Распространенные проблемы новорожденных и способы их решения. Проблемы с кожными покровами. Техника ручного сцеживания

Я не медик, я не буду писать о причинах депрессии и как ее лечить. Я напишу только о ситуации, когда у вас есть депрессия и в ней надо жить какое-то время. Пишу только из своего опыта, потому что все эти статьи о том, что такое депрессия, какой это ужас-ужас, и как срочно надо себя из нее за волосы тащить - они, честно говоря, огорчают своей неэффективностью. Статьи про депрессии должны писать люди в депрессии - тогда хоть рекомендации будут адекватными.

Итак. Есть такая Теория Ложек (очень рекомендую для прочтения). Депрессию легче проиллюстрировать на примере батареек, но по тому же принципу. В обычное время у вас, скажем, каждый день есть 10 батареек. Вы можете их потратить на множество дел. Например, на работу, на домашние дела, на воспитание детей, на спорт, на хобби. В каждое из этих дел вы инвестируете батарейку, а то и две, и на все дела у вас есть силы и вдохновение.
Когда вы в депрессии, из 10 батареек у вас остается 5-4. Если осталась 1, которой хватает только на поддержание жизнедеятельности, лучше сразу добрести до специалиста.
Для того, чтобы пережить депрессию максимально продуктивно, не давая ей разрушить свою жизнь, оставшиеся батарейки надо рационально распределить, то есть, научиться жить на 5-4 батарейки вместо 10. Подход требует определенной осознанности и планирования.

Как это сделать:
- Прекратите себя истязать за депрессию.
- Сократите свои дела и обязанности до необходимого для выживания минимума.
- Когда требуется делать что-то через силу, делайте это очень медленно.
- Живите в пределах одного дня.
- Общайтесь с теми, кто вас поддерживает, не пытаясь вас переделать.
- Сделайте своей обязанностью заниматься делами, которые заряжают ваши батарейки.
- Используйте время депрессии для того, чтобы получше с собой познакомиться, научиться о себе заботиться и выработать здоровый эгоизм.
Подробнее:

1. Прекратите себя пинать за то, что вы в депрессии. Прекратите себя пинать с целью вывести себя таким образом из депрессии. На самоизбиение за депрессию уходит 1-2 батарейки, так что вы вообще останетесь ни с чем.

2. Составьте список всех своих дел, обязанностей, необходимых контактов, которые вы осуществляете в недепрессивном состоянии. Допустим, вы ходите на работу, воспитываете ребенка или учитесь, занимаетесь домашним хозяйством, встречаетесь с друзьями, уделяете время хобби, проводите время с родителями, участвуете в общественной деятельности, ходите в спортзал. Затем вычеркните из списка все, что не является необходимым для вашего выживания. В итоге останется, например, источник дохода, потому что вам надо себя кормить и дети, потому что вы не можете их бросить. Общение с друзьями, хобби, общественная деятельность - все это надо вычеркнуть и отложить до окончания депрессии. У вас все равно не будет на это сил, но если вы примете сознательное решение их и не тратить, не заставлять себя и не тормошить, то вы можете сэкономить батарейку-полторы.

3. Прекратите себя пинать за то, что вы в депрессии. Прекратите себя пинать с целью вывести себя таким образом из депрессии. Вы останетесь без батареек вообще.

4. После того, как в списке остались только необходимые для выживания дела и обязанности, проанализируйте, сколько обычно сил вы вкладываете в каждое из них. Допустим, на работе в обычное время вы делаете карьеру, приходите пораньше, проекты сдаете выполненными на 150%, постоянно стремитесь искать новые идеи, после работы читаете литературу по специальности. Теперь перепишите список ваших рабочих дел и обязанностей: что абсолютно необходимо делать, чтобы просто не уволили? К карьере вернетесь после депрессии. Чтобы не уволили, надо, допустим, приходить вовремя, проекты сдавать вовремя и проекты должны быть в достаточно хорошо сделанном виде. Все. На время депрессии сосредоточьтесь только на том, чтобы выполнять свои рабочие обязанности достаточно хорошо, чтобы вас не уволили. На остальное у вас все равно не будет сил и заставлять себя - это забирать остаток сил, которые отложены на другие необходимые для выживания дела. Например, для воспитания детей. С воспитанием тоже самое: на время депрессии быть достаточно хорошим родителем, стремление к идеалу отложить до завершения депрессии.
Это тоже сэкономит вам 1-2 батарейки.

5. Прекратите себя пинать за то, что вы в депрессии. Прекратите себя пинать с целью вывести себя таким образом из депрессии. Если бы это помогало, вы бы давно уже вышли из депрессии.

6. Даже после того, как вы сократили свой обычный обьем дел и обязанностей до абсолютно необходимого минимума, у вас все равно не будет привычных сил и бодрости даже на минимум. Вам придется себя силой воли заставлять делать даже это, потому что ничего не хочется, только лежать лицом к стенке. Когда заставлять себя особенно трудно, делайте все медленно. Вам не хочется вставать - медленно переворачивайтесь на бок, медленно ставьте ноги на пол, медленно поднимайте себя с кровати и медленно идите умываться. Вы по-привычке хотите, чтобы у вас все было как раньше - вскочил, побежал. И чувствуете, что так - не получается. Вы впадаете в отчаянье, самоистязание и теряете уверенность в том, что вы вообще в состоянии функционировать. Во-первых, самоистязание тратит впустую батарейки. Во-вторых, функционировать вы можете, просто на пониженных скоростях. Если вы позволите себе делать все медленно, тупить, тормозить, делать в час по чайной ложке, вы будете в состоянии осуществить многое из того, что кажется невозможным. Хотя бы до ванны вы дойдете, сможете одеться на работу, приехать вовремя и выполнить необходимый минимум своих обязанностей.

Когда вы делаете что-то очень медленно, отслеживайте свое состояние. Например, как сокращаются ваши мышцы, когда вы встаете с кровати. Во время депрессии очень полезно "переселяться в тело" из головы. Как дышу, как лежу, что чувствует моя левая пятка. Во-первых, это освежающе интересно. Во-вторых, кататься в голове на чорном паровозе "о-боже-у-меня-депрессия-какой-ужас" и мысленно хлестать себя ремнем за депрессию - отнимает силы, и на работу, ребенка и минимальный уход за собой ничего не останется.

7. Не дергайте себя постоянными попытками что-то сделать с вашей депрессией и поскорее из нее выйти. Да, желательно прямо сейчас, упал-отжался и побежал быть продуктивным членом общества. Живите одним днем. С утра встали - думайте только о том, что сегодня надо сделать в пределах необходимого минимума. Не размышляйте, когда же закончится депрессия. И что будет, если она не закончится. И сколько вы упускаете, находясь в депрессии. И как жить дальше, раз жизнь так ужасна. Вы потратите целую батарейку на переживания, и у вас вечером ничего не останется на домашние дела или ребенка.
Почему люди в депрессии запускают свой внешний вид, перестают мыть голову, стирать одежду, принимать душ? Потому что немногие оставшиеся батарейки сожрал чорный паровоз в голове. Ладно бы он еще куда-то привез, так ведь он же бегает по кругу и расходует ресурсы в воздух.

8. По возможности, сократите общение с теми, кто стараются вас убедить, что жизнь прекрасна, доказать вам, что вы неправы в своей депрессии, унижают вас за вашу депрессию и пытаются вас всеми силами растормошить и вывести из этого состояния. Кое кто из них действует из лучших побуждений, просто сам никогда в депрессии не был и не знает, что это такое. Большинство из них за ваш счет решают свои проблемы. Это все тратит батарейки и усиливает ваше самоистязание за депрессию, что вообще оставляет вас без сил. А вам еще выполнять необходимые для выживания обязанности. Если получится, общайтесь только с теми, кто вас поддерживает, не пытаясь вас переделать.

9. Обычно литература по депрессии еще советует заниматься спортом, пить витамины, выходить на люди и не концентрироваться на плохих мыслях. По моему опыту - сил на спорт никаких нет, а на борьбу с мыслями - это тратить батарейки. Да вообще, как почитаешь статью по депрессии и методам "борьбы" с ней, так вообще ничего не хочется. Борьба слишком много сил отнимает.

Депрессия это хорошее время узнать себя получше, послушать свои черные мысли и чувства и принять их. Не надо пытаться остановить чорный паровоз в голове, разобрать у него рельсы, пустить его под откос. Присмотритесь к нему. Какая конструкция и модель? Какая труба? А колеса? И кто же постороил этот декаданс? В бинокль.

Да, бывают такие мысли и чувства. И что? Их хорошо записывать, рисовать, представлять в виде художественных образов. Можно заветси депрессивный блог - обычно, он собирает больше читателей, чем позитивный. Почему - загадка, но ваша депрессия в интернете получит больше отклика, сочувствия и поддержки, чем ваши посты о том, как прекрасен этот мир.
Если вы рационально использовали свои батарейки и смогли ослабить самоистязание за то, что вы в депрессии, вы обнаружите, что у депрессии есть своя красота и эстетика. Во время депрессии приходят весьма интересные, прочувствованные и яркие мысли. Ваш мир сократился до копеечки, многое внешнее перестало интересовать и находится как бы за стеклом, зато в пределах копеечки все очень живо, остро, наполнено глубоким смыслом. Другой такой возможности соприкоснуться с этим кусочком внутреннего мира, с этой уникальной, глубокой перспективой не будет. Кажется, Пруст, говорил, что лучшие его годы - это годы в депрессии?

10. Если вы обнаруживаете какие-то действия, которые позволяют вам подзарядить батарейки, осознанно и ежедневно выделяйте ему время. Не для баловства, а с целью добычи энергии для проживания. Если прогулка на свежем воздухе прибавляет вам сил, идите вечером гулять. Да, у вас подруга или мама на телефоне, домашняя работа или еще что-то. Решительно вешайте трубку и идите гулять. Это раньше вы могли разбазаривать свои батарейки, сейчас же - не те времена. Подруга или мама не помрут, а для вас - вопрос выживания и функционирования.
11. Депрессии, обычно, заканчиваются. Сами по себе, или правильным подбором антидепрессантов, или в результате психотерапии, или в результате восстановления гормонального баланса, или еще как-то. Вот так, только-только освоишься с ней, поймешь прелести здорового эгоизма и исключения из своей жизни всего наносного, ненужного и второстепенного, решаешь, наконец, собрать все свои депрессивные записи и рисунки и издать бестселлер, как оно бац - и все закончилось. Просыпаешься с утра и понимаешь - все. Все 10 батареек под рукой, сил и бодрости через край, грустные мысли исчезли, жизнь прекрасна и удивительна, впереди огромные перспективы, за окном прекрасный день.
И даже как-то грустно. Но ничего, ведь она же когда-нибудь снова вернется? И мы встретим ее во всеоружии. Заодно и бестселлер допишем.

О пользе грудного вскармливания сказано и написано довольно много. Ведь кормление грудью - это не только насыщение ребёнка самым лучшим для него продуктом питания, который дала сама Природа, но и тесные гармоничные отношения с самым близким человеком - мамой. Именно в период грудного вскармливания, на груди у матери малыш чувствует себя наиболее счастливым и защищённым.

Однако очень многих мамочек беспокоят проблемы дефекации у детей грудного возраста. Что делать если у малыша, который находится только на грудном вскармливании, уменьшается частота дефекаций, изменяется количество стула. Является ли это серьёзным нарушением в работе пищеварительной системы?
В отличии от детей, находящихся на искусственном вскармливании, характер и количество стула малыша, питающегося исключительно грудным молоком, бывает довольно разнообразным. В руководстве по грудному вскармливанию для медицинских работников, изданном Всемирной Организацией Здравоохранения, говорится, что стул ребёнка грудного возраста, находящего на грудном вскармливании может появляться с промежутком от нескольких раз в один день до одного раза в десять дней. По характеру стул может быть очень мягким. В случае, если это никак не отражается на ребёнке (вес и самочувствие малыша в норме), то подобная задержка стула является физиологической.

Кроме того, задержка стула может быть связана с ранним допаиванием водой или докормом ребёнка различными смесями и редкими прикладыванием к груди. Воздействие лекарственных препаратов: вакцинации также способствуют задержке дефекации. Эта проблема решается при помощи кормления малыша грудью по его первому требованию. Через небольшой промежуток времени стул, как правило, восстанавливается.
Стоит также обратить внимание на количество мокрых подгузников в день. После 6 недель жизни нормой считается 5-6 одноразовых и 6-8 тканевых подгузников. В случае, если ребёнок плохо набирает вес и редко мочится, следует обратиться к врачу.

Одной из причин задержки дефекации и снижения веса может быть то, что ребёнок недостаточно потребляет "переднее" или "заднее молоко". Давайте разберём подробнее, что такое "переднее" и "заднее молоко". В самом начале кормления ребёнок сосёт "переднее" грудное молоко. Это молоко сладковатое на вкус, жидкое, полупрозрачное. Оно полезно для детей тем, что содержит достаточное количество углеводов и жидкости. Снижение потребления "переднего" молока может привести к обезвоживанию или к твёрдому стулу.
Для того чтобы уровень содержания "переднего" молока не снижался, кормящая мать должна потреблять достаточное количество жидкости. Рекомендуется за полчаса до или сразу после кормления выпить стакан воды. Также при первом сигнал о жажде, немедленно её утолить. Газированные напитки, чай, кофе, молоко, квас для утоления жажды не подходят. Увеличение лактации при помощи горячего чая с молоком и мёдом является мифом. Лактация усиливается естественным образом во время кормления грудью.

"Заднее молоко" начинает вырабатываться во время самого кормления грудью. У кормящей матери может после 15-20 минут непрерывного сосания ребёнком возникнуть ощущение лёгкого покалывания в груди. Это является сигналом того, что прибывает "заднее" молоко, которое является непременным условием для переваривания переднего молока. Более того "заднее" молоко более жирное и калорийное и способствует насыщению младенца и набору им массы тела.
В случае если малыш пососал всего минут 10 и заснул на 20-30 минут, то после того, как он проснулся, дайте ему ту же самую грудь, чтобы он, наконец-то, смог добраться до "заднего" молока.

Стимулировать прибытие "заднего" молока помогает чай с семенами фенхеля, который, кстати, помогает избавить малыша от колик. Для заваривания чая возьмите 1/2 чайной ложки семян фенхеля, залейте 1 стаканом холодной воды и варите 5 минут после закипания. Остудите, процедите, добавьте сахар, мёд, лимон и пейте по 1 стакану 3-4 раза в день.
Грецкие орехи, репчатый лук, мясной бульон и другие, насыщенные белком продукты, также увеличивают выработку "заднего молока" и делают его более питательным. Кормите ребёнка в спокойной атмосфере и на сытый желудок. Даже если ночью у вас возникло желание перекусить, не мучайте себя, перекусите. Съешьте бутерброд, какой-нибудь фрукт, выпейте стакан молока или сока. Помните, вы кормите ребёнка, поэтому диеты вам сейчас ни к чему. Но и переедать тоже не стоит.

В случае если вы во время беременности прибавили много в весе не увеличивайте свой рацион. Сделайте порции меньше, а количество приёмов пищи больше. Кстати, молоко, кефир - это еда, а не питьё. В один из приёмов пищи можно заменить твёрдую пищу на стакан молока или кефира.

Контрастный душ, массаж молочных желез, положительные эмоции, разнообразное питание и кормление по первому требованию ребёнка способствуют усилению лактации.
Меняйте в течении одного кормления груди, чтобы дать малышу возможность наесться. В течении одного кормления сделайте четыре смены груди. Таким образом малыш получит возможность получить достаточное количество "переднего" и "заднего" молока. Более того такое кормление избавит кормящую маму от возможного эстетического дефекта, когда одна грудь больше другой. Полноценное и правильное кормление детей раннего возраста грудью способствует возникновению необходимой микрофлоры в кишечнике, его росту, физическому и психическому развитию.

В случае если малыш при грудном или смешанном вскармливании испытывает боль при дефекации, "козий", сухой стул, имеют место обильные частые срыгивания и плохой набор веса, обратитесь за помощью к врачу-специалисту по грудному вскармливанию.
Решение проблем дефекации при помощи клизм, газоотводных трубочек и других стимуляторов не оправдано и должно применяться в крайнем случае.

vashaibolit.ru/

Примечание: Дорогие мамочки, если у вас возникли вопросы по грудному вскармливанию, обращайтесь в комментариях или через личку.


Адаптация к внеутробному существованию. - Затруднения при вскармливании. - Смешанное и искусственное вскармливание. - Уход за кожей. - Купание ребенка. - Создание безопасной среды. - Профилактическая иммунизация
Самым важным и ответственным для адаптации ребенка к внеутробному существованию является ранний неонатальный период, когда начинают функционировать органы дыхания, перестраивается кровообращение, начинается энтеральное питание ребенка, т.е. в его организме происходит целый ряд изменений, направленных на лучшее приспособление к новым условиям жизни. Однако все функции организма новорожденного находятся в состоянии неустойчивого равновесия, механизмы адаптации под влиянием различных, даже незначительных, факторов внешней среды легко нарушаются, что может существенным образом отражаться на общем состоянии новорожденного, течении его жизненных процессов и привести к развитию патологических состояний и даже гибели ребенка. Именно поэтому в первые дни жизни ребенка, как ни на каком другом ее этапе, требуется тщательное квалифицированное и интенсивное наблюдение медицинского персонала, создание специальных гигиенических условий, способствующих адаптации ребенка, правильная организация вскармливания. К условиям, обеспечивающим адаптацию новорожденного, можно отнести строгое соблюдение асептики, что предохраняет его от инфицирования, поддержание оптимального температурного режима (терморегуляция у новорожденного несовершенна).
Очень важным моментом адаптации является также налаживание тесного контакта новорожденного с матерью, организация их правильного взаимного общения, которое начинает складываться в течение первой недели после рождения ребенка. Особенно благоприятно сказывается на установлении тесного контакта матери и ребенка и их взаимного привыкания кормление грудью.
Не менее ответственным периодом в адаптации новорожденного является и поздний неонатальный период, когда ребенок и мама уже находятся дома и поступают под наблюдение участкового врача-педиатра и медицинской сестры детской поликлиники (врача-неонатолога или семейного врача и медицинской сестры общей практики). В этот период устойчивость ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды низкая, полной и окончательной адаптации к условиям внеутробной жизни еще не произошло, поэтому исключительно важным является систематическое наблюдение врача и медицинской сестры за ребенком, проводимое в форме патронажей на дому, во время которых можно и нужно решить многие проблемы, возникающие как у мамы, так и у ребенка.
Так, одной из проблем могут стать затруднения при вскармливании ребенка грудью, зависящие как от матери, так и от ребенка. Затруднения при кормлении грудью со стороны матери можно разделить на две группы:
а) проблемы с молочными железами:
неправильная форма сосков (плоские, малые, втянутые, инфантильные, крупные отечные);
трещины, раздражения сосков;
застой молока, закупорка молочных протоков;
мастит*;
б) проблемы с количеством молока:
гипогалактия*;
галакторея*;
слишком большое количество молока, поступающего быстро;
затруднения выделения молока из молочной железы.
Помочь молодой маме разрешить эти проблемы - одна из
задач медицинской сестры.
При неправильной форме сосков необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы изменить форму сосков (это можно делать еще во время беременности) или приспособить ребенка к сосанию. Перед кормлением ребенка маме можно порекомендовать сцедить небольшое количество молока, что позволит сделать грудь более мягкой, и ребенку будет легче сосать.
Трещины соска обычно появляются в первую неделю после родов, они могут привести к развитию мастита, поэтому очень важно своевременно заметить их появление и постараться устранить причину их возникновения.
К развитию трещин сосков могут привести неправильная техника кормления грудью, травмирование сосков при кормлении, неправильный уход за грудью. Появлению трещин способствуют также различные аномалии соска. Профилактика появления трещин сосков сводится к правильному прикладыванию ребенка к груди, соблюдению техники кормления, правил ухода за сосками (не рекомендуется использование антисептиков, грубого мыла для мытья сосков). При небольших размерах повреждения и неинтенсивной болезненности необходимо чаще кормить грудью, чтобы предотвратить травмирование соска жадно сосущим голодным ребенком, можно также менять положение при кормлении, чтобы менялось давление на разные участки соска, после кормления извлекать сосок под защитой пальца, смазывать сосок молоком. В случае сильной болезненности сосков при кормлении можно использовать накладки в течение 1 - 2 дней либо кормить ребенка сцеженным молоком.
Застой молока проявляется болезненностью груди вследствие увеличения количества молока. Бороться с этими явлениями следует обеспечением правильного и неограниченного сосания.
Причиной мастита является, как правило, экзогенное* инфицирование трещины соска, его развитию способствуют неправильный уход за молочной железой, застой молока, нарушение правил личной гигиены, поэтому лучшей профилактикой мастита становятся тщательный уход за молочной железой, своевременное лечение трещин соска, правильное прикладывание ребенка к груди.
Гипогалактия, профилактике которой необходимо уделить внимание еще во время беременности, может наблюдаться в первые 10 дней после родов (ранняя форма гипогалактии) или спустя 10 дней и более (поздняя форма). Выделяют также первичную и вторичную гипогалактию. Первичная гипогалактия, причиной которой являются нейроэндокринные нарушения, встречается редко. Значительно чаще развивается вторичная гипогалактия, причины которой многообразны и не всегда однозначны. Наиболее часто вторичная гипогалактия развивается вследствие отсутствия желания и настроя на грудное вскармливание, позднего прикладывания к груди, нарушения техники кормления (беспорядочное кормление, прикладывание без обхвата околососковой области и т.д.), недостаточности кормления (редкое, недостаточно полное), снижения сосательной активности ребенка, неправильного образа жизни женщины, ее неправильного питания, переутомления, новой беременности, появления менструаций. Знание причин возникновения гипогалактии во многом помогает их ликвидации и восстановлению лактации. Среди общих рекомендаций, способствующих полноценной лактации, можно отметить соблюдение правильного режима жизни кормящей матери, адекватное питание, обеспечивающее потребности материнского организма и восстановление энергетических и пластических расходов, связанных с образованием молока, полноценный отдых с достаточным сном, в том числе и дневным, полное опорожнение молочных желез, достаточно частое, регулярное и правильное кормление ребенка грудью, профилактика и своевременное лечение трещин сосков и мастита.
Галакторея, т.е. самопроизвольное истечение молока, встречается в двух формах:
молоко самопроизвольно выделяется, когда ребенок сосет другую грудь;
молоко вытекает самопроизвольно из обеих молочных желез и вне кормления.
Это состояние рассматривается как проявление невроза, поэтому основнымы методами профилактики и лечения га- лактореи являются правильная организация режима дня, беседы с кормящей матерью. Кроме того, необходимо применять меры по защите кожи от раздражения постоянно вытекающим молоком (применять специальные прокладки, повязки, своевременно их менять).
Слишком большое количество молока, поступающего быстро, может приводить к тому, что ребенок при кормлении будет захлебываться. Поэтому перед кормлением необходимо немного сцедить грудь, а затем кормить ребенка.
Затруднения выделения молока из молочной железы возникают, когда молоко вырабатывается, но блокируется его поступление. В этом случае ребенок практически не получает молоко, несмотря на правильное прикладывание и сосание, становится беспокойным, отталкивает грудь. Среди причин затруднения выделения молока могут быть переутомление матери, ее болезнь, беспокойство, психологическая неуверенность в достаточном количестве молока, поэтому основными мерами, помогающими разрешению сложившейся ситуации, становятся объяснение причин такого явления, обучение матери приемам рефлекторного поступления молока (массаж груди круговыми движениями, поглаживание груди по направлению к соску - рис. 2.6, наклоны вперед, чтобы молоко могло спуститься под действием силы тяжести), помощь в создании спокойной обстановки.
Затруднения для вскармливания грудью со стороны ребенка могут быть связаны с:
наличием врожденных аномалий развития (незаращение губы и твердого неба);
Рис. 2.6. Приемы рефлекторного поступления молока.
а - массаж круговыми движениями; б - поглаживание по направлению к соску.
анатомическими особенностями (неправильный прикус - слишком маленькая или слишком большая нижняя челюсть);
заболеваниями ребенка (насморк, молочница).
Выбор способа кормления в каждом конкретном случае затруднения для вскармливания грудью со стороны ребенка осуществляется индивидуально. Обычно дети с врожденными аномалиями развития, анатомическими особенностями приспосабливаются к акту сосания, иногда ребенка кормят вертикально, в тяжелых случаях - через зонд. При насморке, молочнице затруднения при вскармливании грудью исчезают после излечения.
Среди новорожденных встречаются слабососущие и так называемые ленивые сосуны. Слабососущими чаще являются недоношенные дети, а также получившие травму во время родов - в таких случаях новорожденных кормят сцеженным молоком с ложечки. Ленивых сосунов кормят непродолжительное время, не дают им засыпать во время кормления, стимулируют сосательный рефлекс.
В любом случае при выборе метода вскармливания, способа кормления его тактику определяет врач, однако медицинская сестра может оказать психологическую поддержку кормящей матери, которая столкнулась с затруднениями при грудном вскармливании со стороны ребенка.
Как правило, все эти затруднения при вскармливании грудью устранимы, но бывают случаи, когда кормление грудью запрещается и врачом назначается искусственное вскармливание (ребенок не получает грудного молока, а получает только искусственные смеси), а в случае выраженной и некорригируемой гипогалактии - смешанное, т.е. наряду с женским молоком ребенок получает и молочные смеси.
Молочная смесь для искусственного и смешанного вскармливания должна быть рекомендована врачом. При этих видах вскармливания используются смеси адаптированные, приближенные по составу к женскому молоку. Выбор смеси зависит от возраста ребенка (разработаны смеси, удовлетворяющие меняющиеся с возрастом потребности ребенка в
Рис. 2.7. Положение бутылочки при кормлении смесью.
основных питательных веществах), от его индивидуальных особенностей (помимо смесей на основе белков, полученных из коровьего молока, существуют смеси, приготовленные на соевой основе, предназначенные для детей, имеющих аллергию по отношению к белкам коровьего молока или с трудом их усваивающих). В составе некоторых смесей содержится таурин - аминокислота, влияющая на рост и развитие детей, созревание нервной системы и входящая в состав грудного молока. Некоторые смеси таурина не содержат, что следует учитывать при выборе продуктов детского питания. Существуют смеси, содержащие антиоксидант - бета-каротин, кар- нитин, факторы роста, биологически активные добавки. Кроме пресных, существуют кислые молочные смеси. Современные кисломолочные смеси обладают иммуномодулирующим* действием, стимулируют фагоцитарную активность нейтрофилов, содержат лизоцим, бифидобактерии, способствуют нормализации кишечного биоценоза*. Оптимальным считается сочетание кормления детей, лишенных грудного молока, пресными и кисломолочными смесями. В суточном рационе рекомендуется применять их в соотношении 2:1.
Докорм - молочная смесь, приближенная по составу к грудному молоку и назначаемая при его недостатке, - дается с ложечки или из небольшой чашки только после кормления грудью. Чтобы правильно приготовить молочную смесь для кормления ребенка, необходимо внимательно изучить способ приготовления и дозировку, указанную на этикетке упаковки, и строго следовать инструкции. Готовят смеси непосредственно перед употреблением - ex tempore - в соответствии с рекомендациями по их приготовлению и с соблюдением мер инфекционной безопасности.
Перед приготовлением смеси необходимо вымыть руки. Если ребенка кормят из бутылочек, их необходимо тщательно мыть и стерилизовать. При кормлении из бутылочки высасывание смеси должно быть затрудненным, для этого в короткой плотной соске раскаленной иглой делают несколько отверстий, чтобы смесь вытекала каплями. Во время кормления бутылочку держат под углом 45°, чтобы горлышко бутылки было заполнено смесью во избежание заглатывания воздуха ребенком (рис. 2.7).
Рис. 2.8. Положение ре бенка при подмывании.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Ребенок во время кормления
смесями должен находиться на руках у того, кто его кормит. Запрещается кормить ребенка, если он плачет или спит, а также кормить здорового ребенка в кроватке.
Режим питания при смешанном вскармливании остается свободным, не фиксированным по времени. При искусственном вскармливании детей с рождения кратность и объем питания, а также вид смеси назначается врачом.
Смешанное и искусственное вскармливание должно проводиться под строгим врачебным контролем.
В периоде новорожденное™ исключительно важное значение имеет правильный уход за кожей ребенка, так как кожа новорожденного отличается повышенной ранимостью, очень быстро раздражается. Особенно важно поддерживать чистоту кожи в области половых органов, анального отверстия, поэтому после каждого опорожнения кишечника ребенка подмывают под проточной водой, температура которой должна составлять +36 °С (температура воды измеряется водным термометром). При этом ребенка держат на предплечье, голова его лежит на локтевом сгибе руки взрослого, подмывающего ребенка, лицом кверху, кисть удерживает бедро ребенка (рис. 2.8). Другой, намыленной рукой производят подмывание, причем во избежание инфицирования мочевых органов подмывают ребенка движением руки спереди назад. После подмывания ребенка его кожу просушивают мягкой пеленкой промокательными движениями, прикладывая ее к коже (растирать кожу нельзя!).
Некоторое время (несколько минут) после подмывания ребенка не пеленают, держа открытым, - таким образом проводят воздушные ванны, так необходимые ребенку для профилактики воспалений и повреждений кожи, а также в качестве закаливающей процедуры. Так начинается закаливание ребенка, продолжающееся и в дальнейшем. Несколько раз в день после подмывания, перед тем как вновь запеленать или одеть ребенка, кожу смазывают простерилизованным растительным маслом или детским кремом.
Таким образом подмывают ребенка перед каждым переодеванием и после дефекации.
Утренний туалет ребенка проводится ежедневно и включает протирание лица и рук новорожденного, туалет глаз и носа.
Обычно утренний туалет проводится после подмывания новорожденного, в то же время, когда он получает воздушные ванны, лежа раздетым на пеленальном столике. Перед тем как приступить к утреннему туалету ребенка, взрослый, проводящий его, обязательно моет руки. Затем внимательно осматривает кожу, ребенка, ее складки.
Утренний туалет начинают с того, что протирают чистой водой лицо и руки ребенка. Затем проводится туалет глаз. С этой целью ватными шариками, смоченными в чистой кипяченой воде, протирают глаза от наружного края глаза к внутреннему (по направлению к носу), при необходимости процедуру повторяют, каждый раз используя для этого новый шарик.
Туалет носа проводят ватными жгутиками или специальными палочками, смоченными в простерилизованном растительном масле, аккуратно вводя их в носовые ходы, затем вращательными движениями на себя освобождают носовые ходы от слизи или корочек. Жгутик должен быть примерно на 1 см длиннее носового хода, с тем чтобы он случайно не оказался во время вдоха ребенка полностью втянутым в носовой ход, носоглотку и далее.
Ежедневно новорожденного купают. Продолжительность гигиенической ванны 5-7 мин. Лучшее время для этой процедуры - 8-9 ч вечера, до кормления ребенка. Купание лучше проводить с помощником.
До эпителизации пупочной ранки купание проводится в кипяченой воде или в воде с добавлением 5 % раствора перманганата калия до появления ее слабо-розового окрашивания. Раствор перманганата калия готовят заранее в отдельной посуде, тщательно разводя кристаллы и процеживая приготовленный раствор через 8 слоев марли. После заживления пупочной ранки купать ребенка можно и в некипяченой воде, без добавления перманганата калия. Температура воздуха в помещении, где проводится купание ребенка, должна быть 20-22 °С. Ванночку наполняют на у2 или уъ водой, температура которой должна быть равна 37 °С (измерение температуры воды производят водным термометром, а не рукой или локтем). В кувшин заранее набирают воду для ополаскивания ребенка в конце купания. При необходимости (если на пеленках есть следы дефекации) ребенка сначала подмывают под проточной водой над раковиной. Затем приступают к купанию. Ребенка кладут на левую руку взрослого, согнутую в локте, и, придерживая за верхнюю треть плеча этой же рукой, а другой - за ягодицы, медленно опускают в ванночку: сначала ножки и ягодицы, затем верхнюю половину туловища, не допуская попадания воды в уши, нос и рот, при этом вода должна доходить до линии сосков ребенка. Левой рукой поддерживая голову и верхнюю половину туловища ребенка, освобождают правую руку. Несколько минут обмывают шею и грудь ребенка, затем на свободную руку надевают рукавичку из мягкой ткани и моют ребенка (при необходимости с детским мылом - 2-3 раза в неделю): сначала голову ото лба к затылку, затем шею, туловище, конечности. Закончив мытье и сняв рукавичку, приподнимают ребенка над водой лицом вниз и ополаскивают ребенка чистой водой из кувшина, температура которой сначала составляет 36 °С, затем каждые 2-3 дня снижая температуру воды для ополаскивания на один градус, доводят ее до 28 °С. После проведения гигиенической ванны ребенка заворачивают в легкую пеленку или полотенце, аккуратно вытирают промокательными движениями, не растирая, обсушивают кожу.
Все складки (заушные, шейные, подмышечные, между пальцами рук и ног, паховые и др.) смазывают стерильным растительным маслом. Затем ребенка перекладывают на чистое, заранее приготовленное белье и пеленают. После этого ребенка следует покормить и уложить спать.
При уходе за новорожденным необходимо обеспечивать безопасную среду, учитывая его анатомо-физиологические особенности. Так, в целях профилактики аспирации* и асфиксии*, ребенка не следует сразу после кормления класть в кроватку, его необходимо в течение 5-10 мин держать вертикально до отхождения заглоченного при кормлении воздуха. При этом нужно осторожно придерживать рукой и ладонью головку и спинку новорожденного, так как его шейные мышцы очень слабы. После того как воздух отошел, новорожденного ребенка можно положить в кроватку, но обязательно на бок. Ночью кормить ребенка необходимо в положении сидя, чтобы случайно не заснуть во время кормления и не перекрыть грудью дыхательные пути ребенка.
В период новорожденное™ температура тела ребенка очень неустойчива из-за несовершенства терморегуляции, пЬэтому необходимым является контроль за температурой тела; которая может меняться в зависимости от внешних условий (тем-
пература окружающей среды), одежды. Очень важно не допускать как переохлаждения, так и перегревания ребенка.
Этот период является весьма опасным с точки зрения возможного инфицирования ребенка через пупочную ранку, а также кожу вследствие ее легкой ранимости, поэтому очень важно максимально защитить ребенка от этой опасности. В силу повышенной восприимчивости к действию инфекционного начала необходимо строго следить за состоянием и чистотой предметов, окружающих ребенка, предметов его обихода (соски, бутылочки, белье), необходимо ограничить контакты со взрослыми, не входящими в его ближайшее окружение (гости, родственники), не следует целовать ребенка в лицо и руки.
Одной из важных проблем, имеющих отношение и к созданию безопасной окружающей среды, является проблема профилактической иммунизации. Эта проблема является актуальной на всех этапах жизни человека, но правильное отношение к профилактике инфекционных заболеваний формируется в самом раннем возрасте, поэтому на решение вопросов, связанных с профилактической иммунизацией, медицинской сестре необходимо обращать самое пристальное внимание.
В России, как и в большинстве стран мира, существует национальный календарь профилактических прививок, в соответствии с которым проводится профилактическая иммунизация детей. Еще в родильном зале новорожденному производится первая вакцинация против гепатита В, а перед выпиской из роддома - вакцинация против туберкулеза.
Ну вот и дождались рождения малыша. Какие первые проблемы возникают и как с ними справляться?

Нехватка молока

Грудное кормление не такой простой процесс, как многим кажется. Интенсивность естественной выработки молока зависит от многих факторов. Не хватать младенцу молока может по таким причинам:
  • Неправильная техника кормления — очень важно правильно и своевременно кормить ребеночка. Из-за нарушения режима ухудшается лактация.
  • Кризис лактации — с каждым месяцем жизни малыша, возрастает потребность в больших объемах питания. Иногда материнский организм не успевает вырабатывать достаточное количество молока. Подобный кризис длится несколько дней. При правильном поведении, все нормализуется без постороннего вмешательства.
  • Не соблюдение режима сна и бодрствования — не только для малыша важно соблюдение режима сна и бодрствования. Чтобы в достаточном количестве вырабатывалось молоко, матери необходим сон не менее 6 часов в сутки.
  • Психоэмоциональное напряжение — в послеродовой период у многих женщин появляется депрессивное состояние, постоянная тревога и нервное напряжение. Любой психологический дискомфорт может негативно повлиять на лактацию.
  • Некоторые препараты способны уменьшить объем вырабатываемого молока, особенно гормональные.
  • Хронические заболевания матери. Например, сахарный диабет, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы могут существенно повлиять на объем вырабатываемого молока.
  • Роды с осложнениями или кесарево сечение. После тяжелых родов и оперативного вмешательства лактация может быть нарушена.
Проблемы с лактацией могут возникнуть так же из-за заболеваний ребенка, которые не позволяют полноценно высасывать молоко из груди.
Усилить лактацию помогут: При непоправимых нарушениях лактации, малыша следует докармливать специальными смесями или полностью перевести на искусственное вскармливание.

Отказ от груди

Признаки отказа ребенка сосать материнское молоко:
  • Во время кормления начинается плач, капризы, беспокойство, отворачивания, выгибания.
  • Прием молока только в сонном состоянии, во время бодрствования полное игнорирование груди.
  • Малыш высасывает молоко с одной груди, от второй отказывается.
Так же ребенок может вообще никак не реагировать на присутствие груди, так очень редко, но случается.
Основные причины:
  • Применение соски с отверстием, из которого легко высасывать молоко или воду.
  • Сильный стресс, который пережил малыш.
  • Чрезмерное количество дополнительного прикорма. У ребенка нет потребности в грудном молоке.
Иногда отказ от груди связан с недостаточным количеством вырабатываемого молока.
Что делать в таких случаях:
  • Продолжать грудное вскармливание.
  • Не использовать соски.
  • Чаще брать младенца на руки и прижимать к себе, гладить и всячески налаживать контакт, чтобы он чувствовал присутствие матери.
  • Обратиться за помощью к специалисту.
В случае невозможности полноценного вскармливания грудью лучше перейти на искусственное.

Неправильный захват соска

Качество кормления грудью зависит от того, как правильно ребенок захватывает сосок. Признаки неправильного захвата:
  • Сосок болит и трескается.
  • Нижняя губа у малыша завернута внутрь, иногда и верхняя.
  • Положение языка неправильное, ребенок должен покрывать им нижнюю десну. Из-за короткой уздечки, бывает затруднительно правильное положение языка.
  • Ребенок не открывает широко ротик при захвате соска.
Исправить положение поможет правильная техника прикладывания:
  • Удобная поза матери.
  • Расположение ребенка как можно ближе к телу матери.
  • Голова малыша не должна быть ограничена в движениях.
  • Частое прикладывание к груди.
  • Если малыш сам не может полностью захватить сосок, помочь ему рукой — «сложить» сосок и вложить малышу глубоко в рот так, чтобы он касался неба.
  • При кормлении поправлять позу ребенка, чтобы он максимально заглатывал сосок в рот.
  • Вначале кормления нажать не сильно на подбородок, чтобы ротик открылся как можно шире.
Для малыша процесс кормления достаточно трудоемкий, он потеет, сопит, иногда прерывается на паузу, может плакать. При правильном захвате соска, высасывать молоко намного легче.

Обильное срыгивание

Учитывая специфику строения пищевода маленького ребеночка, срыгивания неизбежны, но имеет значение объем и частота. Частое и обильное возвращение съеденного молока может быть по таким причинам:
  • Несвоевременное появление на свет, чаще всего раньше положенного срока.
  • Переедание.
  • Вместе с едой попадает много воздуха.
  • Проблемы с кишечником (колики, спазмы).
  • Патологии в развитии и работе органов пищеварения.
Если малыш плохо прибавляет в весе, то необходимо обратиться к помощи специалиста. Так же попробовать такие способы облегчения ситуации:
  • Не допускать переедания.
  • Следить, чтобы меньше воздуха попадало с молоком при кормлении.
  • Перед приемом пищи переворачивать на животик.
  • После кормления подержать в вертикальном положении не менее 10 минут.
  • Спать лучше так, чтобы голова была немного приподнята и на боку.
Обычно срыгивания продолжаются несколько месяцев, если они не проходят или угрожают здоровью малыша покажите ребенка врачу.

Кишечные колики

Встречаются у всех новорожденных малышей. Возникают из-за того, что в кишечнике маленького ребеночка микрофлора полностью не сформировалась, а так же по причине попадания воздуха в желудочно-кишечный тракт во время кормления. Эта проблема временная и к 3-месячному возрасту обычно проходит. Признаки:
  • Нарушение сна, особенно в ночное время.
  • Судорожное подтягивание ножек к животику.
  • Громкий плач и неспокойное поведение.
В некоторых случаях, малыш отказывается принимать пищу.
Чтобы помочь ребеночку справиться с проблемой, попробуйте:
  • Применять укропную водичку и специальные медикаменты (согласно врачебному назначению).
  • Отрегулировать режим кормления.
  • Правильно прикладывать малыша к груди.
  • После того, как ребеночек поест, массажировать легонько животик или приложить теплую пеленку.
  • Через некоторое время после кормления перевернуть на животик, а так же перед кормлением класть ненадолго в такую позу.
Так же помогает избавиться от колик и газиков поза «столбиком» после принятия пищи.

Воспаление пупочной ранки

Правильный уход за пупочной ранкой начинается еще в роддоме, сразу после того, как отделят ребенка от матери путем перерезания пуповины. После выписки маме необходимо продолжать обработку, чтобы избежать воспаления. При правильном подходе, ранка на пупе заживает не более, чем через неделю. В случае нарушения правил гигиены и обработки раны, возможно воспаление или попадание инфекции.
Чтобы избежать неприятностей, связанных с пупочной ранкой, следует придерживаться следующих рекомендаций:
  • Задолго до родов укомплектовать домашнюю аптечку зеленкой, перекисью водорода, ватными палочками или дисками.
  • При обработке, сначала использовать перекись, чтобы смягчить образовавшиеся корочки, затем ватным диском снять их и замазать зеленкой.
  • Ранку обрабатывать каждый день.
Стараться при купании защищать ранку на пупе или повременить с водными процедурами, пока окончательно заживет. В случае возникновения воспалительного процесса или нагноения, следует срочно обратиться к врачу.

Сколько длится период грудного возраста?

С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.

Заболевания детей первого года жизни

Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.

Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Прорезывание зубов у грудных детей

Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.

Прививки у грудных детей

Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.

Запоры и поносы у детей

У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.

Диатез у детей

От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.

ОРВИ у детей

Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.

Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?

В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.

Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.

Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.

Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.

Уход за грудным ребенком

Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:

  • «Окулохеель» – для глаз,
  • «Эуфорбиум композитум С» – для носа.

Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.

При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.