План-конспект занятия (группа) на тему: Тематический день "День воздуха". Конспект познавательного занятия «Ветер, ветер, ты могуч…

День ветра

Сегодня 15 июня. Сегодня – праздник. И это не совсем обычный праздник. 15 июня свой день отмечает …Ветер! Да-да, дорогие ребята, вы не ослышались – именно ветер. Есть День Земли, есть День Воды. Так почему бы не отмечать ДЕНЬ ВЕТРА? Тем более что причины для этого есть.

15 июня на планете Земля отмечается Всемирный день ветра. Этот праздник учрежден по инициативе Европейской ассоциации ветроэнергетики и Всемирного совета по энергии ветра.Цель его проведения - привлечение внимания общественности (в первую очередь, представителей энергетических комплексов разных стран) к огромному потенциалу ветроэнергетики. По мнению экспертов, развитие ветроэнергетики поможет решить большой ряд проблем не только энергетического, но и экономического, а также экологического характера.

Впервые День ветра отмечался в Европе в 2007 году. Уже в 2009 году он приобрел статус всемирного, к празднованию присоединились более 30 стран. С каждым годом их количество быстро растет. Правда, Россия в число этих стран, к сожалению, пока не входит: на официальном уровне никаких мероприятий, посвященных Дню ветра, в нашей стране не проводится.

Все вы прекрасно знаете, что ветер обладает огромной силой, огромной энергией. Порой энергий ветра может быть разрушительной и страшной. Ветер может ломать и вырывать из земли деревья, поднимать в воздух тяжёлые предметы и перемещать их на значительные расстояния. Сильные порывы ветра могут сбить человека с ног. Но люди испокон веков умели обратить энергию ветра себе на пользу. Достаточно вспомнить, что очень долгое время весь морской флот был парусным и передвигался благодаря энергии ветра. А значит, именно ветру мы обязаны развитием цивилизации и теми многочисленными географическими открытиями, совершёнными морскими экспедициями.

А ветряные мельницы наряду с водяными мельницами на протяжении долгого времени были единственными машинами, которые использовало человечество. Поэтому применение этих механизмов было различным: в качестве , для обработки материалов () и в качестве насосной или водоподъемной станции.

Ветряная - механизм, который выполняет механическую работу за счёт энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы. Наиболее известным применением ветряных мельниц является их использование для помола. (По материалам Википедии)

Энергетика – это основа экономики. Можно добывать энергию разными способами. Существуют самые различные электростанции. Какие виды электростанций вам известны? (ответы детей, обсуждение информации о том, где строятся эти станции и на чём работают)

Да, действительно, это гидроэлектростанции, тепловые электростанции, атомные электростанции, солнечные батареи и ветровые электростанции. Большая часть этих станций функционирует за счёт переработки различных природных ископаемых.

Сжигая природное топливо (древесина, нефть, газ), мы отравляем воздух продуктами горения. На атомных электростанциях остаются радиоактивные отходы. Для того, чтобы заработала гидроэлектростанция, необходимо построить огромную плотину. Энергия ветра, также как и солнечная, абсолютно экологична, при ее производстве не остается вредных отходов. Активная работа в этом направлении может привести к сокращению огромных сумм, которые ежегодно вкладываются в энергетику. В результате, не будет так остро стоять проблема ограниченности ресурсов ископаемого топлива .

Ветряная электростанция - несколько ветряных генераторов, собранных в одном или нескольких местах и объединённых в единую сеть. Крупные ветровые электростанции могут состоять из 100 и более .

Ветряные электростанции строят в местах с высокой средней скоростью - от 4,5 м/с и выше. Скорость ветра возрастает с высотой. Поэтому ветряные электростанции строят на вершинах холмов или возвышенностей, а генераторы устанавливают на башнях высотой 30-60 метров. Принимаются во внимание предметы, способные влиять на ветер: деревья, крупные здания и т. д.

Современные ветряные электростанции прекращают работу во время сезонного перелёта птиц.

Мы с вами сегодня отмечаем День ветра. Мы узнали кое-что новое про энергию ветра. И более того, мы сегодня попробуем испытать энергию ветра на практике.

Мы с вами сделаем особую игрушку – вертушку из бумаги или бумажный флюгер (Приложение 1). Мы испробуем эти игрушки, поднявшись на Сокольскую гору – там ветер сильнее всего, т. к. не встречает на своём пути никаких препятствий.

И ещё попробуем запустить бумажного змея.

Приложение 1.

Вертушка из бумаги (или бумажный флюгер)

Для изготовления такой игрушки нам понадобятся:

Квадрат из цветного картона (не стоит делать большой квадрат);

Линейка;

Ножницы;

Карандаш;

Шило;

Кусок проволоки (можно взять скрепку и разогнуть её);

Клей;

Черенок для вертушки (можно использовать ненужный карандаш или смастерить самостоятельно, свернув трубочку из листа формата А4 и заклеив её по краю);

В квадрате нужно прочертить диагонали и сделать по ним разрезы, не доходя до центра по 0,5-0,8 см.

Загнуть поочерёдно каждый второй угол к центру, приклеивая их с небольшим нахлёстом.

Место склеивания закрыть небольшим кружочком (приклеить его). Дать клею высохнуть.

С помощью шила сделать дырку подходящего размера (суть больше толщины проволоки). Вставить проволоку, загнуть один конец.

Длинный конец проволоки аккуратно, стараясь не помять вертушку, примотать к черенку.

Вертушка готова!

Наталья Фоменко

Летнее развлечение на свежем воздухе

«День ветерка » .

Цель : Создать у детей радостное настроение.

Задачи :

Обогатить знания детей о явлениях природы (ветер ,

Обогатить словарный запас.

развивать внимание и восприятие, эмоциональную отзывчивость

развивать координацию движений и пространственную организацию движений.

Совершенствовать двигательные навыки.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к совместному творчеству.

Оборудование : Костюм Ветерка , два веера или султанчика, самодельные бумажные веера по количеству детей, большой таз с водой, 2 бумажных кораблика, красная и синяя ленточки.

Ход развлечения:

Дети располагаются на открытой площадке.

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Мы собрались на этой полянке, чтобы познакомиться с Невидимкой. Как вы думаете, кто такой Невидимка? (Невидимка – это тот кого мы не можем видеть ) . А кто наш таинственный Невидимка, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Хоть безруки Но бывает

Груши с веток обрывает.

Так порою, он сердит.

Только что он был везде,

Миг и нет его нигде! (Ветер )

Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет. Деревья ломает, к земле траву наклоняет. (Ветер )

Правильно, ребята – это ветер . Ветер – невидимка , но хоть мы его не видим, но мы можем его почувствовать и услышать. Ребята, а какой бывает ветер ?

(Сильный, слабый, холодный, ласковый, освежающий, северный, южный, колючий, теплый)

По каким признакам мы можем узнать, что на улице ветер ?

(Нужно посмотреть в окно : если ветки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть . А если открыть форточку, ветер заставит качаться занавески, может сдуть бумаги со стола)

Ребята, как вы думаете Ветер – Невидимка уже здесь? (Да, листочки шевелятся) .

Вы готовы с ним познакомиться? Посмотрите, вот эта волшебная палочка, которая поможет нам увидеть Ветер – Невидимку . Палочкой скорей взмахну, слова волшебные скажу : «Ветер , ветер , появись! Перед нами закружись!

(Появляется взрослый в костюме Ветра, с веерами в руках)

Ведущий : Здравствуй Ветер – ветерок , развеселый наш дружок !

Ты в кружок скорей вставай с нами танцевать давай!

1. Танец с ветерком

(Можно повторить любой знакомый детям танец)

Ведущий : Ветер , какой ты веселый, мы очень рады тебя видеть !

Ветер : Я тоже очень рад с вами познакомиться и хочу вам рассказать о себе побольше… Вот, например, я очень люблю играть с водой. Давайте отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен большой таз с водой) .

Ветер : Смотрите, ребята, наше море сейчас спокойное, вода неподвижна. А я могу сделать так, что на воде появятся маленькие волны (Ветер дует на воду , или машет веерами, образуются «волны» ).

А теперь попробуйте вы. (Ветер приглашает двоих детей) . Молодцы! У вас тоже получается… А еще я очень люблю подгонять кораблики, которые плывут по морю (опускает на воду два бумажных кораблика, дует на один из них) А вы хотите попробовать?

2 Игра «Чей кораблик быстрее?»

(двое детей с разных сторон дуют на кораблики, чей быстрее доплывет до середины)

Ведущий : Да, ребята, помогает кораблям с парусами двигаться быстрее. Но ветры не только друг морехода, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм, корабль может перевернуться. Давайте все вместе поиграем в игру, которая называется «Море волнуется» .

3. Игра «Море волнуется» .

Ведущий : Какие красивые фигуры получались у вас, ребята! Ветер ты просто добрый волшебник!

Ветер : Я бываю разный. Бываю добрый, бываю злой, бываю холодный – северный и теплый – южный! Хотите, я научу вас играть в игру…

4. Игра «Северный и южный ветер » .

(Выбирают двух водящих. Одному на руку завязывают синюю ленту (это – северный ветер , другому красную (это – южный) . Дети бегают по площадке. Северный ветер пытается заморозить , как можно больше детей (коснуться рукой) . «Замороженные игроки замирают на месте. Южный ветер размораживает детей . Касаясь их рукой. Через несколько минут по команде Ведущего игра останавливается, Дети считают, сколько замороженных игроков и сколько других)

Ведущий : Очень интересная игра, Ветер . А теперь давай с тобой потанцуем!

5. Танец по показу или игра, например, «Краб» , Е. Железновой)

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу

основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы) . Дети раскачивают

руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует , задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует , задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы

рук согнуты, растопырены (клешни) . Шевелят ими.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены

в стороны (крылья) . Дети "машут" ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы) .

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.

А под пальмой…

Ветер : как же с вами весело, ребята, я очень рад нашему знакомству! Но мне пора, меня ждут важные дела! А чтобы вы обо мне не забывали, я подарю вам подарки. Это веер! (раздает детям) Захотите меня позвать, помашите им, и я сразу буду с вами! (Убегает)

Ведущий : Ну вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с Ветром-невидимкой. Пригласит его к себе можно не только помахав веером, но и просто подуть друг на друга или просто помахав ладошкой. Попробуйте! Ну а теперь все вместе помашем ветру, до свидания!

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение «Праздник мяча» Дети – это наше будущее, наше будущее – это здоровые дети. Необходимо помнить – здоровье начинается.

«Яблочный спас». Развлечение с родителями и детьми средней группы Цель: Познакомить детей с русским православным праздником «Яблочный спас». -Приобщять детей к русским народным традициям. -Расширять кругозор.

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи: приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать у них ценное отношение.

Проект «День защитника Отечества» с детьми средней группы Классификация проекта По тематике – информационно-практический. По составу участников – групповой. По срокам реализации – краткосрочный.

Развлечение в детском саду «Праздник ветерка». Разновозрастная группа

Задачи:

- доставлять радость от игр с ветром;

- повышать физическую активность;

- активизировать знания о ветре как явлении неживой природы;

- вызывать удовлетворение от использования игрушек, выполненных своими руками.

Оборудование: бумага для корабликов, парусники; участок украшается воздушными шарами (можно использовать простой в управлении воздушный змей), красная и синяя ленты.

* * *

Воспитатель (в костюме ветра из разрезанных полосок гофрированной бумаги или фольги, целлофана) просит детей отгадать загадки о главном герое развлечения.

Воспитатель (читает стихотворение)

В детстве ветер был ветерочком,

Непоседливым ребеночком.

По обочинам дорог

Бегал шустрый ветерок. Подвижная игра «СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР»

Цель игры: развивать выносливость и внимание; совершенствовать умение бегать. Ход игры: Среди играющих выбирается два водящих (скорее всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.

Воспитатель обращает внимание на то, что ветер играет с флажками и воздушными шарами. Предлагает детям поиграть с воздушными шарами, к которым привязаны длинные нитки или ленточки. Дети распределяются по всей площадке, чтобы не мешать друг другу. Наблюдают, как ветер играет с шариками. Затем все шары воспитатель собирает в большую связку и украшает ею участок. Можно приготовить несколько шаров, наполненных газом, отпустить их в небо и понаблюдать за ними.

Воспитатель предлагает детям показать, каким бывает ветер. Читает стихотворение, а дети движениями изображают его содержание.

Воспитатель

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин А теперь давайте сделаем кораблик!!! Каждому ребенку дается лист бумаги и каждый ребенок делает кораблик.

Предлагает детям устроить соревнование парусников (бумажных корабликов), которые они изготовили сами (можно взять пластмассовые легкие кораблики). Дети становятся «ветрами». Они должны с помощью силы воздушной струи как можно быстрее переправить кораблик с одного берега на другой в емкости с водой. Можно устроить командные гонки. Выигрывает тот, чей кораблик быстрее достигнет противоположного берега.

Все играл, все летал

По полям ветерок

А под утро устал

И на травку прилег.

Пусть он вечно в пути

И ему не до сна,

Но и ветру нужна

Хоть на миг тишина.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть в тишине и послушать звуки природы.

Какие звуки вы услышали, когда ветерок спал?

В конце развлечения предлагает детям под музыку повеселиться, поиграть с корабликами, воздушными шарами.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 228 «Голубка»

(Младший дошкольный возраст 3-4 года)

Вид проекта: краткосрочный, опытно-экспериментальный. Авторы – составители: Антонова Людмила Владимировна, Хайрулина Наталья Васильевна, воспитатели МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 228» 2016г.

Актуальность выбранной темы: В настоящее время учитывая требования ФГОС ДО большое место в работе с дошкольниками отводится экспериментальной деятельности, а также их познавательному развитию. Данный проект имеет опытно – экспериментальную основу, что говорит о его актуальности.

Проблема: Не смотря на то, что по плану проводятся мероприятия по окружающему миру в котором затронута тема «Ветер – ветерок» и отсутствие систематизированного материала и специально созданных условий, необходимо широко осветить данный вопрос с дошкольниками, используя деятельный подход опираясь на их познавательный процесс.

Вид пректа: краткосрочный, опытно – экспериментальный.

Срок реализации: один месяц.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети 3-4 лет.

Цель проекта: Создать условия для развития детей, опираясь на их познавательный интерес, систематизируя работу по данной теме.

Задачи:

  1. ) Создать условия для формирования представлений о свойствах воздуха.
  2. ) Развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать.
  3. ) Пополнить предметно - пространственно развивающую среду по данной теме.

Методы организации опытно – экспериментальной деятельности:

  1. ) Словесные - беседа, чтение стихов.
  2. ) Наглядные - рассматривание иллюстраций, наблюдения.
  3. ) Практические – игры – опыты.

Ожидаемый результат:

Систематизированный материал в виде методического пособия для воспитателей, рекомендации о организации предметно-пространственно развивающей среды в виде буклета (памятки) .

Этапы проектной деятельности:

1 ЭТАП – подготовительный:

Определение целей, задач, изучение литературы, подбор оптимальных методов и приёмов, составление плана деятельности.

2 ЭТАП – реализация проекта:

Совместная беседа детей, педагога «Что такое воздух» .

Провести опытно-экспериментальную деятельность: Игра – опыт: , «Плывёт, плывёт кораблик» , «Поиграем с ветерком» , «Ветер по морю гуляет» , «Игры с соломинкой» .

Провести наблюдение: «Что такое воздух» .

Художественное слово «Загадки о воздухе» .

, Е. Елова «Ветерок» , И. Токмакова «Ветрено» , Я. Аким «Ветер» .

.

Прослушивание: «Шум ветра» .

Рисование на тему: .

Подвижные игры: «Ветер» , «Пузырь» , «Воздушный шар» .

Работа с родителями.

  1. Нарисовать вместе с ребенком рисунок в котором отображены- сильный ветер, слабый ветер, безветренно.
  2. Рекомендовать родителям понаблюдать за деревьями в ветренную погоду.
  3. Поиграть дома с ребенком в игру –опыт «Плывет, плывет кораблик.»
  4. Консультация родителям по данной теме.

3. ЭТАП – итоговый:

Опытно – экспериментальная деятельность по теме: «Прятки – игры с ветерком» .

Презентация.

Организационный компонент

Познание

Игра – опыт: «Игры с веерами и султанчиками» , «Плывёт, плывёт кораблик» , «Поиграем с ветерком» , «Ветер по морю гуляет» , «Игры с соломинкой» .

Чтение художественной литературы

Художественное слово «Загадка о воздухе» .

Чтение стихотворений С. Маршак «Дуете, дуете, ветры, в поле» , Е. Елова «Ветерок» , И. Токмакова «Ветрено» , Я. Аким» Ветер».

Заучивание отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» .

Коммуникация

Беседа «Что такое воздух» .

Наблюдения: «Что такое воздух» .

Социализация

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?» .

Физическая культура

Подвижные игры: «Ветер» , «Пузырь» , «Воздушный шар» .

Художественное творчество

Рисование на тему: «Разноцветные мыльные пузыри» .

Приложение №1

Экспериментальная деятельность

Игра - опыт «Игра с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением; движение воздуха – это ветер.

Оборудование: веер, султанчики на каждого ребёнка.

Ход проведения:

Педагог предлагает каждому ребёнку помахать веером около лица. Воспитатель спрашивает, что они чувствуют. Обмахиваясь веером, можно почувствовать воздух. Педагог с малышами играют с султанчиками танцуют, над головой.

Игра – опыт «Плывёт, плывёт кораблик»

Оборудование: таз (поднос, кораблики и веера на каждого ребёнка.)

Ход проведения:

Педагог с ребятами запускают в таз кораблики поочерёдно, предлагает подуть, помахать веером, чтоб они плыли к противоположному краю. Воспитатель обращает внимание, что если сильно веером махать или дуть, кораблик быстрее приплывёт к противоположному краю.

«Кораблики»

«Ты плыви кораблик мой,

А потом вернись домой».

Игра – опыт «Поиграем с ветерком»

Цель: дать первоначальное представления о движении воздуха.

Дыхательное упражнение «Ветерок» (дуют на ладошку, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами) .

«Мы подуем высоко: - с – с – с (подняться на носочки) .

Мы подуем низко: - с – с – с (присесть) .

Мы подуем низко: - с – с – с (руки ко рту) .

«Мы, листики осенние, на веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил».

«Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше».

Игра – опыт «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его;

воздух можно почувствовать и увидеть.

Оборудование: соломинка, стаканчики на каждого ребёнка.

Ход проведения:

Педагог предлагает детям подуть в трубочку, подставить ладошку под струю воздуха, а затем спросите, что он почувствовал. Затем опустив в стакан с водой соломинку и дуть в неё. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают. Когда мы перестаём дуть в соломинку, пузырьки тоже исчезают.

Игра – опыт «Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Оборудование: таз с водой, парусник (игрушка, бумажные кораблики на каждого ребёнка.

Ход проведения:

Педагог опускает парусник на воду, предлагает детям подуть на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывёт лодочка, что её толкает (ветерок) ; откуда берётся ветер – воздух (мы его выдыхаем) . Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывёт до края» .

Воспитатель обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать) .

Затем педагог спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность) .

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка; развивать личный познавательный опыт детей; воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе; использовать разнообразные формы работы с семьей для поддержания интереса детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила:

воспитатель Зайцева Е.Н.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка; развивать личный познавательный опыт детей; воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе; использовать разнообразные формы работы с семьей для поддержания интереса детей.

I половина дня.

  1. Прием детей в группе украшенной воздушными шарами.

Беседа на тему: «Что такое воздух? Его значение для человека».

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций на тему: «Воздушные иды транспорта»;
  • игра «Надуй воздушный шарик».
  1. Утренняя гимнастика + Дыхательная гимнастика:
  • Упражнение «Ветер дует нам в лицо»;
  • Подвижная игра «Самолёты на аэродром!».
  1. Завтрак.
  2. Подготовка к занятиям: дежурство.
  3. Непосредственно образовательная деятельность:

Занятие «Воздух-невидимка» .

Показ презентации на тему: «Воздух-невидимка»

Проведение опытов с воздухом.

Цели:

  • закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы,
  • объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)

Опыт № 1

Воспитатель: Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)

Опыт № 2

Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.

Воспитатель: Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «о», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Опыт № 3

На столах у детей находятся салфетки пропитанные духами.

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей.) Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи.)

Воспитатель: Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Опыт № 4

Воспитатель: Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр.) Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле пёрышка. Что получилось? (Пёрышко сдвинулось.) Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)

Воспитатель: Загадки про воздух

1 . Неизвестно где живёт,

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.

2. Без рук, без ног,

А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает –

Пыль поднимает.

Слышишь его,

А не видишь его.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение про воздух:

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, так что же такое воздух? Какими свойствами он обладает? Как связан с живой природой? Почему летают воздушные шарики и мыльные пузыри? Молодцы! Много узнали и запомнили! А теперь поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!

Игра «Мыльные пузыри».

Прогулка.

  1. Наблюдение за ветром на прогулке.
  2. Игры на улице с воздушными змеями и мыльными пузырями, вертушками.

Обед.

Дневной сон.

II половина дня

Постепенный подъём детей:

  • Воздушные ванны;
  • Гимнастика пробуждения;
  • Дыхательная гимнастика.

Полдник.

Чтение художественной литературы:

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава «Путешествие на воздушном шаре»).