Разнообразные формы работы по воспитанию патриотизма в детском объединении. Есть у нашей любимой Отчизны. Методы патриотического воспитания

НАТАЛИЯ КЛЕВИНА
Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания . Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Как же пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить» , потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать . Что же значит быть патриотом своей страны ?

У В. П. Астафьева есть замечательные слова : «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота». В. А. Сухомлинский писал «Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма , мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего…»

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику . Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма , любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно- патриотических чувств , нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем дошкольном возрасте .

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны : «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм . Это уважение к своей Родине и традициям, духовным и ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально- нравственный климат в обществе в целом. В Программе воспитания и обучения в детском саду отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю.

В нашем образовательном учреждении педагоги уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи нравственно – патриотического воспитания через введение в воспитательно образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями. Ведь родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребенка.

Мы, педагоги, работающие и приобретающие опыт в этом важном направлении, осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные , духовные, патриотические чувства . Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности : развивается целостное восприятие окружающего мира , эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Последовательность данной работы в нашей группе представлена в схеме : Семья - Детский сад – Родная улица – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально – чувственном уровне. Используем такие приемы патриотического воспитания , как этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, других стран; знакомство с элементами национальной культуры; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей, сотрудников детского сада, других горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты, как использование наглядного материала (фотографий, репродукций картин, схемы) .

Составляя рассказ, нужно включать вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать.

Рассказывая об исторических событиях, мы стараемся не употреблять даты, т. к. детям дошкольникам недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, стараемся употреблять такие выражения : «это было очень-очень давно» или «это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т. п.

Следует также помнить, что язык рассказа должен быть простым и понятным детям. Для этого необходимо объяснять значение незнакомых cлов.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству.

В своей работе стараемся использовать различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д, так как в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме, так как у детей сохраняется наглядно- образное мышление и для запоминания и усвоения материала нужна опора на визуальные впечатления. При чтении сказок и рассказов с новыми словами, например «прялка» , «решето» , «ухват» , четкое понимание детям дает натуральный предмет или хотя бы его изображение, потому что словесное описание дети воспринимают с трудом .

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Ведь она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Для патриотического воспитания детей используем информационно -коммуникационные технологии при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен, стихов.

Решению проблемы патриотического воспитания способствует актуальный ныне метод проектов. Основная его цель- развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты, как «Родной город» , «День матери» , «День Победы» . Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания , необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свой город, свою страну и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, заставляют задуматься над отношением к миру природы. И, наконец, игра- любимая и увлекательная форма проведения занятий для детей по патриотическому воспитанию . Она зажигает и увлекает, доставляет много положительных эмоций, позволяет в короткое время закрепить большой объем информации .

Но, не будучи патриотом сам , педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного села и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так кА, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну,и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.

Консультация для воспитателей:

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность(занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например:»князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так кА, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район,в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну,и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.


Воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян – задача государственных образовательных учреждений нашей страны. В школьных и дошкольных образовательных программах патриотизм проходит жирной красной линией, как основное направление духовно-нравственного воспитания юных граждан Российской Федерации.

Основными формами патриотического воспитания к примеру в ДОУ являются беседы . Педагоги беседуют в процессе образовательной деятельности, а так же в повседневных режимных моментах наблюдают, сравнивают, закрепляя, таким образом, усвоенный на занятии, материал.

Экскурсии, наблюдения, просмотр видео, вовлечение семьи в познавательно-досуговую деятельность – это всего лишь те немногие методы, которые эффективно помогают педагогам воспитать гармонично развитую личность – патриота своей большой страны.

Почему так важно быть патриотом?

Многие родители, и даже некоторые педагоги, до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание.

Под патриотизмом понимается:

  1. Чувство уважение к своему народу, а так же к себе самому, как его неотъемлемой части;
  2. Знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;
  3. Приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;
  4. Внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;
  5. Умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.

Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?

Патриотическое воспитание на государственном уровне

Говоря о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, нужно сказать, что программа этого самого воспитания – государственная. Патриотизм отмечен, как основное направление в воспитании детей. Сказались непростые годы в жизни Российской Федерации, падение многих нравственных ориентиров. Низкий уровень политической грамотности и патриотизма в семьях подтолкнул правительство РФ к утверждению государственной программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы». С 30 декабря 2015 года патриотическое воспитание не является факультативным, но обязательным во всех учебно-воспитательных заведениях Российской Федерации.

Дети и патриотизм – приобщаем играя

Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего народа. Этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением. Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о нравственности. Они с трудом разделяют «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще предстоит учиться. Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому.

Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Дети плохо воспринимают беседу, если она не подкреплена практикой. Они должны слышать и видеть. Покажи им, как трудится повар, прачка и кастелянша в детском саду. Пусть они попробуют себя на их месте. Совместно замесить тесто, подмести двор или сложить аккуратно белье – это тоже приобщение к патриотическому воспитанию. Воспитанию достойных граждан своей страны

Праздники и мероприятия

Календарные или народные, праздники всегда проходят весело и познавательно. В ходе подготовки к утренникам идет закрепление информации, полученной на занятиях, происходит знакомство с элементами народного творчества (песни, танцы, хороводы, частушки).

Экскурсии и прогулки

Наглядная форма патриотического воспитания. Экскурсия чаще всего проводится с целью закрепление цикла тематических бесед. Это может быть поход в музей, после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным местам с целью знакомства с родным городом. Посещение вечного огня, мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям ВОВ в преддверии дня Победы — 9 мая. Дети очень эмоционально реагируют на все, что видят, если экскурсии предшествовала беседа.

Помимо этого, мы можем выделить и другие формы патриотического воспитания дошкольников, такие, как игры (фольклорные, тематические, дидактические), чтение сказок, литературы по тематике, а также, совместная работа с родителями.

Методы патриотического воспитания

Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания дошкольников – это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и передаваться ему напрямую.

Другими, не менее действенными методами, являются:

  • сравнение и ассоциации (родной край с домом, Родина с мамой);
  • анализ рассказанного, после проведенной беседы
  • наблюдение (за работой сотрудников ДОУ и представителей других профессий в городе);
  • знакомство с русским народным фольклором (чтение книг, игра в народные игры, пение песен, хороводы и танцы на музыкальных занятиях);
  • мероприятия с вовлечением семьи, посиделки.

Родители, будьте искренне с детьми. Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о вашем труде и зарплате. Покажи им, как важно быть ВАМИ. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье. О профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. Не спешите утверждать, что вам нечего рассказать. Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье. Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода. Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком. Расскажите детям о вашем городе. О том, где вы живете, и, может, о том, где вы родились и выросли.

Позитив, друзья, больше позитива. Восхищайтесь вместе с ребенком каждому изменению в природе. Покажите, как играет ветер, причесывая золотые колосья пшеницы. Лед тронулся – это радость. Первый снег – это восторг. Если вам кажется, что это мелочи, то, поверьте, это не так. Многие страны лишены этой радости, наблюдать, как сменяются времена года. Эти эмоции, эти образы – то, что создает в маленькой головке образ «Родины». Это сильные маячки, они навсегда соединяют наши души с теми местами, где мы выросли. Любовь к родным местам, к традициям на новый год, к пасхальным звонам и к народным песням – это и есть любовь к Родине. Поделитесь любовью с детьми. Научите их быть патриотами, которые любят, ценят и гордятся своей великой страной.

Юлия Гладких
«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма , как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников , процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям : воспитание любви к близким , к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников , педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы :

1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д;

2. Рассказы воспитателя , беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город;

3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;

5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

6. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;

7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;

8. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;

9. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

10. Личный пример воспитателя , любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания ).

Большое значение, в патриотическом воспитании , имеет активная разнообразная деятельность дошкольников , так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы :

1. целевые прогулки, экскурсии;

2. беседы;

4. чтение художественной литературы;

5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;

6. и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории).

Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья» , «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания .

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД . И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например : «День защитника Отечества» , «День космонавтики» , «День Победы» ). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее :

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения : «Это было очень-очень давно» , «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» , и т. п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например : 1941г. ,1945г., 12 апреля 1961г., т. п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например : «князь» , «полководец» , следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы , как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Беседа – метод убеждения . Ее задачи : формирование гражданско- патриотических представлений детей ; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков детей группы, жизнедеятельности коллектива.

Чаще всего материалом для бесед служат факты из жизни группы, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах; происходящие события в группе, вопросы и проблемы, волнующие детей.

Чтобы беседа достигла поставленных целей и задач, необходимо соблюдать следующие требования :

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге;

Учитывая возрастные особенности детей (эмоциональность, наглядно-образное мышление и т. д., необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;

Беседа должна носить проблемный характер, разрешать жизненные проблемы, возникающие в классе;

Проводя беседу, воспитатель опирается на жизненный опыт детей, на их взаимоотношения;

Успех беседы зависит от активности детей, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь детей к поиску материала для беседы;

Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность воспитателя ;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети.

Темы бесед :

«Сохраняй красоту и богатство природы – это наш общий дом» «Я и моя малая Родина» , «Кого мы называем добрым?» , «Что такое «красивый поступок» ?»», «Своя земля и в горсти мила» , «Что значит быть патриотом , «Пусть всегда будет мама» , «Всё в мире создано трудом» , и др.

Праздник – особая форма воспитательной работы . Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы . В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

В своей работе используем праздники как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с группой, школой, городом, страной.

На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий :

Дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов) ;

Необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению ;

Все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности;

В разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;

Чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.) ;

Серьёзное материальное обеспечение (оформление , костюмы, музыкальные записи, театральный реквизит, репродукции картин и др.).

Игры – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания . Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников невозможно представить без игрового оформления , игровых элементов. Поэтому мы используем игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и др.

В процессе гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры : познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания , вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.