Почему маленький ребенок закрывает ушки руками. Почему ребенок трогает уши

Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше. Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет. Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте

Не кричите громко, я все слышу

Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.

Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите - он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно. Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения. Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, - закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом - почему он стал бояться громких звуков?

Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым. Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить. Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.

А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.

Почему гений растет в тишине

Таких детишек, для которых самое комфортное состояние - тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему. Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему» . Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.

Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход - это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.

Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне - слуховому сенсору.

Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его. Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто - способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.

Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще - и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.

Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:

Говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся;
- включайте негромко, фоном, классическую музыку;
- отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения;
- никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений;
- не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;
- дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.

Что делать, если малыш боится громких звуков

Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и

«…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.

После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»

Многие странные проявления у детей с РАС даже педиатры зачастую называют «просто аутизм» или «ещё одна аутистическая черта» (АЧ) — без лишних пояснений. Однако всегда следует помнить, что любой признак «просто аутизма» имеет под собой медицинское объяснение и, скорее всего, есть прямой способ лечебного воздействия на него.

Цель данной статьи — собрать воедино объяснения о распространенных симптомах аутизма и перечислить методы их преодоления. Для этого мы использовали опыт родителей и медицинские знания, которыми располагает современная наука, в том числе Биомед и практикующие ДАН!-врачи.

Сначала — о главном: всегда целесообразно ВЕСТИ ЖУРНАЛ для оценки хронологии событий и вмешательств. Когда новый признак болезни появляется, первое, что вы должны проанализировать, это три фактора извне:

Если такой новый фактор был найден, то продолжайте наблюдение от 2 до 3-х недель – без ввода очередных методов. Так вы отслеживаете взаимосвязь симптома с назначенной терапией (или расширением диеты) и можете рассказать о наблюдениях врачу.

Когда вы получаете назначения от врача, неуклонно задавайте вопросы об оценке и её критериях: «Как я смогу оценить положительные и отрицательные последствия терапии?». В идеале Вы должны получить ответы на подробные вопросы:

Перейдём к разбору распространённых симптомов у детей с РАС.

Почему мой ребёнок не может спать по ночам?

  1. Уменьшение проблем со сном возможно:
  • на БГБКБС диете (*сокращение обозначает без глютена + без казеина + без сои)
  • при удалении из пищи фенолов, искусственных красителей, стабилизаторов и ароматизаторов,
  • при излечении от избыточного роста грибковой флоры в кишечнике,
  • при добавлении в рацион метатонина, ГАМК, таурина, магния в цитратной форме и 5HTP
  1. Успех поддерживается и закрепляется спокойной процедурой отхода ко сну, о чем вы можете почитать подробнее и .

Почему мой ребёнок просыпается среди ночи?

  1. РЕФЛЮКС – наиболее частая причина внезапных ночных просыпаний при РАС. Простыми словами, рефлюксы – это явления заброса содержимого полого органа в обратную сторону — вопреки правильному физиологическому движению. Например, пища забрасывается из желудка в пищевод, а желчь из 12-перстной кишки в желудок. В результате агрессивные компоненты воздействуют на слизистую, которая не предназначена для контакта с такими средами. Это приводит к неприятным ощущениям у ребёнка, а при хронизации проблемы — к повреждению оболочек конкретного органа. Диагностика рефлюкса – задача гастроэнтеролога. Со своей стороны родителям следует исключить из детской диеты обильную еду вечером и продукты, провоцирующие заброс (томаты, лук, чеснок, цитрусовые, газированная вода, перечная мята, шоколад).
  2. ФЕНОЛЫ – ещё одна возможная причина ночных просыпаний, которые длятся вплоть до нескольких часов. Признаки перегрузки фенолами: тёмные круги под глазами, беспричинный смех (особенно по ночам), возрастание самостимуляции (вплоть до самовредительства). Лечение – снизить содержание фенолов в поступающей пище (исключить яблоки, цитрусовые, шоколад, искусственные красители и др.), принимать ванны с английской солью (сульфат магния).
  3. ОЩУЩЕНИЕ МОКРОГО ТЕЛА после того, как ребёнок обильно помочился в памперс. Эта причина часто возникает с возрастом. Во-первых, по мере медицинского вмешательства возрастает чувствительность кожи и улучшается работа сенсорной системы. Во-вторых, памперсы хуже удерживают большой объём влаги. Решить проблему можно по-разному. Радикально — приучить к горшку. Промежуточные этапы помощи: сменить размер памперса (для детей старшего возраста используйте взрослые памперсы самого маленького размера), или быстрее переодевать в сухой памперс. Если вы примерно знаете, как часто ребёнок мочится ночью, это может стать промежуточным решением проблемы. Многие родители отмечают, что дети после 3 лет писают ближе к 4 часам утра, поэтому можно проснуться, проверить и быстро переодеть ребёнка, пока он не успел понять, что к чему.
  4. ПРИСТУПЫ СУДОРОЖНОЙ АКТИВНОСТИ. Сделайте суточную электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Исключив все медицинские подоплёки ночных просыпаний, можно приступать к тщательному поведенческому тренингу, к внедрению рутин и навыков . Этому хорошо способствует АВА как лучший метод для обучения шаблонному поведению при самообслуживании.

Почему мой ребёнок не говорит?

Аутизм напрямую влияет на коммуникацию. Однако есть многочисленные наблюдения родителей и врачей о благотворном влиянии на речь следующих методов:

  • БГБКБС диета
  • Добавки: ТМГ (триметилглицин, англ. TMG), Витамин В6 (в форме пиридоксаль-5-фосфата, англ. P5P), Льняное семя и эссенциальные жирные кислоты (добавить в рацион рыбий жир).
  • Нормализация кишечной флоры, особенно в части (вид грибков), также приносит хорошие результаты.

В части педагогических усилий лучший выбор – это сочетание речевой и поведенческой терапии . Кроме того, никогда не следует забывать о методах альтернативной коммуникации, среди которых особенно эффективна система ПЕКС (PECS). Она реализована сегодня как в привычной форме карточек, так и в виде программ для портативных электронных устройств.

Следует помнить о высоком распространении среди детей с РАС такого расстройства речи как . Это редкое в общей популяции нарушение, причина которого в поломках на высшем уровне организации двигательных актов артикуляционного аппарата. По разным данным есть у 45-60% аутичных детей.

Почему ребёнок говорит или делает одну и ту же вещь — снова и снова?

Повторяющееся (стереотипичное) поведение – часть аутизма. Так называемый встречается у многих детей с РАС и должен восприниматься нами как особый источник успокоения или концентрации внимания.

Взрослые люди с аутизмом практически всегда утверждают, что привычные повторяющиеся движения или повторы слов просто необходимы им, так как действуют успокаивающе и стимулируют нервную систему для адекватной деятельности в предлагаемых условиях.

Поэтому работа с детьми, стереотипные проявления которых вредят им самим или окружающим, должна начинаться с поиска подходящего заменителя, в котором самопомощь объединиться с безопасностью.

Почему у моего ребёнка сыпь, покраснения и зуд?

  • Экзема при РАС зачастую связана с разрастанием кандиды в кишечнике. Она выглядит как кожная сыпь и связана со слабой иммунной системой. Главные факоры активного роста кандиды – сахар, углеводы и любые непереваренные остатки. Задача родителя – удалить или уменьшить сахар, сок и углеводы, добавить пищеварительные ферменты и тщательно придерживаться длительной тактики лечения кандидозного дисбактериоза. В такую тактику наряду с традиционными противогрибковыми препаратами (дифлюкан, нистатин и т.п.) могут входить пробиотики, а также БАДы – экстракт семян грейпфрута, каприловая кислота и др. Отметим, что пробиотики не должны даваться «на глазок». Самый эффективный путь – лечить дисбактериоз согласно анализу кала на дисбактериоз, который количественно оценивает структуру кишечной флоры.
  • Сыпь по типу крапивницы при аутизме обусловлена аллергией, чаще всего на молочные продукты. Диагностика аллергий – аллергопробы на основные пищевые и непищевые аллергены (= анализ крови на антитела IgE, который выполняется в лаборатории)
  • Псориатическая сыпь при РАС выглядит как утолщённая покрасневшая кожа с серебристо-белыми наслоениями. Она часто провоцируется приёмом антибиотиков.
  • Профилактика высыпаний требует скрупулёзного отношения к перечню компонентов в любом средстве для наружного применения. Увы, но промышленная косметика нередко содержит экзотоксины и сильные аллергены.

Почему у ребёнка сильные тёмные круги под глазами?

Согласно статистике в алгоритме выяснения причин на первое место целесообразно поставить аллергопробы на пищевые аллергены , на второе – перегрузку фенолами , на третье – избыточный рост кандиды в кишечнике.

Почему мой ребёнок любит взбираться высоко на мебель?

  • Непереносимость глютена . Исключите глютенсодержащие продукты из рациона.
  • Сенсорные проблемы в центральной нервной системе . Проконсультируйтесь с психологом, который владеет методикой комплексной оценки сенсорных нарушений и сможет составить качественную программу сенсорной интеграции. Эта программа поможет упорядочить сенсорную систему: разовьёт недостающие элементы, насытит нехватки ощущений и гармонизирует избыточный ответ на раздражители.

Почему у моего ребёнка вздутый живот?

Это прямой признак гастроэнтерологических проблем. Проанализируйте этот признак во взаимосвязи с другими симптомами и обращайтесь к врачу. Особенно внимательно отнеситесь к следующим признакам:

  • Обезводненный понос (рыхлый объёмный стул до 4 р/день/)
  • Запор (отсутствие стула более 1-2 дней)
  • Неестественный вид каловых масс (пухлая каша, или камневидные кусочки, с остатками непереваренной пищи, слишком светлый или тёмный и т.п.)

Скорее всего, ваш путь к здоровью кишечника начнётся с БГБКБС диеты. Продолжением лечения выступят уже упомянутые этапы: диагностика на пищевую аллергию, терапия дисбактериоза, улучшение пищеварения ферментными препаратами.

В случае запоров к этому будут подключены щадящие способы для регулярного очищения, среди которых употребление достаточного количества клетчатки (например, перемолотое льняное семя) и регулярное введение в рацион свежих овощей и фруктов.

Почему у ребёнка есть фрагменты непереваренной пищи в кале?

  • Это признак некачественного пищеварения из-за недостатка ферментов. Помощь – приём ферментный препаратов (Креон, Эрмиталь, Пангрол или специальные рецептуры с учётом всех тонкостей РАС от ТМ Kirkman Enzymedica, Houston).
  • Врождённые патологии выработки ферментов. В таком случае вздутому животу нередко сопутствуют желтушность кожи и склер, вялость, отказ от активных игр, частые тошнота и рвота. Помощь – лабораторное обследование (анализы крови).

Почему ребёнок не опорожняет кишечник 2 и более дней подряд?

  • Констипация (простыми словами — запор) – довольно частый признак у детей с РАС. Способы решения проблемы – перевод ребёнка на БГБКБС диету, лечение дисбактериоза и исключение из пищи аллергенов.
  • Усилению перистальтики помогает магний (в форме цитрата), витамин С, пробиотики, приём фруктовых пектинов и достаточное поступление полезных жиров.
  • Дети, уже столкнувшиеся с тяжёлым испытанием констипацией, могут помнить болезненные ощущения и всячески избегать посещения туалета. Вариант помощи – смягчающие дефекацию свечи.

Почему у моего ребёнка диарея?

  • По разных данным 50-70% детей с РАС имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом — с эпизодами диареи, или с постоянной склонностью к ней. Такие малыши подлежат наблюдению у гастроэнтеролога, который знает особенности диеты при РАС и понимает, как выбирать безопасные медикаменты.
  • Для нормализации стула потребуется комплекс всё тех же усилий: БГБКБС диеты + лечение дисбиоза + удаление пищевых аллергенов.

Читайте также Как использовать видео и телевидение, чтобы создать контакт с ребенком с РАС

Почему у ребёнка «зверский аппетит», но нехватка массы тела?

  • Мальабсорбция — недостаточное усвоение в тонком кишечнике тех нутриентов, которые поступают с пищей. В итоге мозг не получает нужных веществ и формирует повышенное чувство голода. Это состояние излечимо. Начинайте избавление от напасти вводом БГБКБС диеты. Далее обращайтесь к грамотному гастроэнтерологу, которые понимает тонкости ведения больных с РАС.

Почему ребёнок отчаянно любит молоко, хлеб, сыр?

Эти продукты содержат много глютена и казеина. Большинство детей с РАС не могут должным образом переварить как минимум одно из этих веществ. Вследствие этого образуются особые пептиды, которые действуют на опиоидные рецепторы в головном мозге. В результате формируется пристрастие – сходное с опийной наркоманией.

Правильный выбор — отказаться от этих продуктов, тем более что они чаще всего рафинированные, стабилизированы промышленными добавками, или слишком калорийные, но с малой питательной ценностью.

Почему ребёнок устраивает значительную истерику только потому, что мы не купили определённый вид печенья, снеков или хлопьев, которую он горячо любит?

Присмотритесь к пищевым пристрастиям ребёнка. Скорее всего, вы увидите, что это досадный и практически бесполезный перечень калорийной, сладкой, но малопитательной пищи. Более того, среди этих продуктов наверняка превалируют глютенсодержащие или молочные наименования.

Важно уйти от такой еды, в идеале – перейти на БГБКБС диету. Это позволит расширить рацион в сторону пищи, насыщенной безопасными питательными компонентами.

Почему ребенок только хочет пить сок, есть картофель фри, чипсы, печенье и прочие снеки (даже если они GFCFSF)?

Все дети (и нейротипичные в том числе) очень любят сенсорную ссоставляющую снековой еды. Она хрустит, долго и необычно жуётся, зачастую сильно сладкая и окрашена в яркие цвета.

Однако задача любого родителя – исключить из рациона пустые лишние калории. В случае ребёнка с РАС – это не просто «пустые калории», но ещё и напрямую вредоносные источники искусственных ароматизаторов, токсических веществ из пережаренного масла и сильных аллергенов. Совет прост – не покупайте такую еду ребёнку.

Почему ребёнок, который соблюдает БГБКБС диету, резко демонстрирует сильный откат в навыках и болезненное поведение – буквально за 1 день от хорошего самочувствия?

Наиболее частая причина – пищевые нарушения (продукты с глютеном, казеином, соей или известными аллергенами). Перехватил на бегу, угостился с товарищем или у бабушки, съел, не зная, что это, нарушил сознательно. Когда диета соблюдается полностью, даже незначительное поступление исключаемых веществ может приводить к откатам в самочувствии и поведении, которые длятся до 4-5 дней — с учётом возврата к строгой диете.

Почему мой ребёнок постоянно болеет?

Одна из многочисленных групп детей с РАС – частоболеющие. Поиск помощи следует сосредоточить в рамках следующих БАД:

  • Витамин С
  • Экстракт клюквы
  • Экстракт семян грейпфрута

Не забывайте о хорошем поливитаминном комплексе.

Помните о сахарах! Их избыток также угнетает иммунитет.

Почему мой ребёнок никогда не болеет привычными для его ровесников ОРВИ?

Повышенный иммунный ответ – тоже плохо. Чтобы понять, что происходит с иммунитетом ребёнка, следует пройти обследование у иммунулога. Желательно ориентироваться на специалиста, который понимает взаимосвязи иммунитета и нервной системы у детей с РАС.

Стандартное обследование включает комплексную иммунограмму и анализы крови с помощью ПЦР на наличие герпетических инфекций: герпес 1, 2, 6 типов, цитомегаловирус. Отметим, что последний зачастую имеет особое значение в развитии РАС. Значительное влияние на состояние ребёнка возможно и со стороны вируса Эпштейна-Барра, токсоплазмы и др.

Почему у мочи ребёнка запах аммиака?

  • Причина первая – слишком концентрированная моча. Увеличьте потребление жидкости, в идеале – чистой воды.
  • Причина вторая – дисбактериоз кишечника, в т.ч. на фоне запоров. Исследовать анализом кала (займёт 2 недели) и лечить по расширенной схеме – с правильным подбором антибактериального/антигрибкового препарата, а также пробиотика, пребиотика, фермента и сорбента. Ещё раз обращаем ваше внимание! В любой схеме для лечения дисбиоза важны обоснованность, длительность и режим приёма препаратов.

Почему ребёнок постоянно опирается животом на подлокотники кресел, перегибается через спинку дивана и подолгу так зависает?

У детей с РАС такое поведение чаще всего провоцируется значимым дискомфортом в области живота или даже болями в эпигастрии и по ходу кишечника. Глубокий упор в брюшную полоть объёмным твёрдым предметом облегчает болезненность.

Почему ребёнок дерётся – со мной и с другими, в том числе с детьми?

  • Невозможность наладить коммуникацию, отсутствие речи, физическая боль или сенсорный дискомфорт приводят к повышению агрессивности. Первый шаг к уменьшению нежелательного поведения – БГБКБС диета. Большинство сильных болей и не вполне осознаваемых дискомфортов случается из-за кишечных проблем. Это может быть и обычный метеоризм, но за счёт высокого болевого порога ребёнок воспринимает его слишком остро. Поэтому второй шаг к успеху – консультация гастроэнтеролога. Помните о дисбиозе и рефлюксе, которые портят детство многих малышей с РАС.
  • Обратитесь к АВА-терапии и к внедрению альтернативных методов коммуникации (жесты, ПЭКС), чтобы ребёнок всегда мог выразить свои желания, или чётко пожаловаться.

Почему ребёнок бьётся головой, кусает себя и царапает?

  • Самоагрессия – частый спутник серьёзных сенсорных проблем. Глубокое давление на голову во время удара или укуса, невозможность выдержать зуд – любая из этих причин приводит к опасным действиям, особенно у неречевых детей.
  • Боли по ходу кишечника и жжение от рефлюкса – ищите причины самоагрессии вместе с гастроэнтерологом.

Почему мой малыш ходит на цыпочках?

  • Наиболее сильно влияют запоры или поступление красителей и консервантов с пищей.

Почему ребёнок не может спокойно погулять с нами по улице, зайти в магазин, сходить в кино?

  • Сенсорная перегрузка – то состояние, которое легко возникает в детей с РАС в условиях слишком сильных или разнообразных внешних раздражителей. То, что нам не страшно и даже приятно (музыка в торговом центре, яркие светящиеся витрины, много людей вокруг, стереофония в кинотеатре) перегружают ребёнка информацией, он теряет возможность нормально реагировать и устраивает истерику с криками или прячется в укромное место. Оба поведения помогают ему отключиться от избытка стимулов извне.
  • Выход из положения – прогулки на инвалидном кресле. Это близко к понятию «неприкосновенное личное пространство». Дополнительно ребёнка можно накрыть зонтиком, он всегда может сесть, поиграть в планшет или иначе перезагрузиться для следующей порции стимулов от новой обстановки.

Почему мой ребёнок кажется глухим?

  • Некоторые дети не слышат взрослых, даже когда они обращаются к ним по имени и громко, однако отлично слышат перешёптывание родителей на кухне о том, где лежат любимые детские лакомства.
  • При первых же подозрениях о нехватке слуха следует посетить невролога, ЛОР-врача и выполнить аудиограмму.
  • При сенсорной дезинтеграции невозможностью услышать связана с перегрузкой одновременно по многим каналам: организм сбрасывает излишнюю нагрузку – отключаюсь от шумов.
  • Аудиограмма и консультация сурдолога – ваш путь к знанию о наличие патологии органов слуха и степени нарушений.

Почему у ребёнка легко возникают синяки?

Лёгкое возникновение синяков и кровоподтёков обычно обусловлено нехваткой незаменимых жирных кислот. Обогатите питание: рыбий жир, льняное семя.

Почему мой ребёнок хочет смотреть один и тот же фильм, или эпизод, много раз подряд?

  • Однообразие и рутина — это основная тяга человека при аутизме. Купите ребёнку его собственный телевизор, если вы не хотите сходить с ума от тысячи просмотров одного и того же фильма.
  • В тяжёлых случаях применяются нейролептики. Кроме того, всегда имеет смысл усиленно пролечить возможный кандидозный дисбактериоз кишечника.

Почему мой ребёнок запоминает фразу из книги/фильма и повторяет её снова и снова?

  • Точные повторы услышанного от других людей или из масс-медиа – один из основных признаков детей с РАС. Такие повторы носят название эхолалия, они являются неконтролируемым актом и могут оставаться единственным словесным проявлением в речи ребёнка на длительное время, в тяжёлых случаях – всю жизнь.
  • Помощь следует искать в функциональной речевой терапии с грамотным дефектологом, с высокой интенсивностью (вплоть до ежедневных занятий), с нарастанием по ходу приёма «речевых» добавок.

Почему ребёнок начал говорить, но по-прежнему не задаёт вопросы и не может поддержать спонтанный диалог?

Умение произнести слова – всего лишь первый шаг на пути к речи. Следующий шаг – использовать речь в коммуникации. К этому продвигает функциональный речевой тренинг во главе с логопедом-дефектологом (речевым специалистом).

Почему мой ребёнок выстраивает игрушки в ряд или крутит колесо машины часами напролёт?

  • Возможные причины этому – обсессивно-компульсивное расстройство, самостимуляция, самоуспокоение.
  • Поверьте в основы! Сделайте главную ставку на БГБКБС и лечение кандидозного дисбактериоза.
  • Из педагогических методик с таким поведением отлично справляется и АВА, и Флор-тайм (игровая терапия).

Почему мой ребёнок настаивает на привычном распорядке дня, одном и тот же маршруте и последовательности ежедневных действий? Почему он не гибкий?

Это частая особенность детей с РАС — стремиться к предсказуемости, режимности и рутинности во что бы то ни стало. Из-за этого они не способны легко вступать в контакты с другими людьми, без напряжения реагировать на постоянные изменения во внешнем мире и быть готовыми к работе и разнообразному пребыванию в обществе.

Аутизм… Это слово перевернуло нашу жизнь, когда сынишке Илье было чуть больше года. С тех пор, на протяжении многих долгих лет, мы с мужем боремся за будущее своего ребенка. Пытаясь вырваться из плена депрессии, я изучала литературу и просматривала многочисленные форумы, где общались родители, в поиске ответа на мучившие меня вопросы: «Почему рождаются дети-аутисты? Как помочь сыну? Что будет, когда он подрастет?»

Возможно потому, что Илья был у нас первенцем, мне понадобилось более 5 лет на то, чтобы осознать информацию, почерпнутую из медицинских и психологических справочников. Сейчас, когда у меня растет здоровый младший сын, я могу сравнивать поведение детей. И уже наверняка я представляю дальнейшую судьбу своего аутенка. Надеюсь, что написанное поможет таким же, как я, родителям понять и принять своих детей.

Хочу заранее предупредить, что перед читателем не научный трактат. Да и дети-аутисты не могут быть абсолютно похожи друг на друга хотя бы потому, что существует несколько вариантов течения этого заболевания и разные степени тяжести. Есть даже специальный термин: «расстройства аутистического спектра». Перед вами описание жизни мальчика, у которого диагностирован ранний детский аутизм в тяжелой форме.

Что такое аутизм

Аутизм – это очень сложное расстройство всех основных психических функций человека, не позволяющее ему формировать причинно-следственные связи, осознать себя личностью, вести самостоятельную жизнь и хоть как-то взаимодействовать с окружающими его людьми.

Слово «аутизм» переводится как «экстремальное одиночество». В литературе этот термин разъясняют крайней отгороженностью больного от окружающей его действительности, его стремлением существовать в придуманном им и одному ему доступном крайне ограниченном мирке. И это так: и в окружении любящих его родственников, и в огромной толпе чужих ему людей аутист ведет и чувствует себя так, словно вокруг него пустота и непроницаемые стены. Наш мир ему непонятен и страшен, поэтому ребенок всячески пытается защититься от него с помощью доступных ему способов. Он не смотрит в глаза человека, бесконечно повторяет одни и те же действия (прыжки, манипуляции с игрушками), монотонно кричит, закрывает уши руками, даже не пытается вникнуть в смысл обращенной к нему речи.

Когда я смотрю на профиль своего сына, тоскливо сидящего в углу комнаты и «задумчиво» поглаживающего рукой обои на стене, он кажется мне маленьким инопланетянином, случайно попавшим на Землю. Ему чуждо и непонятно все вокруг, он вынужден терпеливо ждать, когда сможет вернуться на свою звезду.

Аутист не в состоянии даже понять, что у людей можно попросить о помощи. К примеру, наш 5-летний сын трое суток плакал, но так и не показал, что ему болит, пока не вспухла щека. Увидев его перекошенную физиономию, мы испытали облегчение (ведь мы наконец-то сможем ему помочь!), в то время как в обычной ситуации родители, наоборот, нервничали бы.

Но есть еще одна, страшная для меня, сторона аутизма – это одиночество родителей больного ребенка. Как тяжело принять тот факт, что собственный сынишка никогда не откликнется на мои слезы, не разделит радость. Он не понимает и не воспринимает чужую боль, никогда не «играет на публику», как все дети. Я не помню ни одного случая, чтобы ревущий Илья шел в мои объятия за успокоением, например, больно ударившись. Всегда один – потрет коленку, поскулит тихонечко – И ВСЕ. Чем старше становится мальчик, тем больше он похож на «кота, который гуляет сам по себе». Он так и не научился целоваться или просто подставлять щеку, и отстраняется от моей руки, как будто ожидает удара. В итоге даже просто погладить его по голове я могу лишь украдкой тогда, когда он крепко спит.

Причины возникновения аутизма

Почему возникает детский аутизм, на сегодня, к сожалению, точного ответа не найдено. Несмотря на большое внимание к этой проблеме, по-моему, за последнее десятилетие наука не продвинулась вперед ни на шаг. Перечислю основные теории:

  1. Генетическая. В результате взаимодействия нескольких генов либо их мутации нарушается способность к образованию прочных информационных связей между клетками разных участков головного мозга.
  2. Биохимическая (близка к генетической). Нарушение обмена веществ в клетках мозга извращает их развитие. Например, дети с ДЦП и тяжелыми врожденными обменными заболеваниями часто склонны к аутичному поведению.
  3. Токсическое воздействие ртутных консервантов вакцин. Клиника аутизма очень напоминает симптомы хронической ртутной интоксикации. В пользу этой теории говорит рост числа вновь выявленных случаев заболевания за последние тридцать лет, когда расширили календарь прививок. В США и странах Западной Европы сейчас даже применяется термин «эпидемия аутизма». Кстати, мертиолят (соль ртути) до сих пор используется при производстве некоторых вакцин.
  4. Конкуренция между полушариями головного мозга либо отсутствие взаимосвязи между ними. Мне эта теория наиболее близка, так как помогает бороться с депрессией. Поэтому объясню ее суть поподробнее. В большом проценте случаев дети с аутизмом рождаются у родителей с очень высоким интеллектом. Особенно часто это наблюдается в тех случаях, когда один из супругов «математик», а другой – «лирик», то есть у них доминируют разные полушария головного мозга. Аутизм возникает тогда, когда ребенок наследует оба сильных полушария, не желающих уступать друг другу первенство, а потому не наладивших между собой связей. Мать-природа сознательно ограничивает возможности развития человеческого мозга и использования его резервных возможностей. И это ее вмешательство извращает мозг ребенка, чтобы не позволить родиться гению.

Аутизм: признаки

Как правило, признаки аутизма у детей проявляются в возрасте до 36 месяцев, при этом чем раньше, тем хуже прогноз заболевания. Но мне приходилось общаться с родителями, которые искренне не замечали странностей в поведении даже своего 6-летнего ребенка. И мы с мужем не исключение: хотя и забили тревогу в возрасте около года, волновало нас тогда только отсутствие речи.

При всех формах аутизма должны присутствовать все три следующих признака:

1. Бедность социальных отношений и взаимодействий.

Сюда относится все, что я писала об экстремальном одиночестве. Это не значит, что малыш ничего не чувствует. Наоборот, у него из-за страха перед окружающим миром обострено его восприятие. Но как выразить свои эмоции – он не знает. Дополнительно – отсутствие указательного жеста. Вместо того, чтобы пальцем показать, что он хочет, ребенок толкает впереди себя по направлению к желаемому предмету руку взрослого. Дети-аутисты в поведении не ограничены рамками установленных обществом норм, так как не в состоянии их понять. Поэтому чем старше становится ребенок, тем более заметными и осуждаемыми становятся особенности его поведения.

2. Отсутствие речевой (вербальной) и невербальной коммуникации.

У аутистов может быть хорошо развита речь, но может быть и ее полное отсутствие, часто наблюдается дизартрия. Но даже проговаривающий наизусть на одном дыхании огромные стихотворения или куски из романов малыш вряд ли сможет объяснить их смысл. Да и жестикуляции, соответствующей мимики и выразительной речи не будет. Чаще дети просто используют запомнившиеся фразы, не придавая им никакой эмоциональной окраски (так называемая «штампованная речь»). Многие из них не используют местоимение «Я», говоря о себе в третьем лице, например: «Маша упала».

Больной аутизмом – очень «конкретный» и прямой человек: он не понимает переносного смысла пословиц и крылатых выражений, иронических высказываний и шуток, не реагирует на изменение тона голоса или мимики говорящего. Все же большинство из них потребности в общении не испытывают, говорят редко, обычно глаголами. Наш сын молчит, лишь может изредка, но очень к месту сказать: «Иди». Он может пальцем показать на маму или папу, но никогда нас не зовет.

3. Выраженная ограниченность интересов в сочетании с навязчивыми действиями.

Дети-аутисты, с трудом ориентируясь в окружающем их мире, овладевают любыми навыками или играми интуитивно. То, что ими освоено, уже не пугает. Поэтому им свойственно увлеченно (навязчиво) многократно повторять одно и то же примитивное действие (вертеть веревочку, рвать бумагу, скрипеть дверью). Также для них характерно так называемое «туннельное мышление». Я называю это «программой»: пока малыш не сделает то, что задумал, он ни на что другое не сможет сам переключиться, пусть даже пройдет несколько дней. В это время он не отвлекается даже на еду, питье и туалет.

Аутизм не позволяет развить воображение. Поэтому у детей невозможно сформировать понятие опасности. Дороги, окна и балконы в высотных домах, глубокие водоемы не вызывают страха. По той же причине им не интересны мультфильмы, спектакли, художественные фильмы, литературные произведения.

Аутизм у детей: симптомы

Перечислю проявления аутизма, выявленные у нашего сына:

1. В грудном возрасте:

  • не было комплекса оживления;
  • пассивно «висел» на руках у взрослого, не пытаясь за него держаться;
  • под утро не спал, тихо играя в кроватке со своими пальчиками;
  • улыбался с большей готовностью шторам на окне и люстре, чем людям;
  • никак не реагировал даже на громкое обращение к нему, если был увлечен игрой;
  • с большим трудом научился жевать;
  • никогда не выбирал еду, кушал все, что давали (хотя чаще свойственна очень жесткая привязка к определенным блюдам и отказ от новых). Если что-то не нравилось, «складировал» за щекой. При этом выплевывать что-либо до сих пор не научился (достает пальцем);
  • при проигрывании дисков с детскими инструментальными мелодиями на некоторые по непонятной для нас причине реагировал громким плачем;
  • отсутствовала речь на фоне криков, как у дельфина;
  • с трудом запоминал названия окружающих предметов;
  • очень рано научился складывать пирамидку, всевозможные пазлы за счет великолепной механической памяти.

2. В возрасте до 5 лет:

  • наблюдал за игрой детей или играл рядом, подражая им;
  • не смотрел мультфильмы, не слушал стихи и сказки;
  • подолгу лежал на ковре, катая паровозик или складывая длинной цепочкой кубики;
  • не разбирал и не ломал игрушки, не проявляя никакого к ним любопытства;
  • боялся жужжания мух и пчел, звука работающего двигателя проезжающего под окном мотоцикла, бытовой техники;
  • движущиеся звуковые игрушки (машинки с сиренами, поющие мишки) вызывали панику и крик;
  • очень любил плескаться в воде, мыть игрушки, руки, посуду;
  • крайне тяжело принимал перемену окружающей обстановки (ночевку в гостях, проживание в санатории или больнице, адаптацию к детскому саду);
  • до сих пор не может одеться по погоде;
  • о назначении любого предмета сам не догадается – только после показа;
  • указательный жест появился после долгих тренировок, но используется редко.

Аутизм: лечение

Лечение аутизма у детей – это ежедневный многолетний труд родителей, психолога, дефектолога, врача-психиатра. Главная задача – помочь малышу преодолеть страх перед жизнью, максимально адаптироваться в нем, приобрести и закрепить навыки самообслуживания.

Страдающий аутизмом ребенок нуждается в специальной поведенческой терапии, где ему прививают шаблоны поведения в разных жизненных ситуациях. Доверие к родителям дети, больные аутизмом, обретают во время «терапии объятий», когда ребенка по несколько часов в сутки носят на руках, поглаживая даже против его воли, и постоянно рассказывают ему, как сильно его любят. Приветствуется сон в одной постели, совместное купание. Улучшить психические функции помогают животные. Наш сын любит кататься на лошади, но боится котов и собак.

Обучение детей с аутизмом должны проводить специалисты, имеющие навыки работы с ними. Существуют детские сады, центры дневного пребывания, специализированные группы при школах.

Мы подбирали методики лечения Ильи только совместно с врачом-психиатром. Мы безгранично доверяем ее опыту, профессионализму и искреннему желанию помочь нашей семье. Поэтому назначенные ею психотропные препараты для снятия тревоги, страхов, гиперактивности мы безоговорочно принимаем уже много лет. С болезненным восприятием громких звуков помогли справиться шумофоны. Постепенно мы стали поводырями своего сына, его глазами и ушами. Он доверяет нам, копирует наше поведение. Мы считаем это большим прогрессом в борьбе с заболеванием, хотя у психологов это называется патологической зависимостью. Благодаря этому еще существует и открыта калитка между миром нашего 9-летнего аутиста и миром людей.