Что может малыш в 5 месяцев. Какие игрушки нужны? Игры с погремушками

Когда вашему ребенку исполнилось четыре месяца, вес его должен быть около шести килограммов. Но если вес ребенка и меньше, это еще не причина, чтобы огорчаться. Физическое развитие зависит от многих условий - также и от исходных, например, от веса и длины тела при рождении ребенка; играет большую роль наследственность - имеется в виду конституция. Унаследованные физические особенности остаются на всю жизнь.

На пятом месяце вес ребенка должен приблизительно удвоиться по отношению к весу при рождении. То есть ваш малыш уже весит примерно семь килограммов. Если вы хотите знать, сколько ребенок прибавляет в весе за сутки, можете сделать приблизительный расчет. У вас получится - около двадцати граммов. Но вы уже знаете, что у разных детей разнятся и эти цифры. Один ребенок прибавляет за сутки 19 граммов, другой - 23 грамма. И то и другое - норма. Примерно до девятого месяца жизни ребенок прибавляет в весе по 16-18 граммов ежесуточно. За две недели приблизительно 250 граммов. Исходя из этих цифр, вы можете производить некоторые расчеты.

Если вы регулярно взвешиваете ребенка и вычерчиваете кривую его веса, как и прежде, эту кривую отличает плавный и постоянный подъем. Не должно быть резких перепадов - острых зубцов. Также не должно быть длительных (больше недели) зависаний на одном уровне, говорящих о том, что по какой-то причине ребенок перестал набирать в весе. Если вы заметили, что кривая веса остановилась, обращайтесь за консультацией к педиатру.

В этом возрасте прибавка в весе за неделю не всегда одинакова. В какую-то неделю прибавка может составлять 190 граммов, а в следующую - 230. Не беспокойтесь по этому поводу, это нормально.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом начал все активнее применять руки по назначению, то есть стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий его мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится во власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

Скоро вы обратите внимание, что ребенок тянет в рот не только предметы, но и сами руки, и у него появляется привычка сосать пальчик. Этому нужно всячески препятствовать, поскольку от названной привычки у малыша усиливается процесс слюноотделения, а со временем неправильно формируются челюсти (и впоследствии соответственно - зубы). Кроме того, заметно искривляются пальчики, которые ребенок облюбовал для сосания.

Как только вы заметили, что ребенок сосет пальцы, вытаскивайте у него их изо рта. Делайте это настойчиво, но не грубо.

Однако вы не можете ежеминутно подходить к ребенку и вытаскивать у него пальчики или кулачок изо рта. У вас есть много и других забот. Попробуйте надеть ребенку хлопчатобумажные рукавички.

В отношении соски также будьте настороже. Не надо, чтобы ребенок сосал ее день и ночь. Ребенок уже заметно подрос и вполне может обходиться без соски. Постарайтесь отучить ребенка от соски. От соски польза только маме, малышу же ничего, кроме вреда.

Как отучить ребенка от соски?

Только призвав в помощники терпение. Ребенок просит соску, капризничает, а вы отвлеките его играми и игрушками; вы же знаете, что от соски может быть вред - у ребенка со временем разовьется неправильный прикус.

Некоторые мамы по наущению бабушек, дабы отучить малыша от соски, мажут соску горчицей... Не надо этого делать, это может плохо отразиться на желудке ребенка. Уберите соску, чтобы она не попадалась на глаза малышу.

Как направить режим бодрствования и сна ребенка в нужное русло?

Иногда случается, что ребенок перепутает день и ночь. Вы ложитесь спать, а ваш малыш после часа ночи просыпается и начинает активную жизнь: что-то лепечет, стучит рукой по погремушкам, подвешенным над ним, начинает ползать в кроватке... А папе рано утром на работу, и он, проснувшись, уже никак не может уснуть, нервничает, злится. Также и мама хочет отдохнуть; для нее ночной отдых еще более важен: ведь она кормит малыша грудью; и если мама хронически не будет высыпаться, у нее может исчезнуть молоко... Будьте терпеливы. Не ругайтесь на ребенка. Тем более, что он все равно не понимает, чего от него хотят. Даже не повышайте на него голос - вы только испугаете его.

Попытайтесь отыскать неправильность в уже сложившемся режиме дня и ночи. Задумайтесь: почему ребенок к часу ночи или к двум уже чувствует себя отдохнувшим и ищет общения?
Быть может, ваш ребенок слишком много спит днем, потому что с ним никто не занимается. Это одна из самых вероятных причин. Ребенок предоставлен самому себе, игрушка, что лежит в кроватке, ему надоела, и он даже не смотрит на эту игрушку. А не играя, не двигаясь, не утомляется.

Есть и еще важный момент: бывает кто-нибудь из близких слишком активно играет с ребенком к ночи и перевозбуждает его. Например, папа: пришел с работы, поужинал, отдохнул немного на тахте и решил затем поиграть с наследником. И тормошит малыша, и смеется, и кружит, и даже подбрасывает к потолку. Ребенку это, понятно, нравится. Но после таких забав ему ночью не спится.

Некоторые родители (будем надеяться, что таких немного), раздражаясь по какому бы то ни было поводу на ребенка, бьют его. По всей вероятности, не сильно - но все равно! Такой ребенок, конечно же, будет спать тревожным сном и просыпаться ночью, навлекая на себя еще большее озлобление неумных родителей.

Вашему ребенку четыре месяца, он подрос после роддома - даже вы замечаете это, хотя видите ребенка каждый день. Однако ваш малыш еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Ваш ребенок должен уже хорошо держать голову.

Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спинкой лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Но не держите его на руках постоянно. Этим вы только навредите и себе, и ребенку. Но не должен он и оставаться в одиночестве и все время лежать на одном месте. Обязательно приобретите манежик, вы сможете передвигать его по квартире, и малыш всегда будет видеть своих близких, а ваши руки будут свободны для других дел.

Ребенок ваш становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Бывает родители обкладывают ребенка подушками, чтобы он посидел. Не нужно этого делать. Спешкой можно навредить. Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

В возрасте после четырех месяцев ничем не стесняйте движений ребенка. Пусть он дрыгает ножками и ручками в собственное удовольствие. Это нужно для правильного физического развития.

Поворачивайте малыша с боку на бок, выкладывайте его на животик. Вы заметите, как, лежа на животе, ваш ребенок прогибает спину, поворачивает голову то влево, то вправо - возможно, эти движения происходят оттого, что ребенку не хочется лежать уткнувшись носом в простыню. От этих движений мышцы спины и шеи быстро крепнут. Можете порадовать малыша легким массажем спины. Детям массаж очень нравится.

Чаще меняйте положение малыша, когда он лежит в кроватке. То он спит на левом боку, то на правом; когда бодрствует, полежит на спине. Такая перемена положения тела важна потому, что вовремя устраняются застойные явления в мышцах, а следовательно мышцы не слишком утомляются. Помимо этого, у ребенка не деформируется голова (порой некоторое уплощение затылка наблюдается при однообразном положении тела на спине).

Вы уже можете сами оценить психофизическое развитие своего ребенка. В возрасте четырех месяцев в норме ребенок может делать следующее:
- лежа на животе, поворачивается на бок;
- когда вы берете его на руки, хорошо держит головку;
- когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть;
- во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы;
- лежа на животе, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище;
- очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему;
- пробует голос, лепечет, смеется;
- очень интересуется игрушками, выражает радость при появлении новой игрушки;
- если в соседней комнате начинает играть музыка, ребенок замирает и с любопытством вслушивается.

Существует закономерность: чем больше заботы и внимания вы проявляете к своему ребенку, тем лучше он развивается в психофизическом отношении. Вы - это источник, из которого черпает малыш. Вы должны быть открыты. Не ленитесь, больше занимайтесь с малышом. Разговаривайте с ним, пойте ему песни - и не обязательно только колыбельные; показывайте игрушки, называйте цвета, рисуйте яркие картинки. Ребенок - как губка, он впитывает все впечатления. Быть может, он еще не способен продемонстрировать запас своих знаний, но будьте уверены - кое-что отложилось.

Вы уже не раз замечали, что ребенок лепечет. Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - это так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте тон - произносите разные звуки, но чтобы ребенок видел ваши губы.

Говорите с ребенком спокойным голосом. Он чувствует себя увереннее, когда видит, что вы спокойны. Это заложено природой: ребенок - маленькое зеркало вашего состояния. Если вы чем-то встревожены, ребенок это быстро заметит и тоже забеспокоится.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, какие называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить.

Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, вы можете только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями «под завязку». Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Некоторые мамы поступают разумно, начиная с пятого месяца приучать ребенка к чашке. Один-два глоточка кипяченой воды из чашки - вот все, что для начала требуется. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем вам легче будет отнять у ребенка грудь.

Сначала вы держите чашку сами и прижимаете ее край к губам ребенка. Потом вы даете чашку в руки ребенку - например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.

Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много значит для него.

Конечно, ребенок не раз опрокинет на себя содержимое чашки. Без таких «аварий» не обходится никто. Держите себя в руках, не злитесь на ребенка, не кричите на него, совершите над собой усилие и храните спокойствие. Переоденьте ребенка, разговаривайте с ним как со взрослым. Дети всех возрастов любят, когда с ними обращаются как со взрослыми. И, пожалуй, нет на свете ребенка, который любил бы, когда с ним сюсюкаются (почему некоторые взрослые считают, что с детьми нужно разговаривать именно так?).

Придерживайтесь избранного малышом распорядка дня. Организм любит ритм. Подстраиваясь к ритму, организм ребенка как бы прогнозирует себя на ближайшее будущее и готовится к нему. При такой подготовке значительно облегчается течение многих физиологических процессов.

Что умеет ребенок?

На пятом месяце ребенок еще более удивит и порадует вас возросшей активностью. Сделает первую заявку на самостоятельность: только что вы уложили его на спину, а он сам повернулся на бок, затем на живот. И на животе уже лежит иначе - опирается не на предплечья, а только на ладошки, голову держит свободно, высоко. Эта поза становится любимой - так больше увидишь! Интересно проследить за реакцией малыша на какой-то привлекающий его внимание предмет, игрушку. Сначала очень серьезно разглядывает, потом, протягивая руку, сгибает пальчики, как бы примериваясь взять, причмокивает, точно пробуя на вкус, и, наконец, если это доступно, берет.

Теперь игрушки можно не только подвешивать, но и класть в кроватку, справа и слева. Ребенок нащупывает их, берет, роняет, снова берет. Хорошо, если игрушки или подходящие для игры предметы будут разной формы, с разной поверхностью - мягкой и твердой, гладкой и шероховатой, ровной и ребристой. Одну можно взять, действуя рукой, как черпалкой, с другой придется повозиться, поработать пальчиками - развести их, сомкнуть, согнуть, выпрямить. Новые тактильные ощущения, тонкие движения кисти обогащают опыт ребенка, стимулируют речевые зоны мозга.

Ребенок все больше «разговаривает», радостно вскрикивает, если что-то удивило, певуче повторяет гласные звуки, вы можете уловить в его «вокале» новое переливчатое звукосочетание, типа «аль-де-лы-агы-аы» - специалисты называют это «появлением свирели». Портал о здоровье www.сайт

Настала пора проводить часть бодрствования в манеже. Это дает ребенку больше свободы движений, приучает развлекаться самостоятельно, да и, хотя бы немного, освобождает маму.

Манеж поставьте так, чтобы малыш получал точку обзора со всех четырех сторон. Он ведь маленький исследователь, ему чрезвычайно интересно разглядывать новую для него обстановку, видеть, что делается вокруг, следить за взрослыми, передвигающимися по комнате.

В манеж положите три-четыре игрушки на таком расстоянии, чтобы, чуть потрудившись, он смог их достать. Если манежа нет, на время превратите в него кроватку - выньте матрасик и положите вместо него деревянный щит, застеленный одеялом. Но кроватка очень скоро станет тесна для «гулянья», да и желательно, чтобы ребенок привыкал к предстоящему разделению: для игр - одно место, для сна - другое, тогда укладывание в кроватку будет для него сигналом: пора спать!

Можно использовать, как замену манежу, широкую и достаточно ровную тахту или кровать, но тут придется, не отходя, сидеть рядом - ребенок уже достаточно подвижен. Стоит вам отвернуться на минутку, как он окажется на полу.

Особенно рискованно оставлять малыша на пеленальном столе: примерно с четвертого-пятого месяца падение с такого стола - самая частая травма у детей.

Прикорм: стратегия и тактика

С середины пятого месяца наступает новая эра в питании можно вводить прикорм. Если разбавленные соки, тертое яблоко, были и остаются полезными и приятными добавками к грудному молоку или смесям, то блюда прикорма должны постепенно вытеснять эти младенческие продукты, готовя ребенка к расставанию с материнской грудью или бутылочкой со смесью. Но это цель отдаленная, стратегическая.

В первую очередь прикорм необходим как источник веществ, которых уже не хватает в грудном молоке. И, прежде всего, это - минеральные соли, ведь они усиленно расходуются для развития костной и мышечной систем, сердца, мозга. В частности, концентрация железа в материнском молоке не соответствует физиологической потребности ребенка грудного возраста. Железо запасается организмом ребенка в гестационный период и к 4 месяцам это депо критически уменьшается, а с молоком матери железа поступает очень мало. Результат - анемия у малыша. По рекомендациям ВОЗ прикорм вводят не раньше 4, но не позднее 6 полных месяцев. Смотрите по своему ребенку, когда именно ему нужен прикорм. Если начинает отставать в развитии от общепринятых норм или меняются показатели крови - то момент уже настал. Если все по плану - ждем до полугода.

Из двух возможных вариантов первого прикорма (каша или овощное пюре) специалисты после долгих дискуссий отдали предпочтение овощам. Правильно приготовленное пюре полноценно по составу, хорошо усваивается, благоприятно действует на пищеварение, не угрожает избытком углеводов, если, конечно, картофеля в нем не больше 40-50 %. Пюре можно обогащать и варьировать, используя самые разные овощи - морковь, капусту белокочанную, цветную, кольраби, репу, кабачки, зеленый горошек, даже свеклу и шпинат.

Все овощи сразу, разумеется, не готовят. Для начала можно взять, допустим, морковь и капусту. Все это моют, чистят, принимая на всякий случай «противонитратные меры»: из моркови вынимают сердцевину, от кочана капусты не берут листов, прилегающих к кочерыжке, у свеклы срезают часть у корня. Можно использовать немного картофеля для приготовления пюре.

Варят овощи нарезанными на мелкие кусочки, под крышкой. В кастрюльку кладут не все сразу: то, что разваривается дольше, например, морковь, - раньше; то, что быстрее, - позже, картофель в последнюю очередь. Готовые овощи протирают, пока они горячие, добавляя (тоже горячее) молоко. Пюре должно получиться негустое, пышное, без комочков.

На полную порцию требуется примерно 100 г овощей, 20 мл (столовая ложка) молока или смеси; в готовое пюре добавляют 1/2 чайной ложки растительного масла, оно для ребенка этого возраста важнее, чем сливочное. Прикорм вводят с половинки чайной ложки, постепенно увеличивая порцию.

Или купите готовое пюре для детского питания по возрасту.

Особо о соли

Важный вопрос! Соленого вкуса ребенок еще не знал, он знакомится с ним впервые. И очень хочется, чтобы у него уже с этого времени начало формироваться нормальное вкусовое восприятие соленого и несоленого.

Без соли человеку не обойтись, она необходима и для регуляции водно-солевого обмена, и для выработки желудочного сока. Но избыток ее крайне вреден. Прежде всего потому, что способствует повышению артериального давления. Человек, воспринимающий в меру посоленное как несоленое, привыкший, даже еще не попробовав, тянуться к солонке - кандидат в гипертоники. Вы же не хотите, чтобы таким стал ваш ребенок!

Распространенная рекомендация в рецептуре детских блюд «соль на кончике ножа» не подходит. Это все-таки относительно, ведь разные бывают ножи, разное представление о количестве «на кончике». Специалисты, изучившие детскую диететику до тонкостей, советуют и точности ради, и из гигиенических соображений для детей до года соль использовать только в виде 25 %-го раствора, а сахар - в виде сиропа.

Солевой раствор готовят так: растворите 25 г соли в 100 мл воды, прокипятите 10 минут на небольшом огне, долейте кипятком до первоначального объема, вновь вскипятите и процедите через два слоя марли. Такого раствора в пюре добавляют максимум 3 мл - приблизительно половину чайной ложки, но по возможности, если ребенок кушает без соли - меньше. В овощах есть необходимое количество соли.

Вводя новые блюда прикорма, вы тем самым делаете еще одно важное дело - формируете у ребенка новые вкусовые ощущения, закладываете пищевые привычки, которые будут иметь огромное значение для всей его последующей жизни и даже, как ни странно сейчас об этом думать, для жизни и здоровья ваших внуков...

Обед и после него

В круг полезных пищевых привычек входит и умение есть не спеша, со вкусом, с удовольствием.

Не начинайте кормить ребенка, когда он плачет, чем-то раздражен, недоволен. Сначала успокойте. Готовясь к еде, усаживая его к себе на колени, приговаривайте весело, ласково: «Сейчас будем есть, смотри, какое пюре вкусное!» Не беда, что он еще слов не понимает, зато великолепно реагирует на интонацию, улавливает мамино настроение. Для большего комфорта можно даже включить какую-нибудь негромкую музыку.

Наберите в ложку немного пюре, поднесите ко рту малыша, но не пытайтесь быстрее запихнуть его в этот маленький ротик! Насилие при кормлении недопустимо. Слегка прикоснитесь краем ложки к верхней губе ребенка, побуждая его самого снять пюре губами.

Может быть, он сразу поймет, что требуется, и станет охотно есть. Но может сомкнуть губки, начать вертеть головой, отворачиваясь от ложки. Переждите минутку! А потом терпеливо, спокойно начните все сначала. Учтите, в отношении еды маленькие дети - страшные консерваторы. Их отпугивает не только новый вкус, но непривычный цвет или запах, настораживает даже новая чашка или мисочка. Может быть, неудобна ложка? Стандартная чайная для такого ребенка еще великовата, нужна ложечка типа кофейной и по возможности более плоская.

Сейчас вам уже можно кормить ребенка не 6, а 5 раз в день с четырехчасовыми перерывами, то есть ориентировочно в 6, 10, 14, 18, 22 часа. Пюре лучше всего давать в 14 часов, сначала перед кормлением грудью или смесями и, как все новое, осторожно, понемножку - в первый день половинку, потом одну-две ложечки, потом постепенно больше и, дойдя на 7-10-й день до 150 г, кормить уже только одним пюре. В него можно добавить положенную порцию растертого желтка, дать ребенку запить пюре соком. Чем не обед?

Не тревожьтесь, если в стуле ребенка обнаружите признаки овощей. Это естественно, как и некоторое изменение цвета мочи - от свеклы, например, она может стать красноватой.

Внимания требуют только возможные аллергические реакции, появление или усиление диатеза. Самые безобидные в этом отношении овощи - кабачки и капуста, самый частый аллерген - морковь. Некоторые дети плохо переносят даже картофель.

Мясо ребенок может получать только после полугода! До этого срока оно создаст чрезмерную белковую нагрузку на организм. Исключение можно сделать лишь в особых случаях, если, допустим, у ребенка очень низкий гемоглобин. И разрешить вопрос должен врач. В общем, всякому прикорму - свое время.

Массаж и гимнастика - каждый день!

Да, именно так. Хотите видеть эффект массажа и гимнастики, занимайтесь ежедневно (кроме, разумеется, тех случаев, когда ребенок нездоров). Комплекс теперь немного усложняется, к приемам поглаживания добавляется более интенсивное растирание. Его проводите осторожно, бережно, так, чтобы ребенку это нравилось.

1. Начав, как и раньше, с поглаживания рук, затем 6-8 раз скрестите их на груди ребенка, попеременно накладывая одну на другую и разводя в стороны.

2. Живот уже можно не только поглаживать круговыми движениями одной ладони по часовой стрелке (8-10 раз), но и слегка растереть вдоль серединной линии обеими ладонями, движущимися в противоположном направлении (6-8 раз), затем - от поясничной области к середине, так, чтобы пальцы ваших рук соединялись над пупком, а потом снова погладить.

3. Ноги после поглаживания сначала разотрите мелкими движениями ладони от стопы к тазобедренному суставу, по наружной стороне" голени и бедра, потом - спиралеобразными движениями большого и указательного пальцев обеих рук - по наружной и внутренней стороне голени и наружной стороне бедра, от стопы к паховой области.

4. Даже если поворот со спины на живот ребенок уже освоил, неплохо потренироваться, тем более что сам он обычно предпочитает одну какую-то позицию, а сейчас с вашей помощью должен будет повернуться по 2-3 раза вправо и влево. Стимулом может стать яркая игрушка.

5. Спину (погладив, как и раньше) 4-6 раз разотрите обеими ладонями от шеи к ягодицам и обратно, по обеим сторонам позвоночника.

6. Повторите упражнение 9 из прошлого комплекса (третий месяц).

7. Положив ребенка на спину, ладонями обеих рук погладьте грудную клетку по ходу грудных мышц, в направлении к подмышечным впадинам.

9. Помассируйте его стопы, поглаживая, растирая и слегка поколачивая их тыльной стороной среднего и указательного пальцев.

10. А в заключение - потанцуем! Взяв ребенка под мышки, дайте ему хорошо упереться стопами, и он сам начнет радостно сгибать и разгибать колени.

Все занятие должно продолжаться 8-10 минут. Обязательно найдите в распорядке дня эти минутки!

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

  • В 5 месяцев малыш не только уже узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом.
  • Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица! Многие дети с этого возраста пугаются и начинают плакать при виде незнакомца. Чаще всего, родители, в этом возрасте задаются вопросом:”Почему он боится бабушки или дедушки, которые приходят к ним в гости?” Здесь следует подчеркнуть, что малыши приветливо узнают только тех людей, которые их окружают постоянно. Понятно, что если бабушка или дедушка посещают малыша раз в неделю или даже месяц, они будут восприниматься малышом как чужаки.
    Для развития малыша эта фаза отчуждения играет большое значение. В этот момент он "открывает” нечто вроде чувства собственного Я. Это огромный шаг в его социальном развитии! Чувство страха перед незнакомыми людьми свидетельствует о глубокой эмоциональной связи с близкими ему людьми (матерью, отцом, или другим ему близким человеком).
  • С 5 месяцев ребенок способен уже неотрывно следить за предметом по 10 – 15 минут. Если раньше он смотрел на то, что больше всего привлекало его внимание, то теперь он САМ выбирает себе объект, на котором фиксирует все свое внимание. Конечно же, наибольший интерес у него все еще вызывают привлекательные игрушки. Сделайте мир малыша разнообразным и красивым! Пусть нежные и любящие голоса, приятная музыка и улыбка мамы будут постоянно рядом. Ведь интерес и познание окружающего мира начинается с интереса и любви к маме.
  • В 5 месяцев ваш кроха хорошо отличает голоса близких ему людей. Он может отличить строгую и ласковую интонацию речи – на ласковый голос улыбнется, а на строгий ответит обидной гримасой и даже может заплакать.
  • Ребенок подолгу и певуче гулит. Эти нежные и мягкие звуки во всевозможных сочетаниях приводят в восторг не только окружающих, но и его самого! Малыш, играя со звуками, накапливает опыт для овладения речью. Разговаривайте с малышом, называйте его по имени, спрашивайте, как он себя чувствует, что он хочет. Пусть ваша речь будет спокойной и сопровождается мимикой, так малыш быстрее поймет ее содержание.
  • Начиная с 5 месяца кроха уже в состоянии на короткое время преодолеть свой вес, опираясь на локотки и поднимаясь на вытянутых руках. Некоторые малыши начинают осваивать перевороты со спины на животик.
  • Лежа на спинке, он все больше стремиться поднять головку и плечики. Он стремится встать. Если вы его поддержите под мышки, он будет ровно и устойчиво стоять 3-4 минутки. Время полной беспомощности прошло! Малыш растет и набирается сил, чтобы сесть, поползти и встать.
  • К 5 – 5 с половиной месяцам ваш кроха сосредоточенно начнет стремиться захватить игрушку. Даже не сомневайтесь, у него это получится! Теперь он ее захватит и удержит самостоятельно, по-человечески, противопоставив большой пальчик другим. Такое произвольное захватывание предмета и овладение им – важный этап в развитии вашего крохи! Это этап активного познания его окружения.
  • С этого возраста малютка уже сможет захватывать губами густую пищу. А ведь совсем недавно он мог только сосать! Предложите ему облизнуть кусочек очищенного овоща или фрукта, ему понравится, он потянется к нему еще и еще. Это возраст, когда многие малыши начинают свой первый опыт прикорма. Мама с гордостью дает крохе маленькую ложечку каши. И ему нравится, он готов уже пробовать что-то еще, кроме маминого молочка. Его желудочек готовится к взрослой пище.

В предыдущей статье мы с вами обсуждали развитие четырехмесячного ребенка, а сегодня самое время поговорить о том, с помощью специальных упражнений, игр и , сделанных любящими мамиными руками.

Давайте не будем долго рассуждать, а сразу перейдем к описанию игр, ведь время не ждет, и нашему малышу нужны увлекательные занятия, организованные мамой и занимающие большую часть времени его активного бодрствования.

Игры для физического развития ребенка 5 месяцев

Игра «Я лечу»

Пятимесячный ребенок достаточно хорошо владеет собственным телом, а если вы выполняли упражнения, рекомендованные для предыдущих этапов развития, то мышцы его спины, живота и шеи настолько окрепли, что малыш может… взлететь! Конечно, с вашей небольшой помощью. Вот несколько вариантов:

  • Расположитесь на полу на спине, ноги согните в коленях и поднимите (голени параллельны полу). Положите малыша на свои ноги и слегка покачайте вперед-назад и из стороны в сторону, придерживая ребенка руками за спинку. Удобно, что во время выполнения занятия, кроха видит ваше лицо, и вы можете разговаривать с ним. К тому же, это отличное упражнение для маминого пресса, ведь заботясь о том, как развивать ребенка в 5 месяцев , не стоит забывать и о себе.
  • Также лежа на спине возьмите ребенка под мышки и покачайте на вытянутых руках.
  • Положите малыша на пол на животик. Сами встаньте над ним, широко расставив ноги. Наклонитесь и возьмите кроху под животиком (одна рука в районе бедер, вторая – под грудкой). Покачайте ребенка, постепенно увеличивая амплитуду движений.

Выбирайте понравившийся вам способ полета или опробуйте их все. Во время полета вы можете спеть потешку или рассказать стишок, например, вот этот:

Я лечу над облаками,

Над лесами, и полями,

Кто со мной в железной птице

Не боится прокатится?

Или сочините свою песенку. Я пела так: «У-у-у, самолет летит… У-у-у, в нем Егорка сидит. Вот так, вот так, наш Егорка летит».

Такие полеты способствуют развитию представлений о собственном теле и укреплению вестибулярного аппарата.

Игра «Держи-держи!»

Надеюсь, вы продолжаете регулярные ? Именно сейчас, когда тело малыша готовится к самостоятельному ползанию, эти упражнения чрезвычайно важны для укрепления мышц спины и живота. Если ваш ребенок уже достаточно уверенно чувствует себя на мяче, самое время предложить ему такую игру.

Ребенок лежит на фитболе на животе. Вы надежно фиксируете его спинку и ножки и плавно раскачиваете мяч вперед-назад. Положите привлекательную игрушку прямо перед ребенком – он будет стараться ее достать во время движения вперед. После нескольких неудачных попыток обязательно задержитесь в крайней передней точке и дайте крохе возможность схватить добычу.

Сенсорные коробки для ребенка 5 месяцев

В этом месяце предлагаю познакомить вашего малыша с таким занимательным развивающим пособием, как . Это коробка, тазик, контейнер, корзина или другая емкость, которая наполнена различным содержимым для ощупывания, рассматривания, пересыпания, рассыпания, перемешивания и т.д.

Подробнее о сенсорных коробках и их применении в развивающих занятиях с детьми разного возраста вы можете почитать и , а сейчас я остановлюсь на вопросах организации игры с пятимесячным малышом и, конечно, на возможном содержании таких коробок. Исследовать содержимое сенсорной коробки ребенку в 5 месяцев будет удобно в 2-х положениях:

  1. Коробка стоит на столе. Малыш сидит у вас на бедре, наклонившись вперед. Вы поддерживаете его за грудку. При этом основной вес малыша приходится на ваши руки. Сажать малыша на колени в прямом смысле этого слова следует лишь в том случае, если он уже делает самостоятельные попытки садиться.
  2. Коробка лежит на полу. Ребенок лежит на животе, под грудку ему подкладывается валик из свернутого полотенца, небольшая диванная подушечка (высотой до 15 см) или подушка для кормления (теперь-то вы, наконец, оправдаете эту покупку). В этом положении руки малыша свободны и он может активно изучать и рассматривать содержимое сенсорной коробки.

Что же вы положите внутрь?

  • разнообразные крупы, панировочные сухари, мука, крахмал (очень интересные тактильные ощущения);
  • сваренные макароны (остывшие, конечно);
  • попкорн, сухие завтраки – звездочки, шарики, подушечки, кукурузные хлопья;
  • фигурное детское печенье;
  • изюм;
  • замороженные овощные смеси (для закаленных деток или в жаркий день);
  • гладкие камушки;
  • трава (зимой можно купить в зоомагазине. Вы уже заметили, как часто я вас туда направляю?);
  • песок;
  • катушки или клубки разноцветных ниток;
  • пуговицы;
  • мозаика, детали конструктора;
  • кубики, мячики-ежики (да-да, покупаем там же J), детали счетного материала;
  • кусочки паззла-потеряшки;
  • хозяйственные губки, нарезанные на кусочки различной формы.

Недавно стали мамой малыша?

Игры для творческого развития ребенка 5 месяцев

Первые шедевры

Съедобное рисование

Рисовать можно не только краской. Вы можете использовать для этой цели овощное или фруктовое пюре. Налейте пюре на поднос с невысокими краями, а кроху расположите лежа на животике, подложив ему под грудку валик из полотенца. Малыш будет оставлять следы на поверхности подноса. Время от времени вы тоже можете что-нибудь нарисовать (мячик, солнышко, кубик, цветок) и позволить малышу стереть ваш рисунок.

Игра является первым знакомством ребенка с нетрадиционными способами рисования, способствует развитию тактильной чувствительности, стимулирует его познавательную и творческую активность.

Посмотрите видео о развитии крохи в 5 месяцев:

Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.

Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.


Таблица навыков 5-месячного ребенка

В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.

Физические навыки (крупная моторика)
  • переворачивается со спинки на живот;
  • уверенно держит в руках погремушку;
  • некоторое время сидит с опорой для спины;
  • держась за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
  • развивается рука: возникает противопоставление большого пальца;
  • появляется умение хватать;
  • ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке;
  • ощупывает всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
  • узнаёт родителей и близких;
  • в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
  • с помощью мимики выражает различные эмоции;
  • криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
  • узнает знакомые голоса;
  • прислушивается к новым звукам;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
  • отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
  • умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
  • певуче гулит;
  • произносит первые слоги;
  • повторяет отдельные звуки.

То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.

Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».

Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.

Рост и вес ребенка 5 месяцев

В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:

Нормы для девочек (ВОЗ)

Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
57,4 4,8
59,6 5,4
61,8 6,1 64,0 6,9
66,2 7,8
68,5 8,8
70,7 10,0

Нормы для мальчиков (ВОЗ)

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
59,6 5,3
61,7 6,0
63,8 6,7 65,9 7,5
68,0 8,4
70,1 9,3
72,2 10,4

В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.

Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:

Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.

Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.

Физическое развитие (крупная моторика)

Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.

Укрепление мышц спины и шеи

Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.

  • уложив ребенка на мяч животом вниз, мама придерживает его за ножки и слегка подкатывает мяч вперёд;
  • зажав мяч между своих ног, мама держит малыша под мышками, его ножки упираются в мяч. В таком положении мама позволяет крохе «попрыгать» на мягкой поверхности;
  • мама укладывает ребенка на мяч спинкой и, удерживая его за ножки, позволяет ему прогнуться по поверхности мяча;
  • мама укладывает кроху на животик и, удерживая его за ножки, катит мяч вперед до тех пор, пока ручки крохи не коснутся пола. На том месте, где ручки малыша будут приближаться к полу, следует положить несколько игрушек. Это позволит одновременно развивать реакцию крохи и его умение хватать рукой предметы.



Тренировка мышц рук

Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.

Укрепление мышц ног

Езда на воображаемом велосипеде

Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.

Прыжки

Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.

Плавание

В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.

Развитие мелкой моторики

Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок , перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:

  • Обхватите ручки малыша за локтевой сгиб и потрясите их – это расслабит пальчики.
  • Возьмите ручки ребенка за запястья и слегка потрясите их. Разомните запястья, затем потрите ладошки.

Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.

Вращение в ладошках массажного шарика

Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.

Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.



Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.

«Колокольчик динь-динь»

Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.

Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!

Пальчиковые игры

Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:

Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!

Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.

В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.

Во время купания

Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:

Здесь водичка холодненькая,
Здесь - тепленькая,
Здесь - горяченькая,
А здесь - кипяток, кипяток!

Поддерживаем «комплекс оживления»

Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:

Мальчику:

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Стимулируем смех

Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:

Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)



Развитие зрения

Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.

Наблюдаем за движущейся игрушкой

К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.

Неваляшка

Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.

Прятки

Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.

«Идет коза рогатая»

Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!

Развиваем слух

Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.

С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.

Откуда звук

Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.

Бубен

Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.

Учимся различать мелодии

Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:

Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.



Развиваем речь

Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте, расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.

Поем песенки из слогов

Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».

«Кто как кричит?»

Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»

Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».

Познавательное развитие ребенка 5 месяцев

Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:

Изучаем лицо

Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.



Изучаем причинно-следственные связи

Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала» . Предложите построить еще.

Знакомьтесь с предметами и окружающим миром

Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».

Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».

Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.

Развивающие игрушки

С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.

Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:

  • На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
  • Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
  • Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
  • Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.

Распорядок дня, как элемент развития

Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.

Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.

После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.

Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.

Заключение

Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.

Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.

Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.

Видео: Развитие нервной системы ребенка в 5 месяцев

  1. Дюкова Е. Мать и дитя: от беременности до 3 лет.
  2. Лучшие методики раннего развития.
  3. Л. Суркова. Быть мамой здорово! Беременность и первый год жизни малыша.
  4. Н. Андреева. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка.

Ребенок уже заметно подрос – ему исполнилось 5 месяцев! Активный и самостоятельный малыш очень изменился – кажется, еще вчера он лежал в коляске и практически все время спал, теперь он постоянно занят важными делами: рассматривает, куда-то тянется, хватает вещи, бросает на пол и с удовольствием слушает звук падения, наблюдает. Самое важное — ему просто необходимо общение с мамой, папой, бабушками, другими членами семьи. Он уже прекрасно узнает близких. Вес малыша стал после рождения больше,чем в два раза, и хотя каждый маленький человечек развивается по своему, почти все малыши к этому времени вырастают на 13-15 см, увеличивают вес за последний месяц в среднем на 650-700 грамм.

Развитие ребенка в 5 месяцев (что должен уметь)

Интеллектуальное развитие малыша заметно продвинулось – он уже выговаривает несколько гласных (а, е, ы, и), кое-какие согласные звуки (б, д, к, м). Глядя в зеркало, он отличает свое отражение, тянет в рот любой предмет, пищит, и даже рычит от удовольствия. Осматриваясь в новом помещении, малыш отмечает интересные для себя вещи и тянется к ним, не отдает игрушки при попытке забрать их силой, начинает хныкать или громко плакать.

К чужим людям малыш относится недоверчиво, особенно не любит женщин. Моторное развитие также дает результат: малыш крепко держит руках предметы, играется погремушками, пищалками, кусает пальчики ног и легко переворачивается с животика на спинку, хорошо удерживая при этом головку. В этом возрасте некоторые детки уже пытаются сидеть в подушках и на руках у взрослых.

Уход за ребенком в 5 месяцев

На пятом месяце малыш становится очень подвижным, а на коже в некоторых местах могут появиться раздражения. Красные пятнышки на спинке, головке, ножках, потница – обычные явления, волноваться не стоит. Не нужно кутать малыша, одевать много одежды, чаще держать голышом (если позволяет температура в комнате). Следите, чтобы малыша не раздражали жесткие швы, на простынях и одежде, не используйте подгузник более 3-х часов. Подмывайте малыша после каждой смены памперсов, в крайнем случае протирайте салфетками или влажным полотенцем.

Купать малыша нужно ежедневно, но мыло применяйте не чаще 1-2 раз в неделю. Лучше купание проводить перед сном, но у гипер-активных малышей, которые от купания только получают заряд энергии, лучше перенести процедуру на первую половину дня. Каждое утро умывайте личико, протирайте глазки. Чистите ушки и носик по мере загрязнения. Уход за малышом остается прежним, но для его развития открывается гораздо больше возможностей. Малыш бодрствует между дневным сном уже 1-2 часа.

Часто он капризничает, и его поведение очень часто зависит от поведения взрослых. Спокойные родители, разговаривающие с малышом без раздражения, спокойным размеренным тоном, малыш прекрасно это ощущает и успокаивается гораздо легче. Малыш пока еще не любит незнакомых людей, поэтому старайтесь не оставлять его наедине с незнакомцами. Малыша можно брать с собой в кенгуру или слингах, присутствие матери рядом делает малыша смелым и позволит ему осматриваться вокруг. Наблюдая за их общением и поведением.

Питание ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев груднички еще могут полностью обходиться молоком матери, в качестве прикорма — всего лишь пару ложечек яблочного пюре и фруктового или овощного сока. Если малыш спокоен, хорошо спит, значит ему достаточно питания, но когда он стал плохо набирать вес, чаще капризничать, это может быть связано с недоеданием. Постепенно вводите более серьезный прикорм – жидкие каши. В течение месяца малыш привыкнет к новой пище, и одно кормление полностью будет новым. Первая взрослая пища – не только каша, еще и картофель, капуста, морковь, кабачок. Отваренные овощи растираются до пюре вместе с отваром до консистенции кефира.

Давать малышу по ложечке, постепенно увеличивая дозу. Минеральные вещества и витамины с прикорма изменяют перистальтику кишечника. Нужно внимательно следить за этими изменениями, может стать другим стул и состояние кожи. Для введения прикорма должно выполняться строгое правила – нельзя делать это при наличии каких-либо заболеваний. Если грудного молока не хватает, лучше докормить малыша молочными смесями из бутылочки с соской. После полного выздоровления очень осторожно можно давать и другую пищу. Овощное пюре лучше давать голодному малышу. Если ему не нравится новая еда — не стоит настаивать. Лучше подождать. Позвольте малышу поиграть за столом салфетками и ложками.

Режим дня ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц в жизни малыша приносит изменение графика — он бодрствует почти половину времени днем, активный период длится почти по два часа. В вечернее время его лучше уменьшить до 1 часа. Утренний сон проходит после завтрака, дневной сон после обеда, по два промежутка, Ночью он спит по 10-11 часов, с короткими перерывами, спит хорошим глубоким сном. Лучше подстроиться под биоритмы малыша и укладывать его спать по самочувствию и его желанию.

Температура в комнате во время сна должна быть 21 градус – не стоит повышать ее, лучше проветрить помещение, в теплое время года форточку можно оставлять открытой. Не пренебрегайте прогулками на свежем воздухе. Для малыша оптимальная температура от +30 до — 10 градусов С. Летом достаточно 2-2,5 часов, а зимой 2 часа по 2 раза в сутки. Ухаживая за ребенком ему нужно уделять максимум внимания, разговаривать с ним, петь песенки, рассказывать об окружающем мире, планах на день. Полезны также физические упражнения гимнастика, массаж. Малыш пытается ползать — не препятствуйте ему и не подталкивайте.

Занятия с ребенком в 5 месяцев (как развивать)

Малыш в пять месяцев приобретает интересную привычку – он с удовольствием бросает на пол игрушки. Некоторые мамы раздражаются, однако в этом есть огромный элемент развития. Не ругайте малыша, а наклоняйтесь с ним и предложите ему поднять предметы. Крохе будет интересно – это выльется в своеобразную игру. Он поступает как взрослый! Ребенок отмечает для себя — насколько быстро падает этот предмет, звонко или приглушенно звучит. К тому же развивает моторику, координацию движений.

Прекрасно развивает малыша игра «А ну-ка, поймай!» — с мячиком или игрушкой – пищалкой. Называйте игрушки по имени, когда малыш тянет ручки — старайтесь отодвигать предмет дальше.Чтобы стимулировать словарный запас малыша, показывайте ему крупные цветные картинки с животными или яркими предметами, рассказывайте о составных частях. Показывайте свою фотографию и рассказывайте где носик, ротик и так далее. Обогащайте знания крохи об окружающем мире, описывая действия — едет на велосипеде, смеется, машет рукой и так далее. Некоторые малыши уже сидят, пытаются стоять, но делают это неумело.

Игры и игрушки для детей в 5 месяцев (как развлекать)

Выбирая игрушки, необходимо думать о том, что нравится малышу. Будет ли она интересна ребенку, а не вам. Игрушки — самый лучший способ для развития, к тому же они прекрасно отвлекаю, если малыш капризничает.
Кроме этого, можно поиграть с ним в такие игры:

«Хватай и тяни»
Для малыша желанной игрушкой является любая часть тела – своего и вашего. Когда они тянут вас за что-то, громко восклицайте «Ой!». Если малыш дотягивается до бутылочки или хватает вашу руку — потяните ее. Пытайтесь у него забрать, но потом отдавайте — малыш будет счастлив. Сознание собственных достижений приводят их в восторг.

Кубики
В этом возрасте лучшей игрушкой детей считаются кубики. Лучше, если они будут мягкими и без острых углов, небольшими, яркими и контрастными. Сегодня модны экологически чистые деревянные игрушки.

Подушки разной формы
Начиная с 5 месяцев, рекомендуются игры с поролоновыми подушками различных форм — цилиндрической или клинообразной, треугольной. Пусть они будут мягкими и яркими – с контрастным узором, полосатые.
Положите ребенка животиком на такую цилиндрическую подушечку и покатайте, посадите его сверху, и понаблюдайте, как он будет себя вести. Положите его грудью на фигурную подушечку и дайте ему перебирать мелкие игрушки впереди себя.

Медицинское наблюдение в 5 месяцев

На 5 месяце ребенку необходим осмотр педиатра. Вначале измеряется вес и рост, оцениваются физический и психический процесс развития. У мальчиков при подозрении на крипторхизм (неопущение яичек) требуется консультация уролога. Также при обнаружении патологии тазобедренных суставов нужно пройти консультацию детского ортопеда-травматолога. Некоторые детки могут «накричать» себе грыжу – при малейших подозрениях требуется консультация детского хирурга. Если отсутствуют противопоказания — проводится плановая вакцинация. Если ваш малыш внешне здоров, но постоянно капризничает – покажите его детскому невропатологу. Также проконсультируйтесь с педиатром, если малыша покусали комары и получились раздражения, доктор назначит противоаллергический препарат, гель или мазь против зуда.

Капризный ребенок — что делать?

Каждый малых в разной степени капризничает, и иногда у мамы «не хватает никаких нервов». Это вполне понятно — ведь малыши плачут при любом поводе, только плач у них бывает разный. Это необходимо учитывать, чтобы успокоить крикуна. Ведь ребенок еще не умеет выражать свои чувства другим способом. Успокаивать ребенка обязательно нужно, и желательно, как можно быстрее, несмотря на некоторое мнение, что он должен делать это сам. Для начала лучше выявить причину — он может быть голоден, замерзнуть или наоборот, вспотеть от жары. Иногда он капризничает просто так – без всякой причины — возможно, ему просто скучно. В таком случае сами по себе игрушки не помогут его отвлечь — лучше, чтобы с ним поиграл кто-то из старших.

Если сыпь не проходит

Если у малыша возникает раздражение от одноразовых подгузников, и не помогают капли, мази, присыпки — возможно у него аллергия. Попросите врача назначить вам специальные препараты, смените вид подгузников, надевайте их только на ночь и на прогулки. Промывайте раздражение раствором марганцовки, настоем ромашки, череды, коры дуба. Помогает крем с пантенолом. Аллергия возможна на какие-то продукты или молочные смести — постарайтесь исключить из рациона то, что вызывает хоть малейшие сомнения.

Как заниматься с ребёнком в 5 месяцев. В какие игры можно играть с ребёнком в 5 месяцев. Игры для ребёнка в 5 месяцев. Игрушки для ребёнка в 5 месяцев.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 5 месяцев.

окружающее пространство становится для ребенка все более важным. И если вы еще не организовали площадку для игры в прошлом месяце, подготовьте ее сейчас. Очень важно, чтобы покрытие, на котором будет находиться ребенок, было ровным, а также защищенным от сквозняков, если это пространство на полу. Пространства должно быть достаточно, чтобы малыш мог осваивать новые навыки в движениях и в манипуляциях с игрушками.

Игрушки для ребёнка в 5 месяцев

Набор игрушек в этом месяце можно значительно расширить . Это могут быть погремушки с ручками, колечки, резиновые зверюшки. Вынимая их для игры, сразу расположите их на некотором расстоянии, чтобы малыш пытался к ним подползти и достать, это активизирует его движения.

Хорошо, если у ребенка есть возможность изучать самые разнообразные игрушки для хватания и манипулировать с ними. Активно используйте пластмассовую и деревянную посуду, пластиковые бутылки (пустые и наполненные разными мелкими предметами, например крупой), маленькие коробочки с крышками.

Конечно, обязательное условие для всех предметов - их чистота и безопасность . Важно, чтобы все бутылочки были крепко закручены, деревянная посуда была без шероховатостей, а пластмассовая - без трещин. И, разумеется, не забывайте часто и регулярно менять эти подручные средства.

Когда купаете ребенка, пусть вместе с ним в ванночке плавают и его игрушки: уточки, кораблики, мячики, ситечки, яркие губки. Они позволят малышу играть с водой, делают процесс купания увлекательным и более комфортным и активизируют его исследовательский интерес.

❧ Будьте внимательны при покупке игрушек! Все они должны быть из экологически чистых и безопасных материалов. Краска не должна отслаиваться, а материал - рассыпаться в руках. Обращайте внимание на запах и на цвет игрушек - они не должны быть слишком яркими, поскольку действуют слишком возбуждающе, так же как и не должны пахнуть «химией».

Игры для ребёнка 5 месяцев

Игра «Достань игрушки»

Выложите ребенка на животик и поставьте перед ним игрушку совсем на небольшом расстоянии. Побуждайте его подползти и достать ее. Вы можете ему немножко помочь, подпирая своей рукой стопы его ног. При необходимости повторите до 4-6 раз.

Рис. Игрушка на расстоянии побуждает ребенка к ползанию

Чтобы учить ребенка переносить вес тела с одной руки на другую, положите его на животик и дайте в одну руку игрушку. Другой рукой он будет опираться о поверхность. Когда ребенок лежит в кроватке, вывешивайте в ней крупные звенящие игрушки так, чтобы он мог их доставать ножками, ударять или толкать.

Что бы вы ни делали, разговаривайте с малышом, объясняя свои действия. Переодевая, купая, готовясь к кормлению, мама и папа могут ласково приговаривать и рассказывать о своих действиях. Больше пойте песенок в различных темпах, веселых и сентиментальных.

Малыш активно подражает маме. Конечно, стоит поддерживать такое поведение для развития способностей. Мама может обращать внимание ребенка на разные голоса животных и даже учить узнавать их.

Киски и собачки, коровы и поросята, а также машины, поезда, самолеты и даже звон посуды - звуки всех этих животных и техники мама может запросто изобразить ребенку, добаляя при этом полное название. Показывайте их на картинках или на улице и имитируйте голосом звуки, которые они издают. Помните, что для запоминания малышу нужны многократные повторения слова и звука.

Игра в названия

Играйте с ребенком в названия игрушек. Показывайте их малышу и при этом называйте их. «Му-му» - это коровка, «мяу-мяу» - киска, «ав-ав» - собачка, «ж-ж» - пчелка. Очень быстро ребенок запомнит их, и, когда вы будете их называть, малыш будет улыбаться и тянуться к ним.

Слух ребенка становится острее. Он отчетливо слышит даже самые тихие или непривычные звуки и поворачивает в их сторону голову.

В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ЕЩЕ МОЖЕТЕ ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?

Ладушки

В этом возрасте с малышом можно играть в ладушки.

Музыкальные инструменты

Сядьте рядом с малышом и покажите, как можно играть на разных инструментах. Погремите погремушкой, постучите в бубен и барабан, позвоните колокольчиком. Показав игру, передайте игрушку ребенку. Он попробует все ваши действия повторить.

Откуда звенит

Включайте музыкальные игрушки. Ребенок будет не только отыскивать источник звука, но и переворачиваться к нему, а может быть, даже стремиться к нему подползти.

Танцы под музыку

Танцуйте с малышом под музыку. Возьмите его под мышки и, слегка касаясь его ножками твердой поверхности, активизируйте движения в такт веселой мелодии, под которую так и хочется поплясать. Ребенок может так «танцевать» на полу, на столе или на ваших коленях.

РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ РЕБЁНКА

Если с ребенком регулярно занимались гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот со спинки на живот и учится переворачиваться с живота на спину.

Присаживаясь, он все крепче и все более прямо удерживает спинку. Но это не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или среди подушек, - большая нагрузка на позвоночник по-прежнему нежелательна.

В этом месяце вы можете добавить такие упражнения:

Держа ребенка под грудь, поднимайте его вверх на вытянутых руках. Так он учится поднимать ноги, а мышцы спины работают активнее;

Сядьте на стул, а ребенка положите животом себе на ноги так, чтобы его ножки при этом свободно свисали. Прижмите руками туловище малыша к своим ногам, и он начнет поднимать ноги вверх, укрепляя мышцы поясничной области и ягодиц.

Игры в «прятки»

В этом возрасте ребенка очень увлекают игры с предметом, который пропадает и появляется. Это может быть и лицо его любимой мамы, и игрушка, и кукла, которую надевают на руку в виде перчатки.

Если ничего этого нет, используйте варежку-ухватку, нарисуйте на ней лицо или сделайте аппликацию с помощью пуговиц и кусочков ткани. Главное, чтобы эта ухватка была из однотонного материала и ребенок смог различить на ней «лицо».

Еще вы можете играть в такие игры:

❧ Накройте игрушку салфеткой, а потом сдерните ее, привлекая внимание ребенка к игрушке, произнося при этом «ку-ку».

Сначала он может не обратить внимания, но, если вы время от времени будете возвращаться к этой игре, он, конечно, начнет реагировать и понимать происходящее.

❧ Малышу интересно находить спрятанный под салфеткой звучащий предмет, например будильник. Сначала положите звучащую игрушку и спросите: «А что это там звенит?» Затем поднимите салфетку и обрадуйтесь «находке». Вскоре малыш присоединится к поискам, ведь это так интересно.

Очень важным в этот период становится развитие движений рук. Ребенку полезно рвать и мять мягкую бумагу. Только пусть он делает это в вашем присутствии: вы должны быть уверены в том, что он не засунет в рот оторванные куски.

ГДЕ МАМА? ГДЕ ПАПА?

В этом возрасте малыш хорошо начинает реагировать на вопросы. Задайте ему вопрос: «Где мама?» - и малыш начнет искать глазами вас. Точно так же он будет искать и папу. Если вы таким образом поиграете с ним в прятки, это доставит ему большое удовольствие. Появляясь всякий раз из укрытия, вы вызовете его искренний и заразительный смех. Но не прячьтесь на долгое время: если малыш не найдет вас, то может испугаться и расплакаться.