Педагогическое общение с детьми и родителями. Стиль общения педагога с родителями. Вопросы для самопроверки

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

17.10. Общение учителей с родителями учащихся

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает общение с родителями учащихся. К сожалению, этому аспекту коммуникативной деятельности учителя психологи почти не уделяют внимания.

Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам своих детей в школе, кружке, спортивной секции. Чем шире такая информация, тем больше у учителя возможностей эффективного педагогического влияния на родителей и учеников. Кроме того, обладание такой информацией позволит учителю быть тактичным в обсуждении некоторых вопросов (например, он не станет вызывать в школу отца, которого у ребенка нет).

Некоторые педагоги стремятся в разговоре с родителями тотчас же выложить все претензии. Однако ничего, кроме раздражения родителей, они не добьются. Учитель должен учитывать, что любовь родителей к своему ребенку делает для них оценки и требования учителей крайне субъективными, не соответствующими, по мнению родителей, действительности. Это вызывает недовольство родителей учителем, а если к этому присовокупляется равнодушие или бестактность учителя, то результатом такого общения может быть негативное отношение к школе вообще. Учитель, встречающийся с родителем ученика в первый раз, должен высказать свои впечатления о ребенке, перемежая положительные его стороны с недостатками, но не делая при этом никаких акцентов и проявляя максимум осторожности и такта. Если в беседе будут преобладать вопросы учителя об учащемся, просьбы, советы, то она будет воспринята родителем положительно. Он поймет, что учитель искренне заинтересован в результатах учебно-воспитательного процесса, и захочет помочь учителю. Советы и рекомендации не следует давать в категоричной, безапелляционной форме. Лучше для этого использовать примеры.

Как отмечает Е. И. Рогов, с ростом стажа педагогической деятельности учителей все меньше становится родителей, с которыми общение ограничивается лишь учебными вопросами или родительскими собраниями, и увеличивается число родителей, с которыми установились определенные отношения (табл. 17.5).

Таблица 17.5. Распределение ответов учителей на вопрос: «Как складываются ваши отношения с родителями учащихся?» (% от числа опрошенных)

Учителя, часто неоправданно, возлагают большие надежды на совместные собрания родителей и учащихся. Если цель собрания - обсудить организацию общей интересной деятельности, то такое собрание вполне уместно. Но если его цель - привлечь родителей к обсуждению нерадивых учеников, то результаты такого собрания могут быть лишь отрицательными. Ведь учитель не может знать, как тот или иной родитель (особенно в присутствии других родителей) и ученик отреагируют на его критические высказывания. Ведь затрагиваются честь и достоинство родителей и ученика. Как правило, общение учителя со многими родителями после таких собраний значительно ухудшается, многие из них после этого стараются обходить школу стороной. Кроме того, нарушаются и отношения в семье.

Поэтому на родительских собраниях лучше подчеркивать то положительное, что есть у каждого ученика, а критику оставить для беседы с родителем с глазу на глаз.

Греехнев В. С, 1990, с. 92–93.

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

3.5. Психологическая поддержка творчески одаренных школьников и учащихся с проблемами Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, с отставанием в развитии, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?» Чтобы понять, насколько хорошо или насколько плохо вы слушаете своих учеников, выполните следующие упражнения.Упражнение 1 Прочитайте утверждения. Отражают ли они ваше поведение во взаимоотношениях с учениками и в

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Методические рекомендации для учителей, психологов и родителей Ваши дети или ученики пользуются современной методикой развития памяти – голографической памятью.В чем ее особенности?Если при обычном вспоминании мы просто стараемся что-либо вспомнить, то при

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Советы для учителей, работающих со сверхчувствительными учениками? При обучении СЧЛ следует применять другие стратегии, отличающиеся от применяемых при обучении всех остальных. СЧЛ усиливают свою восприимчивость: это значит, что они улавливают нюансы в обучающей

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

17.6. Виды воздействий учителя на учащихся Виды воздействий учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

17.7. Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществляться в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения, шутки.Проявление

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

17.9. Взаимоотношения учителей с учащимися По данным Н. И. Гуткиной (1984), взаимоотношения между учителями и учащимися испытывают значительные трудности. Ученики отмечают следующее: отсутствие взаимопонимания и человеческой близости с учителем - 43 %; необъективный

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

8.5. Помогающая деятельность учителей и воспитателей Сущность деятельности педагогов (воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей, коррекционных педагогов) состоит в помощи ребенку сформироваться как личности, получить образование. Поэтому, по мнению М. В.

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Стиль общения и конфликты учителей с учениками Конфликтное взаимодействие, приводящее к утрате внутренних контактов с детьми, чаще всего обусловлено поспешными эмоциональными реакциями педагога – публичным выяснением причин ученических проступков типа опоздания на

Из книги автора

Причины конфликтов учителей с учениками М. М. Рыбакова отметила, что «такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе».Приведем основные причины конфликтов, следуя этому автору: «малая

Из книги автора

Ориентация на ровесников крадет учителей у учеников Незрелым молодым людям учиться помогает привязанность. Чем меньше у ребенка энергии становления, интегративных и адаптивных способностей, тем больше он зависит от привязанности. В пятой главе я разъяснил, что с

Из книги автора

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ Взаимоотношения учителей с учащимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель в принципе достаточно подготовлен к организации и поддержанию таких взаимоотношений, он видит ученика в основной сфере

Трудностей в организации общения между родителями и педагогами на самом деле много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная...

Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» . Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность

Знания (содержательный компонент)

  • о семье
  • об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

«Нарисуем» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно

Психологи выделяют три cоставляющие общения:

  • Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
  • Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
  • Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной, эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор ».

Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств. Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций "хорошо" и "плохо", "правильно" и "неправильно", в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю "прокурор", поскольку здесь одной из главных целей педагога является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю "прокурор" стиль "адвокат" подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

  • родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
  • родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции "адвокат" - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль "адвокат" легче использовать в повествовательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его.

Конфликты родителей и воспитателей в детском саду

Причины могут быть как объективными, так и субъективными.

Объективными причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.

Субъективные причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от детского сада.

Неоправданно позитивные эмоции возникают в том случае, если родители убеждены, что детский сад научит ребенка всему. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает напряжение между воспитателями и родителями. Важно понимать, что детский сад многое делает для развития детей. Но он не сможет заменить ребенку родителей и их воспитательное воздействие.

Неоправданно негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.

Другой субъективной причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих родителей воспитатель - символ власти, который поучает их. Когда воспитатель дает родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих. Это ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

Конечно, и у воспитателей есть "свой список" претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!

Воспитателям:

  • информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
  • показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
  • грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
  • использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями

(беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).

Родителям:

  • Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
  • Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
  • Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.

Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща - это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

  • Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  • Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  • Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  • Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  • Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  • Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

МОУ « Медновская» СОШ

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает
общение с родителями учащихся.
Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему
важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней
жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере
взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам
своих детей в школе, кружке, спортивной секции.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием
и взаимными претензиями.
Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или
отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя,
возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению
желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же
ребенка.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и
другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование
детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей
такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их
судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя
является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя
профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами
взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей
должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и
повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе
классного руководителя, так как это может быть источником обид,
раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после
категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная
норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и
формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение,
единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в
том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,
требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям
родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и
активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и
начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют
педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и
ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость
неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель
– лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться
интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или
невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный
руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют
сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями
ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным,
доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение
добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем
воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные
стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие
личности. Формирование характера воспитанника не обходится без
трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как
проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия,
неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности
педагога.
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы
родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и
умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо
продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего
специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе учителя;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе учителя должны
учитываться:

сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему
необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать
возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную
информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший
мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а
сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной
стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и
доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у
педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений,
начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный,
невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать
рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный,
опрятный, но неорганизованный». Переходить к нелицеприятным фактам
лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю
Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»
или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за
этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а
на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей
относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение
«Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству
к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно
оно делает разговор беседой, диалогом.
От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое
сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он,
используя приемы активного слушания, может узнать много важного и
необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим
видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по
поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…»,
«Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия
предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и
способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если
родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию,
доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на
основе приема рефлексивного слушания­«резюмирования»: «Если теперь
подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего
сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–
отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею,
проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

При проведении беседы учителем по инициативе родителей необходимо:
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают
время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет
времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо
избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и
запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает
временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если
нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на
неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на
самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у
родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за
беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией,
что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе
ситуация может стать неуправляемой.
 Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я
вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять
Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный
характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными
фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень
обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью
убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные,

хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах
родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу
беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых
точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.
При проведении родительского собрания
Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей.
Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд.
Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают
применение различных методов.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того,
чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им
было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью
информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей
нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но
еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление
слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
 Главное требование – начало разговора должно быть кратким,
эффектным и четким по содержанию.
 Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3
предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально
спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
 Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но,
подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей,
которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах
родителей.
 Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало
встречи затянулось, возникли накладки и какие­то недоразумения.
Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так,
как планировалось.
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в
позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в
глазах слушателей.

 Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе
внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не
напоминал урок.
 Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных
этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце
разговора нам с вами предстоит…».
 Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи.
Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по
ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей
сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего
монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске
или листе бумаги.
Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?
 Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем
кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский
стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они
бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
Если класс большой, придется стоять. Опять­таки – рядом со столом, время
от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет
управлять вниманием слушателей. Если вы говорите
очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам
стульев. При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и
осмыслить, отойдите к доске. Соотнесите голос с размерами помещения.
Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
– повторение последних слов,
– модулирование акцентов при помощи голоса.
 Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на
две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они
умеют думать. А думать лучше всего в паузах.
 Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно
транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна
соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт
ей.
Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые,
доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и
многое другое, что вам хорошо известно.
 Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

 Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в
сторону.
 Четко определите тему и придерживайтесь ее.
И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл:
они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом,
поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и
четко.
Педагог­психолог: С.А.Лебедева.

Тема: ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

ПЛАН

    Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

    Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

    Проведение беседы учителем по инициативе родителей.

    Психологические основы проведения родительского собрания.

1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.

Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за нею. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

Контакт между учителем и родителями возможен тог да, когда и те и другие осознают, что у них общая цель хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и роди гели.

Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.

Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления кон тактов с семьей.

Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровни их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило . Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Индивидуальное общение.

При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:

    цель;

    манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Может быть, два варианта такого общения:

    1. по инициативе учителя;

      по инициативе родителей.

2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

    Постановка психологической цели.

Что я хочу от родителей? Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельности.

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствую о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияю, на общение учителя и семьи.

    Организация начала диалога..

I Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним, но имени-отчеству.

    Установление согласия на контакт то означает, что учитель обязательно обговариваем время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

    Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель за ученическим.

Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка ), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю, я ребенка , вижу в нем и положи тельные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, по и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но...» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факт о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ, о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, организованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Пено, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «я не могу понять...», «Меня беспокоит...», «Я хочу понять, что стоит за этим...».

Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын» т, е. противопоставлять себя и родителей.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для того педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств, но поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды па...», «Меня удивило...», «Я огорчена...» и т.д. Выполнение этого условия" предотвращаем возникновение конфликта при разнице во мнениях, и способствует взаимопониманию споров.

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени - отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

3. Проведение беседы учи гелем по инициативе родителей.

/. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избегания диалога следует сообщить ей, ч то он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в минут. Если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря па неблагополучные обстоятельства.

1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что па самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться" понять, ч то же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Следите за своей позой!

Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь, попять Вас...», «Давайте вместе разберемся» - придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы па деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе учителя.

4. Психологические основы проведения родительского собрания.

Почти всегда цель родительского собрания информирование родителей. Следовательно, педагог выступает па собрании в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. По это только на первый взгляд. Учить и информировать задачи совершенно разные и предполагают применение различных методов.

Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает, подмену: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в" которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. Л это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.

Начало разговора.

    Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.

    Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2 3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

    Если это ваша первая встреча - правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

    Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. *

Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

    Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.

    Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

    Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.

Можете сказать, что на все вопросы, которые буду! заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?

    Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.

Ни в коем случае не за столом! то такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.

    Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей.

    Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым нартам или рядам стульев.

    При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

    Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:

    повторение последних слов,

    Следите за паузами: они должны быть!

Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а с взрослыми людьми. Они умеют думать.

    Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.

При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.

Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движения рук при жестикуляции от себя, а не на себя, и многое другое, что вам хорошо известно.

    Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

    Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.

    Четко определите тему и придерживайтесь ее.

И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они, проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.

Консультация для воспитателей

«Общение педагога с родителями»

План:

  1. Проблемы взаимодействия
  1. Сферы возникновения трудностей во взаимоотношений;
  2. Представление об идеальном воспитателе и идеальном родителе у воспитателей и родителей;
  3. Представление родителей и педагогов о важности семейного и общественного воспитания.
  1. Приоритетное направление работы;
  2. Позиции общения.
  1. Рекомендации по организации взаимодействия.

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, довольно неоднородны, что проявляется в социально – экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными (хорошо одеваются, разнообразие в еде, много игрушек), где женина одновременно мать и бизнесвумен, внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным. Таких детей воспитывают бабушки и дедушки или гувернантки. Из-за этого такие дети постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.

В семьях, где муж способен материально обеспечить семью, он практически не принимает участия в воспитании ребенка. Матери в таких семьях чаще всего домохозяйки. Они по – разному подходят к воспитанию ребенка. Если мать больше занята собой, происходит полное устранение от вопросов, связанных с личностным развитием ребенка. Для других воспитание ребенка является единственным способом саморегуляции. Чрезмерная опека приобретает уродливые формы и отрицательно влияет на здоровье и развитие ребенка.

В семьях с низким достатком существуют другие трудности. эти люди чаще всего остаются верными своему профессиональному выбору и ищут иные источники дохода. Такие родители характеризуются повышенным уровнем тревожности, связанным с нереализованными потребностями из – за нехватки денег. Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игр и игрушек. Их родители не могут посещать мероприятия, проводить отпуск.

  1. Сопоставим сферы в которых родители и воспитатели хотят получить помощь друг от друга.

А. перспективы развития и обучения ребенка (подготовка к школе, интеллектуальное развитие ребенка, дети левши и др.)

Б. ситуативные поводы, связанные с поведением и обучением ребенка (чем ребенок занимался, как кушал, как спал и др.)

В. Организационные поводы (оплата за посещение, выучить стихотворение, помощь по группе и др.)

Основные поводы: - ситуативные

Организационные

Гораздо реже они взаимодействуют по поводу перспектив развития и обучения ребенка, а так же вопросов, выходящих за пределы того, как ребенок провел день в детском саду.

  1. Многие родители заинтересованы в воспитании ребенка, что он им не безразличен, и то же самое можно сказать и о воспитателях, то есть отчуждение ребенка от семьи и детского сада нельзя считать причиной трудностей во взаимодействии родителей и педагогического коллектива ДОУ.

Хотя обе стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества. Отсутствие стремления к сотрудничеству может быть может быть связано с различным представлением о важности воспитательных функций, выполняемых другой взаимодействующей стороной, и стремление взять все воспитание и обучение ребенка на себя каждой из взаимодействующих сторон.

Таким образом, можно предположить, что, с одной стороны, семья недооценивает роль дошкольного учреждения в процессе воспитания ребенка, а с другой стороны – педагогический коллектив дошкольного учреждения недооценивает роль семьи.

  1. Воспитатели оценивают важность почти всех воспитательных функций семьи ниже, чем воспитательных функций детского сада (готовность к школе, развитие дисциплины, общение со сверстниками).

Родители более высоко оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками. В остальных сферах оценка родителями воспитательных функций семьи и детского сада приблизительно одинаковы.

Исключением является только индивидуальное развитие ребенка. Важность семьи в выполнении этой функции родители и педагоги оценивают одинаково высоко. Воспитательные функции детского сада и семьи родители оценивают выше, чем воспитателя.

  1. Взаимодействие педагога и родителей.
  1. Работа с семьей, ее привлечение к жизни детских групп, выращивание общности, возникшей в первые же дни между родителями и педагогами – одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива. Пока не сложилась это общность, родители и педагоги чувствуют себя не столько единомышленниками и сотрудниками, сколько оппонентами, находящимися по разные стороны своеобразной баррикады, которую нередко обозначает входная дверь в группу. Дети рано усваивают, что одно годится для детского сада, а другое только для дома, что в одном из этих мест можно позволить себе то, о чем в другом и подумать страшно.

Для того, чтобы мама захотела выяснить с педагогом действительно волнующий её вопрос, обсудить с ним свои семейные сложности, нужно, чтобы она доверяла ему как специалисту, обладающему знаниями, которых у нее нет, и личностно как тактичному и доброжелательному человеку, который ни при каких обстоятельствах не злоупотребит ее доверием. Завоевать такой авторитет нелегко.

Для того, чтобы создать такую общность, необходима специальная целенаправленная работа, в которой используются самые разные формы общения. Важен характер семьи (их состав, внутрисемейные отношения, культурный уровень, материальный достаток и т.д.). С другой стороны важны личные и профессиональные особенности педагогов, которые строят общение с семьей. Как выглядит педагог – скромный и застенчивый человек, не уверенный в себе, или мягким, но уверенным, излишне самоуверенным, всегда имеющим на все готовый ответ.

  1. Например, для того, чтобы мама ребенка уверилась в том, что воспитателю действительно небезразличны проблемы ее сына или дочки, воспитатель должен войти в ее, мамин смысловой контекст. Нужно внимательно выслушать или тактично расспросить ее, воздерживаясь от оценочных высказываний, как бы принять на время точку зрения рассказчика. Вполне возможно, что, только основательно вникнув, воспитателю удастся разглядеть в том, что на первый взгляд казалось ему неприемлемым, свою правоту, а вместе с ней и возможные пути выхода. Это использование позиции «снизу» в общении с мамой ребенка. В это время общность между родителями и педагогом налаживается почти автоматически, после такого предметного общения им будет гораздо легче обсуждать любые проблемы ребенка и его семьи.

Позиция «сверху». Педагог, видя суть проблем развития ребенка и пути их разрешения, обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, может в процессе беседы с ними разъяснить им их ошибки, предложить изменить меры воздействия на ребенка, а так же конкретные приемы и способы взаимодействия с ним.

Но совершенно ясно, что для того, чтобы родители приняли эти советы, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе». Утеря ее грозит невозможностью влиять на мнение и поведение родителей в отношении ребенка.

  1. Рекомендации по организации взаимодействия:

Формы работы: беседы, консультации, лекции, собрания, родительские семинары. Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут в любое удобное для них время приходить туда, участвовать в их жизни, общаться с детьми и педагогами.

Празднование дней рождений и именин, еженедельные пятничные «чаи» в каждой группе, на которых родителям рассказывают и показывают все, что произошло в группе за неделю, и участие родителей во всяких событиях и праздниках и их помощь в подготовке и проведении таких событий.

Регулярно сообщать родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставлять информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей. Воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Жалуясь на плохое поведение ребенка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Сводя общение с родителями до минимума, сообщая лишь об административно – хозяйственных нуждах, воспитатель не может расположить их к диалогу и сотрудничеству и тем самым, в конце концов, лишает учреждение родительской поддержки. Кроме того, у родителей складывается мнение, что они нужны только для «поборов» и «черной работы».

Избегая общения с родителями, воспитатель вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к ДОУ.