Конспект по логопедии. Логопедическое занятие в доу по фгос

Статья из опыта работы. На занятии у логопеда.


учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: в данной статье описывается то, чем занимается логопед на занятиях с детьми. Предназначена для родителей, учителей - логопедов, старших школьников (для выбора дальнейшей профессии).
Цель: знакомство с составляющими логопедического занятия.
Задачи:
- познакомить с работой логопеда с детьми;
- повысить интерес к профессии «логопед»;
- помочь молодым специалистам при планировании занятий.

Из каких частей состоят логопедические занятия?
Любой логопед, после всестороннего обследования ребёнка, начинает свою работу в разных направлениях.
Развитие артикуляционной моторики у детей:


- массаж и самомассаж органов артикуляции (языка, губ, щёк, лба, ушей, шейной воротниковой зоны);
- артикуляционная гимнастика для укрепления и развития точности движений мышц языка, губ, мягкого
нёба, нижней челюсти.
Развитие речевого дыхания:

На вдох – надуваем животик, на выдох – сдуваем;
- обучение глубоко дышать носом и ртом;
- развитие правильного удлинённого выдоха через нос и рот;
- обучение длительному сильному выдоху в положении губ «трубочка»;
- обучение длительному сильному выдоху на высунутый язык.
Развитие фонематических функций:
- узнавание не речевых звуков;
- узнавание речевых звуков;
- выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов;
- различение гласных и согласных звуков;
- подбора слов на заданный звук;
- определения места звука в слове;
- анализа и синтеза слов.
Развитие психических функций:


- восприятия;
- слухового и зрительного внимания;
- слуховой и зрительной памяти;
- мышления;
- воображения.
Развитие мелкой и общей моторики:


- пальчиковая гимнастика;
- графо – моторные навыки;
- речь с движением;
- конструктивный праксис;
- ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве.
Обогащение словарного запаса:
- различными частями речи (существительными, прилагательными,
глаголами, числительными…);
- предлогами;
- обобщающими понятиями;
- антонимами;
- синонимами;
- омонимами.
Формирование слоговой структуры слова:
- воспроизведение ритма;
- выкладывание фишек по количеству слогов;
- повторение разных слогов (прямых, обратных, со стечением);
- повторение слов различной слоговой структуры;
- повторение предложений различной слоговой структуры;
- повторение чистоговорок и скороговорок.
Развитие грамматического строя речи:


- изменение существительных, прилагательных, глаголов по родам,
числам, падежам;
- согласование существительных с прилагательными, числительными;
- обогащение речи предлогами, приставками;
- образование относительных, притяжательных прилагательных;
- образование существительных с уменьшительно – ласкательными
суффиксами.
Развитие связной речи:
- составление предложений;
- пересказ по мнемотаблицам;
- пересказ коротких рассказов;
- составление описательных рассказов;
- составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин;
- придумывание загадок, рассказов, сказок самостоятельно (частей);
- разучивание стихов, диалогов;
- обучение задавать и отвечать на вопросы.
Обучение чтению:


- знакомство с буквами;
- слияние обратных слогов;
- слияние прямых слогов;
- составление и чтение слов;
- составление и чтение предложений;
- чтение небольших текстов.

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.(подгот.группа)

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: образовывать множественное число существительных;
ласкательными суффиксами;

и ритмом речи;

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры «Где чья тень?»
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)
2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)
3. Игра «Подбери признак»

Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
5. Игра «Один- много»
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны



3раза.)

7. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Суп из гороха- гороховый
8. Игра «Где чья тень?»(найти тени овощей)


Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
-развитие внимания, памяти, мышления.
рассказа, мяч.
Ход занятия:
(картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)
2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
глаза. Чего не стало?)
3. Игра «Подбери признак»
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
4. Составление простого предложения (с опорой на картинку).
Например: «У меня зеленый огурец» и т.п.
5. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
6. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем («Таскают»)
И картошки накопаем. («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут»)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
Например: «Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.»
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).
3. Игра «Подбери признак»
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….
4. Игра «Большой- маленький»
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра «Один- много»
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра «Посчитай фрукты».
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.
8. Игра «Догадайся что я хочу сок или варенье.»
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….
9. Игра «Что приготовим?».
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.
Чего больше яблок или помидор?

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас «фамилия» одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра «Угадай про какой фрукт я говорю»
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра «Угостим зверюшек».
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.«Я дам яблоко мишке» (зайке, слоненку,….).

5. Игра «Что приготовим?»(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
«Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок».
6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
7. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: «ковшиком», указательным
пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: «Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок».
Анализ рассказов.
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.

ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
начиная с большего.)

большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
2. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес». (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.
3. Игра «Большой- маленький»

Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.
4. Игра «Один- много»
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,


6. Игра «Что приготовим?».
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье
7. Игра «Что это?»(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра «Мозаика» (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра «Кто, где, откуда» (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Игра «Подскажи словечко».
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
2. Игра «Чего в лесу много?» (составление предложений)
Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы».
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.
3. Игра «Что приготовим?» (по картинкам)
Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.
6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.
Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).
3. Игра «Большой - маленький»
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка
4. Игра «Один - много»
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.
5. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
5. Игра «Наоборот»

6. Игра «Подбери признак».
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…
7. Игра «Назови лист» (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…
8. Игра «1, 2, 5»
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Что изменилось?»
(картина на фланелеграфе).

4. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
8. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

ТЕМА: «ИГРУШКИ».


Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;
- выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.


Ход занятия:


И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.

2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)
Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
Назовите свою любимую игрушку.
Всем хочется чтобы игрушек было много?
Давайте поиграем.
3. Игра «Один- много»
Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра
4. Игра «Большой - маленький»
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники
Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки
Утка - уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц - зайчик – зайчики ведро- ведерко - ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек - совочки

5. Игра «Что из чего».
У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…).
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

6. Физкультминутка «Мячик».
. бы удары по мячу)

Прыгают, как мячики.

7. Игра «Сделай, что скажу, и скажи, что сделал».
- Катя возьми машинку со стола, и отдай её Тимуру.
- Что ты сделала?
- Тимур, что ты сделал?
- Алина возьми куклу со стола, и отдай её Жене.
- Что ты сделала?
- Женя, что ты сделал?
- Никита возьми мяч со стола, и отдай его Грише.
- Что ты сделал?
- Гриша, что ты сделал?
- Паша возьми мишку со стола, и отдай его Лере.
- Что ты сделал?
- Лера, что ты сделала?
- Вова возьми зайчика со стола, и отдай его Ульяне.
- Что ты сделал?
- Ульяна, что ты сделала?
- Кирилл возьми цыпленка со стола, и отдай его Ане.
- Что ты сделал?
- Аня, что ты сделала?

8. Игра «Какой, какая,какие»
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые….

9. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой - мяч, самолет,….
Моя – кукла, машина,….
Моё – ведро,….
Мои – игрушки, кубики, куклы,….
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
«Помоги Андрюшке».
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка с косой.
Следом за ними – еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?

ТЕМА: «ИГРУШКИ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
- дифференцировать предлоги на, под;
- закрепление умения подбирать прилагательные к
существительным;
- учить составлять предложения по образцу;
- учить составлять рассказ - описание;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).
Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (мяч)
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица – для маленькой темница.
Красные щечки, пестрые платочки.
Хлопают в ладошки веселые ….(матрешки)
Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (скакалка)
Сегодня все ликуют: в руках у детворы
От радости танцуют воздушные …(шары)
Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (конструктор)
2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Какой, какая, какие»
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый,…

4. Игра «Что из чего».(составление предложений по образцу)
Игрушки сделаны из разного материала.
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит она железная.
Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)

5. Игра «Где игрушки»
(составление предложений по демонстрируемому действию)
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.

6. Физкультминутка «Мячик».
Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.

7. Игра «1, 2, 5»
Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
мишка)
Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
матрешка)
одно ведро, два ведра, пять ведер.

8. Составление описательного рассказа.
Это - кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С
куклой нужно обращаться аккуратно.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО»

Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова – антонимы;
- практическое употребление в речи предлога на;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
- развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением человека, мяч, картинки, кукла, доктор Пилюлькин.

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика(повторение ранее заученных).

2. Введение в тему.
В гости пришел доктор Пилюлькин. Он познакомит нас с теми частями
тела, которые мы еще не знаем.
Это (голова). Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)
Что на лице? (глаза, нос, рот, щеки, подбородок, брови).
Что на руке? (пальцы, ногти, локоть)
Что на ноге? (колен, пятка, пальцы, ногти).
Что на туловище? (живот, грудь, спина, бедра).

3. Игра «Один - много»
Доктор вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос, рот….
Доктор лечил глаз – глаза нога - … рот – рты
нос - … рука - … лоб- …
ухо - … палец - … живот - …

4. Игра «Что у тебя, а что у куклы?»
У тебя лицо, а у куклы личико.
У тебя уши, а у куклы ушки.
У тебя глаза, а у куклы глазки.
У тебя нога, а у куклы ножка.
У тебя щека, а у куклы щечка.
У тебя живот, а у куклы животик.
У тебя лоб, а у куклы лобик.
У тебя нос, а у куклы носик. И т. д.

5. Игра «Наоборот» (по картинкам).
Девочка высокого роста – (девочка низкого роста).
Волосы темные – (волосы светлые).
Волосы длинные – (короткие)
Волосы кудрявые – (прямые)

Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - грустный.

6. Физкультминутка.

7. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой – (лоб, нос и т.д.) Моё – (лицо, тело и т.д.)
Моя – (рука, спина и.т.д.) Мои – (ноги, уши и т.д.)

8.Игра «Найди ошибку».
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - усвоить категории родительного падежа;
- учить согласовывать существительных с числительными;
- учить подбирать существительные к прилагательным;
- учить пересказу;
- обучать отгадыванию загадок;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: цифры, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Живут через дорожку, а друг друга не видят. (глаза)

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

Если б не было его, не сказали б ничего.(язык)

Пять братьев вместе родятся, а росту разного.(пальцы)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Один говорит, двое смотрят и двое слушают. (язык, глаза, уши)

2. Игра «Чего не видно?» (части лица и тела закрывают)

3. Игра «Про что можно сказать…»
Маленький – носик, ротик, пальчик.
Маленькая – ручка, ножка, головка.
Маленькое – ушко.

4. Игра «1, 2, 5»
Один нос, два носа, пять носов. (глаз, рот, палец)
Одна щека, две щеки, пять щек. (рука, нога, голова)
Одно ухо, два уха, пять ушей.

5. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра «Ухо, нос, рука…» (показать, что называют).

6. Пересказ рассказа «Для чего руки нужны» (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как–то дедушка вн

Виктория Майгурова
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

Ход деятельности:

Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

Звучит музыка ветра.

Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

Смотрит вверх

И смотрит вниз

Мышцы шеи напряглись

Возвращаемся обратно

Расслабляться так приятно.

(Возвращаемся в исходное положение).

Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

Экспериментальная работа

Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

Логопед: - Что же вы видели на экране?

Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

Логопед: - А, что вы слышали?

Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

«Мы в город звуков речи

Идем и ждем мы встречи

Со звуками родными

Они ведь там живут

И есть у нас желанье

Красиво говорить

И всех без исключения

Сегодня удивить»

Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

Можно их тянуть трубой

Или просто их открой

Просят даже наши зубки

Шире открывайтесь – (губки)

Когда мы едем – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

Он скакать во рту привык

Шаловливый наш (язык).

Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

Звуки бывают:

высокими – низкими,

тихими - громкими,

грубыми – нежными

долгими – короткими,

А еще звуки бывают:

теплыми - холодными

Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

ШШШШШШШШШШШШШ….

Дети, какая воздушная струя?

Ответ детей: Воздушная струя теплая

А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

Какая воздушная струя?

Ответы детей: Воздушная струя холодная.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

1) – Назовите первый звук в словах:

«Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

2) – Назовите первый звук в словах:

«Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

3) – Назовите первый звук в словах:

«Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

4) – Назовите первый звук в словах:

И – И – И

«Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

5) – Назовите первый звук в словах:

Э – Э – Э

«Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

Ы – Ы – Ы

«Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

Подберите каждому символы – звуку, его букву.

Дети подбирают буквы к символам-звукам.

Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

Логопед: - Что мы узнали о буквах?

Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма ( , дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог занятия.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.