Экологическое воспитание детей посредством игровых обучающих ситуаций. «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие на необитаемый остров

« Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры

« Путешествие по экологической тропе ».

в старшей группе

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие по экологической тропе»

(игра-путешествие)

Старшая группа

Программные задачи: Воспитывать любовь к природе, умение и желание о ней заботиться. («Социально-коммуникативное развитие»)Воспитывать интерес к окружающей природе. («Социально-коммуникативное развитие»)Обеспечивать позитивное отношение к окружающему миру, природе. («Социально-коммуникативное развитие»)

Оборудование:

  1. Корзинка с бутылочкой воды.
  2. Поезд (из крупных коробок)
  3. Фотоаппараты (игрушки) для детей, и настоящий для воспитателя.
  4. Карандаши и квадратики белой бумаги.
  5. Карточки с написанными названиями витаминов (А, В, С..)
  6. Картинки фруктов (по количеству детей), ягод.
  7. Крупные пазлы лекарственных растений (одуванчик, клевер,)
  8. Карточки с загадками про овощи.
  9. Минусовка песенки « Мы едем, едем, едем» и плэер.

Ребята, сегодня, придя в группу, я обнаружила, что домовенок Кузя оставил нам в группе корзинку, в ней бутылочки с водой. Интересно, зачем он нам их принес? Как вы думаете? (предположения детей)

Дети находят записку.

«На экологической тропе нужна ваша помощь».

Ну, что же, придется нам отправиться в путешествие. Хотите?

А в путешествие мы отправимся на нашем веселом паровозике.

(звучит минусовка песенки « Мы едем, едем едем» Дети подпевают воспитателю(машинисту)

Мы едем(3р)

И песенку поем

О том, что солнце светит,

И Радостно кругом.

Тра-та-та(2р)

Ах, какая красота

Дерево, кусточки,

Бабочки, цветочки

Все с тобою мы рассмотрим

И названия запомним (2р)

Остановка первая « Куст сирени»

Ребята, что это?

Чем он отличается от дерева? Какую пользу приносит человеку? (рассматриваем куст)

Найдите на цветущей веточке цветок с 5 или 7 лепестками, говорят, что кто найдет, того ждет удача.

Молодцы, ну здесь кажется все в порядке. Сфотографировали Сирень на

Остановка вторая «Дерево липы»

Что это за дерево? Как вы догадались? Какую пользу оно приносит человеку.

Посмотрите вокруг много разных деревьев. Давайте поиграем в игру.

А теперь, может быть, кто-нибудь вспомнит стихи о деревьях, которые мы выучили в этом году.

(про осинку, про дуб, про березку и т.д.)

Остановка третья « Ландыши»

Что это за цветы? Я расскажу вам одну сказку. Однажды в царство эльфов пришли охотники из других стран. Они взяли себе то, что им не принадлежало, а именно: жемчужины из сокровищницы эльфов. Тогда король этой крохотной страны рассердился и обратил все жемчужины в белые дурманящие цветы. Эти цветы во первых, дурманящие, во вторых, имеют ядовитые плоды, но в то же время они и лекарственные растения. Ландыш даже был когда-то эмблемой докторов медицины. Самое знаменитое лекарство – ландышевые капли - капли Зеленина – очень нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями.

А какие еще лекарственные растения растут на нашем участке? Молодцы. Скоро появиться полянка подорожников, клевера. А полянка одуванчиков уже из желтой превратилась в белую. Давайте мы соберем картинки лекарственных растений (пазлы крупные).

Остановка четвертая « Фруктовые деревья»

Ребята, посмотрите, плодов еще нет, но висят какие - то карточки с буквами. Вспомните кА, что это за буквы? Это названия витаминов, которые встречаются во фруктах и ягодах, именно поэтому, очень полезно, для нашего организма, кушать фрукты и ягоды.

А здесь и одна из наших любимых игр. « Фрукты – ягоды ».

Детям раздаются картинки фруктов и ягод. Воспитатель командует « Ну кА фрукты, стройся в ряд, я командир вы мой отряд» Потом вместе с детьми проверяем все ли построились верно. Затем воспитатель меняет карточки. Играя последний раз, следует дать детям все карточки с фруктами.

Осмотрите растение, не нужна ли ему помощь?

Остановка пятая « Огород»

Что растет на огороде? Но еще только весна. Когда созреют овощи? А что для этого надо делать? Сейчас нужна наша помощь на огороде? Да, конечно, молодцы, заметили. Наша рассада поникла и её надо полить. Посмотрите есть ли в лейке вода? Нет. Видно тот кто поливал огород накануне забыл наполнить лейку. Как же быть? Как вы думаете? Вот для чего нам домовенок дал с собой воду. Поможем растению? Поливайте, только осторожно, растения еще хрупкие и могут сломаться.

Ой, ребята, посмотрите, а на нашей грядке выросли загадки. Отгадаем? Да.

1. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

(И другие.)

Как назвать одним словом лук, свекла, морковь, репка? Молодцы это действительно корнеплоды. А вы знаете какие-нибудь пословицы про овощи?

Каждому овощу свое время.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Лук от семи недуг .

Вот какие молодцы! Вам понравилось путешествовать? Что нового вы узнали? А теперь нам пора возвращаться в группу. Нам надо еще для мам и пап фоторепортаж подготовить о нашем путешествии. Хотите? Тогда в путь.


Выполнила: Кисленкова Анна Валентиновна

Министерство образования инауки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификацииИОЧ

« Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста »

на тему:

«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры

в средней группе

время обучения 19.05.2014-23.05.2014.

Выполнила Кисленкова Анна Валентиновна

Воспитатель

ГБОУ ООШ с.Чёрновка м.р. Кинель-Черкасский СП д\с «Тополёк»

Самара, 2014..

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие на необитаемый остров»

возрастная группа: средняя

Тема недели «Планета земля»

Дидактические задачи:

1) Формирование умения наблюдать окружающий мир природы, установление элементарных связей и зависимостей (познавательное развитие):

Закреплять представления о частях тела животного с помощью сбора пазл;-формировать навык различать листья деревьев по форме и строению; -уточнять и расширять знания о воде.

2) Обогащать знания детей об окружающем мире (познавательное развитие):-Развивать качество личности ребёнка как любознательность, наблюдательность; -развитие памяти, внимания, способности исследования предметов.

3) Продолжать формировать речевое развитие и закладывать основы экологической культуры.

Воспитательные задачи:

1)Воспитание бережного отношения к природе: -нетерпимость к загрязнению водоёмов и окружающей среды,- воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

2)Формировать умение испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.

Методы и приемы: - практические: дидактические игры «Дикие

животные», «Наш лес», «Насекомые».

Наглядные: показ и рассматриваниеиллюстраций о

природе.

Словесные: чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений о природе, разгадывание загадок, объяснения.

Материалы и оборудование:

Атрибуты к дидактическим играм: «С какого дерева этот листок?», « Правила поведения в природе», «Перепутанные животные», «Чей хвост?», «Найди свой дом», карта острова, колокольчик, игрушка попугай.

Содержание:

Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее настроение?

Ответы детей:

А я немного волнуюсь, так же как и вы. Но на этот случайу меня есть два волшебных мешочка. Один- с плохим настроением, а другой с хорошим. Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, своё волнение.

А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержание заполнит всю нашу комнату, хорошо?

Ответы детей:

Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья.

Ой, ребята, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем?

Ответы детей:

Письмо:

« Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю под пение необычных птичек. Но на острове я один, у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, весёлый детский смех. Явас приглашаю всех к себе в гости. Посылаю вам волшебный колокольчик, с помощью которого вы попадаете на мой остров. Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на острове! Ваш….»

Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде?

Ведь не иметь друзей - это настоящая беда!

Ответы детей:

Воспитатель: Подождите, в мешочке что-то есть - да это карта острова!

Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.

Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному миру природы? (Д/игра «правила поведения в природе»)

Воспитатель: Молодцы! Ну что, не боитесь отправиться на этот необычный удивительный остров?

Тогда вперёд! А колокольчик нам поможет. (Воспитатель звонит колокольчиком).

На острове.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров? (рассматривают карту)

Вот этот пенёк, но попугая на нём нет, где же он?

Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать. Вы попали наостров злого колдуна, это он написал вам письмо, захотел вас заманить на свой остров, на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А меня превратил в невидимого. Этот злодей сделал невозможной жизнь на этом острове. Я стану таким как прежде только в том случае, если все гадости колдуна будут исправлены. Но это очень опасно, колдун слишком опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь!

Воспитатель: Ребята, неужели мы уйдём и оставим в беде бедного попугая?

Ответы детей:

Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать.

Воспитатель: Ну что, ребята, навстречу приключениям! Вперёд!

Давайте посмотрим на карту, с чем нам придётся встретиться?

Ага, впереди лес, много красивых высоких деревьев. Надеюсь, с ними всё в порядке?

Давайте посмотрим. (На берёзе много листьев с других деревьев)

«Д\игра «С какого дерева этот лист?»

Воспитатель: Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна.

Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы

их видели?

Ответы детей:

И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот злодей? Посмотрите, да вот же они, что с ними случилось? Выузнаете,что это за звери? (перед детьми перепутанные разрезанные картинки зверей)

Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик.

Д/и «Перепутанные животные»

Ребята,звери вам очень благодарны.

Ребята, посмотрите, на карте обозначено, что дальше, за лесом, расположено прекрасное озеро с чистой голубой водой и множеством различных рыбок. Посмотрим, все ли там в порядке? На берегу озера, гибнут рыбки, а в воде много всякого мусора).

Что же нам делать? Как помочь рыбкам?

Ответы детей:

Давайте сложим мусор в одно место, а когда будем возвращаться домой, заберём его с собой?

Молодцы, ребята! Оказывается, вам многое по плечу. Вы очень смелые!

Воспитатель: За озером на карте луг с красивыми цветами. Но что такое? Все цветы лежат на земле, они завяли. Ну и колдун! Посмотрите, ни одного цветочка. Что же нам делать?

Ответы детей:

Хорошо ребята землю мы подрыхлили, теперь сделаем луночки, польём их водой.

Ребята, вот сейчас мы землю полили, а когда уйдём, она засохнет. Что может произойти в природе, чтобы земля не сохла? (дождь)

Ответы детей:

Правильно! Может пойти дождь. А что ещё хорошего в том, что идёт дождь?

Ответы детей:

А что плохого в том, что идёт дождь?

Ответы детей:

Как сделать, так чтобы дождь шёл, и нам было хорошо?

Ответы детей

Ура! На нашем острове вновь зацветут цветы, и это благодаря вам, ребята!

Воспитатель: Мы исправили уже много злодеяний колдуна, но наш друг попугай до сих пор остаётся невидимым.

Чтобы мы с вами увидели нашего попугая, нужно покрасить вот эти пёрышки. А чем можно их покрасить? Но ведь у нас нет таких красок, ведь остров необитаем, мы с вами будем использовать соки фруктов и овощей (покраска перьев).

Появляется попугай.

Воспитатель: Ребята,значит мы с вами всё сделали правильно!

Попугай: Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров, на нем вновь стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и хочу, чтобы вы не забывали, как легко навредить «беззащитному»миру природы.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому мы помогли на своём пути?

Ответы детей:

Воспитатель: В природе всё взаимосвязано и мы с вами должны это всегда помнить.

Попугай: Нуи хорошие вы, детки, только вот вы не закончили свой маршрут. Посмотрите на карту (дети идут по направлению на карте и находят «Клад» - сладкие угощения)

Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые, добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай».

Давайте посадим попугая на его любимый пенёчек. Попрощаемся с нашими гостями, а волшебный колокольчик поможет вернуться в наш любимый детский сад.


58. Объекты уголка природы в старшей и подготовительной группах

Старшая гр. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, примула, амариллис и др. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб - гуппи, меченосцев, скалярий и др. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать. Подгот. гр . Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции - с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Рыбы в аквариумах (их должно быть 2-3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания. Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Елена Сычева

Тема:Жизнь лесных обитателей в зимний период времени.

"Путешествие в зимний лес"

Цель: Формирование элементарных экологических представлений детей 3-4

лет через ознакомление с природой и воспитание правильного отно-

шения к объектам природы.

1. Дать первоначальные представления об обитателях леса: медведе, белке, зайце, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

Учить детей делать простые умозаключения, выводы, анализируя отличительные особенности внешнего вида животных;

Формировать у детей представления о правилах поведения в лесу (не шуметь, не ломать деревья, не забирать животных из леса);

Учить детей пользоваться схемами.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображе-ние, память, способствовать активизации речи, развивать коммуникативные способности детей;

Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста (игра «Зимняя прогулка», развивать общую и мелкую моторику (д/и «Помоги белочке разобрать припасы»).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, дарам леса, вызвать у детей чувство эмпатии к животным;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Здоровьесберегающие технологии:

Ароматерапия,

Релаксация,

Дыхательная гимнастика.

Ход деятельности.

Дети свободно входят в группу и располагаются на стульчиках.

Восп. : Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу заглянуло солнышко.

Какое оно (теплое, ласковое, желтое).

А еще оно дарит нам хорошее настроение, отдает своё тепло и заботу. Давайте поздороваемся с солнышком и нашими гостями:

Приветствие (коммуникативная игра).

Здравствуй, солнышко!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуй, носик! Бип-бип-бип.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Восп. : У меня такое хорошее настроение, что хочется веселиться, играть. А у вас? (ответы детей).

Посмотрите, как солнышко засияло своими лучиками. Это оно при-глашает нас с вами на прогулку в зимний лес. Согласны?

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем

С вами мы гулять пойдем.

Давайте собираться в дорогу.

Дети встают со стульчиков, располагаются свободно.

Игра-рифмовка «Зимняя прогулка» .

Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)

Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)

Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)

А потом красивые, теплые, пушистые

Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)

И хотя я маленькая, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)

Восп. : (двигаясь стайкой) Вот и оказались мы в зимнем лесу.

Как хорошо зимой в лесу!

Вдохните поглубже, почувствуйте хвойный аромат.

Как легко дышится в лесу!

Ой, смотрите, пенек. А на нем… (корзинка).

Давайте посмотрим, что в ней (подходят и видят в корзинке заячий хвостик)

Интересно, чей это хвостик (рассматривают, определяют цвет, размер) Наверно кто-то потерял. Кто? (варианты ответов). Кто еще живет в лесу?

Ну что же, пойдемте искать хозяина этого хвоста.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым. (дети идут, высоко поднимая ноги)

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем (присаживаются и поглаживают ноги

ладонями снизу вверх)

И опять гулять пойдем.

Подходят к импровизированной «берлоге» медведя, обозначенной карточкой-схемой.

Восп. : Посмотрите, здесь чей-то дом? Как вы думаете, кто здесь живет?

(обратить внимание на карточку)

Воспитатель приподнимает ткань, дети видят спящего медведя .

Восп. : Да это Мишка спит, в берлоге спит. Домик у медведя называется

А в берлоге спит медведь.

Тише-тише, не шуметь!

А почему нельзя шуметь?

Восп. : Лес-это дом для многих животных. В лесу есть свои правила, и мы нарушать эти правила не должны. Как надо вести себя в лесу? (тихо, не шуметь, не ломать ветки, не забирать животных из леса).

Воспитатель и дети присаживаются на корточки и тихонько рассматривают медведя.

Восп. : Как вы думаете, это Мишка хвостик потерял? Почему?

Какого цвета шубка у медведя (коричневая)

А ушки какие? (круглые, маленькие, коричневые)

А хвостик?

Значит это не Мишкин хвостик.

Восп. : (укрывает медведя и тихонько отходит) Пусть спит, отдыхает, сил набирается. У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать. Проснется сильным, отдохнувшим.

Останавливаются у елочки, обозначенной карточкой «дупло»(белочки).

Восп. : Цок-цок-цок… Слышите, с нами кто-то здоровается.

Как вы думаете, чей это домик?

Как называется домик белочки? Правильно, домик белочки называется - дупло.

Так это белочка с нами здоровается - цок-цок-цок. Давайте и мы с ней так же поздороваемся: Здравствуй, белочка, цок-цок-цок.

Как вы думаете, это белочка хвостик потеряла? Почему?

Давайте проверим.

Какого цвета шубка у белочки? (рыжая)

Какая шубка на ощупь, погладьте белочку. (мягкая, пушистая)

Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки)

А хвостик (длинный, пушистый)

Восп. : Видим, белочка, это не ты хвостик потеряла. Ребята, белочка хочет нам что-то сказать. (белочка шепчет на ухо воспитателю). Белочка просит у нас помощи. Её шалунишки – бельчата разбросали все зимние запасы, всё смешалось и шишки, и орехи. Белочка просит, чтобы вы помогли ей разобрать запасы по корзинкам: шишки- в одну, орешки- в другую.

Дети разбирают припасы, обсуждают с воспитателем, что шишка- большая, колючая, а орех- маленький, гладкий.

Прощаются с белкой, она благодарит ребят за помощь.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Дети подходят к кустику, на нем обозначение- «дом» зайца.

Восп. : Как вы думаете, чей это домик? (зайца)

Что-то его не видно. Это хвостик зайца?

Какого цвета у зайца шубка? (белая)

Какие у зайца ушки? (длинные, а хвостик? (беленький, короткий)

Зайка, ты случайно хвостик не потерял? (слышен плачь зайки)

Воспитатель показывает бесхвостого зайца, он грустит. Ребята его жа-леют, а воспитатель незаметно прикалывает хвостик.

Восп. : Не плачь, зайка мы нашли твой хвостик.

Зайка: Спасибо вам, ребятки. (зайцу весело, он радуется)

Восп. : Зайка так обрадовался своему хвостику, что хочет пуститься в пляс. И мы с тобой попляшем.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Восп. : Как мы весело поиграли с зайкой. Устали. Пора отдохнуть.

Релаксация «Зайчата».

Восп. : Возьмите коврики, расстелите их на полянке, ложитесь на спинку поудобнее. Ручки и ножки лежат свободно, расслабьтесь и закройте глазки. Слушайте мой голос.

Представьте, что вы маленькие зайчата. Маленькие зайчата очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть. Вам снится голубое небо, теплое, ласковое, нежное солнышко. Солнышко согревает вас и всё вокруг. Сейчас солнечный лучик коснулся ваших ладошек. Почувствуйте тепло солнечных лучей. Солнечный лучик поднимается по вашим рукам всё выше и выше, достал до плечика, вот коснулся щечек, пощекотал носик. Почувствуйте, как вам тепло, уютно и спокойно на лесной полянке.

Звучит тихая музыка.

Восп. : Теперь открывайте глазки, спокойно вставайте. И вот вы уже не зай-чата, а маленькие ребята.

Нам пора возвращаться. А давайте возьмем с собой зайчишку в детский сад, нам с ним будет весело. (ответы детей)

Посмотрите, зайчик загрустил. Почему?

Подумайте, можно ли забирать животных из леса и приносить их в дом? Почему? (рассуждения о доме, о маме)

Лучше мы в следующий раз с зайкой поиграем, когда придем в лес на прогулку.

До свидания, Зайчик. Береги свой хвостик.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Восп. : Ну вот мы и дома. Нас встречает ласковое солнышко.

Давайте расскажем солнышку: где мы были, что видели, о чем узнали.

Где мы были?

Кого мы встретили в лесу?

Давайте покажем солнышку, в каких домиках живут звери в лесу.

Открывается мольберт со схемами домов. Дети должны расселить жи-вотных. Медведя- в берлогу, белку- в дупло, зайца- под куст.

Восп. : А еще мы сделали доброе дело. Какое (вернули зайцу хвост, помогли белке разобрать припасы, не разбудили медведя)

Вам понравилась прогулка по лесу?

Помните, ребята, что лес- это дом для многих растений и животных.

Поэтому лес нужно беречь, сохранять и защищать, чтобы животные могли там жить, а люди- гулять и дышать свежим воздухом. А еще в лесу можно найти много разного природного материала: шишек, орехов, веточек, листочков.

Звучит волшебная музыка.

Восп. : Посмотрите, ребята, произошло чудо. В нашей корзинке появились игрушки, да не простые, а из природного материала (шишек). Это лес благодарит вас за вашу доброту и заботу, и преподносит вам свои дары.

Ребята, солнышко согрело нас своим теплом и лаской, лес одарил нас своими подарками. Давайте и мы поделимся с нашими гостями хорошим настроением и подарим им наши улыбки. Чтобы они смогли забрать с собой частичку нашего тепла (дети сдувают настроение с ладошки).


Тема: «Как звери готовятся к зиме»

Программное содержание: познакомить детей с понятием дикие животные; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму. развивать смекалку, воображение, связную речь, умение слушать; воспитывать любовь к животным.

Материалы: слайды с изображением животных: зайца(зимой и осенью), волка, лисы, белки, ежа, медведя.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите в окошко, какое сейчас время года? (осень)

Почему вы решили, что на улице осень? (что на улице стало холодно, деревья стоят голые, солнышко светит редко)

Молодцы! А что изменилось в одежде людей? В чем одеты вы сегодня пришли в детский сад? (Люди стали одеваться теплее, надели шапку, теплые ботинки, штанишки, кофту, варежки, шарф.)

Ребята, вы сказали, что сейчас на улице холодно, значит прежде чем отправиться на прогулку, мы одеваемся. Покажите нам, как вы будете одеваться, что оденете сначала.

Проводится дидактическая игра « Кто что оденет»

Дети имитируют движения последовательности надевания одежды.

Сначала наденем штанишки и сапоги, затем наденем кофту и шапку, после этого наденем пальто и завяжем шарф.

Правильно. Ребята, вот мы с вами стали одеваться тепле, а как же звери в лесу приготовились к холодам? (выслушиваются ответы детей). Давайте мы с вами отправимся в лес и посмотрим, как же звери приготовились к холодам.

Дети вместе с воспитателем идут в инсценированный лес.

Физкультминутка.

Ребята, чтобы нам по дороге не было скучно, мы с вами будем напевать песенку, повторяйте за мной:

По тропинке в лес пойдем

Лужи мимо обойдем

Посмотрим вверх на солнышко

Посмотрим вниз на травку

Перепрыгнем ручеек

Прыг-скок, прыг- скок.

Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас. (Дети садятся на стулья вокруг перед экраном)

Кто мне скажет, как называют животных, которые живут в лесу. (Дикие)

Правильно, животные, которые живут в лесу, называются дикими. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку

Кто это ребята? (зайчик)

Молодцы! Что же зайчик зимой делает в лесу? (бегает, прыгает) (Слайд с изображением зайца)

Правильно, а от кого прячется зайчик в лесу? (от волка и лисы) (слайд с изображением волка и лисы)

Правильно, а вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом? Может, кто-то мне расскажет, почему? Летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег.(слайд с изображением белого и серого зайца)

А теперь послушайте еще одну загадку:

Она сегодня ловко,

Шишек принесла в кладовку,

Да на остреньких сучечках,

Поразвесила грибочков.

Кто же это? (белка) (слайд с изображением белки)

Что делает белка в лесу? (прыгает по деревьям, собирает шишки и грибочки)

Молодцы, а куда она их складывает? (в домик)

Белкин домик называется дупло, белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно.

Ребята, посмотрите, что же тут пор елкой, лежит за мешок с иголками? (ежик)(слайд с изображением ежа)

А что же он тут делает? (Несет листочки)

Куда он их несет? (выслушиваются ответы детей)

Да, ежик несет листочки, чтобы сделать себе норку, теплую и мягкую, в которой проспит всю зиму.

А теперь послушайте еще одну загадку:

Хитрая головка,

Рыжая плутовка,

Хвост пушистый- краса,

Кто это? (лиса)(слайд с изображением лисы)

Молодцы . А ЧТО ЖЕ ЛИСА ДЕЛАЕТ В ЛЕСУ ? (выслушиваются ответы детей)

Лиса обладает острым нюхом, она даже через снег чувствует, где находятся норки ежей и мышей, вот и ведет она охоту на них, да еще и зайчиков успевает пугать. А где живет лиса? (В норке.)

Вот вам еще одна загадка:

Он большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной,

Он живет в лесу дремучем,

Очень любит мед пахучий. (медведь)

Где же медведь, почему его не видно в лесу? (спит)

А где спит медведь? (в берлоге) (слайд с изображением медведя в берлоге)

Да, ребята, ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, что ему делать? Нечего. Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму. Принес туда сухих листьев, чтобы не замерзнуть и уснул.

Вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Пора нам возвращаться в детский сад.

По тропинке в сад пойдем

Лужи мимо обойдем

Посмотрим вверх на солнышко

Посмотрим вниз на травку

Перепрыгнем ручеек

Прыг-скок, прыг- скок.

Ну вот мы и садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Кого вы там видели? Что звери делали в лесу? Как они готовились к холодам? (Выслушиваются ответы детей)

Мне понравилось, как вы отвечали, внимательно слушали. Молодцы!

Мне приятно было с вами общаться. Спасибо!