Сценарий праздника «Рождественские Святки. Учебно-методический материал (4 класс) на тему: Сценарий праздника "Рождественские Святки"

ЦЕЛИ мероприятия:
1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.
2.Знакомство с русским фольклором, создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям(колядки, гадания, загадки, песни, игры).
3. Развитие фантазии и интеллекта у детей

ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Рождество, Крещение.
2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4.Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Музыкальное сопровождение (мелодии «Кострома», «Барыня», «Цыганочка»)
2. Мультимедийная презентация (Праздник «Святки»)
3. Костюмы животных
4. Атрибуты для игр, гаданий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: постановка сценки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова Вадима Шафрана:

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1(слайд). . А задумывались ли вы когда-нибудь почему праздник "Новый год" так называется? И что значит слово "год"? Год – это время, в течение которого земля делает полный оборот вокруг солнца. Каждый год не похож на все остальные, но в любом году по православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января (слайд)
КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января. (слайд)

Как готовятся к Рождеству верующие люди?

40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. Разрешалось есть рыбу, кроме среды и пятницы. Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. Не говорить плохого о людях, никого не обижать, ни на кого не обижаться. Канун Рождества назывался Сочельник.
СОЧЕЛЬНИК (канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду постная каша с фруктами, овощами или ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).

В этот день не ели до появления на небе первой звезды. «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления.(слайд) Сначала совершалась молитва, затем проходила трапеза: спокойно, почтительно. 7 января, все шли на службу в храм, только потом веселились, праздновали, колядовали.
Особое внимание отводили украшению рождественской елочки? На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.(слайд)

Колядки, хождение со звездой, ряженье – здесь мирно уживались язычество и христианство.

(слайд) Святками назвали зимние народные праздники в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита. В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. (слайд) Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий. Колядки, Святки, (игры, песни, посиделки, гадания) - проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения. Самым веселым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в Рождественский сочельник, т. е, в ночь с 24 на 25 декабря, а по новому стилю с 6 января на 7 января.

Помните ли вы традиции коляды? Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. (слайд) Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза

СЦЕНКА (Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный: что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):

“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”

(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):

Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!
Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(слайд) Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится), а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, давали с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Для негостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся, потому что знали – это колядки – шутки.

Все принимали участие в этих обрядах. Дети кидали зерна по полу, зерна летели в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за добрые пожелания.

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца) (слайд), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Ходили по дворам до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?

Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, а приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.(слайд). Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть. Затем идут игры, хороводы. На вечерках всегда была ведущая. Чаще всего ей была самая находчивая, веселая девушка. Она принимала гостей, распоряжалась, когда чем заниматься: сказки сказывать, песни петь, кадрили водить, гадать-ворожить, просто играть. Когда все гости в сборе, хозяйка предлагала начать игру. Времена изменились, но почему бы и нам не устроить посиделки – с играми, гаданиями?

Игры проводятся с ребятами из зала

Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).

Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»(6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!

Для игры "Повяжу я Любушке платочек" я прошу Вас встать в 2 колонны. По-моему сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек, возвращается и встает в конце колонны. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.

На посиделках любили загадывать загадки (слайд), загадки веселые с подвохом,:

Какая еда без другой еды не еда? (Соль)

Как можно понести воду в решете? (Замороженную)

Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)

Какой плод до зимы живет? (Рябина)

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки) Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (Колокол.
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/

Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./

(слайд)В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.

С 13 по 19 января гадают.(слайд) При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка? Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год. Гаданий было превеликое множество. Традиция гадать пришла из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы. Но на Святках риск значительно меньше – "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…"

(слайд) Во время святок различают "святые вечера"(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.
Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет.
Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане.
Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.
Было очень интересно, но немного жутковато.
Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане. (слайд). Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Надо закрыться изнутри в бане, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По обеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, обязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким образом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь необходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и неба и попросить их показать будущего суженого. Надо очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, обязательно прочитать молитву и поблагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.

Есть и правила, которые необходимо соблюдать: Гадают обычно вечером, когда стемнеет. шумное застолье нежелательны, потому что требуется сосредоточенность, внимание. На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. .

Гадание с ребятами

У меня в коробке шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого что ожидает в новом году.

(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам.

Каждый загадайте себе желание. Затем натяните над полом веревку с колокольчиком. Подходите к веревке. Девчата вам завяжут платком глаза. И если вы проползете под веревкой с колокольчиком, не заденете ее, и колокольчик не зазвенит, то ваше заветное желание исполнится.

Каждый гость праздничных посиделок может выйти и попробовать испытать свою судьбу. Берете 7 стаканов, ставите на поднос и заполняете разными составляющими:
первый – вода – жизнь в грядущем году будет пуста и скоротечна;
второй – сахар – жизнь будет сладка
третий – соль – предсказывает слезы или поездку на море (кому как нравится);
четвертый – деньги – ну тут думаю все ясно;
пятый – ключи – к приобретению всего, что имеет замок (квартира, машина, гараж, шестой – кольцо – жди свадьбы.
Накройте стаканы чем нибудь, чтоб их не было видно и вперед – выбирайте и давайте выбирать другим.

Гадание с книгой. Семь раз не глядя открываем любую книгу и острым предметом (например, ручкой) наугад попадаем в слова. Эти слова записываем на бумагу, а затем из них составляем пророческий текст. Тест можно проходить только один раз! До начала прохождения теста надо загадать желание. И главное – ни в коем случае нельзя смотреть ответы, нужно отвечать первое, что придет в голову!!!

Вопросы:

Расположи этих животных в зависимости от твоего отношения к ним (начни с того, что больше нравится): Корова, Тигр, Овца, Лошадь, Свинья.
Напиши по одному определению (прилагательному) к каждому из этих слов: Собака, Кошка, Крыса, Чай, Море.
Подумай о ком-то, кто тебя знает и кто важен для тебя. Соотнеси их с определенным цветом (по одному человеку на один цвет): Желтый, Оранжевый, Красный, Белый, Зеленый.
Представь, что ты видишь со стороны себя, когда гуляешь, учишься, отдыхаешь. Каковы твои ощущения и первая мысль?
Представь, что ты сидишь в одиночестве в пустой белой комнате. Опиши свои ощущения.
Ты идешь по пустыне и натыкаешься на огромную стену. Твои действия.
Представь, что ты на Земле в полном одиночестве. Что ты будешь делать?
Напиши свое любимое число и день недели.

Корова – карьера; Тигр – честь/достоинство; Овца – любовь; Лошадь – семья; Свинья – деньги.
Собака-описание самого себя; Кошка-партнер; Крыса-враг; Чай-интерес к школе; Море – твоя жизнь.
Желтый – тот, кого ты никогда не забудешь; Оранжевый – тот, кого ты считаешь лучшим другом; Красный – тот, кого ты действительно любишь; Белый – твой близнец по духу; Зеленый – тот, кого ты будешь помнить до конца жизни.
Так ты воспринимаешь свою жизнь.
Это твое отношение к смерти.
А так ты относишься к трудностям и препятствиям.
В этом твоя истинная цель в жизни.
Сделай приятное стольким людям, какого твое любимое число и желание исполниться в назначенный день!!!

Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан,(слайд) поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей.. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались (слайд), чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное. День был хорош и для крещения младенцев, и для заключения свадебного договора “рукобитья”.

У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.

Рождественские Святки: сценарий проведения праздника.

О себе: В школе работаю счастливых 22 года, из них 15 лет по развивающей системе Занкова Л.В. Кто-то из мудрых людей сказал: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди». Вот и я, открывая мир детям, не перестаю развиваться вместе с ними. За эти годы я научилась фотографировать, создавать презентации, немного работаю в «Фотошопе», но знаю, что я еще многое должна узнать! Я очень люблю своих учеников и свою работу!

Пояснительная записка

Одна из воспитательных задач школы — помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духов¬но-нравственного общения между людьми. В начальной школе для нормального развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников. Работа эта многопланова.
Ежегодно мы на своем методическом объединении учителей начальных классов выбираем наиболее интересные направления воспитательной работы. Для параллели 2-х классов одним из запоминающихся мероприятий является Разножанровый фестиваль «Русские народные традиции», который мы проводим в феврале. Подготовкой начинаем заниматься сразу после новогодних каникул. Каждый 2 класс выбирает свою тему, сочиняет свой сценарий, готовит декорации, костюмы и т.д.
Нам выпало представлять традиционные зимние праздники, из которых мы выбрали самое загадочное время – Святки.
Класс разбился на группы по интересам, начали собирать материал по праздникам, картинки, записывать гадания. Когда материала стало достаточно, сели сочинять сценарий, почти одновременно выявилась группа артистов. Во время обсуждений детям приходилось работать с разнообразной информацией, выделять главное, правильно оформлять свои мысли, отвечать на вопросы одноклассников, участвовать в диалогах, дискуссиях. А во время репетиций понимали, что где-то текст надо переделать, где-то встать по-другому и т.д. С костюмами помогли родители. И вот, что у нас вышло.

Сценарий праздника.

Артисты: 2 ведущих (Ксения, Юлия) , хозяин, хозяйка, дочери, колядовщики, чёртик, «держатели проруби», гости
1-й ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

2-й ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

1-й ведущий: Пожилые и молодые!
Зима – и не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

2-й ведущий: Святочный период включает в себя Рождество, Старый Новый год — Васильев день, Страшные вечера, Крещение.

К. Что такое святки?
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели-
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья!

Ю. По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас! (уходят)

1-й ведущий: Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.

2-й ведущий: Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

1-й ведущий: Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.
(колядовщики ходят по кругу) Заходят в дом.

Все: На пороге мы стоим.
«Здравствуйте» не говорим.
Скажем по-другому:
«Мир вашему дому!»
Вифлеемская звезда
Нас направила сюда.
Мы пришли колядовать,
Христа Бога прославлять,
Вас, хозяев, величать!

Миша
Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку!
На окне стоит, на меня глядит,
Подайте блина, будет печь гладка!
Коляда, коляда, подавай пирога!
Блин да лепешку в заднее окошко!

Милана
Коляда, коляда
Пришла коляда
Накануне Рождества
С маслицем, с молочком
У хозяина полон двор живота
А сусеки полны жита
На полице-то пирог лежит
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.

Илья
А дай Бог тому,
Кто в этом дому
Чтобы рожь густа
Чтобы из колоса – осьминина
Из полузерна – пирог большой

Миша
Дай вам, господи
Скота, живота
Корову с теленочком
Овцу с поросеночком
Лошадь с жеребеночком
Свинью с ягненочком

Вика
Хозяину с хозяйкой
Солнце и месяц
Детушкам их милым
Частым звездочкам
Многие лета
Многие лета

Женя
Коляда, коляда
Выходи со двора
Солнце встречать
Счастья желать
Чтобы был в доме хлеб
Чтоб пустым не был хлев

Милана
Хозяину, хозяюшке
Детушкам их милым
Многие лета
Многие лета

Ответ хозяев: С новым годом, со всем родом!
Хозяева привечают гостей.

2-й ведущий: Старый новый год — Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем.
(хозяйка с дочками показывают действия к словам ведущих)
В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.

1-й ведущий: Варили кашу- фасоль, разные крупы и ягоды -главное угощение, а сладости – прянички с изображением животных (козочек)

2-й ведущий: ГАДАНИЕ.
На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.

Сценка (участвуют колядовщики и дочки) Во время гадания постоянно мимо пробегает чёртик.
1. На Руси девушки выпускали курочку. Кто из девушек первая поймает – в этом году выйдет замуж.
2. Другое гадание: брали стакан с водой, опускали туда золотое кольцо, и смотрели. Что представили – то и случится.
Гости по очереди достают из торбочки предметы гадания:
Лента — длинная дорога
Щепка — к крепкому здоровью
Зеркальце — к красоте
Пуговица — счастье в семье
Конфета — к сладкой жизни
Бублик — к богатству
Перо — продвижение по службе.
Собака – к другу
Выбегают по очереди (за кулисы). Там выстраиваются, при словах «эта вода …» по-очереди выходят, трижды приседают (зрители видят «прорубь» из ткани) и выстраиваются на финальную часть за ведущими

1-й ведущий: Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение - такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.

2-й ведущий: Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

1-й ведущий: Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все тот час произойдет, все тот час сбывается.
— У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым.

2-й ведущий: Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви к друг другу. Наш праздник окончен, спасибо за внимание!

Дети 2-ух подготовительных групп входят в зал под музыку, встают в два круга.

Вед.1- Все на святки, все на святки, проходите-ка, ребятки,

Будем кругом ходить, коляду заводить.

Вед.2 — Так что же такое святки?

Вед.1 — Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Вед. 2 — Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.

Дети идут по кругу, поют:

— Пришла коляда, отворяй ворота.

Снежки сеем посеваем, с Рождеством всех поздравляем.

Коляда, коляда, молодица моя.

Дети садятся.

Вед.1 – Мы ходили, мы искали коляду по всем дворам,

А нашли коляду во Ивановом дому.

Выбегают дети – колядовщики (5-6 человек), встают перед домиком, стучат.

Все дети-колядовщики поют колядку

Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте

Хозяйка выглядывает из домика.

Хозяйка – Расходитесь по домам, ничего я вам не дам.

1реб. – У Ивана – то жена очень жадная была.

2реб. – У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

3 реб. – Да и муж не дюж – лентяй, неуклюж.

Из дома выходит хозяин Иван с ведерком, в нем угощения.

Иван – Что вы, что вы, оставайтесь! Чем хотите, угощайтесь.

Выходит Хозяйка с ведерком, в нем лапти.

Иван – Что придумала жена, ишь, какая егоза!…

Иван – Молодцы, какую хорошую коляду спели.

Вот вам угощенье, сыр, да печенье.

Хозяйка – Вот вам на потешки сладости, орешки.

Вед. – Ай да угощенье у вас знатное, для нас приятное.

Вед. забирает ведра, замечает в одном ведре лапти.

Вед. – Ой, а это что?

Хозяйка – Дом вести – не лапти плести!

А ну, честной народ, приглашаю в хоровод.

Хоровод-игра «Лапти»

Иван — А теперь игра — не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
Прыжки на месте на двух ногах под р.н мелодию

Хозяйка — (достает палочки для игры) :
На концах бечевок палки
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Предлагяю вам поиграть в игру «Моталки»

Игра «Моталки»

Иван — А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!

Игра с шариками «Богатыри»
двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота
Хозяйка — Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?

Игра «Прыжки в мешках»

Хозяйка — А теперь предлагаю погадать, да судьбу свою узнать?

Дети встают в большой круг.Хозяйка берет горшочек, идет по кругу, поет.

Горшочек с вершочек скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое пусть останется!

Тот, возле кого останавливается Хозяйка, тот достает предмет из горшочка
1. Кусочек хлеба — житье в достатке.
2. Монетка-к достатку, жить будешь богато.
3. Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
4. Коробок спичек — спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
5. Катушка ниток — Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Под музыку выбегает Баба –Яга на метле.

В это время Хозяйка незаметно кладет в горшочек маленький прутик
Баба-Яга — Хозяйка, Хозяйкак, и мне погадай. Я тоже счастья хочу!
Б. Я. достает из горшочка веточку

Б.Я. — Что это? Растолкуйте!
Хозяйка – Видно прутик — к новой метелке.!
Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек

Б.Я. — А колечка там нет?
Хозяйка –Баба Яга да, кто же тебя замуж то возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга — Ах так! Ах вот ты так….

Бегает вокруг Хозяйки, разгоняя ее помелом .

Б.Я. — Сейчас я буду хозяйкой. А вы попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!

Поиграйте с моей волшебной метелкой.

Игра «Ведьмина метёлка»
Дети встают в круг и передают друг другуметелку, пока играет музыка. У кого после окончания музыки метелка осталась в руках, тот пляшет.

Б. Я. – Молодцы, справились с моим заданием.
А теперь буду я вас развлекать, буду с вами играть.

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»
Дети стоят в кругу, баба Яга в центре.
Дети — Здравствуй, бабушка Яга! Разводят руки в стороны
Б.Я. — Здравствуйте, ребятки!
Дети — Костяная ты нога! топают ногой
Б.Я. — Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас!
Дети — А мы не боимся! машут руками перед лицом
Б.Я. — Заколдую я вас!
Дети — А мы разбежимся!
Дети бегают по залу, Баба Яга крутится (колдует), с окончанием музыки дети замирают в разных позах. Баба Яга ходит между детьми -ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д.

Б.Я. – Ну все, ребятки, наигралась, набаловалась, пора мне в лес возвращаться.

До свидания!

Баба Яга уходит.

Хозяйка – Ну, а теперь ты, Иванушка, порадуй нас, поспеши, да весело попляши.

Пляска Ивана и Хозяйки.

Иван – А теперь, честной народ, с нами вместе в пляс пойдет!

Общая пляска. (садятся.)

Вед. – Коляда, коляда накануне Рождества.

Хозяюшка добренька, пирожка дай сдобненька.

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Хозяйка выносит из домика ватрушки.

Хозяйка – Всех гостей со Святками поздравляем,

Вкусными ватрушками угощаем.

Отдают угощение.

Иван – Ах спасибо вам, ребятки, что пришли в наш дом на святки.

Мы с Хозяйкою вдвоем здесь поклон вам отдаем.

Иван и Хозяйка кланяются.

Иван и Хозяйка – Пошла коляда да с хозяйского двора.

Коляда, коляда молодица моя…

Взявшись под руку, Иван и Хозяйка уходят.

Дети возвращаются в группу, угощаются ватрушками.

Название: Сценарий праздника для подготовительных групп в детском саду «Рождественские святки»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Детский САД № 28»
Месторасположение: Нижегородская обл. г.Дзержинск

Новогодние святки - Сценарий для детей старшей и подготовительной групп. В зале детей встречает ведущая (взрослый) и двое детей, одетых в русские народные костюмы. Дети входят в зал под любой народный напев или инструментальный наигрыш, рассаживаются: по одной стороне от ведущей

Девочки, по другой

Мальчики.

Ведущая.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них

Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок.

А что такое святки?

2-й ребенок.

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

1-й ребенок.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

2-й ребенок.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Ведущая.

Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Занавес открывается. На сцене, слева, стоит стол, вокруг

Стулья, на столе

Скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка, поодаль

Бабушка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене

Маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т. д.

Хозяйка.

Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.

Хозяйка.

А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!

Бабушка.

Да разве сейчас колядовать могут? Так, название одно осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Весело-то как было!

Хозяйка.

Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?

А приготовила ли ты, Наталья, чем ряженых-то угощать?

Хозяйка.

Да приготовить-то приготовила, да вот придут ли? Ой, кажется, Глаша проснулась.

(Достает из кроватки ребенка).

Потягушечки,

Подрастушечки!

Поперек толстушечки!

Хватушечки,

Бегушечки.

Бабушка.

Дайте-ка и бабушке понянчить. (Берет "ребенка", качает из стороны в сторону).

Тпрушки-потпрушки,

Поехали старушки.

Черт их понес,

Не помазал колес.

Колеса убежали,

Старухи те пропали.

Теперь моя очередь с дочкой позабавиться. (Берет "ребенка", подбрасывает на коленях, а затем делает вид, что роняет).

Хорошая дорога,

Хорошая дорога.

Вот стала что-то хуже

Шаляет, валяет (2 раза).

На мостике, под мостиком (2 раза)

Издалека слышна песня.

Мы ходили-походили

По проулочкам.

Эй, Овсень! Эй, Овсень!

Мы искали, искали Сергевнин двор.

Эй, Овсень! Эй, Овсень!

Мы нашли ее двор среди Москвы,

Среди Москвы

Ворота Красны.

Эй, Овсень! Эй, Овсень!

На второй фразе раздается стук в дверь. Хозяйка берет "ребенка", кладет в кровать. Хозяин тем временем открывает дверь. С продолжающимся пением входят ряженые (взрослые), к ним присоединяется группа детей.

Ряженые.

Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

Куда конь хвостом

Там жито кустом,

Куда коза рогом

Там жито стогом.

Все вместе.

Здравствуйте, хозяева добрые!

С Новым годом!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем!

(Кланяются).

Все колядующие исполняют песню "Сеем, веем" несколько раз. Под ее исполнение один из ряженых "сеет" зерно (имитирует рукой движение сеятеля), разбрасывает его во все углы дома.

Ряженые.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

1-й ряженый.

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

2-й ряженый.

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

3-й ряженый.

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь.

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.

(Топает ногами).

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь.

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь.

Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Бабушка.

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.

Ведущая.

У нас здесь две команды

Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный

Проводится игра "Ведьмина метелка". Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору

Коняшка. (Сани).

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке).

Идет Егорка

Бела шубенка. (Снег).

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце. (Снег).

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз).

Текло, текло и легло под стекло. (Лед).

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед).

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга).

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает

Ковром устилает. (Снег).

С детьми проводится еще несколько игр.

"Чудеса в решете"

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

"Догадайся

Ответь"

Выбирается из команды игрок. Дети другой команды делятся на две или три группы. Каждая, посовещавшись, задумывает слово. По знаку ведущего все одновременно громко начинают скандировать загаданное слово. Так же по знаку прекращают. Выбранный ранее игрок другой команды должен назвать те слова, которые ему удалось разобрать. Если задание выполнено, команда получает поощрительный знак.

"Дедкины потешки"

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

а) "Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь" (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

Вязку сушек

Сушил Сашка на суше.

У Сережи в сапожки

Попали сережки.

Галка-копалка,

Куда-то подевал-ка.

Подберезовик у березы

Зараспереподберезывался.

У дороги крутороги

Повалили сена стоги.

б) "Я начну пословицу, а вы закончите". Хором дружно отвечайте:

Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

Делу время…

Потехе час.

Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.

Рукам работа…

Душе праздник.

Труд человека кормит… а лень портит.

Терпенье и труд… все перетрут.

Друга ищи, а найдешь…

Береги.

Других не суди … на себя погляди.

Играть играй, да дело… знай.

Красота приглядится, а ум… пригодится.

Кто много говорит, тот мало… делает.

Делу венец.

в) Кто больше частушек знает.

Игра "Баба Яга"

Дети встают в круг. В центре

Водящий:

Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей

- "заколдовать": как коснется ребенка

Он застывает в любой позе.

Баба ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит :

У меня живот болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку

Испугала зайку.

Ведущая.

Состязания заканчиваются. (Ведущая подводит итоги). У нас остались фанты за неправильные ответы. Ну-ка, выходите, у кого фанты в руке? Придется вам фанты отрабатывать.

Ведущая предлагает "фантам": проскакать на одной ножке, прокукарекать, дернуть соседа за нос, поздравить с Новым годом, проскакать зайцем и другое. Но все это делается одновременно по команде ведущего.

Ведущая.

Колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе Коляду нашли.

Коляда-моляда

Всех ребят созвала,

Всех ребят созвала,

Всем гостинцы раздала.

Хозяин с Хозяйкой и Бабушкой выносят угощения и приглашают детей к чаю в группу.

Ведущая.

Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!

Хозяева.

И вам спасибо, что не обошли наш дом.

Все дети и взрослые.

С Новым годом!

С Новым здоровьем!

С Новым счастьем!

Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.

Пояснение.

Перед праздником с детьми следует побеседовать об особенностях проведения дня Василия Великого на Руси. По старому стилю Васильев день приходился на 1 января (14 января по новому стилю), поэтому и Деда Мороза нередко величали Васильевичем. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков, считали в народе. Новогодним вечером отмечали покровителя свиней святого Василия, варили и разбирали по косточкам свиную голову. Хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой снеди: ряженые придут

Их за стол посадить нужно, досыта накормить, напоить и с собой завернуть, что пожелают. Гостей на празднике обсыпали зерном (щедрованье), желали при этом: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому на весь крещеный мир".

Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу. В некоторых деревнях, например, перед полночью собирались в избе стар и млад. Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой

Обычно подросток или мальчик _ надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками. "Старик"

Уходящий год

Садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка

Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. "Старый год" при общих криках, насмешках выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра:

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Многи лета жили!

Дети, приплясывая, выкрикивали:

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол и пели, выкрикивая:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколько на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!

Существовали и другие, сходные приговоры:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

Копнами,

На столе

Пирогами.

С Новым годом, с новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

Поскольку Василий

Покровитель свиней, свинятник, как говорили в народе, можно предложить детям загадки, пословицы про свинью.

Ничего не болит, а все стонет.

По земле ходит, неба не видит.

Хвост крючком, нос пятачком.

Была бы свинка, будет и щетинка.

Гусь свинье не товарищ.

Свинья грязи найдет.

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

В Новый год, как и на Рождество, девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этом году или не выйдут совсем. Часто пели "подблюдные" песни. В блюдо складывали кольца, брошки, другие украшения, закрывали его и под пение вынимали по одному предмету. Хозяйка предмета из песни узнавала о своем будущем.

Мышь пищит, каравай тащит,

Да еще попищит, да другой притащит.

Да кому мы спели, тому добро,

Кому вынется, тому сбудется.

Лежит кошечка в печурочке,

Ой, люли!

Обложилася котенятками.

А чей перстенек, того и песенка.

Кому вынется, тому и справдится.

Идут сваты богатые.

Один сват в лаптях,

А другой в сапогах.

Кому поем, тому с добром,

Кому сбудется, не минуется.

Сей, мать, мучицу,

Пеки пироги.

К тебе будут гости,

Ко мне женихи.

Кому мы спели, тому и добро,

Скоро сбудется, не минуется.

Идет котик да по лавочке,

Ведет кошечку да за лапочку.

Ой, кому поем, ой, тому добро.

Гадали девушки и с петушком. На полу раскладывали различные предметы: хлеб

К жизни сытой и богатой; соль

Муж будет вредный и сердитый; зеркало

Муж-щеголь; уголь

К долгому девичеству; вода в блюдце

Муж будет выпивать; монетки

К богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится

Такова и судьба.

Можно было узнать свое будущее, бросив башмак или валенок за ворота избы,

В какую сторону носок

Оттуда и жених придет. А имя суженого

Имя первого попавшегося на улице мужика.

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • Цель праздника для педагога:

    1. Развитие художественно-творческих способностей ребенка.

    2. Формирование представления о культуре народного творчества и народных промыслах.

    Цель проведения праздника для школьников:

    1. Знакомство с традиционными обычаями и обрядами святочного периода.

    2. Закрепление знаний об играх, хороводах, плясках святочного периода.

    3. Обучение основам работы с тестом и изготовление рождественных фигурок из теста (козуль).

    4. Освоение традиционного пения.

    Место проведения: большой свободный класс.

    В мероприятии принимают участие педагог, двое ведущих, учащиеся (дети). Вступительное слово представляет педагогу.

    Ход мероприятия

    Рассказ педагога об истории промысла изготовления рождественских пряников, тесно связанного с празднованием святок на Руси.

    С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:

    Сею-вею, посеваю,

    С Новым годом поздравляю,

    Со скотом, с животом,

    С малыми детушками!

    С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году.

    Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».

    Девушки в период святок, особенно в последние вечера перед Крещением, загадывали на женихов, на свадьбу, пели подблюдные песни:

    Кому поем - тому с добром,

    Кому сбудется - не минуется.

    Традиционной, неотъемлемой частью святочного периода была обрядовая кухня, изготовление рождественских пряников, козуль, коровушек.

    В Архангельской области было принято печь пряники, которые называли «козули». Самые древние холмогорские и мезенские козули - из черного теста, иногда расцвеченные белым.

    Холмогорские по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигурка оленя, на голове куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, сделанные из белого теста. Размер такого оленя мог быть от 5-6 вершков (вершок - 4,4 см). Поменьше размером козули делают без яблок на рогах, а только с птичками. Пекут козули и меньше - в один вершок, и они похожи на фигурки коров, коней (иногда с всадником), почти как фигурки из каменного века.

    Мезенские козули плоские. Раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают в соответствии с замыслом.

    Архангельские козули пекут из пряничного теста, режут железными формами (силуэтами) и украшают цветной глазурью. Металличесие формы хранились долго в семьях, передавались из рода в род. Этим пряникам примерно 200 лет. Размер этих козуль был от 1,5 до 10-12 вершков, а стоимость - от одной копейки до рубля, иногда и до 10 рублей.

    Перед Рождеством козули заполняли рынок. Огромное количество их рассылалось по России и за границу.

    Наиболее древние формы пряников - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, олень с санями. Более поздние - амазонки, извозчик, собака с дудкой, кошка, пароход, паровоз, велосипедист.

    Исследователи народного искусства находят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними были образы коня, птицы, а также оленя. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождения солнца, которое от зимы поворачивает к лету.

    Сейчас это ремесло существует как домашнее творчество: выпекают пряники по обычаю в канун рождества как подарок и лакомство для близких.

    Сегодня вы узнаете только часть святочного действа - обряд колядования, обряд дворов с «засеванием». Мы изготовим рождественские козули из теста, заведем святочные хороводы, пляски и игры. Итак, начинаем наш праздник.

    (Дети, одетые в русские народные костюмы, рассаживаются, готовятся.)

    Ведущие: Поздравляем с наступившим Рождеством!

    (Исполняют святочную поздравительную песню.)

    Как на речке, на Иордане,

    Щедрый вечер, добрый вечер,

    Добрым людям, на свят вечер,

    На здоровье.

    Мать Мария ризу мыла,

    Щедрый вечер, добрый вечер,

    Добрым людям, на свят вечер,

    На здоровье.

    Помывши, ризу повесила

    На калину, на малину.

    Да слетели два ангела,

    Взяли они ризу на крылышки,

    Понесли они ризу в поднебесье,

    Все небеса растворилися,

    Все святые суклонилися.

    Педагог: Когда отмечаются зимние святки на Руси?

    Педагог : Что такое Рождество?

    Дети: Это большой праздник, посвящен он рождению Иисуса Христа.

    Педагог : Какие события происходят в святочные недели?

    Дети: Ходят по дворам колядовщики с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками).

    Педагог: Что еще значительного бывает в это время?

    Дети : В Новый год по старому календарю (с 13 на 14 января) «засевают» хозяев зерном для того, чтобы был урожай в новом году.

    Педагог : Кто такие «христославы»?

    Дети : Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевают Рождественский тропарь и славят Рождество.

    Педагог: Что такое вертеп?

    Дети: Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.

    Педагог : Кто такие ряженые?

    Дети: Это люди в масках, переодетые в зверей. Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза.

    Педагог : Какие большие праздники бывают на святки?

    Дети: Рождество, Новый год, Крещение.

    Педагог : Что бывает на Святое Крещение?

    Дети : В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.

    Педагог: Какая обрядовая еда существует на святки?

    Дети: Рождественские пряники.

    (Первый ведущий выставляет фигурки - пособия на стол.)

    Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста, и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.

    Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.

    Педагог: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня - длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки - пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется собенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.

    Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладем его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.

    (Пока изделия детей выпекаются в духовке, педагог настраивает ребят на обряд колядования.)

    Педагог: Берем с собой корзины, мешки, надеваем маски и отправляемся с пением поздравительных песен-коляд.

    Дети:

    Коляда, коляда!

    Пришла коляда

    Накануне Рождества,

    Коляда, коляда.

    Мы ходили, мы искали

    Коляду святую.

    Мы нашли коляду

    У Ивана на дворе.

    Иванов двор - железный тын.

    У Ивана на дворе три терема стоят.

    Что в одном терему - красно солнышко,

    Во втором терему - что ясен месяц,

    Что во третьем терему - часты звездочки,

    Часты звездочки - малы деточки.

    Кто хлеба дал - у того рожь густа,

    И умолотиста и уколотиста.

    Давай вам Бог двенадцать коров,

    Тринадцать бычков.

    Они на поива идут - они помыкивают.

    Они с поива идут - они поигрывают.

    Еще в поле - то приростки,

    На гумне - то примолотки,

    На столе спорынья,

    Рождеству - ворота.

    Коляда, коляда!

    (За песню ребят одаривают сладостями, подарками. Все наколядованное они складывают в корзины и мешки для общего обрядового стола. Ребята достают из карманов, мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривают.)

    Дети:

    Сею-вею, посеваю,

    С Новым годом поздравляю!

    Со добром, с животом,

    Со богачеством!

    (Обойдя таким образом все классы и кабинеты, дети возвращаются в свой класс, и здесь за накрытыми скатертями столами, за самоваром состоится пир - очень важная часть обрядового святочного действия.)

    Ведущий 1 : Чем обильнее угощение на столе - тем богаче в новом году будет урожай хлеба - ржи, пшеницы, здоровее будет скот, будет приплод у коров, коз, будет счастье в новом году.

    Ведущий 2 : Пряники-козульки в духовке испеклись, лежат на столе и душисто пахнут. Надо нам всем вместе сесть и съесть эти пряники. Раньше хозяйка обязательно одну-две испеченные фигурки оставляет в красном углу под иконами, где они лежали до первого выгона скота в поле. Высохший пряник размачивали в воде и скармливали скотине. Остальные пряники раздаривались родне, гостям.

    После угощения ребята переходят в зал для следующего святочного действа - праздника, в который входят игры, хороводы, пляски святочного цикла. Вот некоторые из них.

    1. Хороводная Вологодской области.

    Как у наших, у наших, у наших у ворот,

    Ой, ляли, у ворот, ой, ляли, у ворот,

    Стоял девок, девок, девок, хоровод.

    В хороводе, в хороводе были мы,

    Увидали, увидали, увидали парочку.

    Встань парочка, парочка, парочка, прибодрись,

    Хоть немножко, немножко, немножко, потанцуй,

    Кого любишь, кого любишь, кого любишь поцелуй.

    В хороводе ходит парень, выбирает по тексту девочку, они танцуют. В конце песни парень 3 раза целует ее, затем выходит другая пара и хоровод начинается сначала.

    2. Святочная игра Вологодской области «Золото хороняла».

    Золото хороняла,

    Чистое хороняла,

    Я ухоронила, я уборонила,

    Порохом засыпала,

    Сметьем замела,

    Призакружевело,

    Призаиндевело.

    Гадай, гадай, девица,

    Через поле идучи,

    Косу руссу плетучи,

    Увеваючи, уплетаючи.

    Пал, пал перстень

    В калину - малину,

    В черную смородину.

    На кой ручке перстень?

    На правой ручке,

    На левом мизинце.

    Ходит водящий с колечком в руке, остальные участники игры сидят, сложив ладошки. Водящий прячет колечко у одного из игроков незаметно для всех. Второй водящий должен угадать, у кого кольцо.

    3. Плясовая игра Вологодской области «Растяпа».

    Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».

    В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»

    Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»