Почему мы такие разные или несколько слов о памяти. Почему мы такие разные

Казалось бы – все люди примерно одинаково построены физиологически. Все имеют голову и, соответственно, всё, что должно быть в голове. Однако один рисует потрясающие картины, а другой не может, без циркуля, изобразить на бумаге хоть что-то похожее на окружность. Один перемножает в уме огромные числа, а другой мучительно сидит над умножением «в столбик» двух двузначных чисел. У одного речь льётся рекой, а другой не в состоянии связать двух слов. Один «всё схватывает на лету», а другому приходится нудно «зубрить». Почему так происходит? И есть ли какие-то пути сделать всех людей, «примерно одинаковыми»? Давайте попробуем разобраться.

Одной из составляющих мозга человека является система памяти. Память служит одной из фундаментальных основ, на которых базируется процесс обучения человека и психическое развитие личности.

В соответствии с древними восточными учениями, по творческим способностям всех людей можно разделить на два типа. Русский физиолог И.П.Павлов, занимавшийся исследованиями функционирования мозга, назвал эти типы «мыслители» и «художники».
Тип «мыслители» наиболее приспособлен к запоминанию логической информации, тип «художники» — к информации зрительной.
Исследование современными учёными работы головного мозга дают возможность научного понимания и подтверждение явлений, на которые обратили внимание учителя Древнего Востока.

Учёные пришли к выводам, о том, что каждое полушарие головного мозга имеет свою специфику. Такие функции, как речь, письмо, чтение, счёт и решение логических задач обеспечивает левое полушарие. В соответствии с этим, левое полушарие отвечает за аналитическое, логическое и рациональное мышление. Учёные дали название левому полушарию «логическое». Если у человека преобладает словесно-логическая память и человека «ведёт» левое полушарие, то такой человек может быть отнесён к типу «мыслители».
Правое полушарие обеспечивает такие функции, как образное, синтетическое мышление, целостное восприятие действительности, без её дробления. Отсюда был сделан вывод, что правое полушарие отвечает за интуицию и пространственно-образное мышление. Соответственно, если у человека высоко развита слуховая, зрительная и образная память, то его «ведёт» правое полушарие. Этого человека можно отнести к типу «художники».

В повседневной жизни, как правило, деятельность каждого полушария дополняет деятельность другого полушария. Правое полушарие занимается всем неизвестным, парадоксальным, новым, нешаблонным и неопределённым. Левое полушарие – стремится не допустить хаоса и неразберихи, систематизирует опыт.
Однако, если у человека, например, доминирует левое полушарие, то ему легко будут даваться именно те направления деятельности, за которые отвечает левое полушарие. Такого человека можно научить, предположим, хорошо рисовать. Но делать это он будет механически, просто как заученную работу. Вряд ли стоит ждать от такого человека великих свершений в области живописи.

К сожалению, развитие цивилизации с древнейших времён, наложило свой отпечаток на развитие полушарий мозга. Преимущественное развитие получило левое (логическое) полушарие. В связи с этим, подавляющее большинство людей утратило способность управлять своим подсознанием, что привело к утере важных источников информации и возможности полностью и управляемо использовать весь потенциал головного мозга. Достаточно сказать, что всего лишь 10% нашего мозга работает на уровне сознательной деятельности, а остальные 90% — это деятельность неуправляемого подсознания.
Опираясь на вышесказанное, можно прийти к выводу, что, не имея возможности воздействия на механизмы подсознания, без доступа к управлению подсознанием, нереально справиться с задачей значительного улучшения творческой деятельности и значительного улучшения механизмов памяти человека.

Исследования современных учёных несколько приоткрыли тайны возможности управления подсознанием и использование его человеком. На основе этих исследований был разработан ряд методик, позволяющих, после специальных тренировок, управлять своим подсознанием в небольших пределах. Но, даже эта возможность управлять в небольших пределах, уже даёт поразительные результаты.

Наш мир состоит из мужчин и женщин. Мы похожи, но, вместе с тем, мы разные. Почему нам иногда так сложно понять друг друга? Давайте поговорим об этом.

Уникальным строением обладает человеческий мозг. Во многом именно мозг определяет различия между мужчиной и женщиной, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. Давайте вспомним о строении нашего мозга. Левое полушарие мозга отвечает за нашу логику. Правое - за эмоции.

Кое-что о женской логике

Мозг мужчины отличается от мозга женщины, и мы знаем много шуток, которые так любят молодые люди. Часто они намекают на то, что у девушек совсем плохо с логикой.

«Нет ничего парадоксальнее женского ума, чтобы выучиться их диалектике нужно опрокинуть в уме своём все правила логики», - писал великий русский поэт Лермонтов. Парни считают, что девушку понять сложно. Девушки имеют подобные претензии к парням. Почему так происходит?

У кого больше мозгов?

Так у кого же больше мозгов? У парней или у девушек? Узнав ответ на этот вопрос, парни могут уверенно повысить свою самооценку. Масса мозга у мужчин больше, чем у мозга женщин. Это факт. Но тут же поспешу восстановить справедливость. Больше она за счёт того, что в мозгу мужчины больше… воды! А вот серого вещества в мозгу у женщин больше в среднем на 15 – 20 %. Жидкость в мозгу мужчины предохраняет его от травм и сотрясения. Ведь жизнь мужчины, согласитесь, более опасна.

Вместе с тем, серое вещество женщины в большей степени сосредоточено в правом полушарии, а у мужчины - в левом. Вот вам и научное обоснование того, что девушки более эмоциональны и обладают богатой интуицией. А парни, напротив, рассудительны и прагматичны.

Так что девушке, которая обижается, что её молодой человек «бездушный и бесчувственный», и парню, который негодует из-за того, что девушка устраивает «слёзы на пустом месте», следует помнить, что мы так устроены Богом. Мы разные, чтобы могли дополнять друг друга.

Сильный и слабый пол

Женщины - это действительно слабый пол. Они чаще подвержены депрессии. Они меньше способны сопротивляться вредным привычкам (мужчины, к примеру, чаще употребляют алкоголь, но стоит начать пить женщине, сопьётся она гораздо быстрее). Даже боль девушки чувствуют острее. На 1 квадратном сантиметре кожи у них больше болевых рецепторов. Если ударить девушку, ей будет больнее, чем мужчине.

Не зря Бог возлагает на мужчину ответственность за женщину.

«Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» , - написано в Библии (Ефесянам 5:28).

О ящиках, ключиках и сообщающихся сосудах

Милые девушки! Приходилось ли вам обижаться на своих парней из-за того, что они «несерьёзно относятся к вашим отношениям»? В самом деле, если между парнем и девушкой произошёл разлад, то для девушки - это самая важная проблема в её жизни. Она будет думать о произошедшей ссоре весь день (а то и ночь!), перебирать в голове все её детали. Сидя на лекциях, дома и при встрече с подругой она не оставит эти мысли.

Парни - совсем другое дело. Вот, всего полчаса назад он выяснял отношения с подругой, а сейчас уже весело хохочет с друзьями в колледже или увлечён работой настолько, что не вспоминает о проблеме.

«Бессердечность!» - скажут девушки. Нет, это строение головного мозга.

Мозг мужчины похож на камеру хранения, состоящую из многочисленных ящичков. В каждом ящичке лежит одна проблема. Когда мужчина думает о какой-то конкретной проблеме, он, можно сказать, берёт ключик и открывает один ящичек. И существуют правила: ящички не путать, не открывать два ящичка сразу и не смешивать их содержимое между собой.

Мозг мужчины ориентирован на принятие решений. Но каждую проблему он рассматривает отдельно.

Мозг женщины - это, скорее, сообщающиеся сосуды. В них всё связано со всем. Она думает сразу двумя полушариями, поэтому каждая проблема вызывает у неё всплеск эмоций. «Буря в стакане воды», которую поднимает девушка, будет бушевать во всех её «сосудах». И, вполне возможно, она припомнит парню все его прегрешения «от создания мира».

Если пара поссорилась и оба разошлись по своим делам, то парень в своём мозгу может спокойно запереть проблему «на ключ», а девушка будет бесконечно переживать, пока конфликт не разрешится.

Поговорить или побыть одному?

Что делает девушка, когда она взволнована? Звонит подруге, чтобы рассказать ей все волнующие её детали в мельчайших подробностях. Обсудить проблему с парнем, порой, не получается. Выслушав девушку, он даёт единственно верный, по его логике, совет: «Да не думай об этом!..» А «не думать», как мы выяснили, девушка не умеет! Ей нужно всё высказать, всё проговорить. Именно поэтому женщины могут долго разговаривать по телефону, смотреть фильмы, где много монологов, которые обычно утомляют мужскую половину населения.

Мужчина справляется со стрессом по-другому. В мужских ячейках «камеры хранения» есть нулевая ячейка - ящик, в котором ничего не лежит. И это любимый ящик многих мужчин. Их мозгу необходима эта разрядка. Он должен периодически думать «ни о чём». И приставать в это время к нему с вопросами: «Расскажи, о чём ты думаешь…» или обижаться на его молчание - не самое мудрое решение. Ему просто нужно побыть одному.

Что ж, обогащённые знаниями, давайте будем более снисходительны к своему другу или подруге. Лучше поблагодарим Бога за то, что мы такие разные, научимся ценить в другом то, чего не имеем сами, и будем помнить, что настоящая любовь - не та, которая требует, чтобы её понимали, а та, которая сама старается понять другого человека.

Наталья Воронина

АВСТРАЛОИДНАЯ РАСА - широкие лица с мощным надбровьем, тёмная кожа, волнистые тёмные волосы, широкий нос и толстые губы

Если сравнить людей, живущих в отдалённых друг от друга районах планеты, окажется, что они внешне заметно отличаются: строением тела и лица, цветом кожи, волос и глаз, формой носа. Например, жители Канады с побережья Великих озер совсем не похожи на африканцев из экваториальных лесов. Исторически сложившиеся группы людей, которые внешне похожи (цветом глаз, волос, формой черепа и тела и т.д.), называют расами. Они начали формироваться 30– 40 тыс. лет назад, когда человек уже жил во многих местах на планете. Люди оказывались в разных природных условиях, приспосабливались к ним, и возникли первые расовые признаки. Европеоидная раса образовалась в Европе, монголоидная - в Азии, негроидная - в Африке, американоидная - в Америке, австралоидная - в Океании.

Если представить себе, что в мире живет всего 100 человек, то, сохраняя нынешние пропорции, окажется, что 30 из них белые, а 70 - представители других рас.

Как люди приспосабливались

НЕГРОИДНАЯ РАСА - кудрявые тёмные волосы, тёмнокоричневая кожа, карие глаза, широкий нос, толстые губы.

Можно предположить, что от палящего солнца негроидов предохраняет тёмная кожа и кудрявые жёсткие волосы - эти люди без специальной защиты могут подолгу находиться на солнце. Светлокожие и светловолосые жители европейских стран прямые солнечные лучи переносят плохо, они за долгие годы жизни в прохладном и влажном климате лучше приспособились к нему. В азиатских степях и пустынях, где часты сильные ветры и пыльные бури, у жителей этих районов верхнее и нижнее веки хорошо прикрывают глаза, и они кажутся «узкими».

Долой границы!

Отдельные расы в основном занимают определённые континенты. По-видимому, обширные моря и бескрайние океаны долгое время были для народов непреодолимой преградой, и представители отдельных рас не смешивались между собой. Лишь в эпоху Великих гео графических открытий, когда европейцы узнали о существовании других материков, появились первые переселенцы, а потом и первые смешанные браки между людьми, принадлежащими к разным расам, и первые дети, принадлежащие к двум расам одновременно. В наши дни на самолёте с одного материка на другой можно попасть за несколько часов, мигранты из Азии и Африки охотно переселяются в Европу и Америку, возникает множество смешанных браков.

Наши различия в способах восприятия, реакциях и стилях поведения мы привыкли объяснять действием гормонов или воспитанием. Но наука утверждает, что в основе нашей непохожести лежат особенности мозга мужчин и женщин. И вот доказательства.

«Нам осталось пройти два перекрестка, потом мы свернем направо и увидим здание ратуши», – говорит Андрей, внимательно изучая туристическую карту города. «Да, я помню, там была кондитерская на углу», – легко отвечаю я ему... Большинству из нас, конечно, знакомы подобные ситуации. Мужчины и женщины, мы зачастую по-разному воспринимаем окружающий мир, неодинаково мыслим, одни и те же ситуации вызывают у нас противоположные эмоции. Еще совсем недавно эти различия нам объясняли исключительно действием половых гормонов и стилем воспитания мальчиков и девочек, который «вынуждает» мужчин и женщин вести себя определенным образом. Сегодня все больше ученых уверены в том, что гендерные особенности нашего восприятия, мышления и даже поведения связаны прежде всего с устройством и работой нашего мозга. Попробуем в этом разобраться.

Врожденное несходство

В январе 2005 года в своем публичном выступлении Лоренс Саммерз (Lawrence Summers), ректор Гарвардского университета (США), заявил о том, что мужчины более успешны в науке, чем женщины, и это может быть связано с анатомическими особенностями их мозга. «Эта реплика возобновила научную дискуссию, начавшуюся более века назад, когда ученые, обнаружив, что размеры головного мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин, пытались использовать этот факт для обоснования их интеллектуального превосходства», – рассказывает Ларри Кэхилл (Larry Cahill), нейробиолог Калифорнийского университета (США).

Сегодня нет подтверждения тому, что наши интеллектуальные способности зависят исключительно от строения мозга, но ясно другое: мозг мужчин и женщин развивается и функционирует по-разному. «Он отличается не только строением различных отделов, но и структурой нейронных цепей и химических соединений, переносящих сообщения от нейрона к нейрону», – рассказывает доктор биологических наук, антрополог Марина Бутовская. Причем эти различия формируются задолго до нашего рождения: они заложены генетически. Между 18 и 26 неделями внутриутробного развития яички еще не родившегося мальчика начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который, взаимодействуя с мозговой тканью, преобразовывает ее*. Ультразвуковое обследование женщины при сроке беременности 26 недель позволяет отличить мозг мальчика от мозга девочки.

ОТ РОЖДЕНИЯ НАМ ДАЕТСЯ ЛИШЬ ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ НАШИХ МЕНТАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕ ФОРМИРУЮТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВНЕШНЕГО МИРА

Сравнение достоинств

Исследования ученых, проведенные за последние десять лет, позволяют нам говорить о том, что существуют два типа мозга: мужской и женский. «Важнейшее отличие заключается в том, что у нас по-разному развиты лимбическая система и кора больших полушарий, – объясняет доктор биологических наук Сергей Савельев**. – Кора (она отвечает за осознанное восприятие, анализ, сравнение, выбор) мужчины содержит порядка 11 миллиардов нервных клеток, у женщины – около девяти. Но в женском мозге доминирует лимбическая система (более древняя зона мозга, которая управляет физиологическими, гормональными процессами, эмоциональным и инстинктивным поведением)».

Большинству из нас, конечно, знакомы подобные ситуации. Мужчины и женщины, мы зачастую по-разному воспринимаем окружающий мир, неодинаково мыслим, одни и те же ситуации вызывают

У нас противоположные эмоции. Еще совсем недавно эти различия нам объясняли исключительно действием половых гормонов и стилем воспитания мальчиков и девочек, который «вынуждает» мужчин и женщин вести себя определенным образом. Сегодня все больше ученых уверены в том, что гендерные особенности нашего восприятия, мышления и даже поведения связаны прежде всего с устройством и работой нашего мозга. Попробуем в этом разобраться.

Врожденное несходство

В январе 2005 года в своем публичном выступлении Лоренс Саммерз (Lawrence Summers), ректор Гарвардского университета (США), заявил о том, что мужчины более успешны в науке, чем женщины, и это может быть связано с анатомическими особенностями их мозга. «Эта реплика возобновила научную дискуссию, начавшуюся более века назад, когда ученые, обнаружив, что размеры головного мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин, пытались использовать этот факт для обоснования их интеллектуального превосходства», – рассказывает Ларри Кэхилл (Larry Cahill), нейробиолог Калифорнийского университета (США).

Сегодня нет подтверждения тому, что наши интеллектуальные способности зависят исключительно от строения мозга, но ясно другое: мозг мужчин и женщин развивается и функционирует по-разному. «Он отличается не только строением различных отделов, но и структурой нейронных цепей и химических соединений, переносящих сообщения от нейрона к нейрону», – рассказывает доктор биологических наук, антрополог Марина Бутовская. Причем эти различия формируются задолго до нашего рождения: они заложены генетически. Между 18 и 26 неделями внутриутробного развития яички еще не родившегося мальчика начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который, взаимодействуя с мозговой тканью, преобразовывает ее (см. в рамке на с. 75)*. Ультразвуковое обследование женщины при сроке беременности 26 недель позволяет отличить мозг мальчика от мозга девочки .

«ОТ РОЖДЕНИЯ НАМ ДАЕТСЯ ЛИШЬ ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ НАШИХ МЕНТАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕ ФОРМИРУЮТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВНЕШНЕГО МИРА». Сравнение достоинств

Исследования ученых, проведенные за последние десять лет, позволяют нам говорить о том, что существуют два типа мозга: мужской и женский. «Важнейшее отличие заключается в том, что у нас по-разному развиты лимбическая система и кора больших полушарий, – объясняет доктор биологических наук Сергей Савельев**. – Кора (она отвечает за осознанное восприятие, анализ, сравнение, выбор) мужчины содержит порядка 11 миллиардов нервных клеток, у женщины – около девяти. Но в женском мозге доминирует лимбическая система (более древняя зона мозга, которая управляет физиологическими, гормональными процессами, эмоциональным и инстинктивным поведением)».

Мы говорим на разных языках

Мужчины и женщины не только по-разному воспринимают мир, но и говорят о разном и разными словами.

Известно, что мужчин и женщин интересуют разные темы. Мужчины чаще говорят о политике, автомобилях, спорте; женщины – о детях, моде, отношениях. При этом все, о чем говорит сильный пол, воспринимается всерьез, а женские разговоры обычно расцениваются как тривиальные*. Так проявляются социальные представления, согласно которым то, что делают и говорят мужчины, значимо и важно, а то, что делают женщины, менее существенно. Женщины чаще употребляют в своей речи прилагательные, используют уменьшительно-ласкательные суффиксы («ребеночек», «миленький»); в речи мужчин больше глаголов и существительных. Обычно сильной половине человечества позволено гораздо больше, чем представительницам слабого пола: женщины в целом используют литературные формы, тогда как мужчины чаще употребляют просторечные выражения, жаргон и брань.

«Гендер и язык». Языки славянской культуры, 2005.
Другие важнейшие гендерные особенности функционирования мозга связаны с размером его участков. В 2001 году нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы под руководством Джил Голдштейн (Jill Goldstein) произвели сравнительный замер 45 зон мозга и установили, например, что у женщин в среднем лучше развиты участки лобной доли коры, где расположены центры, отвечающие за планирование действий***. А у мужчин – области теменной коры, участвующие в восприятии пространства. Кроме того, у мужчин больше размер амигдалы – небольшой области мозга, контролирующей эмоции, социальное и сексуальное поведение. «Интересно, что в одних и тех же ситуациях, – рассказывает Ларри Кэхилл, – у мужчин активизируется правое ядро амигдалы, а у женщин – левое. Именно поэтому мужчины, рассказывая о каком-то событии, описывают его в целом, а женщины концентрируются на деталях».

При этом среди нас есть женщины, которые обладают «мужским» мозгом, и наоборот. «Примерно у 10% женщин мозг в различной степени маскулинизирован, – рассказывает Марина Бутовская. – Это связано с тем, что их нервная система еще до рождения, в утробе матери, в возрасте шести-восьми недель подверглась воздействию избыточной дозы тестостерона. Мозг в определенной мере феминизирован у 15–20% мужчин. Причина этого, напротив, в недостатке тестостерона... Чаще всего это происходит в том случае, если мать в период беременности пережила сильный стресс ».

Унаследовать и развивать

Но почему природа и эволюция позаботились о том, чтобы сделать нас столь непохожими друг на друга? Сергей Савельев считает, что наши различия связаны прежде всего с репродуктивной задачей – продолжить род человеческий, – а значит, влияние воспитания, образования и среды, в которой мы живем, ограничено. «От рождения нам дается только одна десятая часть наших нейронных сетей, остальные формируются под воздействием стимулов, приходящих из внешнего мира», – не соглашается нейробиолог Катрин Видаль (Catherine Vidal), главный научный сотрудник Института Пастера в Париже. А значит, часть мозговых различий является приобретенной.

«Женщиной не рождаются, ею становятся», – писала Симона де Бовуар в книге «Второй пол» (Прогресс, Алетейя, 1997). Похоже, что мужчиной тоже не рождаются. Словом, каждому полу надо в любом случае знать свои сильные стороны… чтобы суметь посмеяться над своими слабостями!

Зачем нужен тестостерон?

Его количество (у мужчин тестостерона больше) определяет «пол» мозга, но не только. Тестостерону мужчины обязаны многими качествами, необходимыми на охоте и на войне.

От него зависят: мышечная сила, быстрота реакции и нетерпеливость (92% водителей, гудящих на светофоре, – мужчины!), агрессивность, соревновательность, инстинкт доминирования (доминирующий самец обеспечивает качество породы), меткость, выносливость и стойкость, заживление ран, рост бороды и облысение, зоркость (это позволяет охотнику издалека заметить зверей), ориентация в пространстве (чтобы вернуться с добычей домой), тяга к приключениям, к новому опыту, готовность рисковать, сексуальное влечение к молодой самке (готовой к воспроизводству) и желание ее защищать. В свою очередь, женские гормоны эстрогены развивают в женщине влечение к доминирующему самцу, сильному и опытному, признанному в обществе (следовательно, не слишком молодому, но способному ее защитить).