. В Бресте восстанавливали взорванный мост. “Знаешь, и такое бывало — подходили простые жители и делились последним куском хлеба. Злобы и ненависти не было… Мы были такие же безусые мальчишки, как и их не пришедшие с фронта сыновья. Наверное, благодаря этим добрым людям я жив до сих пор”.

В 1950 году Зепп вернулся домой — с одним деревянным чемоданом и в мокрой одежде, попал под дождь. На вокзале его встречал только приятель, который освободился несколькими днями ранее. Семью, родителей еще предстояло разыскать. Отец тоже долго находился в плену, но у англичан.

Всем вернувшимся помогала община, давали немного денег. “Мне предложили пойти служить в полицию, но я отказался — в плену мы поклялись друг другу, что никогда больше не возьмем в руки оружие”.

Идти было некуда и не к кому.

“Отправили в реабилитационный лагерь, где нам бесплатно выдавались пайки и мы могли там спать. В день полагалось 50 пфеннигов, но я не хотел быть нахлебником. Приятель предложил меня устроить к знакомому фермеру, но я тоже отказался — не хотел батрачить, я мечтал сам стать на ноги. При этом профессии как таковой у меня не было. Конечно, кроме умения строить и восстанавливать...”

Когда Зепп встретил свою будущую жену Магрет, ему было уже под тридцать, она младше всего на 10 лет — но другое поколение, послевоенное, не пережившее…

Ко времени знакомства со своей невестой Зепп Моритц мог уже похвастаться приличным заработком каменщика. 900 западногерманских марок были тогда большие деньги.

А сегодня пожилая Магрет сидит возле своего старенького мужа, поправляет его, если то или иное название не сразу приходит в голову, подсказывает даты. “Без Зеппа мне бы пришлось очень туго, я счастлива, что у меня такой супруг!” — восклицает она.

Жизнь окончательно наладилась, семья переехала на родину Магрет — в Хаген. Зепп работал на электростанции. Росли три дочки.

До 1993 года Йозеф Моритц не произнес больше ни слова по-русски.

Но когда их Хаген стал городом — побратимом российского Смоленска, в жизнь герра Моритца опять ворвалась Россия.

Гостиница “Россия”

С собой в Смоленск в свой первый визит он взял разговорник, так как не был уверен, что сможет хотя бы прочитать названия улиц. Он ехал к знакомым по работе общества содружества городов.

Почему он занялся этим? Просто есть такая старая, незаживающая рана — называется ностальгия.

Именно она заставляла тогда, в 90-х, еще бодреньких немецких пенсионеров на досуге сначала говорить о: а) всеобщей дороговизне жизни; б) пенсиях, страховках, объединении Германии, зарубежных туристических поездках.

И лишь на третье — на самое главное, когда хмель ударял в голову, — о России…

“Я поселился в гостинице “Россия”. Вышел на улицу, осмотрелся и вернулся обратно, засунул разговорник куда подальше — все было совсем по-другому”.

Поездка в 1993-м стала началом той колоссальной деятельности, у истоков которой стоял Зепп Моритц. “Наше общество городов-побратимов организовало благотворительные трансферы из Хагена к вам”, — очень официально поясняет он.

Проще говоря, огромные грузовики с вещами, продуктами, техникой, которую собрали такие же, как Зепп, простые люди, потянулись в постперестроечный Смоленск.

“Когда мы привезли первый груз с гуманитарной помощью, надо было срочно заниматься растаможкой, — рассказывает Зепп. — Это заняло много времени, какие-то параметры не соответствовали, бумаги были составлены не слишком верно — мы же делали это первый раз! Но ваши господа офицеры ничего и слышать не хотели, наш грузовик должен был быть конфискован и отправлен в Москву. С большим трудом удалось избежать этого. Когда все формальности были наконец улажены, мы выяснили, что большинство привезенных продуктов испортилось, их пришлось выбросить”.

Листая альбом, Зепп рассказывает о русских стариках, разгребающих мусорные кучи на помойках. О раздолбанных не танками мирных смоленских дорогах. О детях Чернобыля, которых они с женой принимали у себя дома.

Нация победителей. О, майн гот!

“Меня часто спрашивают: зачем я это делаю? Ведь в Смоленске наверняка есть миллионеры, которые в принципе тоже могли бы позаботиться об этих несчастных... Я не знаю, кто и что кому должен, я могу отвечать только за себя!”

675 мешков, 122 чемодана, 251 пакет и 107 сумок с одеждой было отправлено за эти годы в Смоленск. 16 инвалидных кресел, 5 компьютеров, перечислять можно долго — список бесконечен и тоже подколот к документам: за каждый доставленный пакет герр Зепп отчитывается с поистине немецкой пунктуальностью!

Более 200 человек из Смоленска жили гостями в его семье, в его доме, кто-то несколько недель, кто-то — пару дней. “Каждый раз нам привозят подарки, и каждый раз мы просим не делать этого”.

Все стены здесь увешаны фотографиями и картинами с видами Смоленщины. Некоторые из сувениров особенно дороги — это портрет Зеппа, написанный русским художником на фоне Успенского собора в Смоленске. Тут же в гостиной — наш герб с двуглавым орлом.

В отдельной папке собраны благодарственные письма, губернаторы Смоленской области и мэры города на протяжении всех этих лет сменяли друг друга, но от каждого из них есть письмо для господина Моритца. Одно из посланий особенно ценно, в нем 80 автографов его русских друзей, ровно столько же алых роз ему прислали из Смоленска на предыдущий юбилей.

Не считая того, самого первого раза — в 44-м, Йозеф Моритц побывал в России еще тридцать раз.

“Я тоже была в России”, — добавляет его жена. Но сейчас Магрет больше не может далеко ездить, она и ходит с ролятором, ходунками для инвалидов, все же ей далеко за семьдесят, а в российской глубинке даже с этим приспособлением передвигаться будет сложно, — сама же по ступенькам Магрет, увы, не поднимется.

А отправляться в дальнюю дорогу одному Зеппу невозможно, хоть он еще и довольно крепок: “Я не хочу надолго оставлять жену!”

Два памятника Ивана Одарченко


В Советском Союзе имя этого человека знал каждый. Именно с Ивана Одарченко скульптор Вучетич лепил монумент Воина-освободителя в Трептов-парке. Того самого, со спасенной девочкой на руках.

В прошлом году 84-летнему Ивану Степановичу довелось еще раз поработать натурщиком. Его бронзовый ветеран будет вечно держать на коленях маленькую правнучку на каменной скамейке в тамбовском парке Победы.

“Бронзой, словно пламенем, облитый,/ С девочкой спасенной на руках,/ Встал солдат на постамент гранитный,/ Чтоб о славе помнили в веках”, — стихи эти в обычной тамбовской школе, где довелось учиться и мне, читали 9 мая наизусть.

Мы, конечно, знали, что Иван Одарченко — кавалер ордена Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, медали “За отвагу” — наш земляк.

Любой мой сверстник конца 80-х, закрыв глаза, мог легко отчеканить эту прославленную биографию. “Освобождал Венгрию, Австрию, Чехию, войну закончил под Прагой. После победы продолжил службу в оккупационных войсках в Берлине. В августе 1947-го, в День физкультурника, на стадионе в районе Вайсензее проходили соревнования советских солдат. После кросса к красивому, широкоплечему Одарченко подошел скульптор Евгений Вучетич и сказал, что хочет лепить с него главный памятник войны”.

Спасенную немецкую девочку изобразила дочь коменданта Берлина Света Котикова.

С созданной Вучетичем гипсовой модели в СССР отлили двенадцатиметровый бронзовый монумент, частями переправили его в Берлин, и 8 мая 1949-го состоялось торжественное открытие мемориала.

Обычный мальчишеский ЖЖ, год 2011-й, wolfik1712.livejournal.com.

День был пасмурный. Даже как-то непривычно. Я с друзьями собрался в парк Победы. Фоткались рядом с фонтаном, пушками и другой техникой. Но речь сейчас не об этом…

А о том, кого мы увидели. Мы увидели фронтовика Ивана Степановича Одарченко, конечно, не всем это имя о чем-то говорит.

Я единственный, кто узнал его. В общем, у нас получилось с ним сфотографироваться и с его памятником.

Наши фотографии с Героем Советского Союза Иваном Одарченко. Кстати, очень хороший человек. Я благодарен всем солдатам, которые воевали за нашу свободу!

Простим тинейджеру, что он перепутал награды Одарченко — Героем Советского Союза тот не был, закончил войну слишком молодым. А вот что думает по поводу нынешней жизни сам Иван Степанович?

И я позвонила ему домой.

Иван Одарченко.

“Девочку ждем к сентябрю!”

— Папа только что вышел из госпиталя, планово там находился, увы, зрение подводит, здоровье крепче не становится, да и возраст дает о себе знать, вот и сейчас он лежит, — рассказывает Елена Ивановна, дочь ветерана. — А раньше, бывало, ни минуты не сидел на месте, сад посадил, своими руками выложил наш кирпичный дом, пока мама была жива, все трудился. А теперь, конечно, годы не те… Если честно, нет сил даже общаться с журналистами, он как поговорит о молодости, как навспоминается — а вечером с сердцем плохо.

Неожиданная слава обрушилась на Одарченко на 20-летие Победы. Именно тогда стало известно о том, что он являлся прототипом знаменитого Воина-освободителя.

— С тех пор нам покоя не давали. Семь раз ездил в ГДР почетным гостем, с мамой, со мной, последний — уже в составе делегации. Его рассказ о строительстве памятника я наизусть выучила, я же с детства в этом — мне и самой уже 52.

Работал простым мастером на предприятии — сначала на Ревтруде, заводе Революционного труда, затем на заводе подшипников скольжения. Растил сына и дочь. Внучку выдал замуж.

— Не могу пожаловаться, но в отличие от многих ветеранов у нас папа неплохо живет, две комнаты у него в доме, и пенсия приличная, около тридцати тысяч плюс еще и по старости, власти про нас не забывают. Все-таки человек он известный, сколько еще таких в России осталось? Иван Степанович даже член “Единой России”, — гордится дочка.

А в прошлом году выдернули неожиданно в феврале из больницы. Оказалось, на юбилей Победы снова надо стать прототипом — и опять себя самого, теперь уже старика-ветерана. Орденская планка на гражданском пиджаке. И нет той прежней юношеской стати. Устало присел на скамейке, а не стоит с мечом Александра Невского.

Только девочка на руках будто бы совсем не изменилась.

— Очень похоже получилось, мне кажется! — убеждена Елена Ивановна. — До Берлина ведь теперь не доехать, а в этом парке папа любит гулять, он недалеко от нас находится — сядет на скамейку рядом с самим собой и думает о чем-то…

— Осталось ли что-то, о чем мечтает? — женщина на секунду примолкла. — Да, если честно, у него все сбылось. Жаловаться не на что. Он счастливый человек! Ну, наверное, хочется, чтобы до сентября ничего не болело, дочка моя, его внучка, как раз должна родить — ждем девочку!

Назад — на восток

Последние года два стала вдруг замечать странное. Безымянные майские старики, выползавшие из своих зимних квартир аккурат перед Днем Победы, гремевшие орденами и медалями на лестничных клетках и в метро, праздничные, парадные, их больше нет. Просто время пришло.

Редко-редко встретишь кого на улице…

Возраст уберег их от Курской дуги и Сталинградской битвы, мальчишек 44-го и 45-го годов призыва, сегодня они — последние из оставшихся…

Вместо них — “Спасибо деду за победу!”, размашистые надписи на задних стеклах автомобиля и георгиевские ленточки на антеннах.

— Нас так мало, что власть, наверное, может позволить себе к каждому отнестись по-человечески, Путин с Медведевым это регулярно обещают, — говорит 89-летний Юрий Иванович. — Слов красивых говорится перед праздником море. Вот только на деле гордиться особенно нечем. Всю жизнь мы строили коммунизм, были как на линии фронта, недоедали, лишнюю рубашку не могли себе позволить, но искренне верили, что однажды проснемся в светлом будущем, что подвиг наш был не напрасен, так с этой слепой и ничем не оправданной верой заканчиваем свои дни.

Сразу после юбилея Победы в прошлом году свела счеты с жизнью в Омской области 91-летняя Вера Конищева. Участница Великой Отечественной войны, инвалид первой группы, она всю жизнь ютилась в деревенском доме без газа, света и воды, до последнего надеялась на то, что ей — согласно словам президента — выделят благоустроенную квартиру, хоть какую-нибудь! В конце концов не выдержала издевательских обещаний, умерла страшной смертью, выпив уксуса и оставив после себя записку: “Не хочу быть обузой”.

Нельзя сказать, что немецкие старики живут намного лучше наших. У многих свои проблемы. Кому-то помогают дети. У кого-то — маленькие социальные пенсии от государства, особенно на востоке, в экс-ГДР. Но почти у каждого здесь есть свой дом — пока наши строили коммунизм, немцы строили собственное жилье, в котором встретили старость.

Говорят, что им нечем гордиться. Что в этот праздник “со слезами на глазах” они не надевают ордена и медали.

С другой стороны, эти люди ничего и не ждут. Они достойно завершили свой путь.

Многие, как и Йозеф Моритц из Хагена, успели попросить прощения у русских, тогда как наши нередко уходят с обидой в сердце.

А в местных немецких газетах все чаще печатают объявления от ритуальных фирм, готовых недорого организовать похороны немецкого ветерана — вернуть его прах в свободную Польшу и Чехию, на Буг, Вислу и Одер, туда, где прошла юность. Там земля дешевле.

Хаген — Тамбов — Москва

"Главный немецкий телеканал ЦДФ показал сериал «Наши матери, наши отцы» о второй мировой войне, возмутивший людей в странах Восточной Европы. Польшу обвинили в антисемитизме, народы СССР - в пособничестве нацистам и зверствах на своей территории и землях Германии. Истинными жертвами Второй мировой представлены солдаты вермахта, защищающие свою родину, солдаты, боровшиеся с польским антисемитизмом и советским варварством.

Что ж, похоже, ЕС нужна собственная версия истории, устраивающая, прежде всего главную страну большого европейского Союза, - Германию. Нельзя допустить, чтобы сателлиты вроде Греции или Кипра могли бросить в лицо напоминание о недалеком кровавом прошлом. Это ставит под угрозу существования легитимность германского доминирования.

Историю давно пытаются использовать как колесико пропагандистской машины. Сомнительно, чтобы без благословения со стороны «старших братьев» по Евросоюзу были возможны марши эсэсовцев в Прибалтике. Сами немцы пока не могут себе этого позволить, но формат художественной ленты, похоже, был выбран как оптимальный для формирования общественного мнения.

После просмотра - спасибо интернету! - понимаешь, что фильм ставит своей задачей достижение нескольких целей: реабилитация немцев, воевавших во Второй мировой войне, внушение комплекса неполноценности новым членам ЕС, в частности Польше, а также изображение жертв фашизма - народов СССР, как тупую, враждебную европейской цивилизации биомассу.

Последняя задача упрощается тем, что в годы холодной войны образ советского варвара успешно сформировался в сознании обывателя. Потому необходимо только лишь подбросить очередной миф для того чтобы европейцы наглядно увидели угрозу с Востока.

Какой миф? Самый доступный, уже не раз озвученный европейскими историками: изнасилование немецких женщин советскими солдатами. Названа цифра: свыше двух миллионов немок.

В качестве доказательств часто упоминают десятки тысяч детей рожденных от советских солдат. На вопрос, как такое могло произойти, возникает законный ответ: их изнасиловали. Оставим пока истории о, якобы, изнасилованных немках. Откуда появились дети? Об этом ниже.

Вернемся к фильму. Мелькают кадры. Советские солдаты врываются в немецкий госпиталь. Хладнокровно, походя, добивают раненых. Хватают медсестру и тут же среди мертвых тел немецких солдат пытаются изнасиловать. Такое вот современное прочтение истории.

Вообще фильм, снятый как бы глазами немецких солдат, тех, кто видит ужасы навязанной им войны, может вызвать сочувствие. Умные, интеллигентные немцы становятся свидетелями того, как польские партизаны выгоняют из отряда, практически на верную смерть беженца, оказавшегося евреем. Украинские каратели истребляют людей на глазах опешивших немцев. Русские насильники убивают и уничтожают все живое на своем пути.

Такая картина предстает перед европейским зрителем. Немцы из последних сил пытаются защитить свою родину, читай - европейскую цивилизацию. И уж конечно эти люди не могли быть виноваты в развязывании войны. Виновата некая верхушка вермахта, которую основная масса немецких солдат, по мнению авторов ленты, не поддерживала, и, дикие славянские племена, вынудившие Европу защищаться от них.

Но так ли уж невиновны простые солдаты? Так ли они были в оппозиции своим командирам? Возьмем выдержки из писем солдат с Восточного фронта:

«Только еврей может быть большевиком; для этих кровопийц нет ничего лучше, если их некому остановить. Куда ни плюнь, кругом одни евреи, что в городе, что в деревне.»

«Некоторым будет интересно, что тут были театры, оперы и так далее, даже большие здания были, но только для богатых, а богатые - это кровососы и их прихлебатели.»

«Каждый, кто наблюдает эту мрачную бедность, понимает, что именно эти большевистские животные хотели принести нам, трудолюбивым, чистым и творческим немцам. Это благословенье божье! Как справедливо, что Фюрер призван возглавлять Европу!»

«Я вижу Фюрера передо мной. Он спас порабощенное и изнасилованное человечество, дав ему снова божественную свободу и благословение достойного существования. Истинная и самая глубокая причина для этой войны состоит в том, чтобы восстановить естественный и благочестивый порядок. Это - сражение против рабства, против большевистского безумия.»

«Я горд, чрезвычайно горд, что могу сражаться против этого большевистского монстра, снова сражаясь с врагом, против которого я боролся на уничтожение в течение трудных лет борьбы в Германии. Я горжусь ранами, которые получил в этих сражениях, и я горжусь моими новыми ранами и медалью, которую теперь ношу.»

«Наши успехи до настоящего времени были велики, и мы не остановимся, пока не уничтожим корни и ветви этой заразы, что будет благом для европейской культуры и человечества.»

«Я горд за то, что принадлежу германской нации и состою в рядах нашей великой армии. Передавай приветы всем дома. Я очень далеко. Скажите им, что Германия - самая прекрасная, культурная страна во всем мире. Любой должен быть счастлив быть немцем и служить Фюреру, такому, как Адольф Гитлер.»

«Чего бы это ни стоило, но здорово, что Фюрер вовремя увидел опасность. Сражение должно было произойти. Германия, что бы случилось с тобой, если бы эта тупая звериная орда пришла на нашу родную землю? Мы все принесли клятву верности Адольфу Гитлеру, и мы должны выполнить ее для нашего же блага, где бы мы ни были.»

«Храбрость - это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся.»

Как видим, нет ни слова раскаянья. Кругом евреи-большевики, которых нужно уничтожить. Есть, правда, искреннее изумление, что тут есть театры и большие здания. И даже доблесть воинов для них - звериная, нечеловеческая. Нет никаких поводов не доверять этим свидетельствам. Это писали те, кого сегодня пытаются представить жертвами Второй мировой войны.

И все же, что там с изнасилованными немками? Наверняка этот вопрос возникнет у внимательного читателя. Война войной, но были ли массовые изнасилования и незаконнорожденные? Наверное, стоит также обратиться к свидетельствам.

Известный режиссер Григорий Чухрай вспоминал о вступлении войск в Румынию: «Под действием русской водки расслабились и признались, что прячут на чердаке свою дочку». Советские офицеры возмутились: «За кого вы нас принимаете? Мы не фашисты!». «Хозяева устыдились, и вскоре за столом появилась сухощавая девица, по имени Марийка, которая жадно принялась за еду. Потом, освоившись, она стала кокетничать и даже задавать нам вопросы... К концу ужина все были настроены доброжелательно и пили за „боротшаз“ (дружбу). Марийка поняла этот тост уж слишком прямолинейно. Когда мы легли спать, она появилась в моей комнате в одной нижней рубашке. Я как советский офицер сразу сообразил: готовится провокация. „Они рассчитывают, что я соблазнюсь на прелести Марийки, и поднимут шум. Но я не поддамся на провокацию“, - подумал я. Да и прелести Марийки меня не прельщали - я указал ей на дверь.

На следующее утро хозяйка, ставя на стол еду, грохотала посудой. „Нервничает. Не удалась провокация!“ - подумал я. Этой мыслью я поделился с нашим переводчиком венгром. Он расхохотался.

Никакая это не провокация! Тебе выразили дружеское расположение, а ты им пренебрег. Теперь тебя в этом доме за человека не считают. Тебе надо переходить на другую квартиру!

А зачем они прятали дочь на чердаке?

Они боялись насилия. У нас принято, что девушка, прежде чем войти в брак, с одобрения родителей может испытать близость со многими мужчинами. У нас говорят: кошку в завязанном мешке не покупают...»

А вот рассказ минометчика Н.А. Орлова, мягко говоря удивленного поведением немок в 1945 г. «По поводу насилия над немецкими женщинами. Мне кажется, что некоторые, рассказывая о таком явлении, немного „сгущают краски“. У меня на памяти пример другого рода. Зашли в какой-то немецкий город, разместились в домах. Появляется „фрау“, лет 45-ти и спрашивает „герра коменданта“. Привели ее к Марченко. Она заявляет, что является ответственной по кварталу, и собрала 20 немецких женщин для сексуального (!!!) обслуживания русских солдат. Марченко немецкий язык понимал, а стоявшему рядом со мной замполиту Долгобородову я перевел смысл сказанного немкой. Реакция наших офицеров была гневной и матерной. Немку прогнали, вместе с ее готовым к обслуживанию „отрядом“. Вообще немецкая покорность нас ошеломила. Ждали от немцев партизанской войны, диверсий. Но для этой нации порядок - „Орднунг“ - превыше всего. Если ты победитель - то они „на задних лапках“, причем осознанно и не по принуждению. Вот такая психология...»

Герр комиссар, - благодушно сказала мне фрау Фридрих (я носил кожаную куртку). - Мы понимаем, что у солдат есть маленькие потребности. Они готовы, - продолжала фрау Фридрих, - выделить им нескольких женщин помоложе для... Я не стал продолжать разговор с фрау Фридрих«.

Поэт-фронтовик Борис Слуцкий вспоминал: «Сдерживающими побуждениями служили совсем не этика, а боязнь заразиться, страх перед оглаской, перед беременностью»... «всеобщая развращенность покрыла и скрыла особенную женскую развращенность, сделала ее невидной и нестыдной».

И вовсе не страх перед сифилисом был причиной достаточно целомудренного поведения советских войск. Сержант Александр Родин оставил записи после посещения публичного дома, которое случилось уже после окончания войны. «...После ухода возникло отвратительное, постыдное ощущение лжи и фальши, из головы не шла картина явного, откровенного притворства женщины... Интересно, что подобный неприятный осадок от посещения публичного дома остался не только у меня, юнца, воспитанного к тому же на принципах типа «не давать поцелуя без любви, но и у большинства наших солдат, с кем приходилось беседовать... Примерно в те же дни мне пришлось беседовать с одной красивенькой мадьяркой (она откуда-то знала русский язык). На ее вопрос, понравилось ли мне в Будапеште, я ответил, что понравилось, только вот смущают публичные дома. „Но - почему?“ - спросила девушка. Потому что это противоестественно, дико, - объяснял я: - женщина берет деньги и следом за этим, тут же начинает „любить!“ Девушка подумала какое-то время, потом согласно кивнула и сказала: „Ты прав: брать деньги вперёд некрасиво“...»

Разница в менталитете европейцев и советских солдат, как видим разительная. Так что говорить о массовых изнасилованиях, наверное, не следует. Если и были случаи, то они, либо являлись единичными, выходящими из ряда вон, или это были достаточно вольные отношения, которое позволяли сами немки. Отсюда и появившийся приплод.

Но это все, на самом деле, не имеет решающего значения. Как не имеет значения возражения поляков против телесериала. Кто, в конце концов, в Европе брал в расчет мнение польской общественности. Не поисками исторической правды руководствовались создатели фильма претендующего, по мнению европейской прессы, на главное кинематографическое событие года в Германии. Идеологические штампы не требуют вдумчивых художественных решений. Европа не изменилась.

Уильям Ширер в свое время писал, что у него в тридцатые годы в Германии было два друга либерала. Они оба стали яростными нацистами. Что же, история повторяется?"

Александр Ржешевский. Апрель 2013г.

Само слово «ветеран» в Германии долго было табу. Солдаты Второй мировой войны объединялись в союзы бывших военнопленных. Теперь «ветеранами» называют себя солдаты бундесвера. Однако слово пока не прижилось.

Союзы ветеранов есть практически во всех странах. А в Германии после разгрома нацизма в 1945 году все традиции почестей и увековечивания памяти ветеранов оборвались. По выражению профессора теории политики Гумбольдского университета Херфрида Мюнклера (HerfriedMünkler), Германия - «постгероическое общество». Если в Германии и поминают память, то не героев, а жертв Первой и Второй мировых войн. В то же время бундесвер в рамках НАТО и миротворческих миссий ООН участвует в боевых операциях за рубежом. Поэтому среди военнослужащих и политиков началась дискуссия: кого считать ветеранами?

Ветераны бундесвера

После войны вплоть до 1955 года в Германии - как в Восточной, так и в Западной - вообще не было армии. Союзы ветеранов были запрещены. Какое уж прославление геройства, когда немецкие солдаты участвовали в преступной захватнической войне? Но и в основанном в 1955 году бундесвере в годы «холодной войны» ветеранских традиций не возникло. Функции армии ограничивались защитой собственной территории, боевых действий не было.

В последние годы бундесвер участвует в операциях за рубежом, например, в бывшей Югославии, в Афганистане. Всего, по оценкам, такую службу прошли около 300 тысяч солдат и офицеров. До самого недавнего времени эти операции впрямую даже «войной» или «боевыми действиями» называть не решались. Речь шла о «помощи в установлении мирного порядка», гуманитарных акциях и прочих эвфемизмах.

Сейчас решено называть вещи своими именами. Министр обороны Германии Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere) в сентябре прошлого года вернул в обиход слово «ветеран». Выступая в бундестаге, он заявил, что «если в других странах есть ветераны, то и в Германии он вправе говорить о "ветеранах бундесвера"».

Дискуссию эту развязали сами солдаты - те, кто с ранениями или душевными травмами вернулись из Афганистана. В 2010 году они основали «Союз немецких ветеранов». Критики же говорят, что сам термин «ветеран» дискредитирован историей Германии и поэтому неприемлем.

Но кого считать «ветераном»? Всех, кто какое-то время носил форму бундесвера, или только тех, кто служил за рубежом? А, может быть, только тех, кто участвовал в реальных боевых действиях? «Союз немецких ветеранов» уже определился: кто служил за рубежом, тот и ветеран.

Министр обороны Томас де Мезьер, со своей стороны, старается избежать раскола в этом вопросе. Многие военные считают, что и служба в армии во времена «холодной войны» была сопряжена с риском, поэтому было бы неправомерно закреплять статус «ветерана» исключительно за теми, кому довелось понюхать пороху в Афганистане.

Будет ли «день ветерана»?

Для солдат бундесвера, побывавших в боях, учреждены специальные награды - «Почетный крест за мужество» и медаль «За участие в боевых действиях». Однако многие военные полагают, что общество недостаточно высоко оценивает их готовность рисковать жизнью. Ведь решения об участии в операциях за рубежом принимает бундестаг, то есть избранные представители народа. Следовательно, и солдаты участвуют в опасных операциях по воле народа. Так почему же общество не оказывает им должного уважения?

Сейчас обсуждается возможность учредить специальный «День ветерана». Эту идею поддерживает и влиятельный «Союз военнослужащих бундесвера», объединяющий около 200 тысяч действующих и отставных военных. Но есть и предложение чтить в этот день работу не только солдат, но и спасателей, полицейских и сотрудников организаций помощи в развитии.

Министр обороны де Мезьер также рассматривает вопрос об учреждении должности специального уполномоченного по делам ветеранов, и, по американскому примеру, специальных домов для ветеранов. А вот повышения пособий для ветеранов не предусмотрено. Министр обороны считает, что в Германии социальное обеспечение действующих и отставных военных уже сейчас находится на достаточно высоком уровне.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Каким было отношение к участникам войны на протяжение последних 70 лет? Это, на самом деле, очень сложный вопрос. Во-первых, все зависело от осмысления того, насколько участники войны были участниками преступлений гитлеровского режима?

Стоит сказать, что, во-первых, ветераны были "разными"; во-вторых, отношение к ним менялось со временем.

По поводу "разных" ветеранов. Дело в том, что вооруженные силы Великогерманского рейха (который сам себя никогда не называл Третьим), или Вермахт, фактически состояли из четырех составляющих - сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы и войска СС. Да, выделять последние в качестве самостоятельного вида вооруженных сил не совсем корректно - соединения войск СС сражались исключительно на сухопутных фронтах и находились в оперативном подчинении командования сухопутных войск. Но, тем не менее, у них был особый статус, и в мирное время они подчинялись не главному командованию сухопутных войск, а непосредственно фюреру Германского рейха и представляли собой, по замыслу создателей, "армию политических солдат для борьбы с внутренним врагом", поэтому их отдельное рассмотрение имеет смысл.

Каким было отношение к участникам войны на протяжение последних 70 лет? Это, на самом деле, очень сложный вопрос. Во-первых, все зависело от осмысления того, насколько участники войны были участниками преступлений гитлеровского режима? К примеру, военнослужащие германского Вермахта оправдывались тем, что они были просто солдатами, которые исполняли приказы своего главнокомандующего и воевали в рамках существующих конвенций и обычаев войны. Все те преступления, о которых стало известно в ходе Нюрнбергских процессов (их, помимо Международного трибунала, было еще несколько), дескать, совершались войсками СС или служащими органов безопасности, а армия не имела к ним никакого отношения; более того - солдаты и офицеры ничего не знали о творимых беззакониях.

Отчасти этот аргумент работал, но при более пристальном рассмотрении становилось понятно, что это неправда. Во-первых, именно армия, в лице Генерального штаба, занималась планированием агрессивной войны (ответственность за агрессию против Норвегии лежит на командовании флота). Во-вторых, армейские командные инстанции сами были инициаторами и/или активными исполнителями различных преступных приказов вроде "приказа о подсудности на Востоке" (или "приказа о комиссарах", согласно которым комиссары, евреи-военнослужащие РККА и члены ВКБ(б) подлежали расстрелу без суда на месте). В-третьих, преступления против человечности, совершаемые органами и формированиями СС и полиции безопасности, совершались буквально на глазах военнослужащих и, очень часто, при их содействии, сопротивление же им осмеливались оказывать единицы. Все это не сразу было осмыслено, но постепенно понимание того, что армия, возможно, помимо своего желания, была соучастницей преступления режима, утвердилось.

Разумеется, особого отношения удостоились участники Сопротивления, вокруг которых возник, можно сказать, целый культ. Выражается он по-разному, от печатания тиражей марок с портретами осмелившихся выступить против Гитлера, до наименования в честь них казарм и других объектов бундесвера.

В какой-то мере подобного почета заслужили те, кто был известен своими выдающимися подвигами и при этом не были известны как фанатичные нацисты. Это знаменитые летчики, подводники, танкисты, кавалеры высших военных наград страны (ношение их было разрешено, но гамматический крест с них был удален и заменен изображением дубовых листев). Адольф Галланд, Эрих Хартман, Вальтер Крупински, Йоханнес Штайнхоф, служившие после войны в бундесвере, пользовались почетом и уважением как на родине, так и у бывших противников; вокруг некоторых погибших во время войны легендарных ее участников (к примеру, получившего прозвище "Звезда Африки" летчика Ганса Марсейля) сложилось нечто вроде посмертного почитания (о нем в 1955 году был даже снят игровой фильм). Кое-кто из них - к примеру, фрегаттен-капитан Рейнхард Хардеген или майор люфтваффе Эрих Рудорффер (222 воздушные победы), живы до сих пор и пользуются почетом и уважением граждан своих городов. Так, Хардеген более 30 лет представлял свой родной Бремен в федеральном парламенте Германии.

Особняком стоят бывшие члены войск СС. Дело в том, что СС, в отличие от армии, были признаны преступной организацией. После войны и создания ФРГ бывшие эсэсовцы стали выходить из тюрем и лагерей военнопленных и стали предпринимать попытки - организованные или не очень - реабилитироваться в глазах граждан. Аргументы у них были те же, что и у военнослужащих (см. выше) - дескать, они были "солдаты, как все остальные" (так назывались абсолютно апологетические мемуары одного из создателей войск СС Пауля Хауссера), преступления же были совершаемы либо органами безопасности, либо охраной концлагерей. Но на поверку эти аргументы не выдерживали никакой критики. Помимо того, что войска СС славились постоянными "эксцессами" при обращении с военнопленными (а это военные преступления) и гражданскими лицами, они привлекались в качестве исполнителей в ходе карательных акций против охваченных партизанским движением регионов и при "экзекуциях" еврейского населения.

Добровольческие (правда, с изрядной долей условности) дивизии войск СС, набранные из европейских народов, состояли из людей, которые до этой службы состояли в различных вспомогательных формированиях, которые как минимум осуществляли репрессии против мирного населения (а в ряде случаев были прямыми исполнителями "окончательного решения еврейского вопроса"). Кроме того, охрана концлагерей, т.наз. "отряды "Мертвая голова"", была в самом начале войны включена в состав войск СС и привлекалась в качестве пополнения фронтовых частей - в особенности дивизии "Мертвая голова", но так же и других частей. Некоторые из ставших знаменитыми командиров войск СС в этом смысле в принципе не могли пользоваться этим аргументом - некоторые из них, к примеру, сопровождали рейхсфюрера СС Гиммлера в его испекционных поездках в гетто или лагеря смерти в качестве адъютантов и видели "экзекуции" собственными глазами. И, главное, с самого момента поступления в СС курсантам внушалось то, что человеческая жизнь, в т.ч. их собственная, не имеет ценности, они призваны "сеять сметь и принимать смерть"; а враги государства и расы не имеют права на жизнь.

Исходя из этого, к ним в послевоенной Германии отношение было изначально настороженное (но, разумеется, среди людей, с ностальгией вспоминавших времена гитлеровского господства, они пользовались безусловным почитанием). Так, их практически не принимали в бундесвер (кандидатом мог считаться только тот, кто не был замечен в преступлениях, денацифицирован и находился к концу войны в чине не выше СС-гауптштурмфюрера), все остальные, несмотря ни на какие награды и заслуги, рассчитывать на продолжение офицерской карьеры не могли. Но если, скажем, в первые 20 лет в отношении их действовало в общем то же правило, что и в отношении вообще гитлеровского государства и войны - да, это все было ужасно, но давайте не будем ворошить прошлое - то с конца 60 годов, особенно с началом судебных процессов против охранников концлагерей и военных преступников, а также процесса против А. Эйхмана в Иерусалиме, отношение к эсэсовским ветеранам начинает меняться, и дискурс "солдаты, как и все остальные" становится все более маргинальным. Показательной в этом смысле может быть судьба одного из наиболее известных - наверно, в силу своей арийской внешности - командиров войск СС Йоахима Пайпера.

Получивший пожизненный срок в ходе скандального процесса (он проходил с многочисленными нарушениями) о массовом убийстве американских военнопленных в Мальмеди, через какое-то время он вышел на свободу, но так и не смог найти свое место в новом обществе и покинул ФРГ. Но бывали и исключения - в этом смысле уникальна судьба СС-группенфюрера Хайнца Райнефарта. До войны он был адвокатом и членом СС (но не войск СС, существовала определенная разница); участвовал как доброволец во время французской кампании (унтер-офицер сухопутных войск, заслужил Рыцарский крест) и на Восточном фронте, был ранен и демобилизован в чине лейтенанта. Затем получил повышение - благодаря своему высокому званию в общих СС, он был переведен в войска СС в генеральском звании (такая карьера - из лейтенантов в генералы) и в этом качестве был ответственен за совершение преступлений во время подавления Варшавского восстания 1944 года. Тем не менее, после войны он не только не был привлечен к ответственности (обычно преступников, "отметившихся" в Польше или Югославии, выдавали этим странам и там их ждала петля), он, спустя какое-то время стал... мэром города Вестерланд, и был им 14 лет, после чего был депутатом регионального парламента в Шлезвиг-Гольштейне. Думаю, что избрание мэром может определенным образом отражать отношение к нему граждан, но, повторюсь, случай этот был абсолютно уникален.

Отношение к ветеранам Второй мировой войны и участникам других боевых действий - показатель не только экономического состояния государства, но и менее материальных вещей. В первую очередь - того, как страна и ее власти относятся к своим гражданам.

В России, согласно данным Минтруда на апрель 2017 года, живут около 1,8 миллиона инвалидов и ветеранов Второй мировой войны. Также в России платятся пенсии и пособии 1,28 миллионам тружеников тыла, 125,8 тысячам бывших малолетних узников фашизма, 22,4 тысячам вдов инвалидов и участников Второй мировой войны. Еще 113,5 тысячи человек - жители блокадного Ленинграда.

По данным Минтруда, в 2016 году средний размер пенсии ветеранов Великой Отечественной войны составлял от 16,5 тысячи рублей (чуть менее 300 долларов США) у работников тыла до 31,6 тысячи рублей (550 долларов США) у участников боевых действий, имеющих инвалидность.

Как эти выплаты соотносятся с теми, что получают ветераны за рубежом?

Германия

Ветеранам вермахта немецкое государство обеспечило безбедную старость и высокий уровень социальной защиты. В зависимости от звания и заслуг размер пенсии воевавших во Второй мировой войне ветеранов колеблется от 1600 до 9000 долларов. Например, пенсия младшего офицера составляет 2700 доллара. Около 440 начисляется вдовам погибших.

Выплаты гарантируются лицам немецкого происхождения, служившим в армии Германии и "выполнявшим уставную военную службу в соответствии с правилом ее прохождения до 9 мая 1945 года".

Ветераны могут рассчитывать на бесплатную двухразовую госпитализацию в течение года, а, если речь идет о военнопленных, - то количество госпитализаций неограниченно. Также государство частично оплачивает бывшим солдатам вермахта посещение мест, где они воевали, в том числе и за рубежом.

Ветераны Красной армии, проживающие в Германии, тоже имеют право на пенсию в размере 440-550 долларов в месяц. Также им положено социальное обеспечение по возрасту.

Великобритания

В Великобритании государственной поддержкой ветеранов занимается подразделение Министерства обороны – Агентство по делам военнослужащих и ветеранов (Veterans UK). Ветераны Второй мировой получают такую же социальную помощь, как и воевавшие в других военных конфликтах, в которых участвовала Великобритания. В частности, все инвалиды боевых действий и их вдовы подпадают под действие так называемой компенсационной схемы вооруженных сил и резерва (AFCS), которая вступила в силу в апреле 2005 года.

Право на получение пенсии имеет любой британец, пострадавший во время войны. Размер пенсии ветерана в Великобритании напрямую зависит от воинского звания и тяжести ранений. Ежемесячные выплаты колеблются от 2200 до 10 000 долларов. Если есть необходимость, то государство дополнительно оплачивает ветерану сиделку.

США

В США вопросами социального обеспечения ветеранов занимается специальный департамент, созданный еще в 1930 году (в 1989 году он получил статус министерства). Это всеобъемлющая система помощи ветеранам, которая насчитывает 152 больницы, 800 поликлиник и 126 единиц по уходу на дому. Медицинское обслуживание американским ветеранам предоставляется бесплатно. Всего в структуре ведомства работают порядка 280 тыс. человек – более многочисленный штат имеет только Пентагон.

Льготы для ветеранов всех военных конфликтов, в которых принимали участие США, включают компенсации по инвалидности, специальные надбавки к пенсии, страхование и расходы на погребение.

По данным департамента по делам ветеранов, к 2016 году в США осталось всего 697,8 тыс. ветеранов Второй мировой войны. К пенсии, которая в среднем составляет 1500$, ветеранам полагается надбавка в 1200$.

Всего на компенсации родственникам ветеранов Второй мировой, войн в Корее, Вьетнаме, Кувейте, Ираке и Афганистане ежегодно из бюджета США тратится около 7 млрд долларов.

Франция

У французских ветеранов есть свое ведомство – их проблемами занимается Министерство по делами бывших военнослужащих и жертв войны. Средняя пенсия по линии этого ведомства (без надбавок и помощи специализированных ассоциаций) составляет 1400 долларов. Но помимо этого ветераны Второй мировой получают ежегодную выплату в размере 770 долларов.

Предмет особой гордости Франции – имеющий давнюю историю Дом инвалидов. Это одновременно зал воинской славы и госпиталь. Ветераны, которые нуждаются в уходе, могут жить здесь постоянно.

Израиль

Ветераны Второй мировой в Израиле получают ежемесячное пособие - около 1500 долларов. При этом люди, которые во время войны находились в концлагерях и гетто, в 2007 году также были приравнены к ветеранам Второй мировой и получили такие же льготы. Помимо пенсии, раз в год бывшим узникам нацизма выплачивается 300 долларов на оздоровление. Ветераны так же получают материальную помощь от различных негосударственных фондов.

Ветеранам Армии Обороны Израиля выплачивается отдельная пенсия в размере 1700 долларов. Такая же полагается гражданам, пострадавшим в террористических актах. Ветераны всех войн в Израиле освобождаются от оплаты муниципального налога, они получают существенные скидки на оплату ЖКХ, ежегодное пособие в размере 35% от средней заработной платы в стране (в 2016 это было 875 долларов), десятипроцентную надбавку к пособию на аренду жилья, скидку 75% на лекарства.