Нужно ли брать младенца на руки. Надо ли брать младенца на руки, когда он плачет

Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми "просьбами" взять его на руки. Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

  • социальная адаптация - поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);
  • импринтинг - запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;
  • эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции
  • они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
  • интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
  • необходимость в получении все более усложняющейся информации

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего - на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка. При этом, ваши действия должны начинаться с одного - подойти к ребенку и взять на руки, что бы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг. Кроме того,

  • Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
  • Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
  • Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
  • У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
  • Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Берем на руки - балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь -это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя -до этого возраста все его "капризы" обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам -исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей. Во что выливается наша сдержанность Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования "самостоятельности", они имеют существенные отрицательные черты. Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни. Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: "Я голоден!", "У меня грязный подгузник!", "Мне трудно уснуть!". Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой. В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности. Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее -ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Держим ребенка правильно

Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость -научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или "гулять" вместе с мамой.. До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза. Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи. Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой -на уровне бедер.

Как облегчить "свою ношу"

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей, например беби-слинг и рюкзачок-"кенгуру". Беби-слинг -это современная модификация лоскута ткани, которым подвязывают ребенка к матери в некоторых азиатских и африканских странах.). Беби-слинг обеспечивает тесный физический контакт матери и ребенка и все уже перечисленные преимущества такой близости. Кроме того, с ним при необходимости проще покормить ребенка грудью, находясь на улице или в другом общественном месте, -широкий лоскут ткани укроет от нескромных взглядов; удобно укачивать и убаюкивать ребенка. Носить младенца в лоскуте можно начиная с его рождения и дополутора лет. Все зависит от веса малыша и ваших физических возможностей. Еще очень важно найти оптимальную позицию для ребенка и для мамы, которая обеспечивала бы обоим максимальный комфорт. Основными положениями малыша в беби-слинге являются горизонтальное, с поддержкой позвоночника, и (для более старших детей) приподнятое вертикальное или сидячее, когда ребенок плотно притянут к вам тканью. Рюкзак-"кенгуру" можно использовать только после того, как малыш научится уверенно держать голову и у него окрепнут мышцы. Предпочтение следует отдать рюкзакам с жесткой спинкой. Но все же слишком увлекаться беби-слингом и рюкзаком-"кенгуру" не стоит. Во-первых, малышу все же полезнее лежать на жестком матрасе кроватки или коляски. Во-вторых вряд ли ребенку понравится спать сидя в рюкзаке. И в-третьих, длительное нахождение ребенка в одной и той же позе, обуславливающей неравномерную нагрузку на различные отделы позвоночника, может спровоцировать патологию опорно-двигательного аппарата. Поэтому не рекомендуется держать малыша в Бэби-слинге и "кенгуру" более 40 минут в сутки. Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор. Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе. Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже -вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи, Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша -вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках. Естественное отлучение от рук Чем ближе возраст полутора -двух лет, тем реже мы носим ребенка на руках. Дети этого возраста все больше стремятся к самостоятельности, активно и неутомимо исследуют окружающий мир. Но все равно они найдут время, чтобы удобно устроиться на коленях родителей, а устав от долгой прогулки, с удовольствием залезают к папе "на ручки" или на шею. В этом возрасте (как и в гораздо более позднем) им все так же необходимы любовь и ласка, внимание и забота, и все так же они нуждаются в физическом контакте с родителями. Причем это в одинаковой степени важно как для девочек, так и для мальчиков. Воспитание мужественности вовсе не должно сопровождаться отсутствием родительской ласки. Ребенок любого пола и любого возраста нуждается в поцелуе мамы перед сном и после пробуждения, в ласковом и успокаивающем объятии. Конечно, воспитание каждого ребенка -это сугубо индивидуальный процесс. Уже в раннем возрасте заметна разница между малышами: одни с удовольствием возятся с игрушками в одиночестве, другие требуют постоянного присутствия матери. Такое поведение обусловлено как особенностями темперамента, характера малыша, так и педагогическим мастерством (или промахами) родителей. Улыбайтесь своему ребенку, будьте внимательны к нему -это позволит вам лучше чувствовать друг друга. Наградой за ваше терпение и любовь будет счастливый, любящий малыш и в дальнейшем ваш "ручной" ребенок сможет стать опорой для вас и собственной семьи.

Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?

  • Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
  • Подбрасывать ребенка вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
  • Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.

Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша "тактика кенгуру", когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.

Ученые утверждают

Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека. Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность "наплакаться".

Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся "на маме", выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо "чувствуют" своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, "высаживают" и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.

Многие родители считают, что брать ребёнка на руки нужно как можно меньше, чтобы не избаловать его. Нередко приходится наблюдать такую сцену: малыш громко кричит, бабушка подходит к кроватке и хочет взять его на руки, а молодая мама решительно этому противится, объясняя, что ребёнок привыкнет к рукам и никому не даст покоя. Действительно, в житейской практике издавна известно, что новорождённого можно успокоить, взяв его на руки и покачав. А подрастая, малыш начинает целенаправленно проситься на руки, требуя, чтобы его носили, играли с ним, баюкали. Зачем же ему нужно, чтобы его взяли на руки? Что это ему даёт?

Отвечая на подобные вопросы, давайте вновь обратимся к периоду новорождённости. Это беспокойное для родителей время, ребёнок часто плачет: его нервная система ещё недостаточно окрепла, поэтому он легко перевозбуждается, пищеварительная система тоже пока не отладилась – его часто мучат газы, боли в животе. Когда Вы берёте плачущего малыша на руки, это его, как правило, отвлекает и успокаивает. Ваши движения, тепло Вашего тела и давление на животик существенно помогают ему. Кроме того, на него положительно влияет Ваша нежность, ласковый разговор, баюканье. В первые два месяца можно не бояться избаловать ребёнка.

Но вот малышу 3-4 месяца. В этом возрасте его перестают беспокоить газы и он более адаптирован к внешней среде. Ему всё так же нравится, когда Вы берёте его на руки, но теперь уже по другим причинам. Учёные выяснили, что расстояние в 30-40 см наилучшее для работы зрительной системы младенца. А ведь это как раз расстояние между лицом матери и ребёнка, когда она держит его на руках в положении «под грудью». Мы уже рассказывали о том, какой интерес представляет для младенца человеческое лицо. Лучшая ситуация для удовлетворения этого интереса – на руках у взрослого.

Вы, наверное, замечали, что дети любят, когда их носят по комнате, что-то показывают и рассказывают. Это очень полезное занятие с точки зрения психического развития ребёнка. Малыш беспомощен и нуждается в Ваших руках, чтобы получить новую информацию об окружающем мире. С Вашей помощью он удовлетворяет важнейшую психологическую потребность в новых впечатлениях.

Детям нравится, когда их качают на руках, слегка подбрасывают, поворачивают из стороны в сторону. Всё это прекрасная и необходимая тренировка для вестибулярного аппарата, богатый источник информации для рецепторов мышц, костей, сухожилий, кожи и др. 7-8-месячные дети просятся на руки, чтобы поиграть со взрослым в «ладушки», «сороку», покатать машинку. Нередко, ещё до того как ребёнок начинает самостоятельно ходить, он стремится всё время быть с матерью, и ей приходится подолгу носить его на руках. Возможно, ребёнок плохо себя чувствует из-за прорезающихся зубов и особенно нуждается в Вашем утешении. Однако нет необходимости постоянно держать его на руках, даже когда он капризничает. Вполне достаточно, если Вы, находясь в поле зрения малыша, будете заниматься своими обычными делами и время от времени ласково с ним разговаривать. Ваше присутствие и участие его успокоят.

К концу первого года многие дети часто просятся на руки для того, чтобы воспользоваться взрослым как средством достижения своей цели, например, когда малыш хочет что-нибудь рассмотреть или достать (интересную игрушку на верхней полке или яркую коробочку на шкафу).

Итак, на руках у взрослого малыш получает наилучшие возможности для успешного психического развития. С этой точки зрения можно даже сказать, что малыш имеет право требовать, чтобы его взяли на руки. Это для него жизненная необходимость. Не отказывайте ему в этом. Родители, которые больше всего другого боятся избаловать ребёнка, в первую очередь думают о собственном комфорте, не заботясь о реальных потребностях и условиях развития малыша. Конечно, во всём нужно соблюдать меру. Об избалованности мы будем говорить отдельно. А теперь о том, давать ли младенцу соску?

Соски-пустышки недавно широко использовались при уходе за ребёнком, особенно если он много плакал. В последнее время некоторые врачи и родители неодобрительно относятся к пустышке, считая, что она порождает вредную и неприятную привычку. С чем же связано сосание соски? Вредно ли оно? Каков его психологический смысл для ребёнка?

Прежде всего дело в том, что у младенца есть врождённая потребность сосания. Особенно сильно она проявляется в первые 3-4 месяца. В это время малыш может быстро наедаться, а его потребность в сосании остаётся неудовлетворённой. Если Вы видите, что ребёнок после еды ловит ротиком пальцы или край пелёнки, значит, ему хочется сосать и надо дать ему пустышку. По мнению врачей, сосание соски-пустышки меньше деформирует растущие зубы, чем сосание пальцев.

С сосанием связан ещё один важный психологический момент. Во время еды у младенца наступает так называемое пищевое сосредоточение. Все посторонние движения затормаживаются, и младенец занят только тем, что сосёт и проглатывает материнское молоко. На этом механизме основано успокаивающее действие сосания. Плачущего, беспокойного ребёнка часто успокаивает соска-пустышка. Поэтому можно давать ему пустышку с самого рождения (но она должна быть короткой, чтобы не доставала до гортани и ребёнок ею не давился). Вероятно, к полугоду Ваш малыш сам от неё откажется. Но бывает и так, что дети не отказываются от соски и до 1-2 и даже 3-х и более лет. В этом тоже нет ничего опасного. Ребёнку нужно дать возможность перерасти свою привычку. Не смейтесь над ним, не стыдите его. Не стоит её выбрасывать или делать вид, что она потерялась, если малыш плачет и настаивает, чтобы ему дали соску. Отучая малыша от пустышки, лучше заручиться его желанием расстаться с ней.

Сначала перестаньте давать пустышку днём, когда ребёнок сам проявляет к ней наименьший интерес. Можно попробовать заменить соску личной игрушкой, с которой малыш будет укладываться спать. Постепенно, понимая, что потребность сосать не исчезнет резко и быстро, сократите время сосания. Было бы ошибкой просто забрать у малыша пустышку и заставить его страдать. Попробуйте в период отвыкания от соски быть внимательнее к ребёнку, больше с ним общаться и играть, купите ему новую игрушку.

    Прочитав кучу литературы и проговорив с знакомым психологом, я пришла к выводу, что не могу не написать следующее. Дорогие мамочки, если вы слышали что-то подобное в адрес своего ребенка, и вас это смутило - рекомендую выделить себе свободный вечерок и вдумчиво почитать статьи. В них черным по белому написано, что не существует руководящих принципов для диагностики и оценки СДВГ у детей раннего возраста. Поэтому импульсивность, несосредоточенность, активность и постоянный моторчик в одном месте у вашего малыша могут быть обычной познавательной активностью. Да, это не значит, что пора покупать другого, потому что этот бракованный!⠀
    Просто присмотритесь к своему ребенку и его активности, вы заметите, что она имеет цель и смысл. И если он бегает туда-сюда, не дает вам посидеть с подругами и спокойно поговорить - это совсем не значит, что у него СДВГ! Возможно, просто ему интересны новые люди и необычные обстоятельства, с которыми он раньше не сталкивался. Когда дети начинают выходить из раннего младенчества и познают мир, их деятельность нередко может показаться бессмысленной и разрушительной: потрогал, бросил, уронил, понесся дальше, залез, упал, поднялся, снова залез и так до бесконечности, ведь все, что ему нужно сейчас - это новые впечатления, новые ощущения, новый опыт.
    Диагнозы ставят врачи. Если вы наблюдаете за своим ребенком и вас что-то беспокоит - конечно, стоит сходить на консультацию. Доверяйте своей внутренней женщине, той, что природна, исконна, первобытна. Поверьте, вы многое начнете чувствовать и воспринимать иначе, если только будете прислушиваться к себе. Поэтому вместо консультации у врача мы пошли и купили себе пальчиковые краски.
    Анна Щеглова для сайт
    Mitul maternității nr. 13: Fiul tău suferă de ADHD

    Recent, am fost vizitată de o prietenă de a mea. Ea tot este mamă și când am auzit de la ea: „Fiul tău suferă de sindromul deficitului de atenție și de hiperactivitate", recunosc, am început să-mi fac griji. De obicei, când citim despre asta pe forumuri sau altundeva, închidem fila și uităm îndată ce am citit. Dar acum ... La urma urmei, prietena mea tot e mamă și știe ce zice. Probabil merită să mă pun pe gânduri ... Am început să citesc despre fiara asta teribilă numită ADHD și mi-am dat seama că, de fapt, totul este serios.⠀
    După ce am citit o grămadă de literatură și am vorbit cu un psiholog cunoscut, am ajuns la concluzia că nu pot să nu scriu următoarele cuvinte: dragi mămici, dacă ați auzit ceva asemănător despre copilul dvs. și asta v-a derutat, vă recomand să vă faceți o seară liberă și să citiți câteva articole despre asta. În ele e scris alb pe negru că nu există principii directoare pentru diagnosticarea și evaluarea ADHD la copiii de vârstă timpurie. De aceea, impulsivitatea, lipsa de concentrare, activitatea și motorul constant într-un loc al copilului dvs. nu pot însemna nimic altceva decât o activitate cognitivă obișnuită. Da, acest lucru nu înseamnă că este timpul să cumpărați altul, deoarece acesta este defect!
    Pur și simplu urmăriți activitatea copilului dvs. și veți observa că are scop și sens. Și dacă aleargă peste tot, nu vă permite să stați de vorbă cu prietenii - acest lucru nu înseamnă că suferă de ADHD! Poate că îi sunt interesanți oamenii și circumstanțele noi și neobișnuite, pe care nu le-a mai întâlnit niciodată până acum. Când copiii încep să depășească perioada copilăriei timpurii și să cunoască lumea, activitățile acestora par adesea fără sens și distructive: a atins, a aruncat, a mers mai departe, s-a urcat, a căzut, s-a sculat și s-a urcat din nou, și așa mai departe, până la infinit, pentru că acestea sunt impresiile, senzațiile, experiențele noi, de care are nevoie acum.⠀
    Diagnozele sunt treaba medicilor. Dacă vă urmăriți copilul și vă îngrijorează ceva - bineînțeles, ar trebui să mergeți la o consultație. Aveți încredere în femeia din interior, cea naturală, primordială, primitivă. Credeți-mă, veți începe să simțiți și să interpretați lucrurile altfel, doar dacă veți asculta de ea. De aceea, noi în loc să mergem la o consultație la medic, am mers și am cumpărat vopsea pentru pictura cu degetele.
    Anna Șceglova pentru сайт

    Для взрослых письмо – легкая задача. Но для ребенка выводить палочки и крючочки – тяжелый труд. Он устает буквально от кончика пальцев до копчика. Как подготовить руку ребенка к письму?
    Когда начинать?
    Рука готовится к написанию текстов едва ребенок начинает хватать предметы. Все манипуляции с игрушками развивают мышцы кисти руки и готовят ее к будущему написанию букв.
    Развитие мелкой моторики рук
    Очень важно развивать мелкую моторику. Это начинают делать еще в младенчестве с помощью массажа пальцев, пальчиковых игр.

    После года предлагайте малышу лепить из пластилина, глины, теста – это один из лучших "тренажеров" руки. Также учите его рисовать пальчиковыми красками.
    Хороший способ развития мышц руки – отщипывание бумаги. Предложите ребенку отщипывать кусочки бумаги и скатывать их в шарики или трубочки.
    Пальцы рук хорошо развивают нанизывание бусин на нитку, перебирание крупы, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с прищепками, отвинчивание крышки на бутылках, вырезание из бумаги.
    Достаточно неплохой тренажер для рук – мелкий конструктор, играя с ним также нужно проделывать усилия, чтобы снимать и одевать мелкие детали. Однако перед тем, как давать ребенку маленький конструктор, предлагайте играть с большим.
    Развиваем письмо

    В раннем детстве используют для развития письма раскраски. Примерно с трех-четырех лет ребенку нужно их предлагать. Однако рисуя, он должен правильно держать карандаш.
    Раскраски помогают не только развить мышцы руки, но и определить границы рисования. Это важно для будущего письма. Учтите, что ребенок поначалу будет выходить за линии или недолго держать карандаш правильно, не ругайте его – ему очень тяжело это делать. Для рисования лучше использовать карандаши, а не фломастеры.
    Когда рука ребенка окрепла, ему предлагают обводить фигуры – это следующий этап подготовки к письму. Сначала обводят легкие фигуры – круг, овал, квадрат и т.д. По мере овладения навыком, фигуры усложняются и постепенно превращаются в буквы.
    Самое важное в этих занятиях, чтобы рука ребенка окрепла и к моменту поступления в первый класс, у ребенка была хорошо развита мелкая моторика рук. Иначе потом могут быть проблемы с освоением навыка письма и успеваемостью в школе.

    Какие рекомендации Всемирной организации здравоохранения по поводу длительности кормления грудью? А какие педиатров? Этими знаниями поделился доктор Комаровский в своем Instagram. Ниже мы приводим текст без изменений.
    Все без исключения уважаемые ассоциации педиатров (как международные, так и национальные) однозначны, категоричны и единодушны: исключительно грудное вскармливание настоятельно рекомендуется в течение первых шести месяцев жизни.

    А что же дальше, после шести месяцев? Это вторая часть вопроса. Здесь единодушие сохраняется, но категоричности и однозначности меньше: после шести месяцев рекомендуется продолжать грудное вскармливание наряду с прикормами в течение 2 лет или дольше.
    В то же время, практически все документы с рекомендациями о продолжительности естественного вскармливания уточняют, что «кормить следует столько, сколько пожелает мать и ребенок», что «грудное вскармливание должно продолжаться до тех пор, пока оно будет взаимно желательным для матери и ребенка», что «продолжительность грудного вскармливания - это личное решение для каждой семьи».

    В качестве важнейшего объяснения рекомендаций о кормлении грудью в течение двух лет и дольше, ВОЗ обращает внимание на то, что в условиях низкого уровня гигиены и ограниченного доступа к качественным продуктам и чистой воде, длительное грудное вскармливание существенно уменьшает вероятность смертельно опасных кишечных инфекций.

    Главное, с точки зрения автора, правильно расставить акценты - в этом и есть основополагающая причина дискуссий о продолжительности грудного вскармливания.

    Кто-то акцентирует внимание на фразе «продолжать до двух лет и дольше». Кто-то (в частности автор) на «личное решение» и «сколько пожелает мать и ребенок».⠀
    Грудное вскармливание должно продолжаться до тех пор, пока оно полезно и комфортно для всех членов семьи.

    Еще раз прошу - обратите внимание на цитату (это ААР - Американская академия педиатрии): «рекомендуется исключительно грудное вскармливание в течение 6 месяцев, затем грудное вскармливание в дополнение к началу приема твердой пищи в течение как минимум одного года. После этого грудное вскармливание может продолжаться столько, сколько пожелают мать и ребенок».
    Сколько пожелают мать И ребенок! Еще раз подчеркиваю - И, а не ИЛИ! Т.е. желать должны оба!
    kolobok.ua

    Источники из окружения королевской семьи рассказали журналу People, что герцогиня Сассекская ждет девочку, которую планируют назвать Викторией – в честь матери Елизаветы II. А другие западные СМИ сообщали, что малышку назовут Дианой – в честь мамы Меган Маркл.

    Правда это или нет, видимо мы узнаем уже после родов герцогини. Королевская семья эти слухи не комментирует.
    kolobok.ua

    1-й триместр беременности
    1–2-я неделя
    Итак, долгий путь начался. Первые 4 дня будущий человек меньше крупинки соли - его размер составляет всего лишь 0,14 мм. Однако начиная с 5-го дня он начинает расти и к 6-му увеличивается почти в 2 раза - до целых 0,2 мм. На 4-й день эмбрион «приходит» туда, где ему предстоит провести следующие 9 месяцев - в матку, а на 8-й день имплантируется в ее стенку.
    3–4-я неделя

    Эмбрион на 4-й неделе беременности.
    Примерно на 20-й день беременности происходит очень важное событие: появляется нервная трубка, которая затем превратится в спинной и головной мозг ребенка. Уже на 21-й день у него начинает биться сердце и формироваться все важные органы, например почки и печень. Глаза пока не заняли привычного положения - пузырьки, из которых они потом оформятся, находятся по бокам головы. К концу 1-го месяца у эмбриона появляется кровеносная система, а позвоночник и мышцы начинают свое развитие.
    5–6-я неделя

    На 5-й неделе у эмбриона появляются кисти рук, правда, пальцы еще различить очень сложно, а вот в суставах ручки и ножки уже сгибаются. Именно в это время начинают формироваться наружные половые органы, но увидеть на УЗИ, мальчик это или девочка, пока невозможно. Кстати, с момента своего появления эмбрион очень подрос - он увеличился аж в 10 тыс. раз. Уже сейчас у малыша начинает формироваться лицо, а глаза, которые еще очень долго будут закрыты, темнеют, становясь более похожими на человеческие.
    7–8-я неделя
    7-я неделя беременности - время, когда ребенок начинает шевелиться, правда, пока совсем незаметно для мамы, а пальчики на руках и ногах становятся почти такими же, как у взрослых. На этом этапе у эмбриона появляются зачатки молочных зубов и развивается половая система, а почки начинают производить мочу. Несмотря на то что рост плода - всего лишь 2,5 см, он обзаводится собственной мимикой, у него появляются веки, а кончик носа становится более очерченным.
    9–10-я неделя

    Ребенок на 9–10-й неделе беременности.
    К этому времени малыш уже хорошо подрос - его вес составляет 4 грамма, а рост - 2–3 см. Несмотря на крошечные размеры, мозг уже разделен на два полушария, а молочные зубы и вкусовые рецепторы начинают формироваться. У малыша исчезает хвостик и перепонки между пальцами на руках, он начинает плавать в околоплодной жидкости и еще более активно шевелиться, хотя и все так же незаметно для мамы. Именно в это время у ребенка появляются индивидуальные черты лица, а на голове начинают расти волосы.
    11–12-я неделя
    На этом сроке у ребенка формируются половые органы, поэтому на УЗИ уже можно узнать его пол, хотя вероятность ошибки еще велика. Выглядит ребенок пока слегка инопланетно: у него большая голова и маленькое тело, однако лицо все больше похоже на взрослое. Уши уже почти занимают нужное положение, появляются брови и ресницы. Хрящи, из которых состоит скелет, постепенно окостеневают, появляются новые кровеносные сосуды и начинается выработка гормонов. Кстати, малыш уже подрос до 6 см и весит около 20 граммов.
    13–14-я неделя
    Ребенок на 14-й неделе беременности.
    Несмотря на то что голова ребенка составляет половину длины всего тела, лицо все больше напоминает взрослое, а в ротовой полости уже сформированы зачатки всех 20 молочных зубов. Ребенок уже способен класть палец в рот, однако сосать научится немного позже. Из-за активного формирования сосудов кожа малыша красная и очень тонкая, поэтому на теле появляются пушковые волосы - лануго, необходимые для сохранения специальной смазки, защищающей от переохлаждения.
    2-й триместр беременности
    15–16-я неделя
    К 15-й неделе ребенок вырастает до 10 см и набирает вес - теперь он весит примерно 70 граммов. Несмотря на то что глаза еще расположены довольно низко, лицо уже вполне узнаваемо, более того, ребенок начинает «строить рожицы», поскольку лицевые мышцы хорошо развиты. К этому времени он уже умеет сосать палец, а сальные и потовые железы начинают свою работу.
    17–18-я неделя
    И вот наконец у ребенка формируются слуховые каналы, поэтому он начинает хорошо различать звуки и слышит голос матери, более того, он способен его узнавать. В дополнение к молочным зубам появляются и зародыши коренных, кости окончательно формируются и начинают твердеть. Кстати, кости черепа останутся подвижными до самого рождения - при прохождении родового канала они будут накладываться друг на друга, чтобы облегчить малышу появление на свет. А вот мама наконец-то начинает ощущать движения ребенка, который подрос до 14 см и 190 граммов.
    19–20-я неделя
    Ребенок на 20-й неделе беременности.
    Несмотря на то что глазки ребенка еще закрыты, он уже хорошо ориентируется в окружающем пространстве. Более того, теперь можно понять, будет ребенок правшой или левшой, ведь именно сейчас он начинает активнее использовать ведущую руку. На пальчиках малыша появляются отпечатки пальцев - еще один уникальный признак каждого из нас. Кстати, ребенок уже начинает понемногу отличать день от ночи и проявляет активность в определенное время.
    21–22-я неделя
    21-я неделя - время, когда ребенок начинает набирать вес за счет формирования подкожного жира. Уже скоро на его ручках и ножках появятся складочки, которые есть у новорожденных. На 22-й неделе в мозге формируются те нейроны, которые будут с человеком всю жизнь. Совсем скоро ребенок откроет глаза, он уже пробует сделать это, а глазные яблоки двигаются почти как у взрослого.
    23–24-я неделя
    На 23-й неделе ребенок, возможно, начинает видеть сны, а лицо его настолько сформировано, что на УЗИ можно определить, чьи черты лица он унаследовал. Кожа его становится непрозрачной, глаза открываются, и ребенок уже может реагировать на свет, более того, яркие вспышки способны его напугать. К 24-й неделе ребенок вырастает почти до 30 см, а его вес достигает 0,5 кг.
    25–26-я неделя
    В это время вкусовые рецепторы ребенка окончательно формируются и, пробуя на вкус околоплодную жидкость, он может морщиться, если она ему не нравится. Кстати, пищевые привычки именно так и формируются - уже в утробе матери у нас появляются любимые и нелюбимые продукты. Совсем скоро ребенок научится моргать и уже может немного видеть, правда, пока очень и очень расплывчато.
    3-й триместр беременности
    27–28-я неделя
    Ребенок на 27–28-й неделе беременности.
    Если сделать УЗИ на этом сроке, можно увидеть, как ребенок улыбается и интенсивно сосет палец. В это время у малыша появляется первая «игрушка» - собственная пуповина, и он активно изучает свое тело. В конце 7-го месяца беременности у ребенка формируется индивидуальный обмен веществ, который будет у него всю жизнь. Малыш уже довольно большой - его вес достигает 1,2 кг, а рост - 35 см.
    29–30-я неделя

    Ребенок на 30-й неделе беременности.
    Слой подкожного жира все увеличивается, и малыш становится все более пухлым и упитанным. Кроме того, он уже умеет плакать, кашлять и даже иногда икает - происходит это, скорее всего, тогда, когда он заглатывает слишком много околоплодной жидкости. К 30-й неделе мозг ребенка уже настолько развит, что он вполне способен запоминать и даже анализировать информацию.
    31–32-я неделя
    В это время у человека появляются все 5 чувств, а его режим дня все больше напоминает тот, которому он будет следовать после появления на свет. Ребенок слышит работу всех органов матери, прекрасно знает ее голос, благодаря чему сразу же после рождения способен отличить ее от всех остальных людей. Иммунная система малыша начинает вырабатывать антитела, которые защитят его от всевозможных инфекций, которые могут подстерегать в первые дни и месяцы после рождения.
    33–34-я неделя
    И вот наконец подкожный жир уже сформирован, и с тела плода исчезает лануго. К этому моменту малыш сильно подрос - длина его тела достигает 40 см, а вес вплотную приближается или даже превышает 2 кг. Нервная система младенца уже полностью сформирована, а вот легкие все еще продолжают развиваться.
    35–36-я неделя

    Ребенок зевает. 3D-УЗИ на 36-й неделе беременности.
    В это время ребенок выглядит почти точно так же, как и тогда, когда появится на свет. Он еще довольно худенький, но слой подкожного жира увеличивается все интенсивнее. Однако и волосы, и ногти у него уже полностью сформированы, а он сам становится настолько большим, что ему почти не остается пространства для маневров, поэтому он может двигаться меньше, чем на более ранних стадиях.
    37–38-я неделя
    И вот наконец процесс формирования человека завершился окончательно - теперь он полностью готов к появлению на свет, а акушеры считают беременность доношенной. Лануго окончательно исчезает с его тела и лишь иногда может оставаться на ручках и ножках. Поскольку места в матке почти не осталось, матери может казаться, что ребенок стал шевелиться интенсивнее, на самом же деле увеличилась сила ударов, ведь мышцы ребенка уже окончательно сформировались и окрепли.
    39–40-я неделя

    Первые минуты после появления на свет.
    Легкие ребенка продолжают формироваться до самых родов, и только к моменту рождения они выделяют нужное количество сурфактанта - вещества, которое предотвращает слипание альвеол после первого самостоятельного вздоха. Уже совсем скоро малыш возвестит о своем появлении на свет первым криком и начнет свое долгое путешествие по большому и интересному миру.
    adme.ru

Многие родители полагают, что если ребёнок проситься на руки то, это говорит об избалованности ребёнка и поэтому, брать на руку ребёнка нужно как можно меньше. Но, правы они или нет, нужно ли брать ребёнка на руки ?

Часто можно наблюдать такую сцену: ребёнок громко кричит, а его родители не реагируют и уже не выдерживают, подходят к кроватке и хотят взять ребёнка на руки. Но, в этом случае молодые родители начинают решительно возражать объясняя, что если носить малыша всегда, когда ребёнок просится на руки, он привыкнет находиться на руках и никому не даст покоя.

Но, на самом деле, в родительской практики, если ребёнок росится на руки или просто беспокоится и плачет, то хорошее средство успокоить его - взять на руки, покачивая. Ведь совсем маленький ребёнок просится на руки не осознанно, не потому что он такой вот весь избалованный эгоист, а потому, что действительно нуждается в этом контакте с родителями. А уже когда он станет немного старше, тогда ребёнок проситься на руки будет уже сознательно, целенаправленно и просить и даже требовать, чтобы его носили, качали и убаюкивали. Но зачем ребёнок просится на руки? Для чего ему это нужно?

Чтобы понять это, давайте вернёмся к периоду новорождённости. Уход за новорождённым ребёнком - это очень неспокойное время для родителей, когда малыш плачет оттого, что плохо себя чувствует или оттого, что перевозбуждён. Его нервная система ещё слабая, не окрепшая и он плачет. И вы берёте его на руки, это отвлекает и успокаивает его. Тепло вашего тела, давление на животик тоже помогают ему. Также положительно влияют на ребёнка ваша нежность, ваш разговор с ним. Поэтому, если в первые месяцы ребёнок просится на руки, то не нужно бояться избаловать ребёнка и не стоит сомневаться, нужно ли брать ребёнка на руки или нет.

Что касается новорождённого ребёнка, всё понятно. Но, когда ребёнку исполняется 3-4 месяца, газы в таком возрасте, как правило, не мучают и он полностью адаптировался к окружающей среде. Нужно ли брать ребёнка на руки в этом возрасте, ведь ребёнок просится на руки по-прежнему. Да, это так, но 3-4-летний ребёнок любит кататься на руках уже по другим причинам. Учёные говорят, что наилучшее расстояние для функционирования зрения малыша - 30-40 см. И это как раз расстояние между ребёнком и матерью, когда мать держит его на руках. Для младенца такой визуальный контакт представляет большой интерес и человеческое лицо очень важно для него. И это касается и и, в равной степени, . Разнообразие таких контактов тоже играет положительную роль для ребёнка.

Ещё дети просятся на руки, потому что любят, когда их носят по квартире, показывают всё и рассказывают. Для психического развития личности это весьма важное занятие. Малыш ещё слишком беспомощен, поэтому ребёнок и просится на руки к вам, чтобы с вашей помощью получить информацию об окружающем мире и таким образом удовлетворяется потребность в новых впечатлениях у малыша.

Ещё дети любят, когда их качают на руках, немного подбрасывают (и обязательно ловят) и вертят из стороны в сторону. Таким образом, хорошо тренируется вестибулярный аппарат малыша.

В возрасте 7-8 месяцев дети просятся на руки для того, чтобы поиграть со взрослым в такие игры как "ладушки", "сорока" или поиграть с игрушками, например, покатать машинку. Это происходит до того, как ребёнок начинает ходить, он стремится как можно больше времени провести с матерью и ей приходится долго носить его. Возможно, для малыша будет достаточно того, что вы занимаетесь своими обычными делами, находясь в его поле зрения и время от времени ласково общаетесь с ним. В этом случае, ребёнок просится на руки, возможно, и не будет. Ваше внимание и участие успокоят малыша.

К концу в семье, бывает так, что ребёнок просится на руки для того, чтобы использовать взрослого для достижения своей цели. Например, если малыш хочет что-нибудь рассмотреть или достать какую-нибудь интересную вещь на шкафу.

Получается, что на руках у взрослого ребёнок луче развивается психически. И, исходя из этого, можно сказать, что ребёнок просится на руки не зря, не ради своей прихоти. Для него это - жизненная необходимость для полноценного развития, и для родителей в

Для такого маленького ребенка это был единственный способ почувствовать себя защищенным, в безопасности. Такое чувство он испытывал, находясь в утробе матери. Младенец может быть сухим, сытым, но испуганным этим незнакомым неизвестным миром.

К сожалению, мир маленького ребенка очень малоизучен. Замечено, что определенная музыка (Шопен, Моцарт) с первых дней положительно воздействует на ребенка, а резкая, дисгармоничная, наоборот. Теряется сон, аппетит.

Установлено, что записанный на магнитофон стук материнского сердца в покое благотворно действует на младенца, а беспокойный стук напротив.

Так, когда мать берет ребенка на руки, восстанавливаются сразу несколько ниточек его блаженного прошлого: тепло материнского тела (в утробе он был в теплом замкнутом пространстве, мешочке), успокаивающий стук материнского сердца.

Может быть, вы замечали, как меняется поза, в которой спит, просто сидит человек в зависимости от своего психологического состояния. Чем лучше он себя чувствует, тем больше он открыт, чем больший он испытывает стресс, тем больше он сжимается, прячется, находится в позе борца, боксера. Испытывая стресс, человек не может заснуть, не подобрав колени максимально близко к подбородку (поза эмбриона). Это состояние называется регресс, т.е. обратное развитие: испытывая страх, человек бессознательно стремится назад, в то положение, когда он был так хорошо защищен. Крайняя степень подобного состояния у ребенка аутизм. Это состояние страха перед незнакомым миром, психологическое сжатие. Контакт, понимание внешнего мира еще предстоит наладить. Удается это, конечно, нелегко и не сразу. Скажем больше: отсутствие такого контакта (конечно, не всегда) в конце концов может привести даже к шизофрении

Обо всем этом мы говорим потому, что это важно для становления личности

Итак, первое, что важно для первых месяцев жизни ребенка: у него должно возникнуть ощущение защищенности. В первую очередь это грудное вскармливание. Дело не в том, что грудное молоко не могут заменить смеси, которые вы купили в магазине. Ребенку психологически важно, чтобы кормили пусть из бутылочки, но в позе максимально приближенной к позе кормления грудью.

Все это говорится к тому, что предпочтение должно отдаваться взращивающему родителю, а не воспитывающему. Тому, кто стремится максимально сохранить для маленького ребенка чувство комфортности.

То есть в первые месяцы жизни ребенка проблема состоит не в недостаточной педагогической просвещенности родителей, а в недостатке чувств.

Вариант первый: родителям не хочется много заниматься ребенком, возня с ним больше утомляет, чем радует. И вот под это подгоняется теория: брать ребенка на руки вредно, откликаться на его плач в неположенное время баловство

Вариант второй: мать борется с собой, со своим материнским инстинктом, наступает на горло собственной песне, но считает, что ученым виднее. Хотя ей стоило бы лучше послушать себя, не вступать на путь мучительной и ненужной борьбы со своими собственными ощущениями правильного воспитания.

Это может показаться странным и не очень убедительным, но материнское чувство (как, кстати, и отцовское) не есть что-то данное богом прямо с момента рождения ребенка, а то и до этого. Некоторые женщины считают себя какими-то неполноценными от того, что не сразу испытывают материнские чувства. Это может прийти и со временем. И тогда чувство удивления надо же, живет это произошло из меня сменяется естественным материнским чувством. В молодых семьях этот процесс нередко затруднен из-за слишком уж резкого перехода от беспечной, разнообразной жизни к рутинной, однообразной и монотонной, вызывающей усталость не только физическую, но и психологическую.

Как нам кажется, не следует предъявлять слишком жестких требований к ребенку и самому себе как родителю. Каждая семья может найти удобный для себя стиль жизни с младенцем: ритм и способ кормления, пеленания, укладывания, игры, устраивающий и родителей и малыша. Ребенок не страдает диатезом, бумажные подгузники не вызывают на нежной кожице раздражения зачем же вы обременяете себя стиркой марлевых, да еще и гладите их с двух сторон? Не лучше ли сэкономить время и силы, чтобы поговорить с малышом, поиграть с ним? Ваше дитя не пугается незнакомых лиц и доверчиво улыбается в ответ на чужую улыбку? Попробуйте сходить ненадолго с ним в гости к друзьям (конечно, в нешумную, желательно некурящую компанию). Вам надоело бродить с коляской в одном и том же чахлом сквере? Пусть папа подвесит ребенка в специальном рюкзаке (лучше до полугода на грудь, а не на спину), возьмите еду в бутылочках и сменные штанишки и отправляйтесь в лес, за город, в дальний парк. Если малыш здоров и такие нарушения режима нечасты, ничего не случится, даже если он и поспит не у себя в кроватке, а на папином животе. Зато и ему, и себе вы доставите новые впечатления, сможете разнообразить жизнь. Чем лучше вам будет удаваться приспособить себя к ребенку, а его к себе, чем меньше вы будете уставать и чем больше переживать совместных радостей, тем больше удовольствия принесет вам родительство.