Сценарий праздника развлечения в начальной школе. Калейдоскоп нетрадиционных праздников в начальной школе. Запуск шаров на улице

Осенние нетрадиционные праздники:

1.Международный день грамотности - 8.09.

Из истории:
Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. Материальную поддержку в этом направлении оказывали такие люди как В. Маяковский, В. Брюсов, М. Горький и др. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.
Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.
Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции, напоминает «Календарь событий».
Главная цель данного Дня - активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.
Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Формы организации Международного дня грамотности в начальной школе:
Конкурс «Грамотеев»
Турнир знатоков «Пытливые умы»
«День Наума - Грамотника»
Поздравительная открытка к празднику:

***
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроенье
Постоянно пребывать.
***
Грамотным быть нынче модно —
Знать родной язык свой четко,
Подобрать правильно слова,
И думала чтоб верно голова.

С Днем грамотности тебя я поздравляю,
Не делать ошибок в словах пожелаю,
Учись и трудись, и книги читай,
Систематически речь свою развивай!
***
Классно грамотно писать,
Значит, ты не неуч,
Не получишь никогда
Ненавистный неуд!

Поздравляем, грамотей,
Принимай подарки,
И пиши свое письмо
Вовсе без помарки!

Пусть тебе за то дают
Денег очень много,
За ошибочки твои
Пусть не судят строго!

Будь здоров и не хворай,
И живи подольше!
Зарабатывай на жизнь
И пиши побольше!
Международный день музыки


Международный день музыки (International Music Day), отмечаемый ежегодно 1 октября, начиная с 1975 года, был учрежден по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО двумя годами ранее на 15-й Генеральной ассамблее IMC в Лозанне. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович.
Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Также проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки и акции просветительского характера, что способствует цели распространения музыки как искусства в самых разных сообществах.
Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Также проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки и акции просветительского характера, что способствует цели распространения музыки как искусства в самых разных сообществах.
Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. А Международный день музыки реализует идею сближения и дружбы между народами, взаимного обогащения культур, ведь язык музыки интернационален и понятен всем, кто чувствует...

Формы организации и проведения праздника «Международного дня музыки» в начальной школе
- Конкурсно- развлекательная программа «До - ми - соль- ка»
- «Угадай мелодию»
- Игра - путешествие в музыкальную сокровищницу Шостаковича»

Поздравительная открытка:

***
Музыка нас учит жить,
И смеяться, и любить,
Всех прощать, не озлобляться,
Молодыми оставаться!
Всех любить и всех жалеть,
Сердце доброе иметь!
Поздравляем музыкантов,
Превосходнейших талантов!
***
Этот день наполнен музыкой,
Креативом и созиданием,
Особым возвышенным чувством,
Душевностью, очарованием...
Этот праздник наполнен звуками
Креативными и позитивными,
Вдохновлёнными, яркими, стильными...
Торжеством этим правит ведь Музыка!
***
С днем музыки поздравим песней
Всех, кто не представляет жизнь
Без до-ре-ми и фа-диеза,
Кто с музыкой привык дружить!
И музыкантов, и солистов,
И дирижеров, и актрис -
Знаком кто с музыкою близко,
И кто привык играть на бис!
Всех, кто встает под звуки песни,
Кто "на зарядку становись!"
Ты, музыка, громче лейся,
Наполни смыслом нашу жизнь!

Всемирный день животных - 4.10


Всемирный день животных (World Animal Day), отмечаемый во всем мире ежегодно 4 октября, был учрежден на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем в 1931 году во Флоренции (Италия). Дата 4 октября была выбрана по той причине, что этот день известен как день памяти о католическом святом Франциске Ассизском (Feast Day of St Francis of Assisi, 1181/1182 - 4 октября 1226), который считается покровителем животных. Церкви многих стран проводят службы, посвященные Всемирному дню животных, либо 4 октября, либо в день, близкий к этой дате. Общества защиты животных многих стран мира ежегодно организуют разнообразные массовые мероприятия и акции, посвященные Дню.
В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.
Общества защиты животных многих стран мира ежегодно организуют разнообразные массовые мероприятия и акции, посвященные Дню. В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.
День животных установлен с целью повышения осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышения активности в защите животных. Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных (Фото: Alena Haurylik, Shutterstock) Причем это касается защиты не только диких животных, но и домашних, поскольку примеров жестокого обращение с ними в последние годы становится все больше. Во многих западноевропейских странах считается, что домашние животные — это часть семьи, и они имеют такие же права, как и другие ее члены. Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей российской семье живут «братья меньшие». В последние годы мероприятия, посвященные Всемирному дню животных, проходят в более чем 60 странах мира.
Формы организации и проведения праздника в начальной школе
"Диалоги о животных" - игровая программа
"Эти забавные животные" - турнир - викторина
"Братья наши меньшие" - праздничная игровая программа
Поздравительная открытка

***
День животных, так чудесно,
И в душе царит добро,
Это даже интересно,
Заглянуть в их мир окно,

И подать на пропитание,
И питомник посетить,
Просто проявить старание,
И добротным в жизни быть!

***
Животные предельно беззащитны,
Пусть даже когти и клыки у них.
Малы ли, или крупногабаритны —
Без помощи нет шансов никаких.

Давайте в этот день решим серьёзно —
Не истреблять, а защищать от бед,
Чтоб в этом мире — радостном и звёздном —
Пришёл навек гармонии расцвет!
Всемирный день яйца (17 лет) - 9.10

Вторая пятница октября — необычный день. Это Всемирный день яйца, который предложила отмечать Международная яичная комиссия на конференции, состоявшейся в столице Австрии, Вене, в 1996 году. На самом деле, причин для празднования такого дня предостаточно. Ведь огромная питательная ценность яиц, их полезность и доступность делают этот продукт одним из основных источников питания как в самых развитых, так и в ещё только развивающихся государствах мира. А кулинарное искусство и национальные вкусовые традиции разных стран невозможно себе представить без их использования. Производители с готовностью поддержали идею такого праздника и часто спонсируют праздничные мероприятия. В этот день проводятся различные шуточные фестивали, кулинарные конкурсы, соревнования по бросанию яиц, а также серьёзные профессиональные семинары по вопросам правильного питания и благотворительные акции.
Формы проведения праздника в начальной школе
«Кулинарный поединок» - конкурсная программа
«Крутое яйцо» - игровое шоу
«Пальчики оближешь» - познавательная программа
«Школа поварят» - конкурсная программа
Поздравительная открытка

***
Яйца — совсем не последний предмет:
Нету яиц — и праздника нет:
Вспомним-ка светлую Пасху —
Яйца, в цветную раскраску.

Тебя с Днём яйца я поздравить хочу,
Тебе поздравленье с любовью вручу:
По жизни желаю идти молодцом,
Быть «самым крутым и крепким яйцом»!
***
Празднуем сегодня день яйца.
Разные готовим нынче блюда.
Их названьям просто нет конца.
Ведь используют яйцо повсюду.

И в яичнице, и в пирожках,
И в любом рецепте, где есть тесто,
Что слоеное, что на дрожжах,
Обязательно яйцу есть место.

Яйца все едят в любой стране,
В сельском доме, городской квартире.
О всемирном этом славном дне
Пусть узнают люди во всем мире.

Организация детских праздников в начальной школе.

Школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Д ети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Это должно определять и формы работы . В организации и проведении праздников принимают участие весь коллектив класса, старшие братья или сестры, родители младших школьников. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает, как правило, радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, их сплочению, что делает школьный праздник эффективным средством для развития и роста коллектива. Особенно это актуально при наличии в классах детей, слабо владеющих русским языком. Через организацию праздников учащиеся приобщаются к определенным культурным традициям, раскрываются индивидуальность ребенка, честность, благородство, душевная чуткость, стремление поставить себя на место другого. Перед педагогами в организации праздников стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым ребенком необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуальный подход. В зависимости от характера определяется роль участника в празднике. Детям, которые не очень хорошо читают и рассказывают вслух при большом количестве окружающих, можно доверить художественное или музыкальное оформление мероприятия. Ребенок должен почувствовать, что он тоже участвует в празднике, чтобы не было обиды, что не получил роль или не прочитал стихотворение.

Содержание любого праздника зависит от того, каков подбор детей и родителей в классном коллективе. От способностей детей тоже многое зависит, поэтому для каждого набора детей – свои праздники. В каких-то классах упор можно сделать на литературные викторины, вечера поэзии, спектакли. Кому-то более интересны музыкальные концерты, спортивные конкурсы, соревнования «Весёлые старты», творческие КВН, с использованием художественной направленности. В подготовке и проведении праздников нет мелочей. Хорошим стимулом для творчества детей является процесс подготовки к празднику в виде различных конкурсов: на лучший эскиз эмблемы или медалей для команды, газет и плакатов для оформления класса или актового зала. И от второстепенных, на первый взгляд, факторов – оборудования и оформления – во многом зависит успех или неудача дела. Особенно важна помощь родителей при оформлении музыкального сопровождения мероприятия, демонстрация кинофрагментов, слайдов . Так же необходимо продумать о награждение детей. В силу своего возраста, подсознательно младшие школьники ждут оценки их выступления и радуются получению подарков.

Так как же подготовить праздник? С чего начать?

Для подготовки к празднику необходимо :

1. Составить предварительный план праздника . Это необходимо для четкого формулирования главных целей и задач задуманного мероприятия, предусмотреть все необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников. Успех праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Ведущее место в нем принадлежит сценарию, содержащему основную информацию, влияющему на интеллект, воображение, эмоции и чувства детей.

2. Разработка сценария праздника.

При написании сценария праздника необходимо учесть тематику праздника.

1) Тема традиционных праздников может соответствовать календарным праздникам, например, День Знаний, День Матери, День защитников Отечества, Международный женский день, Новый год и т.д., но можно выбрать и сезонные праздники (Праздник Осени, Праздник Птиц и др.), тематические (Прощание с Букварем; До свиданья, Азбука, День именинника, По дорогам сказок и прочие).

2) Определить цели праздника.

Под выбранную тему подобрать соответствующий материал. Собранный материал помогает выстраивать ход мероприятия.

3) Выбрать ведущих и персонажей праздника, роли которых распределяются между детьми.

4) Подобрать игры, соревнования в зависимости от темы праздника, возрастных особенностей детей. Если приглашаются гости на праздник, то нужно предусмотреть для них игровые моменты. Это могут быть: коллективное пение, хоровод, кричалки, конкурсы, игры, соревнования. Игра - это полноправное действие праздника. Играя, дети познают мир. Особенна роль соревнования. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведет к тому, что соперничество станет содружеством. На празднике должны возникать моменты интеллектуального, волевого, эмоционального напряжения и эмоциональной разрядки (шутки, песни, кричалки, загадки, ребусы и др.).

3. Оформление праздника включает в себя:

1. Музыкальное оформление. Музыка играет огромную роль в любом празднике. Особенность музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у человека ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы, готовят к встрече с участниками торжества, подводят к восприятию определенной мысли. Лучше сделать «прогон» отобранных фрагментов заранее.

2. Оформление зала, класса также играет важную роль. Чтобы оформить помещение красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты . Необходимо соблюдение меры, чтобы украшения не «забивали» друг друга. Оформление праздников не должно повторяться. Лучше задрапировать стену красивой плотной тканью, её очень удобно оформлять с помощью маленьких иголочек.

Для детей и гостей будут неожиданностью сюрпризы на дверях, стендах - плакаты, фотомонтажи, приглашения, афиши, программы праздника, объемные маски, на столах будут уместны атрибуты отражающие тему праздника (корзины с фруктами, поделки из природного материала, вазы, расписные горшочки, оригами, и много другое, сделанное руками учеников). Можно развесить гирлянды, флажки, воздушные шарики, которые дети с удовольствием разукрасят, напишут пожелания, можно заложить внутрь различные предметы и загадки. Если ожидается большое количество приглашенных гостей, то уместно изготовить программки с указанием участников действия, ответственных за оформление праздника. Детям, которые хорошо рисуют учитель или педагог может предложить нарисовать афишу. Ее следует делать яркой и запоминающейся, необычной.

4. Предпраздничные репетиции - важный этап в подготовке праздника. Чтобы они были продуктивны, нужно учитывать следующие моменты:

Репетировать надо по частям, по эпизодам, небольшим отрывкам, с несколькими учениками;

Больше времени уделить массовым сценам, где задействовано большое количество учащихся, каждый ребенок, должен научиться вовремя перестраиваться, подниматься на сцену и уходить за кулисы бесшумно при хоровом пении, в массовке;

Один из важных моментов соответствие текста и музыки, слайдов и кинофрагментов, отрывков из мультфильмов.

5. Проведение праздника.

Чтобы праздник удался нужно соблюдать некоторые моменты:

Создание предпраздничного настроения, дети всегда ждут чего-то приятного, доброго, сказочного;

Получение в ходе праздника чего-то таинственного, интересного, загадочного и обязательно вручение подарков, грамот, медалей и др.;

Дети сами должны добровольно участвовать в празднике, а не по принуждению, тогда атмосфера будет действительно волшебной, эмоциональной, яркой, радостной;

М ероприятие не должно быть перегружено или затянуто, должен действовать принцип: «игра должна закончится чуть раньше, чем она надоест».

6. Награждение.

После окончания праздника необходимо отметить всех участников. Подарки могут быть самыми разнообразными. Это и вымпелы, почетные грамоты, дипломы, сувениры, медали, сладкие подарки, значки и др., все зависит от тематики праздника и возможностей родителей.

После проведенного мероприятия очень важно обсудить совместно с детьми как прошел праздник. Что удалось, какие моменты были замечательные? Если по каким-то причинам, праздник не получился, все равно нужно найти положительные моменты и похвалить ребят за старание, стремление поучаствовать в коллективном деле, отстоять честь класса. Выполнили поставленные цели или что-то не получилось? Данный вопрос учит извлекать из удач и ошибок полезный опыт и закреплять его в коллективном сознании. А главное, что нужно учесть на будущее? Это поможет накопить опыт проведения праздников, избежать типичных ошибок и дать уверенность в своих силах для проведения следующих мероприятий.

В заключении, хочется отметить, что готовый сценарий это практически всегда шаблон, на основе которого каждый учитель разрабатывает свое мероприятие, заимствует идею, отдельные фрагменты, но вносит корректировки, дополнения, убирает лишнее и делает организацию праздника для учащихся своего класса.

Статью подготовили: Цурикова И. В. – учитель начальных классов, фотографии предоставила Фролова Т. М. - учитель начальных классов.

Ключевые слова: функции праздника, педагогическое единство, межличностные отношения, технология праздника.

Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, политические страсти, неясность политической перспективы. И вдруг – праздники! Что ж – не едиными буднями жив человек. Праздник – не праздность, это большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.

Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников, в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей. В системе подготовки и проведения праздников, которая направлена на развитие личности ребёнка, его интеллектуального, творческого, духовного потенциала;

Праздник – есть своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Любой детский праздник «развлекая – поучает…». Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух. «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» – писал К. Д. Ушинский.

Предвкушение праздника – это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами и, нужно чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и другое. Ребёнок как губка, впитывает в себя всё, оттого каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья. Научить детей отдыхать, вести себя на досуге – это немаловажная задача родителей и педагогов. Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Каждый из нас, вспоминая своё раннее детство, ярко представляет картины праздников, на всю жизнь врезавшиеся в память.

Праздники в жизни общества занимают важное место:

– во-первых, это часть духовного наследия народа – обряды, ритуалы, традиции;
– во-вторых, сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника;
– в-третьих, праздничные дни – яркое событие жизни, на которые ориентируются, которые ждут;
– в-четвёртых, праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка;
– в-пятых, праздники – пространство «роскоши человеческого общения», как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери.

Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений

Количество и многообразие праздников знакомо не только взрослому человеку, а даже ребёнку. С первых лет жизни у него вырабатывается особое восприятие праздника или отдельной значимой для него даты. Широк диапазон праздников, находящих отражение в школьной жизни, можно выделить следующие виды праздников:

  1. Общенародные – Международный женский день «8 Марта»;
  2. Официальные – «День знаний», «День защитника Отечества»;
  3. Православные – «Святки», «Масленица »;
  4. Народно –фольклорные – «Посиделки »;
  5. Тематические – «Посвящение в первоклассники »;
  6. Спортивные – «Весёлые старты », «Папа, мама, я – спортивная семья ».
  7. Интеллектуальные – «Счастливый случай ».
  8. Праздники искусств – «В мире сказок и мелодий ».
  9. Экологические – «Праздник цветов ».
  10. Литературные – «Времена года в творчестве разных писателей ».

Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку : воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную.

Раскроем их суть:

Функция Определение
1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Процесс систематического и целенаправленного воздействия на душевное и физическое развитие личности
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ Сведения, передаваемые людьми, получаемые из средств массовой информации, периодической печати, книг
3. РАЗВИВАЮЩАЯ Направленное, закономерное изменение сознания, расширение кругозора, интеллектуального роста личности
4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Проявление целостного отношения между человеком и миром и область духовной деятельности людей
5. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ Отношения, возникающие в результате общения между людьми

В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга.

Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:

– объединение педагогических усилий;
– формирование межличностных отношений;
тематическая направленность праздника;
– отслеживание творческого роста ребёнка.

Рассмотрим каждое из этих направлений:

Объединение педагогических усилий . Создание триединого союза:

В начальных классах при подготовке праздника необходимо максимально привлекать потенциал родителей. В начале учебного года на классном родительском собрании обсуждается план мероприятий на весь учебный год, которые обычно проводятся в школе и классе. При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад. В ходе собрания выслушиваются мнения родителей, вносятся коррективы и дополнения. План утверждается на родительском собрании. Родители по желанию делятся на творческие группы от 3 до 5 человек, которые будут отвечать за организацию и проведение того или иного праздника. В процессе совместного общения родители в непосредственной обстановке ближе знакомятся друг с другом, с коллективом детей, с педагогами.

Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта; способствуют установлению партнёрских отношений семьи и школы. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений, возможность побыть с родителями и учителями вместе как бы на равных и подольше.

Готовясь к празднику, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.

Формирование межличностных отношений выстраивается посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность. Обмен мнениями, впечатлениями при выборе темы праздника, обсуждение сценария, оформление помещения, изготовление костюмов, репетиции музыкальных и художественных номеров.

Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей и взрослых, – тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни. При этом первая задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений:

Тематическая направленность праздника выражается в органическом вхождении проводимого праздничного мероприятия:

  1. С изучаемой темой по школьной программе – « Прощание с букварём»; « Мой друг светофор».
  2. В соответствии с установленными календарными датами – «День матери», «День Победы»;
  3. Проведение праздников, исторически сложившихся в культурной жизни народа – «Масленица», «Ысыах».

Отслеживание творческого роста ребёнка осуществляется путём сравнения первоначальных способностей с момента его поступления в первый класс и через определённые периоды времени – полугодие, год. Окончательный результат подводится по завершению обучения в начальной школе. Важно проанализировать, какими стали дети в ходе жизни детского коллектива: добры ли они, внимательны ли к людям, доброжелательны. И мы видим те позитивные изменения в характере, в поведении, в умственном развитии ребёнка, в отношении к сверстникам, к родителям, на которые и была нацелена вся работа.

Всё вышеизложенное позволяет предложить педагогическую модель по использованию праздничных мероприятий в работе по обучению и воспитанию детей в начальной школе.

Выделим основные этапы технологии подготовки и проведения праздников:

  1. Выбор темы праздника;
  2. Организационный;
  3. Разработка сценария;
  4. Подведение итогов;

Первый этап – выбор темы праздника. «Он определяется всей системой работы. Возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания традиционных тем и тем, рождённых сегодняшним днём, духовной жизнью народа». Например, праздник «Ысыах» уместно проводить в рамках изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в третьем классе, в связи с тем, что дети в этом возрасте имеют представление об обрядах праздника, связанных с ними обычаях и традициях.

Тематический праздник «Посвящение в первоклассники», целесообразно проводить в конце первой четверти первого класса, в связи с тем, что дети уже ощутили себя полноценными участниками школьной жизни, познакомились с порядком и правилами учащихся, настроились на главное школьное дело – учёбу.

Необходимо продумать введение детей в тему праздника. Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, создать ситуацию «завтрашней радости». В процессе этой беседы рождается совместная мысль – как устроить праздник? Обсуждается программа праздника.

Так, в ходе беседы по подготовке проведения праздника, посвящённого Дню 8 Марта, дети высказывали своё видение формы проведения мероприятия. Например, в первом классе проводилась концертная программа с участием всех детей, мам и бабушек. Во втором классе своё мастерство и умение в ведении домашних дел показали мальчики и папы. А в третьем классе дети предложили провести конкурс «Мисс Весна» с концертными номерами. Таким образом, мы видим, как меняется характер проведения беседы и самого праздничного мероприятия, в зависимости от возрастных особенностей детей.

Второй этап – организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. Вся эта работа открывает большие возможности как для коллективной, так и индивидуальной деятельности школьников. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. В ходе подготовки к православному празднику «Масленица» детям были заранее розданы роли, и они вместе с родителями готовили костюмы персонажей, оформляли зал в соответствующей стилизованной форме, готовили реквизиты и атрибуты праздника.

Особого внимания учителя требуют индивидуальные задания учащихся. Такие задания должны не возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которым трудно даётся учёба и кто в коллективе пока чувствует себя неуверенно. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу трудных, неконтактных детей. Помню, как в первый класс пришла девочка Аня, которая долго не могла найти себе друзей, была замкнута. Приобщаясь к творческой деятельности, в конце года она раскрылась, стала более общительна, появилась уверенность в себе, исчезло давление комплексов, в поведении стали проявляться признаки неформального лидера.

Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают участие все ребята. Для младшего школьника особую ценность представляет оценка его труда, усилий, инициативы учителем, одноклассниками. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех, ждут результатов труда. Ход подготовки к празднику периодически обсуждается в классе. Коллектив класса решает, как использовать собранный материал.

Третий этап важная часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника.

При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжетная линия должна помогать раскрытию идеи праздника. В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал. В подготовке и проведении праздника нет мелочей, и от второстепенных, на первый взгляд, фактов, оборудования и оформления, во многом зависит успех праздничного мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, необходимо, чтобы родители вместе с ребятами сделали костюмы или их элементы.

При проведении тематического праздника «Ярмарка русской азбуки», который проводится в первом классе по окончанию изучения букваря, детьми и родителями класса красочно оформляется кабинет элементами ярмарки: гирляндами, флажками, связками сушек, баранок, пирогами, готовятся национальные костюмы. Праздничная атмосфера усиливается игрой детей на музыкальных инструментах, пением народных песен, частушек, чтением стихотворений.
Подготовка к празднику – большая и серьёзная работа педагога, коллектива родителей, детей. От её качества зависит ход праздника, его эмоциональное воздействие на ребят.

Четвёртый этап – подведение итогов. После праздника надо дать детям возможность обменяться мнениями, выразить свои эмоции, чувства. Такие обсуждения желательно проводить после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые учителем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника. Например, некоторые из них:

– Хотелось бы вам побывать ещё раз на таком празднике?
– Что вам больше всего понравилось на празднике, а что не понравилось? Почему?
– Если бы награждал каждый из вас, то кого бы из ребят и за что наградил бы?
– До того, как вы увидели главного героя на празднике, каким вы его себе представляли? А на празднике он оказался лучше или хуже? Чем?

Таким образом, каждый праздник – это вдумчивая, разносторонняя, объёмная работа учителя, коллектива детей, родителей. Удачно выбранная тема, творчески разработанный сценарий, позволит претворить задуманную идею в жизнь. Разумеется, вся эта работа требует от классного руководителя большой затраты сил, но зато приносит удовлетворение и педагогу, и детям, и родителям.

Основная цель всего воспитательного процесса – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Большую помощь в эстетическом, духовном развитии детей оказывали и оказывают родители, являясь постоянными участниками, зрителями, болельщиками, спонсорами всех наших конкурсов, праздников, концертов. В 2008 – 2009 учебном году у меня новый набор первоклассников. За неполный учебный год в школе и классе были проведены следующие праздники:

1. «Давайте познакомимся»
2. «Царица Осень»
3. «Посвящение в гимназисты»
4. «Новогодний карнавал»
5. «Прощай, Азбука»
6. «День защитника Отечества»
7. Международный женский день «8 Марта»

Помню, какими робкими, «закрытыми» были малыши в начале учебного года. Но, включившись в учебный процесс, участвуя в праздниках, видно как ребята раскрепощаются, появляется уверенность в собственных силах. Если на первом празднике «Давайте познакомимся» и дети, и родители были пассивными участниками происходящего, то на втором и на четвёртом праздниках они постепенно включились в творческую деятельность. Значительную нагрузку взяли на себя родители. Они были главными героями праздников, а дети читали стихи, разгадывали загадки, пели песни и были задействованы в театре – экспромте. А когда проходил праздник «Прощай, Азбука» на школьной сцене дети показали мини – спектакль для учащихся первых классов и педагогов. И с уверенностью можно сказать, что за короткий промежуток времени, виден творческий рост, желание и стремление ребят и родителей принимать активное участие в жизни классного коллектива.

Конечно, не все дети сразу могут раскрыться, но то, что вовлечение в творческую деятельность в ходе проведения праздников развивает ребёнка – это очевидно. Примером может служить эпизод из школьной жизни. Когда заболела Таня П., исполнявшая главную роль бабушки в инсценировке стихотворения «Три мамы», посвящённый международному женскому дню «8 марта», её успешно заменила Соня Х., которая до этого не являлась активной участницей наших постановок. Народный учитель А.А. Захаренко говорил о том, что «школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которая, увлекает сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуется. Учитель призван реализовать мечты детей» . И мы в своей работе с детьми стараемся следовать этому.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения детей в начальной школе несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

  1. Повышение качества взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.
  2. Укрепление неформальных связей внутри коллектива.
  3. Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных учеников и целого коллектива.
  4. Повышение общего кругозора ребят и познавательной активности учащихся.
  5. Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Список литературы:

  1. Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. –М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  2. Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 263 с.
  3. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.:АСТ-АТД, 1998. – 256 с.
  4. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.

Введение

Праздник для школьника – это игра. Он формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то малыш или подросток. Положительные эмоции нужны каждому. Неслучайно педагоги, врачи и физиологи отождествляют хорошее настроение, радость и веселье с физическим здоровьем человека.

В игре ребенок совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, именно во время подготовки и проведения школьного праздника развивается воображение, фантазия, способности ученика, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Эффективнее всего происходит развитие познавательной деятельности.

Тусклым и невыразительным станет детство, если из него вдруг исчезнут праздники. Для детей праздник – это целое событие. Душа ребенка одинаково восприимчива к добру и злу, но именно положительный эмоциональный заряд позволяет чистым, неискушенным детским сердцам открыться прекрасному. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения.

Зачастую в игре, в процессе праздника ребенок может научиться искусству общения, избавиться от робости, излишней стеснительности или, наоборот, эгоизма, которые делают общение мучительным, а порой просто невозможным. Одновременно с этим школьник учится принимать решение, проявлять инициативу, идти навстречу желаниям других, понимать, что он не один на свете, что в общем деле нужна слаженность, важно уважение к другим, такт, умение сходиться с людьми.

Необходимо правильно руководить ребятами, помогать при появлении трудностей. Задача педагога – тщательно продумать сценарий, сделать так, чтобы праздник запомнился детям надолго, остался в душе как нечто светлое и прекрасное. А для этого педагог должен сам научиться играть, жить в состоянии праздника, только тогда он сможет организовать детскую игру; а интересная, занимательная игра, как мы уже сказали, сделает ребенка веселым, жизнерадостным, а следовательно, и счастливым. Каждый учитель должен помнить о том, что любое, даже самое незначительное начинание школьника надо оценить. Ведь похвала рождает желание стремиться к успеху, порицание убивает это желание. Хвалите ребенка как можно чаще, и он будет стараться выполнить задание еще лучше, чтобы добиться похвалы. Но не переусердствуйте, похвала должна быть заслуженной, на недочеты тоже следует указывать, однако делать это надо так, чтобы не отбить у школьника желание трудиться.

В данной книге вашему вниманию предлагаются сценарии школьных праздников, которые способствуют эмоциональному, умственному и социальному развитию ребенка, воспитывают в нем самые прекрасные качества. Содержание праздников направлено на развитие моральных и нравственных черт характера, творческих способностей школьников, воображения, умения раскрепощаться и быть самим собой.

Кроме сценариев, в книге представлены материалы для творческой лаборатории, которая есть в каждой школе. На основе данных сценариев можно подготовить незабываемый праздник как в школе, так и дома.

Как готовиться к школьному празднику

Школьные годы для ребенка – это целый мир. Но при этом ученик живет в этом мире изолированно. Здесь существуют свои законы, отличные от законов взрослых.

Ребенок постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Формирование личности, творческой индивидуальности происходит под воздействием всех факторов, которые входят в понятие школа: учебные занятия, воспитательные и классные часы, общение со сверстниками, авторитет педагогов и развлекательные программы, создающие ощущение праздника. Ведь для подростка приобретение знаний в школе не всегда стоит на первом месте. В этом возрасте чаще всего они еще не чувствуют потребности в знаниях, не осознают необходимости хорошо учиться, чтобы получить достойное образование. Дети учатся потому, что им надо учиться, не больше и не меньше. На первом месте у ребят стоит общение со сверстниками. Поэтому одной из главных задач школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе подросток ощущал свою важность и необходимость, чтобы спустя годы, он вспоминал свое учебное заведение с ностальгией, как счастливое время. Для создания благоприятной атмосферы большое значение имеет игра. Игра – это не только способ отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент.

Праздничное мероприятие имеет свои функции:

обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.

Любой школьный праздник от момента замысла до его реализации проходит несколько этапов. Сначала следует определиться с тематикой и целью организовываемого праздника. Для этого проводится так называемый мозговой штурм, во время которого все обдумывают и предлагают идеи праздника. На данном этапе запрещена любая критика.

После этого целесообразно обсудить все предложения в коллективе, отобрать наиболее подходящие по целям и реально выполнимые идеи.

Следующий этап – коллективное планирование праздника и проектирование ожидаемых результатов. Как только праздник спланирован, необходимо выбрать актив класса и распределить ответственность за выполнение определенной части работы между его членами, после чего определить сроки выполнения сценария и подготовки праздника. К этапу подготовки относятся и репетиции. Ну и наконец, когда предварительная работа проведена, наступает момент самого праздника.

После проведенного мероприятия, желательно на следующий день, всем коллективом нужно проанализировать удачи и неудачи, дать полную и всестороннюю оценку празднику, выявить его достоинства и недостатки.

При организации праздника педагогу обязательно надо обращать внимание на каждого отдельного ребенка, видеть его состояние, оценивать или прививать такие качества, как напористость, целеустремленность, уверенность в себе, способность убедить в своей правоте и повести за собой. А вот вспыльчивость, безынициативность, обидчивость, разнообразные комплексы следует потихоньку уничтожать. Таким ребятам необходимо оказывать всяческую поддержку. Всем участникам мероприятия понравится такое дело, где он как-то сумел проявить себя, оказать влияние на других, добиться успеха, испытать положительные эмоции и чувство гордости за себя. В этом случае ребята с удовольствием примутся за организацию нового дела.

Формы проведения праздников в среде подростков отличаются от праздников для младших школьников.

Подростку нужна деятельность, которая дает возможность состязаться, то есть проявлять свои силы, вызывать уважение окружающих, повышая тем самым свой статус (авторитет) в школьном коллективе. А для ребенка это очень много значит: он лучше узнаёт себя и повышает самооценку, изменяет отношение к себе. Таким образом, у подростка появляется чувство собственного достоинства, которое в этом возрасте особенно важно.

Педагог, в свою очередь, должен ободрять каждого подростка в течение подготовки, проведения и анализа мероприятия, вселять в него уверенность, демонстрировать искреннее доверие.

В юношеском возрасте на первый план выходят иные ценности: появляется желание выяснить свои способности, задатки, возможно, таланты, определить для себя будущие цели. Для школьников этого возраста следует выбирать такие формы проведения праздников и мероприятий, как интеллектуальные диспуты и игры ума, умные беседы о любви и сексуальное просвещение, но вместе с тем необходим реальный, производительный труд. Поэтому педагоги должны демонстрировать подросткам признание их зрелости, по возможности вовлекать их в совместную продуктивную деятельность.

Одним словом, возраст воспитанников диктует применение определенной формы проведения мероприятия.

Каждый ребенок, каждый класс неповторим, уникален, поэтому готовых сценариев для проведения быть не может. Каждый классный руководитель должен сам, и только сам, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ученика, выбирать форму проведения мероприятия, подбирать тексты, распределять роли, готовить те или иные конкурсы. Но тем не менее нельзя отрицать возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Для этого в нашей книге есть глава «Информация для творческой лаборатории», используя материалы которой можно на основе имеющегося создать свой неповторимый, авторский сценарий мероприятия.

Существуют два пути подготовки к празднику.

1. Берется за основу форма мероприятия или известный сценарий и наполняется новым содержанием.

2. Сначала определяется содержание мероприятия (как правило, это тема) и после этого осуществляется поиск формы организации и ее реализации. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему вредных привычек. Далее актив класса совместно с классным руководителем разрабатывают структуру мероприятия, способы организации обсуждения.

Как организовать коллективную творческую деятельность детей?

Форма работы может быть коллективной и творческой в том случае, если она создается участниками будущего мероприятия в процессе совместного поиска. При этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Любое коллективное мероприятие, праздник готовится в несколько этапов.

1. Предварительная работа.

Классный руководитель или организатор праздника совместно с детьми выбирают тему праздника и форму проведения, определяют место и время проведения.

2. Обсуждение и планирование.

На этом этапе ученики работают самостоятельно. Они сами обдумывают особенности сценария, определяют, кто и какую роль будет играть. Выбирают ответственного, который распределяет всех участников праздника по группам и за каждой группой закрепляет выполняемый участок.

3. Коллективная подготовка праздника.

Очень важно поддерживать интерес детей к выполняемому делу, ведь только вдохновение руководителя может подвигнуть ребят на «подвиги». Каждый участник праздника должен чувствовать себя нужным, востребованным и интересным другим. Каждый должен иметь возможность проявить свои способности, высказать свою точку зрения, внести свою лепту в подготовку праздника.

4. Проведение праздника.

Праздник может пройти успешно, а может иметь некоторые шероховатости. Но никогда не надо бояться ошибок, допущенных детьми. Ведь на ошибках учатся, и, проанализировав каждую ошибку, вы можете быть уверены, что она больше не повторится. Руководитель, по возможности незаметно для всех участников праздника, для гостей, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

5. Подведение итогов праздника.

Это может быть общий сбор участников праздника. Каждый высказывает свое мнение по поводу проведенного мероприятия, выявляет удачи и допущенные ошибки, коллективно обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения праздника, ищут причины ошибок. Участие каждого в оценке проведенного праздника может осуществляться и с помощью опроса, заполнения анкеты через стенгазету. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем собственном и своих товарищей), приобретенном в ходе мероприятия, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

Какими могут быть формы проведения праздников?

Формы проведения праздника выбираются в зависимости от его тематики и содержания. Но чаще всего встречаются следующие.

1. Конкурсы – соревнования, имеющие целью выделить наилучших из числа его участников. К этой группе относятся все виды состязаний между командами, в ходе которых выявляется победитель. Конкурсы могут быть на самые разные темы, а также могут объединять в себе несколько форм: викторину, спортивное и интеллектуальное соревнование и т. д.

2. Викторина – игра в ответы на вопросы, объединенные какой-либо одной темой.

3. Спортивно-театральные этюды – упражнения в спортивном и театральном мастерстве.

4. Спортивные праздники. К ним относятся спартакиада, спортландия, соревнования детских команд по подвижным играм.

5. Карнавал, или бал-маскарад. Карнавал в исконном смысле этого слова, как народное шествие с уличным маскарадом, в школах не используется. Здесь он совмещается по значению с балом-маскарадом – балом, на который являются в масках, характерных костюмах. Чаще всего бал-маскарад проводят на Новый год.

6. Миниатюра – небольшое представление в малой форме.

7. Линейка – торжественное собрание участников праздника в строю, перед которым развертывается действие.

8. Литературно-музыкальная композиция – представление в виде концерта, часто без ведущих, где перемежаются литературные и музыкальные выступления, следующие одно за другим без конферанса.

9. Фестиваль – общественное празднество, сопровождающееся показом, просмотром каких-либо видов искусства. Проводится в несколько этапов. Цель фестиваля – не столько выявить победителя, сколько дать возможность продемонстрировать свое мастерство в той или иной области.

10. Клуб веселых и находчивых (КВН) – организация по интересам. В данном случае клуб объединяет несколько команд, которые соревнуются в остроумии.

Кроме вышеперечисленных форм, настоящим праздником для ребят могут стать тематические вечера, чтения, акции и даже уроки. Главное – подойти к подготовке мероприятия творчески и внести в каждое выполняемое дело свежую струю.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

С Днем знаний!

Каждый год 1 сентября дети вновь собираются за школьными партами, видятся со своими друзьями, делятся впечатлениями, полученными в период летнего отдыха.

Ребята встречаются на общешкольной линейке, которую готовит актив школы. Каждый классный руководитель встречается со своим классом и кроме урока Знаний проводит какое-либо мероприятие, которое бы настроило учеников на восприятие новых знаний, воодушевило бы их. Поэтому мы предлагаем примерный сценарий небольшого праздника, который можно провести с учениками 5–9 классов на первом уроке 1 сентября. Для подготовки праздника классному руководителю необходимо заранее вызвать в школу несколько учеников в помощь и раздать им слова.

Классный руководитель: Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня – первый день учебы после долгого отдыха, день новых встреч с огромным миром знаний, который готовы открыть вам учителя.

1-й ученик:

Школьные двери вновь распахнутся,

Завтра учебные будни начнутся.

Ну а сегодня – праздничный час!

2-й ученик:

С праздником мы поздравляем всех вас!

Звучит музыка на школьную тему.

1-й ученик:

Когда сентябрь у школьного порога

Рассыплет нежных флоксов лепестки,

Начнется наша трудная дорога,

Как говорится, доброго пути.

2-й ученик:

Сентябрь в окно стучится,

Трубят поход ветра,

Друзья, пора учиться,

За парты сесть пора!

Классный руководитель: Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, какой красивой, обновленной, уютной встретила вас сегодня школа. В этом большая заслуга и некоторых из вас (отдельные ученики в период прохождения летней практики помогали рабочим делать ремонт, учитель должен заранее выяснить фамилии самых активных помощников ). Спасибо вам за помощь и позвольте вручить вам грамоты.

Звучит торжественная музыка, учитель вручает грамоты.

Классный руководитель: А сейчас я хочу вручить всем ученикам нашего класса «Листы наград», которые вы вклеите в свои дневники. Учителя будут записывать в эти листы слова благодарности за все хорошие дела и поступки, которые вы совершите в течение учебного года. В конце каждой четверти староста класса со своим заместителем будут оценивать количество благодарностей, а также поступки, за которые эти благодарности были получены. В результате будет выбран лучший ученик четверти, который получит памятный приз.

Учитель раздает всем «Листы наград», выполненные оригинальным образом.

3-й ученик:

Осенний день встречая,

На праздник погляди.

День знаний – как начало

Огромного пути.

4-й ученик:

Кем мы станем, неизвестно -

Наши цели далеки,

Мы дружны, как ноты в песне,

Все твои ученики!

Классный руководитель: Ребята, сегодня, как и каждый год, в школу вас отправляли родители, которые желают вам всего самого лучшего и хотят видеть вас достойными людьми. Предоставим им слово.

Выступление одного из родителей, приглашенного заранее.

1-й ученик:

Школа, школа, ты начало

Всех профессий и дорог,

Ты нам другом верным стала,

Чтобы по сердцу занятье

В жизни каждый выбрать мог.

Покидая твой порог.

Классный руководитель: Дорогие ребята, я поздравляю вас с первым учебным днем, с Днем знаний! Желаю вам новых открытий, новых успехов, новых знаний! Хорошего настроения вам! В добрый путь!

2-й ученик:

Звенит звонок для каждого из нас

И радостью душа переполняется.

Звенит звонок нам 10 лет подряд.

Его услышав, люди улыбаются,

И расцветают лица у ребят:

Пришла пора, уроки начинаются!

Звенит звонок (поскольку праздник происходит в классе и в это время общешкольный звонок звенеть не может, то можно использовать колокольчик).

Классный руководитель: На этом наш праздник не заканчивается, напротив, он только начинается. И называется он «школьная жизнь». Я не говорю вам: «До свидания». Я говорю вам: «Здравствуйте!»

Самым любимым и родным (ко Дню Матери)

На праздник, посвященный самому дорогому человеку для каждого из нас, приглашаются мамы учеников. Праздник проводится в классе в виде литературно-музыкальной композиции.

Ведущий: «Все я сумею, все смогу – я не могу иначе…»

Слова эти – из известной песни, которую так задушевно исполняет певица Валентина Толкунова. Песня о женщине, о женском сердце и о женских руках, которые все могут. Ласковые руки матери, не знающие усталости руки хозяйки… Никогда поэты не перестанут воспевать их!

От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

* * *

Мы любим ее,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща.

* * *

За то, что, когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

* * *

Мы любим ее

И за то, что порою

Становятся строже

В морщинках глаза,

* * *

Но стоит с повинной

Прийти головою -

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

Ведущий: Знакомьтесь: это она – ее величество Женщина. Милая и сердечная, простая и трудолюбивая, доброжелательная и любящая. Любящая свою землю, своего ребенка, плачущая над искалеченным животным и срубленным понапрасну деревом. Это о них, Женщинах, Матерях, нужно складывать оды и, наверное, именно о таких женщинах писал когда-то великий Некрасов.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

* * *

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

Пройдет, словно солнцем осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Ведущий: Это женщины городов и деревень, это наши матери, это целое поколение – все, кто перенес тяготы войны. Ведь им пришлось еще труднее, чем солдатам, так как на руках были дети, и не по одному ребенку, а по пять-семь. Но женщины оказались сильнее танков и бомб. Они жили во имя детей, своего светлого будущего, жили надеждой на победу. Выстояли. И если бы нашелся такой писатель, который написал роман о каждой из них, наверное, вся планета склонила бы в восхищении головы перед их стойкостью, мужеством, женственностью и добротой. Именно женщине-матери Н.А. Некрасов посвятил следующее стихотворение.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль ни друга, ни жены,

Мне жаль ни самого героя.

* * *

Увы, утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где-то есть душа одна,

Она до гроба помнить будет.

* * *

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слезы -

* * *

То слезы наших матерей.

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Ведущий: О матери помнят всегда: и в дни радости, и в дни тревог. К ней обращались и воины, которые защищали нашу родину во время войны.

Письмо командира пулеметного взвода 310-го стрелкового полка младшего лейтенанта Ивана Степанова матери Епистимии Федоровне.

«Декабрь 1941 года.

Знай, маманя, что я до последнего дыхания буду помнить тебя и всю нашу семью. Я о вас никогда не забываю – и в дни, когда смотрим смерти в лицо. Может случиться, что мы больше не увидимся в жизни никогда. Ведь страшная здесь идет война, и погибают тысячи людей, а боев впереди еще много и много.

Моя последняя надежда: может, это письмо получишь, и этот кусочек бумаги будет напоминать тебе о сыне Иване и его любви к матери и ко всей нашей семье».

Ведущий: О.А. Ромодановская, погибшая в октябре 1943 года в районе Славгорода во время ожесточенных боев с гитлеровцами, писала письма своей матери. На обороте одного из них были найдены душевные, проникновенные строки о Родине, матери, мирной жизни, о борьбе за народное счастье:

Моей дорогой мамочке

Ты обо мне в слезах не вспоминай,

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далек знакомый край,

Но я вернусь к любимому порогу.

* * *

По-прежнему любовь моя с тобой,

С тобою Родина,

Ты не одна, родная.

Ты мне видна, когда иду я в бой,

Свое большое счастье защищая.

* * *

И на заботу подвигом отвечу.

Я далеко, но я еще вернусь,

И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Ведущий: Много слов сказано о героизме женщин поколения военных лет. Этим женщинам Светлана Алексиевич посвятила свою книгу «У войны не женское лицо».

Чтец 6: Великое материнское сердце! Иногда мы думаем, что знаем все о твоем мужестве и твоей любви, о твоем терпении и твоей нежности, о твоей печали и твоей вере, о твоих слезах и твоих радостях. Нет, мы ничего о тебе не знаем, так ты бесконечно. Евгения Сергеевна Сапронова, гвардии сержант, авиамеханик, уходила на фронт из родного города Елец. Тот день ей запомнился на всю жизнь.

Чтец 7: «Я просила маму: только не надо плакать. Это было не ночью, но было темно и стоял сплошной вой. Они не плакали, наши матери, провожавшие своих дочерей, они выли. Но моя мама не плакала, она стояла, как каменная. Но разве ей не было жалко меня? Она держалась, она боялась, чтоб я не заревела».

Ведущий: Материнское сердце всепрощающее, только оно способно любить своего ребенка несмотря ни на что. Его любовь не имеет границ. Научитесь относиться к этой любви бережно, ведь это главное, что есть у человека. Я предлагаю вам послушать старинную украинскую легенду.

Чтец 8: Был у матери сын. Женился он на девушке небывалой красоты и привел ее жить в родной дом.

Невзлюбила невестка свекровь и говорит мужу: «Пусть твоя мать не заходит в комнаты, пусть живет в сенях!» Стала жить мать в сенях. Она боялась показаться на глаза невестке. Но и этого молодой жене показалось мало. Говорит она мужу: «Чтобы и духу твоей матери не было в доме! Пусть живет она в сарае!»

Стала жить мать в сарае.

Однажды невестка-красавица отдыхала под яблоней и увидела, что мать вышла из сарая. Разгневалась жена и прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я с тобой жила, убей свою мать, достань из груди сердце и принеси мне».

Не подумал сын, очаровала его красота жены. Пришел он к матери и говорит: «Пойдем, мама, покупаемся в речке».

«Пойдем, сынок, если надо», – сказала мать.

Идут они по каменистому берегу. Зацепилась мать за камень, покачнулась. Разозлился сын: «Что ты, мать, спотыкаешься? Почему под ноги не смотришь? Иди быстрее, а то и до вечера мы так не дойдем!»

Пришли, разделись, искупались…

Сын убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет маленькое сердце матери. Зацепился сын за камень, упал, разбил колено. Упало на острый камень и горячее сердце матери, окровавилось, забилось и прошептало: «Сыночек мой родной, ты не ушибся? Тебе не больно?»

Заплакал сын, схватил горячее сердце, вернулся к реке, вложил сердце в разрезанную грудь, полил горючими слезами. Понял он, что никто не любил его так сильно, преданно и искренне, как родная мать.

И такой сильной была любовь матери к сыну, очень глубоким было желание сердца матери видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, зажила рана, а мать встала и, прижав голову сына к груди, сказала: «Ничего, сынок, ничего…»

Не мог после этого сын вернуться к своей жене-красавице, ненавистной она ему стала.

Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем полями, лугами, вышли на широкий простор и стали высокими курганами.

Ведущий: Ребята, помните: очень важно понимать своих матерей, помогать, сочувствовать, стараться дарить им радость. Надо только один раз попробовать и обязательно получится. Ведь если будет счастливо улыбаться мама, то и ваша жизнь станет радостнее и счастливее.

Вокальная группа учеников поет песню о маме (желательно под собственный аккомпанемент). Это может быть, например, песня на слова Лашкова И., под музыку Аверкина А.

В мыслях я навещаю домик наш за рекой,

Как живешь ты, родная, сыну сердце pаскpой,

* * *

Я живу на гpанице, где поляpная мгла,

Ветеp в окна стучится, путь метель замела.

К нежной ласковой самой письмецо свое шлю,

Мама, милая мама, как тебя я люблю.

* * *

Hад моим изголовьем наклоняешься ты,

И смотpю я с любовью на pодные чеpты.

К нежной ласковой самой письмецо свое шлю,

Мама, милая мама, как тебя я люблю.

* * *

Улыбнись веселее, напиши мне ответ,

Ведь улыбкой твоею я на службе согpет.

К нежной ласковой самой письмецо свое шлю,

Мама, милая мама, как тебя я люблю.

К нежной ласковой самой письмецо свое шлю,

Мама, милая мама, как тебя я люблю.

Ведущий: Ребята, давайте поговорим о ваших мамах. Расскажите нам о них. (Все ученики рассказывают о своих мамах, читают стихотворения, посвященные мамам, показывают свои рисунки или фотографии.)

Ведущий: Слово предоставляется нашим гостям – мамам. (Одна из приглашенных мам выступает с речью.)

Песня о женщине

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

* * *

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

* * *

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

* * *

Все на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей.

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

* * *

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках…

Спасибо, мама!

Тебе, моей весенней самой,

С кем ноша дней нетяжела,

Я говорю: «Спасибо, мама!»

За все. За все твои дела.

* * *

За то, что, недоспав сама,

Мой сон оберегая, пела

О том, как зимушка-зима

Кружилась в хороводе белом.

* * *

За то, что я окреп едва,

Меня ты в школу провожала…

В то утро весело дрожала

На кленах рыжая листва.

* * *

За то, что, уставая в поле,

Скрывая от меня мозоли,

Ты и стирала, и пекла,

Чтоб светлой жизнь моя была…

* * *

За все: за солнце над лесами,

За песню первую мою, -

Тебе, моей весенней самой,

«Спасибо, мама!» – говорю.

Ведущий: «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, – вот что насыщает нас любовью к жизни!» (М. Горький)

Не обижайте матерей…

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь…

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

Скорей пишите письма им

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь. (В. Гин)

Информация для творческой лаборатории

В Алжире – стране мусульманской, где, по идее, все должно бы быть подчинено законам шариата, – мать имеет решающее слово в воспитательном процессе. И наказание за неуважение к матери следует самое строгое. Здесь мало кто наказывает за невыполненное домашнее задание, а вот за грубость в отношении старших могут выпороть тонким кожаным ремнем или заставить работать по дому в выходной или праздник.

Легенда о матери

(Из новогвинейского фольклора)

В древние времена – такие древние, что их не помнят даже самые старые люди, – когда большая и могучая река Флай возвращала старым людям молодость, на Новой Гвинее жила девушка по имени Дандаи. Она была самой красивой и веселой из всех девушек острова. Не было ни одного человека, который не восхищался бы Дандаи, особенно когда она танцевала в кругу подруг в юбке из сухих трав, с яркими цветами, вплетенными в черные волосы. Красивое ожерелье из зубов кабана и блестящие кольца на руках и ногах звенели в такт песне и глухому звучанию тамтама.

Детский праздник должен отражать естественные потребности ребёнка, находящегося на данной ступени психического развития. Какие потребности являются наиболее существенными для младших школьников? Потребность в игре, учёбе, общении, физической активности и творческом самовыражении. Все эти потребности должны найти удовлетворение в праздничных мероприятиях младших школьников.

В отличие от дошкольников, младшие школьники более активны. Поэтому для них ближе игровые формы досуга, в которых они не простые наблюдатели – например, зрители спектакля, поставленного взрослыми, – а активные участники. Это значит, что игры должны стать обязательным пунктом программы праздника, организованного для младших школьников.

Игры бывают самыми разнообразными – и по содержанию, и по форме, и по целям. Но в любом случае игры должны соответствовать интересам и уровню психического развития детей. Младшие школьники с удовольствием играют в массовые игры и в игры-шутки, а вот с соревновательными играми следует обращаться осторожно. Дело в том, что ученики начальной школы любят игры, в которых можно посостязаться, особенно, если предполагается разделение на команды, но довольно-таки близко к сердцу принимают заключительный этап таких игр, который связан с определением победителя и проигравших. Поэтому, если вы решили устроить соревновательную игру, продумайте, каким образом будет производиться награждение. Либо игра должна быть построена с таким расчетом, чтобы каждый ребёнок последовательно мог в ней проявить свои сильные стороны, либо, кроме основного приза, необходимо предусмотреть призы поощрительные.

Подобно дошкольникам, младшие школьники быстро утомляются, поэтому не стоит готовить для них слишком большую и нагруженную номерами праздничную программу. Оптимальное число игр и конкурсов для одного праздника – 6–8 (для учащихся 4 класса это число может быть увеличено до 10). По этой же причине не надо давать детям учить наизусть сложные роли и длинные стихи. Громоздкие монологи и длинные стихотворения трудны не только для воспроизведения, но и для восприятия.

Младшие школьники достаточно легко организуются, так как отличаются дисциплинированностью и исполнительностью. Поэтому они охотно участвуют в массовых, командных играх и праздничных номерах, требующих слаженной работы нескольких детей. Достаточно ведущему чётко и ясно сказать, что нужно делать, как дети с удовольствием примутся исполнять его инструкции. Но только в том случае, если задание покажется им интересным!

Ещё одна особенность младшего возраста – не-сформированность произвольного внимания. Младшие школьники, в отличие от своих более взрослых товарищей, не умеют надолго концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Все игры должны быть достаточно эмоциональными и яркими, а сам праздник должен содержать как можно больше зрелищных моментов, чтобы удерживать внимание детей на одном уровне. Задания, требующие произвольного внимания, следует чередовать с активными играми и забавами. Если вы вдруг заметите, что кто-то из ребят заскучал, "выпал" из игры, его следует немедленно вернуть – обратиться к нему лично или так или иначе пробудить его активность. С другой стороны, выпадение ребёнка из игры может послужить первым звоночком, что игру пора сменить.

Стоит поговорить особо о повышенной потребности младших школьников в юморе и смехе, которая объясняет огромную популярность у них всевозможных КВНов, игр-шуток и необидных игр-розыгрышей, небольших сценок с ярко выраженным шуточным характером, анекдотов и частушек. О юмористических нотках не стоит забывать даже при подготовке серьезных праздников типа Дня защитника Отечества или Дня учителя. Драматическая атмосфера праздника и избыток патетики вгоняет младших школьников в тоску.

Любят младшие школьники и праздники на открытом воздухе, особенно, если они проходят вместе с родителями. Вообще, в начальной школе родители продолжают играть важную роль в жизни своего ребёнка, поэтому их участие в праздниках не следует ограничивать только подготовительной работой – сбором средств, созданием праздничного сценария, приготовлением блюд к праздничному столу и т. п. Присутствие родителей на самом праздничном мероприятии не только не мешает, но, наоборот, пойдёт любому празднику на пользу. Совместные праздники сближают родителей и детей, рождают взаимную гордость: у детей за родителей и у родителей за детей. Сплачивается не только школьный, но и родительский коллектив.

Особое внимание следует уделить праздникам, в которых принимают участие классы из разных параллелей. На таких праздниках младшие школьники не только учатся совместно работать с более старшими ребятами (а, как известно, в школе ребёнок из старшего класса субъективно воспринимается чуть ли не представителем другого поколения). Когда первоклассник видит, насколько знающ, умён и более развит пятиклассник, это подстёгивает его к индивидуальному росту. Желание стать взрослее – мощный стимул к саморазвитию!