Чувашская вышивка как вышивать. Особенности чувашской вышивки. Вышивка народов Поволжья

«Уроки вышивки крестом» - Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с технологией вышивки крестом. Вышивка крестиком. Схемы для вышивания. Оформление одежды и аксессуаров вышивкой. Схема для вышивки. Тема урока: Вышивка крестиком. Рисунки для вышивки.

«Вышивание крестом» - Оберегов вышивали на одежде. Нитки «Мулине» - от 5 рублей. Наборы для вышивания – от 40 рублей. Существует такой медицинский термин «трудотерапия». Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья.

«Уроки вышивки» - Свободная. Счетная гладь. Работы вышитые учениками нашей школы. Работа Яковлевой Насти. Вышивка крестом. Гобеленовый шов. Изнаночная сторона. Роспись. Набор. Счетная. Русская гладь. Вышивка. Лицевая сторона. Кардава Милана. Березкина Таня. Примерные схемы для вышивания крестом.

«Синие розы» - Голубая роза - давняя цель цветоводов и генетиков. Розовые розы являются символом элегантности и изысканности. Нельзя резать тупыми ножницами. Нельзя ходить с острыми предметами в руках. Розы бордовые, как и алые, означают пылкое чувство влюбленности. В цветовом круге нет ахроматических цветов, в том числе черного цвета.

«История вышивки крестиком» - Введение. Волокно находится в стебле. Набор (ткань + иголка + нитки) = 50руб. Вышивка сближается с алтарным образом, со станковой картиной. Вышивать я научилась сама. Паук показан злобным и сердитым. Вышивание крестиком Существуют разные способы вышивки крестом. Шов крестиком особенно подходит для вышивки букв и повторяющихся узоров.

«Узоры чувашской вышивки» - На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Ухмахт?р? - пустяшный шов. Ч?нт?р 16. Хант?слашывлам - верхний косой шов 14. Вышивали также шелками. Много общего имеют вышивки народов Поволжья: марийцев, мордвы, чувашей. Двусторонний стебельчатый шов 12. Х?ю - стебельчатый шов, или веревочка 13.

Михайлова Мария, уч-ца 4А класса

Знаете ли Вы такой народ, …

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Вы когда – нибудь задумывались о том, чем занимались наши предки в свободное время? Может, у них и не было свободного времени. Ведь то, о чем я узнала и хочу вам сейчас рассказать, было для наших бабушек и дедушек работой. А хочу я вам сейчас рассказать о том, что наши предки занимались резьбой по дереву (украшение окон, домашней утвари, мебели), керамикой (посуда), вышивали, ткали, украшали наряды бисером и монетами.

Меня больше привлекает вышивка. Бабушка в деревне украсила вышитыми узорами наволочки, покрывала. Есть и картины. Ей нравится вышивать гладью. Другая бабушка вышивает лентами. Красиво получается.

Мы с мамой изучаем чувашскую вышивку. Мне нравится перебирать цветные нитки и представлять себе красивые узоры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Х1Х научно – практическая конференция учащихся МОУ «Гимназия №46»

Секция «Чувашский язык»

«Чувашская вышивка»

Чебоксары 2011 г.

  1. Введение.
  2. История чувашской вышивки.
  3. Мое увлечение.
  4. Заключение.

Введение.

Знаете ли Вы такой народ, …

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Вы когда – нибудь задумывались о том, чем занимались наши предки в свободное время? Может, у них и не было свободного времени. Ведь то, о чем я узнала и хочу вам сейчас рассказать, было для наших бабушек и дедушек работой. А хочу я вам сейчас рассказать о том, что наши предки занимались резьбой по дереву (украшение окон, домашней утвари, мебели), керамикой (посуда), вышивали, ткали, украшали наряды бисером и монетами.

Меня больше привлекает вышивка. Бабушка в деревне украсила вышитыми узорами наволочки, покрывала. Есть и картины. Ей нравится вышивать гладью. Другая бабушка вышивает лентами. Красиво получается.

Мы с мамой изучаем чувашскую вышивку. Мне нравится перебирать цветные нитки и представлять себе красивые узоры.

Моя любимая подушка.

История чувашской вышивки.

Народная вышивка известна по всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры восхищают своей красотой. Даже не верится, что вся эта красота сделана руками простых крестьян.

Мне бабушка рассказала, что она научилась вышивать со своей старшей сестрой в 5 лет у своей мамы и тети. Я также узнала, что девочек с малолетства готовили к замужеству и к свадьбе они должны были приготовить рубахи для родственников со стороны жениха.

Холст (ткань) чувашские женщины делали сами изо льна. Это было основным занятием после полевых работ. Ни одна крестьянская семья не обходилась без этого. В середине Х1Х века писали о чувашах: «Ткут весьма крепкого качества полотно изо льна и конопли высшего достоинства».

Потом холст белили.

Что меня очень удивило, что для крашения холста, пряжи использовали только растительные краски. Красители давали хороший цвет и не линяли после стирки.

Вот, например, марена красильная дает красный цвет разной насыщенности. Яблоня лесная - темно – малиновый цвет. Хочешь получить желтый цвет – больше собери листьев липы. Хвоя ели дает зеленый цвет. Ягоды черемухи красят в красный цвет. Чтобы натуральный краситель не линял, использовали закрепители: уксус, березовую золу, рассол квашеной капусты и т. д. Мы дома попробовали покрасить белые нитки зеленкой и получили нитки темно-зеленого цвета. Цвет зависит от насыщенности раствора.

В старину вышивальщица создавала узор, осмысливая окружающий мир. В национальной чувашской вышивке используются растительно – геометрические орнаменты, изображения животных, символы мироздания.

В основе вышивания древних мастериц лежали три цвета: красный, черный и белый. Красный цвет говорит о стремлении народа к яркой, прекрасной, счастливой жизни. Белый цвет считался символом чистоты, правдивости, мудрости.

Вышивка сегодня сохранилась как вид народного творчества.

Мое увлечение.

У меня появилось желание вышивать. Для этого мне потребуется ткань (в старину это был холст. Сейчас есть специальный материал – канва), иглы вышивальные с большим ушком, пяльцы, ножницы, наперсток (чтобы не уколоть палец), тетрадь в клетку, краски. Для вышивания у меня есть специальные нитки – мулине. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и сохраняют вышитый узор от стягивания. Пяльцы состоят из двух обручей, входящих один в другой.

В работе надо соблюдать свои правила. Во-первых, руки всегда должны быть чистые. Во-вторых, надо работать при хорошем освещении. Еще не надо забывать проветривать комнату. В четвертых, вышивать надо сидя прямо. В пятых, надо быть осторожно с иглой и ножницами.

Я думаю, что только терпеливый и усидчивый человек может стать хорошим мастером.

Я изучила некоторые узоры и решила вышить для куклы чувашский национальный костюм. Она одета в сарафан с накидкой, головной убор – масмак. В этом наряде можно ходить на праздники, выступать на концертах.

Заключение.

Вершиной творчества можно назвать чувашскую национальную вышивку. Сколько изделий украшено ею, сколько узоров было придумано вышивальщицами. Недаром наш край называют «…краем ста тысяч вышивок».

Чтобы вышивка продолжала жить и дальше, надо молодым возродить ее. Может быть, в наших бабушкиных сундуках еще можно обнаружить интересные узоры. Можно также создавать и свои узоры, которые украсят одежды, украсят и создадут уют в нашем доме. Может быть, и на праздники люди будут выходить в национальной одежде, богато украшенной вышивкой.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: кроссворд "Чувашская вышивка" ("Чaваш тeрри"). Видеофрагменты ежегодного чувашского праздника песни "Уяв". Книга "Чувашское народное искусство".Учебники "Родная литература", 3 класс. Вышитые платки, полотенца, платья, фартуки. Таблицы "Узор с письменами", кусочки сырого картофеля для каждого ученика; гуашь.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете тему нашего урока [Слайд 3]

1. Старший сын в семье (пичче)

2. Отрывок из произведения П. Хусанкая.

Кам-ха, кам cак халaха пeлет
Вaл ceр пин сaмахпа пуплет
Ceр-пин юрa-cемe кeвeлет.
Ceр-пин тeслe тeрe вaл тeрлет (чaваш)

3. Загадка о солнце (хeвел)

4. Мать отца (асанне)

5. Младший сын в семье (шaллaм)

6. Чувашская старинная обувь (caпата)

7. Загадка из поэмы К. В. Иванова "Нарспи"

Сy с хy реллe хурca йытa пeр кeрет те пeр тухать eп)

8. Приспособление для шитья (пyрнеске)

9. Учитель показывает старинные бусы, дети называют (шaрcа)

10. Праздник проводы зимы у чуваш (caварни)

Дети читают слова по вертикали "Чaваш тeрри" ("Чувашская вышивка") [Слайд 4]

Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся одним из распространенных и наиболее доступных видов декоративного искусства - вышивкой. Тема урока так и называется "Удивительная чувашская вышивка". [Слайд 5]

Еще в глубокой древности во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: вселенная изображалась в виде четырехугольника, волнистой - вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце.

В ходе рассказа дети находят эти узоры в таблице "Узор с письменами" [Слайд 6]

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника "Уяв" (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Учитель: Ребята, фрагмент какого праздника вы посмотрели, который прошел в этом году пятого июля на территории нашей школы?

2. Беседа после просмотра.

В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл. В нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых норм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен.

Рассказы детей о своих впечатлениях от праздника.

III. Ознакомление с новым материалом

1. Учитель показывает национальные костюмы из книги "Чувашское народное искусство" с. 14-15, 34-35.

Богатое наследие оставили нам предки. Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является народный костюм, в котором отражаются разнообразная вышивка, элементы ткачества, ювелирное искусство. Ведь до появления фабричных тканей людям приходилось ткать самим. Чуть ли не в каждой деревенской семье стоял ткацкий станок. [Слайд 7]

Работа эта требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Из мужских стеблей конопли получались более мягкие и качественные ткани. Чтобы отделить волокна от древесины, необходимо было вымочить в воде или подержать под снегом. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станах ткали ткани, полотенца, паласы. С таким усердием и душевной теплотой созданные изделия были для наших предков необыкновенно дороги.

Дети находят платки, полотенца ручной работы, и внимательно рассматривают вышивку на них.

В чувашской вышивке множество мелких фигур, которые можно объединить в одну группу - узор с письменами (cыруллa тeрe) или орнаментальные швы. Почти все они выполняются контурным швом. Мастерицами они осмысливались как узоры реалистические, насыщенные конкретным содержанием. Мотивы геометрического орнамента указывают на связь с реальной действительностью, что подтверждается названиями узоров: кaвакал [утка], лeпeш [бабочка], cырла [земляничка], нухрат [денежка], сулa [браслет] и др. [Слайд 8]

Дети с помощью таблицы "Узор с письменами" находят узоры, называют их, рисуют в тетрадях.

Физкультминутка

2. Основные цвета чувашской вышивки [Слайд 9]

Для чувашской вышивки характерно сочетание "теплых" и "холодных" тонов. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.

Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.

Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.

Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.

Зеленый цвет - цвет природы, жизни.

Синий цвет - цвет волшебства.

Чувашская одежда сохранила в своих отдельных элементах очень древние традиции. Многие узоры и украшенные ими предметы были связаны с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стали украшать его одежду.

Каждый шов в вышивке имел свое устоявшееся место и декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои определенные швы. Например, рубашка, масмак, наволочка свадебной подушки у чуваш, просматриваемые только с лицевой стороны, выполнялись односторонними швами [хура кар тeрри], верхошов [пeр питлe тeрe], косая мелкая стежка [хантaс], крест [хeреслe тeрe].

3. Национальный орнамент "Кeскe".

Женщины с большой любовью занимались рукоделием. Собираясь в кружок, соревновались друг с другом, выдумывая новые узоры, перерабатывая старые. Шили себе и своим близким одежду, вкладывая в работу все свое умение и эстетический вкус. Но это не было коллективным творчеством, ибо каждая мастерица, создавая из известных мотивов орнамента свою композицию или придумывая новые детали, оставалась оригинальным художником.

Женские рубашки вышивались узорами кeскe и сунтaх. Розетки кeскe вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения кeскe носит легкий, ажурный характер. [Слайд 10]

Девичий костюм не имел нагрудных розеток кeскe, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. (Чувашское народное искусство, с. 34-35)

Древнее смысловое значение связано с символом солнца.

Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду о трех солнцах. [Слайд 11]

Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали это. Не хотим так больше жить, невозможно дышать! - часто жаловались, кричали они.

Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, страшаст от смерти, потянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. "Убить ещё одно!" - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.

И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно!

Тогда люди с поклоном пошли старикам-шурсухалам просить мудрых советов. "Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!"- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах.

В настоящее время три солнца мы можем увидеть в символах Чувашской Республики. (Учебники "Родная литература, 3 класс, с. 20) [Слайд 12]

IV. Первичное осмысление и закрепление материала

1. Игра "Кто правильно найдет?"

Учитель показывает вышитые узорами изделия. Дети стараются правильно их называть.

2. "Умелые руки". Самостоятельная работа учащихся.

Дети украшают понравившимися узорами полотенца, которые вырезаны из белой бумаги.

Узоры печатают, используя гуашь и кусочки сырого картофеля прямоугольной (квадратной) формы.

Те ребята, которые закончат первыми, рассказывают о своих работах: какие узоры и цвета выбрали, что они означают. (1-4 ученика) [Слайд 13]

V. Подведение итогов урока.

Что интересного и нового для себя вы сегодня узнали?

Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?

Где вы их можете применить?

VI. Задание на дом.

Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника "Уяв" [Приложение] (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Белые платья, которые вырезаны из бумаги, нужно украсить чувашскими узорами.







Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в. Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П. С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак (Adonis vernalis), простую полынь, с примесью дрока (Genifta tinctoria), для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха (Carduus hete rophyllus). Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена (Rubiа tinctorum). После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей (Origanиm) и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки


Характерные черты чувашской вышивки Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка.


Косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную. Роспись Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анатенчикĕскĕ и поясного наряда сарă и т. д. Косой стежок (хантăс) Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков. Тамбурный шов Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана. Швы Чувашской вышивки Культурное наследие Чувашии.


Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами.



В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки.



В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили е й почти всю жизнь



Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой - сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, -
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина)
Моя родина – Чувашия. Ее образно называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Я хочу познакомить вас с чувашской национальной вышивкой. Фрагмент вышивки я выполнила в технике квиллинг.

Распечатала цветную фотографию, наложила на нее кальку и стала заполнять деталями рисунок.

Работа почти готова, около 300 деталей пришлось мне накрутить. А сколько стежков пришлось сделать неизвестной вышивальщице, чтобы выполнить этот узор!

Вот он какой! Этому фрагменту обрядового (свадебного) покрывала более двух веков! Нитки выцвели, потерлись, ткань истлела от времени, но тем не менее узоры поражают взгляд изяществом и красотой, ювелирностью исполнения.

Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с пяти-шестилетнего возраста. К 12-14 годам девушки, освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. На этих фотографиях нагрудные вышивки-обереги.

Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса.

Вот некоторые из символов.

На Заливе - самом красивом месте нашего города- есть памятник с чувашскими символами. Гости столицы с любопытством разглядывают их, потом спешат купить салфеточки с этими узорами, пытаясь угадать, что же зашифровала вышивальщица в своем изделии.

Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Фирма художественных промыслов «Паха тере» (что в переводе на русский язык означает"чудесный, качественный узор"), производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца).