Конспекты бесед с детьми 2 3 лет. Конспект развивающего занятия с детьми раннего возраста (2–3 лет) «Мышка

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потешки-песенки;

Построить занятия на игровых приемах русской народной игры “Догонялки” с персонажами потешки-песенки огурчиком и мышкой;

Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”. Пояснить значение этих слов, исходя из величины: “огурец - большой”, “огурчик - поменьше”, а “огуречек – совсем маленький”.

Развивать воображении, введя во вступительную часть занятия элементы сказки, распределив роли следующим образом: “огурец-папа”, “огурчик – мама”, “огуречик - сынок”.

Познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Ход занятия

Воспитатель:

Жил был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! (Снимаю с грядки огуречик, показываю его ребятам, даю возможность рассмотреть его, обращаю внимание на хвостик). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (Показываю три изображения. Сопоставляю их, выделяя по величине “папу” - большой, “маму” - поменьше, и “Сынка” - совсем маленький)

Предлагаю малышам подойти поближе и познакомиться со всей огуречной семьей. Дети берут в руки предметы изображения, а я неоднократно повторяю слова: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”, обращая внимание на их величину.

Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков. (С этими словами располагаю огурчики в ряд среди листиков)

В другом конце грядке жила мышка. Вот она! (С этими словами выдвигаю из-под треугольничка изображение мышки. Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. (Предлагаю детям подойти рассмотреть мышку ещё раз обращаю их внимание на её особенности и повадки). Она юркая, быстро бегает, живет в норке. (С этими словами прячу мышку в прорезь под треугольник)

Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.

Папа говорил:

Огуречик, Огуречик!
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

(Текст читаю медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской). И мама говорила Огуречику: “Огуречик, Огуречик! Не ходи на тот конечик…”. (Потешка повторяется. Читаю её до конца в среднем темпе, тембр голоса естественный. По ходу чтения потешки располагаю все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Он как бы разыгрывает сценку, в которой Огуречику даются наставления).

(Обращаясь к детям). Вы запомнили, что говорили Огуречеку мама и папа? (Повторяя выразительно, обращаюсь к Огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: “Тебе хвостик отгрызет”). Но Огурчик не послушался и решил пойти на “другой конечик” грядки, где жила мышка. (С этими словами закрепляю с обратной стороны экспозиции палочки, продевая их среднюю часть изображений Огуречика и мышки. Изображения находятся с лицевой стороны, а палочки – держатели продеваю в прорезь с обратной стороны. Таким образом, двигая палочки добиваюсь эффекта перемещения изображений).

Введение игрового приема “Догонялки”.

Воспитатель:

Идет огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огурчик никого не слушает и идет дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика наскакивает на него, вот-вот схватит. Она, то забегает вперёд, то отстает, так как жертва её, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле-еле убежал Огуречик.

Повторяется сценка “Догонялки”.

Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет? Ребята, а, может, попросим Огуречика “не ходить на тот конечик”? Алена, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Настя попросит? (Побуждаю детей повторять самостоятельно весь текст). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет. (Повторяется сценка погони мышки)

При вторичном показе развертываем сценку, разыгрываем фрагмент народной игры “Прятки”: то Огурчик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик её не видит. Разыгрываю перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречеку о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить “на тот конечик”.

Если дети увлечены игрой и вижу, что у них имеется желание продолжить игру-занятие, повторяю сценку “Догонялки”.

И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огурчика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огурчику:“Огуречик, огуречик..”. (Повторяется вся потешка).

2. Конспект занятия “Падает снежок”

Формировать навыки обращения с красками, учить равномерному нанесению мазков, точек, лёгким движением прикладывая кисть к бумаге;

Учить правильно держать кисточку, располагать рисунок по всему листу, называть, что нарисовали;

Закреплять знания о цвете, учить бережно относиться к рисунку, не пачкать стол, убирать за собой материал.

Материал:

Белая краска, бумага синего цвета, кисти, подставки, зайки, мишки, готовая горка /из ваты/.

Методические приемы:

Рассматривание на участке во время прогулки, как падает снег;

Показать характер движения для нанесения мазков, выполнение работ детьми, итог занятия.

Ход занятия

К детям в гости приходят зайки и мишки. Дети здороваются с гостями, предлагают поиграть. Звери с собой привозят санки. Рассказывают детям, что в лесу у них есть горка, они построили её из снега, очень весело они с неё катаются. Предлагают и тут её построить. Но нет снега. Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они, как шёл снег. Вспоминают прогулку. Снег падал сверху вниз и ложился на землю.

На поляку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Дети руками показывают, как падает снежок, воспитатель предлагает всем это нарисовать. Дети садятся за столы и наблюдают за воспитателем, она показывает, как рисовать падающий снег /сверху-вниз/.

Спросить у детей какого цвета снег, какой краской мы будем рисовать. Проследить, чтобы дети правильно взяли кисточки.

Во время рисования воспитатель индивидуально работает с каждым ребенком. Если не получается, воспитатель берет руку ребенка в свою и показывает, дальше ребенок работает самостоятельно.

После окончания работы воспитатель поощряет детей и предлагает взять рисунки и показать лесным друзьям. Воспитатель индивидуально опрашивает, кто что нарисовал, какой краской, какая бумага /цвет/

Снегу много теперь можно строить горку. Дети вместе с воспитателем строят горку. Вот она и готова. Зайки с мишками весело скатываются с неё на санках.

А детки тоже хотят покататься с горки. Давайте оденемся и пойдем гулять.

“Мы на саночках садимся и под горку быстро мчимся.
Снег, снег белый снег мчимся мы быстрее всех”.

Целевой ориентир: способствовать формированию у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Задачи: развивать у детей умение ориентироваться в заданном пространстве, умение находить предметы по заданным свойствам, активную речь, мелкую моторику, развивать мыслительные операции; учить детей использовать в соей деятельности элементы моделирования; закрепить умение детей правильно определять и называть сенсорные эталоны (цвет, форма, величины); воспитывать бережное отношение к пособиям, умение выполнять совместно задания.

Оборудование: геометрические фигуры, пирамидки, игрушка зайчика, плоскостные модели.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку. В зале дерево с осенними листиками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в осеннем лесу, какие разноцветные листики, ветерок подует и листики тихонько полетят с деревьев т упадут на землю пестрым ковром. Покажите, мне как падают листики.

Упр. 1 «Листопад»

Листопад, листопад.
Листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад. (

(поднять руки - веточки вверх, постепенно опуская, делая круговые, плавные движения кистями рук - падают листики).

Воспитатель: Посмотрите под деревом лежит мешочек.

На мешочке изображен зайка.

Упр. 2 «Чудесный мешочек»

Предложить детям определить какой формы лежит предмет в мешочке.

Дети: Круглый (шарик; как мячик).

Воспитатель: Ребята, а кто нарисован на мешочке?

Дети: Зайчик.
Воспитатель: Значит Зайка забыл мешочек. А какой овощ круглой формы любит Зайка?

Дети: Капусту.

Воспитатель вынимает из мешочка капусту. Уточняет вместе с детьми форму, цвет капусты (круглая, зеленая).

Воспитатель: Давайте отнесем капусту зайчику в лес.

Найдите дорожку из желтых кругов, мы по ней пойдем к зайчику.
Дети находят дорожку, объясняют свой выбор (желтые круги, как листики на деревьях, как солнышко и т. д.)
Дети под музыку идут по дорожке, подходят к столу.

Воспитатель: Я знаю, Вы любите играть. Давайте соберем пирамидки.
Предложить детям собрать пирамидку (кольца от нескольких пирамидок лежат в корзиночке. Один ребенок собирает желтую пирамидку, другой разноцветную. Дети должны проговаривать цвета.
Лучше взять пирамидки нескольких видом. В конце задания педагог хвалит детей за правильно выполненное задание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ещё одна дорожка. Какого она цвета, какой формы камушки?

Дети: Зеленая, квадратики.

Воспитатель: Предлагает детям по ней идти. Дети идут.

Подходят к столу, садятся. На столе волшебная корзиночка закрытая платочком.

Воспитатель: Открывает коробочку, в ней лежат геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги). Предлагает им рассмотреть и назвать форму и цвет.

Дети: Зеленый треугольник, красный квадрат, синий квадрат.

Педагог предлагает собрать: елочки, домик, машинку по схеме.
(схема цветная, у детей линейная модель. Дети в работе используют метод наложения).
При выполнении работы, дети называют какие они используют геометрические фигуры, каких цветов.

Воспитатель: Дети, у нас есть ещё одна дорожка. Кто мне подскажет, какого она цвета?
Дети: Красная, треугольники.

Дети идут по ней.
Подходят к домику. Выходит Зайка.

Зайка: Здравствуйте, ребятки.

Дети: Здравствуй, Зайчик.

Воспитатель: мы нашли твою капусту и принесли её тебе.

Зайка: Спасибо. За это я с вами поиграю. У меня в корзиночке лежат разноцветные фигурки, но я их все перепутал. Нужно их разобрать.

Дидактическая игра «Найди пару».

Предложить детям разобрать геометрические фигуры по цвету и форме, опираясь на сенсорный ориентир. Дети выполняют работу и объясняют свой выбор.

Зайчик: Молодцы, справились Вы с моим задание. За это я Вас угощу сладкой, хрустящей морковкой.

Угощает детей морковкой.

Дети: Спасибо, Зайчик.

Воспитатель: А теперь нам пора домой возвращаться.

Дети идут по дорожкам домой (красная, зеленая, желтая).

Название: Конспект занятия для детей 2-3 лет по развитию сенсорных эталонов «В гости к зайчику пойдем»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия

Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный Дом ребенка № 1»
Месторасположение: г. Ярославль, Ул. Моховая, 14

Задачи:
Образовательные – закрепить знания цветов (красный, синий, желтый,зеленый); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить знания «большой», «маленький».
Развивающие – развивать мелкую моторику, речевую активность, умение отвечать на вопросы педагога.
Воспитательные – создать радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Оборудование:

Игрушка «Колобок» — из соленого теста; кубики (красного, синего, зеленого, желтого цветов); большие и маленькие мячики; рисунок елочки, домика на магнитной доске.

Организационный момент:

А) «Дружно за руки беритесь
И в кружочек становитесь
Мы ребяткам очень рады (идут по кругу держатся за руки)
Нам в ладоши хлопать надо « (хлопают в ладоши)

Б) ««Дружно за руки беритесь
И в кружочек становитесь
И гостям мы тоже рады (идут по кругу держатся за руки)
Нам в ладоши хлопать надо» (хлопают в ладоши)

2. Вот как мы хорошо поприветствовали друг друга и наших гостей.
Садитесь на стульчики (коврик).

Приготовьте ушки, глазки
-Нам письмо пришло из сказки:
«Здравствуйте, ребятки!
Пишут вам дед и бабка
Ох,случилася беда:
Испекли мы колобка

Положили на окошко
Чтобы он остыл немножко
Колобок лежать устал
Прыгнул вниз и убежал
Вы, ребятки, помогите
Колобка нам разыщите!»

— Поможем бабке и дедке найти колобка?
А как же мы его узнаем?
Давайте вспомним, какой колобок. Задает вопросы:
Какой формы колобок?
Покажите в воздухе, нарисуйте круг, вот какой он круглый. Дети обводят рукой круг.
Какого цвета колобок? (желтого)
Из чего он сделан? (из теста)
На что он похож? (на кружок, на солнышко, на мячик…)
Как вы думаете, куда покатился колобок? (в лес)
Ну,что ж пойдемте в лес искать колобка. 1,2,3, — мы покружились и в лесу мы очутились.
Фонограмма звуки леса (30 секунд).

Физкультминутка:
А в лесу растут высокие деревья – тянут руки вверх
Ветви тянутся до самого неба.
А травка низкая – приседают.
А деревья-то какие высокие – тянут руки вверх.
Налетели серые тучи, ветер стал деревья качать – качают руками.
И зашумели деревья – ш-ш-ш.
И последние осенние листочки
Срывает ветер – упали на землю
И листочки падают, падают, падают (показывают руками)
И ложатся на землю (ладошками на полу).

— Ой, смотрите-ка куда один листочек улетел.
Подходят к листочку у деревьев. Что там под листочком (достает кубик)
Может,это колобок?
А что это? (кубик) (он красный, у него есть уголки, он не катится). Наводящие вопросы: кубик может катится? (нет)
А что можно с кубиком делать? (играть,строить).
Ребята, а здесь целая корзина кубиков.
Воспитатель аккуратно переворачивает корзину.
Сколько кубиков? (много)
Правильно кубиков много и они разного цвета, давайте построим башенки.
Слушайте внимательно:
Предложить 1 ребенок – из красных кубиков (3 кубика)
2 ребенок – из желтых кубиков (4 кубика)
3 ребенок – из синих кубиков (4 кубика)
4 ребенок – из зеленых кубиков (5 кубиков)

Дети строят башенки.
Воспитатель спрашивает:
Сколько у тебя…кубиков?
Какого цвета башня у тебя…?
У кого самая высокая башня?
Молодцы! Ой, ребята, заигрались мы кубиками. Пусть ваши башенки стоят, звери ими полюбуются. А нам надо дальше идти. Колобка надо найти.
(Пока дети строили в противоположной стороне положить мешок с мячиками.) И идти в ту сторону.

Вот мы шли, шли, шли и мешок нашли.
Что же там в мешке лежит?
Давайте потрогаем, пощупаем.
Дети обследуют мешок (что-то гладкое, круглое).
Может, это колобок? Может, это яблоки, мячики…? Как ты думаешь? А ты…?
Давайте посмотрим.

Воспитатель аккуратно вываливает мячики на пол.
Что это? Колобок?
Нет. Это мячики. Мяч похож на колобок? Какой он формы? Какого цвета?
Да, мяч очень похож на колобка. Только вспомните из чего сделан колобок (из теста), а мячики резиновые.

Мяч – это игрушка, с ним можно играть. Помогите мне все мячики собрать:
Все большие мячики – в большую корзину,
Все маленькие мячики – в маленькую корзину.

Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует, задает вопросы:
Какой у тебя мячик (маленький)
В какую корзину положить этот мячик? (в большую)
Молодцы! В мячики будут играть белочки и зайчики. А нам дальше надо идти колобка найти.

Ой, ребятки! Кто-то за пеньком сидит и тихонечко дрожит!
Дети тихонько подходят. Воспитатель говорит и берет в руки колобка.
Кто же это тут сидит
И не весело глядит
У него румяный бок. Кто же это? (колобок)

Какой колобок: желтый, круглый, сделан из теста.
А какой колобок веселый или грустный? (грустный)

Колобок оказывается в лес укатился и в лесу заблудился.
Ах, какой ты непослушный колобок. Разве можно убегать из дома от Бабки и Деда, и ходить в лес одному? (Нет, нельзя)

Ребята, давайте поможем найти тропинку, по которой колобок покатится домой.
Дети подходят к мольберту.
— В лесу много тропинок, но колобок круглый и тропинка тоже из кружков. Дорожку по которой покатится колобок надо выложить из кружков.
Дети выкладывают дорожку из кружков.

Посмотрите, а колобок уже больше не грустит, он увидел тропинку по которой ему надо возвращаться домой и стал весело улыбаться!
Какой колобок? (веселый)
Колобок благодарит вас за то, что вы нашли его в лесу, указали тропинку домой. Он обещает быть послушным. больше никогда не убегать, слушаться бабку и деда.
А вам за помощь дарит вот эту корзиночку с вкусными грибочками!

Название: Конспект занятия по познавательному развитию
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия, 1-ая младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный дом ребенка №1»
Месторасположение: Россия,г. Ярославль, Моховая,14

Цель: учить детей различать и называть противоположные качества «мягкий», «мнётся», «твёрдый»; формировать познавательный интерес у детей; воспитывать дружеские взаимоотношения; бережное отношение к здоровью.

Материал:

1. Камешки и пластилин;

2. Шарики твердые и мягкие;

3. Грузовая машина, дорожка.

Активизация словаря: пластилин, камешки, мягкий, твёрдый, мнётся, нельзя мять, грузовик.

Пальчиковая игра перед занятием:

На дворе мороз и ветер,

На дворе играют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки,

Мы похлопаем в ладоши,

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Ход занятия

(За дверью гудит машина: би-би-би).

Ребята, вы слышите? Что это гудит? (Это машина). Давайте посмотрим, зачем она к нам приехала. (За веревочку ввожу машину). Машинка называется грузовик (С детьми рассматриваем грузовик). Машина грузовая, привезла груз. (Прокатываю по кругу).

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю груз,

Разгружать меня не надо,

Все такой машине рады.

(Разгружаем машину). – Как много груза привез нам грузовик. Давайте посмотрим. Что это? (Камешек). Возьмите в руки камешек. (Опрос детей: Что у Димы? У Даши?). Потрогайте камешек. Камешек гладкий. Сожмите камешек в ладошке. Попробуйте мять камешек. Почему не мнется камешек? (Он твердый). (Опрос детей: какой камешек?). Давайте постучим камешком об пол. Какой сильный звук: тук-тук-тук. Давайте из камешков построим дорожку. Ребятки, несите мне камешки. (Опрос детей: что принесли? Какой камешек?). У нас получилась дорожка из камешков. Какие молодцы! Вот мы и походим по дорожке, которую сами сделали.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

По камешкам, по камешкам,

В ямку – бух!

Ребятки, что еще привез нам грузовик? Давайте посмотрим. Что это? (Пластилин). Попробуйте мять его. Пластилин мнётся? (Опрос детей).Давайте постучим пластилином об пол. (Не слышно, пластилин смялся). Что можно сделать с пластилином? (Лепить). Давайте, ребятки, слепим из пластилина камешки и отнесем их на дорожку.

(Грузовику пора ехать, он еще привез груз для ребяток).

Ребятишки, посмотрите, я вам приготовила волшебный мешочек. Что там лежит? Все по очереди потрогаем и узнаем, что же лежит в волшебном мешочке. (Шарик. Какой шарик: твердый или мягкий). А теперь поиграем с шариками.

Шарик, шарик покатись, покатись,

Нашим деткам покажись, покажись,

Покатись и так, и сяк,

Не догнать тебя никак.

В красную коробочку положим мягкие шарики, а в синюю коробочку – твёрдые шарики.

Ребятки, как мы дружно поиграли, собрали все шарики: твердые и мягкие. Молодцы!