Постельное бельё - история происхождения. Как появилось постельное белье: краткая история возникновения и распространения

Для выбора постельного белья нам необходимо знать параметры спального места, размер одеял и подушек. При желании можно докупить один из предметов комплекта, но чаще приобретают белье наборами. Каждый комплект состоит из простыни, наволочек (наволочки), пододеяльника. Размеры и количество предметов в наборе могут меняться.

  • Полутороспальный комплект состоит из двух наволочек размеров 50 на 50 см (70 на 70 см), простыни размером 215 на 145 см и одного пододеяльника размером 215 на 145 см.
  • Двуспальный набор по стандарту Евро включает в себя большой пододеяльник размером 215 на 180 или 175 см; простынь размером 220 на 240 см; пару наволочек, которые бывает размером как 50 на 50 см, так и 70 на 70 см. Иногда двуспальные комплекты бывают с маленькой простыней размером 195 на 220 см, а остальные предметы набора имеют такие же размеры, как Евро.
  • Евростандарт постельного белья. В таком комплекте один пододеяльник размер 200 на 220 см, две наволочки 50 на 70 или 70 на 70 см. Простыня может быть двух размеров: 220 на 240 см или 240 на 280 см.
  • Семейный комплект состоит из двух наволочек 50 на 70 см (70 на 70 см); двух пододеяльников размером 215 на 145 см и одной простыни 220 на 240 см.
  • Детский комплект постельного белья состоит из пододеяльника размером 115 на 147 см, наволочки размером 40 на 60 см и простыни размером 120 на 150 см.

В европейских странах существует следующая классификация:

  • Трехспальное (king-size)
  • Двуспальное («2-bed», full)
  • Полуторные комплекты («1,5-bed», extra long single)
  • Детское (children)
  • Односпальное («1-bed», single).

Внимание! У разных производителей белья размеры предметов набора варьируются от стандартных на 10–15 см.

Виды тканей для постельного белья

Хлопок

Один из самых универсальных и популярных материалов для пошива постельного белья. Потребителю легко подобрать нужную расцветку, благодаря широкому выбору. На качественном наборе должна стоять маркировка: 100% хлопка, ткань не должна просвечивать. Материал прошивается специальным бельевым швом, края и кромки качественно обработаны.

Важно : Простынь и наволочка не должны иметь лишних швов, так как отшиваются из цельного куска ткани. Не рекомендуется приобретение наборов с резким химическим запахом, торчащими нитями.

Плюсы: хорошо отводит влагу от тела; комфортнен; приятен телу; Белье при должном уходе довольно износостойкое и «живёт» до 5–7 лет. Ткани хорошо стираются и гладятся обычным утюгом. Хлопок не накапливает статическое электричество, не скользит по постели. Такое белье рекомендуется покупать детям, аллергикам, пожилым людям.

Минусы : Выгорает под солнечными лучами; при частой стирке ткань садится и долго сохнет.

Шёлк

Одна из самых дорогих натуральных тканей для пошива постельного белья, блестит. Материал долговечный, гипоаллергенный и износостойкий. Он имеет красивый внешний вид и отлично отводит влагу от тела, исполняет роль регулятора температуры зимой и в летнее время.

Плюсы: ткань не вытягивается, не является питательной средой для сапрофитов, не электризуется, долговечна, не вытягивается и не садится. При растягивании волокна материала не рвутся. Ткань отталкивает грязь.

Недостатки: требует тщательного ухода (нельзя отбеливать, стирается специальными средствами и только на руках, температура стирки не должна превышать 30 градусов). Материал при стирке не рекомендуется тереть, выкручивать. Глажка осуществляется только с изнаночной стороны, материал не нужно взбрызгивать водой, могут остаться пятна от воды.

Жаккард

Ткань делается из хлопковых нитей и волокон вискозы, возможно, изготовление только на основе хлопка. Материал не имеет ворса, создаётся путём сложного плетения. На нём выбивается рисунок с рельефной поверхностью по внешнему виду, походящий на гобелен. Жаккард приятен на ощупь и имеет гладкую фактуру.

Плюсы: прочность и плотность, хорошо отводит влагу, терморегуляция. При стирке жаккард быстро высыхает, не накапливает статическое электричество. Он устойчив к истиранию.

Минус: высокая стоимость: если часто стирать, то ткань покрывается катышками.

Сатин-жаккард

Материал в котором смешивается кручёная хлопковая нитка, отражающая свет. В нём сочетается гладкость и рельефные узоры. Поверхность сатин - жаккарда с лицевой стороны гладкая с ярко выраженным блеском, а с изнаночной стороны ткань шероховатая. При изготовлении производители отдают предпочтение пастельной гамме.

Плюсы: красота материала; гипоаллергенность; комфортный температурный режим при использовании в зимнее время; долговечность и прочность; можно не гладить, после стирки почти не мнётся;

Минусы: чем больше синтетики в ткани, тем хуже качество материала; жарко спать летом; скользит, особенно если владелец спальни предпочитает надевать пижаму или сорочку из .

Вид льна для постельного белья

Натуральная ткань, обладающая своеобразной фактурой. Если потрогать руками материал, то вы почувствуете его жёсткость и маленькие узелки в материале. Белье из него оказывает массажный эффект, обладает терморегуляцией. Спать под таким бельём летом прохладно, а зимой не холодно. Кроме того, лён обладает бактерицидным действием. Он убивает грибок, устраняет воспаления. Впитывая в себя влагу, ткань не становится мокрой, быстро высыхает и не накапливает статический ток. Она долговечна, устойчива к свету, не желтеет.

Важно! чем больше стирок переносит льняная ткань, тем мягче она становится.

Минусы: сильно мнётся и плохо гладиться; не всегда полотно приятно к телу.

Вид бязи для постельного белья

Ткань, сделанная на основе хлопковой нити с частым плетением. Если сравнить ситец и бязь, то она будет чуть жёстче. Спать на таком белье приятно. Оно обладает высокой гигиеничностью, мало мнётся, лёгкое, долго сохраняет яркость красок даже при частых стирках. Белье из такой ткани будет бюджетным.

Плюсы: практически не требует глажки, долго остаётся ярким, долговечное, экологически чистое.

Минусы: довольно жёсткое, что обусловлено технологией плетения.

Вид ситца для постельного белья

Ткань отличается лёгкостью, на 100% состоит из хлопка, бывает набивной или гладкокрашеной. Прочность материалу придаёт плетение нити утка и основной нитки в пропорции 1 к 1. Имеет глянцевую поверхность. Отлично подходит не только для постельного белья, но и для нательной одежды.

Плюсы: ткань натуральная и очень лёгкая. Не требует глажки. На нём комфортно спать в любое время года, отлично впитывает влагу.

Минусы: Благодаря низкой плотности, быстро выходит из строя, закатывается, деформируется и садится после стирки.

Вид фланели для постельного белья

Материал из хлопковых нитей, обладает лёгким начёсом, плотно соткан. Фирмы производители иногда добавляют при изготовлении синтетику, но это не отражается на качестве материала. Ворс может быть как на одной, так и на двух сторонах ткани. Плотность определяется не частотой нитей, а весом.

Плюсы: не требует тщательного ухода; с каждой стиркой становится все мягче; приятно к телу; прекрасно согревает во время сна зимой. Материал мягкий и обладает приятной ворсистостью.

Минусы: долго сохнет, быстро закатывается, сильно мнётся.

Вид поликоттона для постельного белья

Ткань на основе хлопка и полиэстера. Но материал не является синтетическим, поэтому как содержание полиэстера не превышает 35%. Почти не линяет, приятное на ощупь, хорошо стирается.

Плюсы: Материал прочный и долговечный, мягкий, плохо пачкается, отлично стирается. Материал почти не мнётся, не усаживается после стирок. Можно не гладить.

Минусы: Если в белье мало хлопковой нити, то уменьшается экологичность материала. Ткань электризуется, ей необходима обработка антистатиком. Нельзя отбеливать с хлором. Чем более шероховатая ткань, тем быстрей образуются пили.

Вид поплина для постельного белья

Материал для такого постельного белья выполняется из ниток хлопка, шелка, вискозы или волокон. Синтетики. Ткань прочная, но приятная на ощупь, благодаря технологии изготовления. Нити в ней расположены так, чтобы снаружи были более мягкие и тонкие, а внутри располагались грубые и толстые. По блеску похожа на сатин. Бывает набивным, гладкокрашеным и т. д. Часто на 100% состоит из хлопка. Почти не мнётся, лёгкая и хорошо пропускает воздух.

Плюсы: Обладает высокой износостойкостью, мягкостью; имеет красивый блеск; не требует особых процедур по уходу. Долго не теряет яркость, не деформируется. Можно не гладить.

Минус: при наличии в ткани шерстяных нитей садится при стирке. При необходимости подшить ткань сложна в обработке.

Вид батиста для постельного белья

Материал на основе льна или хлопка, имеет 100% натуральный состав, гладкую поверхность. Он долговечен, хорошо отводит влагу, слегка прозрачен и очень лёгкий. Эта ткань используется для элитного постельного белья.

Плюсы: приятен на ощупь, тонкий и лёгкий. Ткань обладает высокой прочностью, гипоаллергенна, хорошо держит форму. Она хорошо стирается и гладится.

Минусы: Требует специального ухода, стирка такого комплекта должна быть деликатной.

Вид вискозы для постельного белья

Искусственная ткань для пошива постельного белья, сделанная из волокна на основе целлюлозы. Но своим свойствам похожа на натуральные ткани, обладает приятным блеском, долго не теряет яркость, приятная на ощупь.

Плюсы: Гипоаллергенна, прочный материал, хорошо впитывает, практически не линяет, не электризуется. Можно складывать в красивые складки, драпировать. Спать под ней летом нежарко, а зимой не холодно.

Минусы: сильно мнётся, подвержена воздействию солнечных лучей, может садиться при стирке.

Вид микрофибры (микроволокно) для постельного белья

Материал полностью изготовлен из полиэстера, по своим свойствам похожа на хлопок. Материал прочен и отлично впитывает влагу. Учёные считают, что за подобными материалами будущее текстильной промышленности.

Плюсы: материал мягкий, приятный на ощупь, почти не скатывается. Уход за ним прост, ткань не мнётся и легко отстирывается, устойчива к истиранию, не линяет. Не подвержена действию солнечных лучей. После стирки быстро сохнет, не «боится» моли, грибка и грязи.

Минусы: Нельзя стирать и сушить при высоких температурах. Несмотря на то, что ткань отлично впитывает, она удерживает в себе жир. Подвержена накоплению статического электричества.

Вид бамбука для постельного белья

Материал на основе нити из мякоти бамбука обладает экологичностью, гипоаллергенен. По ощущениям похож на кашемир или полотно из шелка. Мягкость выше, чем у хлопка, обладает блестящей поверхностью и антибактериальным эффектом. Чаще всего цвет ткани светло-зелёный.

Плюсы: экологичность, приятный к телу материал, не раздражает кожу и не вызывает аллергию, уничтожает микробов. Такая ткань служит терморегулятором, хорошо впитывает влагу.

Минусы: высокая стоимость.

Плотность ткани для постельного белья

Эта характеристика зависит от метода плетения при изготовлении материала, а цифровая содержащая отражает сколько ниток содержится в 1 см 2 . Чем плотней ткань, тем дольше она прослужит. Самая низкая плотность у комплекта из батиста, средней плотностью считается хлопок и лён. Наиболее большое количество ниток на 1 см 2 у набора из сатина.

По плотности материалы делятся на следующие группы:

  • С низкой плотностью: от 20 до 30 нитей
  • Плотность ниже средней: от 35 до 40 нитей
  • Средняя плотность: плетение от 50 до 65 нитей
  • Плотность выше средней: от 65 до 80 нитей
  • Высокая плотность: количество нитей варьируется от 85 до 120
  • Очень высокая: нитей на 1 см2 от 130 до 280.

Стойкость окраски

Устойчивость пигмента зависит от типа красителя, способа его нанесения производителем. Сложно распознать стойкость использованной краски на глаз, но не стоит отчаиваться.

Пигмент для окрашивания делится по 5 бальной шкале, оптимальный показатель для наволочек, простыней и пододеяльников: 4.

Важно! Посмотрите этикетку, на которой прописана оптимальная температура стирки. Чем больше температура, тем устойчивей окрашивание.

Хорошо потрите ладошкой материал белья, если краска стойкая, то на руке не должно остаться следов.

Качество швов

При выборе постельного белья необходимо обратить внимание на качество пошива.

  • Цвет ниток должен совпадать с цветом комплекта
  • Сшивание краёв и обработка кромок должны выполняться бельевым швом
  • Не должно быть перекосов и торчащих ниток
  • При шитье используются только целые куски ткани, лишних швов не должно быть.

Дизайн

Каждый выбирает постельное белье на свой вкус, но есть ряд советов которые помогут определиться с выбором.

Мы редко задумываемся об истории возникновения белья. Однако привычные нам постельные принадлежности вошли в обиход не так уж давно. Давайте проследим за периодами их развития.

I период – Древний мир

Наши далекие предки были людьми неприхотливыми, но даже они укладываясь спать, предварительно расстилали звериную шкуру. Наверно, такое белье оставляло желать лучшего, поэтому чуть позже на смену шкурам пришли многослойные подстилки из прессованной травы.

Уже к VI в. до н. э. люди научились получать волокна изо льна и изготавливать льняные ткани. По найденным на раскопках останкам историки установили, что в период с VIII до IV в. до н. э. люди спали на матрасах, набитых заячьей шерстью или сухой травой.

Предполагается, что ложе – некое подобие современной кровати – появилось сначала в Древнем Египте, а затем в Древнем Риме. Оно застилалось тканями и было доступно только самым знатным гражданам.

II период – Средние века

Первые постельные принадлежности слабо напоминали современное белье. Только в XV веке итальянцы – родоначальники привычных нам постельных принадлежностей – научились отбеливать ткани и белье стали украшать вышивками и кружевом. В то время нельзя было простынь купить , она изготавливалась на заказ и стоила очень дорого. Богатые вельможи заказывали белошвейкам белье с вышивкой фамильного герба.

В VII-XVIII вв. появилось цветное белье. Законодательницей мод по изготовлению постельных принадлежностей в Европе считалась Голландия. А в России моду на украшенное белье ввел реформатор Петр I. С этого времени молодые девушки из богатого сословия старалась перещеголять подруг и собственноручно нашить и украсить более дюжины постельных комплектов в приданое. Один комплект состоял из 3 простыней и 6 наволочек разного размера. Особым шиком считалось украсить нижний край кровати расшитым подзором.

Общедоступным постельное белье становится с середины XIX века.

III период – современные дни

В последнее столетие пошив постельного белья кардинально изменился. Если раньше можно было купить простынь исключительно из шелка, сатина и льна, то сейчас перечень бельевых тканей содержит более десятка наименований. За счет добавления искусственных волокон улучшилось качество материала:

Увеличилась прочность, износостойкость натурального материала.

Рисунок сохраняется долгое время.

Белье меньше мнется и легко разглаживается.

После Второй мировой войны пододеяльник стали выпускать в форме конверта. До этого времени он представлял собой простынь, приметанную или пристегнутую к одеялу.

Сочные, яркие расцветки пришли на смену однотонному белью и тканям с минималистическим рисунком. Сейчас продавцы специализированных магазинов предлагают белье на любой вкус и различный уровень достатка. Главное условие – приобрести белье от добросовестного производителя, который соблюдает технологию и использует качественные ткани.

Обсуждение статьи

История появления постельного белья неразрывно связана с историей создания кровати как таковой и/или появления в жилище спальной комнаты.

Зачастую заслугу создания кровати приписывают египтянам, как создателям «колыбели» цивилизации. Однако всё же первенство создания кровати принадлежит шумерской цивилизации, которая гораздо старше, чем египетская. Ориентировочно пять тысяч лет тому назад шумерами стали в жилищах выделяться отдельные комнаты. Комнаты эти предназначались для сна и обустраивались специальным местом для этих целей - подобием современной кровати. Конечно же, на кровати шумеров не лежал ортопедический матрац с пружинными блоками, имеющий стороны, соответствующие времени года. Кровать древних шумеров была достаточно жесткой. А вот имелось ли у шумеров постельное белье - остается неразгаданной загадкой.

Так или иначе, но именно шумерам принадлежит первый шаг к тем прекрасным, уютным спальным комнатам, которые сегодня имеют место быть. Документально же, первые упоминания о постельном белье встречаются гораздо позже - в XV веке. Между датой появления первой кровати и первого комплекта постельного белья пролегли не просто столетия, а тысячелетия. Дошедшие до наших дней исторические очерки рисуют именно такую картину. Мимо воли задумываешься о том, что может быть какие-то документальные подтверждения, о более раннем появлении постельного белья были утеряны и летописцы просто не предавали этому большого значения, так как были заняты описанием подвигов своего народа. Подвергать сомнениям такую колоссальную цифру заставляет факт того, что мы с вами жители планеты, которая сегодня проходит стадию развития высоких технологий и где господствует повышенный комфорт.

Для нас существование вещей, которые нас окружают в повседневной жизни - это само собой разумеещеся. А вот стоит исключить какую-нибудь вещь (пустяковую на первый взгляд) и мир в наших глазах рушится и становится ущербным. К таким вещам можно отнести и постельное белье. Постельное белье - это не воздух. Постельное белье - это не вода. А вот несколько дней, а вернее ночей, без постельного белья может сделать жизнь невыносимой. Дискомфорт во время сна без постельного белья станет причиной недосыпания, а отсутствие гигиены может стать причиной появления различных заболеваний. Давайте не будем думать о неприятном, а лучше вернемся уже к ранее упомянутой дате - XV веку.

Так вот, первые упоминания о постельном белье, датируемые этим временем, говорят о жителях Рима, которые застилали свои ложе тканями изо льна. На этих тканях рисовали различные цветочные узоры, а также персонажей мифологии того времени. Безусловно, что постельное белье в те времена было роскошью и позволить его могли только очень богатые и знатные особы. Кстати говоря, лен закупали у египтян, поэтому многие высказывают предположение, что идея застилать тканью кровати сначала возникла в Египте.

В любом случае, необходимо признать, что Италия стала неким детонатором, который произвел «бум» по всей Европе. Во многих городах Европы зажиточные семьи стали облачать свои спальные места тканями. Эти ткани старились всевозможно украсить и предать им изысканности, утонченности и пикантности. В качестве украшений применялась вышивка гладью и кружева. Достаток семьи стал определяться количеством комплектов постельного белья. Когда знатные дамы приходили в гости друг к дружке, то их встреча не обходилась без демонстрации всех существующих комплектов постельного белья.

Популярность постельного белья и триумфальное шествие, с котором постельное белье покоряло новые города и страны, привела к тому, что стали образовываться текстильные мануфактуры, специализировавшиеся либо на создании самого полотна, либо на его украшении. Кроме того, с других стран приглашались специалисты, на плечи которых возлагалась задача обучения тем или иным премудростям (техникам плетения) местных мастеров и мастериц. В этом аспекте хотелось бы освятить один факт, связанный с нашей страной и никем другим, как Петром Первым. Так вот, по указу только что упомянутого государя было привезено (толи по приглашению, толи за достойную оплату) тридцать фламандских монахинь, под чутким руководством которых должен был осуществляться процесс освоения плетения брабантских кружев, девочками сиротами, находившимися на попечении церковных приютов. Век восемнадцатый вошел в историю как век кружевного и вышитого постельного белья. Говоря об истории постельного белья и касаясь нашей родины, несправедливо было бы обойти стороной предприимчивую помещицу Протасову, на мануфактурах которой работали сотни мастериц, из рук которых выходили отменные наборы постельного белья, экспортируемые в Англию и, представьте себе - в Турцию (являющуюся сегодня мировым экспортером текстильных изделий).

Говоря о постельном белье надо сказать о том, что для его создания применялось различное сырье: лен, хлопок, шелк. Применяемое сырье обуславливалось территориальными принадлежностями, т.е. в Японии и Китае распространено было шелковое постельное белье, в Европе долгое время альтернативы льняному постельному белью не существовало, пока хлопок не предъявил свои права на лидерство.

Как было сказано ранее, постельное белье было очень дорогим. Высокая цена обуславливалась ручным трудом, а потому необходимо считать знаменательной датой год 1733, когда англичанин Джон Кей для ручного ткацкого станка создал первый механический челнок, позволяющий сократить человеческий труд к минимуму и получать широкие ткани. Лавры, конечно же, достались не изобретателю, а предпринимателю Эдмунду Картрайту, который запатентовал это изобретение. Остается надеяться, что изобретателя не обидели и воздали ему по заслугам. С этого момента начинается вереница постоянных технологических усовершенствований станка, что позволяет улучшить качество продукции и удешевить ее.

Ещё один станок, который стоит отметить, - это станок великого Жозеф Мари Жаккарда, французского изобретателя, а по жизни простого ткача. В 1808 году Жозеф Мари Жаккардом был создан станок, на котором получалась узорчатая ткань. Только представьте себе, какой восторг испытываем мы при виде жаккардового постельного белья, сложно представить тот экстаз, который испытали в 1808 году, увидев завораживающе красивую и изысканную материю, из которой тут же стали делать не только одежду, но и постельное белье. Благодаря Жозеф Мари Жаккарду наряду с бязевым, сатиновым, полотняным плетением, применяемыми для создания постельного белья стоит жаккардовое плетение, а вернее возглавляет весь этот список, так как по красоте ему равных нет и сегодня.

Время шло, постельное белье видоизменялось: оно приобретало цветность, различную установленную размерность. Кстати говоря, пододеяльник в том виде, в котором мы привыкли его представлять, появился лишь после второй мировой войны. До этого применялось две простыни, одна из которых подкладывалась под одеяло, а вторая клалась на него.

А что же мы имеем сегодня? Научно-технический прогресс преподнес нам несколько сюрпризов в виде синтетических нитей, которые стали применять в производстве тканей для постельного белья. Сюрприз получился не совсем однозначным, так как если присутствие синтетических нитей в ткани незначительное, то это в разы может повысить некоторые эксплуатационные характеристики и эстетические, а если комплект постельного белья произведен исключительно из синтетических нитей, то сюрприз становится не совсем приятным, а скорее возмутительным. Так сегодня можно встретить постельное белье, на этикетке которого написано - поликатон. Это означает, что оно состоит наполовину из хлопка, а наполовину из синтетики (возможно другое долевое участие). Еще встречаются очень красивые комплекты постельного белья с надписью - атлас. Если это постельное белье произведено из крученой хлопковой нити с помощью атласного плетения, то такой комплект прослужит долго, принося не только эстетическое удовольствие. Но львиная доля постельного белья из атласа на рынке производится из синтетики, а красивое атласное плетение и синтетический блеск толи необразованные продавцы, толи думающие, как побыстрее сбагрить товар, выдают за шелк.

Будьте предельно бдительны и обращайте внимание на то, что пишет производитель на упаковке, а так же имеет ли упаковка необходимую маркировку, свидетельствующую о качестве товара и его легальности.

Сегодня постельное белье может быть.

В наше время результаты деятельности напрямую зависят от того, какой режим сна у каждого из нас. Помимо работы также есть семьи, личная жизнь, вечерний досуг, да и просто потребность отдохнуть. Для всего этого каждый человек нуждается в энергии, бодрости, желании делать и двигаться вперед. Ключевым фактором для наличия всего вышеперечисленного является крепкий регулярный сон. Что нужно современному человеку, чтобы хорошо выспаться?

Уютная тихая спальня, удобная кровать и, конечно, качественное постельное белье . Этот предмет обихода прочно вошёл в нашу повседневную жизнь.

А интересно ли Вам узнать когда и где впервые появилось постельное белье, каким оно было? Если да - то эта статья для Вас.

Происхождение того, что мы сейчас называем постельным бельем имеет долгий путь.

Люди каменного века уже спали на матрасах, а значит, постели появились на 50 тысяч лет раньше. Около 73 тысяч лет назад люди стали периодически сжигать старые "тюфяки", поэтому наибольшее количество травяных матрасов обнаруживалось в самых древних пластах. Такие двух-трёхметровые подстилки состояли из слоёв прессованной травы, стеблей осоки и камыша толщиной около сантиметра. Они покрывались широкими листьями растений, которые своим запахом отпугивали насекомых. Также прототипом постельного белья были шкуры диких животных, а в более поздних периодах использовали солому, хлопок, шерсть. Спасть на необработанных материалах было некомфортно: шерсть и солома кололись и на коже появлялись раздражения.

Человечество упорно шло к обеспечению себя комфортным сном и мягкой постелью , появилась надобность застелить постель тканью, так как она соприкасается с нашей кожей, она не должна была вызывать аллергию и была призвана создавать чувство комфорта.

Бытует мнение, что возникновение постельного белья связано с историей Древнего Египта . Именно там были найдены первые следы льняного производства . Льноводство процветало в V-IV тысячелетии до н.э. в Месопотамии, Ассирии, Древнем Китае, Древней Индии. Кроме того египтяне изготавливали льняные ткани потрясающего качества и легкости. Чистая и светлая льняная одежда служила эмблемой невинности и нравственной чистоты, ее носили девственницы и жрицы. Образцы льняного полотна сохранились на мумиях - древние египтяне знали о свойствах льна подавлять процесс гниения.

Однако всё же первенство создания кровати принадлежит шумерской цивилизации , которая гораздо старше, чем египетская. Шумеры первые стали в жилищах выделяться отдельные комнаты. Комнаты эти предназначались для сна и обустраивались специальным местом для этих целей - подобием современной кровати. Конечно же, на кровати шумеров не лежал ортопедический матрац. Кровать древних шумеров была достаточно жесткой. А вот имелось ли у шумеров постельное белье - остается неразгаданной загадкой.

Сама же идея постельного белья для спального места принадлежит древним римлянам, но многие высказывают предположение, что идея застилать тканью кровати сначала возникла в Египте. Но оно было привилегией лишь узкого круга знати. В средневековье постель украшали шкурами диких животных.

Так или иначе, но именно шумерам принадлежит первый шаг к тем прекрасным, уютным спальным комнатам, которые сегодня имеют место быть. Документально же, первые упоминания о постельном белье встречаются гораздо позже - в XV веке . Говорят о жителях Рима, которые застилали свои ложе тканями изо льна. На этих тканях рисовали различные цветочные узоры, а также персонажей мифологии того времени. Безусловно, что постельное белье в те времена было роскошью и позволить его могли только очень богатые и знатные особы. Кстати говоря, лен закупали у египтян.

В XV-XVI веков основоположницей домотканого текстиля в эпоху Возрождения стала Европа. Италия и Голландия были известны мастерами домашнего текстиля из льна - полотенца, салфетки, скатерти и, безусловно, постельное белье . Каждый ремесленник владел своим стилем, нанося на ткань свой неповторимый рисунок, орнамент, украшающий готовое изделие. Постельное белье , как и другие тканые изделия того времени, непременно несли на себе родовой герб или вензель его хозяина, выполненные изящным ажурным плетением.

В XVI веке стала модной причудливо-витиеватая вышивка на домотканых изделиях, тогда же и возникло ремесло белошвейки. И сама ткань, и кружевная вышивка для постельных принадлежностей в те времена были исключительно белыми, поэтому профессия белошвейки названа так по цвету полотна, с которым они работали. Ими создаются истинные шедевры ткацкого искусства, белье делается еще более утонченным и изящным. Конечно же, такие творения были исключительными и неповторимыми и, поэтому их могли дозволить себе только богатые семейства. Постельное белье было очень дорогим и свидетельствовало о принадлежности этих семей к высшим слоям общества.

XVI-XVII века отметились новым дуновением моды в Старом Свете - устилать кровати легкими тканями из хлопка, называемыми бязью. Позднее фаворитка короля Франции Людовика XV Мадам де Помпадур внесла свои изменения в модные течения постельного убранства того времени. С ее благословения постельные принадлежности стали изготавливать из китайского шёлка и из него же украшать кровати балдахинами с всевозможными узорами, историческими, а порою и фривольными сюжетами.

Из Европы в Россию постельное белье изо льна и хлопка привез Петр I. В Российской империи дорогое постельное белье ткали вручную при монастырях, а в деревнях до начала прошлого столетия и помышлять не смели о постельном белье и подушках – с этой целью использовалась охапка соломы, которая служила и матрасом, и подушкой, одеялом и простынею. По приказу Петра I в Новодевичий монастырь пригласили мастериц, монахинь из Фламандии, чтобы они обучили русских девушек-сирот, живших при монастырях, умению плести брабантские кружева для постельного белья . В качестве тканей для постельного белья использовались лен и хлопок. Через несколько лет неповторимые русские кружевные, батистовые, кисейные изделия уже ткали мастерицы во всей России, а белье стало настолько популярно, что украшало Английские и Турецкие спальни. А в середине XVIII века самым известным производителем постельного белья была мануфактура помещицы Протасовой. В старые времена было принято запасаться постельным бельём впрок для передачи по наследству и в качестве приданого. Было естественно, если в доме лежало более дюжины комплектов постельного белья .

XIX век приносит новые веяния: очень популярной становится вышивка белой гладью по полотну такого же цвета. Подобной вышивкой особенно прославилась Швейцария.

В начале двадцатого столетия постельное белье было, своего рода, критерием богатства, оно непременно входило в приданое невесты. Девица с детства собирала свое приданное: пряла пряжу, ткала льняное или хлопковое полотно, расшивала его узорами и кружевами. Белоснежное постельное белье на свадьбу являлось символом непорочности и верности. Социальное положение новобрачной определялось ее приданым, сундук невесты обязательно должен был содержать постельное белье , лично расшитое кружевами и изящным орнаментом. Самые красивые вещи передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, их заботливо берегли и выставляли напоказ, как объект особой гордости семейства.

После второй мировой войны благодаря прогрессу текстильного производства постельные принадлежности из хлопка и льна, сатина, бязи и ситца стали обязательными в каждой семье. Его стали производить разных размеров, расцветок и качества. Стало возможным приобретать целые комплекты постельного бель я (КПБ), которые состоят из наволочек, простыни и пододеяльника.

Сейчас вряд ли можно кого-то удивить дизайном постельного белья. Но как раньше, так и сейчас нам не безразлично, как мы проводим значительную часть своей жизни. Стараясь сделать лучше и комфортней наш сон, ведущие производители во всем мире ежедневно стараются нас удивить. Изобилие тканей - шелк, жакард, сатин, бамбук, тенсел, позволяет удовлетворить даже самого требовательного потребителя. Несмотря на то, что приоритетами современного общества являются здоровье и качество мы имеем возможность вместе с этим получить и царскую роскошь постельного белья тех времен.

О.БУЛАНОВА

На заре человечества люди не знали не только постельного белья, но и самой кровати – ее заменяло ложе из сухих листьев и мхов. Позже, с развитием цивилизации в примитивных жилищах появились примитивные матрацы, набитые сеном или шерстью животных. Оболочка для матраца делалась из домотканого холста, а одеялом служила шкура животного.

Постель служила годами, пока не изнашивался матрац или не вытиралась шкура -“одеяло”. Подушек, кстати, человечество долгое время не знало вообще, используя вместо них или собственный локоть, или охапку тех же шкур. И ни о каком постельном белье речи просто не шло, хотя без него постель представляла собой буквально заповедник для микробов.

Первые свидетельства о постельном белье из ткани нашлись в древнеримских летописях. Белье было или из местного шелка, или из египетского льна, весьма качественное и очень красивое. Более того, если для обычной постели узоры на простынях были из роз и персиков, то для постели любовников на белье красовались сатиры.

С закатом древней цивилизации и приходом варваров человечество опять на несколько столетий забыло о такой необходимой с точки зрения гигиены вещи. В средневековой Европе постельного белья не было где-то до XV в. Церковники запрещали не только использовать постельное белье (о котором, они, конечно, читали в летописях, хранящихся в монастырских библиотеках), но даже и мыться. Чистота есть грех! – говорили они. В Средние века белье заменяли шкуры редких животных. Стоили они очень дорого и, как правило, были результатом борьбы за сердце прекрасной дамы.

С XV в. мы находим упоминание о белье в некоторых богатых замках Италии. Почему богатых? Потому что менее обеспеченные такую роскошь себе позволить не могли. А Италия так же, как и ранее Римская империя, снова потихонечку ввела моду на постельное белье, а с ним и на скатерти, полотенца и салфетки. В эпоху Высокого Возрождения эти предметы обихода имели большое значение и ценились очень высоко.

Самым лучшим для изготовления белья считалось голландское полотно, а самыми лучшими мастерами – голландцы. Каждая вещь была уникальной и штучной: на ней мастер вышивал не только вензель заказчика или его герб, но и свое имя, и название местности, где жил и работал. Были даже простыни, на которых выткано стихотворение, посвященное тому событию, в честь которого заказывалось белье.

Именно по этой причине вплоть до XVIII в. комплекты белья считались роскошью, и лишь к концу XVIII – началу XIX в. стали доступны среднему классу. Было, как говорится, неписанное правило – белья должно быть много. Белье в то время (и так повелось и в течение долгих последующих веков) заказывалось дюжинами к важным событиям типа рождения ребенка или свадьбы.

Вплоть до XIX в. белье (включая скатерти, полотенца и салфетки) было исключительно белым, отделано кружевами или белой вышивкой. И по этой причине тоже (а не только из-за штучности и эксклюзивности) оно было предметом роскоши – бедный человек не мог позволить себе часто менять быстро пачкающееся белое белье. Количество и качество постельного белья долгое время являлось показателем положения семьи в обществе.

Считается, что в деле популярности постельного белья большую роль сыграла мадам де Помпадур. Сия дама вообще была большим ценителем новшеств и вводила их в моду, не покладая рук. В этом же XVIII в. входит в моду постельное и столовое белье, украшенное “дрезденским” кружевом – ажурной, изысканной белой вышивкой. Стиль получает название от эпохи – “рококо”. Белье становится все более изысканным и все более дорогим.

А что же простые люди? Они тоже уже привыкли застилать постель тканью, однако их белье было цветным, с многочисленными швами и, понятное дело, без кружев и вышивки. Однако в деревнях белья не было вообще. Более того, у крестьян не было даже подушки, которая прижилась к этому времени во всей Европе, не говоря уже о Востоке или Кавказе, где подушка – своеобразный фетиш.

Постельное белье, украшенное кружевами и вышивкой, стало входить в приданое, и чем его было больше, тем лучше. Эта мода перекочевала с правлением Петра I из Европы в Российскую империю, а оттуда и в Азербайджан. Чем больше было белья, тем состоятельнее считалась невеста, и тем престижнее было взять такую замуж. Для приданого делалось не просто белье, а так называемые свадебные комплекты, украшенные вензелями, кружевом, фестонами… В то время в свадебный комплект входили четыре наволочки и две простыни – нижняя и верхняя.

Материалом для свадебного гарнитура традиционно служил лен, тонкое “голландское” полотно, в особо богатых домах – шелк. В советское время этот обычай был практически утерян, лишь в некоторых семьях “из бывших” он еще держался. В Европе же он никогда не исчезал.

А почему не упомянут пододеяльник? И их вообще не было, вместо них использовалась простынь, которую пришивали к одеялу. Это относится не только к российской или аристократической азербайджанской постели, а вообще к европейской. Пододеяльник – изобретение новое, он появился лишь после Второй мировой войны. (После войны, кстати, из постельной моды ушло большое количество подушек, и, соответственно, наволочек, количество постельного белья стало минимальным, каждому – по одной наволочке, простыне и пододеяльнику).

Для улучшения внешнего вида белье у представителей среднего и низшего класса обязательно крахмалили – ведь очень часто вместо льна использовался хлопок, а это не такой глянцевый и прочный материал, как лен, а богатого вида белья хотелось всем. Этот обычай процветал в СССР, хотя в Европе его вовсе не было.

Существовала мода и метод застилки кровати. Обязательно должно было быть три простыни; первой из грубого холста укрывался волосяной или шерстяной матрац, на который клалась пуховая перина, потом шла простыня из более тонкого холста, потом льняная с вышивкой. Это было очень грамотно: ведь чем больше слоев ткани, тем теплее зимой и прохладнее летом, тут играет роль воздушная прослойка. Да и гигроскопичность у трех слоев гораздо выше, чем у одного. Понятное дело, таких заумных слов в то время не знали, но действовали на уровне интуиции и опыта предков. А лен, кстати, самая лучшая по показателям гигроскопичности ткань.

Подушки выстраивали горкой поверх покрывала, которое тоже богато украшалось; подушек было много, не меньше трех штук, идеально – шесть, и все разного размера. Подушки покрывались кружевной накидкой. По боку кровати обязательно шел кружевной или богато вышитый подзор. Он пришивался, как правило, к верхней простыне и обязательно должен был выглядывать из-под покрывала. И пришивался лишь с одного боку – потому что кровати стояли исключительно боком к стене.

Самое красивое белье в роду береглось, передавалось по наследству, им хвастались знакомым и родственникам, понимавшим толк в рукоделии. Женщина, которая не имела много постельного и столового белья, считалась плохой хозяйкой, вообще эта сторона жизни – и столовое, и постельное, и нательное белье – считалась одной из самых важных, белья должно было хватать на все случаи жизни: на свадьбы, крестины, приезды гостей, которые жили в домах месяцами.

В Европе в XIX в. были очень популярны различные издания и книги, посвященные домоводству, одна из самых известных таких книг – труд англичанина Томаса Хопа “Убранство жилого дома”, выпущенная в 1807 г. Эта книга стала настольной у женщин не только в Англии, но и Франции, Австрии, Швейцарии, России.

К ХХ в., с его развитием промышленности и увеличением населения, постельное белье с ручной вышивкой стало уделом немногих. Красивого постельного белья стало не хватать, потому что люди не желали спать на обыкновенной “голой” простыне. Такие “голые” простыни и пододеяльники безо всякого украшения вошли в обиход только в советское время. В это время с бельем вообще было плохо.

Увеличению количества красивого белья помогло развитие текстильных технологий, в частности, изобретение машинной вышивки. Стоимость белья значительно снизилась, количество, соответственно, увеличилось. А дальше… Дальше все пошло семимильными шагами. Был нарушен стереотип столетий, что белье должно быть только белым. Появилось сначала белье пастельных тонов, а потом и цветное – где-то к 1960-м гг., вариант белого аристократического белья т.е. классический немного отходит назад.

Пока еще цветной рисунок идет на белом фоне, но и это было уже смелым. Лишь к концу ХХ в. появляется белье, цветное на всей своей “протяженности”. Поначалу этого примитивного, но страшно модного цветного белья в СССР не было и в помине. Жалкие потуги советской промышленности были способны лишь на мелкий ромб и цветочек.

Менялся покрой пододеяльника и наволочек. В разных странах придумывали что-то новое, что-то свое. Особо отличилась Америка, в которой удобство и новизна всегда ценились выше традиций. Только там могло прийти в голову придумать простынь на резинке и одноразовое белье из нетканых материалов. Первое прижилось, особенно в отельном бизнесе и в качестве нижней простыни-наматрасника, а вот второго мир не принял. Если только в поездах в некоторых странах.

В 1990-е года в республиках бывшего СССР из-за всеобщей нехватки появились не только конфеты из сои, но и белье из синтетики. Оно было дешевым и ярким, как раз таким, какое было необходимо истосковавшемуся по дефициту бывшему советскому человеку.