Воспитание личности через интегративную музыкальную деятельность. Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников

Светлана Степановна Уфимская
Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменениями мировоззрения педагога и идеологии образования.

В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в художественно-эстетическом развитии, связаны с решением таких важнейших вопросов как определение природы, специфики и структуры комплекса музыкальности , возможностей и закономерностей развития, соотношения врожденного, индивидуального и социального. Если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально -художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, то не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно позволить каждому ребенку реализовать себя в сфере музыкального искусства .

Т. С. Комарова, исследователь в области педагогики и психологии, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей , охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами ».

Важными являются выводы психологов о том, что у ребенка процесс познания происходит при участии всех анализаторов процессе деятельности. Познание, осуществляемое через зрительное восприятие , является лишь частью всего процесса познания ребенком действительности. Интеграция разных видов искусств в образовательном процессе дает возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такую цель ставит современное образование перед педагогами –создание целостного образа мира у ребенка.

Главным в воспитании и является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся исследованием проблемы интеграции , определяя принцип интеграции как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников , предполагаем, что процесс интеграции будет более успешным при следующих педагогических условиях :

синтез искусств (выход за рамки одного искусства) ;

Связь ближайшим окружением (природой, культурой, семьей,

традициями;

Сотворчество (взаимодействие друг с другом) ;

обучение в действии : слышу –чувствую – делаю (перенос акцента с восприятия на творческое самовыражение);

Активные организационные формы (исследование, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники).

Особенность организации интегрированного процесса характеризуют четыре аспекта : интеграция (синтез ) видов искусств (литература, поэзия, музыка , живопись, театр, хореография, архитектура, интеграция образовательных областей, интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки , игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, рисование, лепка и т. д., интеграция качеств личности , которые выступают целевыми ориентирами возможных достижений ребенка.

Интеграция –это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей . Это, во- первых, изменение педагогического мировоззрения, изменение сознания, Во-вторых, это самообразование, самовоспитание , самосовершенствование педагога. В –третьих это ориентация на развитие дошкольников , а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в воспитании переносится на творческое проявление ребенка, на формирование у ребенка желания развивать в себе творца. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса исходя из образовательных задач и возможностей детей.

Музыкально –эстетическая деятельность отличается от других видов эстетической деятельности эмоционально-чувственным и художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки , раскрытия ее личностного смысла с целью творческой самореализации личности.

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку? Что заставляет растущего человека, свободного в своих проявлениях, с завидным постоянством выбирать деятельность, связанную с ней?

музыка – это самовыражение . Ребенок - это своего рода готовый музыкальный инструмент , открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке .

музыка - это взаимопонимание. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.

Разнообразие музыки предоставляет ее органичное включение в любое событие жизни ребенка.

музыка – сам ребенок . Многообразие музыки равно многообразию растущего человека.

Музыка вмещает в себя весь мир ребенка, становится языком его души.

Музыкальная деятельность дошкольника синкретична . Он не просто участник всех ее видов, он зачастую осуществляет их одновременно!

Нормой музыкально -эстетической деятельности в нашем детском саду стали интегрированные занятия , которые помогли дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка , живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств , возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Интеграция различных видов искусства позволяет проводить занятия интересно и увлекательно . Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ . Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему : «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого : мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Особенности возраста и опыта дошкольника требуют дифференциации задач. Поэтому задачи во всех возрастных группах ориентированы строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию , от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер : «Весенняя капель» , «Зимушка - зима» , «Осенний хоровод» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям : «Под голубыми небесами.» , «Идет волшебница зима» , А. Пушкина или «Заколдован невидимкой» , «Белая береза» С. Есенина «Бураны, вьюги да метели, Валентина Берестова и др. С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку . Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах , в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и знакомства с музыкой композиторов - классиков, то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Прежде всего, это возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки . Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Интегрированные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно использовать музыку композиторов , которые являются подлинным образцом мировой музыкальной культуры . Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления , ребенок привыкает к языку интонации народной, классической и современной музыки , постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Хочу остановиться на некоторых интегрированных занятиях , составленных мною, отличаются разнообразной структурой : «Колобок» -включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по русской народной сказке и русского музыкального фольклора – песня , частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.

Дети, в ходе театрализованного действия по сказке, проявили свое творчество в русской песне (обыгрывая ее, исполняли частушки, с удовольствием водили хороводы, танцевали русские танцы, играли на детских музыкальных инструментах .

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» объединили музыку , познание, художественную деятельность. В ходе занятия дети выразительно исполняли песни об осени, передавали в пластических этюдах свое восприятие «Осенней песни» П. И. Чайковского. Слушали замечательные стихи русских поэтов. А в конце занятия выполнили творческую работу в технике акварельного размыва «Мое цветомузыкальное настроение » .

«Зимнее настроение» так же объединило музыку , познание и художественное творчество. Дети с удовольствием читали стихи А. Пушкина, С. Есенина, В. Берестова, слушали и эмоционально откликались на музыку А . Вивальди, П. И. Чайковского. Обогатили знания детей о зиме, ее признаках просмотр видео – слайдов «Зима» (картины русских художников Шишкина, Сурикова, Саврасова и многих других). Завершением занятия стала творческая работа «Зимнее настроение» .

Старший дошкольный возраст интегрированное занятие Этих дней не смолкнет слава» интеграция образовательных областей «Художественно –эстетическое развитие» , форма НОД : музыкально-художественная , чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

Младший возраст «Кто шагает по снегу?» интеграция музыка , познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. Дети слушают музыку и представляют , кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные» . Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая , медленная, находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом) . С возрастом я усложнила содержание занятий. Очень нравятся детям занятия на следующие темы : «Новогодние чудеса» , «Кто в теремочке живет?» , «Музыка леса » . Свои впечатления от восприятия различных музыкальных образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках.

В своей работе использую педагогические инновационныe технологии : Т. И. Петрова, Е. П. Сергеева, 2000г., «Театрализованные игры в детском саду» М. Д. Маханева, 2001г., «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия ) Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, 2005г. Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированныe занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников .

6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.

7. Кузнецова Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 18-24.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.

9. Подпругина В. В. Исследование представлений об эмоциях у детей с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 2. - С. 59-61.

М. Б. Королёва

Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников как средство гармоничного развития

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

Важность дошкольного возраста в развитии человека трудно переоценить. Дошкольное детство играет огромную роль в становлении личности, определяя ее развитие на последующих этапах жизни людей, и отличается существенными физиологическими, социальными и психологическими изменениями.

Большую роль в гармоничном и всестороннем развитии детей играет музыка. Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка. Главная задача музыкального воспитания дошкольников -развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.

Музыка имеет огромное значение в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности ребенка. Воздействуя на подсознание, она имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу детей, что приобретает сегодня особую актуальность. Музыкальное искусство отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, природе, быте, традициях.

Певческая деятельность способствует развитию речевых и коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Существует взаимосвязь между музыкальным и физическим воспитанием детей. Музыка оказывает влияние на процесс их физического совершенствования, жизненный тонус. В процессе выполнения танцевальных движений формируется осанка, пластичность, выносливость. В процессе певческой деятельности формируются правильное дыхание, улучшается осанка, развивается артикуляционный аппарат.

Каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение: певческая деятельность способствует развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря, развивает познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, умственные способности, необходимые для научного, математического мышления, способствует формированию правильной осанки, развивает коммуникативные навыки; знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности; музыкально-ритмические движения, совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, воспитывают эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение. Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка. Использование всей совокупности названных форм приобщения старших дошкольников к музыкальному искусству в конечном счете приводит к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию личности.

Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет выстроить ребенку системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает детей к дисциплине мышления и помогает овладеть сравнением, сопоставлением, анализом, синтезом, обобщением.

Интегрированные занятия обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным творчеством и литературой. Взаимосвязь этих компонентов дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка.

В работе с дошкольниками мы используем интегрированные занятия, объединяющие слушание музыкального произведения, пение, музыкально-ритмическое движение, изобразительную деятельность и художественное слово. На этих занятиях дети учатся раскрывать музыкальные образы с помощью изобразительного искусства. Процесс интеграции разных видов искусства способствует формированию художественно-творческих способностей детей. В этом процессе искусство выступает фактором формирования лич-

ности. В дошкольном образовательном учреждении традиционно используют изобразительное искусство и музыку, так как данные виды искусства лежат в основе других искусств .

На наших занятиях интеграция объединяет музыку с изобразительным искусством, развитием речи и ознакомлением с окружающим миром. В интегрированных занятиях знания об окружающем мире, природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления материального мира в художественных и музыкальных образах. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний складывается более полное, многогранное представление о мире.

Интегрированные занятия «Мы рисуем музыку», включающие в себя пение, слушание музыкального произведения, ритмику, художественное слово и изобразительную деятельность, помогают создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. На этих занятиях дети чувствуют себя более раскованными, раскрепощенными, самостоятельными, реализуют свои творческие возможности. Тематика занятий перекликается с темами по слушанию музыки (времена года, образы животных и птиц, сказка в музыке и другие). К этим темам мы добавляем разделы, посвященные русским обрядовым праздникам (Масленица, Пасха), экологическим праздникам (День птиц, День Земли, День цветов), патриотической и военной тематике (День Победы, День снятия блокады Ленинграда, День России, День города, День матери, День защитника Отечества). После таких занятий традиционно устраивается выставка рисунков, которые дети нарисовали.

Например, ко Дню матери мы проводим интегрированные занятия, в которых участвуют и мамы воспитанников. Эти мероприятия включают в себя песни о маме («Я рисую солнышко», «Добрая, милая мама» и другие), танцевальную ритмику («Топ-топ, топает малыш», «Разноцветная игра» и другие), стихи, слушание песен на данную тему («Мама - первое слово», «Песня о мамонтенке» и другие), игры с мамами. В заключение дети говорят своим мамам ласковые слова, рисуют открытки-сердечки, которые затем дарят им.

Обязательно присутствует совместная деятельность: мамы на листе бумаги обводят ладошку своего ребенка, а дети ее раскрашивают. После этого мы прикрепляем все ладошки на лист ватмана, в центре которого нарисовано солнышко без лучиков - и у нас получается веселая разноцветная картинка. Иногда тематика совместной работы с мамами изменяется: дети из своих ладошек составляют красивый букет тюльпанов или выкладывают волшебную птицу.

После знакомства с музыкальной пьесой Э. Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») мы сначала мысленно вместе с ребятами пытаемся представить картину пробуждающейся природы. Для этого вспоминаем знакомые стихотворения и рассказы по данной теме («Утро в горах» Ф. Тютчева, «Утром солнышко проснулось» А. Вишневской, «Утро» И. Бунина, «Ясно утро. Тихо веет» И. Никитина). Дети придумывают свои описательные рассказы (например, утро в горах, утро в лесу и т. д.), после изображают свои фантазии в рисунках. Во время рисования обязательно звучит музыка этого произведения.

После рисования ребята придумывают танцевальные импровизации на музыку этого произведения, превращаясь в бабочек, облачка, солнечные лучики и т. д. В заключение мы устраиваем выставку детских работ, на которую приглашаем всех воспитанников учреждения, и еще раз прослушиваем музыкальное произведение одновременно с просмотром видеоклипа по теме.

Следующее занятие начинаем с рассматривания детских рисунков и обобщения. Это помогает лучшему запоминанию музыкального произведения и способствует расширению кругозора, обогащению словаря и развитию фантазии и воображения старших дошкольников.

Также интегрированные музыкальные занятия с включением изобразительной деятельности всегда предшествуют постановке музыкальных спектаклей. Дети читают сказки, рисуют, лепят, конструируют из бумаги героев спектакля. В течение занятия они придумывают танцевальные композиции, которые могли бы исполнить персонажи.

Вообще, любой детский праздник (особенно выпускной бал) представляет собой интеграцию различных видов детской деятельности. Традиционно используются развитие речи посредством чтения стихотворений, различные виды музыкальной деятельности, музыкально-театральная деятельность. Также добавляются элементы изобразительного творчества (например, в конкурсах «Нарисуй букет цветов для мамы», «Дорисуй картинку» и т. д.), спортивных соревнований, математики (на выпускных праздниках всегда присутствуют математические задачи и примеры в игровой стихотворной форме. Например:

«Возле избушки плачет коза:

"Сбежали козлята мои, кто куда:

Один - в лесок, другой - за стог,

А третий козлёнок спрятался в бочонок!"»

Сколько козлят в избушке сидят?)

Очень любят дошкольники музыкально-спортивные развлечения, посвященные Дню защитника Отечества «А ну-ка, папы», где используются различные виды музыкальной деятельности, элемен-

ты спортивных соревнований, литературное творчество и конструктивная деятельность (например, изготовление вместе с папами бумажных корабликов и самолетиков; военной техники из мягких модулей и т. д.).

Предложенные пути и способы интеграции музыки с изобразительной, конструктивной деятельностью, литературным творчеством позволяют гармонично включить музыку в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Объединение и комбинированное использование всех видов детской деятельности будет способствовать эффективности развития детей во всех направлениях: физическом, интеллектуальном, нравственном развитии и активизации их творческих способностей в процессе межличностного общения.

Список литературы

1. Адамова О. А. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сб. науч. ст. / под ред. Л. С. Колмогоровой. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 347-353.

2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

М. Ю. Коршунов

Исследовательский метод как средство развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении географического краеведения

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

В связи с этим задача развития самостоятельной деятельности учащихся и соответствующие личностно ориентированная и дея-тельностная парадигмы образования во всех смыслах и аспектах отражают основные идеи процесса модернизации. Традиционная установка на передачу от учителя к учащимся необходимого запаса знаний становится неэффективной. Важно процесс обучения строить таким образом, чтобы включить учащихся в самостоятельную деятельность познавательного, коммуникативного и праксиологического характера. Это тем более важно, что, какие бы знания и в ка-

Цыпляева Алла Викторовна,

аспирант МГГУ им. М. А. Шолохова
преподаватель Детской школы искусств, Луховицы
[email protected]

Период детства характеризуется объективным проявлением талантов, которые в силу имеющей место общей закомплексованности детей часто бывают скрыты. Выявление индивидуальной одарѐнности ребѐнка в различных областях общественной деятельности является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Благодаря системе дополнительного образования мы получили уникальную возможность приобщить к художественному творчеству практически каждого ребѐнка. Смогли заниматься творчеством дети из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей, не имеющих возможности оплачивать обучение в платных учебных заведениях.
Музыкальное воспитание можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание еѐ содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека .
Функции музыкальных, и в частности хоровых, занятий многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача преподавателя – заинтересовать детей, привить им любовь к музыке. Самое главное, что нужно иметь в виду, – необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе, и в общении. Детей гораздо легче настроить на шутку, на игру, на эмоциональный взрыв, чем на серьѐзную изнуряющую работу. Их эмоциональные всплески гораздо труднее успокоить. Их обиды, обоснованные и без оснований, вспыхивают мгновенно, так же, как и реакция на эти обиды. Их внимание кратковременно, их неусидчивость известна. Но все эти и многие другие трудности работы с детьми компенсируются их большой непосредственностью, открытостью, удивительными всплесками откровений в мышлении и совершенно особой красотой звучаний детских голосов.
Музыкальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй ребѐнка, но и на его умственное развитие с учѐтом возрастной психологии. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, воспитание ладового чувства связано с развитием способности нервной системы процессов торможения и возбуждения и других процессов, протекающих в организме.
Эта способность лежит в основе поведения человека и оказывает влияние и на физическое здоровье детей:

  • развивает дыхательные мышцы;
  • укрепляет нервную систему;
  • помогает устранению дефектов речи (заикание, картавость, гнусавость).

Основной формой обучения музыке и музыкального воспитания является хоровое пение, так как оно оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы сплочѐнности, формируя социальную личность. Хоровое пение обладает большой силой эмоционального воздействия и является эффективнейшим средством воспитания эстетического, художественного вкуса, инициативы, фантазии, творческих способностей, определяя, таким образом, моральный облик личности.
Однако, несмотря на важность и актуальность музыкального воспитания и, в частности, хорового пения как неотъемлемую часть комплекса развития личности обучающегося, наша педагогика далеко не исчерпала все формы и методы работы с детьми, особенно на современном переломном этапе развития страны. Поэтому возникает необходимость исследовать, развивать и совершенствовать новые перспективные и более эффективные методы воспитания социально-творческой личности школьника в условиях дополнительного музыкального образования.
Период перестройки приносит нам как положительные, так и отрицательные стороны. Так, в нынешних условиях появилась возможность расширять сеть новых музыкальных учебных заведений различных типов на условиях самоокупаемости (хозрасчѐта), изменять содержание учебных планов, программ с учѐтом возрастающих потребностей в специалистах, разрабатывать самим учебным заведениям новые учебные программы, вводить в учебные планы новые предметы.
Но в то же время большое количество молодѐжи ринулось в коммерческую деятельность. Меняется психология детей. Родителей больше беспокоит финансовое благополучие детей, чем призрачное музыкальное будущее. В связи с этим образовался отток части талантливых детей из учреждений дополнительного музыкального образования (детских музыкальных школ, школ искусств, центров развития творчества и т. д.). Сократилась финансовая поддержка государственными структурами ДМШ.
В этих условиях с особой остротой проявляется проблема интереса, увлечѐнности детей музыкой как фундаментальная проблема учреждений дополнительного образования. Обществу необходимы активные творческие люди. Как же сделать так, чтобы разбудить в детях интерес к самим себе? Какое найти объяснение, что самое интересное скрыто в них самих, а не в новомодных игрушках и компьютерах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?
Психологи определяют творчество как мощный фактор развития личности, определяющий его готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведѐт к новым способам решения проблемы или новому способу выражения.
Важными являются особые педагогические условия, способствующие более эффективному и качественному развитию социально-творческой личности. Такими условиями должен стать комплексный подход, выраженный через: обеспечение единства целей, задач, содержания и методов обучения; организация воздействия на все сферы личности ребѐнка. При обучении с помощью комплексного подхода ребѐнок получает возможность воспринимать окружающий мир как поле деятельности для творчества, где пение рассматривается как средство реализации его творчества.
Формирование интереса к музыке и, в частности, к хоровому пению в настоящее время, видится в интегративной музыкальной деятельности. «Интегративное привлечение разных видов искусства, имеющее некоторое родство с идеями К. Орфа, способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – всѐ это включается в поток детского творчества».
Музыкальная деятельность реализуется, как выражался И.М. Сеченов, чувствованиями, т. е. определѐнного рода ощущениями и восприятиями. И.П. Павлов говорил о том, что именно сенсорная часть всякого рефлекторного акта является активной, творческой, а двигательная является служебной, исполнительской. Соответственно, можно полагать, что важнейшее значение в музыкальной деятельности имеют сенсорные процессы, прежде всего процессы развития музыкального слуха. В 20-х годах XX в. С. Т. Шацкий говорил о приоритете труда, игры и искусства при организации видов деятельности в процессе воспитания детей.
На сегодняшнее время необходимы способы реализации остроактуальных и труднорешаемых проблем. Е. И. Юдина отметила такие, как:

  • идея развивающейся личности в развивающемся мире;
  • самодвижение, саморазвитие, самостроительство человека, его духовности в свете восстановления культурообразующей и личностно развивающей функции образования;
  • формирование основ гуманитарной культуры личности;
  • формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной, практически-трудовой, исследовательской видов деятельности.

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели. Для чего нужны хоровые занятия? Главная цель – это не отчѐтные концерты, не участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, а развитие творческих способностей детей, эстетических, эмоциональных чувств, нравственной позиции, человеческой морали и активной жизненной позиции. И именно хоровое пение, как самое доступное для детей, является главным, ведущим способом музыкальной деятельности детей. Для этого нужно сделать учебный процесс интересным, увлекательным, показать детям красоту звучания певческого голоса. И подход к развитию личности ребѐнка должен быть комплексным; обучение неразрывно связано с воспитанием, классная и внеклассная работа должны быть подчинены одной цели – комплексному воспитанию личности.
Девиз преподавателя – нести детям радость общения с музыкой, радость познания, радость труда, концертных выступлений, преодолений трудностей, радость успехов и т. д.
Если ребѐнку интересно на занятиях, он не станет отвлекаться и заниматься делами, не связанными с музыкальной деятельностью. Для достижения этой цели необходимо учитывать следующие факторы:

  • основные возрастные особенности детей;
  • знания разносторонних особенностей в преподнесении материала; в понимании того, что преподаватель хочет дать и взять, в умении увлечь ребѐнка своим замыслом;
  • построение, планирование, форма музыкальных занятий;
  • умение подобрать наглядный и дидактический материал, разработка сценария каждого занятия;
  • умение выбрать нужную методическую программу по каждому виду деятельности и правильно воспользоваться ею, грамотно применить в работе.

Виды музыкальной деятельности могут быть довольно разнообразными. Совсем не обязательно, чтобы каждое занятие проходило по одной и той же схеме. Возможен вариант, что один раз будет больше времени уделено пению, в следующий – слушанию, потом – обсуждению музыкального материала и т. д. Главное – дать возможность каждому «побыть» композитором, музыкантом – исполнителем, актѐром, хореографом, исследователем и т. д. При этом можно будет наблюдать, насколько больше становятся творческие возможности детей, богаче фантазия. Содержание таких занятий должно быть образно, наглядно и увлекательно.
По свидетельству учѐных, люди, испытавшие радость творчества, совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях.
Неважно, чем в будущем придѐтся заниматься нашим ученикам: строить дома, лечить людей, учить детей и т. д. Значение имеет, что они будут делать это творчески, с фантазией, любовью, выдумкой. Творческий, социально адаптированный человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее общаться.
Приведѐм вкратце некоторые виды деятельности.
Речевые упражнения: поиск рифмы, сочинение стихов, поиск выразительных речевых интонаций и т. д. Движение: координация движений в связи с ритмом, координация движений в связи с звуковысотностью и штрихами и т. д. Театральная, творческая игра: ролевая игра по заданной песне, импровизация на музыкальное произведение без текста и т. д. Импровизация: подбор классического музыкального произведения под определѐнное стихотворение, составить программу концерта из произведений классиков и т. д. Пение: сольное, хоровое, ансамблевое и т. д. Слушание произведений отечественной и зарубежной классики и современных композиторов. Усвоение понятий музыкального, театрального и художественного видов искусства. Кроме таких заданий, в урочное время необходимо также включать задания по самостоятельному слушанию музыки великих мастеров с последующим обсуждением услышанного.
Одним из главных критериев заданий на занятиях должна быть их содержательная сторона, нацеленная на личностную значимость для каждого воспитанника, на поиск личностного смысла.
Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает преподавателя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. Во время занятий хорошо проводить в меру подвижные музыкальные игры с обязательным отдыхом перед началом пения.
Таким образом, образовательный материал можно расположить по следующей схеме:

  • творческая деятельность – речевая, пластическая, театральная, музыкальная, иная;
  • творческое самообучение танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию, в т. ч. средствами аутомоделирования и двигательно-изобразительной наглядности;
  • импровизации – вокальные, инструментальные, пластические;
  • усвоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность;
  • усвоение понятий музыкального искусства через адекватную творческую деятельность с систематизацией круга музыкальных предпочтений.

Актуальной в педагогическом процессе является возможность вызвать эмоциональный отклик на музыку, пробудить интерес к искусству, воспитать способность чувствовать в красоте музыкальной интонации отражение духовности человека. Сопричастность к ней через механизмы музыкального восприятия создаѐт необходимые предпосылки для эстетического воспитания ребѐнка средствами музыки.
Важным является активное посещение экскурсий, концертных залов и театров. Приобщение как к классической, так и к современной музыке является средством формирования художественно-эстетической культуры. Необходимо участие в различных конкурсах и концертах. Коллективная творческая работа детей не только способствует их всестороннему развитию, но и формирует их нравственные качества, идейные убеждения, а сознание того, что участник хора – это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у детей на всю их сознательную последующую жизнь.
Немалую роль играют также беседы с родителями воспитанников о значении музыкальных занятий для общего воспитания ребѐнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к нему. Дети в своих увлечениях подчас непостоянны, поэтому твѐрдая заинтересованность родителей в посещении их ребѐнком хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно, чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребѐнка.
Все преграды в работе с детьми преодолимы, если преподаватель любит своих воспитанников, постоянно совершенствуется в профессии и обладает незаменимым для учителя качеством, о котором великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Важнейшей добродетелью педагога, было, есть и будет – терпение» .

Литература

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1–7 классы. – Волгоград: «Учитель», 2009.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
3. Олейник М.А. Формирование личностно-ориентированного профессионального мышления будущих учителей музыки. Автореферат. – Волгоград, 1996.
4. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приѐмы и задания. – Ярославль: «Академия развития», 2007.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
6. Шацкий С.Т. Что такое клуб?// Избр.пед.соч. в 2 тт., т. 1 – М., 1980.
7. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества – М.: «Аквариум ЛТД», 1999г.
8. Развитие детского голоса. Под ред. В.Н. Шацкой. Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР». – М.: 1963.

Корж Илона Робертовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№4
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В практической работе музыкального руководителя с детьми в дошкольных учреждениях используются различные построения музыкальной деятельности детей. Одним из них является интегрированное занятие.

Тема в нем воплощается посредством различных видов деятельности. В основе лежит один тематический образ, который раскрывается в различных областях искусства и творчества детей.

Основной интегрированных занятий является целостность художественного восприятия. Важность этого особенно актуальна для детей дошкольного возраста, поскольку у них наблюдается синкретичность восприятия. Благодаря интегрированным занятиям становится возможным единое художественно-образное постижение мира.

Музыка, литература и изобразительная деятельность охватывают целиком весь мир человека. Поэтому для ребенка важно единство восприятия всех видов искусств. Ян Амос Каменский писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи.»

Использование интегрированных занятий открывает перед воспитателем и музыкальным руководителем большие возможности. На таких занятиях решаются не только узкоспециализированные задачи, но и более общие. Такие, например, как формирование целостности знания о связи искусства с жизнью человека, задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Особо нужно отметить, что интегрированные занятия дают большой толчок для развития творческих способностей детей. На этих занятиях для них отрываются большие возможности для импровизации, как музыкальной, так и художественной.

На интегрированных занятиях как правило идет закрепление полученных знаний, умений и навыков. Опираясь на уже имеющиеся знания, музыкальный руководитель преподносит знакомый музыкальный репертуар в новом ракурсе, в новой обстановке, тем самым обогащая художественный опыт ребенка. Такие занятия являются обобщением полученных ранее знаний на различных занятиях и в различных видах деятельности, поэтому их целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц.

Проведению интегрированного занятия предшествует большая подготовительная работа. Важная роль здесь отводится совместной творческой работе музыкального руководителя, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности, логопеда. Интегрированные занятия обязательно должны быть заранее запланированы в перспективном и календарном планах каждого из специалистов, обязательно должны быть оговорены тематика, цели и задачи данного занятия. Оговаривается и планируется работа, которую будет проводить каждый педагог по своему виду деятельности, с тем, чтобы интегрированное занятие явилось гармоничным её завершению.

Важную роль играет и создание развивающей среды: использование наглядности, различных музыкальных инструментов, костюмов, элементы декорации, сюрпризных моментов. Все это создает положительный эмоциональный фон и превращается для ребенка в маленький праздник.

Интегрированные занятия можно проводить в любой возрастной группе. Основным критерием выбора темы и материала является доступность, занимательность, целенаправленность и систематичность. Для младших дошкольников такие занятия должны быть связаны с каким-либо конкретным образом (зайка, киска, цыпленок и т.д.), доступным их пониманию. Старшим дошкольникам можно предложить абстрактные темы (времена года, космос, моя Родина).

Использование интегрированных занятий в музыкальном воспитании дошкольников открывает большие возможности для работы в условиях новых образовательных стандартов (ФГОС). Возможность использования современных педагогических технологий делает такой вид деятельности очень эффективным видом музыкального воспитания дошкольников.

Литература:

1.Метлов Н. «Музыка - детям», г. Москва «Просвещение» 1985г.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» г. Москва «Просвещение» 1989г.

3.Рогальская Л. «Нетрадиционные формы работы» ,журнал «Дошкольное воспитание» №2 1995г.

4.Терентьева Н.А. Лекции на кафедре музыки РГПУ им. Герцена

Интегративный подход в музыкальном воспитании дошкольника

Валитова Лариса Владимировна
Описание: статья информирует читателей о значимости интегративного подхода, как одном из основополагающих принципах ФГОС и пропагандирует его значение в общем развитии ребенка.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка
Задачи : - развивать кругозор детей;
- развивать творческие способности детей;
- мотивировать детей и педагогов на разнообразие творческой деятельности.
В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры. Георгий Александрович Струве в своей статье «Духовность – это бескорыстие» рассматривал культуру, как способ жизнетворчества народа. Он подчеркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстраненно.

Освоение молодым поколением нашей национальной культуры должно соответствовать самой ее природе: это должна быть деятельно – созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в нее. Только тогда ее традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека – творца.
По – настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелегкая задача для педагога. Для этого необходимы два условия: наличие педагога – мастера и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребенка.


Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве.
Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке, как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам; задачи развития сенсорного и интонационного опыта.


ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которые должны соответствовать программе дошкольного образовательного учреждения и решать, в том числе, задачи музыкального воспитания. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификацией и возможностями.
В педагогической науке понятие « интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования вносит в содержание образования (за счет интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.


Интегрированный подход позволяет:
обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие развитию;
строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями развития детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка;
основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках НОД.


Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненные под руководством Т С. Комаровой на кафедре эстетического воспитания В МГТУ им. М. А. Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается, по ее мнению, за счет:
интеграции разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно – образного и логического мышления, интеллектуально – эстетическому развитию;
взаимосвязи различного материала и содержания, что повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно – значимой для каждого ребенка;
формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и взаимосвязи всех его составляющих;
включения в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности (что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей);
более эффективного формирования эстетических качеств личности ребенка;
сокращения количества занятий и времени их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т. к. предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности;
осознанного формирования обобщенных представлений, знаний и умений, повышения эффективности воспитания и развития детей.


В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Социализация и коммуникация:
1. Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, развивать навыки игровой деятельности, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.
2. Развивать свободу общения о музыке со взрослыми и сверстниками.
3. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.


Познавательное развитие.
1. Расширять музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства.
2. Развивать сенсорику.
3. Формировать целостную картину мира средствами музыкального искусства, творчества.


Речевое развитие.
1. Развивать устную речь в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений.
2. Учить детей практически овладевать нормальной речью.
3. Обогащать «образный» словарь.


Физическое развитие.
1. Развивать физические качества в ходе музыкально – ритмической деятельности.
2. Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
4. Формировать представления о здоровом образе жизни, релаксации.


Механизмом интеграции на интегрированных музыкальных занятиях является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности: игровой
(как основной вид), коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Такая деятельность соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.


Требования к структуре интегрированных занятий:
четкость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии;
систематичность и доступность изложенного материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.


Наиболее эффективные методы и приемы интеграции: сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (мыслительная, творческий характер мышления), проблемные вопросы, задания типа «как ты узнал», «объясни», разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно – речевым эталоном, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки».
Ребенок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке.


Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.

Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения. Развивается эмоционально – волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Кроме тог, решаются задачи воспитания общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формируются предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранения и укрепления здоровья, коррекции недостатков в физическом или психическом развитии.