Как воспитать лидера в ребенке мальчике. Лидер умеет слушать и слышать. Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Как это ни странно, но именно от любящей матери зависит, каким вырастет ее сын - ответственным за себя и свою семью или до старости остающимся маменькиным сынком.

Мальчику следует оказывать поддержку и давать возможность проявлять инициативу. Так он обретет понимание своей внутренней ценности как духовного существа. У него должен быть сформирован здоровый подход к жизни, базирующийся на основе таких добродетелей как честность, уважение, доброта и сострадание.

В подростковом возрасте мальчику нужна дисциплина, также ему пойдет на пользу какая-нибудь социальная работа (может быть полезна даже служба в армии) либо какая-то благотворительная, религиозная деятельность.

Особенно важно бывать с мальчиком на природе, чтобы он смог обрести навык взаимодействия с миром природы. Пешие прогулки, походы, садоводство, связь с растениями, камнями и звездами расширит его кругозор и сделает более чувствительным к жизни в целом, ведь она включает в себя изучение не только экологии, но также и традиционной духовности.

Чем раньше мама начнет поощрять «мужские» поступки своего сына, тем лучше. Особенно это важно, когда мальчик проходит периоды так называемых возрастных кризисов развития:

«кризис трех лет», когда закладывается личность ребенка и он становится чересчур самостоятельным, непослушным и даже агрессивным;

«кризис готовности к школе», когда познавательная активность акцентируется на предметном и информационном освоении мира;

и очень важный «кризис подросткового возраста», когда «кровь бродит», а учеба отступает на второй план.

Необходимо понимать, что в эти переломные периоды самооценка мальчика особенно неустойчива.

Во-первых, ваш сын в начале каждого кризиса вступает в новую для себя сферу, а это всегда тревожно.

Во-вторых, между мальчишками обостряется конкуренция («кто сильнее», «кто дальше плюнет или пописает», «у какого папы больше машина»), которая достигает своего максимума у подростков («кто круче»). Ничего не поделаешь, такими нас создала природа. У девочек конкурентные отношения тоже есть, но они существенно более сглажены.

Особо ценными для почти любого мальчишки будут комплименты, сделанные мамой по поводу его физической силы. «Молодец! Ты у меня настоящий мужчина! Ты прямо как папа - настоящий мастер! Я горжусь тобой! С тобой мне не страшно в грозу! Ого, какой ты сильный, а я и не думала! Ты такой смелый! Я верю в тебя!» Эти и подобные им слова, сказанные с соответствующим выражением, никогда не потеряют свою волшебную силу, даже когда ваш маленький «зайчик» уже вырастет. Не скупитесь на них.

Наверное, не стоило бы упоминать о том, что мама должна научить сына полезным навыкам: пришить пуговицу, помыть посуду, сварить картошку, подмести пол. Настоящий мужчина должен уметь делать все - эту мысль мама должна заложить своему сыну с детства. Безусловно, лучшим ее подтверждением могут быть действия папы. Но если в силу обстоятельств папа хорошо умеет только говорить по телефону и работать на компьютере, то вы можете рассказать сыну, что лучшие модельеры и портные - это мужчины, что подавляющее большинство шеф-поваров в ресторанах - это также мужчины.

Кстати, мама вполне может привлекать сына к приготовлению пищи. Только не поручайте ему неинтересную и грязную работу. Старайтесь все превратить в творческую и увлекательную игру, не забывая при этом следить за соблюдением техники безопасности. «А что бы ты еще добавил в суп?» «А как ты считаешь, соли достаточно?» «Слушай, могу я положиться на твой нос? Выбери, пожалуйста, специи для курицы на твой вкус». «Вот из этого куска теста ты можешь вылепить что угодно, и потом мы положим это в духовку». «А кто мне откроет банку консервов?»

В жизни бывает всякое, и если вы воспитываете сына одна, то постарайтесь обеспечить ему максимально возможное мужское влияние - вашего отца, брата или какого-либо другого авторитетного для мальчика мужчины. Ничего не поделаешь, мужское общество является необходимым условием для нормального формирования психики мальчика. И еще - какие бы ни были ваши отношения с отцом ребенка, никогда не говорите сыну ничего негативного о нем…

Мама должна как можно раньше приучать сына к особо уважительному и внимательному отношению к себе и к женщинам вообще, формируя тем самым у него мужское самосознание. Мальчика надо научить не только заботиться и помогать девочкам и женщинам, но и ухаживать за ними, понятно и красиво проявлять свои нормальные мужские чувства. Кроме того, мама должна помнить, что, так же как отец для девочки, так и мама для мальчика - первый и самый главный объект противоположного пола, который он встречает в своей жизни. Образ мамы накрепко впечатывается в его подсознание, обновляется и обогащается по мере взросления сына, и потом, когда мальчик станет юношей, этот образ окажет существенную роль при выборе им спутницы жизни. Именно поэтому маме следует постоянно следить за своей внешностью для того, чтобы ее сын в любой момент мог подтвердить изначальную истину: его мама - самая красивая.

Лидер - мальчик , имеет мужскую лидерскую позицию, то есть мальчик старается добиться поставленных целей, через свою настойчивость, упорство. Достигает своей цели, как бы ему тяжело не было.

Ваша задача - помочь сыну как можно раньше найти свою неповторимую индивидуальность и реализовать ее.

Дорогие заботливые мамы, если вы действительно желаете добра своему ребенку, если вы хотите, чтобы сын уважал вас не только как маму, но и как интересную личность, то больше думайте о себе, работайте над собой, взрослейте вместе с сыном. Мама - это самая нужная и благородная профессия в мире. Но не забывайте при этом и о других профессиях, о том, что вы не только имеете право на свою реализацию в других областях, но это является вашей обязанностью именно для того, чтобы быть полноценной мамой своему сыну. Если вы будете счастливы в личной и в профессиональной жизни, то никогда не сделаете из сына «маменькиного сынка».

Развить качества, которые в будущем помогут ребенку добиться успеха и стать лидером, способны только родители. Начинать процесс лучше с самого раннего возраста.

Как воспитать в ребенке лидерские качества

2 года: Аккуратность

Введите правило: игрушки на место кроха убирает сам. Объясните, что его работа — почти как у мамы и папы. По мере взросления добавляйте обязанности: заправить постель, помыть посуду, навести чистоту в комнате. Но не требуйте абсолютной аккуратности, не придирайтесь, иначе можно вырастить зацикленного на мелочах педанта.

4 года: Умение проигрывать

Малыш болезненно воспринимает поражение, злится и плачет? Став взрослым, он будет бояться совершать ошибки и принимать решения, соответственно, лидером так не стать. Чтобы этого не произошло, в раннем детстве важно объяснить: в проигрыше нет ничего страшного, со всеми случается, даже с вами.

Постарайтесь вместе проанализировать, что именно не получилось и что можно сделать, чтобы в следующий раз непременно одержать победу.

5 лет: Усидчивость

Малыши активно познают мир, много двигаются, им сложно сосредоточиться на одном деле. Поэтому полезно предлагать ребятишкам занятия, требующие усидчивости. Вместе собирайте пазлы, конструкторы, мозайку. Лепите, рисуйте, плетите из бисера, читайте. Главное, чтобы дело пришлось по душе.

Научите ребенка погружаться в любую игру с головой: обсуждайте героев книг, фантазируйте над рисунками, придумывайте истории, новые узоры для вышивки. И, что важно, всегда доводите начатое до конца, подавайте пример.

5,5 года: Целеустремленность

Когда родители выполняют любой каприз малыша, он моментально привыкает легко получать желаемое и может так и не научиться ставить перед собой цели и добиваться их.

Мотивируйте кроху. Например, он хочет дорогую игрушку — значит, должен чему-то научиться, допустим, запомнить буквы. Даже если не все получилось, но ребенок очень старался, мечту нужно выполнить. Чем больше усилий было приложено, тем значительнее радость от полученного подарка. Только самостоятельное преодоление трудностей, делает человека лидером.

6 лет: Уверенность в себе

Поддерживайте сына или дочь в любых начинаниях, радуйтесь даже самой маленькой победе. Но делайте это правильно: хвалите только за дело. Не внушайте, что он самый лучший и особенный, а то «слепите» эгоиста с завышенной самооценкой.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Пытаясь подстегнуть чужими успехами, вы вызываете обратную реакцию: малыш почувствует себя неудачником и может потерять почву под ногами на всю жизнь.

И не создавайте у сына или дочери ощущение неминуемого провала. Допустим, ребенок участвует в концерте. Говорить перед выходом на сцену, что он плохо подготовился — большая ошибка. После таких слов он наверняка провалит выступление.

7 лет: Планирование

Приучайте первоклашку правильно пользоваться временем. Вместе составьте распорядок дня: обозначьте период занятий, прогулок, отдыха, чтения книг. Красиво оформите расписание и повесьте на видное место в детской комнате. Это поможет научиться многое успевать и ценить каждый час.

8 лет: Ответственность

Лучше всего это качество развивает забота о домашнем питомце. Любимца надо кормить, играть с ним, выгуливать и убирать за ним. Если доверить эти дела ребенку, он рано станет самостоятельно относиться не только к животным, о и к работе, семье, друзьям.

Кроме того, заботясь о питомце, малыш начинает прислушиваться к чужим просьбам, быть неравнодушным.

Поддерживайте желание ребенка навещать бабушку и дедушку, звонить им и спрашивать о здоровье.

На пути воспитания и становления ребенка лидером, все же не стоит забывать, что это еще маленький человек. Да, необходимо закладывать положительные и полезные качества как можно раньше, но не стоит быть требовательным. В первую очередь, важно быть любящим и понимающим родителем. Малыш будет чувствовать вашу веру и поддержку в него, и ответит вам взаимностью.

В последнее время я начала замечать, что моя принцесса стала воспринимать в штыки мои замечания, стараться решать все сама и быть во всем первой. Поначалу я списывала это на очередной детский кризис, но знакомая психолог объяснила, что такое поведение может быть выражением лидерских зачатков. Тут, главное, набраться терпения и выбрать правильный подход к воспитанию, тогда позже эти качества сослужат хорошую службу вашему малышу.

Кто он — настоящий ребёнок-лидер?

По каким же признакам, чертам, манере поведения можно узнать лидера среди детей?

  • Его можно разглядеть уже в трехлетнем возрасте. Именно он будет окружен другими ребятами , ему отдадут лучшую игрушку и поделятся конфетой. Он сам может занять себя, организовать игру .
  • Эти малыши обычно верховоды и заводилы , но при этом не приказывают, а в игру.
  • В случаях конфликта такие ребята берут на себя функцию посредника или судьи .
  • Такая детвора коммуникабельна, дипломатична и легко идёт на контакт.
  • Обладая особенным стилем мышления, они умеют планировать и просчитывать варианты уже в 3-4 года.
  • Ребята-лидеры очень часто имеют увлекательное хобби .
  • В случае неудачи такой малыш не будет лить слезы, и устраивать истерику, а спокойно и упорно будет пытаться преодолеть проблему , делая для себя выводы и приобретая опыт.
  • Они не обидчивы, дружелюбны, не завистливы .
  • Маленькие лидеры, как правило, наблюдательны и рано начинают интересоваться особенностями поведения и человеческих взаимоотношений.
  • В школьном возрасте такие ребята обычно на виду и становятся «неформальным» лидером для одноклассников. Их не назначают быть главными, но получается так, что именно им доверяют сверстники и учителя и именно к их мнению прислушиваются.
  • Среди главных черт лидера выделяются ответственность, умение высказать и аргументировать свое мнение, способность встать на защиту слабого .

По мнению психологов, есть ряд некоторых качеств и правил поведения, присущих лидерам.

Лидер:

  • Не настаивает, а оказывает поддержку .
  • Умело контактирует с окружающими.
  • Умеет убеждать других.
  • Умеет организовать людей для общего дела.
  • Не заставляет, а вдохновляет на действия .
  • Сам формирует свое окружение .
  • Умеет планировать и решительно действовать .

Как узнать, что ваш ребенок лидер — игры на выявление лидерских качеств

Поведение детей не всегда можно трактовать однозначно. Иногда то, что вы посчитали личностными характеристиками малыша, на практике оказывается детской неуправляемостью и .

Психологи предлагают определиться с помощью социоадаптивных игр, которые и помогут выявить кто ваш малыш лидер или капризуля?

Подобные игры позволят детям проявить индивидуальность, персональные лидерские качества, творческие, способность заполучить внимание группы . Они показывают значимость и равные возможности каждого в коллективе.

«Веревочка»

Для этой игры понадобится веревка. Свяжите ее концы. Длина веревки будет зависеть от количества участников. Дети встают в круг и берутся обеими руками за веревку, так чтобы она была внутри круга.

Задание: все закрывают глаза и, не выпуская из рук веревочки нужно строить разные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб.
Обычно вначале возникает пауза, и дети бездействуют, а затем кто-то один начинает предлагать варианты действий и организовывать детей в игре.

Как показывает практика тот, кто взял на себя эти функции и есть лидер.

«Карабас»

Для этой игры нужно посадить детей в круг. С ними садится один ведущий. Второй ведущий должен внимательно наблюдать за ходом игры.

Ведущий называет число и в группе должно встать такое же количество детей.

Чаще всего первыми встают наиболее общительные и стремящиеся к лидерству ребята.

«Атомы-молекулы»

Пока ведущий говорит «атомы» дети должны беспорядочно двигаться по залу. Как только ведущий говорит, например «Молекулы по пять», дети должны объединяться в группы в соответствии с называемым числом. Малыши с задатками лидера обычно берут инициативу на себя и собирают возле себя группу - «молекулу».

«Проводник»

Дети выстраиваются в колонну по одному друг за другом и кладут руки на плечи – получается паровозик.

Нужно не разговаривая провести паровоз по маршруту, показывая направление движения хлопками:

  • По левому плечу - налево.
  • По правому - направо.
  • Один хлопок по обоим плечам - вперед.
  • Два хлопка по плечам - назад.
  • Хлопки по плечам дробью - стоп.

У всех, кроме того, кто стоит последним, закрыты глаза . Он машинист поезда. Машинист, проведя несколько поворотов, переходит вперед и становится вагоном. По тому у кого лучше получается управлять и судят о лидерстве .

Кроме игр, существуют еще специальные психологические тесты , помогающие определить наличие лидерских задатков у детей. Но для их проведения лучше обратиться к специалистам.

7 правил воспитания ребенка-лидера – как помочь стать лучшим?

Конечно, нельзя сказать, что лидерами рождаются. Точнее будет сказать, что рождаются с определенными задатками для этого.
И тут родителям нужно не зевать, если они хотят воспитать свое дитя так, чтобы в будущем он реализовал себя и стал успешным и счастливым человеком .

Я хочу рассказать о семи основных правилах, которые помогут развить лидерские качества у детей:

1. Старайтесь поощрять любознательность . Присмотритесь, что вызывает у малыша интерес, чему он хочет научиться и стимулируйте эту заинтересованность. Запишите его на подходящий кружок или секцию, подберите подходящую литературу, игры, фильмы. Но помните, что выбор должен сделать именно он - не нужно решать за него.

2. Поощряйте самостоятельность . Интересуйтесь его суждениями и не навязывайте свое мнение. Хвалите его старания сделать, что-то самостоятельно, даже если у него получается немного неуклюже. Не спешите поправлять ошибки, лучше помогите довести его затею до конца. И уверяю вас, в следующий раз у него выйдет лучше.

3. Одной из отличительных черт лидера является ответственность за собственные поступки и слова . Поэтому поддерживайте в ребенке желания сдерживать слово и выполнять свои обещания. Дети, с детства приученные быть ответственными, имеют больше шансов стать удачными в будущем.

4. Успешные люди в большинстве своем очень общительные . Не удерживаете детей от общения со сверстниками и постарайтесь без необходимости не влезать в их отношения. Способность собственными силами находить компромиссы во всевозможных ситуациях, которые появляются при общении, очень пригодятся в жизни.

5. Наиглавнейшим условием достижения успеха является умение ставить цель и достигать ее . Научите ребенка ставить задачу, разбивая на этапы процесс достижения, упорно двигаться к намеченной цели. По мере надобности помогайте ему, но не беритесь выполнять задачу вместо него! Это может приучить его, всегда ждать помощи, вместо того чтобы мобилизовывать собственные силы и знания.

6. Важная часть процесса воспитания - похвала . Хвалить детей нужно — за стремление развиваться и учиться, за настойчивость, терпение, за желание хорошо выполнить задание, но не переусердствуйте. Для детей, привыкших слышать похвалу по любому поводу, она потеряет свою важность.

7. Обучите малыша должным образом относиться к неудачам : не делать из происшедшего трагедии, проанализировать и выявить причины провала и найти новое правильное решение.

Ошибки родителей, которые нужно обходить стороной при воспитании ребенка-лидера

Зачастую родители, стараясь сделать как лучше, только усугубляют ситуацию.

Я хочу предостеречь и назвать самые распространенные ошибки, которые делают родители, воспитывая свое чадо:

  1. Мы окружаем деток чрезмерной заботой из страха их потерять . Не бойтесь, пусть ребенок упадет, «обдерет коленки» и поймет, что это вполне нормально.
  2. Не бегите на подмогу сломя голову . Молниеносная помощь лишает детей необходимости искать выход из сложных положений и самостоятельно решать проблемы.
  3. Несмотря на то, что нужно дать возможность деткам набить собственные шишки, поделитесь своим опытом , не бойтесь рассказать о собственных ошибках, которые вы совершали в их возрасте.
  4. Ваши слова не должны расходиться с вашими поступками . Задача родителей показать пример, как стать людьми ответственными за свои слова и действия.
  5. Избегайте чрезмерного восхваления . Когда любимые чада заметят, что папа и мама, единственные кто считает их лучшими, они начнут сомневаться в вашей объективности. И чтобы избежать сложной реальности они начнут лгать и жульничать.
  6. Помешать ребенку стать лидером может избалованность . Не бойтесь отказать малышу и сказать «нет, «не сейчас», чтобы он старался сам добиваться того, в чем нуждается. Кроме того отношения основанные на материальном поощрении убивают в детках бескорыстную любовь и внутреннюю мотивацию.

Даже если вы считаете, что у вашего малыша нет предрасположенности к лидерству, не опускайте руки. Пусть ваше сокровище и не будет начальником, руководителем, президентом, но навыки лидера, которые вы привьёте, в любом случае ему пригодятся .


Все родители мечтают видеть своих детей счастливыми и успешными. Для этого они готовы сделать все, что в их силах. Как воспитать ребенка лидером? Какие качества надо вложить в него или развить, чтобы он занял высокое место в жизни?

Прежде всего, кто такой лидер? Каким надо быть, чтобы носить это гордое звание?

Лидеры – кто они

Всех признанных лидеров объединяет то, что они могут вести за собой остальных людей. При этом они не боятся брать на себя ответственность за принятые решения, совершенные поступки. Образы лидеров разных времен имели существенные отличия, однако некий внутренний стержень обязательно присутствовал в каждом из них.

Окунемся ненадолго в прошлое. Например, в эпоху античности признанными лидерами считались военачальники, которые командовали войсками, одерживали победы, защищали свои земли, завоевывали новые. Тактический ум и физическая сила делали их настоящими героями, способными распалять сердца для великих свершений. Но ничуть не менее уважительно люди относились к ораторам, которые сроду не брали в руки меч, но умели направлять мысли слушателей в нужную сторону.

Вспомните советские фильмы для детей. Кто сразу приходит на ум, когда задумываешься об образе лидера? Конечно же, главный герой фильмов «Кортик» и «Бронзовая птица» Миша Поляков. Как умело он вел за собой команду ребят, которые доверяли ему всем сердцем и готовы были выполнить каждую его просьбу. Умный, ответственный, сообразительный и, что греха таить, симпатичный внешне – просто идеальный образ советского мальчика, каким должен был бы хотеть стать каждый.

Но нередко можно встретить иной образ. Ребенок-хулиган, который на плохом счету в детском саду, в школе. Однако остальные дети тянутся к нему. И нередко ему, как Пете Пяточкину из одноименного мультфильма, достаточно просто поступить так, как хочет учитель, которого никто не слушает, чтобы и все остальные последовали его примеру, а порядок восстановился.

Так кто же он, этот лидер? И что следует делать родителям, чтобы вырастить его не только успешным, но и хорошим человеком?

Как разглядеть в ребенке лидера

Ваш малыш еще нетвердо стоит на ногах, плохо выговаривает «мама» и «папа», но его любимым словом уже стало «сам»? Он еще медленно бегает, однако даже ползком всегда оказывается впереди? Он не позволяет вам принимать за него решения, даже если это такая мелочь, как синяя или красная кофточка для прогулки, не говоря уже о котлете или рыбе на обед?

Для паники нет повода – в вашей семье появился маленький лидер, который уже начинает завоевывать свои позиции. Не стоит путать лидера с тираном – первый не станет устраивать истерики и биться головой об пол, как это предпочитает делать последний. Лидер и так прекрасно знает, что все будет так, как ему надо.

Если ваш ребенок уже постарше, понаблюдайте за его поведением со сверстниками на детской или спортивной площадке. Настоящий лидер активно группирует вокруг себя детей, он придумывает игры, раздает роли. Но, что очень важно, никто из ребят обычно не возражает против этого.

В школьные годы дети-лидеры обычно ведут за собой весь класс. При этом неважно, насколько успешна их учеба. Впрочем, серьезно настроенные лидеры редко позволяют себе скатываться ниже средней планки.

Если ребенок подает большие надежды

Итак, вы определили, что в вашем ребенке присутствует множество вышеописанных черт. Как воспитать лидера и не загубить его таланты, ведь сделать это так просто?

Прежде всего, необходимо научиться относиться к ребенку лояльно . Что это значит? Взрослым, привыкшим жить своей размеренной жизнью по собственным правилам, будет очень сложно свыкнуться тем, что теперь надо считаться с мнением маленького человечка, свободно ходящего пешком под стол. Это ни в коем случае не означает, что отныне ребенок будет командовать в семье. Задача взрослых – показать ему, что его мнение важно, что он равен вам. Даже если он неправ в своих суждениях, вы ведь достаточно взрослые люди, чтобы суметь доказать ему это и направить на путь истинный.

Проявляйте к ребенку уважение . Очень часто родители заявляют детям, что те их не уважают. Но знают ли юные умы, что это вообще такое? Откуда они научатся этому, если не будут видеть уважение в отношении самих себя. Только равенство и полное доверие в семье может вырастить настоящего лидера, а не бездушного самоуверенного тирана.

Старайтесь часто разговаривать с ребенком . Да, с современным ритмом жизни тяжело найти время на долгие беседы, но это и не обязательно. Поговорить, обсудить произошедшее за день, постараться решить семейные проблемы – все это можно сделать за ужином. Ребенок должен привыкнуть уважать взрослых, но не бояться их и чувствовать себя свободно при общении с ними. Это закладывается в семье.

Самостоятельность важная вещь в жизни каждого ребенка, но для лидера она жизненно необходима. Попытка засунуть его в определенные рамки может отрицательно сказаться на психике и характере. Не старайтесь делать все за ребенка, не превращайте его деятельную натуру в безынициативного и безвольного человека. У вас в руках сокровище, для которого надо подобрать достойную огранку.

Ответственность

Ответственность – это одно из важнейших качеств для лидеров. Ребенок с детства должен четко осознавать, чем его слово отзовется. И заложить это необходимо в раннем детстве, иначе потом будет невероятно сложно что-то исправить.

Представьте себе человека, способного вести за собой массы, но абсолютно лишенного чувства ответственности за свои поступки. Это описание скорее подходит для чудовища, чем для героя с пламенным сердцем.

Как научить ребенка ответственности? Приучайте его всегда выполнять обещания, думать, прежде чем говорить. Составьте с ним четкий распорядок дня и следите за тем, чтобы он четко ему следовал.

Учиться – обязательно!

Да, ребенок не обязан быть отличником во всем, но это не значит, что на учебу можно махнуть рукой. Родителям следует мягко и ненавязчиво подталкивать его к этой мысли, вызывать в нем желание стать лучше, чем он уже есть.

Всегда поощряйте его увлечения. Любые. Конечно, без криминального уклона. Спорт, музыка, пение, рисование – выбор безграничен. Возможно, он во всем этом окажется посредственностью, но ведь приобретенные навыки никуда не денутся и обязательно принесут пользу.

К чему точно необходимо приучить ребенка, так это к чтению. Книги – это неистощимый источник информации о мире, о людях, об их судьбах и возможностях. Подбирайте для ребенка то, что его точно заинтересует, и обязательно на собственном примере демонстрируйте, насколько увлекателен мир литературы.

Настоящий лидер должен владеть искусством красноречия. Невозможно вести за собой людей, не умея правильно выражать собственные мысли и доносить их до людей. Разговаривайте с ребенком, никогда не отказывайтесь выслушать его рассуждения, не стремитесь тут же исправлять ошибки, пусть сам попробует разобраться с ними. Предложите ребенку начать обучаться ораторскому искусству. Оно будет ему полезно и в будущем, и в настоящем.

Общение

Настоящий лидер просто обязан быть общительным. Обычно эта черта присуща его характеру, вам остается только развивать и поддерживать ее.

Позвольте ребенку самому выбирать себе друзей, пусть он знакомится с большим количеством людей, видит разные характеры, учится действовать в различных ситуациях.

Никогда не требуйте от ребенка перестать с кем-то дружить, как это любят делать многие родители. Не показывайте ему, что люди делятся на достойных и недостойных по каким-то субъективным причинам.

Похвала похвале рознь

Да, детей необходимо хвалить. Первые годы своей жизни они вообще все делают только ради того, чтобы понравиться своим родителям. Но очень важно во всем соблюдать меру, в том числе и в похвале.

Ребенок должен быть вознагражден за свои старания, но не следует выражать бурный восторг по малейшему поводу. Это уменьшает ценность похвалы, даже постепенно сводит ее на нет. И тем более сокрушительным окажется удар, когда выпорхнувший из-под материнского крыла птенец вдруг столкнется с реальным миром и осознает, насколько его звездность и гениальность были завышены. «Спасибо» он вам точно за это не скажет.

Не вешать нос

Неудачи нас сопровождают постоянно. Этой мысли ребенка следует научить заранее. Но задача ваша не в том, чтобы взрастить в нем пессимизм.

На самом деле неудачу следует воспринимать правильно и извлекать из нее уроки. Это не трагедия, а всего лишь временная пауза в движении в нужном направлении. Проанализировав ее причины, можно легко избежать провала в будущем.

Неудача не означает, что ты плох и ни на что не способен. Она говорит лишь о том, что есть кто-то лучше и надо стремиться к тому, чтобы его превзойти.

Если задатки лидера отсутствуют

Как воспитать лидера в ребенке, если он к этому совершенно не способен? Прежде всего, не стоит расстраиваться. Людей в мире миллиарды, каждый не может быть ведущим. Но если обратить внимание на ребенка вовремя, есть огромный шанс побороть многие стороны характера, которые в дальнейшем будут мешать ему в жизни.
  1. Если ребенок не стремится к самостоятельности, заставьте его. Выделите ему зону ответственности. Пусть сначала она будет совсем маленькой, но со временем расширится. Так ребенок будет привыкать к определенным обязанностям, за исполнение которых отвечает только он и больше никто.
  2. Откажитесь от гиперопеки. Она не приносит пользу никому. В результате вырастают безвольные люди, не способные действовать самостоятельно даже в мелочах.
  3. Читайте книги о героях-лидерах. Смотрите соответствующие фильмы. Поощряйте любознательность и любые начинания ребенка.
Каждый человек – уникальная личность. Желание родителей вырастить из ребенка лидера не должно идти вразрез с его собственными желаниями и стремлениями.

Воспитывать ребёнка-лидера в наше время становится модным. Взрослые люди, которым уже далеко за тридцать, часто завидуют современным подросткам, ведь их воспитывали совсем в другой манере: в то время «в тренде» были послушные и прилежные дети. Активные, озорные, своенравные дети высмеивались в школьных стенгазетах, над ними смеялись, их осуждали сверстники и учителя. Современный ребёнок в десять лет способен на большее, чем иные взрослые, которые в таком возрасте были паиньками – на радость родителям.

Однако воспитание ребёнка-лидера некоторые родители понимают не совсем корректно. По их мнению, ребёнок должен, что называется, идти по головам – расталкивать сверстников, унижать более слабых и менее способных, силой доказывать своё превосходство. На самом деле такой «лидер» будет производить отталкивающее впечатление. Истинная задача лидера – увлекать за собой, быть авторитетом (не в уголовном, разумеется, смысле!), подавать пример своим поведением. А прежде чем вести за собой коллектив, лидер должен разобраться с самим собой.

Чему нужно научить будущего лидера?

Лидер должен привлекать к себе внимание. А в первую очередь для этого необходимо научиться хорошо говорить. Многие политики, в том числе и отечественные, обретали популярность исключительно умением говорить, убеждать публику. В современном мире, да и не только в современном, важное значение имеет не только то, что человек делает, но и то, как он себя подаёт. В запущенных случаях вообще не важно, кем ты являешься, главное – кем ты кажешься. Но такие случаи приводить в пример ребёнку не нужно.

Хорошо в этой связи рассказать ребёнку про Демосфена. Этот древнегреческий оратор, быстро ставший знаменитым, в ранние годы был очень застенчив, имел слабый голос и заикался. Красиво говорить он не умел и, собственно, мало кому был интересен. Но за годы усиленных тренировок он исправил свои дефекты речи, выработал громкий голос и освоил ораторское искусство, вследствие чего стал настоящим народным вождём.

Эта история учит не только важности речи, но и тому, что следует работать над своей внешностью вообще: следить за одеждой, соблюдать правила гигиены и т. д. Объектом внимания должно быть любое действие .

Настоящий лидер не боится ответственности. Он – первый среди равных, и по нему судят обо всём коллективе (например, о его классе). Однако не должна довлеть над лидером: быть старостой класса, предводителем дружеского коллектива или капитаном школьной футбольной команды очень интересно.

Лидер – это тот, к кому остальные члены группы постоянно обращаются за помощью, от кого они ждут решающего слова, пример с которого берут. Уметь решать вопросы коллектива – важное свойство предводителя, которым никак нельзя пренебрегать: ведь только так можно сохранить лидерство. Что делали с зарвавшимися правителями, тиранами и диктаторами? Их свергали и уничтожали. И наоборот – правители, поддерживавшие свой народ, пользовались взаимной поддержкой, они дольше всех держались у власти, им прощались некоторые погрешности. То же самое происходит, к примеру, в школьном классе: ученики предпочитают идти за тем, кто сможет каждого поддержать или утешить, а нахальному и капризному дадут от ворот поворот. Коллектив всё-таки сильнее одного человека, и тот, кто хочет держать его в своих руках, должен быть чем-то полезен всем.

Лидер необязательно должен успевать по всем предметам. Достаточно отлично владеть некоторыми, а ещё иметь какие-то увлечения, чтобы с их помощью можно было увлекать людей. Главное – своим азартом, увлечённостью и прекрасными результатами даже в какой-то одной деятельности «зажигать» публику.

Почему – деловую, политическую, творческую, научную, спортивную – чаще всего делают троечники? Потому что отличники «распыляются» на все предметы и в результате не в состоянии уяснить ни один из них на уровне «выше стандартного»; кроме того, «ботаники» отрываются от коллектива и его насущных потребностей, они часто необщительны, имеют слишком высокое мнение о себе. А троечники усваивают основные предметы на среднем уровне плюс какие-то – на «исключительном», с их-то помощью они и приковывают внимание к себе.

Лидерские качества не обязательно связаны с постоянными успехами: нужно уметь проигрывать. Не следует порицать ребёнка за неудачи.

Потерпевший неудачу ребёнок может оценить свои действия, разобраться с тем, где он ошибся, и в будущем добиться успеха или помочь кому-то его добиться. Но это лишь в том случае, если не ругать его за ошибки. Ребёнок не должен бояться неудач, ведь они – основа всякого познания: ошибки делают буквально все из нас. Больше того, известно, что люди с «врождёнными способностями» реже добиваются успеха в профессиях, соответствующих этим способностям, чем те, которые никаких «талантов» не имели и всё познавали на практике – методом проб и ошибок.

Поэтому если ребёнок не смог рассказать заданное стихотворение, его нужно ободрить и утешить, следует убедить его, что в следующий раз он сделает это хорошо. Так мы настроим его на и самосовершенствование.

Должен принимать общие правила поведения. Недаром поговорка гласит – чтобы вести людей, надо идти вслед за ними.

Есть и ещё одна: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Внедряясь в коллектив, любой новичок будет вначале подчинённым, даже если он сразу привлёк чьё-то внимание. Уважение к общепринятым правилам – это уважение ко всем членам коллектива, а без этого уважения настоящим лидером стать невозможно. Поддерживая общие правила, можно в коллективе быстро стать «своим», а это тоже важный шаг на пути к лидерству: подозрительному чужаку публика никогда не доверится.

А главное: истинный лидер – человек самостоятельный, привыкший всего добиваться сам.

Свобода действий – то, чего не хватает многим нашим детям. Ведь традиционно считается, что ребёнок – существо несамостоятельное и нуждающееся во всесторонней опеке. Конечно, в самые ранние годы постоянная забота более-менее оправдана, ведь малыш не умеет даже самостоятельно ходить. Однако по мере взросления он испытывает всё большую потребность в самостоятельных действиях. Если же её не удовлетворить, потребность пропадает и сменяется полной зависимостью от окружающих, в первую очередь родителей. «Маменькин сыночек» ни в коем случае не вырастет лидером, ведь по своей природе он привык подчиняться. Из него может получиться лишь ревностный исполнитель родительской воли, но никак не предводитель или авторитет.

Любопытно, что понятие «ребёнок» с течением времени меняло своё значение. В древности и в средние века человек 12 – 13 лет считался вполне взрослым; он имел право вступать в брак, мог править городом или государством, командовать войском и т. д. В те времена люди были гораздо более независимы по своему мышлению, невзирая на господство религиозной идеологии. В наше время международное законодательство официально считает человека до 21 года ребёнком, хотя определённые «взрослые» права доступны с 14 лет: в некоторых странах с этого возраста разрешается вступать в брак, водить автомобиль, приобретать недвижимость и устраиваться на работу, в нашей стране выдаётся паспорт. А если неофициально, то «в быту» ребёнком часто считается человек до 30 лет, а то и выше. Так, в организациях пожилой начальник игнорирует мнение «молодого» 30-летнего сотрудника, поскольку тот ещё «не дорос». Популярным стал и «вечный ребёнок» как тип личности, который вплоть до старческого возраста развлекается, играет и имеет романтически-наивный характер. Расхожими стали афоризмы вроде: «Первые сорок лет детства – самые трудные для мальчика».

Корни всего этого кроются как раз в воспитании. Дети, не приученные к самостоятельности, попросту боятся совершать независимые поступки, а если и совершают, то делают это неловко, неудачно и быстро разочаровываются во «взрослой» жизни. Понятное дело, что во взрослой жизни такие люди очень редко бывают руководителями, предводителями и даже «заводилами» в дружеской компании.

Как приучить ребёнка к самостоятельности?

Во-первых, как можно больше времени он должен проводить вне дома, вдали от родителей. Детский сад, песочница, друзья во дворе – во всех этих ситуациях ребёнок сталкивается с незнакомым социумом и окружением, в которых ему приходится учиться ориентироваться. Успех в такой обстановке зависит лишь от его собственных действий, поэтому в ней лидерские качества формируются лучше всего. Время от времени необходимо менять окружение – переводить ребёнка в другой садик, водить в другой парк или другую песочницу; к одной и той же обстановке он быстро привыкает, и умение действовать самостоятельно снижается.

С течением времени садик, и песочница сменяются школой, а также детскими спортивными секциями, творческими кружками и клубами. Следует посоветоваться с ребёнком и подтолкнуть его к тому, чтобы он определил, чего он больше хочет и – главное – как это можно реализовать самому. Интересы и увлечения он может избрать для себя только сам, ни в коем случае не с помощью мамы, бабушки или старшего брата; и только сам он может выбрать кружок или секцию.

Лидерство и экономика

С воспитанием детей-лидеров связаны и такие «глобальные» явления, как успехи страны в экономике. Если жители страны с юных лет приучены к лидерству и самостоятельности, то в будущем можно ожидать появление поколения ответственных организаторов, предпринимателей, руководителей.

Почему образцовыми в экономическом и политическом плане считаются страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии?

  • Всё просто: традиционно для Европы характерно воспитание детей-лидеров, которые в будущем «не посрамят честь семьи». Нередко при наступлении 21-летнего возраста родители выдворяют детей из дома: им самим приходится снимать квартиру, искать работу, устраивать свой быт, находить девушку и т. д. К такому событию детей стараются готовить заранее, и рано научившийся проявлять самостоятельность ребёнок не пропадёт в будущем. Конечно, не везде и не всегда на западе этот принцип соблюдается, но общая традиция именно такова.
  • Для азиатских обществ такая строгость нехарактерна, там ребёнка стараются опекать всеми возможными способами. Однако экономическая система этих стран такова, что ребёнок в семье – это, прежде всего работник, залог будущего достатка семейства. Больше детей – больше рабочих рук. Поэтому, проявляя сильную заботу о детях, в Китае, Корее и других странах стараются вместе с тем привить им любовь к самостоятельности. Ведь мальчик в семье – это потенциальный отец семейства, а значит – глава и лидер. Разветвлённая сеть социальных связей, характерная для азиатского общества, существенно расширяет понятие «семьи»: здесь и многочисленные близкие и дальние родственники, знакомые, коллеги по работе и учёбе, начальство и подчинённые, правительство, духовные наставники… И необходимо стремиться стать во главе всей этой публики – так будет лучше для неё. «Восточная» модель лидерства во многом столь же эффективна, как и «западная».
  • А вот страны Латинской Америки были и остаются аутсайдерами. Не последнюю роль в этом играет давняя национальная традиция: дети до 30 лет часто живут вместе с родителями, чтобы пережить экономические трудности, кризис, безработицу; такое поведение неизменно приветствуется обществом. То же самое наличествует и в таких странах, как Греция и Испания – самых небогатых и «отсталых» странах Европы. Там сформировалось такое явление, как NEET, или «поколение ни-ни»: это молодые люди до 30 лет (а то и выше), которые живут с родителями, не работают, не учатся и не заводят семью. В этих странах аналитики говорят, что «поколение ни-ни» пагубно сказывается на экономическом развитии: выросшие в таких условиях люди неспособны к каким-либо серьёзным самостоятельным действиям, не имеют рабочей или научной квалификации, не имеют лидерских качеств для занятия ответственных должностей. В традициях средиземноморских и латиноамериканских стран – чрезмерно опекать детей и не давать им возможности действовать самостоятельно. В последнее время эта традиция перекочевала и в Западную Европу, что также негативно повлияло на развитие этого региона. Аналогичное явление – «хикикомори» — имеет место и в Японии. Постоянные бедствия, испытываемые Грецией или Испанией, характерны и для нашей страны. Лидерство и самостоятельность в СССР и нынешней России порицаются и высмеиваются при воспитании детей, а в дальнейшем этот принцип переносится и во взрослую жизнь. «Инициатива наказуема» — это выражение на долгие годы стало универсальной формулой жизни в нашей стране. Так формируется привычка подчиняться и угождать, и лидерство над «стадом» неизменно берут всевозможные мошенники, уголовники и иностранные агенты, которые стоят выше закона и традиций и поэтому «знают правду».

Поэтому воспитание детей-лидеров принесёт пользу не только для самих детей, но и для страны в целом.