Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза. Селезнев С.Б. "Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)"

Содержание статьи:

Безнадежно больной человек - это тот паллиативный пациент, показатели здоровья которого дают ему минимальные шансы на жизнь. Возрастной фактор при этом не имеет какого-либо значения, потому что подобный приговор судьба оглашает и взрослым, и детям. Близким людям тяжелобольного человека следует прислушаться к рекомендациям этой статьи, чтобы облегчить участь инкурабельного пациента.

Описание и варианты паллиативного лечения

Для начала необходимо расшифровать уже озвученные термины, которые могут быть неизвестны для простого обывателя, не столкнувшегося с подобной бедой.

Паллиатив - это лечение при отказе жизненно важных органов человека, которое позволяет облегчить его страдания, но не способно избавить пострадавшую сторону от самой патологии.

Инкурабельный больной - это пациент, которого спасти практически невозможно с точки зрения современной медицины.

Хоспис - заведение, где человек на паллиативе получает соответствующий уход и моральную поддержку.

Прежде чем говорить о помощи таким людям, необходимо разобраться в самом восприятии пациентом случившегося с ним несчастья. В данной ситуации речь идет о двойной реакции при возникшей проблеме: ужасе самого больного при постановке страшного диагноза и беспомощности его ближайшего окружения из-за некомпетентности в озвученном вопросе.

Множество ныне модных клиник просто процветает за счет посредников так называемого медтуризма. Больные и их родные хватаются за ту соломинку, которую предлагают им известные реабилитационные центры. Испания и Германия уже прославились тем, что берут на так называемое экспериментальное лечение детей с последней стадией нейробластомы (рак у малышей, возникающий от года до трех лет их маленькой жизни). Индия известна своим стремлением подарить человеку новое сердце даже при весьма запущенной стадии заболевания неоперабельного пациента. Корея всегда готова помочь буквально каждому при любом диагнозе, и от нее не отстает Турция вместе с Израилем.

Вопрос в данном случае не в вариантах, что предлагают известные клиники, которые берутся спасти инкурабельного человека и запрашивают неимоверные суммы за свои услуги. Дилемма заключается в том, как правильно организовать (пусть даже на дому) помощь безнадежно больным людям. Речь уже идет о паллиативе, когда человеку необходимо скрасить последние дни жизни при максимально грамотной организации его быта.

Правила общения с безнадежно больными людьми

При оповещении о страшном диагнозе родным следует придерживаться такой стратегии, которая нанесет наименьший моральный ущерб инкурабельным людям.

Как общаться со взрослым


Некоторые люди считают, что лучше всего сделать безмятежный вид при полном бездействии, когда к ним в дом постучалась беда подобного рода. Однако специалисты рекомендуют вести себя следующим образом, если родной душе поставлен опасный для жизни диагноз:
  • Приведение позитивных примеров . Безнадежно больному человеку лучше рассказать о победе над смертельной болезнью той же Дарьей Донцовой, Иосифом Кобзоном, Кайли Миноуг, Лаймой Вайкуле и Родом Стюартом. При этом не стоит упоминать горький опыт Жанны Фриске, Патрика Суэйзи, Анны Самохиной и Жаклин Кеннеди. Подобную информацию необходимо преподносить дозировано и исключительно в позитивном ключе. При этом надо избегать ложного оптимизма, который только расслабляет того, кто попал в беду.
  • Ограничение пользованием интернет-ресурсами . Безнадежно больному человеку не помешает общение на форумах с такими же горемыками, как и он. Однако повышенный интерес к информационным статьям касательно его неизлечимой патологии необходимо поставить под запрет. Лишние переживания инкурабельному больному ни к чему, потому что они затем могут обернуться рецидивом и дополнительными переживаниями для его ближайшего окружения.
  • Разумный подход к сбору средств на лечение . В последние годы социальные сети позволяют открывать группы помощи тяжело больным людям по четко установленным администрацией сайтов правилам. Однако в предоставленных пожертвователям документах довольно часто прослеживаются рекомендации специалистов о паллиативном лечении, когда человеку уже помочь практически невозможно. В данном случае давать советы очень сложно. Некоторые родственники принимают тщательно обдуманное решение в виде помещения своего близкого в хоспис или забирают его домой, а не ведут бесконечный денежный сбор для бессмысленного лечения за границей.
  • Предложение вести фотоальбом . При этом не важно, находится больной в хосписе или дома. Следует посоветовать ему освещать каждый свой день жизни в виде литературного очерка. Специалисты рекомендуют при этом разнообразить дневник фотографиями родных или пациентов, которые находятся в одном отделении с неизлечимо больным человеком.
  • Заключение определенного союза . Должен состояться так называемый союз «инкурабельный больной - медики - близкие». В ином случае возникнут взаимные претензии, которые только усложнят проводимое паллиативное лечение.
  • Борьба за качество жизни . Общение с больными людьми подразумевает не предоставление ложной надежды инкурабельному пациенту и искусственное продление его жизни, а улучшение условий проживания такого человека. Все усилия родственников и друзей должны быть направлены на то, чтобы пострадавшая сторона поняла, что ее любят и останутся с ней до конца.

Внимание! При общении с человеком на паллиативном лечении необходимо поспешая не торопиться. Подобный парадокс расшифровывается как рекомендация от специалистов при трезвой оценке ситуации дать понять родной душе, что за нее борются и на контакт с ней всегда найдется свободная минутка.

Особенности общения с больным ребенком


В данном случае говорить тяжелее всего, но проблему замалчивать не имеет смысла. Безнадежно больные дети требуют следующего к себе подхода со стороны взрослых людей, которые должны проявить максимальную мудрость:
  1. Замалчивание проблемы . Взрослый однозначно должен знать о том, что происходит с его организмом. Относительно маленького ребенка можно поспорить с данным вопросом. Ему все же не стоит вникать во все тонкости существующей беды, которая произошла с ним. «Меньше слов - больше дела, заботы и любви» должно стать девизом для родителей таких детей.
  2. Акция «Подари мне детство» . Взрослые должны понять, что при неизлечимом заболевании их сына или дочки они должны (нет, обязаны!) наполнить последние дни паллиатива своего ребенка самыми яркими впечатлениями в его недолгой жизни. В этот период можно даже позволить ему делать то, что запрещалось ранее.
  3. Подарок каждый день . Безнадежно больной малыш может просто не увидеть следующий свой день рождения, Рождество и новогоднюю елку. Разве не стоит при этом ему дарить каждый день небольшой презент, зная об опасности его заболевания?
  4. Приобретение домашнего любимца . В данном случае лучше всего завести кота, который всегда остро чувствует проблемы со здоровьем у своего хозяина. Если не существует противопоказаний по общению ребенка с животным, то данное приобретение принесет успокоение безнадежно больному малышу. Практика показывает, что именно в этот сложный для себя период дети просят купить им четвероного друга и даже ведут заранее дневник для записей по уходу за ним.
  5. Постоянное нахождение рядом с ребенком . Все повседневные дела подождут, когда любимое чадо выписано на паллиатив. Каждую минуту и секунду родители должны проводить с тяжелобольным ребенком. В идеале пригласить пожить на это время старшее поколение семьи, теть, дядь и крестных, к которым привязан малыш или подросток.
  6. Работа с психологом . Инкурабельные маленькие пациенты просто нуждаются в данной помощи. В хосписах подразумевается подобная психологическая помощь, но не все родители согласны отдать свою кровинку в чужие руки. Следовательно, им необходимо дополнительно искать специалиста, который поможет наладить общение с их больным ребенком.
  7. Направление детей в хоспис . Речь идет о последних месяцах (днях) маленького пациента. Однако именно в озвученном заведении ребенок узнает, что такое квалифицированный уход. Родителям стоит прислушаться к данной рекомендации, потому что они часто подвергают своих детей мукам при возможности избежать их. У них два выбора: бороться до конца при нулевом шансе или потерять ребенка, не выматывая его при этом очередными сомнительными заграничными исследованиями.

Табу при общении с безнадежно больным человеком


Нетактичность в данном вопросе вовсе не говорит о черствости со стороны близких людей того, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Стремясь сделать как лучше, они из-за своей некомпетентности часто допускают следующие ошибки:
  • Чрезмерное внимание . Если люди безнадежно больны, то они однозначно требуют максимальной к себе заботы и тщательного ухода. Однако некоторые родственники слишком увлекаются этим процессом, лишний раз показывая пострадавшей стороне всю плачевность ее положения. Чрезмерный оптимизм также будет неуместен, потому что больные люди остро чувствуют фальшь и откровенное притворство.
  • Повышенная таинственность . Любой бы из нас насторожился, когда при нем начинают говорить шепотом с трагическим выражением лица. Особенно больных может напрячь ситуация, когда при их появлении родные замолкают или пытаются резко перевести разговор на другую тему.
  • Размышления о бренности жития . Безусловно, подобные изречения имеют глубокий философский смысл. Однако в озвученном случае следует прекратить излишнее красноречие. Больной, если он в курсе происходящего с ним, и сам в состоянии понять критичность ситуации (исключение - болезнь Альцгеймера).
  • Поиск исцеления в нетрадиционном лечении . В качестве примера можно привести случай, когда общественность возмутила новость, что при раке желудка родители долго поили свою малышку мочой. При этом папа и мама реально считали уринотерапию идеальным средством избавления от всех недугов. В итоге ребенок закончил свою жизнь в страшных муках, когда мог лишний раз обнять любимую игрушку в палате хосписа под присмотром специалистов.
  • Выяснение отношений с врачами . Довольно часто родственники занимаются таким нелицеприятным делом прямо на глазах у безнадежно больного пациента. Пытаясь найти выход своей боли и делая виноватыми медиков, они некорректным поведением приносят вред своему близкому, а не поддерживают его.
Как общаться с безнадежно больными людьми - смотрите на видео:


Соблюдение правил при общении с больным человеком бывает иногда настолько успешным, что даже люди с таким диагнозом, как лейкоз, входят в стойкую 5-годичную ремиссию, после которой у пострадавшей особы снимается инвалидность. Некоторые смертельно опасные заболевания заканчиваются полным выздоровлением, если пациенты верят в себя, находятся не на последней стадии развития патологии и имеют рядом надежных друзей с финансовой и моральной поддержкой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию

Для студентов 2 курса

По специальности педиатрия

Дисциплина: Введение в специальность

Тема:

«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА-ПЕДИАТРА С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ»

Саратов - 2012

Тема: «Особенности общения врача-педиатра с больным ребенком»

1. Место проведения: учебная комната кафедры госпитальной, поликлинической педиатрии и неонатологии, палата для детей младшего возраста (палата для детей старшего возраста).

2. Продолжительность семинара: 4 часа (из них самостоятельная аудиторная работа –50 мин.)

3. Цель занятия:- привить студенту навыки практического общения с пациентамиразличных возрастных групп (грудного, младшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов) в стационаре соматического профиля.Развивать знания основ психологической и педагогической наук, научных дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности в качестве врача, продолжать формирование мировоззрения, развитие профессиональных способностей и качеств студентов как будущих врачей-педиатров. Применять на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной деятельности.

4.Мотивационная характеристика занятия: Болезнь оказывает психогенное влияние на психику индивида, изменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она заставляет изменять свои планы на будущее, вносит коррективы в настоящее, в ряде случаев возникает трансформация системы жизненных ценностей.При тяжелой и/ или хронической соматической болезни снижается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния болезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку больного, приводит к депривации его важных физиологических потребностей, вызывает целый каскад фрустраций. Негативное отношение к болезни со стороны окружающих усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может провоцировать социальную и психологическую беспомощность.

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правиль­ная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физиче­ского развития ребенка.

Взаимоотношения врача и больного, а также врача и родст­венников больного или его доверенных лиц было и всегда будет основой медицинской практики. Даже самая совершенная тех­ника не заменит взаимодействия врача и больного. Хороший ре­зультат в практической медицине может дать только сочетание доверительных человеческих отношений между врачом и паци­ентом с применением новейших достижений в диагностике и ле­чении.


5.В результате занятия:

Студент должен знать :

1. Организацию работы и роль режима детского соматического стационара;

2. Суть педагогического аспекта профессиональной деятельности врача и медицинского воспитания;

3. Принятые в обществе моральные и правовые нормы; правила врачебной этики; законы и нормативные правовые акты по работе; сохранять врачебную тайну;

4. Этапы психического развития ребенка;

5. Развитие соматического заболевания и реагирование личности на болезнь;

6. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ);

7. Классификацию типов реакции личности на болезнь;

8. Психологические аспекты общения с больным ребенком (варианты подходов к ребенку);

9. Типы темперамента и методику его определения;

10. Основные типы акцентуаций характера и методику определения.

Студент должен уметь :

1. Использовать коммуникативные техники при общении с больными детьми;

2. Применять полученные знания в практике воспитания пациентов;

3. Собрать жалобы у больного (его родителей);

4. Собрать анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет);

5. Собрать анамнез жизни ребенка старшего возраста;

6. Собрать и изучить семейный анамнез;

7. Полученные данные семейного анамнеза отобразить графически – составить генеалогическую карту данного пациента;

8. Собрать данные о материально-бытовых условиях семьи, где живет и воспитывается данный пациент;

9. Дать заключение по анамнезу жизни и заболевания;

10. Уметь предположить – какая система поражена у больного, острое или хроническое заболевание имеет место в данной ситуации, какие отрицательные факторы могли спровоцировать формирование настоящего заболевания или отягощать его;

11. Оценить состояние больного, положение в постели, сознание, настроение, сон;

12. Провести осмотр больного по органам и системам, дать предварительное заключение.

13. Определить искомую акцентуацию характера по данным проведенного тестирования (по Г. Шмишеку)

14. Определить темперамент пациента (по Г. Айзенку)

15. Выступить с публичной речью, вести дискуссии и полемики, редактировать тексты профессионального содержания;

16. Осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в условиях клиники;

17. Сотрудничать с больным ребенком; обучать детей, подростков правилам медицинского поведения, гигиеническим процедурам;

18. Формировать навыки здорового образа жизни;

19. Разрешать возможные конфликтные ситуации в условиях детского стационара.

Студент должен ознакомиться:

1. С перечнем необходимых документов и правилами госпитализации ребенка в соматический стационар;

2. С правилами санитарно – гигиенического режима пребывания детей подростков и членов их семей в педиатрическом соматическом стационаре;

3. С больными различного профиля и их родственниками; выявлять предпочтения с учётом индивидуальных особенностей, психоэмоционального и психологического статуса больного.

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка абсолютно здоровым и когда случается так, что чадо заболевает серьёзной болезнью, для родителей это является настоящим шоком. Никто не хочет видеть смерть своего ребёнка раньше своей. Кто-то из детей умирает в раннем возрасте, кто-то живёт длительное время с медленно прогрессирующим заболеванием.

В любом случае родители находятся в постоянном напряжении 24 часа в сутки, причём выходных, конечно же, нет. Напряжение это захватывает все сферы жизни взрослого человека - эмоциональную, физическую, духовную, финансовую.

Варианты общения родителей с тяжело больным ребёнком

Нередкими бывают модели общения, когда родитель проявляет к ребёнку гиперопеку и воспитывает его в «культе болезни», однако случаются и эпизоды отрицания ребёнка родителями.

Рассмотрим подробнее эти моменты:

  1. Гиперпротекция возникает тогда. когда родители ребёнка начинают его чрезмерно опекать, контролировать его жизнь, создавая достаточно жёсткую и не всегда оправданную систему запретов. При таком поведении родителей ребёнок не может действовать самостоятельно и освобождён от ряда повседневных необходимых для его развития обязанностей;
  2. Воспитание в «культе болезни». Родители больного ребёнка погружены в заболевание и всё их внимание приковано к болезни. В связи с этим ребёнок небезосновательно считает, что он находится в данной семье на особых правах. Его желания должны выполняться и все должны идти ему навстречу. У ребёнка становятся резко выраженными эгоистические черты характера, и он считает, что все ему должны;
  3. Отрицание ребёнка родителями. Родители приходят к личностному регрессу. Этот регресс неизменно ведёт к развитию проблем в отношениях. Сил у взрослого человека не остаётся, появляется беспомощность, взрослые оказываются не способными посмотреть на ситуацию с другой точки зрения.

Подходы родителей к неизлечимому заболеванию

Существует несколько подходов родителей к заболеванию своего ребёнка:

Варианты общения больного ребёнка с братьями/сёстрами

Брат или сестра в английском языке звучит как siblings, поэтому и мы будем называть их сиблингами. Этот термин используется в основном в генетике.

Здоровые братья или сёстры играют важную роль в жизни больного ребёнка. Сегодня в Беларуси существует программа поддержки здоровых сиблингов.

Часто встречаемые ситуации

  • Здоровый ребёнок нередко проводит большую часть своего времени, проживая у опекуна или близких родственников, чтобы родителям было легче ухаживать за больным сыном или дочерью;
  • Нет возможности для здорового ребёнка играть дома, приводить домой друзей, поскольку, к примеру, больной ребёнок спит днём, а бодрствует ночью;
  • Здоровым братьям/сёстрам уделяется в разы меньше времени, чем больному ребёнку, при этом здоровые сиблинги выполняют намного больше работы по дому;
  • Нередко у здорового ребёнка существуют проблемы с личным пространством;
  • Лояльность родителей к больному ребёнку намного больше, чем к здоровому.

Чувства, которые испытывают сиблинги

Заключительное слово

Как бы ни было, но здоровый ребёнок в семье, в которой имеется ребёнок тяжело больной, страдает намного больше. Это случается в связи с тем, что он теряет базовую потребность в любви. Иногда здоровые сиблинги желают тоже заболеть, чтобы на них обратили столько же внимания. Или же они желают смерти своему больному брату/сестре, после чего возникает чувство вины.

Литература:

А.Г. Горчакова, Л.Ф. Газизова "Психологические аспекты оказания паллиативной помощи детям".

Приемное отделение – зеркало детской больницы. Чистота, уют, отсутствие суеты при приеме детей в больницу создают благоприятное впечатление о лечебно учреждении, уменьшают тревогу и настороженность у больных и их родителей.

Больничная обстановка при поступлении (особенно впервые) в стационар оказывает на многих детей отрицательное воздействие. Госпитализируемый ребенок с обостренным вниманием следит за действиями, поведением медицинских работников приемного отделения.

От внимательных, настороженных глаз больных детей и их родителей нельзя скрыть безразличие, а порой грубость и бестактность медицинского персонала, отсутствие у него чувства сострадания.

Медицинская сестра и больной ребенок - первая встреча

В приемном отделении оформляют медицинскую документацию на больного, измеряют температуру тела, определяют рост и массу тела, проводят объективное обследование по системам, санитарную обработку больного. В случае необходимости больному оказывают первую медицинскую помощь.

От профессиональной эрудиции медицинской сестры приемного отделения, правильности решения некоторых организационных вопросов, своевременного проведения противоэпидемических мероприятий, внимательного и чуткого отношения к больному и его родственникам во многом зависит характер эмоционально-поведенческих реакций ребенка, вызванных госпитализацией в стационар.

Задача медицинской сестры – как можно быстрее снять психоэмоциональное напряжение у ребенка и его родителей. От того, насколько хорошо проведет медицинская сестра первую беседу в приемном отделении, будут зависеть выраженность эмоционального напряжения и характер адаптации ребенка к стационару.

Медицинская сестра и больной ребенок - характер поведенческих реакций у детей

По данным систематических наблюдений за характером поведенческих реакций при поступлении в стационар, проведенных у 264 детей разного возраста, и по результатам опроса специально разработанными анкетами для детей и медицинских сестер приемного отделения, пациенты были разделены на три группы:

Первая – со спокойной реакцией на госпитализацию (64,5% детей).
Вторая – с умеренно выраженной негативной реакцией (27,8%).
Третья – с резко выраженной негативной реакцией (7,7%).

В структуре эмоционального статуса детей второй и третьей групп преобладали реакции пассивного протеста – плач, отсутствие положительных эмоций и контактов (умеренно и резко выраженные).

Анализ проведенных наблюдений показал, что в первой группе (со спокойной реакцией на госпитализацию) 70% составили дети школьного возраста (почти все – из организованных коллективов), 85% из них ранее лечились в стационаре. Большинство детей назвали основной мотив госпитализации – «желание быть здоровым». Осознание самими детьми необходимости госпитализации – главная причина спокойных поведенческих реакций в этой группе больных. Отсюда следует, что у старших детей желательно вырабатывать при госпитализации активную установку на лечение в стационаре.

Во второй группе больных (с умеренно выраженной негативной реакцией на госпитализацию) 50% составили школьники, а остальные – дети ясельного и дошкольного возраста. Большинство из этих детей (93%) были единственным ребенком в семье.

В третью группу (с резко выраженной негативной реакцией на госпитализацию) вошли преимущественно дети раннего возраста, из них 60% - из организованных коллективов в возрасте до 3 лет и впервые госпитализированных в стационар. Единственным ребенком в семье были 80% детей третьей группы.

У девочек негативные реакции наблюдались чаще, чем у мальчиков.

Таким образом, наблюдения показали, что реакция детей на госпитализацию может быть как спокойной, так и резко выраженной негативной. Из всех факторов, которые могут влиять на характер поведенческих реакций ребенка при госпитализации, на первое место следует поставить возраст и воспитание в семье (число детей в семье), а затем – частоту госпитализации и пребывание в организованном коллективе.

Почему столь важно правильно оценить характер эмоционально-поведенческих реакций у ребенка еще в приемном отделении? Потому что эмоциональный стресс при госпитализации может повлиять на ход адаптации к пребыванию в стационаре, эффективность лечения и сроки выздоровления.

Медицинская сестра и больной ребенок - создаем благоприятную обстановку

Думается, что если медицинская сестра уже при оформлении титульной стороны истории болезни обратит внимание на указанные нами факторы, то она в какой-то мере сможет прогнозировать возникновение негативных реакций при последующем осмотре и обследовании ребенка. Сможет предупредить их появление или уменьшить их выраженность путем создания оптимальной психологической обстановки в приемном отделении в данный момент.

В этой связи важную роль играет соответствующее оформление приемного отделения: яркие игрушки, картины ни стенах с изображением любимых героев из детских сказок, стенды со снимками детей, находящихся в стационаре, и пр. Все это переключает внимание ребенка, меняет его представление о больнице, ослабляет негативную реакцию на разлуку с близкими людьми.

Должна уметь создать такую обстановку и так подойти к больному ребенку, чтобы не запугать его предстоящим осмотром, а сделать его занимательным и интересным.

Можно по этому поводу привести воспоминания профессора С.С. Вайля о том, как хороший детский врач, лечивший его маленького внука, первый осмотр начал с того, что предложил малышу нажимать поочередно на пуговицы своего пиджака, и каждый раз при этом пищать по-разному. Ребенок охотно включился в игру, и осмотр был уже продолжением забавы. Каждого последующего посещения врача он ожидал не со страхом, а с нетерпением.

Очень важен в работе сестры приемного покоя хороший эмоциональный тонус – улыбка при обращении к ребенку, приятный ласковый голос, спокойный разговор. При обращении к больному ребенку нельзя «сюсюкать», искажать слова, разговорная речь должна быть правильной.

Медицинская сестра и больной ребенок - беседа с родителями

К родителям ребенка желательно обращаться по имени отчеству, на «Вы». Такая форма обращения ориентирует родителей на соответствующую форму обращения к медицинской сестре.

Во время беседы с родителями большое значение имеют тональность голоса, выражение лица медицинской сестры . Нельзя допускать, чтобы расспрос родителей о болезни ребенка звучал «как допрос».

Подавленная болезнью ребенка и предстоящей разлукой с ним, мать в таких случаях начинает волноваться, отвечает односложно на задаваемые ей вопросы. Тревога матери передается ребенку. Все это может усилить негативную реакцию на госпитализацию.

В подобных случаях врачу придется приложить немало усилий, чтобы восстановить контакт с родителями. Лучший способ расположить мать к себе – сказать несколько хороших слов о ее ребенке. Ведь дети всегда восхищают своей непосредственностью, они всегда по-своему красивы.

Негативные реакции на госпитализацию у детей усиливаются в случаях, если родители не могут сдержать своих чувств, при больных детях – плачут или «причитают» перед разлукой с ними. Больной не должен видеть слезы, тревогу в глазах матери.

В подобных случаях нужно успокоить, отвлечь каким-либо разговором, сообщить ей, в каком отделении будет находиться ее ребенок, дать номер телефона, по которому близкие могут получить сведения о состоянии ребенка, указать, в какое время дня можно звонить для этого в детское учреждение.

По мнению медицинских сестер приемных отделений, психологическая подготовка матери перед направлением ребенка в стационар должна проводиться еще в поликлинике.

Таким образом, в приемном отделении должно быть исключено любое психотравмирующее воздействие на ребенка и родителей. Необходимо учитывать эмоциональный статус ребенка при поступлении в больницу. Это позволит более эффективно осуществлять контроль адаптации к стационару и прогнозировать ее нарушения.

Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

Общение педиатра с детьми и их родителями

======================================================================

ПЛАН:

Общение врача с ребенком
Бесконфликтное общение врача с родителями детей-пациентов
Психология общения с родителями на педиатрическом приеме
Педиатру-онкологу: о проблемах общения с родителями онкологически больных детей
========================================================================

Общение врача с ребенком

Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

Клиническое интервью (беседа с пациентом) имеет большое значение для вовлечения пациента и его родственников в активную терапевтическую программу. Врач общей практики должен заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье своих маленьких пациентов. Клиническое интервью служит прежде всего для сбора информации и выявления нарушений поведения. Практическая часть клинического интервью в большинстве детских клиник и учреждений общего профиля - это простой сбор медицинских сведений, которые имеют отношение к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. Другие аспекты жизни пациента, в частности психосоциальные, часто остаются вне поля зрения врача. Однако наличие психосоциальных проблем оказывает значительное влияние на течение болезни, выполнение рекомендаций по ее лечению и даже служит основным поводом для посещения врача. Кроме того, коррекция поведенческих нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния ребенка подобно вождению автомобиля вслепую. Педиатр может использовать клиническое интервью для выяснения эмоционального статуса пациента, поиска вероятных причин психосоциальных нарушений в контексте семьи. Знание вех развития ребенка и критериев оценки внутрисемейных отношений необходимо для успешного проведения клинического интервью и эффективного анализа информации, полученной в процессе беседы. Понимание эмоционального статуса ребенка или способность вникать во внутренний мир семьи в равной степени зависит от специфических навыков врача и индивидуальной манеры его общения. Первая цель - найти общий язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше шансов найти с ним общий язык. Краткий экскурс в историю становления навыков при развитии ребенка облегчает эту задачу. Однако есть несколько основных принципов ведения беседы при сборе анамнеза, которые полезно сразу принять во внимание. Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко затрагивать частные интимные вопросы, но без ответов на них врач не может быть уверен, что пациент (или его семья) доверительно относятся к врачу и готовы сообщить ему необходимые факты. Важно придерживаться адекватной продолжительности визита. общение врача с ребенком Учитывая психосоциальное и физиологическое состояние ребенка, который впервые пришел к врачу, беседа не должна длиться более 30-40 мин - это время, необходимое для выяснения основных, наиболее значимых деталей. Очень важно рационально использовать время в процессе беседы с пациентом. При каждом последующем визите врач имеет возможность дополнить сложившееся у него представление о пациенте, если вначале удалось добиться взаимного доверия. Педиатру необходимо быть открытым, его вопросы следует строить таким образом, чтобы на них нужно было отвечать развернутой фразой, а не коротким, односложным ответом. В процессе клинического интервью в центр внимания следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается довольным вниманием врача. На практике при четко сформулированных вопросах во время беседы и живом интересе к пациенту клиническое интервью может занимать не больше времени, чем обычный осмотр. Построение диалога таким образом, чтобы он был нацелен на обсуждение проблем пациента и членов его семьи, в дальнейшем позволяет избежать диагностических ошибок. Кроме того, клиническое интервью можно разбить на несколько частей, например: часть вопросов можно задать родителям в начале осмотра, часть - в процессе физикального осмотра ребенка и часть - по его окончании. Каждый пациент, приходя к врачу, боится не быть услышанным, поэтому стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему. Большую долю информации можно получить, сосредоточившись на невербальных каналах. Как врач, который пальпирует, но не применяет аускультацию при физикальном осмотре, может пропустить важную информацию, так и врач, который не обращает внимание на выражение лица и жестикуляцию, может не заметить существенных фактов, касающихся психического статуса пациента. Например, подросток с опущенным взглядом печальных глаз, безусловно, находится в состоянии дискомфорта. Если врач этого не замечает и аккуратно не поинтересуется причинами такого состояния, лечение может оказаться неэффективным. Кроме того, если внутренние потребности пациента не удовлетворены, он может обращаться за помощью к другим врачам. Эффективность клинического интервью значительно повышается при разумном анализе невербальной информации. Часто внутрисемейные проблемы (например, когда родители не могут найти общий язык со своим ребенком) словесно не обсуждаются с врачом, но о них можно узнать из невербальных источников. Как правило, в процессе беседы такая невербальная информация предоставляется, но врач должен правильно расценить ее. Нужно помнить, что информацию не всегда можно выразить словами, поэтому врачу также следует использовать невербальные приемы во время беседы с пациентом. Например, такие банальные приемы, как внимательный взгляд и спокойный тон голоса во время объяснения терапевтических рекомендаций, увеличивают степень понимания пациентом и его родителями излагаемых фактов. Четко написанные инструкции в сочетании с подробным объяснением, почему их необходимо выполнять, еще более улучшают качество терапии. Иногда, при необходимости, может быть полезным позвонить родителям по телефону и еще раз напомнить о каких-либо важных терапевтических рекомендациях. При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития. Ниже приведены некоторые советы по ведению разговора с детьми разных возрастных категорий.



Беседа врача со школьником. Анализ родителей ребенка школьного возраста Когда дети достигают школьного возраста, для успешного ведения разговора врач должен поинтересоваться их увлечениями. Обнаружение специфических интересов или высказываний у пациента позволяет выявить нарушения поведения и наметить пути их преодоления. Основная проблема у школьников связана с отношениями внутри семьи. Возрастает число страхов, которые необходимо выявить во время клинического интервью. Само посещение врача, особенно в сочетании с имеющимися трудностями чтения, внимания, аномальным поведением, тревожностью и другими подобными симптомами, очень болезненно переносится ребенком и его семьей. Врач должен поинтересоваться, с кем ребенок находится дома и как он проводит свое свободное время. Ребенок, у которого нет лучшего друга (подруги) или который протестует против заботы родителей, нуждается в совете врача. Это тем более верно, если ребенок плохо учится в школе или родители описывают проблемы, связанные с поведением. В таком случае кроме родителей необходимо встретиться с учителем ребенка для выявления поведенческих проблем и специфических нарушений при тестировании (например, с помощью опросника поведения детей). Однако следует помнить, что результаты психологического тестирования не являются основанием для выставления психиатрического диагноза. Родители ребенка школьного возраста сами могут находиться в состоянии стресса. Педиатр должен интересоваться жизнью родителей, причем задавать такие вопросы о социальном поведении их ребенка, которые требуют развернутого ответа и позволяют обсудить стрессовые факторы. Особенно важно на каждом этапе развития выявлять семейные ссоры и факты рукоприкладства (жестокое обращение с ребенком в семье). Родители нередко испытывают смущение и стыд по поводу жестокого обращения с ребенком, поэтому выявить этот факт врач часто может только с помощью настойчивых вопросов. У ребенка школьного возраста напряженные отношения между родителями и жестокое обращение с ним вызывают смущение и страх; нехарактерно, чтобы ребенок стал обсуждать эти вопросы добровольно. беседа врача со школьником Между тем именно эти проблемы вызывают большое число заболеваний и иногда даже приводят к летальному исходу. Некоторые врачи общей практики стесняются спрашивать своих пациентов и их родителей о внутрисемейных ссорах, однако о них никогда не следует забывать. Например, можно сформулировать свой вопрос следующим образом: во время разговора с родителями я всегда интересуюсь, каких наказаний они придерживаются, - такой оборот предполагает, что для педиатра важно знать о ссорах и фактах рукоприкладства (жестокого обращения) внутри семьи. Следующий вопрос может звучать так: вы знаете, что непослушных детей родители наказывают, в том числе физическими методами? есть ли такие проблемы в вашей семье? Избегая давления на родителей, нужно аккуратно собрать сведения относительно того, кто является жертвой и кто применяет физические наказания. Однако родители иногда легче рассказывают о том, что не касается собственно ребенка, поэтому врач должен придерживаться четкой линии беседы. К сожалению, не существует статистических данных о том, какими внешними признаками отличаются семьи, где существует насилие. Это явление чаще встречается у родителей-одиночек, однако этому подвержены представители всех социальных слоев. Если педиатр узнает о том, что в семье применяются физические методы наказания, он должен выяснить, какие ситуации приводят к этому и каким образом можно их избежать. О фактах физического насилия врач обязан сообщать в органы социальной защиты, где оказывается необходимая помощь. Врач должен как минимум сообщить жертве насилия телефон доверия и назначить повторный визит через 2 нед. Если при психологическом тестировании у родителей обнаруживаются нарушения, очень вероятны проблемы внутри семьи. Поведенческие нарушения у одного из родителей негативно влияют на ребенка и способствуют развитию у него нарушений поведения. Особенно важно выявлять агрессию, пристрастие к наркотикам и алкоголю или смену внутрисемейных ролей (например, когда ребенок ухаживает за взрослым, а не наоборот).