Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города. Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей

Образовательный педагогический проект

Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края

Исполнитель :

воспитатель МКДОУ № 26

Корелина Ирина Сергеевна

Верхняя Пышма

2012 г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Введение

Актуальность темы

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ):

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты.

Сроки реализации: 2 года.

I. Теоретическое обоснование проекта

Теоретическую основу программы составили некоторые положения из программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», в частности, положение «о необходимости широко использовать все виды фольклора как средство приобщения детей к нравственным- патриотическим ценностям; знакомить с культурой родного города, села и использовать интегративный подход в образовании и воспитании».

Был использован также практический опыт педагогов Н. Козачек, А. Минаевой «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края».

Педагог сам определяет способ организации, место в режиме дня, содержание того или иного занятия по данной программе.

Направления проектной деятельности

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, разработка комплексно-тематического планирования;
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды (мини-музеи, центры активности; уголки творчества и познания и т.п.);
  • Контрольно – рефлексивный блок: разработка анализа эффективности образовательного проекта, вычисление противоречий и проблем во время реализации проекта, разработка перспективы проекта.

Интегрирование

При работе с проектом был использован принцип интегративного подхода, т.к содержание образовательного проекта достаточно объёмный, следует основная часть программы интегрируется в другие образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, чтение, музыка.

Необходимые условия для реализации проекта

  • Интерес детей и родителей
  • Методические разработки
  • Педагогический опыт
  • Предметно – развивающая среда
  • Инновации
  • Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта

  1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  2. Совместные игры и творческие проекты;
  3. Познавательно – игровые занятия;
  4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
  5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
  6. Нетрадиционные формы с родителями.

Предполагаемый результат

1 . Знать/называть: историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическую ситуацию в городе.

2. Знать/называть: растения и животных края, камни добываемые на Урале.

3. Знать/называть: народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города.

4. Выражать/принимать: отношение к окружающей среде, участие проведении мероприятий по охране окружающей среды в УО.

5. Уметь: заботиться о близких, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других.

Достигнутые результаты (приложение 1)

Во время контрольного проведения рефлексивного этапа по результатам итогового мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:

  1. РОДНОЙ КРАЙ, ГОРОД (история края и города, символика города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе): 2011г -2012г увеличилось на 26 %;
  2. ФЛОРА И ФАУНА УРАЛА: (растения и животные края, камни добываемые на Урале): 2011г-2012г увеличилось

на 23 %;

  1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ : (народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города): 2011г-2012г увеличилось на 31 %;
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: (отношение к окружающей среде, участие детей и родителей в проведении мероприятий по охране окружающей среды): 2011г-2012г увеличилось на 34 %;
  3. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ : (забота о близких, умение управлять своими чувствами, умения анализировать свои поступки и поступки других): 2011г-2012г увеличилось на 15%.
  1. Практическая реализация проекта

Этапы проведения и реализации проекта

1.Информационно-накопительный

Изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

Посетить музей г. Верхняя Пышма;

Изучить краеведческую литературу;

Подобрать библиотечку произведений уральских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

Изготовить методические материалы и дидактические пособия по теме «Мы - из города Верхняя Пышма», «Верхняя Пышма - город трудовой», « Спортландия»; «Уральские сказки», «Природа нашего края» (альбомы); план-схему Восточного поселка, карту города;

Совместно с родителями подобрать весь необходимый материал для изготовления пособий;

Разработать план целевых прогулок и экскурсий конкретно для своей возрастной группы, ориентируясь на содержание программы.

2. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, исходя из на темы: “Город Верхняя Пышма – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Свердловская область»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Природа родного края», «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей».

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Я шагаю по Верхней Пышме», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Изготовление макета улицы Петрова.

Изготовление мини – музея «Русский дом на Урале»

3. Презентационно - завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов. Проведение итогового мониторинга.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Заключение

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:

  • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»

(дать знания об улицах Восточного посёлка, знать адрес своего места жительства (ребёнку), совершать целевые прогулки в сквер, проводить беседы).

  • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»

(дать знания о социальном портрете дошкольного учреждения и какие объекты находятся вблизи детского сада, совершать целевые прогулки по ближайшим улицам и вести наблюдение за трудоустройством горожан, за машинами города, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, как отдыхают с родителями на природе).

  • 3 блок «Родной свой край люби и знай!»

(ознакомление детей с историей города; показать, город в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями и предприятиями, на которых работают родители детей).

Список литературы

1. Большой России маленькая росинка - Филантроп, 2008г.

2. Городской округ Верхняя Пышма. Большой России маленькая росинка- Екатеринбург, Филантроп, 2008г.

3. М.Е. Головацкий и др. Верхняя Пышма 1854-2004- Екатеринбург, Уральский университет, 2004г

4. В.И. Гриневич. Верхнепышминцы в войне 1941-1945 г.г

5. В. Непомнящий, Е.Селина, А.Грамолин, М. Тимошадченко, Е. Назарова, Ю.Горбунов Р. Печурина. Медное платье Урала.- Сократ, Екатеринбург, 2004г.

6. И.Г.Пронин, Л.Н. Никитина Г.Д. Мамонов- г. Верхняя Пышма, 1996г.

7. И.Г. Пронин. Мой город. Прошлое и настоящее.- г. Верхняя Пышма, 2000г.

8. Серия. Наш город- наша гордость! Стихи о Верхней Пышме- Центральная городская библиотека им. В.В. Волоскова.


Эта тема актуальна по целому ряду причин. Целенаправленное ознакомление ребёнка с историей и культурой родного края формирует гражданскую позицию, позволяет сформировать патриотические чувства. Ведь чувство Родины, как малышей, так и взрослых связано с местом, где родился, т.е. с малой Родиной. Нужно углубить эти чувства, расширить представления о родном крае, истории и культуре, показать, что свято и дорого каждому человеку. Актуальность:




Создание условий в группе для восприятия сведений об историческом прошлом, настоящем и культурном облике родного края. Дать знания детям о родном крае: истории, символики и достопримечательностях. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Кашинский край. Познакомить с культурой и традициями родного края. Повысить компетентность у родителей по вопросам приобщения детей к истории и культуре родного края. Задачи:






В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 12% родителей знают историю и культуру родного края; 24% родителей интересует данная проблема; 42% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 22% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования.
















В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 20% родителей знают историю и культуру родного края; 40 % родителей интересует данная проблема; 36% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 4% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования. (конец года)



Светлана Меттик
Приобщение дошкольников к культуре родного края

«Любовь к родному краю , родной культуре , родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому, настоящему…»

Д. С. Лихачёв.

Что такое Родина, любим мы ли мы ее, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы, пришлось задуматься, что нельзя привить эту любовь, если сам не проникся чувствами, которыми живет народная душа , если ты не знаешь историю своего края и традиции земляков .

Мы живем в интересное время, когда многое заново открываем, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое к сожалению мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели? Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Приобщить подрастающие поколение к национальной культуре в настоящее время очень актуально, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.

Наша история очень многонациональна. Знание истории и культуры своих предков поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Национальная культура становиться для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры .

Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, культуры , традиций, духовных ценностей. Первым социальным институтом является семья, а потом уже детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка.

Большое место в приобщении ребенка к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздников, что достигается активным привлечением их к моментам подготовки и проведения праздника, каждый народный праздник должен быть превращен в театральное представление, в котором участвуют и дети и приглашенные взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе, и укрепляет в ней добрые чувства. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен , инсценировках.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.

Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся атмосфера, в которой живет ребенок.

Успех приобщения дошкольников к народной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относится народное творчество , декаротивно- прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества . Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность, под пословицей понимают меткое образное изречение, назидательного характера, имеющие форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности : познавательно – интеллектуальные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа.

Нравственную идею отражают и загадки. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности.

Велика и несравнима роль народных песен , в песнях отражается вековое ожидание, сокровенные мечты народа. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - о–но из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Особое значение в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки , поскольку они являются самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для другаи поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.

НОД по ознакомлению дошкольников с особенностями родного края и формированию основ патриотического воспитания «Мордовия - моя родная республика» Программное содержание: Воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою Родину, толерантное.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Доклад

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»

Подготовила: Батракова С. Ф

воспитатель МДОУ

«Детский сад комбинированного вида»

п. Томаровка

2011

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Это вполне закономерно, так как формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди которых одним из важнейших звеньев является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя:

    Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

    Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям.

Родной дом, двор, где не раз гулял, детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, родная природа- все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.

    Формирование в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа.

Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве (русские народные сказки, потешки, поговорки и.т. д), которые передаются от поколения, к поколению воспитывая основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А так же народно-прикладном искусстве, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры и архитектуры.

    Формирование представлений о России, как родной стране, о Москве, как столице России.

    Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России (флаг, герб, гимн)

    Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.

Для достижения этих целей у нас в группе оформлен уголок патриотического воспитания, в котором представлены альбомы: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», Мой поселок», а так же подборка открыток «Город Белгород», «Москва-столица нашей Родины». Книги «Наша Родина-Россия», «Я живу в России». Имеется подборка художественной литературы: русские народные сказки, потешки, былины, пословицы и поговорки, а так же символика России и Белгородской области, портрет президента Д. Медведева.

Предлагаемый материал меняется и дополняется в зависимости от изучения тематических блоков. Помещаются фотостенды: «Наша дружная семья», «Наши папы и дедушки-защитники Отечества», «Моя мама лучшая на свете» и.т.д.

Первой ступенькой в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Для этого мы проводим занятия, организуем экскурсии, походы, приглашаем в гости ветеранов, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят детей с прошлым нашего поселка, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем поселке (поэты, писатели), знакомят с их произведениями.

Свою работу мы начинаем с младшей группы, где знакомим детей с названием нашего поселка, рассматриваем фотографии, знакомимся с улицей, на которой находится детский сад. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице.

С детьми постарше организуем экскурсии знакомя их с достопримечательностями поселка, которые расположены на

близлежащих улицах: школа, почта, администрация поселка, памятник погибшим воинам, Дом культуры, магазины, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших детей расширяется - это наш район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольники знают название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и поселок (город, деревня), где он родился, вырос и живет.

Для этого мы организуем экскурсии по поселку и походы на природу: стадион, Глинскую гору, к водоемам (совместно с воспитателем физической культуры), знакомимся с природой родного края.

Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее. Наблюдения за трудом взрослых (работники почты, магазина, по благоустройству поселка и.т.д.) помогают ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требуя от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Так же во время экскурсий происходит знакомство с народными промыслами нашего края, народными умельцами, путешествие в прошлое нашего поселка. В этом нам помогают работники школьных музеев, организуя экскурсии с дошкольниками.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и.т.д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают о войне, о своих боевых товарищах, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая и 6 Августа (день освобождения п. Томаровки от немецко-фашистских захватчиков), возлагаем с детьми цветы, проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни и.т.д.

Большое значение в данной работе имеет взаимодействие с родителями, которое способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать им должное они всегда готовы помочь нам в этой работе: оказывают помощь в оформлении выставок на «День Матери», «День защитника Отечества», «8Марта», «День семьи, любви и верности», оформлении альбомов: «Наша семья», поделок, стенгазет. Большое значение для детей имеют совместные походы, экскурсии по поселку и его окрестностям, посещение концертов, спектаклей, праздников. Участие в народных праздниках, проводимых в ДОУ (рождественские колядки, масленица, день семьи, любви и верности), помощь в изготовлении атрибутов.

Ведь как сказал А. С. Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь великого педагога, мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей большой страны России, со столицей нашей Родины - Москвой, символикой и президентом России.

В ходе этой работы ребенок начинает чувствовать себя сильным, значимым для своей страны, понимать, что может помочь, защитить, сохранить, что он созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Надеемся, проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Никитенко Жанна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»
Дата публикации: 24.06.2018
Раздел: дошкольное образование

«Формирование нравственно – патриотических чувств

дошкольников через приобщение к истории и культуре родного

края»

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных,

противоречивых

общественной

политике,

государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие

известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и

событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются

связанные

национальным

противостоянием;

средства

массовой

информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с

уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения

наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на

современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны –

настоящего патриота своей Родины.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память

поколений» и «неразрывная связь времён», народное видение мира, взгляд на

место человека в этом мире. Не случайно во многих странах приобщению

дошкольников в национальной культуре, к традициям отводится важная роль

в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной

культуры.

Развивать

уважение

собственному

культуре,

способность

уважение

педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать

достойного гражданина своей Родины.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и

привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на

которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа,

родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и

интересом относиться к истории и культуре других народов.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших

воспитательной

патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей

страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь

к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не

доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее

появился

патриотизм»,

включает

ответственности

обществом,

глубокой

духовной

привязанности

толерантное

отношение

Формирование

личности

воспитание

начинаются

воспитания

положительных

эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и

интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог

М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в

работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое

воспитание

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к

поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие.

блестящие

народной

педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был

в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не

случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет

бессильным,

народным".

педагогическую

литературу

"народная

педагогика",

фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый

материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

ближайшее

окружение.

Постепенно

знакомится

детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и

символами.

педагога

отобрать

впечатлений,

получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского

сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная

работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо

знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,

особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем

славен одной край.

нравственно-патриотическом

воспитании

огромное

значение

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из

участников

Отечественной

фронтовых

трудовых

подвигов)

необходимо

привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

г р а ж д а н и н ом,

п ат р и о т ом

н е п р е м е н н о

интернационалистом.

воспитание

Отечеству,

гордости

сочетаться

формированием

доброжелательного

отношения

культуре

человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно,

гуманное

отношение

национальностей

создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов,

т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в

взрослого

населения

возникают

противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском

поддержать

направить

национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о

своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт,

характер труда и т.д.

условием

нравственно-патриотического

воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В

вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все,

что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить

к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при

работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время работа актуальна и особенно трудна, требует большого

терпения,

воспитания

патриотизма,

гражданственности

считаются

зачастую

вызывают лишь недоумение.

Привлечение

нравственно-патриотическому

воспитанию

воспитателя

внимания

чуткости

ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании

кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия

каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо

отметить,

настоящее

наблюдается

генеалогии,

исследованию

национальных,

сословных,

профессиональных

поколениях.

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

традициях

прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

благополучие