Выступление воспитателя Лукмановой Резеды Расуловны с презентацией опыта работы на тему "Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через художественное слово". Выступление на районном методическом объединении. Никандровой Елены Александр

«Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель МАДОУ№17«Чебурашка »

Аверьянова Ольга Юрьевна


Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова. Тихеева Е. И.


Игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.

Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.


При наличии заботливого взрослого словесные игры входят в жизнь человека, как только он начинает говорить: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, в ямку бух!» - развитие мелкой моторики, двигательной активности, координации, формирование умения соотносить действия и их словесное выражение.

Словесных игр великое множество, которое можно разделить на несколько групп.


Первая группа: игры – действия или подвижные игры с определёнными правилами и произносимыми во время игры словами, определяющими действия. Это игры типа «У медведя во бору», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и тому подобные.


Вторая группа – так называемые дидактические игры, проводимые в детском саду воспитателями во время непосредственной учебной деятельности, на занятиях. Игры эти построены на взаимодействии воспитателя и детей, в процессе выполнения детьми различных заданий, озвучиваемых воспитателем. Взрослый побуждает детей к вербальной коммуникации. В ходе таких игр можно решить задачи, касающиеся различных аспектов развития мышления и речи детей.


Третья группа – игры, непосредственно связанные с созданием и преображением слов на различной основе: ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы. Задача, решаемая этими играми – развитие активного словарного запаса, творческого мышления, внимания.


Словесные игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей ;

  • они активизируют, обогащают их словарный запас,
  • улучшают фонематический слух у детей,
  • прививают интерес и любовь к языку.
  • Основная цель словесных игр для детей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. Воспитатель группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя
  • Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо - и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу». Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть .

  • развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать мысли.
  • Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
  • Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом»).

Словесная игра «Говори наоборот» учить детей подбирать антоним –слово противоположное по значению.

  • Выучите с детьми стихотворение: Скажу я слово «высоко», А ты ответишь – «низко». Скажу я слово «далеко», А ты ответишь – «близко». Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты – «храбрец». Теперь скажу «начало», А ты скажи – «конец» Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребёнку, называете слово, а ребёнок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов: Весёлый – грустный Быстрый – медленный Красивый – безобразный Пустой – полный Худой – толстый Умный – глупый Трудолюбивый – ленивый Тяжёлый – лёгкий Белый – чёрный Твёрдый – мягкий Шершавый – гладкий.

  • Подбор материала для словесных игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы и т. д.).
  • В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста: «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино, «Подбери посуду для куклы» и другие.

Словесная игра «Пять маленьких детишек» Программные задачи : развивать математическое мышление.

Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова. Пять маленьких детишек напились вдруг кефира, Один пошёл гулять, осталось их (четыре) Четверо детишек пускали пузыри, Один пошёл на улицу, осталось только (три) Три маленьких ребёнка пошли играть в слова, Один пошёл на кухню, осталось только (два). Два маленьких ребёнка делили апельсин, Один домой отправился, остался лишь (один). Один ребёнок маленький играет без друзей, Пойдёмте, одинокому поможем поскорей.



Словесные игры – замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству.

Главное - правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.

Протокол №1
Проведения районного методического объединения

Место проведения – МКДОУ детский сад №2 «Улыбка» р.п. Екатериновка ул. Молодёжная, 17.

Дата проведения : 17.11.2017г.
Присутствовало – 29 человек

Тема : «Внедрение ФГОС по средствам модернизации основ системы образования ДОУ с приоритетом художественно-эстетическое развитие»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования и построение педагогического процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС.

Повестка дня:
Просмотр НОД:
«Украшение фартуков дымковской росписью» средняя группа, воспитатель первой квалификационной категории Кашина Т.А.
«В мастерской у мастеров» старшая группа воспитатель первой квалификационной категории Ефремова Е.Н.
« Царство заколдованных камней» подготовительная к школе группа,
воспитатель первой квалификационной категории Лисина Е.М.
Презентация
«Опыт работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольника» старший воспитатель высшей квалификационной категории Вдовенко С.П.
Самоанализ НОД, обмен мнениями, подведение итогов.
Экскурсия по ДОУ.

Участники РМО посмотрели проведение интегрированной непосредственно образовательной деятельности (НОД) в трёх возрастных группах. Воспитатели использовали различные инновационные технологии и методы для раскрытия творческого потенциала воспитанников.
Дети на занятиях были раскрепощённые, активные, успешно справлялись с заданием. Показали хорошие результаты по ОО «Художественно-эстетическое развитие», свои впечатления и полученные знания воспитанники реализовали в самостоятельной изобразительной деятельности, вложив все свои творческие способности и фантазию.
Все занятия были проведены на высоком профессиональном уровне, методически правильно, в соответствии с нормами СанПиН и направлены на поддержку детской инициативы.
После просмотра НОД воспитателями был сделан грамотный самоанализ, подробно рассказали, какие нетрадиционные техники рисования они используют для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника, как в организованной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Свои мнения о НОД высказали:
Панова И.Н. воспитатель МКДОУ детский сад №3 «Берёзка», она отметила, что методы и приемы НОД в средней группе соответствовали содержанию и целям образовательной деятельности, возрасту и уровню подготовки детей. Объем образовательной деятельности оптимальный и соответствует требованиям программы. Рационально использовано время на протяжении всей деятельности. Дидактический материал отвечал эстетическим требованиям, применялись ИКТ, здоровьесберегающие технологии, дети не занимали долгое время статическое положение. Конкретность, четкость и лаконичность объяснений способствовали достижению цели. Все воспитанники справились с заданием, раскрасили фартук, творчески подошли к решению вопроса, показали хорошие знания по народно-прикладному искусству. С ней согласились Литвиненко Г.Н. воспитатель д/с №1 «Тополёк», Васина Н.А. воспитатель д/с №7 с. Вязовка и Котова Н.С. воспитатель д/с «Светлячок».
Чужнурова З.Ю. воспитатель д/с № 16 с. Сластуха обратила внимание на то, что цели и задачи НОД в старшей группе сформулированы с учетом возраста и объединены единым сюжетом. Педагог применяла методы организации: словесный, наглядный, практический. Степень проявления познавательной активности высока, дети проявили самостоятельность, творчество. Занятие было интересное и динамичное. С ней были согласны Абрамочкина Н.А., д/с №1 «Тополёк», Иванова О.В. и Семёнова Е.В. д/с №3 «Берёзка», Левкина с. Новосёловка.
Атаева М.В. музыкальный руководитель МКДОУ д/с №3 «Берёзка» акцентировала внимание на то, что воспитатель подготовительной к школе группе поставила перед собой проблему, чтобы закрепить у детей навыки рисования на камушках. Считает, что цели достигнуты, дети умело использовали умения и навыки для достижения поставленных задач. Прослеживается связь с ранее изученным материалом. Педагог обладает педагогическим и методическим мастерством, речь образная, эмоциональная. На протяжении всего занятия было хорошо подобрано музыкальное сопровождение, воспитывалось чувство доброты, желание прийти на помощь. С ней согласились Воронина М.В. воспитатель д/с № 16 с. Сластуха, Матвеева Н.М. старший воспитатель д/с 3 «Берёзка», Антонова Ю.В. социальный педагог д/с №3 «Берёзка», Постникова с. Новосёловка.
В ходе обмена опытом старший воспитатель Вдовенко С.П. познакомила присутствующих с основными задачами, целевыми ориентирами и формами организации организованной и самостоятельной деятельности воспитанников при организации ОО «Художественно-эстетическое развитие».
После обмена мнениями по данному направлению работы в ДОУ, гости методического районного объединения совершили экскурсию по детскому саду. Особое внимание было уделено развивающей предметно-пространственной среде по художественно-эстетическому развитию: уголки ИЗО, театральной и музыкальной деятельности, зона по конструированию и дидактическим играм.
По окончанию РМО участники объединения поблагодарили педагогический коллектив детского сада № 2 «Улыбка» за интересные развивающие занятия с использованием инновационных технологий, пожелали творческих успехов.
Председатель РМО: Тарасова Т.Н.
Заведующий МКДОУ
детского сада № 2 «Улыбка»

Секретарь: Вдовенко С.П.
Старший воспитатель МКДОУ
детского сада № 2 «Улыбка»

Презентация на тему: Внедрение ФГОС посредствам модернизации основ системы образования ДОУ с приоритетом художественно – эстетическое развитие

Тема: «Формы и методы работы с неблагополучными семьями»

Педагог-психолог МБОУ Мальчевская СОШ

Миллеровского района Ростовской области

Головнева Татьяна Владимировна

Общие критерии неблагополучия семьи:

1. Асоциальное поведение

2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)

3. Насилие в семье.

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Существуют такжефакторы , которые могут привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.

1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2) социально-экономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;

4) факторы социального риска:как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Республики Башкортостан

Выступление

на РМО воспитателей Октябрьского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

на тему:

Подготовила: воспитатель

МБДОУ Детский сад №37

Щербакова Валентина Петровна

«Развивающая среда как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Правильное развитие и воспитание ребенка – залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной социализации в будущем. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. От уровня развития мелкой моторики напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Поэтому педагогам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики рук детей в любом возрасте.

Возможность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста расширяется при условии создания в группе развивающей среды. Развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, реализовать познавательные и коммуникативные потребности в свободном выборе.

В нашей группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали уголок, в котором имеется необходимый материал. Это разнообразные мозаики, конструкторы, пазлы, шнуровки, пирамидки, c тучалки, волчки, пособия по расстегиванию и застегивания пуговиц, замков, разного вида застежек – все в свободном доступе.

В работе по развитию мелкой моторики и координации движений кистей рук мы используем не только фабричные и стандартные игры, но и нетрадиционные материалы. Например, это игры с мелкими предметами: крупами «Сухой бассейн», «Золушка»; пуговицами «Бусы», «Нарисуй рисунок»; ракушками «Выложи дорожку», «Собери фигуру»; прищепками «Стирка», «Найди по цвету»; бигудями – липучие, используются как массажёр или конструктор, из мягких (гнущихся), выкладываем фигуры; счетными палочками – выкладывание предметных картинок; магнитами – придумываем сказки.

Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дети с большим удовольствием участвуют во всех этих видах деятельности, как на занятиях, так и самостоятельно. В рисовании используем: нетрадиционные техники, а также - трафареты, обводки, раскраски. Занятия лепкой для детей становится увлекательным времяпрепровождением. На занятиях аппликацией детей привлекают и радуют яркие цвета, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. Не меньший интерес для детей представляет конструирование. Дети с огромным удовольствием сооружают многочисленные и разнообразные постройки.

Лучшие работы детей мы отправляем на всероссийские конкурсы и некоторые дети уже стали призерами и победителями этих конкурсов.

Не менее важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются, конечно же – пальчиковые игры. Пальчиковые игры решают множество задач в развитии ребенка. Они очень эмоциональны, увлекательны, дети с удовольствием принимают участие в играх.

Для родителей, проводим консультации, изготавливаем памятки, даем рекомендации, вывешиваем наглядную информацию.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получая поддержку и помощь родителей, мы продолжим добиваться поставленной цели.