Гендерные различия в развитии речи дошкольников. Этапы развития ребенка. Раннее развитие

Гений в памперсах

Одно из самых ранних моих детских воспоминаний: папа сидит за столом, перед ним — огромная газета, я у папы на коленях и вожу пальцем по газетной странице, на которой сверху огромными красными буквами написан какой-то (это я сейчас понимаю) лозунг. Называю все буквы одна за другой.

—Теперь прочитай, — предлагает папа.

Пытаюсь, ничего не получается. Реву изо всей мочи. Брат отрывается от игрушек (он на год старше), подходит и читает. Я опять реву, еще громче. Обидно ведь — брат смог, а я — нет.

Если честно, совершенно не помню, кто и как учил меня читать и считать . В детском саду в благословенные 60-е годы прошлого века к школе детей готовить даже и не думали. Я в первом классе была диковинкой: научилась читать еще до школы.

Теперь-то этим никого не удивишь. Племянница мужа в пять лет читала Сент-Экзюпери и, что удивительно, все прекрасно понимала и могла пересказать прочитанное своими словами. Что вы хотите? Раннее развитие. Сейчас не умеющий читать ребенок будет испытывать в первом классе огромные трудности. Так уж повелось, что к школе надо научиться читать, считать хотя бы в пределах 20, а лучше бы и 100, и не только считать, но и складывать, и вычитать… В общем, для чего при таком раскладе нужен первый класс, совершенно непонятно. Но это тема совершенно другого разговора. А мы вернемся к раннему развитию ребенка.

Не худо бы разобраться: во-первых, что под ним понимать, во-вторых, для чего оно нужно и, в-третьих, нужно ли оно вообще. Поехали?

Рано или поздно?

Мой малыш с бока на бок начал переворачиваться только в полгода. Все доктора хватались за голову и намекали на его полную отсталость. Ничего! Массажи, постоянное общение, музыка, чтение книжек свое дело сделали. В 7,5 месяцев мы начали вставать, держась за опору, в 8 могли стоять, уже ни за что не держась, в 9 месяцев ползали так, что было не угнаться, в 10 месяцев самостоятельно садились, а в 11 месяцев сделали первый шаг. В полтора года сын абсолютно все повторял за взрослыми. Сейчас (ему 2,5 года) задает вопросы (любимый вопрос: «Почему в метро двери хлопают?»), знает и уверенно показывает с десяток цветов и вообще рот у нас закрывается только на время сна. В общем, мы все, что видим, обязательно комментируем. Недавно карапуз не на шутку растерялся: как так — все время видел оранжевые экскаваторы, а тут вдруг на стройке работает желтый. Дня три не давал покоя: «Мама, почему он желтый?»

Я по своей наивности считала, что так и должно быть. Участковая врач же сказала: «Ой, какой он у вас развитый не по годам». И впала чуть ли не в ступор, когда мой карапуз, дотронувшись до ее халата, пролепетал: «Халат белый».

— Он у вас и цвета знает?

— Да, а что?

— Идите-ка вы, мама, домой и успокойтесь. Какое рассеянное внимание, какое отставание, да в его возрасте многие мальчики «мама» с трудом произносят.

Потом уже, начитавшись умных книжек, я поняла: у каждого ребенка свой темп развития. Старший племянник заговорил уже после двух лет, что не помешало ему поступить в МФТИ. Все свое отставание, в том числе и неумение в пять лет читать, он преспокойно нагнал.

Так какое же развитие считать ранним? В умных книжках дается определение: «раннее развитие — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет)». Но, уважаемые родители, это совсем не означает, что в два года малыш должен знать алфавит, а в три — уверенно читать. Не гоните лошадей. Какой смысл в чтении, если малыш не в состоянии осмыслить прочитанное и пересказать своими словами? Замечали, как в метро человек, читая газету, невольно шевелит губами? Это он повторяет про себя прочитанное. О чем это говорит? Процесс чтения и осмысления того, что узнал, дается с трудом. Вы этого добиваетесь? Нет? Тогда не форсируйте процесс.

До того, как начать читать, малыш должен научиться отвечать на вопросы, пересказывать услышанное, развить память, мышление, речь… В его голове должно улечься огромное количество информации, и ребенок должен понять, что с чем и как связано. Одним словом, до чтения он должен созреть.

Что же касается остального, то ребенок многому научится сам. Ваша задача — создать условия, чтобы он всем премудростям учился охотно и играючи, как бы сам по себе.

Хотите, чтобы малыш знал цвета? И не только их названия, но и научился их различать? Тогда не ленитесь и будьте добры каждую вещь, до которой карапуз дотрагивается, не просто называть, но и сопровождать обозначением «красный», «желтый» и т.п.

— Ой, как громко сигналит твоя синяя машинка! Ты хочешь копать? Тогда нам понадобится оранжевая лопатка. Подай мне, пожалуйста, вон того желтого цыпленка…

Сами не заметите, как карапуз начнет уверенно показывать на игрушку и называть, какого она цвета. Проверено на собственном опыте.

Чтобы малыш начал разговаривать, всего-то и надо — плотно с ним общаться и не сюсюкать , не коверкать слова, а произносить их четко, внятно, как следует. И читать — стихи, короткие рассказы, давать слушать музыку. А еще — обязательно делать гимнастику для пальчиков. Здесь хорошую службу сослужат всевозможные шнуровки, которые во множестве продаются в детских магазинах. Только лучше покупать не абстрактную шнуровку, а, скажем, корзинку, к которой надо пришнуровать (или по-другому, в которую надо собрать) грибы. Или грядку, на которую надо посадить овощи. Заодно и названия овощей узнаете. И подскажете, чем они отличаются от фруктов. Опять-таки проверено на собственном опыте.

Гуляете, так будьте добры называть деревья, мимо которых проходите, обращать внимание карапуза на резные кленовые листья (заодно добавлять — «зеленые»), белый ствол березы и плакучие ветви ивы. Тогда и названия деревьев малыш выучит без специальной «дрессировки».

Любой ребенок — гений

Подумать только: в течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. Впечатляет? Но мозг развивается не потому, что рождаются новые клетки, а потому, что разветвляется нервная сеть, между нервными волокнами возникают новые связи. То есть мозг не накапливает информацию, а ее систематизирует. Основную информацию ребенок накапливает уже к 8-9 месяцам, а потом всю жизнь раскладывает ее по полочкам, устанавливает связи между разрозненными образами, фактами, словами и т.д. Параллельно, конечно, продолжается накопление информации, только уже в гораздо меньших объемах.

В общем, к трем годам человек накапливает и систематизирует большую часть информации о внешнем мире. Мы — существа социальные, чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, надо знать иерархию в группе и обществе, запреты, культурные и бытовые особенности. Надо знать то, что нужно для выживания, понять связи и взаимосвязи и уметь в них ориентироваться. В переводе с научного на бытовой язык это означает: ребенок должен понять, какие растения съедобные, какие — нет, какие животные домашние, какие — дикие, научиться отличать дождь от снега, утро от ночи, завтра от вчера, лето от осени и зимы и т.д.

Дети любознательны по самой своей природе . Родителям всего-то и нужно — не мешать, всячески любознательность поощрять и пробуждать детскую фантазию. А для этого сделайте окружение малыша интересным. Мы во всю стену повесили огромную карту «Животный и растительный мир Земли». Ох, как же интересно по ней путешествовать! Игрушечный паровоз ездит по морям-океанам (обязательно говорим, как море-океан называется, на север мы поехали, на юг или на восток), собирает в вагончики разную живность: рыб с диковинными названиями, зверей из Африки или Южной Америки и т.д.

А как интересно разглядывать в книжке картинки! И представлять, куда идет портной Ганс или катится колобок. А лиса почему колобка съела? Взрослый скажет: «Голодная была». Мой ребенок на этот вопрос ответил так: «Хотела с ним познакомиться» (перевожу его ответ на «взрослый» язык). Я объяснила для себя это так: малыш, когда хочет что-то получше узнать, тянет эту штуку себе в рот. Вот и лиса — колобок ей понравился, она захотела поближе с ним познакомиться, потому и потянула к себе в рот. Лично мне такое объяснение нравится больше.

Одним словом, малыш должен постоянно разглядывать что-то новое, открывать в уже знакомом новые подробности и детали, изучать окружающий его мир всеми органами чувств. Игрушки должны давать массу тактильных, зрительных, звуковых и обонятельных ощущений. И, конечно, ребенок должен много двигаться. Как можно больше гуляйте, ходите с малышом, рассказывайте ему о том, что он видит, читайте книжки, разглядывайте картинки, слушайте музыку, танцуйте… И вопросы о том, в каком возрасте дитя должно научиться читать, писать и считать отпадут сами собой.

Развитие и обучение

Не надо путать развитие с обучением. Одно дело учить читать, совсем другое — развивать любознательность, внимание, память, воображение. Разовьете все это, ребенок будет учиться легко и играючи. Прислушайтесь к своему малышу и не спешите. Темпы развития вашего карапуза подскажут, когда уместнее делать следующий шаг.

Если что-то не получается сразу, не психуйте . Отложите на некоторое время. А потом вернитесь к этой задаче снова. Опять-таки из личного опыта. Купила карапузу простейшие паззлы — фрукты-овощи, зверюшек надо складывать из двух-трех частей. Разложила перед ним, мол, найди мне морковку. Фигушки! Играет с отдельными частями, а сложить из них целое — не получается. Чуть не разревелась, честное слово. Части морковки видит, уверенно их находит, а вместе сложить — никак! Дня три упорно пыталась научить карапуза складывать части в целое. А ему хоть бы хны! В общем, мы это дело недели на две забросили. Потом карапуз чисто случайно наткнулся на коробку, в которой были злополучные паззлы, достал, раскрыл… И видели бы вы, с каким азартом и интересом начал искать «запчасти» от слона и льва, морковки и огурца. А потом как-то само собой все «запчасти» встали на свои места, получились занятные звери, овощи, фрукты.

С тех пор так и поступаю. Показываю новое, даю с ним поиграть и прячу. Но так, чтобы при удобном случае малыш на это обязательно наткнулся. Натыкается и, конечно же, принимается изучать. Так мы потихоньку осваиваем логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и многое другое.

Самое главное (опять-таки узнала на собственном опыте) не надо постоянно проверять, что ребенок усвоил, что — нет. Не устраивайте малышу экзамены. Вы же развиваете его не для отчета. Ребенок сам продемонстрирует свои знания, когда посчитает нужным. Так, я совершенно случайно узнала, что сын, оказывается, уже умеет считать до восьми. Игрушки мы с ним пересчитываем постоянно. Надо же знать, сколько мы уже собрали, а сколько еще надо убрать на место. И ступеньки лестницы от лифта к двери подъезда все время я старательно пересчитываю. А тут вдруг карапуз стал их считать, не дожидаясь меня. И точно ведь сосчитал! Без понуканий.

Мамы и папы, пожалуйста, помните: вы — самые лучшие педагоги для своего малыша . Ребенок смотрит на мир вашими глазами. Детям нужен эмоциональный опыт общения со взрослыми и окружающим миром. Он получает информацию через разглядывание, ощупывание, через звуки, эмоции — совершенно не так, как мы, взрослые. Нам, конечно, проще написать таблички с названиями вещей и развесить их по квартире. А по уму надо бы читать сказку, да не один, а двадцать один раз, причем со своими комментариями, задавать малышу вопросы, слушать ответы, размышлять вместе с малышом о том, почему колобок ушел от бабы и деда и почему дед и баба плачут, когда золотое яйцо разбилось, если сами же хотели его разбить. Ох, прочитав одну-единственную сказку, можно по ней столько вопросов задать…

А как увлекательно лепить с малышом из пластилина, рисовать вместе с ним, делать аппликации! Кстати, это развивает и мелкую моторику (следовательно и мышление), цветовосприятие, фантазию. Нам трудно находить на небе созвездия, отвечать на многочисленные детские вопросы, учить ребенка добывать информацию. Куда легче научить его считать и читать, и пусть уже дитятко занимает себя само. Мы сводим общение с детьми к чисто техническим вопросам и тем самым обедняем прежде всего самих себя.

Методик много — малыш один

Напоследок еще несколько советов. Дети — большие консерваторы. Поэтому не надо метаться от одного метода обучения и развития к другому. А выбирая методику, отнеситесь к ней критически. Мне, например, тем и нравилась наш педагог в развивающем центре, что она умело сочетала элементы мягкой школы с методом Монтессори, Никитина, понемногу брала от того и от другого, творчески все перерабатывала. Получалось интересно и очень увлекательно.

Что именно подходит для вашего ребенка, кроме вас, боюсь, никто точно не определит. Поэтому, занимаясь с малышом, будьте внимательны, учитесь на ходу менять формулировки и задания, одно и то же показывать с разных «ракурсов». И не пытайтесь воспитать гения или вундеркинда. Как показывает все тот же опыт, выдающимися людьми стали считанные единицы из тех, кого считали вундеркиндами. В конце концов, обычный, но хороший человек куда дороже всех злых гениев вместе взятых.

Мальчики и девочки разные с самого начала и развиваются по-разному . Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают примерно на 2-3 месяца позже, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Но все это видно родителям и невооруженным глазом.

Когда мама учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с ним, приводить себя маленькую в пример сыну – неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал, и ребенок просто перестает вас слышать.

А вот санкт-петербургские нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола этот младенец.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.

Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости шалунам мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Не ругайте их – это совершенно нормально.

Замысел природы

Зачем нужны природе различия в психике мальчиков и девочек? В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.

Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс.

Для продолжения вида нужно много женщин. Поэтому женский пол природа бережет, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Женщины как бы более одинаковы; у мужчин больше и полезных и вредных мутаций. Потому-то среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского устройства сказываются на учебе наши детей? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, это не сразу заметно.

В первом классе одной из московских гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор... Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: «Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести». Снова лес девчачьих рук - и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот – опять из уст мальчиков: «Можно положить на кирпич доску, получатся качели», «Кирпичи можно бросать, как снаряды»…

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. При этом они не придают значения тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку.

Девочки и женщины вообще лучше выполняют типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали. У девочек речь беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у 6-летних мальчиков есть специализация мозга для пространственного восприятия и мышления, а у девочек ее нет и в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь: это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличии от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Начнём с того, что процесс формирования ребёнка, как личности, начинается ещё до его появления на свет (уже к концу третьей недели беременности закладывается нервная система эмбриона) и продолжается вплоть до старшего школьного возраста. Собственно, любой из нас может психологически меняться и развиваться на протяжении всей жизни, но после наступления совершеннолетия этот процесс протекает значительно сложнее.

Чтобы поменять мировоззрение зрелого человека, его, как правило, приходится "ломать", ведь фундамент личности, её основа, закладывается ещё в дошкольном возрасте. Со временем над этим фундаментом воздвигается всё больше новых "этажей". Чем старше человек - тем сложнее будет добираться до основ его характера и уж тем более - менять их. Соответственно: каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы вовремя заложить для своего ребёнка правильный и прочный фундамент. Давайте отдельно рассмотрим некоторые важные аспекты.

Любого человека окружает огромное количество информации. Важнейшим компонентом для её усвоения, обработки и дальнейшего использования является память. С памятью тесно переплетается другой важный аспект – внимание. Его нужно уметь концентрировать и правильно распределять. У многих родителей возникают вопросы: «Как развить память ребёнка?» и «Как развить внимание у ребёнка?» Ниже предложено несколько полезных советов и упражнений:

  • При работе с детьми младшего дошкольного возраста старайтесь сопровождать устное объяснение наглядными примерами и яркими иллюстрациями. Как правило, объект запоминания, «привязанный» к какому-либо интересному для ребенка образу, откладывается в его памяти автоматически, без усилий. Это также называется «непроизвольной памятью».
  • Постепенно приучайте ребёнка самостоятельно создавать для себя такие вспомогательные образы. Укажите ему на некий предмет и попросите рассказать о том, какой он, на что он похож, с чем ассоциируется. Можете поступать наоборот: прочтите ребёнку сказку и попросите нарисовать то, что он представлял себе, пока её слушал.
  • Старайтесь вовлекать ребёнка в коллективное общение, особенно начиная с 4-5 лет. В этом возрасте формируется так называемая «произвольная память» - человек учится запоминать необходимые для него вещи осознанно, без обязательной привязки к яркому образу. Чтобы влиться в коллектив, нужно обращать внимание на окружающих. Чтобы заслужить похвалу воспитателей в детском саду, нужно помнить о требованиях, которые они выдвигают. Чтобы победить в коллективной игре, следует помнить её правила. Так ребёнок учится самостоятельно «включать» и «выключать» механизм запоминания.
  • Подсказывайте более удобные пути усваивания информации. Научите ребёнка акцентировать внимание на самом главном. Прочитайте ему небольшой текст и попросите записывать ключевые, наиболее важные слова. Затем предложите, основываясь на них, пересказать текст. Вместе разберите ошибки. Это очень пригодится будущему школьнику.
  • Эффективным инструментом для развития внимания является известная игра «Найди отличия!». Цель – сравнить две на первый взгляд одинаковые картинки и найти заданное количество отличий.
  • Ещё одно упражнение: разложите на столе несколько разных предметов (для начала – не больше семи) и предложите ребёнку запомнить их последовательность. Через 30 секунд выведите его из комнаты и поменяйте несколько вещей местами. Спросите ребёнка, что изменилось и предложите ему восстановить нарушенный порядок. Постепенно увеличивайте количество предметов.

Ещё одна неотъемлемая часть детского развития – речь. Она является одним из ключевых навыков, необходимых для полноценной жизни. Так как развить речь у ребёнка? Предлагаем вам небольшую памятку:

  • Как можно больше разговаривайте с ним. Рассказывайте ему обо всём, что происходит рядом, комментируйте предметы и явления, называйте окружающих людей по имени.
  • Больше гуляйте с ребёнком, по возможности выбирайте каждый раз новые места для прогулки. Чем больше новых впечатлений – тем лучше.
  • Выберите несложное стихотворение и регулярно читайте его ребёнку. Через некоторое время начните предлагать ему продолжить начатую вами строчку.
  • Общаясь с ребёнком, помните, что он воспринимает вас как образец для подражания. Старайтесь говорить достаточно громко чётко, не тараторьте.
  • Больше иллюстрированных книг. Обсуждайте вместе картинки, читайте по очереди.
  • Работайте над мелкой моторикой. Она имеет непосредственное отношение к речи. Пальчиковые игры и мозаики – то, что вам нужно. Подойдут и конструкторы с мелкими деталями (ПОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИСМОТРОМ РОДИТЕЛЕЙ!).
  • Поощряйте любые попытки ребёнка говорить.

Наконец, поговорим о том, как развить способности ребёнка. Рано или поздно все дети начинают увлекаться тем или иным занятием. У некоторых это может в дальнейшем перерасти в главное дело жизни. Но не спешите: даже если ваш сын целыми днями бренчит на гитаре, это не повод пророчить ему карьеру великого музыканта. Ровно, как и не повод вырывать у него из рук инструмент с криком «Займись лучше чем-нибудь полезным!» В первую очередь - наблюдайте.

Не чурайтесь здоровой, сдержанной критики – если человеку не указывать своевременно на его ошибки, он рано или поздно зайдёт в тупик и перестанет развиваться. Должно быть место и поощрению – но только в том случае, если прогресс действительно есть. Пустая похвала не приводит к хорошим последствиям. Старайтесь грамотно направлять ребёнка: если видите, что он делает успехи - запишите на курсы, где он сможет развивать свой талант, подарите ему на день рождения полезное дополнение к его хобби (большая энциклопедия для начинающего химика, тренировочный снаряд для будущего спортсмена, и.т.д.). Дайте ему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку.

Если же у ребёнка не наблюдается ярко выраженных склонностей к какому-либо роду занятий, можно попытаться их выявить. Если вы заметили, что ваш отпрыск значительно опережает в чём-либо своих сверстников – поинтересуйтесь, насколько ему близка эта сфера. Может случиться так, что с лёгкостью «щёлкая» задачи по математике, он не имеет ни малейшего интереса к этой науке. В таком случае нельзя навязывать увлечение, можно лишь аккуратно попытаться вызвать дополнительный интерес. Например, предложить решить нестандартное, «олимпиадное» задание, чтобы подстегнуть самолюбие. Либо «прощупать почву» на предмет интереса ребенка к смежным областям науки – юный математический гений может «внезапно» с головой уйти, например, в физику.

Также можно пройти диагностику, направленную на выявление детских способностей. Обычно это делается в городских психологических консультациях либо в государственных центрах досуга.

Вы можете или написать свой.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

  • Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
  • Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
  • Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
  • Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
  • Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
  • Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
  • Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения. Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

    Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

    Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

    Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

    Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

    Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

    Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

    Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

    Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

    Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

    Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

    Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

    Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

    Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

    Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

    Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

    Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

    Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

    Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

    А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

    Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Вот какое определение интересующему нас термину дает, к примеру, Анна Рапопорт: «Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет)». Почему же тогда эти слова иногда воспринимаются так негативно? Вполне вероятно, что ответ лежит на поверхности: все дело в том, что понятие «раннее развитие» предполагает многочисленные разночтения и трактовки.

Ранним развитие называют в противовес традиционному. В европейской культуре, к которой относимся и мы, в силу определенных исторических и социальных причин существует тенденция довольно позднего обучения детей – примерно около 7 лет. Поэтому программы обучения детей младшего (3–4-летнего) и среднего (4–5-летнего) дошкольного возраста воспринимаются как раннее развитие.

В рамках возрастной психологии развитие можно квалифицировать как преждевременное, своевременное и позднее. Что такое преждевременное развитие? Это попытки обучить ребенка тому, что он не в состоянии понять и освоить в силу недостаточности физического развития и отсутствия у него необходимого запаса знаний. Например, учить новорожденного сидеть. Что такое позднее развитие? Это стремление сформировать те знания и навыки, которые уже должны были быть сформированы к определенному возрасту. К примеру, начинать обучение чтению после 7–7,5 лет, когда продуктивность любой учебы резко снижается. Учитывая все вышесказанное, каждому здравомыслящему человеку должно бы показаться привлекательным именно своевременное, или нормальное, развитие – развитие, соответствующее возрастным показателям и индивидуальным особенностям конкретного ребенка.

Еще одним вариантом неправильного понимания слов «раннее развитие» является отождествление развития и обучения. Классическое обучение в нашей системе образования ассоциируется у многих со школьной партой, «вдалбливанием» знаний, зубрежкой и подобными вещами. Именно этим часто мотивируют вред раннего развития. Конечно, никакой разумный родитель не желает своему чаду подобной судьбы, тем более начиная с самого нежного возраста. Однако не стоит смешивать развитие и обучение. Раннее развитие – это не только и не столько подготовка к школе. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это создание некой интересной для малыша информационной среды, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Некоторые практикующие специалисты по работе с дошкольниками выступают категорически против такого определения, как раннее развитие, считая его искажающим саму суть понятия «развитие».

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что в своевременном развитии нуждаются все дети без исключения. Однако современная наука не стоит на месте, и то, что считалось правильным 100 лет назад, перестает быть актуальным в наши дни.

Педагогика и физиология

Как выяснили ученые, любой ребенок рождается с огромным потенциалом: у новорожденного на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области (отвечающие за информацию, поступающую от органов чувств) и оба полушария связаны друг с другом. Это означает, что когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают, его органы чувств действуют как единое целое. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочиться, исчезают, и большая часть нервных клеток, оставшихся без связей с другими нейронами, отмирает. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Но так ли необходимо активно развивать связи между нервными окончаниями? Дело в том, что мозг маленького человечка содержит триллион клеток, из которых 100 млрд представлены соединенными в сети нейронами – фундаментом для развития интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Усиленное развитие мозга происходит первые шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами.

Для полноценной жизни ребенка очень важно развивать все органы чувств. Происходит это при воздействуии на них разнообразных стимулов. В природе все закономерно и последовательно: сначала развиваются одни отделы мозга, которые затем стимулируют дальнейшее развитие других. Разные периоды в жизни младенца непосредственно связаны с поэтапным формированием отделов головного мозга. Каждый такой этап занимает некоторое время, более или менее одинаковое у всех детей. Эту особенность человеческого организма подметила в свое время Мария Монтессори, описав сензитивные периоды, т.е. периоды особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности, способам эмоционального реагирования и поведения вообще.

Расписав сензитивные периоды по возрастам, получаем следующую картину.

Начиная с самого рождения – сензитивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни младенца, когда он плачет и его берут на руки, устанавливаются первые нервные связи (возбуждение – торможение) и формируются начала самоконтроля.

От 6 месяцев до 3 лет:

  • сензитивный период освоения языка (появление слов и предложений);
  • сензитивный период любви к порядку (достигает пика к 3 годам).

Чувство порядка – не сознательная, а физиологическая потребность ребенка. Это означает, что малыш привыкает к заведенному укладу жизни и негативно воспринимает любые изменения в нем. Например, может отказаться кушать, если его стульчик чуть-чуть передвинут. У детей до 1 года стремление к порядку выражается в плаче при появлении в доме незнакомого человека.

От 1,5 лет – сензитивный период восприятия маленьких предметов (помещение бусинок в вазочку с узким горлышком).

Около 2 ле т – сензитивный период умения «входить в группу».

Сначала формируется умение играть в диадах (парах) и только ближе к дошкольному возрасту – общение в группе сверстников.

От 2 до 4 лет – сензитивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деления).

От 2 до 5 лет – сензитивный период контроля и оттачивания движений. У малыша возникает естественное стремление ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы. Все движения обязательно должны находиться в зоне практической жизни ребенка (пересыпание круп и песка, переливание жидкостей и т.п.).

С 2,5 лет – сензитивный период расширения словарного запаса.

От 2,5 до 6 лет – сензитивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, он очень легко улавливает мелкие различия).

От 3 до 7 лет – сензитивный период восприятия музыки и ритма. В этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга – работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция.

От 3,5 до 4,5 лет – сензитивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму.

От 4,5 до 5 лет – сензитивный период взрывоактивности по отношению к письму.

Начиная с 5 лет медленно идет на спад стремление к порядку.

От 5 до 6 лет – сензитивный период перехода от письма к чтению.

С 6 лет включается левая часть мозга и возникает причинное сознание.

От 6,5 до 7 лет – сензитивный период, обнаруживающий страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи и т.д.).

Как можно заметить, сензитивные периоды не сменяют друг друга поочередно в плавной последовательности. В определенном возрасте у ребенка может быть «подготовлена почва» для обучения сразу нескольким видам деятельности. Если пропустить этот благоприятный момент, то наверстать упущенное будет намного сложнее. По мнению М. Монтессори, для отдельных сензитивных периодов отведено время от нескольких дней до недель, и компенсировать его в дальнейшем невозможно.

Существующие методики

Остановимся подробнее на конкретных методиках раннего развития, их основных идеях и различиях.

Система обучения американского врача-физиотерапевта Гленна Домана построена на принципе компенсаторности организма: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Г. Доман посвятил свою жизнь лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении 15 лет занимаясь с тяжело больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий: например, в случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен или замедлен, оказалось, что его можно заставить работать, воздействуя на него через любой из доступных каналов получения информации (зрение, слух, осязание). Доман выяснил также, что процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить.

Обучение чтению по системе Домана опирается на наглядно-образное мышление ребенка и построено в основном на визуальном восприятии. Необходимая для усвоения информация расположена на специальных карточках со словами, которые написаны очень крупным шрифтом. Карточки в быстром темпе предъявляются ребенку с громким проговариванием написанных слов. Одновременно детей обучают ползать, висеть на брусьях и различными способами стимулируют их двигательную активность.

По мнению Домана, когда ребенку исполнится 1 год, параллельно с физическим развитием надо начинать развивать математические, лингвистические и другие способности. В частности, обучение математике по методу Г. Домана состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Применение точек вместо цифр обусловлено тем, чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный символ.

В основе методики раннего развития, разработанной итальянским врачом Марией Монтессори , лежат два основополагающих принципа. Первый – это интерес самого ребенка, а второй – индивидуальный подход к нему со стороны взрослого. Столкнувшись с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями, Мария Монтессори пришла к выводу, что слабоумие – это в большем смысле проблема педагогическая, нежели медицинская, и решать ее следует в детских садах и школах.

В начале своей жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению: он хочет осваивать пространство, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать малышу возможность сделать это, расположив в определенной последовательности всевозможные чашечки, подносики, губки и щеточки, палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки.

Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. А для того чтобы деятельность приносила пользу, учитель (взрослый), видя интерес ребенка к тем или иным материалам, дает малышу короткий (2–3 минуты) урок, во время которого показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата.

Маленькому исследователю предлагается принять только одно четкое правило: взял, поработал – положи на место. Мария Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он пока еще не умеет организовывать его самостоятельно. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредоточиваться на интересном для них занятии. Отсюда возникает девиз Монтессори-педагогики «Помоги мне сделать это самому». В развивающих играх используются специально подобранные материалы – различные рамки-вкладыши, шнуровки, емкости с сыпучими наполнителями, игрушки с застежками и т.п. Они являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, обнаруживая то, что необходимо здесь и сейчас. Она подбирает упражнения из практической жизни, при этом часть их происходит из повседневных домашних дел.

Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Это помогает малышу осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения.

Основная идея раннего развития по Сесиль Браи-Лупан состоит в том, что только родители способны на искренний интерес к ребенку и для малыша они самые лучшие педагоги. Методы обучения для ребенка, как и знания в целом, предлагаются ему по факту возникновения интереса, с учетом природных наклонностей. Объединив духовную составляющую – искреннюю заинтересованность в малыше, любовь к нему и внимание к его потребностям – с элементами методики Гленна Домана, С. Лупан пытается наилучшим способом развить интеллект ребенка и вместе с тем вырастить его психологически здоровым человеком, раскрывая секреты своего собственного материнства в книге «Поверь в свое дитя».

В своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных. Ею составлены целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. На основе рекомендаций С. Лупан любой родитель сможет самостоятельно составить программу развития своего ребенка.

Методика Никитиных представляет собой систему развивающих игр, рассчитанных на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т.е. на развитие логического и образного мышления.

Педагоги-новаторы Борис и Лена Никитины являются родителями семерых детей. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления.

Основное их изобретение – так называемые никитинские игры – обладают большой степенью вариабельности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.п.

Обучение чтению по методике Н. Зайцева построено на принципе складового чтения. Склад – это пара из согласного звука с гласным или из согласного с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь такими складами, ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Предлагаемая автором методика обучения математике основана на системе таблиц, погружающих ребенка в мир чисел и наглядно показывающих ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ним производить.

Как не перестараться?

И все же наиболее близким к истине представляется объяснение термина «раннее развитие» как развитие ребенка до 1 года.

Раннее развитие ребенка до 1 года – это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для изучения органами чувств. Это неограниченная физическая активность, подкрепляемая специально оборудованными уголками, дающая малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом и научиться чувствовать себя безопаснее. Это постоянные прогулки, беседы, чтение книг, доброжелательное внимание и заботливая поддержка родителей. Раннее развитие – это также активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.

В плане воспитания детей, безусловно, существует множество стереотипов, поэтому хочется также остановиться на опасностях неправильного понимания раннего развития. К таким опасностям приводят ошибочные убеждения, на которых мы и остановимся более подробно.

Все перегибы в понимании раннего развития условно можно отнести к двум крайним положениям: категорическому непринятию и фанатичной увлеченности. Начнем по порядку. Итак…

  • Раннее развитие – модное новшество, которое имеет множество неизученных негативных последствий. Идеи раннего развития отнюдь не новы: некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Японии, США, России, Италии, Германии, Франции и др.) постоянно изучают это явление. Например, в Италии это М. Монтессори, в США – Г. Доман, в Японии – Масару Ибука, в Германии – Ярослав Кох.
  • Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников.

Такие дети развиваются быстрее, чем в том случае, если бы с ними не занимались! У каждого конкретного ребенка есть свои сроки развития. Безусловно, существуют возрастные нормы, однако динамика в индивидуальном развитии каждого малыша определяется в сравнении его сегодняшнего с ним же, только вчерашним! Родителям не нужно оценивать «развитость» своего ребенка по отношению к другим детям, а тем более проводить такие категоричные параллели. Просто у ребенка, чья развивающая среда продуманно и специально организована взрослыми, гораздо больше возможностей для исследования, сопоставления и новых впечатлений, которые и дают толчок для «ускоренного» развития. Поэтому и темпы раннего развития для этих малышей различны.

  • «Мы хотим (не хотим) иметь ребенка-вундеркинда».

Скорее всего, за этим утверждением либо скрывается нежелание родителей уделять время своему ребенку, либо сказываются последствия того, как их самих «терроризировали» родители – всевозможными нелюбимыми кружками и секциями. Целью раннего развития не является «выращивание» гениев.

Противоположная точка зрения – стремление во что бы то ни стало вырастить вундеркинда – очевидно, так же вредна для гармоничного развития ребенка. Потому что она выявляет непомерные родительские амбиции и попытку самореализоваться за счет малыша, воплотить в нем то, что не удалось когда-то нам самим.

  • Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Мозг маленького непоседы снабжен системой «предохранителей»: в ситуации эмоциональной или информационной перегрузки он просто «отключается» – так срабатывает инстинкт самосохранения, который большинство из нас, к сожалению, с возрастом утрачивает. Если малыш начинает капризничать, отвлекаться, зевать, проявлять признаки нетерпения – это верный признак того, что пора отдыхать.

  • Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.

Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир и удовлетворять врожденный исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие – заинтересованность самого ребенка.

  • Раннее развитие «крадет» у ребенка беззаботное детство.

Это утверждение несет в себе непонимание главной идеи раннего развития: все должно быть ненавязчиво, играючи. Никакого вдалбливания, никакого насилия! Ребенок делает только то, что хочет сам, то, что ему интересно. А задача родителей – расширить его интересы, предложив на выбор массу увлекательных вещей и занятий, и поймать момент, когда ребенок заинтересуется чем-то одним.

Желание учиться, узнавать что-то новое необходимо маленькому человечку как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересующую его информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? Вопрос «Зачем ему это нужно в принципе?» отпадает сам собой.

На деле глубоко философское мнение о том, что ребенок «сам знает, что и когда ему нужно для нормального развития», оборачивается равнодушием к ребенку и его потребностям, а то и формальным отношением к нему со стороны родителей. Здесь хотелось бы напомнить, что без своевременной помощи взрослого, создающего необходимые для развития ребенка условия, интеллектуальный и психо-эмоциональный уровень малыша может так и остаться очень низким.

  • Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это действительно проблема времени. Однако далеко не все так однозначно, и ее решение во многом зависит от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить общению с крохой. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется!

Правила развития

Прежде чем вы определитесь с необходимой именно для вас системой развития, стоит вспомнить несколько простых правил:

Изучите те методики раннего развития, которые покажутся вам интересными. Посоветуйтесь со своим педиатром, специалистами по раннему развитию.

Собирайте информацию из разных источников и старайтесь осмысливать ее критически, перепроверяя достоверность предлагаемых фактов. Если вы решите отдать ребенка в дошкольное учреждение, специализирующееся на раннем развитии, выясните его репутацию и рейтинг на неформальных форумах вашего города.

Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.

Старайтесь, чтобы мероприятия по развитию ребенка не противоречили, а дополняли друг друга. Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша.

Любые игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к более сложному, а потом и к очень сложному». Обязательно учитывайте степень заинтересованности и радостности ребенка.

Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.