Проект «Знакомство детей второй младшей группы с народной культурой и традициями. Традиции в группе детского сада

Воспитатель 1: Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях, их значении в воспитании и развитии ребенка.

Воспитатель 2: Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка: семье или детскому саду?

Родители: (Ответы родителей) .

Воспитатель 1: Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье, детский сад является лишь помощником семьи.

Вы самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа ваш дом. Именно семья оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.

Давайте попробуем ответить на непростые вопросы.

Что по вашему мнению, входит в понятие «Семейные традиции» ? Оказывают ли они влияние на воспитание ребенка? Родители: (ответы родителей)

Воспитатель 1: Какие семейные традиции есть в вашей семье?

В семье Мозжериных традиция каждый выходной ходить в театр, в кино.

Замечательные традиции.

В семье Черкасовых традиции праздников, праздник радостное событие в жизни ребенка. Они обьединяют, сплачивают семью.

В семье Степановых традиция. Зимой ходить на лыжах, летом бродить по лесу.

В семье Мозер по выходным готовить вкусные блюда.

Во всех семьях есть замечательные традиции. Возможно после нашей сегодняшней встречи, ваши семейные традиции приумножатся.

Воспитатель 2: А сейчас мы Вам предлагаем небольшую разминку.

Послушай. Вот моя семья:
Дедуля. Бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота. А почему?

Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший я.
Какая же у нас семья?

Родители: (ответы родителей) . (Семья состоит из шести человек: брат, сестра их родители, бабушка и дедушка) .

Воспитатель 1: Теперь вашему вниманию

Игра «Кто быстрее составит слово» ? Приглашаем

Две команды по пять человек.

Одному игроку первой команды надевают маску зайца, остальные участники получают буквы, из которых состоит слово «Заяц» . Игроки второй команды берут буквы для слова «Волк» и надевают одному играющему маску волка. Под музыку родители и дети врассыпную бегают по залу. С окончанием звучания первая команда складывает слово «заяц» около игрока в маске зайца, вторая - слово «волк» около участника в маске волка. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Воспитатель 2: Ну а сейчас для Вас предстоит эстафета семейная.

Приглашаем две семьи в составе папа, мама и ребенок. Ваша задача, каждых из команд: ребенок прыгает на обеих ногах, передает эстафету маме (мама прыгают на одной ноге, другую придерживает обручем) . Затем папа на четвереньках везет своего ребенка к финишу.

Побеждает та команда которая выполнит задание первой.

И последнее задание

Из строительного материала надо построить дом, кто из семей лучше и быстрее сделает.

На этой веселой ноте мы заканчиваем собрание. Всего доброго, до новых встреч!

Календарно-тематическое планирования для детей младшей группы

Иголкина Елена Константиновна, воспитатель 2 мл.гр. МБДОУ д/с № 7 "Полянка"
Данный материал будет полезен для воспитателей, при написании плана на каждый день

МУЗЫКА (организует муз. руководитель)
Д/И «Большие и маленькие колокольчики»
Пальчиковая гимнастика- игра «Пальчики- помощники», «Про сороку». Цель:учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, соотносить слова с действиями пальцев
Д/И «Сложи картинку» Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Рассматривания иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца

Утренняя гимнастика. Комплекс упражнений № 19 «Сильные и ловкие»
КГН: «Поведение за столом»: Формировать навыки самообслуживания
Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры.
Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.
Познавательное развитие
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ«Тарелочка из глины»
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл. группе.» с.36 Гимнастика после сна Комплекс №4 «Я на солнышке лежу»
Чтение сказка обр. М. Булатова «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Цель: воспитывать любовь к сказкам и чтению книг.
Рисование «Половички для зайчонка». Цель: способствовать расширению знаний детей о предметах народного быта и развитию интереса к изобразительному творчеству; закрепить понятия «половик», «широкий», «узкий», «круглый»; учить детей проводить прямые линии в одном направлении, чередовать разные цвета, оставлять между полосками небольшое расстояние – «коридорчики»;
П/И «Докати мяч до кегли»
Учить катить мяч по прямой линии до определённого места
С/Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами.
Художественно-эстетическое развитие
РИСОВАНИЕ
«Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»
Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО во 2 мл. группе.» с. 71-72
Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка».
Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари
Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе.

Планирование на каждый день по Васильевой тема «Народная культура и традиции» 2 младшая группа

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, корпоративные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.

Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы:

    «Утро радостных встреч».
    Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

    «Календарь настроения».
    Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

    «Отмечаем день рождения».
    Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

    «Неделя экскурсий».
    Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.

    «Экскурсия в школу».
    Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.

    «Прогулки по нашему поселку».
    Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства.

    «Семейная мастерская».
    Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

    «Книжкин день рождения».
    Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

    «Дорогой памяти».
    Цель: Вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства.

    «Мы идем в музей».
    Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

    «Украсим наш сад цветами».
    Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе.

    «Чистая пятница».
    Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.

    «Мы всегда вместе».
    Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.

Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.

  • «День знаний» (1 сентября)
  • «Осенины»
  • «День воспитателя» (27 сентября)
  • «День музыки» (1 октября)
  • «День народного единства» (4 ноября)
  • «День ребенка» (20 ноября)
  • «День матери» (27 ноября)
  • «Новый год»
  • «День защитника Отечества» (23 февраля)
  • «Масленица»
  • «Международный женский день 8Марта»
  • «Международный день птиц» (1 апреля)
  • «День смеха» (1 апреля)
  • «День космонавтики» (12 апреля)
  • «Международный день земли» (22 апреля)
  • «Пасха»
  • «День труда» (1 мая)
  • «День Победы» (9 мая)
  • «Международный день защиты детей»
  • «День России» (12 июня)

Список литературы:

  1. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».
  2. Шапошникова С.В. «Групповая традиция в детском саду».

МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Проект для детей младшей группы 3-4 лет: «Русская народная культура и традиции».

Метелева Е.Ю.

Купино 2017 год.

Проект для детей 3-4 лет «Русская народная культура и традиции».

По доминирующей деятельности: (познавательно - информационный)

По количеству участников:(групповой)

По характеру контактов: (среди детей, родителей и воспитателей)

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

Актуальность.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.

Цель проекта :

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством.

2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле.

3. Изготовить лепбук для детей о фольклоре.

4. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

5. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

6. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «Укрась пасхальное яйцо».

Ожидаемый результат.

Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;

Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;

Расширить представление о народном искусстве;

Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;

Организовать в группе выставку «Пасхальное яйцо»

Этапы проекта.

1.Организационный.

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Изготовление детского лэпбука «Фольклор».

Взаимодействие с родителями: проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.

2. Планирование деятельности.

Рассматривание иллюстраций, беседы :

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Веселые матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба! »

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Дидактические игры: «Угадай по звуку?»

Цель : Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Что растет в саду и огороде?»

Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

Подвижные игры:

«Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры:

«Каравай», «Вышел Ваня погулять»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц.

3. Заключительный.

Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта.

Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).

В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».

4. Продукт проекта

    Проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.

    Организована в группе выставка «Пасхальное яйцо».

    Изготовлен детский лэпбук «Фольклор».

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

Приложение к проекту.