Подростковые комплексы: как помочь ребенку полюбить свою внешность? Особенности и причины возникновения подростковых комплексов

Если у девушки кривые ноги, зачем ей избавляться от желтого налета на зубах?!

В основе комплекса неполноценности лежит низкая самооценка. Откуда он проистекает? Человек полагает (либо совершенно безосновательно, либо чрезмерно преувеличивая собственные недостатки), что он в чем-то хуже других. Из-за этого возникает барьер общения - человек испытывает затруднения в общении, особенно с малознакомыми людьми, не умеет знакомиться, смущается и теряется в разговоре.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе.

Причиной низкой самооценки может быть неправильное воспитание.

Мнение ребенка о себе формируется на основании мнения его родителей. Слишком суровые, излишне критичные, а тем более нелюбящие, деспотичные или жестокие родители не дают девочке возможности обрести уверенность в себе, почувствовать себя достойной любви и успеха. Наоборот, она приобретает уверенность, будто бы немногого стоит, непривлекательна, да и вообще никчемная личность.

«Затурканная» родителями девочка не умеет правильно оценивать имеющиеся у нее качества - как положительные, так и отрицательные (А у кого нет недостатков?! Покажите мне такого человека, и я опишу его в своей книге как «идеальный образец скучнейшей личности»). Не видя в себе ничего хорошего (Ведь родители ее постоянно «тюкают»!), девочка чересчур строга к себе и, вместе с тем, переоценивает значение своих недостатков. В результате - комплекс неполноценности, основанный на неверном, между прочим, мнении: “Я хуже других”.

Насмешки ровесников в детстве тоже влияют на мнение девочки о себе. Обидные прозвища, подразумевающие, что она непривлекательна, - одна из причин формирования в подростковом возрасте комплекса неполноценности.

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что оно вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот - склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки еще не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции еще недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит.

Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, “наплевать” на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле девочки и мальчики очень озабочены тем, что о них думают окружающие, и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношениях к ним окружающих.

Если что-то не так, если подросток не такой, как остальные сверстники, - это создает основу для формирования комплекса неполноценности.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя подросткам и присуще стремление к независимости, все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для них очень большое значение.

Подростку очень нужна моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят добрых слов. Они все время упрекают, что дочка ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы. Ничего, мол, путного из нее не выйдет.

Сколько раз я слышала от своих пациенток, что родители ее с детства «тюкали»: “Все дети - как дети, а ты …!”, “Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!”. Бывает и похлеще: «Ну что ты за дура!» Или: «Идиотка!»

Почему-то самые обидные слова мы слышим от самых близких людей…

В результате такого «воспитания» у девочки формируется уверенность, что она - никчемная, глупая, ни к чему не способная.

«Я стеснялась приводить домой подружек», - такие признания я слышала неоднократно. Дочери было стыдно за своих родителей - мать или отец запросто могли мать ляпнуть какую-то бестактность по ее адресу в присутствии подруг. Бывало, что девочка завидовала своим подружкам, у которых дома все было совсем не так.

Девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни лишь замечания и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У них вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если неуверенность прикрывается напускной бравадой. А если при этом родители постоянно “долбят”: «Ты никчемная, ни к чему не способная, неполноценная, лентяйка, бездельница, растяпа», - то как же трудно переломить такое отношение и повысить самооценку! Очень сложно реально оценивать себя и свои способности, если тебя так низко ценят близкие люди. Вот потому девочка не ценит себя и приобретает уверенность, что она ни на что не годна, что она - хуже всех.

У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно “тюкают” дочь в ее недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у нее сохранится, а, став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за заикания или какого-то физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимого пятна на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще).

Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются.

Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, то это может стать непереносимой ситуацией.

Комплексы могут развиться в том случае, если девочка плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть “семи пядей во лбу”. Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве “отрицательного примера”, - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его “глупым” и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и “ярлыки” больно задевают и без того ранимое самолюбие девочки-подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, она по-прежнему считает себя ни к чему не способной и заведомо ведет себя, как неудачница. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес “плоской фигуры” в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все ее мнимые “недостатки” типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей.

Я не сомневаюсь, что эту книгу будут читать и родители, а потому попутно дам советы и им. Когда у дочери возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Пусть ваша дочь чувствует - вы любите ее такой, какая она есть. Любой! Важно принимать ее такой, какова она в реальности, не пытаясь «исправить».

Не бывает плохих детей! Есть родители - плохие воспитатели.

Постоянные замечания, указания на недостатки - это не воспитание, а занудство! Это семейный деспотизм! И прямой путь к формированию у девочки комплекса неполноценности. А отсюда пойдет вся цепочка негативных событий: неуважение к себе, отсутствие чувства собственного достоинства, неумение добиваться желаемого и правильно строить отношения с людьми. И многое, многое другое, что, в конце концов, приведет к тому, что ваша дочь будет несчастлива. Хотите вы этого? Нет? Тогда вам нужно немедленно пересмотреть свои взгляды!

Фиксируйтесь на положительных качествах вашей дочери - подростку нужна ваша поддержка, а не «тюканье» (между прочим, занудливость, «непогрешимость» - это все черты семейных тиранов). Постоянно внушайте, что она не только не хуже, а лучше других - именно теми положительными качествами, которые у нее, несомненно, есть. Только так вы можете поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

Не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или “захвалить” девочку, и она слишком “возомнит” о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Нашей бесспорной собственностью являются лишь наши достоинства и недостатки.

Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подростко­вого комплекса», а связанные с ними нарушения поведения - «пубертатного криза» . В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настрое­ния с переходами от безудержного веселья к унынию и ряд попеременно выступающих полярных качеств. Особая подростко­вая сенситивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней само­уверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении суждений взрослых. Тонкая чувствительность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застен­чивость с развязностью, желание быть признанным и оценен­ным другими с бравированием независимостью, борьба с авто­ритетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, слепым подра­жанием моде, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

В 70-х годах в западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson (1968) о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового возраста. Под «иден­тичностью» подразумевается определение себя как личности, индивидуальности, ответ самому себе на вопрос «Кто я такой?». Считается, что кризис идентичности достигает вершины в старшем подростковом возрасте. Формирование идентич­ности рассматривается с психоаналитических позиций как «результат распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», как процесс обра­зования «сверх Я» - с последним связывается выработка сдерживающих морально-этических принципов и т. п. Если личность - это представление об индивидууме, которое складывается у других, то «идентичность» - это представление о самом себе. Но даже если оставить в стороне спекулятивные психоана­литические построения, нельзя не заметить, что самой «идентичности», процессу познания самого себя в концепции Е. Erikson придается самодавлеющее значе­ние. Этот процесс рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения в подростковом возрасте. Подобный подход может служить базой для психоаналитической психотерапии, но мало чем помогает в понимании патологических нарушений поведения у подростков и в разработке мер для их коррекции.

По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кризиса идентич­ности» слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводится как следствие эдипова комплекса, как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье, как правило перестав­шего быть «символом власти», или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Край­ними проявлениями этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество. С кризисом идентичности связывается склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонали­зации у подростков. Кризис сексуальности объясняется по 3. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

Подростковый возраст является действительно критическим, но только в отношении становления характера как базиса лич­ности. Личность в целом как система отношений [Лазурский А. Ф., Франк С. Л., 1912; Мясищев В. Н., 1960 - цит. по А. Е. Личко, 1977] с ее интеллектом, способностями, наклонно­стями, мировоззрением и другими компонентами продолжает формироваться и после достижения физической зрелости. Ха­рактер же закладывается именно в подростковом возрасте и в дальнейшей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздей­ствий способен претерпеть значительные изменения. В период становления характера бывают особенно видны его типологи­ческие черты, как эндогенно обусловленные, так и привнесен­ные воспитанием - выявляются разные типы акцентуаций характера (см. гл. II). Но, наряду с заострением типологических черт, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие модели, которые мы называем специфически подростковыми поведен­ческими реакциями на воздействия среды, прежде всего бли­жайшего социального окружения.

С нашей точки зрения, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые пове­денческие реакции. К ним относятся описанные нами (Патоло­гические нарушения…, 1973] реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби- реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуаль­ным влечением.

Реакция эмансипации . Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что уважается и ценится, т. е. на принятые в жизни стандарты и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков эта реакция бывает выражена сильнее, чем у девочек. Она развертывается обычно в младшем или особенно в среднем подростковом возрасте под действием социопсихологических факторов. Важнейшим из них является чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, третирование подростка, как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно».

При патохарактерологическом обследовании у подростков реакция эмансипации, по данным Н. Я. Иванова [Патологи­ческие нарушения…, 1973], может быть оценена по отношению подростка к родным, к опеке над собой и наставлениям, к кри­тике и возражениям в свой адрес, к правилам и законам. Эта реакция, судя по такой оценке, чаще оказывается особенно выраженной при шизоидной и истероидной психопатиях и акцен­туациях характера. У гипертимных подростков реакция эман­сипации бывает хорошо видна в каждодневном поведении - непереносимости возражений, критики и опеки, легкости неза­метного для них нарушения правил, «бунта» против родитель­ской власти. Однако при патохарактерологическом обследова­нии у гипертимов эта реакция оказывается менее выраженной, чем это, например, бывает у шизоидов, у которых эмансипацион­ные устремления складываются, видимо, в систему стойких глубоких убеждений, лишь иногда, притом неожиданно, прорываю­щихся в поведении.

У делинквентных подростков реакция эмансипации сказы­вается в символических татуировках - разорванные кандалы, парящая птица и т. п. (данные наших сотрудников А. А. Вдовиченко и В. В. Егорова). Примеры этих татуировок показаны на рисунках (см. стр. 133 и 135).

При психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество с целью «пожить свободной жизнью». При шизофрении у подростков реакция эмансипации может получать отражение в психотической симптоматике, приобретая иногда вычурные формы: опека родителей рассматривается как их намерение «лишить воли», запрет странных ночных блужда­ний вызывает агрессивную реакцию. Возможно в избирательной жестокости к родным или в «бреде чужих родителей» [Сухаре­ва Г. Е., 1937} кроется измененная болезнью реакция эмансипа­ции.

Практически каждый человек имеет свой эталон красоты, и хочет ему соответствовать. У подростков появляется целый культ красоты, они постоянно недовольны свои внешним видом. Из-за того, что ребенок негативно относится к себе, начинает развивается неполноценности – он травмирует психику, влияет на отношения с одноклассниками, друзьями, родителями. Кто же виноват в подростковых комплексах? Как от них избавляться?

Основные причины

Подростковый период считается достаточно тяжелым временем. Подростку приходится переживать физиологические изменения, которые отражаются на его внешности. Многие просто не любят свое отражение в зеркале. Почему? Под действием гормонов начинает расти грудь, меняется окружность бедер, ног, ягодиц, могут появляться .

В переходном возрасте тело начинает вытягиваться, теряет свою форму или, наоборот, становится слишком пышным. Изменения заметны в лице: нос становится широким, длинным, а брови заметно густыми. Дети не могут смириться с такими изменениями, поэтому впадают в депрессию, перестают любить себя, придумывают массу недостатков.

Кроме того, каждый подросток выбирает для себя идеальную внешность звезды или персоны с журнала, которая сильно отличается от него. Часто комплексы появляются из-за роста: мальчики переживают, что низкие, а девочки, что слишком высокие. На самом деле важно понимать: девочка растет быстрее мальчика.

Ситуация обостряется, когда в первый раз влюбляется, хочет привлечь к себе внимание, а ему не отвечают взаимностью. Все заканчивается самокритикой, самобичеванием. Ребенок полностью недовольный тем, что подарила ему природа. Девочки с большой грудью мечтают о маленькой или наоборот.

Особенно тяжело наблюдать за мучениями ребенка родителям. Единственное только успокаивает: подростковый возраст закончится и все наладится.

Внимание! Если своевременно не помочь ребенку принять свою внешность, все закончится дисморфией (патологическое восприятие собственного внешнего вида).

Комплексы ребенка мешают ему полноценно жить, развиваться, заметно отражаются на социальной адаптации, учебе.

Когда нужно волноваться?

Важно осознать, что подросток скрытый, замкнутый, он не хочет ни с кем говорить о своих проблемах. Почему?

  • Ребенок не уверен в искреннем отношении родителей. Наперед знает, что родители будут доказывать обратное.
  • Родители перестают быть для подростка авторитетом. Как правило, в этот период становятся авторитетами сверстники, которые следят за тенденциями моды.

Однако только мама и папа могут первыми заметить, что их чадо комплексует. Важно обратить внимание на такие признаки:

  • Подросток не хочет фотографироваться, старается постоянно спрятаться за кем-то.
  • Ребенок отказывается смотреть в зеркало или начинает долго изучать свое тело.
  • Постоянно трогает лицо, грудь, ягодицы руками.
  • Меняет свой стиль – начинает носить мешковатую одежду, чтобы скрыть недостатки.
  • Ребенка интересует внешность других – он обращает внимание на рост, ног, ноги, грудь.
  • Находится в состоянии : не спит ночью, полностью отказывается от приема пищи, перестает общаться с одноклассниками, друзьями, у него наблюдается состояние апатии.

Как избавить подростка от комплексов?

Некоторые взрослые смеются над тем, как их дети относятся к своей внешности. Родители уверены, что их ребенок потрясающе выглядит. На самом деле ребенку неважно мнение родителей, у него в этом возрасте свои понятия о внешности. Поэтому не стоит смеяться, наоборот, нужно к проблеме отнестись с тактом, пониманием.

  • Запаситесь терпением . рано или поздно закончится, потом вы снова станете для ребенка авторитетом.
  • Следите за поведением ребенка . Нельзя быть на 100% уверенным в подростке. Важно наблюдать за его поведением в разных ситуациях, только так сможете понять его волнение, страх.
  • Будьте интересным собеседником. Представьте, что вы вернулись в детство. Поговорите со своим ребенком о своем опыте, как вы комплексовали среди друзей, хотели быть похожими на знаменитость. Только ваши рассказы должны внушать оптимизм ребенку.
  • Поработайте над подростка .
  • Найдите интересное хобби , чтобы ему не было, когда думать о внешности. Купите домашнее животное, абонемент в спортзал, спортивный велосипед. Так он станет более уверенным в себе.
  • Серьезно относитесь к подростковым проблемам . Можете покупать вместе косметику. Например, средства от прыщей, советуйте, что лучше надеть. Подросток должен чувствовать вашу поддержку.
  • Сделайте все, чтобы ребенок по-настоящему поверил в себя.

Часто подростковые комплексы остаются и во взрослой жизни, они мешают реализоваться, быть уверенным в себе. Ваша задача: научить свое чадо любить себя таким, каким он есть. Вы должны не акцентировать внимание на внешности. Это только оболочка! В жизни особое значение имеют личностные аспекты. Ребенок должен запомнить, если он себя полюбит, будет сиять, дарить счастье окружающим, никто не заметит, какой у него цвет глаз, волос, рост, полный он или худой. Расскажите, что может человек быть красивым, а внутри пустота. В жизни главное красота души. Если вы своевременно научите этому свое дитя, у него не возникнет проблем во взрослой жизни.

Некоторые родители сами виноваты, что их дети комплексуют. Они напоминают им за вес, могут оскорблять, унижать. Этого делать нельзя, так вы «убиваете» в своем ребенке личность. Нужно помнить о моральных ценностях, которые теряются в современной повседневной жизни. Больше всего воспитывается дитя в семье, именно в ней он берет для себя все. Если ему недостаточно внимания, подросток начинает искать его на улице. Затем появляются разные проблемы. Уважаемые родители, все зависит только от вас. Сделайте все, чтобы ваше дитя росло в любви, счастье и никогда не думало о своих комплексах. Воспитайте полноценную и свободную личность!

Вот тут все и начинается. Часто, глядя на себя в зеркало, девушка видит, что ее маленький, аккуратный носик превращается в «картошку», расплющенную по всему лицу; непонятно откуда и зачем берутся ужасные прыщи на лбу и носу: длинные руки вылезают из рукавов любимой блузки; а рост - да она же выше всех в классе, и мальчишки дразнят ее дылдой... И постоянно при этом она задается одними и теми же вопросами: когда же это все закончится и неужто она останется навсегда те кой длинной уродиной?

О том, чтобы у девочки не возникали подобные мысли, должны позаботиться ее родители. Нужно успокоить девочку, объяснив, что все эти проблемы являются временными и пройдут, когда она станет немного постарше. Мама может рассказать, что она когда-то тоже была такой же нескладной и у нее появлялись эти противные прыщи, но со временем все прошло. Просто нужно научиться следить за своим лицом, и тогда по крайней мере угрей будет значительно меньше, они будут менее заметны; и с носа со временем спадет юношеская припухлость, он опять станет милым и аккуратным, которым будут любоваться не только родители, но и юноши. Когда дочь вырастет, ее тело станет пропорциональным, красивым и стройным, и рук не будут казаться длинными; что поделаешь, если в этом возрасте быстрее растут именно они. Мама должна убедить девочку в том, что все изменения можно не только перетерпеть, но и подкорректировать. Если дочь, считая себя худой и высокой, сутулится, чтобы казаться меньше ростом, или думает, что слишком толстая, и время от времени объявляет голодовку, мама должна объяснить, что сутулость и диета вряд ли помогут, есть только один способ избавиться от этих «недостатков» - спорт. А поскольку девочки в этот период становятся не особенно поворотливыми, даже неуклюжими, то было бы очень хорошо, если бы родители позволили дочери заниматься в спортивном зале или фитнес-клубе. Занятия шейпингом или на тренажерах полезны еще и потому, что физическим развитием девочки займутся специалисты, которые помогут ей справиться с комплексами по поводу внешности, помогут сформировать красивую осанку и гармоничную фигуру, научат пластично двигаться, избавляться от лишнего веса, если он имеется, или набирать желаемый. У девушки появится и стимул к самосовершенствованию при наблюдении за своими ровесницами, занимающимися в клубе уже давно, либо оценивании собственных успехов по отражению в зеркале и изменившемуся к ней отношению мальчиков.

Порой случается так, что близкие не могут переубедить девочку в том, что все изменения, происходящие в ее внешности, являются обратимыми. Она зацикливается на них, и никто -из родственников не может доказать, что на самом деле ничего страшного нет. В этом случае лучше обратиться к психологу или психиатру, которые помогут справиться с этой напастью, называемой на их языке дисморфофобией.

Для подростков большое значение имеет соответствие своей внешности стереотипам. Часто их представления об «идеальной» внешности нереалистичны.

Очень часто комплексы возникают у девочек-подростков в связи с размером груди, причем чаще всего их беспокоит маленькая грудь. Они с завистью смотрят на одноклассниц, которые уже носят «такие красивые лифчики». Кроме того, по их мнению, мальчишки засматриваются именно на обладательниц пышных бюстов. На самом деле это не совсем так. Мальчишки больше общаются с раскрепощенными и уверенными в себе сверстницами. Это может привести к тому, что подросток начнет маскировать свои мнимые недостатки или комплексы ложной бравадой и независимостью. При этом нередко уже в столь юном возрасте девочки начинают пользоваться косметикой, стараются одеться, как им кажется, получше, обувая туфли на высоких каблуках. А у некоторых на этой почве происходят серьезные изменения в психике. Худенькие девочки думают: раз бюста нет, то и буду вести себя, как пацан. При этом они предпочитают платьям брюки, спортивные рубашки, коротко стригутся, у них появляются и манеры, свойственные мальчикам. Заметив такие перемены в дочери. Родители должны принять срочные меры, прежде всего выяснив, чем вызваны такие перемены в поведении. В определенных случаях также требуется психологическая помощь. Девочке следует объяснить, что маленький размер груди соответствует ее возрасту, а со временем бюст увеличится. Кроме того, стоит сводить девочку в музей и показать ей скульптуры женщин времен античности. Ведь, по правде говоря, не такой уж у них был роскошный бюст по сравнению с остальными частями тела, которые можно даже назвать пухлыми, тем не менее мастера почитали за счастье сотворить копию такой женщины, называя ее богиней красоты.

Говоря о комплексах, которые можно наблюдать у девочек-подростков, следует рассказать и о таких, появление которых провоцируется неправильным отношением родителей. Если на малышку в свое время обращали мало внимания, или (бывают и такие случаи) родители никогда не скрывали, что ждали сына, а родилась она, или мама все время жаловалась на свое безрадостное существование, так как является в семье только домработницей, то девочка, выслушивая все это, не желает становиться женщиной и пытается отрицать свое женское начало. Каждой матери прежде всего не следует терять своего женского достоинства, нужно прививать это качество дочери, стремясь быть как можно ближе к девочке, больше общаясь с ней, даря любовь, ласку и заботу. Папа тоже может воспитать в девушке подобные комплексы. Это случается, когда отец ждал сына, а дождавшись дочь, все равно стал воплощать свои несбывшиеся мечты совместными мужскими занятиями типа ремонта машины, частыми походами на футбол и т. п. Девочка же, пренебрегая женскими обязанностями по дому, а также лишенная общения с матерью в силу практически постоянного времяпрепровождения с отцом и уже глядя его глазами на жизнь, также отказывается от своей половой принадлежности в поведении и интересах.

Вот таким образом у девочек-подростков и девушек мо-iyr развиваться психологические комплексы. Поэтому родителям, заинтересованным в том, чтобы их дочери росли гармонично развитыми личностями, с удачно сложившейся в дальнейшем семейной жизнью, нужно с пеленок задумываться о манере общения с ними.

Подростковый возраст не зря называют переходным. Потому что поведение и внешность ребенка очень меняется. Именно в этом возрасте у многих детей проявляются разные комплексы, от которых в дальнейшем нелегко избавиться. Подростковый возраст это когда начинается половое созревание у девочек и мальчиков, проявляются характерные женские и мужские черты. Изменение внешности приводит к проявлению большинства подростковых комплексов.

Девочки, которые не уверенны в себе, когда смотрят на себя в зеркало с унынием говорят: « У меня прыщи на лице, маленькая грудь, кривые ноги, я толстая и некрасивая и т.д.». Так они без видимых на то причин настраиваются на негативное отношение окружающих их людей и в результате замыкаются в себе. Эти комплексы в основном приводят девочек-подростков к ранней половой жизни, потому что они хотят доказать свою привлекательность и значимость. Для того чтобы избежать этих комплексов, необходимо как можно раньше объяснять девочке, что внешность на самом деле не является самой важной вещью в жизни. Объясните, что красивым девушкам также в жизни нелегко, а иногда даже намного тяжелее, чем другим. Да и не все мальчики выбирают красивых девочек. Как уже многие видели, что популярные девушки у противоположного пола имеют далеко не идеальную внешность, потому что они покоряют своим чувством юмора, умом и раскованностью. Если проблем с внешностью у девочки нет, а она все придумывает, желательно обратиться за помощью к психологу, он повысит самооценку. Если все таки изъяны во внешности имеются, то необходимо просто подобрать соответствующий макияж и стиль в одежде, так можно без особого труда подчеркнуть все имеющиеся достоинства.
Нередко комплексы по поводу внешности молодым девушкам внушают Интернет и вездесущие СМИ. Потому что модели на глянцевых обложках так загорелы и стройны и их кожа совсем не имеет ни одного пятнышка. Вы должны объяснить своей дочери, что все эти красивые фотографии являются результатом цифровой обработки, где все складки и неровности без труда можно заретушировать. Если девочка решила стать похожей на стройных голливудских актрис и начала активно изнурять себя диетами, то следует ей объяснить, что диета является очень большим стрессом для организма и как закончится ее срок, все килограммы вернутся обратно. После перенесенного стресса организм начинает намного активнее запасаться жирами, поэтому лишних килограмм становиться еще больше. Лучше заняться любым спортом или физкультурой. К тому же спорт несет пользу для организма. Комплексы по поводу внешности проявляются не только у девочек, но и у мальчиков. Большинство мальчиков очень переживают о развитии своих вторичных половых признаков. У них проявляются комплексы, если в этом плане они отстают от своих сверстников. Справиться мальчику с данными комплексами поможет подростковый психолог.

Часто комплексы проявляются из-за ношения зубных «брекетов» или очков. Многие подростки из-за насмешек сверстников перестают носить, как они говорят «это уродство», несмотря на то, что это негативно сказывается на их здоровье. Если у ребенка проблемы со зрением можно воспользоваться вместо очков контактными линзами. А брекеты без проблем можно подобрать и установить, так что они будут почти не заметны. Постарайтесь объяснить своему ребенку, что на первом месте стоит здоровье. Потому что здоровый человек имеет намного лучший вид, нежели больной, но украшенный и разодетый по последней моде. Еще комплексы у подростков проявляются из-за материального положения (бедности). Если ровесники имеют компьютеры, телефоны, а ваш ребенок нет, то скорей всего у него будет комплекс по этому поводу. Все дети не хотят быть хуже своих сверстников, поэтому очень часто не признаются в своей бедности. Постарайтесь объяснить своей дочери или сыну, что ваша семья не имеет достатка, не потому что вы этого не желаете, а потому что так сложились обстоятельства. У каждого подростка комплексы проявляются по-разному. Одни становятся очень стеснительными, замыкаются в себе, а другие наоборот стараются навязать всем свое мнение, хамят всем подряд, пытаются самоутвердиться. Некоторые из-за неуверенности в себе перестают общаться со сверстниками и проводят все свое свободное время у экрана компьютера. Подростковые комплексы часто являются причиной многих необдуманных поступков. Некоторые подростки самоутверждаются с помощью секса, курения, алкоголя и наркотиков. Поэтому как можно раньше объясните своему ребенку, что данные способы самоутверждения не являются правильными. Потому что курение, распитие алкогольных напитков или употребление наркотиков к взрослости не имеют никакого отношения. Также как и ранний секс, где-нибудь в грязном сыром месте не принесет ничего хорошего кроме беременности и инфекции. Родители должны понимать, что подросток, это почти взрослый человек, и с ним нужно обязательно вести грамотные беседы о половых отношениях, это поможет ему разобраться в данном вопросе, отделяя глупые мифы от правды. Быть подростком очень нелегко. Перестройка организма, всплески гормональной активности, регулярная смена настроения, новые ощущения – это только небольшая часть того, что переживает ребенок во время полового созревания. Всегда поддерживайте своего ребенка, потому что ему по-прежнему необходима ваша забота и любовь, даже если он этого не признает. Другие