Запоздалый переходный возраст у девочек в 22. Системно-векторная психология. Переходный возраст: как его пережить? Существует два вида подростковой депрессии

Здравствуйте!Меня зовут Маргарита,мне 19 лет.Очень давно меня стал интересовать и даже тревожить вопрос по поводу моего поведения в обществе.Сколько себя помню,я всегда была очень нервным человеком,особено в отроческие годы.Во врем учёбы в начальной школе я на протяжение 5 лет страдала от травли одноклассников.Началось всё с 1-го класса с банального обзывания,после чего на протяжение этих 5 лет меня затравливал весь мой район.Я не могла нормально выйти на улицу-там постоянно крутились мои одноклассники,которые,увидев меня,начинали кричать:"Фуу,бомжа!"."Бомжой" я была для всей школы.Бывали случаи,что даже старшеклассники меня,девочку 8 лет,обзывали и всячески пытались унизить при своих товарищах.Даже некоторые взрослые работающие люди с моего района показывали пальцем на меня и говорили вещи,о которых тяжело вспоминать.Были драки,причём дралась я одна,за меня никто никогда не вставал,а дралась я с мальчиками по 4-5 человек.Из-за всего этого в конце 5-го класса пришлось поменять школу,в которой стали происходить похожие вещи,только там я была не бомжихой,а изгоем.Никто не знал,почему я перешла в другую школу,но одноклассники как будто чувствовали,что я уже знакома с травлей.Было очень обидно,когда меня опускали,как говорится,ниже плинтуса мои одноклассники;меня били они и ученики младших классов,Я никогда не смогу забыть эти глаза,глаза маленьких детей,которые были наполнены злостью и своеобразным азартом,когда они меня пытались ударить.Кидались грязью на улице,рвали мне одежду,плевали на неё и в лицо.И всё это делали дети,которые были на несколько классов младше меня.Одноклассники от случая к случаю давали понять,что мне не место у них в классе.Однажды я спросила у одноклассницы,почему ко мне такое отношение у всех,на что она сказала,что виновата только я,потому что не вхожу в контакт с ними.А ведь я действительно не особо говорила с людьми-сказался опыт со старой школой.Каждый день я просыпалась с мыслью,чтобы поскорее закончился этот день;приходила в школу и каждую свободную минуту стояла возле окна и проедала взглядом этот серый и грязный мир.А ведь он мне нравился-каждую весну я радовалась прилёту птиц,первым лучам солнца,проталинам,сладкому воздуху предлетних дней.Так продолжалось с 6 по 10 класс.В 10 классе я поняла,что не смоогу потянуть пресловутую математику,по которой я плохо успевала.Мне в конце 10-го класса в один из майских дней дали понять мои одноклассники,что мне пора уходить,сказав при этом фразу:"Пошла вон отсюда!Ты чужая здесь!".Обиды никакой не было,так как я знала,что совсем скоро я перейду в мед.училище.Так и случилось-в конце 10-го класса я забрала документы и поступила в училище.У меня никогда не было столького количества людей,с которыми я так хорошо общалась бы.Всё было прекрасно,если бы не моя должность старосты,из-за которой меня возненавидела сильная половина группы.Меня доводили до истерик,обвиняли во всех смертных грехах,а потом просили прощение.Я не особо обижаюсь сейчас на этих людей,потому как они были для меня всё-таки ближе,чем все те,с кем я училась до этого.
У меня никогда не было парней,мне говорили,что я страшная и худая(мой высокий рост не соответствовал маленькому весу).Всё изменилось с приходом в училище,но не сразу,а на 2-м курсе,когда мой одногруппник перешёл на другое отделение,а незадолго до этого мы стали с ним общаться как друзья.Потом начали встречаться,я влюбилась в него,хоть красотой он совсем не блистал.И вот тут-то начался кошмар: на фоне отношений стали возникать ссоры,инициатором которых былп я.Мне не нравилось,что мой парень слушает тяжёлый рок и постоянно играет в компьютерные игры.Из-за этого мы много раз расходились и сходились.Было несколько раз,что я его очень сильно ударяла по лицу и телу кулаками,после чего он плакал.Да-да,плакал,а я,выйдя из своих эмоций,просила у него прощение,и он прощал.В конечном итоге я поняла,что чем дальше,тем хуже,и рассталась с ним.
То же самое происходило и в семье .Живу я с детства с мамой(родители в разводе,но отец всячески помогает),до 13 лет жили с бабушкой,которая была настоящим тираном:била меня каждый день,унижала и плюс ко всему этому она пила.И случалось,что когда она уходила пить в соседний район на окраине города,брав меня с собой.Мама работала на рынке,но выходных не было,поэтому всё воспитание легло на бабушку.И вот,под запах самогона и солёных огурцов,которые я никогда не забуду,я возрасте 5-6 лет просиживала вместе со своей бабушкой в гостях у пьяниц.Было страшно,было обиднл,но сделать ничего не могла я-один шаг в сторону бабушки,и доза ударов получена.Один раз она в состоянии алкогольного опьянения накинулась на меня с ножом,вытолкнув меня на дорогу.Машин,слава Богу,не было.Так проходило моё детство,а когда бабушка съехала в другую квартиру,мы остались с мамой жить вдвоём.Она в результате работы получила психическое заболевание,из-за которого стала инвалидом.Я стала замечать,что случаются такие моменты,что меня начинает что-то раздражать в ней,и я слетаю с катушек: начинаю кричать на неё грубым,даже звериным голосом,а так же могу ударить её.Когда прихожу в себя,то понимаю,что сделала,обещаю себе сдерживаться,но всё это повторяется и повторяется изо дня в день.Были мысли о суициде,но страх боли и смерти больше,чем желание уйти из жизни.Но и жить так тоже не могу.Я люблю свою маму и не хочу,чтобы она страдала из-за меня.В последнее время я часто стала уходить в апатию -мне хочется куда-то дется,только бы не делать никому больно.Идёт постоянное давление изнутри на саму себя,желание сделать что-то с собой.Кажется,что я бегаю возле угла,пытаюсь выпрыгнуть,проползти снизу,разбить его,но всё безрезультатно-он огромен и тёмен,а где-то сзади есть свет,на который почему-то я не бегу.Друзей нет,парня теперь тоже,а все люди меня считают если не изгоем,то стервой.Я превратилась в ничтожество,которое ненавижу.Несмотря на то,что я жалуюсь на жизнь и мне всё время всё плохо,оптимистические ноты всё же присутствуют во мне,хоть и в небольшом количестве.
Знаю,что это поведнние копировано с бабушки,но как его уничтожить-не могу понять.Обращалась за помощью к психологу ,но раскрыться полностью не смогла-стыдно за то,что делаю.Помогите разобраться,пожалуйста,что со мной происходит: проблема психологическая или надо обращаться к психиатру?Как можно научиться контролировать свои эмоции и не предаваться желанию ударить человека?

Время летит очень быстро! И мы часто ловим себя на мысли, что вот совсем недавно принесли такой драгоценны сверток из роддома, в котором мирно сопел ваш кроха. Для родителей дети всегда остаются детьми.

Проходит время, и мы начинаем понимать, что еще вчерашний малыш постепенно начинает делать самостоятельные шаги во взрослую жизнь.

Вы заметили, что ваша «кроха » стала вести себя агрессивно и часто находиться в плохом настроении? Поздравляю, у вашего «малыша » все симптомы начала переходного периода.

Период взросления

Организм ребенка стремительно растет, происходят изменения не только в психике, но и в мировоззрении. Под воздействием этих факторов, нервная система вашего ребенка испытывает значительные перегрузки.

Как результат вы становитесь, частыми свидетелями необоснованных с вашей точки зрения детских истерик. Для того чтобы помочь вашему ребенку благополучно справиться со всеми трудностями этого периода, вы должны точно знать, что же такое переходной возраст у подростков.

Промежуток времени, когда у ребенка происходит половое созревание, которое сопровождается стремительным ростом и физическим развитием - это период взросления. В это время в организме вашего чада происходит целый фейерверк выработки гормонов.

Этот процесс не имеет четких временных границ, у каждого подроста он проходит в свое время. Зачастую его можно наблюдать у детей от 10 и до 17-летнего возраста.

Сколько бы не длился этот процесс, его можно разбить на три периода:

  • Подготовительный;
  • Пубертатный период. Юношество;
  • Постпубертатный период.

Проблемы, которые возникаю в этот период жизни, нелегко даются не только детям, но и взрослым. И первостепенная задача родителей это помочь своему дитю преодолеть все трудности с наименьшими потерями.

Первые симптомы

У девочек и мальчиков продолжительность переходного периода и его интенсивность, проявляется по-разному. У мальчиков он начинается значительно позже и протекает заметно активнее.

Признаки переходного возраста у мальчиков:

  • половой член и яички увеличиваются в размере;
  • начинается рост волос в интимной зоне;
  • происходит «ломка» голоса;
  • происходят изменения в рельефе тела;
  • наблюдаются поллюции - это неконтролируемое семяизвержение во сне.

У девочек симптомы переходного возраста имеют следующие признаки:

  • увеличивается округлость таза;
  • начинает выступать грудь;
  • на лобке появляется волосяной покров;
  • менструация.

Первые проблемы

Эмоциональная нестабильность - это когда еще вчера послушный ребенок на сегодня становится грубым, мнительным и категоричным. Не стоит поддаваться панике, это не ваши пробелы в воспитании, а возрастные особенности.

Они наступают настолько стремительно, что зачастую являются неожиданными и для самого ребенка. Учитывая, что за короткий промежуток времени происходят не только физиологические, но и психические изменения, то не удивительно, что организм дает сбои:

  • частые физиологические недомогания. Часто органы ребенка растут не так быстро как сам ребенок. Не огорчайтесь, год или два и все придет в норму;
  • вегето-сосудистая дистония. Гормоны провоцируют утомляемость, боли в животе, учащенное сердцебиение;
  • угревая сыпь и прыщи. Обычно эти симптомы возникают в самую активную фазу полового созревания.

Отнеситесь к этому нюансу со всей внимательностью, так как неумелые попытки подростка избавиться от них могут привести к шрамам на всю жизнь. Проведите с ребенком беседу и расскажите, как следует правильно ухаживать за проблемной кожей. Обеспечьте его необходимыми косметическими средствами. Сбалансируйте питание. Все вышесказанное ускорит борьбу с угревой сыпью и прыщами.

Переходный возраст у девочек

Я толстая! Услышав эту фразу из уст чада, вес которого еле превышает 45 кг при росте 150 см – абсолютно естественно. В связи с увеличением мышечной массы, не пасет задних и жировая ткань. А если учесть, что основная проблема переходного возраста у девочек это чересчур завышенные требования к себе, даже такой невинный аргумент может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

И пока дело не дошло до анорексии, нужно внушить своей маленькой леди, что формировать желаемую фигуру нужно не при помощи изнуряющего организм голодания, а в спортзале. Критике подвергается буквально все физические данные: рост, вес, цвет волос, разрез глаз и т. д.

Комплекс мнимых недостатков обусловлен в первую очередь тем, что в это время такое чувство как дружба, трансформируется во влюбленность. чаще остальных причин подталкивает подростка к «самокопанию » в себе. Прибавить к этому сопернический азарт и конфликт готов.

Действия родителей должны носить следующий характер. Ни в коем случае не дайте ей повода думать, что вы считаете ее проблемы незначительными или глупыми. Если она это почувствует, то просто закроется и будет переживать свои терзания в одиночку. Избегайте нотаций и поучительных бесед. И будьте особо деликатны в вопросах, которые касаются ее внешнего вида.

Переходной возраст у мальчиков

Увеличение физической и половой силы вызывает у мальчиков непреодолимое желание доказать самому себе и всем окружающим, что он уже не мальчик, а мужчина. В это время начинается переоценка ценностей.

Есть желание поступать как взрослый, но как это делать? Зачастую психологическая неготовность нести взрослую ответственность за взрослые поступки приводит к тому, что юноша становится упрямым, агрессивным, неуправляемым.

Если родители заинтересованы помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий период в жизни, то они подскажут ему возможность как проявить свою мужественность. Как правило - это занятия спортом, где у ребенка есть возможность продемонстрировать свои физические возможности не только самому себе, но и всем окружающим.

Если же родители все решили спустить на тормозах, в таком случае приготовьтесь к тому, что самоутверждаться ребенок начнет с помощью вредных привычек, хулиганства или безделья.

Екатерина Бурмистрова

Подростковый возраст сильно помолодел, он начинается у девочек уже в девять лет, а у мальчиков в 10-11. Рамки действительно очень сильно сместились за последние 15 лет, подростковый возраст наступает на два года раньше, чем мы ждем, чем нам привычно. Соответственно, родители оказываются в ситуации, когда они не готовы к тому, что ребенок перестает быть ребенком и психически, и физиологически. При том, что, конечно, остановить взросление абсолютно невозможно.

Если на проблему взаимоотношений родителей и подростков посмотреть не поверхностно, а чуть глубже, то может оказаться, что некоторые трудности связаны с уровнем особой родительской тревоги, которая может звучать как придирчивость, требовательность, излишнее внимание к ребенку. Очень часто родители не понимают, насколько сильно они находятся под влиянием этой неосознаваемой тревоги.

Что обычно тревожит родителей

– У подростка есть какая-то своя жизнь , которая недоступна родителям.

– Попадет под постороннее пагубное влияние .

– Не уделяет достаточного внимания учебе.

– Увлекается непонятной странной музыкой.

– Одевается не так, волосы не так стрижет, моется реже.

– Высказывает недовольство .

– Задерживается допоздна и не сообщает об этом заранее.

Все эти опасения попадают в классику родительских тревог. Конечно же, все родители очень боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией и не сможет из нее выбраться, будет еще меньше бывать дома, и возможностей для нормального общения не останется.

А у ребенка в этом возрасте превалирует доминанта на обретение самостоятельности, своей собственной позиции и своего места в мире, при этом у него очень маленький опыт и ощущение обладания «волшебной палочкой».

За тревогой родителя, что ребенок попадет в плохую компанию, пойдет не той дорожкой, обычно стоит страх, и это настоящий страх, иногда очень сильный. И может выясниться, что при каждом столкновении с друзьями ребенка родитель вспоминает историю какого-то своего родственника, который попал в плохую историю, и все закончилось нехорошо.

Тревога от ощущения, что подросток абсолютно не слушается, он совершенно невменяемый, недоговороспособный, действует так, что родители начинают давить, а такой способ в подростковом возрасте не работает. Чем больше родитель давит, тем больше подросток сопротивляется, тем хуже он слышит.

Часто родитель начинает давить именно под гнетом тревоги, не потому что он хочет давить, а потому что он чувствует, что теряет рычаги управления.

Он использует то, что у него под рукой, что «в сундуке» лежит самое верхнее – у нас у всех это лежит – авторитарную педагогику. Чем больше родители давят, тем больше ребенок дистанцируется, защищается, отстраняется, и диалог прекращается.

Тревога иногда такая сильная, что ее нельзя побороть. Скажем, это единственный ребенок или ребенок, со здоровьем и рождением которого были связаны разные проблемы. На основе моего опыта работы с этой темой – и лекционного, и дистанционного, и в консультировании – могу заверить, что возможно научиться слышать этот голос тревоги и останавливать действия, связанные с этим беспокойством. Уже одно это не то что уменьшит тревогу, но позволит фильтровать ее проявления и повлияет в лучшую сторону на отношения.

Подростки, в силу своего небольшого жизненного опыта, не воспринимают некоторые вещи, им абсолютно непрозрачна наша тревога. «Что со мной может быть?» – удивляются они. Это особенность подросткового возраста – до определенного периода у них у всех есть «волшебная палочка» – «все плохое случится не со мной, я обойду все преграды, я справлюсь со всеми сложностями и выйду сухим из воды».

Это действительно одно из сокровищ подросткового возраста. Но постепенно подростки, приобретая опыт, иногда очень тяжелый, не какой-то травматический, а личностно тяжелый, понимают, что «волшебная палочка», если и есть, то работает не всегда. И кроме «волшебной палочки» нужны осторожность, внимательность и даже работоспособность.

Разговаривайте про свою тревогу с подростком

Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать. У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность. И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ. Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.

Важно в мирное, нейтральное время, когда все хорошо, рассказывать подростку, почему вы так реагируете и что вас так цепляет. Подросток не может догадаться, что он на 20 минут задержался, а вы уже представили, как морги обзваниваете.

Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.

Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.

Определите, что подпитывает тревогу

Иногда у родителя есть глубокие истории из детства, истории из семьи, которые запускают тревогу, опасения и предубеждения определенного типа. Если этот опыт серьезный, болезненный, нужно что-то делать, чтобы как-то его контейнировать (модное сейчас слово). Это может быть и исповедь в храме, и психотерапия, и рассказ друзьям, и ведение дневника. Это не происходит быстро, хотя уровень осознанности от таких действий растет.

Но есть вещи, которые кормят тревогу извне, которые к личной биографии никакого отношения не имеют, они цепляются в соцсетях, интернет-изданиях, по телевизору, еще где-то. Соответственно, с подпиткой чужими историями и чужими мнениями тревога раздувается как воздушный шар. Не стоит перекармливать тревогу внешними сообщениями, потому что каждый медийный повод дает рост тревожности, вплоть до нервных расстройств.

Очень важно, если есть склонность к тревожным реакциям и проецированию своих тревог на ребенка, объяснить ему, что сейчас ваша тревога подкормилась и стала большой. Иногда нужно попросить взять паузу: «Сейчас я буду бояться всего, временно возвращайся, например, в восемь». Или: «Сейчас я прочитала про очередной химикат, пожалуйста, временно, пока в голове эта новая информация не уляжется, мы не едим фастфуд».

Необходимо внимательное отношение к своей тревоге, сочувственное отношение к самому себе: «Да, я вот такой, я пытаюсь, но я тревожная мамаша, я тревожный отец. Учти эту мою слабость. Ты вон носки разбрасываешь, а я не могу перестать тревожиться».

Вспомните все, что можете, про свой подростковый период

У подростков часто случаются эксперименты с внешностью: они худеют, перекрашиваются, делают всякие татуировки, пирсинги. Это родителям очень сложно принять, понять. Но это классический поиск себя, и он связан с огромной неуверенностью в себе. Здесь хорошо вспоминать свой подростковый возраст – это гигантский ресурс, и все, что можно вспомнить про себя, надо вспомнить. Все, что можно вспомнить про других, тоже нужно вспомнить – может, вы себе ничего не красили, не подстригали и не отрезали от одежды, но наверняка у вас были друзья и родственники, которые этим занимались.

Потом, очень важно понимать, что если вы этот поиск себя будете останавливать и всячески тормозить, он просто задержится, и у подростка будет ощущение, что у него нет свободы, в частности свободы самовыражения.

Мне кажется, эксперименты с внешностью – это не самое плохое. Действительно, очень часто и мальчикам, и девочкам кажется, что они некрасивые. Вот они покрасят волосы в зеленый цвет и будут красивыми.

Но чтобы потом перекраситься в другой цвет, волосы нужно выбелить, отрастить и потом состричь, поэтому при следующей окраске ребенок обычно гораздо более аккуратный.

Конечно, тревогу у родителей вызывают постоянные татуировки, пирсинги, какие-то необратимые вещи. Но обычно у подростка на это просто нет денег. Пока он эти деньги каким-то образом зарабатывает или откладывает, или получает от родителей какие-то бонусы, проходит время, и обычно желание уже проходит.

Поиск себя, перебор масок, обликов, стилей – это необходимая атрибутика взросления. Подростки себе не нравятся, за этим стоит неуверенность в себе, тревога быть не принятым. Тут тревога подростка, что его не любят или он не крутой, накладывается на тревогу родителя, что сейчас он станет неформалом.

Когда тревоги оправданы

Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.

Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска. При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям. Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.

Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.

То есть если вы видите, что состояние у подростка серьезное, нужно понять, что там с триггером, в чем дело, из-за чего переживание. Это может быть несчастная любовь, конфликт с учителем, конфликт с одноклассником, могут быть какие-то внутренние переживания, связанные с ростом, с внешностью, с чем угодно еще. Не поняв, что это, нельзя его дергать с места.

Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.

Нередко в переходном возрасте милый ребенок превращается в замкнутого нервного подростка, который может вспылить из-за пустяка, нагрубить или замкнуться. Как найти общий язык с повзрослевшим чадом, почему оно так себя ведет, можно ли его ругать и как правильно контролировать, «АиФ»-НП» рассказала детский и подростковый психолог-психоаналитик Екатерина Козлова .

Ребенок разочаровывается в родителях

Глеб Данилов, «АиФ»-НП»: Екатерина, когда наступает подростковый возраст с точки зрения науки?

Екатерина Козлова: В разных странах и в разные эпохи было различное отношение к этому периоду. И в нашей стране было время, когда девочки в 12-13 лет выходили замуж и рожали детей. Да и сейчас много концепций и подходов к пониманию начала и окончания подросткового возраста, самый большой диапазон - от 11 лет до 19-20.

По распространенному мнению, предподростковый возраст начинается с формированием вторичных половых признаков, приблизительно в 11 лет. А сам подростковый период - в 13-15 лет, с появлением месячных у девочек и эякуляции у мальчиков.

- Почему становится тяжело общаться с подростками? Чем обусловлен кризис?

Подростковый период достаточно длительный, и на каждом году в этом периоде происходят свои процессы. Кризис наблюдается только на одном из этапов. Сначала дети предпочитают общаться только с детьми своего пола, мальчики задирают девочек, проявляют к ним агрессию. Может наблюдаться неопрятность, несобранность. Отношения с родителями спокойные. В возрасте около 12 лет в отношениях с родителями наблюдается стремление протестовать, перепады настроения. В общении со сверстниками пока преобладает интерес к своему полу, появляются собственные компании.

В 13-15 лет происходят сильные изменения как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Нужно это понимать и не бороться с неизбежным. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями - как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит. Когда ребенок был маленьким, он идеализировал маму с папой. Для того, чтобы у подростка появились собственные убеждения, ему приходится отказываться от убеждений его родителей, происходит своеобразное разочарование в них. Теперь он понимает, что мама и папа не всесильны, имеют слабости и т. п. Также в этом возрасте идет активная борьба с собственными влечениями, усиливается сексуальное напряжение, и все борются с ним по-разному. Кто-то прибегает к интеллектуализации, у таких усиливается мыслительная активность, кто-то ищет острых ощущений, кто-то стремится изменить мир, уходя в группировки, секты и т. д. Подросток действительно имеет больше свободы и ответственности, чем малыш, но не все готовы к таким переменам, особенно, если до этого его чрезмерно контролировали или не давали самостоятельности. Часто в это время дети чувствуют себя одинокими, они не могут и не хотят получить внимание и заботу от родителей как раньше.

Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка.

После 16 лет юноши и девушки стремятся отстаивать свои права и желания. Отношения с родителями могут быть не такими напряженными. Подросток готовится к новому этапу «отделения» от них, к поиску собственной пары.

Без насилия и давления

- Можно ли как-то подготовить ребенка к сложностям подросткового возраста?

Готовиться больше необходимо родителям. Смиритесь с тем, что ребенок взрослеет и придётся изменить отношения с ним, возможно, семейный уклад. Если подростковый бунт слишком сильный - значит, есть проблемы в отношениях с родителями (в том числе слишком сильная привязанность к ним). Подростковый кризис, как лакмусовая бумажка, показывает, есть ли еще какие-то нерешённые проблемы из детства, и, можно сказать, даёт последний шанс, чтобы их решить самостоятельно, без психотерапии.

- Часто подростки забрасывают учебу, перестают делать уроки. Нужно ли заставлять их учиться?

Необходимо спокойно выяснить, что произошло. Если раньше ребенок делал уроки, а сейчас перестал - значит, есть какие-то причины для этого. Если подросток будет бояться родителей, он не сможет им доверять и делиться какими-то событиями и переживаниями.

- Нужно ли наказывать за бунт? И как?

С подростком происходят колоссальные изменения, это сильнейшая нагрузка на организм и психику. В этот период важно его поддерживать, не давя. Помните закон физики? Чем больше давление - тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться. Необходимо не давить властью и авторитетом (ведь его потом особо не будет), а договариваться. Если испортить отношения в этот период, это может длиться всю жизнь. Иногда наблюдаю такую ситуацию: родители гиперконтролировали ребенка, делали за него уроки, чистили ему зубы, помогали с гигиеной и т. п., а когда пришёл подростковый этап, удивляются, почему он несамостоятельный, ничем не интересуется, равнодушен, иногда груб и агрессивен.

Если отношения до этого возраста были доверительные, ребенку предоставлялась свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче.

Некоторые думают, если загрузить ребенка дополнительными занятиями, секциями и кружками, то времени на бунтарство и выходки не останется.

Растет тенденция загружать детей уже с двух лет секциями, занятиями; расписание малыша иногда превосходит по загруженности расписание взрослого. Но это приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.

Бунт нужен!

- Нужно ли контролировать подростка? Как узнать, что он попал в плохую компанию, и что делать?

- Если отношения будут доверительные, если подросток будет знать, что в любой ситуации вы на его стороне, он сам попросит о помощи. Бить тревогу нужно, если вы наблюдаете какие-то изменения в поведении подростка, изменённое состояние под действием психоактивных веществ и т. п. Опять же при сильном родительском давлении и контроле ребенок может действовать назло родителям. Важно научить его принимать ответственность за собственные действия и жизнь, собственное здоровье в целом.

- Когда нужна срочная помощь психолога?

В этом возрасте может наблюдаться некий регресс, могут появиться страхи, невротические реакции (навязчивые мысли и действия, тики и т. п.). Это может пройти и само. Если не проходит или сильно выражено, следует обратиться к специалистам. Нужна помощь, когда ребенок говорит о смерти, о желании умереть. Суицидальные попытки подростков часто направлены на реакцию взрослых, но иногда связаны с подростковой депрессией. Кроме того, обратиться к психологу необходимо, если наблюдаете сильные поведенческие симптомы (постоянно подавленное состояние, агрессия, уход из дома и прочее), пищевые нарушения (анорексия, булимия), различные зависимости (компьютерные игры, интернет, алкоголь, наркотики).

Говорят, что подростковые бунты нужны, иначе они могут появиться в зрелом возрасте, и это будет гораздо хуже, потому что тогда люди могут разрушать браки.

Все возрастные вопросы должны быть решены в свое время. Подростковый бунт - значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение. Не проживая этот период, он станет инфантильным взрослым, не умеющим отстаивать свое мнение и добиваться своих целей. Он будет жить не своей жизнью, действуя по указке родителей, пока проблемы не вскроются и он наконец не заметит, что его интересы и потребности не удовлетворены. Или другой вариант - человек будет пытаться всю жизнь бороться, протестовать, до сих как бы находясь в подростковом этапе.

Что может помочь:

  • доверительные отношения с родителями;
  • гибкость родителей (готовность меняться самим и менять отношения с подростком, восприятие его);
  • принятие взросления ребенка;
  • благополучное прохождение подростком предыдущих возрастных этапов (своевременное решение вопросов и конфликтов определенного возраста);
  • отсутствие конфликтов между родителями в семье.

Что помешает:

  • чрезмерный контролироль,
  • физические наказания в семье,
  • противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает),
  • несамостоятельность подростка (вместе спал с родителями или одним из них, делал уроки вместе с родителями, несамостоятелен в быту),
  • травматические ситуации (развод родителей, смерть родственника, друга и т.п.).

Книги в помощь родителям

  • Бердникова Ю.Л. Воспитание и развитие ребенка.
  • Бердникова Ю.Л. Если нет кнута, бей пряником?
  • Дольто Ф. На стороне подростка.
  • Байярд Р. , Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период - очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период – очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Разгул гормонов

По-научному этот период называется пубертатным. Он представляет собой переход из детства во взрослую жизнь и длится с 12 до 16 лет (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону). Этот этап является очень сложным и драматичным для подростков.

Одной из главных причин этих трудностей является половое созревание, - поясняет психолог Елена Шрамко. Подростки становятся крайне чувствительными к оценке посторонними своей внешности, и это сочетается у них с самонадеянностью и безаппеляционностью в суждениях по поводу окружающих. Внимательность уживается в них с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами и общепринятыми правилами - с обожествлением кумиров, - подчеркивает психолог.

В этом возрасте подросткам начинает не нравиться своя внешность, собственное тело. Еще год назад ребенок не задумывался об этом, его все устраивало, а теперь часто повторяет: «Я уродина/урод!» (хотя на самом деле все бывает наоборот). Подросток стесняется показывать свое тело, заставляет вас выходить из комнаты, когда он переодевается, запрещает вам входить в ванную, когда он моется, отказывается фотографироваться, хотя раньше охотно позировал перед камерой.

Все это происходит потому, что в его организме происходят серьезные гормональные изменения, идет перестройка всех органов и систем. В этот период подросткам нужен материал для строительства тканей, поэтому они много едят (особенно мальчики). В то же время у них бывают перепады аппетита.

У подростков 13-14 лет нередко отмечается чередование всплесков активности, - говорит доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан. То ребенок бодр и активен, то у него вдруг наступает усталость, вплоть до полного изнеможения. С этим связано явление «подростковой лени» (часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток ленив, все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться). Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Подростки становятся неловкими, нередко что-то ломают. Создается впечатление, что здесь присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы, - утверждает Анна Прихожан.

Так ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Все это требует большой затраты физических и психических сил. При этом бывает, что ребенок не хочет взрослеть, наоборот, хочет задержаться в детстве. Он подсознательно чувствует, что из привычного детского состояния он переходит в нечто иное. Что ему это принесет, он пока не знает, но сейчас ощущает лишь дискомфорт.

Вызывающее поведение

Также разительно меняется поведение ребенка. Он постоянно грубит, закрывается у себя в комнате, не подпускает к себе. У него часто случаются перепады настроения. Он не дает себя обнять, поцеловать. Когда вы пытаетесь это сделать, отталкивает вас, ведет себя как ежик.

Отказывается убирать в своей комнате (туда невозможно зайти, все разбросано по полу, шкафы нараспашку); отказывается выполнять домашние обязанности (вынести мусор, погулять с собакой и т. п.), а если и делает это, то со скрипом и через бесконечные напоминания.

Он как будто нарочно вас злит, провоцирует на скандал. Перестает слушаться, становится таким резким, что с ним невозможно общаться. И даже, случается, начинает обзываться, используя, в том числе, нецензурную брань...

Вы чувствуете растерянность и бессилие: неужели это ваш ребенок? Не удивляйтесь. Такое поведение выражается в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи. В этом возрасте у подростков уже накопилось напряжение от давления родителей, школы, - говорит психолог, психотерапевт Елена Савина. Подросток считает, что способен самостоятельно жить, принимать решения. А взрослые часто продолжают разговаривать с ним, как с малолетним дитятей. Отсюда - огромный протест против мира взрослых. Подросток таким образом заявляет о себе миру, при этом его жизненные цели еще не определены, эмоциональной устойчивости нет, а состояние «мечтаний» сильнее, чем сознание необходимости учиться и взрослеть.

Рождение личности

И как себя вести? Что делать? Надо понять, что в этот сложный период ребенок становится личностью. Его ни в коем случае нельзя унижать. Тем более, замахиваться! Относитесь к нему как к личности, как бы трудно иногда это ни было.

Хотя подросток и стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи от взрослых, - говорит Елена Шрамко. Подростковое «чувство взрослости» выражается, главным образом, в новом уровне притязаний, опережающем то положение, в котором фактически находится подросток. Для него очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Его представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятное, отсюда возникают конфликты, - поясняет психолог.

Сейчас для подростка главное - понимание, поддержка. Он нуждается в вашей любви как никогда, хотя внешне и делает вид, что взрослые ему не нужны. На самом же деле он нуждается в доверительных отношениях с близким человеком, который его выслушает, поддержит, одобрит, скажет нужные слова.

Несмотря на то, что подросток протестует против вас, ему до боли не хватает общения со взрослыми людьми, способными ответить на волнующие его вопросы, - поясняет Елена Савина. Но это общение он принимает только тогда, когда с ним говорят на равных, без морализаторства, окрика, просто делясь своими наблюдениями из жизни и описывая, что в этом случае результат будет такой, а в этом – такой. Дайте ему возможность самому думать, а вы, как вперед смотрящий, разложите перед ним карту жизни. Ваш интерес к жизни ребенка должен быть действительно настоящим, а не только в той части, где надо что-то запретить или отследить. Именно приятие ребенка как взрослого человека должно лежать в основе ваших отношений с подростком, - считает психолог.

Подростку нужно знать, что вы его любите, что он вам дорог. В чем это выражается? В способности прощать. Если вчера случился конфликт, не вспоминайте о нем, не зудите, не читайте нотаций. Подросток помнит случившееся, он и сам переживает. Поэтому не ворошите вчерашнее. Скажите один раз, что вы думаете по этому поводу, и закройте тему.

Как погасить конфликт

Известный американский психолог Дж. Скотт советует во время конфликтов не бросаться обвинениями и оскорблениями, а говорить только о своих чувствах. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вас действительно понял, говорите только то, что вы чувствуете в данный момент. Например, воздержитесь от оскорбительного тона, не заявляйте: «Ты ведешь себя безобразно, хамишь, грубишь!», «Развела бардак в своей комнате! Сколько можно повторять!..» и т. д.

Вместо этого озвучьте свои чувства, скажите, что вы ощущаете в данный момент. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, меня это угнетает, я переживаю из-за того, что ты меня не любишь», «Когда в твоей комнате такой беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого больно». Возможно, ребенок в ответ скажет: «Мне плевать!». Но это лишь маска. На самом деле он запомнит ваши слова, они окажут на него воздействие. А вот оскорбления в его адрес вызовут у него еще большую агрессию. А ваши чувства для него очень важны, хоть он и старается это скрыть. Говоря о том, что вы чувствуете, вы пресечете конфликт, не дадите ему развиться дальше.

Обходитесь без критики

В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.

Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…

Уполномоченный РФ по правам ребенка Павел Астахов считает ситуацию с детскими суицидами в России крайне тревожной. По общему числу суицидов РФ находится на шестом месте в мире. Однако по уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В нашей стране смертность подростков от суицида превышает мировые показатели почти в 3 раза! И так происходит потому, что детям порой просто не к кому обратиться за помощью. «Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок», - говорит Павел Астахов.

На всякий случай запишите номера телефонов всех друзей вашего ребенка и, желательно, их родителей. Знайте контакты учителей, педагогов кружков, которые посещает ваш ребенок.

Этот период надо пережить

Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия, гибкость и маневренность.

Не сюсюкайте с подростком, не приставайте нему с излишними расспросами. Будьте терпеливы и тактичны. Ваш ребенок сейчас очень раним, берегите его. Нацеливайтесь на будущее, вместе двигайтесь вперед и помните, что этот период пройдет. Надо только набраться терпения и подождать. И все будет хорошо!

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»