Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия. Участие в конкурсе «Молодые профессионалы. Вальдорфская школа – подражаем взрослому
На сегодняшний день существует огромный выбор методик обучения и воспитания детей, которые значительно отличаются друг от друга. Некоторые авторы считают, что учить чтению необходимо с рождения, другие советуют не торопиться до семи лет. Кто-то делает основной упор на физическом развитии, а кто-то – на интеллектуальном или творческом.
Некоторые же скептики вообще уверены, что раннее развитие – это обычная мода, вынуждающая родителей тратить больше денег на образование малыша. Давайте разберемся, какие воспитательные методики в наше время считаются самыми эффективными.
Сразу предупредим, что мы не агитируем за какую-либо одну методику и не говорим, какая из них лучше. Дело в том, что каждый малыш индивидуален, развивается в собственном темпе, шаг за шагом осваивая новые умения. Поэтому и выбирать педагогические методы нужно, ориентируясь только на особенности своего ребенка.
Педагогика Марии Монтессори
Пожалуй, самая распространенная образовательная методика – школа Марии Монтессори. В ее основе лежат три несложных принципа: саморазвитие, самовоспитание и самообучение.
Задача родителей и воспитателей – помочь детям реализовать индивидуальность, научить их взаимодействоват ь с предметами. Отсюда и основной девиз метода: «Помоги мне это сделать самому».
В образовательных учреждениях, занимающихся по этой системе, отсутствует разделение по возрастам – в одной группе занимаются младшие и старшие дошкольники.
Монтессори-класс поделен на пять основных зон (практическая, сенсорная, языковая, математическая и космическая), состоящих из особого дидактического материала.
Среди плюсов методики – отсутствие принуждения к учебе. Однако некоторые критики считают, что она подрывает воспитательский авторитет, превращая педагога в стороннего наблюдателя.
Музыкальная академия профессора Сузуки
Японский скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал своей целью воспитать из ребенка не музыканта, а порядочного и благородного человека.
Если дети полюбят хорошую музыку, то станут тянуться к красоте во всех сферах жизни.
«Рождение таланта» – именно так называется метод профессора Сузуки. Его суть заключается в трех основных положениях.
- У всех людей есть музыкальные способности. Просто кому-то в детстве смогли привить любовь к музыке и инструментам, а у кого-то эти задатки не смогли разглядеть.
- Главная составляющая методики – искренняя любовь к малышам и желание им помочь. Педагог, который относится равнодушно к детям, никогда не добьется успеха в реализации этого метода.
- Без активного участия членов семьи система работать не сможет. Поэтому автор рекомендовал родителям регулярно посещать музыкальные уроки, дополнительно заниматься с ребенком дома, а еще лучше – научиться играть на инструменте, чтобы уяснить все тонкости методики.
Система воспитания Глена Домана
Американский ученый, по сути, является родоначальником идеи развития детей с пеленок. Глен Доман уверял, что потенциал маленьких деток поистине безграничен, поэтому их можно научить чему угодно. Кстати, некоторые лауреаты Нобелевской премии в детстве учились именно по этой методике.
Чтобы научить ребенка чтению, математике, необходимо соблюдать единый принцип. Малышу в течение суток демонстрируют карточки, на которых изображены целые слова, точки, животные, растения, исторические деятели и т.д. Взрослый при этом должен четко произносить название того, что присутствует на картинках.
Противники указывают на ряд существенных недостатков метода:
- пассивность усвоения навыков;
- о громное количество дидактического материала и загруженность мамы;
- отрицание обычных игр и игрушек.
Поверь в свое дитя
Бельгийская актриса Сесиль Лупан, увлекшаяся идеями раннего развития, успешно реализовала их на своих дочках. Основой ее индивидуализиров анного подхода стал метод Глена Домана, однако автор полностью его переработала и добавила свои личные нюансы.
Сесиль разработала строго индивидуальную методику воспитания, взяв в расчет детские наклонности и интерес к тем или иным занятиям.
В ее программу входят курсы по изучению музыки, истории, географии и прочих областей знаний для детей раннего и дошкольного возраста.
Например, стимулировать зрение можно через зеркала, цветные и черно-белые картинки, гримасы.
Обучение чтению следует начинать лишь после того, как малыш начнет разговаривать. Необходимо написать название предмета и повесить в строго определенных местах – например, слово «полка» прикрепить к полке.
В общем, труд Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» стоит прочитать хотя бы в качестве бесценного опыта любящей матери.
Волшебные кубики Зайцева
Огромную известность российскому ученому Николаю Зайцеву принесли кубики, которые используют тысячи и тысячи воспитателей и родителей.
Однако в данной методике есть еще музыкальные и шумовые игрушки, разные карточки, головоломки, строительные наборы и многое другое.
Суть метода в следующем – обучение затрагивает все виды детского восприятия: слуховую и зрительную память, мышление, тактильные ощущения. Главный же принцип методики Зайцева – учить ребенка чтению и счету необходимо весело, в игре, а не за партой.
Дидактические материал состоит из кубиков разных размеров и цветов, на чьи грани нанесены склады – согласная и гласная буквы; согласная и мягкий или твердый знаки; одна буква. Кубики со складами наполняются:
- металлическими предметами (звонкие буквы);
- деревянные предметы (глухие звуки);
- колокольчиками (гласные звуки).
Последователи Николая Зайцева считают его методику самой прогрессивной и практичной в использовании. Так ли это – решать только вам.
Воспитание по-никитински
В основе методики супругов Никитиных лежит творческое начало, естественность и близость к природным истокам.
Родителям следует не принуждать детей, а всего лишь помогать разобраться в трудных ситуациях.
Принципы воспитания по данному методу по-своему уникальны для отечественной педагогики.
- Нельзя ограничивать детскую свободу. Ребенок должен заниматься, сколько хочет, сочетая физические упражнения с другими видами деятельности. Что-то новое можно предлагать после того, как малыш сам проявит к этому интерес.
- Не следует подсказывать детям. Если кроха может выполнить какое-либо задание самостоятельно, значит, он и должен это делать сам. Работайте с ним, а не за него.
- Необходимо сочетать интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Вот почему эта методика отлично подойдет физически ослабленным малышам.
- Обеспечьте детям совместную работу – девочки могут помогать маме по хозяйству, а мальчики – папе. Такая деятельность является очень эффективным способом общения, на которое иногда взрослым не хватает времени.
Кроме вышеперечисленны х принципов и идей, Никитины разработали необычные развивающие игрушки для деток всех возрастов: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и т.д.
После трех уже поздно
У автора методики Масару Ибуки очень интересная судьба, которая, во многом, и определила его открытия в области педагогики. Президент компании «Сони» обратился к раннему воспитанию после того, как его сын тяжело заболел и стал серьезно отставать в развитии.
Разработав собственные методы обучения, Масару восстановил здоровье и уровень психического развития своего чада и передал опыт японским педагогам и родителям.
Главная задача методики – обеспечить ребенка развивающей средой и свободной информацией. При этом малыш слушает классическую музыку и играет на скрипке вовсе не с целью стать великим скрипачом. Самое важное – в раннем детстве развить у крохи безграничные способности и желание учиться.
Подводя итоги, стоит сказать, что в любой методике воспитания думающий родитель сможет найти интересные способы обучения и дополнить ими свои собственные наработки. Кроме того, не стоит забывать и о том, что каждый малыш – личность со своими предпочтениями, способностями и желаниями.
Другая информация по теме
-
Детская агрессия. Как быть? -
Как приучить ребенка к горшку? Советы детского психолога
Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:
- Здоровьесберегающие. Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.
- Проектная деятельность. Развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной деятельности.
- Исследовательская деятельность. Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.
- Информационно-коммуникативные технологии. Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми: использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов, фильмов.
В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.
5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.
- Гуманно-личностные: оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.
- Технология сотрудничества: партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр.
6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.
7. Игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.
(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.
8. Технология «Триз» . Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.
9. Технология «Портфолио педагога» . Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.
Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия) , я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.
Для всех видов гимнастик я создала картотеку.
Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:
- медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
- физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
- валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .
Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.
Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский) , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье) .
Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения:
- в качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля)
- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия
- в качестве дидактических игр; использую игры-путешествия, игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение. Например, такие игры: «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .
В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.
Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:
- Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей: «какое сейчас время года? – зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.
- Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
- Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай» , «Попробуй, догони» , «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?» , «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине) , как у него. Или предлагаю игру «Что не так?» , специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.
Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови» , «Что сначала, что потом» и др.
Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор» , «Внимание!» , «Внимание-угадай-ка!» , «Кубики для всех» , «Сложи квадрат» . Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.
Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша» , «Монгольскую игру» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» . Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти» , в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос» . Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:
- в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет - ресурсы
- в подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений
- в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использовании интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.
Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.
Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.
Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
С огромным интересом я постоянно изучаю новые технологии в сфере образования, современные приемы и нетрадиционные изобразительные техники, все новое интересно для меня. А основную цель своей работы я вижу в том, чтобы наполнить повседневную жизнь детского сада интересными делами, идеями, включить каждого ребенка в увлекательную для него деятельность.
Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту. Для развития интереса к двигательной активности я использую на физкультурных занятиях элементы танцевально – игровой гимнастики «Са-Фи –Дансе» Ж.Е. Фирилева, которая направлена на всестороннее развитие личности, укрепление здоровья детей. Также провожу кружок «Гномики» основанный на этой программе. Дети с удовольствием выполняют танцевально-ритмическую гимнастику, нетрадиционные виды упражнений и креативную гимнастику. Они стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике, эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. У детей стала наблюдаться гордая осанка, в движениях свобода и непринужденность.
Только в полном объеме в системе мероприятий, в тесном контакте с педагогами ДОУ и родителями можно добиться хорошего результата. И этот результат был получен. Наши дети заняли первое место в районных спортивных соревнованиях «Веселые старты», которые проходили в четыре этапа, и получили переходящий кубок.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому я старалась внедрить в практику технологию экспериментально-исследовательской деятельности . В группе создан уголок природы, в котором есть место и для экспериментирования. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, таких как: как можно быстро перебрать крупу, очистим воду, и т.д., проводя элементарные исследования, приходят к определенным выводам. Опыты дети воспринимают как фокусы, они необычны, а главное дошкольники проделывают все сами. Задача педагога - поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям, решению проблемных ситуаций. Ребята высаживали в специальные баночки лук, и каждый ребенок следил за своей луковицей. Весной дети принимают активное участие в выращивании цветочной рассады, работе на клумбе. Был проведен проект «Огород на окне», в котором была поставлена проблема: можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях. В группе на подоконнике был разбит огород. Дети научились
ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания. У детей сформировались знания о росте растении в комнатных условиях, умения наблюдать и анализировать, сравнивать, обобщать.
Опыт исследовательской деятельности был представлен при изучении темы ВОВ в проекте «Я помню, я горжусь», направленный на исследование единения поколений. Проблема была взята из реальной жизни, имела самое близкое отношение к каждой семье, решение ее требовало от ребенка познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых жизненных представлений.
Именно проектная деятельность помогла мне связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. С большой отдачей прошли проекты «Что такое доброта», «Моя родина – Россия», «Покорители космоса» и др. Участвуя в муниципальном конкурсе в номинации «Защита проектов по краеведению» воспитанник группы Никишин Дима занял 2место.
Для развития интеллектуальных способностей, я использовала разнообразные дидактические игры, так как игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. И здесь результат был достигнут. В муниципальном конкурсе «Дошкольник - интеллектуал» в номинации «Умники и умницы» воспитанник группы Ерыкалин Петя занял 3место.
Как любитель литературы, я стараюсь и своим детям привить любовь к живому слову. Познакомить их с произведениями прекрасных детских писателей и поэтов. Очень часто мы использовали театрализованную деятельность, как на занятиях, так и при проведении праздников, таких как театрализованное представление «Вот он хлебушко душистый», новогодний утренник по мотивам сказки А. Гофмана «Щелкунчик» др.
Большое внимание уделяю предметно – развивающей среде как основе индивидуального подхода к детям. Учитывая возрастные особенности, с помощью родителей обновила центры для разных видов детской активности.
Эффективности в работе с детьми можно достичь только совместными усилиями МДОУ и семьи. Поэтому важную роль я уделяла работе с родителями. По крупицам мне удалось завоевать их доверие, взаимопонимание и расположение. Проводились консультации, беседы, дискуссии: «Научите ребенка делать добро», «Наказывая, думай, зачем?!», анкетирование и тестирование, изготовление семейных альбомов «Я и моя семья», «Мы на отдыхе»; совместные праздники и развлечения. К подготовительной группе результатом такого подхода стало взаимопонимание между мной, детьми и их родителями.
Я стараюсь активно участвовать в жизни детского сада: показываю открытые занятия, утренники, консультации для воспитателей, также принимаю участие в методических объединениях на муниципальном уровне.
Совсем недавно ваш ребенок был маленьким, не умел стоять на ногах, говорить и держать ложку в руках, а теперь он уже проявляет свой характер и часто ставит родителей в неудобное и затруднительное положение. Знакомая ситуация? Тогда пришло время узнать, какие существуют подходы в воспитании детей, и как правильно применять эти знания на практике.
Правильно подобранные подходы к воспитанию современного ребенка в семье, к его обучению, и становлению помогают максимально полно раскрыть его способности и индивидуальные особенности.
Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности
Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.
Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.
Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.
Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.
Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.
Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.
Индивидуальный подход в физическом и эмоциональном воспитании детей
С самых первых минут своей жизни ребенок является уникальным, особенным созданием, не похожим ни на кого другого. Это касается не только внешнего облика, но и стиля и особенностей поведения, физического и эмоционального развития. Индивидуальные, то есть присущие только ему, особенности поведения и развития, в большей степени зависят от условий воспитания и жизни ребенка. Так, например, малыш не рождается жадным или жестоким, неумелым или очень самостоятельным. Эти особенности и умения появляются постепенно, под постоянным влиянием родительского воспитания, условий жизни и ребенка.
Индивидуальный подход в воспитании и обучении современных детей подразумевает продуктивное учение «с оглядкой» на его личностные качества, поведение, способность быстро воспринимать окружающую обстановку и т.д.
При осуществлении индивидуального подхода в физическом воспитании детей также учитывается тот факт, что некоторые стороны поведения ребенка формируются с учетом врожденных особенностей его нервной системы, или так называемого типа высшей нервной деятельности. К примеру, одни дети рождаются и развиваются очень шустрыми и энергичными индивидуумами, другие – менее активны, а третьи активными, но чересчур медлительными.
Что предполагает индивидуальный подход к ребенку в воспитании
Важно понимать, что особенности нервной системы никоим образом не предопределяют приобретение личностью тех или иных умений, навыков и привычек, черт характера и пр. Это зависит от качества воспитания и вида средств педагогического воздействия. Так, к примеру, строгий тон взрослого (воспитателя в саду, учителя в школе или родителя) просто необходим при общении с одними детьми и в то же время категорически неуместен в обращении с другими.
Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает знание взрослым или педагогом особенностей ребенка, степени его восприимчивости к тем или иным методам обучения и стилям общения.
Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста с учетом особенностей его нервной системы, сложившихся привычек, уровня его умственного и физического развития и реакций на приемы педагогического воздействия крайне на необходим для полноценного, гармоничного и многогранного развития малыша, а также для жизнерадостного настроения и хорошего его самочувствия.
Индивидуальный дифференцированный подход для воспитания социально-неадаптированных детей
Особенно важен индивидуальный подход для воспитания социально-неадаптированных детей, так как для них общение с посторонними людьми является настоящим стрессом. При общении с ними нужно также учитывать существующие типы высшей нервной деятельности, которые определяются свойствами таких нервных процессов как возбуждение и торможение. Они происходят в коре головного мозга, их слабость или сила, а также уравновешивание друг друга или преобладание одного из них определяют поведение индивидуума и его обучаемость.
Использование индивидуально дифференцированного подхода в воспитании детей позволяет раскрывать их возможности и скрытые способности, а также обеспечить нормальный процесс становления самоопределения и самосознания. Родители и преподаватели, использующие индивидуальный подход к обучению, высоко ценят его самого, прививают ему моральные, интеллектуальные и социальные ценности. Такой подход акцентирует внимание на каждом ученике, а также на его возможностях и желаниях.
Что является новым деятельностным подходом в воспитании детей
Деятельностный подход в воспитании детей – эффективный метод обучения. В процессе обучения и воспитания ребенок полученную информацию и навыки учебно-познавательной деятельности. При этом знания ребенку не преподносятся в уже готовой форме, чтобы ему осталось только запомнить их. Учебный процесс организовывается таким образом, чтобы обучающимся детям нужно было самим активно развиваться и познавать все новое самостоятельно.
В основе деятельностного подхода в воспитании детей, который является относительно новым направлением педагогической науки лежат следующие дидактические принципы:
- деятельности – полученные знания ребенок осознает и активно использует в своей жизни;
- непрерывности – заключается в преемственности на всех уровнях обучения;
- целостности - позволяет формировать системные и обобщенные знания об окружающем мире;
- психологической комфортности – формирует благотворные условия для осуществления познавательной деятельности;
- вариативности – дающий свободу выбора и формирующий способность искать различные варианты решения задач;
- творчества – использование творческого потенциала в процессе обучения.
Самую главную роль в этом подходе играет деятельность самих детей их участие в процессе и самостоятельное решение всех проблем и задач обучения. Родители и преподаватели в этом случае представляют собой только поддерживающую, стимулирующую и корректирующую сторону.
На чем основан личностно ориентированный подход в воспитании ребенка
В последнее время все более востребованным является далеко не новый подход в воспитании детей, который называется личностно ориентированным, на основе которого основаны развивающие программы обучения в школах.
В том случае, когда родители хотят сохранить теплые и близкие отношения с ребенком, желают быть для него другом, с которым он будет делиться своими проблемами и мыслями, чтобы он прислушивался к их советам, вырос счастливым, то выбор стоит остановить именно на личностном подходе к воспитанию.
Личностно ориентированный подход в воспитании ребенка основан на принципах взаимодействия с ним, полного доверия и взаимопонимания. Отдавая предпочтение именно этому подходу нужно принять тот факт, что воспитываемый таким образом ребенок «удобным» для вас не будет, особенно на первых порах.
Родителям нужно уделять ему очень много внимания и времени, и постоянно бороться с искушением заставить ребенка что-либо делать, надавить на него и манипулировать им в той или иной ситуации. Ведь так гораздо проще, заставить его своим волевым решением, что-либо поменять в его собственной жизни против собственного желания и воли.
Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей
Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей вынуждает родителей и педагогов постоянно придумывать и искать пути решения без манипулирования ребенком. Им придется учиться доверять ему, принимать и уважать его решения. Такой подход позволяет родителям воспитываться и расти вместе со своими детьми, работать над собой, меняться и расти. В то же время им придется полностью отказаться от родительского авторитета и заменить его уважительным отношением к личности ребенка.
Результатом использования личностно ориентированного подхода станет воспитания достойного, счастливого и самодостаточного человека, умеющего уважать других людей и прислушиваться к их мнению.
Что является далеко не новым подходом в воспитании детей
Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.
Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.
Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.
К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста
Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика.
Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.
По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты
Однако в 20 веке больше внимания в педагогике начали уделять психологическим аспектам развития ребенка и его особенностям в зависимости от возраста. Именно когда возрастной подход в воспитании и обучении детей вышел на первый план начался постепенный, медленный, но постоянный процесс стирания границы между полами.
Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.
Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.
Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.
Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который .
Статья прочитана 9 397 раз(a).
Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.
Современные подходы в воспитании детей
Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.
В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.
При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.
Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.
При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.
Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.
Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.
Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.
Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.
Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.
Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании
Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.
При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.
Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.
Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.
В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:
Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.