Девятый месяц беременности, развитие плода и ощущения матери. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

Что будет уметь ваш малыш

Самостоятельно садиться из положения на животе.
Стоять держась за опору.
Неотчетливо, а затем отчетливо произносить «мама» или «папа».
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
Ходить держась за мебель.
Понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться).
Играть в мячик (возвращать вам мяч).
Пить из чашки без посторонней помощи.
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
Короткое время стоять без посторонней помощи.
Хорошо стоять без посторонней помощи.
Отвечать жестом на короткую просьбу.
Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости.

Искать упавший предмет.

Одного дневного сна вполне может хватать многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения. Некоторые, не укладываясь спать в первой половине дня, пытаются отказаться и от послеобеденного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на 2-м году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон. Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину переутомляется и становится капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна, как ни странно, приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью, - ведь по логике должно быть наоборот.
Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь уложить его после кормления в тихой затемненной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома.
Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чхобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру.
Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое пение перед сном.

Отнятие от груди

Материнское молоко, несмотря на всю свою непревзойденную ценность в первые месяцы жизни ребенка, в более поздний период уже не отвечает всем потребностям растущего организма, и его необходимо дополнить другими продуктами. Точно так же и коровье молоко не может слишком долгое время быть главной едой ребенка, потому что его становится недостаточно для питания организма. Ребенку нужно больше белков, крахмала, минеральных солей, витаминов, клетчатки для пищеварительного процесса, более плотной и твердой пищи для тренировки зубов, десен и челюстей.

Поэтому на девятом месяце ребенка можно окончательно отнять от груди, а количество коровьего молока и сухой смеси, которое получает ребенок, сводится к 3 порциям - утром, после обеда и вечером (в каше).
Всего ребенок должен получать не более 3/4 л молока.
Не следует отказываться от грудного кормления летом, когда на дворе слишком жарко. В такое время дети бывают склонны к поносам, а кормление грудью их от этого избавляет. Не отнимаем ребенка от груди и в тех случаях, когда у него появляются какие-либо признаки расстройства работы желудка или кишечника, как и вообще во время болезни. В этих случаях отнятие от груди нужно отложить на 1-2 месяца.

Питание

В предыдущем месяце мы иногда добавляли в детскую пищу желток. В этом месяце будем его давать через день вместе с супом или овощами. Желток содержит много железа, кальция и фосфора. Белок по-прежнему не даем, так как он усваивается значительно труднее, чем желток.
После обычной еды можно дать ребенку какую-нибудь булочку, сухарь или печенье. Он сам держит их в руке и жует. Так он упражняется в кусании и жевании более твердой пищи. Это ему необходимо для развития челюстей, десен и зубов. Это скорее упражнение, а не развлечение, и нельзя прибегать к нему в перерывах между едой, чтобы не перебить аппетит, и каждый раз, когда ребенок захнычет.

Внимательно следите, чтобы ребенок случайно не откусил слишком большой кусок, который с трудом мог бы проглотить. У ребенка может возникнуть неприятное ощущение, которое он перенесет на все виды твердой пищи и откажется от нее. Не оставляйте в детских руках слишком размоченную слюной булочку, лучше замените ее новой, сухой. Следите за тем, чтобы ребенок не играл с едой и не раскидывал крошки вокруг себя.
Ребенок, который с раннего возраста не привык к пресным, рафинированным хлебобулочным изделиям, в дальнейшем без всяких проблем воспримет их более здоровую разновидность из муки грубого помола.

Чем позднее вы введете в рацион ребенка сладкие продукты, тем лучше. Не стоит думать, что ребенок не будет есть творог или йогурт, если вы не добавите растертый банан, или откажется от каши, если вы не подсластите ее яблочным пюре или тертым персиком. Фрукты давайте ребенку только на десерт и чаще предлагайте ему овощи. Полностью исключить сахар из рациона ребенка - по крайней мере, в течение первого года, а еще лучше первых двух лет - значительно проще, чем пытаться сократить его потребление. Исследования показывают, что у детей, рано познакомившихся с сахаром, вырабатывается к нему более сильная привязанность, чем у тех, кто попробовал сладости позднее.
К настоящему времени протертая пища должна быть заменена размятой и пищей кусочками. Ребенок, который слишком долго употреблял протертую пищу, часто отказывается от пищи с более грубой текстурой, когда ее наконец предлагают, и ленится жевать. В дальнейшем это мешает обеспечивать сбалансированное питание.
Когда врач одобрит введение в рацион коровьего молока (в таком возрасте обычно в небольшом количестве), давайте его ребенку в чистом виде. Шоколадное молоко не только содержит большое количество сахара, но и мешает усваивать кальций (хотя последние исследования показывают, что в незначительной степени), а также у некоторых детей может вызвать диатез.
Не солите пищу, которую вы готовите для ребенка, и особенно избегайте давать ему соленые закуски, которые могут привить нездоровую привязанность к продуктам с высоким содержанием натрия. Некоторые дети в более старшем возрасте любят высыпать соль себе на ладонь и слизывать ее. Посоветуйтесь с врачом, если ваш ребенок так делает. Хотя в большинстве случаев это не более чем привычка, есть небольшая вероятность того, что потребность в соли обусловлена расстройством метаболизма.

Нет ничего удивительного в том, что многие дети отказываются от незнакомой пищи. Это происходит потому, что их родители каждое утро давали им одну и ту же кашу на завтрак и ежедневно предлагали один и тот же набор детского питания на обед и ужин, лишая возможности попробовать что-нибудь еще. Будьте изобретательны в кормлении своего ребенка, разумеется не преступая границ, установленных доктором и налагаемых возрастом малыша. Попробуйте разные виды каш, различные сорта хлеба и макарон из муки грубого помола или с повышенным содержанием протеина, молочные продукты во всем их многообразии (йогурты, творог, кефир, твердые сорта сыра, такие как швейцарский и чеддер, плавленый сыр с низким содержанием жира), овощи и фрукты, в дополнение к моркови, гороху и бананам (картофель, спелая дыня, манго, свежая черника и т. д.).

Зубы

Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие десятимесячные дети имеют голые десны (некоторые заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя в среднем первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие (вторая пара зубов у него также появится позже). Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пишу кусочками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи.

Горшок

На 9-м месяце дети сидят уже совершенно самостоятельно, и теперь их можно оставлять на горшке одних. Во избежание несчастных случаев горшок ставим на пол, а не на табуретку или скамейку.
Следует требовать от ребенка, чтобы он просился на горшок, когда почувствует необходимость, произнося «а-а». Встречаются матери, которые с раннего возраста приучают детей проситься словами «хочу в туалет», «хочу какать». Ребенок привыкнет правильно называть процесс, и не нужно будет позже учить его новому навыку и отучать от старого. Каждый его поймет, если вас не окажется около ребенка, а он будет просить помощи.
Ваше отношение к испражнениям ребенка должно быть совершенно естественным, тут не может быть ни ложного стыда, ни чувства стеснения. Поэтому не делайте ребенку выговора, если он в присутствии гостей будет проситься «а-а», а вы должны будете посадить его на горшок. Наоборот, похвалите малыша, но не устраивайте представления из этого процесса.

Не следует давать ребенку игрушки, когда он сидит на горшке. В противном случае он начнет играть и перестанет думать о том, что должен делать. Кроме того, он привыкнет долго сидеть на горшке. Поэтому не разрешайте никаких развлечений и не позже чем через 6- 8 минут снимите его с горшка. Если за это время ребенок не успеет сходить «по-большому», то, скорее всего, он испачкает штанишки позже. В этом случае сделайте ему замечание. Увидите, что он вас поймет или начнет понимать через некоторое время.

Страх перед незнакомыми людьми

Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя «боязнь незнакомцев» - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или няня, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится).

Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если ваш ребенок боится незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если малыш справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что подобное явление существует, и не позволяйте им отмахиваться от него, то есть сразу брать ребенка на руки, а не пытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях.
Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, однако стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка.

Ребенок встает сам

Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель.

Плоскостопие

Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален.
У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее.

Медленное развитие

Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная.система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети показывают одинаковую динамику развития во всех областях; большинство лидируют в одних и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык мелкой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков никак не связаны с интеллектом.

Что важно на девятом месяце

Ребенка в этом месяце окончательно (если принято такое ре-шение) отнимаем от груди.
Не следует давать молочной пищи более 3/4 л в день.
Никогда не давайте ребенку пробовать взрослую еду, не кладите пряности в детскую пищу.
Ребенок должен получать более твердую пищу - булочку, пе-ченье, это задает работу зубам и деснам!
Будьте последовательны и терпеливы при выработке у ребенка навыка ходить на горшок.
Ребенок должен определенное время оставаться один - самостоятельно играть, учиться сосредоточиваться, отучаться раздражаться и требовать постоянного внимания со стороны взрослых.

Солнце и свежий воздух так же важны, как и правильное питание. Пусть лучи солнца непосредственно воздействуют на детскую кожу, но приучать ребенка к пребыванию на солнце нужно постепенно. Если регулярно принимать солнечные ванны, то кожа загорит равномерно. Ребенок загорает в коляске или на траве, но, конечно, не в полдень, когда слишком сильное солнце, и не очень долго - приблизительно полчаса. Защищайте голову и глаза ребенка белой шапочкой-панамкой с козырьком.
При этом давайте ребенку пить столько, сколько ему захочется, чтобы он не испытывал жажды.

Все новые и новые успехи - 8 месяцев позади...

Социальное развитие

Как Вы помните, к восьми месяцам у ребенка сформировалась четкая привязанность к близкому взрослому (чаще всего к матери). Малыш готов проводить с мамой каждую секунду своей жизни. Теперь между Вами возникло «деловое сотрудничество», общение и даже «диалог» на фоне речевого подражания. И веселая игра стала любимым поводом для такого взаимодействия.

Ученые отмечают, что именно к концу первого года жизни и в начале второго социальное развитие ребенка выходит на первое место и ведет за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.
Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. К тому же, он наблюдает не только за взрослыми, но и за другими детьми, и подражает и некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Ваш ребенок начинает приобщаться к социальной культуре - именно подражая действиям взрослых. Например, он уже принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д.

Это важно, такая «отражательная способность» крохи является основой его психофизического развития. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и активно развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая локомоторика и моторика пальцев, и т.д.

В возрасте девяти месяцев ребенок еще не отделяет себя от Вас (ухаживающего за ним человека), он испытывает в Вас потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семье. Постарайтесь всегда поступать так, чтобы малыш мог ощущать всю свою ценность для Вас. Именно сейчас, ребенок учится от Вас любить ближних, мир, себя.

Новые вехи эмоционального развития ребенка

Обогащайте чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Может это и не так заметно на первый взгляд, но ребенок очень чувствителен к тому, что касается Вашего отношения к нему. Он начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. А при похвале - не скрывает радостной улыбки.
Наполните эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Как отмечают детские психологи, уже в этом возрасте малыш принимает от родителей, через их обращение, тон, интонацию, слова - информацию о себе, из которой постепенно выстраивается его самооценка. Поэтому нельзя говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что так вы даете негативную оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Также важно и то, каким тоном, интонацией Вы это скажете.

Итогом девятого месяца жизни ребенка можно считать, усложнение социального статуса: именно социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.

Комплексное развитие ребенка на 9 месяце первого года жизни
Игрушки для ребенка

В играх с ребенком восьми- и девятимесячного возраста можно использовать:
резиновый мяч и другие игрушки для физического развития,
игрушечный молоток с деревянными колышками,
пирамидка с кольцами, вкладыши,
погремушки и резиновые пищалки небольшого размера,
кубики разнообразных форм,
музыкальные и игровые центры,
игрушки для игры в ванне,
привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
фигурки кукол и куклы из мягких материалов (ткани, мягких пластмасс, резины) - образные игрушки, в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
игрушки, изображающие животных (также называются образными). Они должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
заводные, динамические, забавные игрушки с сюрпризом (клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка).
для первых отобразительных (сюжетных) игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
Время сюжетной игры!

Примерно к 9 месяцев наступает время, когда ребенок начинает осваивать сюжетные игры - игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико.
Во-первых, таким образом, малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать.
Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание.
Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

Чтобы узнать, как правильно играть с ребенком девятимесячного возраста в сюжетные игры - перейдите по этой ссылке.
Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Учимся бросать»

Найдите ведро или коробку, подберите игрушки, которые издают привлекательный звук, упав в ведро. Поставьте коробку так, чтобы ребенку легче было бросать игрушки. Через некоторое время поставьте ее с другой стороны. Ребенку придется либо тянуться в другую сторону, либо перекладывать игрушку из одной руки в другую. Дайте ему игрушку более крупного размера, чтобы он начал действовать двумя руками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Игра «Пакетик с сюрпризом»

Заверните игрушки в несколько слоев бумаги. Дайте ребенку возможность развернуть ее. Развивается восприятие малыша. Он получает представление о постоянстве предметов, учится управлять движениями своих рук.

Игра «Фокус с платочками»

Эта игра учит выполнять различные манипуляции с предметами, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся, тренирует внимание и вырабатывает способность к наблюдению, вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций.
Приготовьте для игры шесть платков разных цветов. Затем свяжите их между собой, чтобы получилась длинная лента. Спрячьте связанные платки за пазухой так, чтобы кончик одного из них выглядывал наружу.

Сядьте рядом с ребенком, улыбнитесь, ласково поговорите с ним. Обратите внимание малыша на краешек платка, который выглядывает у вас из-под одежды. Предложите ему потянуть за краешек платочка. Если ребенок сразу не понимает, что от него требуется, начните сами тянуть платочки, а малыш потом поможет вам.

Постепенно вытягивая платок, называйте его цвет. И искренне удивляйтесь и радуйтесь, что за ним следует еще один. Называйте цвет следующего платка. Эта игра доставит удовольствие вашему малышу.

Игра «Волшебная коробочка»

Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки… привяжите к ленте. Ленту с игрушками пропустите через верхнее и боковое отверстие, и свяжите концами. Вся гирлянда опускается в коробку.
Для начала игры привлеките внимание ребенка к коробке. Потяните за ленточку и достаньте одну игрушку за другой. Отдавайте игрушки малышу, называйте их. Затем подтягивайте вновь за ленточку, извлекайте из коробки последующие игрушки. Каждую игрушку давайте рассмотреть ребенку, поиграть.
Затем научите ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, спокойно помогите ему.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Развитие у ребенка мелкой моторики

Кубики, кольца, гирлянды…

Для развития мелкой моторики ребенка вам желательно иметь некрашеные деревянные брусочки и кольца (можно использовать детали от строительного набора, которым играют ваши старшие дети). Необходимо, чтобы эти игрушки были именно деревянными (а не пластмассовыми): лишь относительно тяжелые предметы могут обеспечить рукам ребенка достаточную мышечную нагрузку.
Из таких колец и брусков различного размера можно будет собрать гирлянды, просверлив в них дырочки, нанизав на веревку или ленту, и отделив друг от друга узелками. Расстояние между деталями должно быть не менее 2 см, чтобы ребенок смог при желании «обследовать» каждую из них в отдельности.
В такие гирлянды можно собирать и другие игрушки, например погремушки, прикрепляя их к лентам. В этом случае ребенок не будет ронять, и терять игрушки, рассматривая их. Помните, что ленты должны быть не слишком длинными - до полуметра, и играть с неприкрепленным гирляндами ребенок должен лишь в присутствии взрослого.

Игрушки в прозрачной коробке

Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Противопоставляем большой палец

Когда ваш ребенок без труда будет снимать кольца со стержня пирамидки, предложите ему стопку пластиковых или деревянных тарелок или мисочек. Взять из стопки тарелку или миску - задача более сложная, требующая от малыша большей «ловкости рук».
Привлеките внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берите одну тарелочку за край, протягивайте ребенку, говорите: «Возьми тарелочку!».
Если малыш выполняет действие неправильно, поверните его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Передайте ему по одной все тарелочки.

«Осязательная» игра

Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Липкая лента

Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Лепет малыша включает почти все звуки родного языка. Но как новое и непрочное умение, лепет может быстро угаснуть, если не уделять должного внимания попыткам крохи пообщаться. Для налаживания двустороннего диалога воспользуйтесь следующим советом: когда ребенок рассказывает вам что-то на своем языке, попробуйте воспроизвести его фразу – для него это будет означать «Да, я тебя понимаю!» - и лишь потом добавьте то, что собирались произнести сами: «Правильно, это кошка, мяу-мяу. Вот она!»

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, знакомыми фразами. Когда вы кормите, переодеваете, моете малыша или играете с ним, все время комментируйте происходящее. В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселым «та-та-та» карапуз, скорее всего, хочет пригласить вас потанцевать. А настойчивое «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки.
Включайте в свою речь лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. Так Вы активизируете речь ребенка.

Внимание к разным звукам

Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Начало нового дня

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы – эмоционально «заряжает» малыша. Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека – улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой. Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам. Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики. Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.
Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.
Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив. Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

Озвучиваем животных (фольклор)

Посадите малыша к себе на колени, покачивайте его и ритмично читайте пестушку.
На один ритм:

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
Гав-гав!

Повторяйте, изменяя имена «зверей у порога», пока ребенку не надоест.

Два котенка - мяу-мяу!
Две собачки - гав-гав!
Два утенка - кря-кря!
Два цыпленка - пи-пи-пи!
Два теленка - Му! Му!
Две овечки - Бее! Бее!
Два козленка - Мее! Мее!
Две лягушки - ква-ква!

Прятки с именами

Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть несколько малышей, и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней - не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.

Игра «Дай мне игрушку»

Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Пестушки

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких.
Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Вы можете взять примеры таких фольклорных стишков на нашем сайте в статье «Пестушки».

Простые просьбы

Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете.

Игра «Теремок»

Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик несколько зверят, и вместе с ребенком зовите их из домика. После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Первые книги

Ивое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в статье «Читаем ребенку. Как правильно выбрать книгу для малыша первого года жизни?». Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.
О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видеообратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью– а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как этого добиться - читайте в статье: «Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью»

Как сказать ребенку «нет»

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает разные выражения лица и оттенки голоса и интонации. Если Вы строго скажете «нет», ребенок прекратит свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.
Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку «нет»?»
Как правильно похвалить ребенка

А Вы знаете, что ведущие детские психологи и просто поклонники, актуальной в наше время, методики по системе Марии Монтессори говорят, что слово «Молодец» сказанное не в подходящей для этого педагогической ситуации может повлечь за собой неприятные последствия. Многие мамы настроены к этой идее весьма скептически, но, если вникнуть в суть дела – нетрудно понять для себя, что ученые правы.
Главное из этих последствий – это психологическая зависимость от похвалы. Она, в свою очередь, душит в ребенке интерес к познанию и освоению новой информации и навыков. Она, рано или поздно, приводит к тому, что многие свои действия малыш будет производить, в первую очередь, ожидая Вашей похвалы, а вовсе не из-за того, что они его действительно увлекают. Ребенок будет постоянно думать – как угодить взрослым, чтобы его заметили, искать признания.

Что в этом плохого? Подумайте, придет то время, когда Ваш авторитет перед ребенком отойдет на второй план, перед авторитетом сверстников (никто не застрахован от «плохой компании»), и тут ребенок начнет, например, курить, и прочее – лишь бы добиться одобрения друзей.

В общем, эта тема очень интересна и занимательна сама по себе, поэтому вынесена у нас в отдельную статью «Ох уж это слово «Молодец» Или Как не испортить ребенка похвалой»
О физическом развитии
Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать – прочитайте нашу статью «Физическое развитие ребенка на 9-ом месяце жизни»
Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью «Массаж и гимнастика для детей на 6-9-ых месяцах жизни», в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.
Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте раздел: «Закаливание детей на 1 году жизни». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта «У Совёнка»

Приветствуем всех будущих мамочек на нашем сайте. Итак, 8-ой месяц остался позади, и наступает последний, самый волнующий 9-ый месяц. Более подробно этот месяц расписан у нас по неделям на соответствующих страницах. Если хотите подробнее узнать о событиях, происходящих в каждую из недель девятого месяца, рекомендуем посетить соответствующие страницы, на них найдёте массу полезной информации, увидите фото животиков будущих мам и посмотрите интересные тематические видеоролики.

37-ая неделя беременности

Начиная с этой недели, роды могут произойти в любой момент, и надо быть готовыми ко всему. Ваш ребёнок уже полностью сформирован, его лёгкие также закончили формирование и готовы к работе "во внешних условиях". Схватки Брекстона-Хикса наблюдаются чаще и становятся продолжительнее. Возможны появления мазков крови - предвестников скорых родов. Но если кровь выходит обильно, или даже началось кровотечение, незамедлительно звоните врачу.

38-ая неделя беременности

На этом сроке вы, возможно, с трудом засыпаете по ночам и часто просыпаетесь. По возможности, старайтесь отдыхать, как только представляется возможность. Отёки на ногах - явление, распространённое на таких сроках. Но если у вас отекают руки и лицо, если вас мучают головные боли или боли в животе, а картинка перед глазами размытая, а не чёткая, то свяжитесь со своим врачом. Эти проявления могут быть признаками позднего токсикоза.

39-ая неделя беременности

На этом сроке врач на каждом приёме будет проверять раскрытие матки. Ведь срок уже подходит. Точно в срок рождается лишь около 5% малышей, остальные появляются раньше срока или чуть позже. Если у вас отошли воды, но вы не чувствуете приближения родов, не стоит паниковать. До начала схваток воды отходят у 15% женщин. Просто позвоните своему врачу или в скорую помощь, чтобы вас доставили в больницу. Если роды у вас так и не начнутся в ближайшее время, скорее всего, вам вызовут их искусственно.

40-ая неделя беременности

Пришло время родов, но вы всё ещё носите ребёнка под сердцем. Ситуация довольно распространённая. Возможно, в вашем случае ошиблись со сроком. А, возможно, это особенность вашего организма и вашей беременности. Ведь все женщины индивидуальны и, более того, разные беременности у одной и той же женщины индивидуальны.

Если у вас появилось желание спровоцировать дома приближение родов, то не стоит этого делать. Но, если вы всё-таки решитесь, то обязательно обговорите это со своим врачом, прежде чем применять что-либо на практике.

41-ая неделя беременности

Скорее всего, в течение нескольких последующих дней ваш ребёнок появится на свет. Если роды у вас так и не будут начинаться, скорее всего, вам их вызовут искусственно, т.к. после 41-ой недели беременности появляется опасность возникновения осложнений у малыша. Для стимуляции родов вам введут гормон окситоцин.

Если у вас начала выделяться амниотическая жидкость, или ребёнок резко снизил свою активность, без промедления сообщите это врачу, акушерке или медсестре.

Ощущения мамы на 9-ом месяце

Физиологические проявления беременности

Явления, описанные ниже, не у всех женщин проявляются одинаково. У вас могут быть все из этих симптомов, проявляющихся в той или иной степени, или лишь некоторые из них. Одни могут продолжаться долго и постоянно, а другие лишь изредка напоминать о себе:
  1. Ребёнку становится тесно в животе и на последнем месяце он больше крутится, чем бьёт вас ручками и ножками
  2. Выделения из влагалища стали ещё обильнее и содержат больше слизи. Также в них могут присутствовать ниточки крови. После осмотра врачом или после интимных отношений они могут быть розового или коричневого цвета
  3. Запоры продолжаются
  4. Расстройства пищеварения, тошнота изжога, обилие газов
  5. Головные боли и головокружения, иногда даже обмороки
  6. Заложенность носа и носовое кровотечение
  7. Кровоточащие дёсна
  8. Судороги в мышцах ног
  9. Боль в позвоночнике, которая усиливается по мере приближения родов
  10. Боли в области таза и ягодицах
  11. Отёки на ногах, реже - на руках и лице
  12. Варикозное расширение вен на ногах
  13. Геморрой
  14. Зуд всего живота
  15. Облегчение дыхания после того, как ребёнок опустится вниз
  16. Ещё более частые позывы в туалет после опускания ребёнка вниз
  17. Проблемы со сном
  18. Сокращения матки становятся чаще и сильнее, могут быть болезненными
  19. Неповоротливость и неловкость при движении
  20. Выделение молозива, самопроизвольно или при надавливании на грудь. Но бывает, что молозиво появляется только после родов
  21. Сильная усталость, или, наоборот, внезапный прилив сил и энергии. Бывает и так, что оба этих противоположных ощущения возникают почти одновременно, сменяя друг друга
  22. Усиление аппетита, или, наоборот, отсутствие его.

Психологические проявления 9-го месяца

  1. Возрастающие тревоги, беспокойства, страхи
  2. Чувство облегчения от того, что скоро беременность закончится
  3. Сильная нервозность, часто выплёскивающаяся на окружающих людей
  4. Возрастающее нетерпение
  5. Мысли и сны о ребёнке и изменении жизни после рождения малыша

Как происходит развитие ребёнка на 9-ом месяце беременности?

Головное предлежание (расположение малыша головкой вниз) - это нормальное и самое распространённое положение малыша на последнем месяце беременности. За этот месяц ребёнок вырастет на 5см и прибавит в массе почти килограмм веса. На момент рождения большинство детей достигают или превышают длины 50см и набирают массу более 3кг.

Из-за того, что ребёнок стал большим, места у вас в животе для движений у малыша почти не осталось. И нередко на таком сроке малыши становятся не такими подвижными, как ранее, это замечают многие мамы.

Изменения в движениях ребёнка

На пятом месяце беременности, когда большинство мамочек начинает ощущать движения своего малыша. Ваша матка очень велика по сравнению с размерами вашего ребенка, и он может в ней свободно двигаться, выполнять сальто и выписывать разнообразные пируэты. Но на последних неделях беременности ребёнок уже достаточно большой, в матке ему становится очень тесно, и свобода его движений оказывается очень стеснённой. Двигаться ему становится тяжелее, и активность его может уменьшиться. А после того, как ребёнок примет головное предлежание, его свобода действий будет ограничена ещё больше.

Если активность ребёнка становится очень маленькой, то немедленно звоните врачам. Необходимы экстренное обследование для того, чтобы понять причину низкой активности малыша. Конечно, не у всех женщин резко падает активность ребёнка. Во многих случаях это снижение будет, но не таким большим. Вы даже можете его не почувствовать.

Видео: движения ребёнка в животе

Кровотечение и выделения после секса на 9-ом месяце беременности

На 9-ом месяце беременности, когда буквально: "Вот-вот, похоже, начинается…", каждое новое проявление может быть воспринято женщиной как приближающиеся роды. Так, например, после половых отношений вы можете замечать, что у вас появляются различные выделения из влагалища, нередко со следами крови.

Часто это воспринимается, как предвестник скорых родов. Но слизь с полосками крови, или красно-коричневые выделения в течение двух суток с момента полового акта, в большинстве случаев является следствием небольших повреждений слизистой шейки матки. Это обычное явление, сопутствующее любовным отношениям на последнем месяце беременности, и угрозы, как правило, не представляет.

Но, в любом случае, об этом стоит рассказать своему врачу, так как он может рекомендовать воздержаться от половых отношений до родов.

Если вы заметили светло-красные выделения или даже кровотечения, немедленно звоните в скорую помощь. Это может быть признаком повреждения плаценты.

Если вы увидели слизь розового или коричневого цвета и в ней есть следы крови, также звоните в скорую помощь. Это может быть предвестником начала родов.

Опускание дна матки

Часто по моменту опускания дна матки судят о сроке наступления родов. Но эти два события не связаны напрямую. Женщина в первую беременность может увидеть опускание матки за 4 недели до предполагаемого дня родов, но родить, в итоге, на две недели позже этого срока. Или, наоборот, роды могут произойти и без заметного опускания дна матки.

В большинстве случаев, опускание дна матки приносит новые ощущения для женщины. В первую очередь это облегчение дыхания. Происходит это из-за того, что дно матки гораздо меньше давит вверх, на диафрагму и желудок. В результате, дышать становится легче, и нет тяжести в животе после еды, исчезает изжога. Но, при этом появляются другие трудности. Например, опустившаяся матка ещё сильнее давит на мочевой пузырь и позывы в туалет могут стать ещё чаще. Из-за давления ребёнка на дно таза, может появиться боль в промежности.

В некоторых случаях бывает, что опускание матки остаётся незамеченным для женщины. Если ребёнок изначально лежал низко, то мама может и не ощущать тех беспокойств, которые присутствовали в жизни других беременных женщин: трудностей с дыханием, тяжести в животе после приёма пищи. Также в этом случае не происходит существенных изменений в фигуре и в результате, женщина не замечает опустившейся матки.

Когда начнутся роды?

Может ли врач точно сказать, когда у вас наступят роды? Нет, однозначно, не сможет. Врач будет вас наблюдать и отслеживать все симптомы. Он будет следить, опустилась ли матка, повернулся ли ребёнок головкой вниз, началось ли открытие шейки матки? И сделает вывод, что роды начнутся: "Скоро". Но это понятие растяжимое и неточное.

Также ошибочным мнение врача может стать в том случае, если он на основании отсутствия открытия шейки матки сделать заключение, что роды произойдут не ранее, чем через неделю. Многие женщины, услышав такое заключение врача, возвращаются домой, чтобы вернуться через неделю, а уже на следующий день попадают в родильное отделение.

Никто, даже самые опытные и квалифицированные специалисты не могут точно определить дату начала родов, потому что никто не знает, отчего приводится в действие механизм, запускающий процесс родов. Именно поэтому большинство врачей стараются не называть точную дату родов, отвечая на подобные вопросы уклончиво.

Первые признаки приближающихся родов

Физические проявления приближающихся родов могут продолжаться по-разному у разных женщин. В одном случае они длятся несколько часов, а в другом - могут растянуться на месяц. В этот период происходят активные сокращения матки и раскрытие её шейки, что служит сигналом для врачей.

Другие проявления, которые может чувствовать женщина:

  1. Ощущать высокое давление в области таза и в прямой кишке
  2. Уменьшение или полное прекращение прибавления в весе
  3. Частые изменения настроения и поведения
  4. Выделения из влагалища становятся гуще и обильнее, чем ранее
  5. Отход слизистой пробки, закрывающей вход в шейку матки
  6. Выделения из влагалища окрасились в розовый или красный цвет
  7. Усиление и учащение сокращений матки (схваток Брекстона-Хикса).
  8. Жидкий стул

Ложные проявления родов

Существуют, так называемые ложные признаки родовой деятельности, которые зачастую воспринимаются как предвестники родов, но, обычно таковыми не являющимися:

  1. Сокращения матки не носят регулярного характера, они не становятся сильнее и не происходят чаще.
  2. Появляется боль не в подбрюшье, а в районе крестца
  3. При ходьбе, или после изменения позиции сокращения пропадают
  4. Выделения из влагалища окрашены в коричневый цвет (если они красные, немедленно звоните врачу)
  5. Во время сокращений матки ребёнок становится более активным.

Настоящие предвестники родов

Следующие признаки, обычно, являются предвестниками приближающихся родов. Роды начинаются, если:

  1. При ходьбе или изменения положения тела схватки у женщины усиливаются
  2. Женщина чувствует боль в области крестца, которая может распространяться на низ живота или на ноги
  3. Схватки становятся регулярными, более сильными и начинают происходить чаще
  4. Выделения из влагалища розового цвета со следами крови
  5. Разрыв плодовой перепонки и вытекание амниотических вод. Это происходит, примерно, у 15% женщин.

Список вещей, которые нужно взять с собой в роддом

Видео: зарядка на 9-ом месяце беременности

Переношенная беременность. Почему не наступают роды после 40 недель?

Итак, уже прошли 40 недель акушерского срока беременности, а ваш ребёнок отнюдь не собирается покидать своё уютное жилище? Вообще, нормальным для родов в медицине считается период с 37-ми по 42-ую неделю. Если малыш родился раньше 37-ой недели, он считается недоношенным, а если после 42-ой недели, то беременность считают переношенной. В отдельных случаях беременность может продолжаться до 45-ой недели.

Раньше считалось, что только 10% женщин ходят беременными 42 недели. В действительности, практика и анализ подобных случаев показывают, что срок беременности изначально был установлен неверно. В результате, после переоценки срока беременности, только у 2% женщин беременность была переношенной.

Что делать, если роды не начались в срок?

Если в роды не начинаются в срок, опытный врач сразу постарается определить, насколько точно был поставлен вам срок беременности. Возможно, на самом деле день ваш срок родов ещё не наступил.

Если срок поставлен верно и беременность действительно затянулась, врач постарается понять, как продолжается развитие ребёнка на начавшемся 10-ом месяце беременности. Многие из этих детей продолжают нормально расти, и развиваться на этом сроке, но нередки и случаи, когда условия их жизни начинают стремительно ухудшаться из-за старения плаценты и уменьшения выработки амниотической жидкости.

Если состояние малыша ухудшается, врач предпримет попытки вызвать искусственные роды, чтобы избежать возможных патологий в его развитии. Впрочем, многие врачи начинают стимулировать роды уже гораздо раньше, если определят, что шейка матки готова к родам. Если шейка не дозрела, то врач может ускорить этот процесс, путём введения необходимых лекарств.

Последствия переношенной беременности для ребёнка

Часто для рождения переношенных детей применяют кесарево сечение из-за того, что окружность головки малыша уже больше, чем у тех детей, которые появились на свет на 40-ой неделе. Они могут быть худыми, т.к. получали меньше питательных веществ и кислорода в последнее время. Эти дети нуждаются в специальном наблюдении в отделении для новорождённых, чтобы избежать возможных последствий перенашивания. Однако, дети, рождённые после 42-ой недели, не обладают ни пониженным иммунитетом, ни повышенной склонностью к хроническим болезням по сравнению с детьми, рождёнными в срок.

На 9 - ом месяце беременности функциональные системы плода готовятся к адаптации во внеутробном существовании, а многими из них уже выполняются специфические функции.

Дети, родившиеся к концу 36 - ой недели беременности, считаются доношенными. В случае, если ребенок родился раньше 37 недель, то он считается недоношенным, если позже 42 недель, то переношенным.

Заканчивается закладка альвеол, почти в каждой из них имеется сурфактант, покрывающий дыхательную поверхность. Дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге, может уже обеспечивать процесс дыхания.

Продолжается развитие печени и поджелудочной железы, однако их формирование еще не завершается к моменту родов; даже в первые годы жизни оно продолжается. Головной мозг плода развит настолько, что способен «улавливать» настроения матери и реагировать на них изменением двигательной активности.

Полностью проходим пищеварительный тракт, а благодаря сформированным ворсинкам кишечника и слабым перистальтическим движениям меконий (первородный кал) продвигается к его нижним отделам.

Железы желудка вырабатывают пепсин, а поджелудочная железа - инсулин. Важно то, что содержимое пищеварительного тракта является абсолютно стерильным: бактерии, участвующие в процессе пищеварения, поселяются в нем только при попадании с молоком матери.

Формируется аппарат сосания. Этому способствуют:

  • активное кровоснабжение слизистой оболочки рта;
  • формирование жевательной мускулатуры и слюнных желез. Окончательное их развитие происходит только после начала грудного вскармливания;
  • формирование специфических приспособлений, облегчающих сосание, — специальных валиков на слизистой оболочке челюстей и губ.

Изменения происходят и в эндокринной системе ребенка. Надпочечники увеличиваются в размерах, а во время родов они вырабатывают адреналин и норадреналин - гормоны стресса. Благодаря специальным исследованиям было доказано, что в крови новорожденного данных гормонов содержится в несколько раз больше, чем в состоянии сильного стресса у взрослого человека. Это является своеобразной приспособительной реакцией, позволяющее малышу приготовиться к родам.

К другим «приспособлениям», облегчающим процесс родов, относится состояние костей черепа. Швы черепа еще не сформированы, сами кости мягкие и податливые. Два родничка (теменной над лобной костью и затылочный в области затылка) и мягкие швы позволяют менять конфигурацию черепа плода во время прохождения по родовым путям матери.

Достаточно развита подкожная жировая клетчатка, органы чувств, а также скоординированы движения.

Количество смазки на коже, равным счетом, как и количество пушковых волос, минимально. Над фалангами пальцев выступают ноготки. Окончательно сформированы наружные половые органы; у мальчиков яички уже находятся в мошонке, а у девочек малые половые губы прикрыты большими.

К концу 9 - го месяца масса плода составляет приблизительно 2600-5000 г, а длина - от 48 до 54 см.


Физиологические изменения в организме матери

Общее самочувствие матери немного улучшается: благодаря тому, что дно матки опустилось ниже, женщине легче дышать.

Однако сила сокращений ложных схваток Брэкстон-Хикса может увеличиться. Из неприятных они могут превращаться в болезненные, по ощущениям напоминая менструальные спазмы. Перед самыми родами они могут становиться максимально сильными. Как правило, изменение положения тела или начало ходьбы могут ослабить неприятные ощущения.

На 9 - ом месяце беременности заблаговременно госпитализироваться должны женщины, перенесшие в прошлом на матке операцию или в случае гибели ребенка во время предыдущих родов.

Процесс мочеиспускания становится более учащенным, чем обычно, что связано с близким расположением головки ребенка к мочевому пузырю. Боли в пояснице также могут усилиться, так как ребенок опускается ниже; связки таза и матки растягиваются больше.

Нарушения работы желудочно-кишечного тракта в виде диареи и запоров, тошноты беспокоят беременную все чаще. Причина - действие гормонов родов на желудочно-кишечный тракт.

Выделения из влагалища розоватого или молочно - белого цвета также становятся более обильными.

На последних сроках у матери из половых путей отходит слизистая субстанция, предохранявшая матку от инфекций на протяжении беременности, - пробка. Она может выйти как за несколько недель или дней, так и за несколько часов до родов или непосредственно в них. Внешне пробка напоминает плотное желе желтоватого, коричневого цвета или прозрачное с прожилками.

Кровянистые выделения. Представляют собой окрашенные кровью влагалищные выделения, предшествующие выходу пробки. Причина - разрыв кровеносных сосудов шейки матки из - за ее «стирания». Выделения необильные, объемом примерно с чайную ложку, цвет их варьирует от коричневого до розового. В случае, если крови в выделениях больше, чем слизи, а сами они ярко-красного цвета, нужно немедленно сообщить об этом врачу.

В процессе подготовки тела женщины к родам изменяется и соотношение гормонов в крови женщины: снижается уровень прогестерона, количество окситоцина, эстрогена и простагландина повышается. Благодаря действию данных гормонов ослабляются связки таза, а ткани влагалища становятся более эластичными. Шейка матки под действием данных гормонов становится мягче и тоньше, что подготавливает ее к раскрытию.

Сам процесс подготовки к родам может занять от нескольких часов и дней до нескольких недель. За этот период ребенок еще ниже опускается в полость таза, шейка матки раскрывается на ширину 1—2 сантиметра.


Изменения во внешности

Дно матки на последнем месяце беременности находится на середине расстояния между мечевидным отростком грудины и пупком. Пупок в конце беременности выпячивается. Возможно усугубление имеющихся отеков на лице, руках и ногах, увеличение варикозно расширенных вен. Прибавка в весе незначительна, а перед родами может вообще быть некоторое снижение массы тела.

Эмоциональный фон

На 9 - ом месяце ощущение внутренней тревоги без каких - либо внешних причин является нормальным явлением. Просто необходимо расслабиться и довериться материнскому инстинкту.

  • отдых в неограниченном количестве. Желательно ложиться спать, когда спит малыш;
  • ограничение количества посетителей и времени общения с ними в случае, если они в тягость;
  • хорошее питание с большим количеством сложных углеводов, восполняющих запасы энергии, из напитков предпочтение лучше отдавать простой родниковой воде. Кофеин, алкоголь, лимонады исключить;
  • принятие всех без исключений предложений помощи в уборке, приготовлениях еды;
  • общение с другими будущими мамами - тем для разговоров сейчас огромное количество.


Принципы питания такие же, как и на последних сроках беременности.

Единственным отличием является более высокое содержание сложных углеводов в рационе: на этом сроке в организме плода и матери образуются жировые депо — запас питательных веществ, необходимых не только во время родов, но и для полноценной лактации. Углеводы же восполняют запасы гликогена в мышцах тела и печени, в плаценте и маточной мускулатуре.

Норма потребления белка - 2 г на 1 кг массы тела, жиров - 1, 5 г на 1 кг массы тела, углеводов - 7, 0 г на 1 кг массы тела.

Типичные проблемы на 9 - ом месяце включают: тошноту, запоры, изжогу. Справиться с запорами поможет большое количество овощных и фруктовых салатов в рационе, с диареей — большое количество клетчатки в составе цельнозерновых хлебцев, бананов, овсяной каши, риса, отрубей, толокна.

Рацион должен содержать не менее 3-4 порций продуктов с высоким содержанием кальция (источники - творог, молоко, твердый сыр) и железа (источники - индейка, морепродукты, шпинат, гречка, яблоки, сухофрукты). Основные источники фолиевой кислоты: фасоль и чечевица, зеленые листовые овощи, а витамина С: цитрусовые, папайя, цветная капуста, помидоры, брокколи, сладкий перец и киви.

Так как на последнем сроке печень и почки беременной работают с нагрузкой, большей, чем обычно, употреблять лучше салаты и легкие вегетарианские супы вместо жареного мяса, наваристых бульонов и острых приправ.

От сахара, кондитерских изделий, белого хлеба, колбасных изделий, сосисок, копченостей, мясных и рыбных консервов лучше отказаться. Кофе и алкоголь под запретом.

Питаться лучше часто и понемногу (5 - 6 раз в день с интервалами в 3 часа). Количество выпиваемой жидкости - ограничить до 1, 2- 1, 5 л в сутки.

Физическая активность

На 9 - ом месяце беременности упражнения рекомендуется выполнять в минимальном объеме. Особое внимание необходимо уделить релаксирующим упражнениям, обеспечивающим отдых и обезболивание в течение родов, тренировке дыхания за счет грудных и брюшных мышц, тренировке мышц промежности.

В выполнении релаксирующих упражнений эффективной является методика Якобсона. Основное отличие этой методики от большинства других состоит в том, что человек должен расслаблять мышцы после их сильного напряжения. Напряжение и расслабление должны чередоваться от одной группы мышц к другой, то есть в определенной последовательности. Начинать надо с мышц шеи и верхнего пояса, а заканчивать - мышцами нижних конечностей.

В положении лежа на твердой прямой поверхности (полу) нужно отыскать позу, в которой Вы чувствуете себя максимально комфортно. Под колени, щиколотки и голову нужно положить подушки.

Предварительно немного полежав в состоянии покоя, необходимо напрячь какую - либо часть тела, например, плечи. Достигается это за счет сгибания лопаток на себя. Главное при выполнении упражнения - спокойное дыхание. Напряжение необходимо задержать примерно на полминуты. Только после ощущения усталости и того, что мышцы в действительности напряжены (боли не должно быть), можно расслабиться.

Расслабление мышц необходимо усилить на каждом выдохе. Слишком медленно расслабляться также нельзя, так как может возникнуть перенапряжение.

Упражнения для тренировки мышц промежности, которые выполняются на поздних сроках, включают в себя чередований напряжения и расслабления мышц словно при акте дефекации или мочеотделения. Длительность упражнений - примерно 3- 4 секунды. Темп может быть быстрым или медленным.

На протяжении 9 - го месяца беременности путешествия и ведение половой жизни не рекомендуются.


Обследования на девятом месяце

На протяжении 9 - го месяца беременности женщина может проводить самообследование для изучения активности малыша. Для этого нужно в одно и то же время в периоды проявления малышом наибольшей двигательной активности в течение 2-ух часов подсчитывать количество ударов или движений всем телом малыша. Норма - совершение десяти двигательных проявлений. При их малом количестве лучше сообщить об этом врачу.

  • плановый осмотр акушера - гинеколога, совершаемый 2 раза в месяц. Включает осмотр матки, выслушивание сердцебиений плода, измерение окружности живота, артериального давления и веса женщины;
  • исследование общих анализов мочи и крови;
  • УЗИ плода с оценкой положения плода в лоне;
  • КТГ - кардиомониторное исследование плода. Цель - определение двигательной активности и работы сердечно - сосудистой системы малыша.

Женщина должна всегда иметь обменную карту (представляет документ, содержащий результаты анализов и обследований) с собой на руках. Без обменной карты в случае начала родов ее могут принять только в специализированный родильный дом, где происходит прием женщин без прописки и определенного места жительства, а также иногородних.

Возможные осложнения

Предлежание плаценты - может сопровождаться патологическими кровянистыми выделениями, внешне похожими на менструальные кровотечения. При предлежании плацента прикреплена к основанию матки и расположена ниже плода. Выход в родовой канал ему частично или полностью прегражден.

Отслойка плаценты. В зависимости от степени выраженности несет разные последствия. В легких случаях (отслойка одного - двух крошечных фрагментов), серьезных последствий может и не быть, в тяжелых случаях (отделение до трети плаценты) может потребоваться кесарево сечение.

Преэклампсия - основная симптоматика включает: повышенное артериальное давление, отеки ног, рук и лица, белок в моче. Может закончиться эклампсией, основное осложнение которой - развитие судорожного синдрома. Как правило, регулярный дородовый осмотр предполагает раннюю диагностику преэклампсии и ее эффективное лечение, включающее прием антигипертензивных средств, мочегонных и постельный режим.

Когда нужно немедленно обратиться к врачу

  • чрезмерно выраженные по силе схватки Брекстона-Хикса (длиной в минуту с периодичностью раз в пять минут);
  • сильная боль, повышенная активность малыша, отхождение вод;
  • кровотечения из родовых путей - ярко - алого цвета, напоминающие менструальные выделения, сопровождающиеся болью, обильные;
  • признаки сниженной двигательной активности плода (частота движений за 2 часа менее 10-ти раз);
  • обморочное состояние, «помутнение» в глазах;
  • декомпенсация имеющихся хронических заболеваний;

признаки родов:

  • выделения из влагалища цвета от розового до коричневого, предшествующие отхождению слизистой пробки оттуда же,
  • некоторое снижение веса,
  • жидкий стул,
  • "инстинкт гнездования" (поведение, направленное на поиск укромного и спокойного места).