Святочные вечера. Сценарий рождественского праздника для ДОУ. Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки

Цель праздника для педагога:

1. Развитие художественно-творческих способностей ребенка.

2. Формирование представления о культуре народного творчества и народных промыслах.

Цель проведения праздника для школьников:

1. Знакомство с традиционными обычаями и обрядами святочного периода.

2. Закрепление знаний об играх, хороводах, плясках святочного периода.

3. Обучение основам работы с тестом и изготовление рождественных фигурок из теста (козуль).

4. Освоение традиционного пения.

Место проведения: большой свободный класс.

В мероприятии принимают участие педагог, двое ведущих, учащиеся (дети). Вступительное слово представляет педагогу.

Ход мероприятия

Рассказ педагога об истории промысла изготовления рождественских пряников, тесно связанного с празднованием святок на Руси.

С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малыми детушками!

С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году.

Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».

Девушки в период святок, особенно в последние вечера перед Крещением, загадывали на женихов, на свадьбу, пели подблюдные песни:

Кому поем - тому с добром,

Кому сбудется - не минуется.

Традиционной, неотъемлемой частью святочного периода была обрядовая кухня, изготовление рождественских пряников, козуль, коровушек.

В Архангельской области было принято печь пряники, которые называли «козули». Самые древние холмогорские и мезенские козули - из черного теста, иногда расцвеченные белым.

Холмогорские по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигурка оленя, на голове куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, сделанные из белого теста. Размер такого оленя мог быть от 5-6 вершков (вершок - 4,4 см). Поменьше размером козули делают без яблок на рогах, а только с птичками. Пекут козули и меньше - в один вершок, и они похожи на фигурки коров, коней (иногда с всадником), почти как фигурки из каменного века.

Мезенские козули плоские. Раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают в соответствии с замыслом.

Архангельские козули пекут из пряничного теста, режут железными формами (силуэтами) и украшают цветной глазурью. Металличесие формы хранились долго в семьях, передавались из рода в род. Этим пряникам примерно 200 лет. Размер этих козуль был от 1,5 до 10-12 вершков, а стоимость - от одной копейки до рубля, иногда и до 10 рублей.

Перед Рождеством козули заполняли рынок. Огромное количество их рассылалось по России и за границу.

Наиболее древние формы пряников - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, олень с санями. Более поздние - амазонки, извозчик, собака с дудкой, кошка, пароход, паровоз, велосипедист.

Исследователи народного искусства находят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними были образы коня, птицы, а также оленя. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождения солнца, которое от зимы поворачивает к лету.

Сейчас это ремесло существует как домашнее творчество: выпекают пряники по обычаю в канун рождества как подарок и лакомство для близких.

Сегодня вы узнаете только часть святочного действа - обряд колядования, обряд дворов с «засеванием». Мы изготовим рождественские козули из теста, заведем святочные хороводы, пляски и игры. Итак, начинаем наш праздник.

(Дети, одетые в русские народные костюмы, рассаживаются, готовятся.)

Ведущие: Поздравляем с наступившим Рождеством!

(Исполняют святочную поздравительную песню.)

Как на речке, на Иордане,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Мать Мария ризу мыла,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Помывши, ризу повесила

На калину, на малину.

Да слетели два ангела,

Взяли они ризу на крылышки,

Понесли они ризу в поднебесье,

Все небеса растворилися,

Все святые суклонилися.

Педагог: Когда отмечаются зимние святки на Руси?

Педагог : Что такое Рождество?

Дети: Это большой праздник, посвящен он рождению Иисуса Христа.

Педагог : Какие события происходят в святочные недели?

Дети: Ходят по дворам колядовщики с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками).

Педагог: Что еще значительного бывает в это время?

Дети : В Новый год по старому календарю (с 13 на 14 января) «засевают» хозяев зерном для того, чтобы был урожай в новом году.

Педагог : Кто такие «христославы»?

Дети : Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевают Рождественский тропарь и славят Рождество.

Педагог: Что такое вертеп?

Дети: Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.

Педагог : Кто такие ряженые?

Дети: Это люди в масках, переодетые в зверей. Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза.

Педагог : Какие большие праздники бывают на святки?

Дети: Рождество, Новый год, Крещение.

Педагог : Что бывает на Святое Крещение?

Дети : В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.

Педагог: Какая обрядовая еда существует на святки?

Дети: Рождественские пряники.

(Первый ведущий выставляет фигурки - пособия на стол.)

Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста, и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.

Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.

Педагог: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня - длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки - пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется собенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.

Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладем его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.

(Пока изделия детей выпекаются в духовке, педагог настраивает ребят на обряд колядования.)

Педагог: Берем с собой корзины, мешки, надеваем маски и отправляемся с пением поздравительных песен-коляд.

Дети:

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Коляда, коляда.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

Мы нашли коляду

У Ивана на дворе.

Иванов двор - железный тын.

У Ивана на дворе три терема стоят.

Что в одном терему - красно солнышко,

Во втором терему - что ясен месяц,

Что во третьем терему - часты звездочки,

Часты звездочки - малы деточки.

Кто хлеба дал - у того рожь густа,

И умолотиста и уколотиста.

Давай вам Бог двенадцать коров,

Тринадцать бычков.

Они на поива идут - они помыкивают.

Они с поива идут - они поигрывают.

Еще в поле - то приростки,

На гумне - то примолотки,

На столе спорынья,

Рождеству - ворота.

Коляда, коляда!

(За песню ребят одаривают сладостями, подарками. Все наколядованное они складывают в корзины и мешки для общего обрядового стола. Ребята достают из карманов, мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривают.)

Дети:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со добром, с животом,

Со богачеством!

(Обойдя таким образом все классы и кабинеты, дети возвращаются в свой класс, и здесь за накрытыми скатертями столами, за самоваром состоится пир - очень важная часть обрядового святочного действия.)

Ведущий 1 : Чем обильнее угощение на столе - тем богаче в новом году будет урожай хлеба - ржи, пшеницы, здоровее будет скот, будет приплод у коров, коз, будет счастье в новом году.

Ведущий 2 : Пряники-козульки в духовке испеклись, лежат на столе и душисто пахнут. Надо нам всем вместе сесть и съесть эти пряники. Раньше хозяйка обязательно одну-две испеченные фигурки оставляет в красном углу под иконами, где они лежали до первого выгона скота в поле. Высохший пряник размачивали в воде и скармливали скотине. Остальные пряники раздаривались родне, гостям.

После угощения ребята переходят в зал для следующего святочного действа - праздника, в который входят игры, хороводы, пляски святочного цикла. Вот некоторые из них.

1. Хороводная Вологодской области.

Как у наших, у наших, у наших у ворот,

Ой, ляли, у ворот, ой, ляли, у ворот,

Стоял девок, девок, девок, хоровод.

В хороводе, в хороводе были мы,

Увидали, увидали, увидали парочку.

Встань парочка, парочка, парочка, прибодрись,

Хоть немножко, немножко, немножко, потанцуй,

Кого любишь, кого любишь, кого любишь поцелуй.

В хороводе ходит парень, выбирает по тексту девочку, они танцуют. В конце песни парень 3 раза целует ее, затем выходит другая пара и хоровод начинается сначала.

2. Святочная игра Вологодской области «Золото хороняла».

Золото хороняла,

Чистое хороняла,

Я ухоронила, я уборонила,

Порохом засыпала,

Сметьем замела,

Призакружевело,

Призаиндевело.

Гадай, гадай, девица,

Через поле идучи,

Косу руссу плетучи,

Увеваючи, уплетаючи.

Пал, пал перстень

В калину - малину,

В черную смородину.

На кой ручке перстень?

На правой ручке,

На левом мизинце.

Ходит водящий с колечком в руке, остальные участники игры сидят, сложив ладошки. Водящий прячет колечко у одного из игроков незаметно для всех. Второй водящий должен угадать, у кого кольцо.

3. Плясовая игра Вологодской области «Растяпа».

Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».

В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»

Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»

Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки»

Под музыку дети средней, старшей и подгот.гр. входят в зал.

Ведущий: Все на Святки, все на Святки, проходите-ка, ребятки!

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети: Да!

Ребёнок: Это что такое – Святки?

Вед: Вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

Леденьё пришло, зиму в дом принесло.

Коней в сани запрягло, в путь- дорожку вывело.

Хорошо, что каждый год к нам зима приходит.

Песни звонкие поёт, хоровод заводит. У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

В «Книге Коляды» записано:

Как два сокола летели - Овсень и Коляда!

Там лето - здесь зима!

Как они летели - все люди глядели.

Как они садились - все люди дивились.

Как они вспорхнули - все люди вздохнули...

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон - зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» - это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого - будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.

Но сильно огорчаться не стоило - это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное - Коляда - выше земного - Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

Хороводы: «Слышишь кто-то идёт..» (ст. и подг. гр)

«Это что же за народ» (средняя)

В зал под музыку заходят Баба-Яга с чертом.

Баба-Яга: Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь. Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт: О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга: Молодец, чернявенький! Но этого мало.

Чёрт: Проникнуть к колядовщикам на гулянье!

Баб-Яга: Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю!

Чёрт: О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга: И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт: Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга: Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе. Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая!

Звучит весёлая музыка, Баба Яга берёт веник и подметает пританцовывая.

Баба-Яга: А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

Улетают.

Вед: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертом. Позовём гостей, будем радоваться, веселиться, в игры играть и в танцах кружиться.

Пусть на небе звёзды засияют, а на земле снежинки засверкают.

Танец с «султанчиками».

Входят ряженые.

1. Пришла коляда, отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

2. Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем, с Рождеством всех поздравляем!

(рассыпают зерно)

3. Уж как наша коляда ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт, всем поклон она шлёт!

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Хоровод «Вперёд четыре шага» общая

Дети садятся на стульчики. Заходит Баба-Яга.

Баба- Яга: Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества.

Вед: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга: Не я! Это кот… он не доел, а я ему помогла.

Вед: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята?

Дети: Да!

Вдруг из-за двери в зал летит веник.

Вед: Это ещё что за шутки?

Чёрт: (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

Из-за двери вылетает башмак.

Вед: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт: Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,

К вам насилушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад, что увидел вас, ребят!

Веселиться я люблю, все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт - тот со мной плясать пойдёт!

Игра «Веселый мешок»

Дети сидят на стульях. Звучит весёлая музыка. Чёрт с Бабой-Ягой берут мешок без дна и пытаются посадить туда нескольких детей. Ребёнок залазит в мешок с одной стороны, выскакивает с другой и убегает на место.

Черт: Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Баба Яга: Черт побери, почему мешок пустой? Сбежали! Обманули!

Вед: Кыш, кыш, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес!

Чёрт и Баба-Яга убегают. Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке.

Ряженые.

1. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых я Снегурочку слеплю.

И весной её не брошу – в морозильник поселю!

3 . Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества

Шире двери открывай. Поздравляй всех, поздравляй!

Ведущий: А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем, под горшочек мы заглянем.

Игра со взрослыми «Гадание на горшочках»

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Несколько детей встают в хоровод и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое пусть останется.

Значение содержимого горшков:

1. Полотенце: Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

2. Булка: Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

3. Колечко: Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

4. Лента: Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

5. Пуговица: Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью.

К шестому горшку бежит Баба-Яга.

Баба-Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

Достает веточку от елки из шестого горшка.

Что это? Растолкуй?

Вед: Видно – к новой метле!

Баба-Яга: (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ой, не так уж и много. Я ещё очень даже молодая. Сейчас докажу.

Тай, тай, налетай, в игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

(Дразнит детей) Девочки с усами! Мальчики с косами!

Ну-ка в круг скорее встать! Будет бабушка играть!

Игра «Бабка Ёжка – костяная ножка»

Баба Яга стоит в центре круга, в руках у нее помело(веник) Под песню дети идут вокруг Бабы Яги, дразнят ее, затем разбегаются. Баба Яга помелом старается дотронуться до детей - "заколдовать", как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба Ёжка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит.»

Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на лужайку, испугала зайку!

Вед: Ну, что ж, ребята, наш праздник подошёл к концу.

Загадаем все желание, чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год, чтоб гостей невпроворот!

Баба Яга: Ой, я тоже желание загадала. Хочу к следующему Рождеству стать умницей – красавицей. И фотомоделью. Страсть как фотографироваться люблю. Ребятки, давайте с вами на прощание сфотографируемся.

Дети фотографируются с персонажами и расходятся по группам.

Тамара Кожемякина

Досуг на тему : «Рождественские святки » .

для старшей и подготовительной группы.

Цели и задачи :

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Материал : русские народные костюмы, костюм козы, музыкальные инструменты : трещётки, деревянные ложки, бубны, бубенцы, мешок для колядования, искусственные «снежки» , два подноса, пряники-козули, рождественская звезда из картона , деревянный домик, две свечи,две пары валенок, расписной сундучок, игрушки домашних животных : корова, овца, свинья, лошадь, коза,собака, две корзины для «снежков» .

Музыкальное сопровождение : русские народные песни «Ах,вы, сени, мои сени!» , «Как у наших у ворот» , «Коробейники» , песня «Воздушная кукуруза» ,песня «Белоснежная зима» , песня группы «Иванушки» «Зима-холода» .

Под русскую народную песню «Коробейники» выходят воспитатели.

Ведущий :

Наступила Рождество

Долго ждали мы его,

Святки празднует народ ,

Веселится и поёт.

Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения ,

Приготовив угощенье.

7 января – светлый праздник Рождества . С 7 по 19 января праздновали Святки . 12 дней по количеству месяцев в году молодёжь колядовала. Колядки-это песни, в которых славят Христа, желают добра и здоровья хозяевам. Девчата и ребята наряжались в костюмы животных : козла, лисицы, петуха, медведя.

Воспитатель :

День сегодня не простой-

Праздник к нам пришёл святой !

Наступило Рождество ,

Начинаем торжество!

Воспитатель :

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла!

Будем мы шутить, смеяться,

Будем прыгать, забавляться!

«Как у наших у ворот» . Ряженые с музыкальными инструментами : деревянными ложками, бубенцами входят в зал и проходят к домику.

Ведущий : - Посмотрите, дом стоит,

Из окна кто-то глядит.

Колядовщики (дети подготовительной группы) :

Здравствуйте, хозяюшка!

Выходит хозяйка.

Хозяйка :

Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики :

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда!

Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы,

Живите без бед много-много лет!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому,

В доме –добра,

В поле –зерна!

Дайте нам кило конфет,

Целый год вам жить без бед!

Кто детишек угощает,

Тому Бог помогает!

Коляда,Коляда!

Жили- были три кота,

Три кота и котик,

Дайте срочно тортик!

Пусть Вам хорошо живётся

да всё удаётся!

Славим, славим, восславляем.

С Рождеством всех поздравляем !

Хозяйка :

Это, что за народ

Колядует и поёт?

Ведущий :

Это мы бояре!

Ведущий и хозяйка проводят игру «Бояре» с подготовительной группой.

Дети делятся на две команды. Они ходят по очереди навстречу друг к другу со словами.

Бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли.

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые нам вот эта мила.

Ведущий :

Становись-ка в круг, народ,

Поведём-ка хоровод.

Ведущий проводит игру «Золотые ворота» с ребятами подготовительной группы.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – разрешается,

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

Два человека делают ворота, а остальные, образуя цепочку проходят через них. На последних словах ворота закрываются Ребёнок. попавший в них, становится в круг.)

Ведущий : «Есть любимая игра, называется «Свеча» ».

Ведущий проводит игру «Свеча» с детьми подготовительной группы.

Свечка,свечечка, свеча,

До чего ж ты горяча!

(Мальчики и девочки образовывают два круга. Они говорят слова и передают свечи. У кого остались свечи, выходят на середину и пляшут. Игра повторяется несколько раз.)

Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» .В зал входят девочки старшей группы с шумовыми инструментами :бубнами, трещётками. Они исполняют колядки.

1-я подружка :

Ой, ребятки, нынче Святки ,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули

И кисель в кастрюле!

2-я подружка :

Ой, колядка, коляда.

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра нам принесла.

3-я подружка :

Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, колядка,коляда,

Всем здоровья принесла.

4-я подружка :

Ой колядка, коляда,

Золотая борода!

Позолоченный усок,

По рублю волосок!

5-я подружка :

Подай, тётушка,

Подай, матушка!

На тарелочке

Да на блюдечке!

6-я подружка :

Не отдашь пирожок-

Мы корову за рожок,

Свинку за щетинку,

Быка за хребтинку!

7-я подружка :

Долго песни мы тут пели,

А теперь прощаемся,

Если мы вам надоели,

Молчать обещаемся!

Под песню «Ах, вы сени, мои сени» подружки выходят из зала.

Хозяйка :

А умеете ли вы, девчата и ребята, загадки отгадывать? Есть у меня чудесный сундучок. Вам загадки загадаю, а отгадки в нём найдём.

1. Голодна-мычит,

Сыта- ждёт,

Малым ребятам

Молоко даёт. (корова)

2. Кто ни в жару,

Ни в стужу

Не снимает шубу? (овца, баран)

3. Спереди пяточок,

Сзади –крючок,

По середине –спинка,

На спинке- щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом.

На цепи хозяин внём. (собака)

5. Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая голова. (конь)

6. Идёт, идёт,

Бородой трясёт,

Травки просит :«Ме-ме-ме,

Дай-ка, вкусной мне.» (коза)

Хозяйка достаёт отгадки- игрушки из сундучка

Колядовщики :

Где коза проходит, там пшеница родит.

Где коза махнёт хвостом,

Там там и хлеб кустом.

А где стукнет рогом,

Там хлеб взметнётся стогом.

Дети хлопают в ладоши и читают поговорку :

Идёт коза рогатая, Идёт коза богатая!

Входит Коза в валенках и с мешком, кланяется, затем пляшет под песню «Воздушная кукуруза» .

Коза предлагает поиграть в игру «Пошла коза по лесу» .

Дети старшей группы встают в круг, а коза находится в середине. Все ведут хоровод и говорят :

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Коза выбирает одного человека и выполняет все движения. В кругу остаётся двое детей, четверо и т. д. Все дети из внешнего круга постепенно переходят к козе. В конце все стоят парами и танцуют.

Коза :

Коляд, коляд, колядушек

Хорош с медком оладушек!

А без мёду – не таков,

Дайте, тётя, пирогов!

Хозяйка :

Да вот и пирог поспел! Угощайтесь!

Хозяйка за руку выводит мальчика.

Ведущий проводит игру «Пирог» с подготовительной группой.

Дети встают в две шеренги.

По середине сидит «пирог» .

Все говорят :

Какой он высокинький! (руки поднять вверх)

Какой он широкинький! (руки развести в стороны )

Какой он мякинький! (погладить себя по животу)

Режь его, да ешь!

«пирогу» бегут по 1 человеку от команды и салют его. Кто осалил первым, тот уводит «пирог» к себе в команду. Проигравший становится «пирогом» .)

Ведущий :

А скажи-ка нам,коза,что в мешке ты принесла?

Коза :

Снег вам принесла. На дворе-то уж зима.

Дети старшей и подготовительной групп исполняют песню «Белоснежная зима» .

Ведущий : козочка,коза, покажи, что за снег ты принесла?

Коза достаёт «снежки» .

Проводится конкурс «Попади в корзину» .

Ведущий приглашает десять человек одной группы разделиться на две команды. Каждому ребёнку коза даёт «снежок» . Перед ребятами стоят две корзины. Задача : попасть «снежком» в корзину. Игра повторяется с детьми другой группы.

Ведущий :

Коза-дереза,а что это у тебя на ногах?

Коза :

Это валенки, друзья,

Погадать хотела б я.

Вот возьму я валенок, да и брошу за околицу.

Кто мой валенок найдёт, тот и замуж позовёт.

Коза зовёт девочек. Они берут валенки, встают спиной к мальчикам и бросают. Каждый находит свою пару. Гадают дети обеих групп по очереди.

Ведущий :

Молодцы ребята! Молодцы девчата! За руки беритесь, да крепче все держитесь.

Под песню группы «Иванушки» «Зима-холода» исполняется танец детьми обеих групп. Затем детей просят занять свои места.

Хозяйка :

Вы всё пели да играли пряники- то поспевали.

Примите, люди добрые, моё угощение!

Вот козули,в честь козочки так называются.

(Хозяйка на подносе даёт колядующим пряники-козули.)

Хозяйка :

Тихо кружатся снежинки.

Сказка приходит к нам в дом!

Ёлки, подарки, картинки!

Зовём это всё-Рождеством !

(Звучат колокола)

Ведущий :

Кругом звонят колокола

В весёлый праздник Рождества .

Звёзды водят хороводы,

Веселятся все народы.

Рождество вы славьте , люди!

Пусть вам только счастье будет!

(Колядовщики уходят под музыку «Ах вы,сени, мои сени» )

Список литературы :

1. И. И. Панкеев «От крестин и до поминок» Обычаи, обряды, предания русского народа

2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах»

Под редакцией О. В. Орловой 1995г. Г. Владимир

3. Науменко Г. М. «1,2,3,4,5 мы идем с тобой играть» Русский детский игровой фольклор Москва 1995г.

4. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» Москва 1994г.

5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Москва 1988г.

6. Петров В. М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.

7. Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Детство-Пресс 2012г.

8. Аникин В. П. «Живая вода» : (Вступительная статья) //Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

9. Жаворонушки : Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры : В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977 – 1988

10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

11. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2006.



1-й ведущий

Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы! (Кланяется). Здравствуйте, добры молодцы! (Кланяется). Праздника дожидаетесь? (Дети отвечают). Хотелось бы мне узнать у вас, какой праздник приближается?

Дети отвечают.

Рождество! (Старый Новый год.)

1-й ведущий.

Праздник Рождества Христова - самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос - Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника - Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.

2-й ведущий.

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. И до сих пор на Рождество и на Старый Новый год у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски. Перечислить все обычаи и обряды практически невозможно.

1-й ведущий .

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и тюрьмы и раздавали милостыню.

2-й ведущий.

В канун Рождества - Сочельник - пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол

1-й ведущий.

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Старый Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

Выступление 11 класса

2-й ведущий.

Считается, что елка - неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку - это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая - вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали исключительно белыми и синими шарами.

1-й ведущий.

И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки. Главное - чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

2-й ведущий.

Издавна люди добрым словом провожали старый год, стараясь забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а, встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, богатство, добрых друзей.

Перед новогодними праздниками юноши и девушки собирались на игрища и посиделки: пели песни, плясали, играли. Давайте и мы с вами заглянем на такую вечеринку.

Ведущий:
В чистом поле «Теремок».
Хозяин Ворон…
Ворон (лицо Кавказской национальности):
То кафешка мой, дружок
Я его сдаю в аренду
За умеренную цену
Сегодня праздник,
Старый Новый год,
Все зверье ко мне пойдет
Ночь, мороз им есть охота
В остальном моя забота.
Ведущий:
Ворон хитрый объявленья
Прилепил на каждый ствол
Чтоб к нему в кафе уж верно
Хоть бы кто-то, да зашел.

(Появляется мышь идет к кафе, в руках держит объявление)

Мышка: Тук-тук.
Ворон: Кто там?
Мышь:
Кто, кто теремочек сдает,
Кто, кто тут не дорого берет?
Ворон:
Я Ворон черное крыло,
С тебя возьму одно зерно,
Что с бедной мышки взять,
Всю ночь ты можешь пить вино,
И Новый Год встречать!
Мышь:
Ой, спасибо, я скромна…
Там и музыка слышна
Новый год пойду встречать,
Возле елки танцевать.
(Уходит)
Ворон: Что-то гости не идут…
Ведущий: Глядь, они уж тут как тут…

(Заходит 7 класс под музыку с прибаутками)

Ворон: Что-то гости не идут…
Ведущий: Глядь, они уж тут как тут…

Лягушка: Тук-тук
Ворон: Кто там?
Лягушка:
Кто-кто теремочек сдает?
Кто-кто тут не дорого берет?
Ворон:
Я Ворон мудрый ум и честь,
А ну, покаж, что у тебя есть
Лягушка:
Я несу для вас водицы
Из болота, чтоб напиться,
А еще вот суп из мошек
И сушеных горстку блошек.
Ворон:
Ладно, черт с тобой входи
Ночь под крышей проведи.
Лягушка:
Что ж гостинцы заберешь?
С голоду сама сожрешь…
(Входит в «Теремок»)
Ворон:
Где нормальные клиенты
Бизнесмены, интеллигенты…

(Заходит 8 класс под музыку с прибаутками)

Заяц (Новый русский) : Привет братан! Твоя что ль хата?
Ворон: Моя, моя.
Заяц: Какая плата?
Ворон:
Для тебя дорогой
Договоримся с ценой
Одна штука зеленых
И гуляй до утра
Заяц:
Ладно, вот держи бабло
Ворон: Как прикажешь, вон твой стол
Заяц: Ладно, сгинь.
Ворон: Все я ушел
Заяц (входит в кафе, видит мышь и лягушку): Привет девчонки! Что скучаем?
Мышь: Нет просто праздник здесь встречаем
Заяц: А что так скучно? Где вино?
Лягушка: Так денег нету все равно.
Заяц:
Я угощаю, официант
Вас угощает новый русский…
Ворон:
Хвала Аллаху, есть капуста,
Но где ж подругу
Зайцу взять,
Коль платит он такие бабки
Ему мне надо угождать…
(Появляется Лиса, элитна дама)
Лиса: Тут-тук
Ворон:
Кто к нам пришел,
Какой прекрасный
Девушка зашел!
Лиса: Ты здесь хозяин?
Ворон: Я, красотка.
Лиса: Кто в зале есть, какой клиент?
Ворон: Да, есть один богатый Кент
Лиса:
Что ж хорошо,
Тогда зайду
Заяц:
Bay! Какая красота, -
Это вам не лимита!
(Обращается к Лисе)
О мадам, какие глазки
Не опишешь даже в сказке
Яркий мех слепит мне очи
Потанцуем этой ночью?
Лиса:
Танцы, милый голубок,
Стоят дорого дружок
Заяц:
Что захочешь жизнь моя
Сразу будет у тебя
Злато, серебро, машины
И заморские картины…
Лиса:
Ладно, ладно не дури,
Мерседес мне подари.
Ворон:
Хоть бы кто еще пришел
Я 6 его не так развел…

(Заходит 9 класс под музыку с прибаутками)

Волк: Чо за хаза?
Ворон:
То, мое кафе чувак
Волк:
Кто тут нынче отдыхает
И по чем же твой коньяк?
Ворон: Я сегодня угощаю
Волк:
Вижу правильный, пацан
Скоро знай, твоя кафейня
Превратится в ресторан.
Ворон:
Проходите, проходите
Столик вам любой берите
Все сегодня лишь для вас!
Волк: Отдахну я здесь сейчас.
(Волк проходит в кафе и видит лису с зайцем)
Волк:
Что вы здесь сидите
Заяц:
Слушай, ты кого пугаешь
Братанов своих не знаешь?
Волк: Пойдем, выйдем вшивый Кент…
Ворон:
Стоп! Атас! Идет к нам мент!
Сядьте все и не шумите…
(В кафе входит Медведь милиционер)
Ворон:
Дядя Миша, проходите
Выпить, что нибудь хотите?
Медведь:
Два по сто мне и огурчик
Буду праздновать голубчик
Что народ то не веселый?
Праздник вроде, Новый Год!
Ворон:
Пейте, ешьте, дядя Миша
А народ для вас споет!
Медведь:
Нет, зачем же для меня
Не большая птица я
Будем вместе мы плясать
Дружно новый год встречать.
Ведь сегодня все равны
Не богаты, не бедны.
И лягушка, и мышонок,
И лисица, и волчонок
Птица Ворон и Медведь
Новый Год встречаем ведь!
Ворон:
Понял, раз такое дело
Веселиться будем смело
Ну, ребятки не зевайте
Дружно песню запевайте!
(Поют песню)

Новогодняя песня

(На мотив песни «Мы желаем счастья вам»)

К нам опять приходит Новый Год
Каждый от него чего-то ждет
Радости, удачи, счастья и любви
Мы желаем каждому из вас,
Чтоб настал тот самый звездный час
Ты бокал с шампанским сегодня подними!

Припев:
С Новым годом вас друзья!
С Новым миром и добротой,
Чем ссориться за зря
Лучше вместе с нами пой
Мы желаем счастья вам
Пусть оно искриться кругом
Пусть кружится земля
Как снежный новогодний ком.

Ведущий:
Тут и сказочке конец,
Кто смотрел, —
Тот молодец!
Будем праздник продолжать,
Что ж пора и наливать.

Новогодняя ночь промелькнула шутя,
Ждали все мы ее не напрасно,
А луна в облаках спит уже как дитя
Черт возьми, —
Новый Год, — это все же прекрасно!

Праздник проходит с ярмаркой сувениров, угощением в палатках, концертом самодеятельных коллективов.

Конкурсы и забавы чередуются с концертными номерами - частушками, танцами, песнями о зиме, Рождестве.
Основа этого сценария - фольклорные мотивы и народные обычаи. Ведущая одета в народный костюм.
Она приветствует собравшуюся публику и объявляет открытие праздника, посвященного Святкам и предстоящему Крещению.

Ведущая: Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!", "Зима за морозы, а мужик - за праздники!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. А знаете ли вы, друзья, что такое эта Коляда? Или кто такая? Вряд ли, потому что даже учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится... Но что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!..

Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.

Ряженые поют песенку-колядку:

Коляда-коляда, Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, Принесите хлебца,
Доставайте чашки, Положите кашки,
Сладкие конфетки, Медные монетки,
Кренделёк и бублик И железный рублик!
Угостите калачом, Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

Ведущая (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали! Пастух : А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!
Ведущая: Вот так знатная компания собралась! А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!
Коляда : А мы загадки умеем загадывать! Да не простые, а с закавыкою!

Загадки на святки

У нянюшки, у нянюшки Сорок восемь детушек, Малы были - все дружили, Подросли - рассыпались. (колосок)
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка, Бедная головушка. Плачет летом и весной, А осеннею порой Так рыдает, так рыдает, Что почти не высыхает! (дождь)
Белая овечка, Золочёны рожки. Днём ей не пасётся, По ночам не спится! (месяц)
Не лёд, не снег, а тает. (свеча)
Чудной Сашка - Зелёная рубашка: Летом оделся, К зиме разделся! (дерево)
Деревянный великан По лесам-полям шагал. Через реченьку шагнул Да над реченькой уснул! (мост)

Зрители отгадывают, получают маленькие призы.

Ведущая: Да, мудрёные у вас загадки! А плясать вы умеете?
Коляда: А как же! Ну-ка, Мишка косолапый, разверни меха, а мы попляшем - весну покличем!

Медведь играет на баяне весёлую музыку, остальные ряженые танцуют (Коляда с Овсенем, Коровка с Пастухом, Коза с Курочкой). Зрители тоже присоединяются.

Игра "Хоровод"

Все желающие (и взрослые, и дети) выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Коляды, который "водит". В её руках яркий платочек. Пока Медведь играет и поёт. Коляда ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Медведь поёт: «Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!» (говорит в микрофон и передаёт его выбранному человеку).
Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать Медведю.

Ведущая (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом!

Рождественское гадание


Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном, ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя-Петушок, гадание очень простое, хотя и довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с зерном - то сытным и урожайным, если к монетам - то прибыльным и успешным, если к корзине, то - к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает дам для участия в конкурсе рукодельниц.

Конкурс рукодельниц

Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.

Ведущая: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, дамы, за участие. А что наши парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою силушку молодецкую?

Бои на надувных дубинках

Состязаются мужчины попарно, каждый стоит внутри небольшого нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому при этом не выйти из своего.
Ведущая: Да, не перевелись ещё на Руси богатыри румяные да красавицы ясноликие! Но кому гадания, кому смотрины, а у кого уже и свадебка не за горами, ведь святки традиционно были и временем подготовки свадеб. Всегда считалось, что лучшие дни для свадеб - дни от Святок до Масленицы. Но и тут надо быть настороже: выйти замуж - не напасть, да как бы замужем не пропасть! У наших предков была широко популярна шуточная песня-игра, которая рассказывала о том, что ожидает молодую девушку, собирающуюся замуж за старика...

Номер-шутка "Моченьки нет"

Исполняет женский коллектив и солист, переодетый стариком. Девушки танцуют вокруг сидящего на стуле старика, одна из них поёт. Музыка - любой частушечный мотив.

Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? В лес по ягоды пойдём, Голубь сизокрылый! Спелая малинка, В пироги начинка!
Старичок
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Пойдём грядки поливать, Голубь сизокрылый! Воду лей-поливай, Будет щедрый урожай!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ты нам песенку пропой, Голубь сизокрылый! Незамысловатую, Невитиеватую!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ну-ка с нами попляши, Голубь сизокрылый! Расступись, честной народ, Мой супруг плясать идёт!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Хоть на ложках нам сыграй, Голубь сизокрылый! Ложками стук-постук, Выходи скорее в круг!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? А пойдём-ка водку пить, Голубь сизокрылый! Водка сладенькая, Рюмка гладенькая!
Старичок (радостно вскакивая) А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! (Старичок пляшет.)

Ведущая: Вот какой она бывает, семейная жизнь! Так что, дорогие девушки, хорошенько подумайте, прежде чем совершить опрометчивый шаг. Но, конечно же, чаще всего бывает совсем наоборот... Вот и сейчас, прямо здесь я вижу столько счастли- вых семей, с детишками! Покажитесь, где вы, наши ребятки? Не замёрзли? Сейчас мы поиграем вместе с вами, немного разогреемся!

Детская разминка

Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима, Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее И начнём ещё быстрее!.. (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Ведущая предлагает и взрослым присоединиться к разминке.

Ведущая: Ай да молодцы! Теперь вы точно не простудитесь. Мороз невелик, а стоять не велит! Но мы и не будем стоять на месте. Сейчас мне потребуется несколько родителей с детьми для состязания на силу и выносливость!

Семейная эстафета "Резвые сани"

Эта эстафета для родителей с маленькими детьми. Потребуется несколько салазок. Папы (а может, и мамы) на скорость провозят салазки с детьми по специальной "трассе", на которой нужно обойти все препятствия (например, покрышки от колёс). Самая быстрая пара получает приз.

Ведущая: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!