Как же тут не волноваться. Говорят о смотре – спорят

юлия феофанова
Сценарий игровой конкурсной программы «Разноцветная игра» для детей младшего и среднего школьного возраста

Сценарий игровой конкурсной программы «Разноцветная игра » для детей младшего и среднего школьного возраста

Описание работы : Данная разработка предназначена для организации увлекательного, полезного досуга детей старшего дошкольного , младшего и среднего школьного возраста в летний период в детском саду, в дворовых клубах, в пришкольных лагерях , в лагерях отдыха детей . Для его проведения я предлагаю использовать большое количество разноцветных крышек от пластиковых бутылок и цветные мелки

Цель : организация увлекательного, полезного досуга детей

Задачи :

Развивать у детей активность , стремление к достижению успеха, общительность;

Развивать внимание, ловкость и быстроту, умение действовать по сигналу;

Развивать фантазию и творческие способности;

Дать возможность хорошо и с пользой провести свободное время.

Оборудование и реквизит : фонограммы веселых детских песен, 2 мольберта, 2 набора цветных мелков, 2 маркера, 2 ватмана, разноцветные крышки от пластиковых бутылок (7 цветов по 30 штук,разноцветный флажки , воздушные шары разного цвета , 3 набора цветных карточек, мыльные пузыри.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма песни «Коробка с карандашами» .

Ведущий : Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались на празднике

А как он будет называться? Давайте скажем всем

Вместе : мы встречаем праздник «Разноцветная игра » .

Ведущий : Ребята, а вы много цветов знаете?

Давайте вспомним самые главные цвета

Дети читают стихи.

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Оранжевый

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа :

Оранжевая тоже.

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья с деревьев летят.

У нас растет зеленый лук,

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые.

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз,

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Как вы уже догадались, все наши конкурсные задания будут посвящены краскам. Краски в обычном понимании – это цветная энергия, делающая окружающий мир ярким, красочным, разноцветным и интересным . И сегодня мы с вами постараемся получить самую большую порцию этой энергии.

Ведущий : отгадайте загадки

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? -…

Ответ : Белый

Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами!

Ответ : Чёрный цвет

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный ,

Ну а цвет похожий - …

Ответ : Красный

Лягушка скачет на болоте

Она все время на охоте.

Прощай, комарик несмышленый!

А у лягушки цвет …

Ответ : Зеленый

Из скорлупок, из пеленок

Вылез маленький цыпленок.

Ой, смешной какой ты,

Наш комочек …

Ответ : Желтый

Мы с тобой рисуем море :

Вот - кораблик на просторе,

Вот - звезда на дне лежит,

Вот - фонтан пускает кит…

Волны и китенка спину

Мы раскрасим цветом…

Ответ : Синим

Незабудок цвет чудесный -

Светлый, радостный, небесный.

Угадаем мы с тобой

Этот цвет. Он - …

Ответ : Голубой

Маме в качестве подарка

Выбирайте розы вы!

Цветом красным, но не ярким,

По простому - …

Ответ : Розовый

Есть он в кофе, в чечевице,

В медвежонке и корице,

В шоколаде тоже есть –

Без него его не съесть.

Ответ : Коричневый цвет

Он в асфальте и бетоне,

В теплом пухе на вороне,

В волке и его хвосте

И у кошек в темноте.

Ответ : Серый цвет

Ведущий : А сейчас мы с вами немного поиграем и покричим . И сделаем мы это так : у кого в одежде есть зеленый цвет, дружно похлопайте и покричите…А теперь те ребята, у кого есть красный цвет в одежде….и т. д. Отлично!

Ведущий : Ну что ж, проверим какие вы внимательные. Я прочитаю строчки из цветных стихов. Как только вы услышите свой цвет, хлопайте и кричите громче.

Небо дождливое, серое быстро я синим сделаю.

Горит на небе солнце ясное, такое жаркое, такое красное!

Хороши в саду цветы необычной красоты! Нас порадует листва и зеленая трава.

Зимой все покрыто инеем и щеки становятся. красными.

Я пойду гулять на луг, надену платье классное.

В косу я себе вплету ленту ярко. зеленую.

Несу букет сестре Алене а в нем цветок есть. Он. синий.

Ведущий : Молодцы, ребята! Трудно было вас перехитрить.

Теперь нам нужно разделиться на две команды, которые я предлагаю назвать «Карандаши» и «Краски» . За победу в каждом конкурсе команды будут зарабатывать по одному значку, а, значит, вам нужно хорошо постараться, чтобы победить.

Ведущий : Предлагаю вам для начала небольшую эстафету.

Команды выстраиваются в колонны по одному.

Конкурс «Веселый клоун»

Перед каждой командой на определенном расстоянии стоит мольберт с прикрепленным листом ватмана.

По сигналу ведущего игроки каждой команды должны по очереди подбегать к мольберту и рисовать части портрета веселого клоуна.

Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и красивее получает значек.

Ведущий : Ребята, а кто из вас может правильно назвать все цвета радуги без специальной подсказки?. А вы какие подсказки знаете?.

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Конкурс «Нарисуй радугу»

Перед каждой командой на определенном расстоянии стоят ведерки с разноцветными крышками .

Задание : Каждой команде необходимо выложить радугу из крышек. Разрешается каждому игроку выкладывать за один заход по две крышки.

Оценивается скорость и правильность выкладывания радуги

Игра «Найди свой цвет»

Правила : Ведущий разбивает играющих на число групп , соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета. После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате) . По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

Ведущий : А теперь поиграем со зрителями (коллективные ответы)

Если видишь - на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется.

(Пейзаж)

Если видишь - на картине чашку кофе на столе, Или сок. в большом графине, или вазу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, знай, что это.

(Натюрморт)

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас : или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, летчик или балерина, или Колька - твой сосед, - Обязательно картина называется.

(Портрет)

Конкурс «Загадочный рисунок»

Правила : Участникам игры (лучше всего задействовать сразу всех гостей) дается право выбрать один цвет. То есть – один баллончик с пузырями одного цвета и один лист бумаги. За 5-7 минут (после команды «начали!» ) все участники должны нарисовать картину, выдувая мыльные пузыри вблизи бумаги. Причем так, чтобы все остальные (а в первую очередь - судья) смогли определить, что же на картине изображено.

Конкурс «Путаница»

Ведущий : Ребята! У нас перепутались все буквы в словах, обозначающих цвета, надо срочно расшифровать эту абра-кадабру :

тосавылай– салатовый

ресевыней – сиреневый

раонвыжей – оранжевый

дорбойвы – бордовый

лимавыйно – малиновый

рикочвыней – коричневый

олефивытой – фиолетовый

Команды по очереди вытягивают листочки с зашифрованным цветом. Минуту совещаются и дают правильный ответ.

За каждый правильный ответ команде присуждается один значек.

Правила игры Светофор

Правила : С помощью считалочки выбирается водящий, рисуются 2 линии на расстоянии нескольких метров друг от друга. Игроки встают за одну из линий. Водящий встает в центр между линиями и поворачивается к игрокам спиной . Далее он называет любой цвет и поворачивается к игрокам . Дети ищут у себя этот цвет на одежде, если они его находят, то показывают его ведущему, и спокойно проходят на ту сторону. Если у игрока этого цвета нет , он должен перебежать на другую сторону, задача водящего попытаться осалить его. Тот, кого осалят, становится водящим. Если все прошли-перебежали на другую сторону, водящий отворачивается и загадывает новый цвет. Перед началом игры следует договориться о том можно ли искать цвета на заколках, бусах, часах и других аксессуарах

Конкурс «Разноцветные краски »

Педагог раздает детям воздушные шары (желтый, зеленый, оранжевый, синий, фиолетовый, красный, голубой) . Объясняет правила игры. Ребенок слышит в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с цветом шара и подбрасывает его (шар) вверх. Педагог предлагает детям забросить воздушные шары за ширму. Но не всем сразу а по сигналу-взмаху флажком определенного цвета.

Конкурс «Красивая клумба»

Перед каждой командой на асфальте нарисован круг диаметром примерно 1 метр. Всем игрокам команды выдаются цветные мелки. За 1 минуту команды должны «посадить» как можно больше цветов на «клумбу» .

Побеждает команда, нарисовавшая большее количество цветов.

игра "Краски"

Правила : Для игры "Краски" среди участников выбирают одного ведущего-продавца и одного покупателя-монаха, остальные дети становятся красками. Участники-краски сидят в кругу или в беседке, иногда дети становятся в шеренгу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах-покупатель не должен знать цвета красок.

Ход игры:

Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу :

Я монах в синих штанах, пришел за краской.

За какой?

Монах называет цвет краски (например, голубой) . Если такой краски нет, то продавец отвечает :

Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

Задания для монаха могут быть разные : проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по другому.

Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху :

Есть такая!

Сколько стоит?

Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз) .

Подведение итогов конкурсов .

Награждение участников и победителей сладкими призами.

Ведущий : Наш праздник завершается. Но не кончается лето. И пусть оно будет таким же ярким, веселым и разноцветным , каким вы его нарисовали!

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

Г.Когалым 2014
Книги бывают разные...

(библиотечный урок для детей младшего и среднего школьного возраста)

Цели: Знакомство детей с разнообразием видов книги. Воспитание любознательности, бережливого отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми фактами создания разных книг.

2. Рассказать о назначении и видах книги.

3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – книги разного размера и содержания. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира.

Ход библиотечного урока:

Организационный момент:

Основной этап:

Здравствуйте ребята! Нашу сегодняшнюю встречу, мы хотим посвятить книге, а точнее истории создания различных видов книги.

В самом начале своей истории книга была ЖИВОЙ , в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был... ЧЕЛОВЕК!

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг . Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!

Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги.

В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга : ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров. Вот такой: «написание» букв из детей.

Существует и самая маленькая книга , которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла...

Книги, удивившие мир -

Удивительно, не правда ли? А знаете, в мире есть еще более удивительные . Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!

Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.

Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей , но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе когда-длинную-длинную ленту - шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани ? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала , да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел! В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире книга-духи . Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

III. Заключительный этап:

Ну, вот, ребята, вы познакомились с разными книжками. А дома вы можете изготовить сами какую-то интересно оформленную книгу. До свидания!


«Книга – твой друг!»

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Урок 1

Цели: Знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережливости по отношению к книге. Расширение кругозора.

Задачи: 1. Указать на недопустимое обращение с книгой, направляя внимание на культуру поведения при общении с книжными изданиями. 2. Рассказать о назначении и видах книжных закладок; изготовить закладку для книги. 3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера (загадки, иллюстрации, инсценирование и т.п.)

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира. Шаблоны для изготовления закладок, цветные карандаши. Реквизит для сценки – мяч, клей, старая книга.

Ход библиотечного урока:

I. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/

II.

Первая часть теоретическая:

Сегодня мы продолжим разговор о книгах… /появляется почтальон и приносит письмо и посылку/. Ой, что это? /Библиотекарь читает письмо

Что скажите, ребята, как следует нам поступить? /ответы детей/ Хорошо. И я с вами согласна, надо помочь бедняге. /Библиотекарь вытаскивает из коробки книжку потрепанного вида./ Ну и ну! И не разберешь, что за книжка. Такая унылая и несчастная. А давайте для начала поднимем книжке настроение. /дети соглашаются/ Расскажем ей, какие бывают еще на свете книги! /ребята вспоминают информацию прошлого библиотечного урока «Книги бывают разные»; библиотекарь помогает, используя иллюстрации и книги с выставки, а также ребусы или загадки о разных книгах (например, см. Приложение 1).

см. Приложение 2 ).

Скажите, ребята, так ли надо обращаться с книгами? В чем были не правы Вася и Толик и, как следовало поступить? /В результате появляется свод правил общения с книгой см. Приложение 3/

Вторая часть практическая:

Расскажите, есть ли в ваших учебных и прочих книгах закладки? Как могут выглядеть закладки? /Библиотекарь показывает слайды, иллюстрации или готовые «живые» закладки: оригинальные из различных материалов/. Я уверена, что многие из вас готовы к тому, чтобы вложить в свою книгу закладку. И по этому, предлагаю шаблоны силуэтов разных животных. Ваша задача – «оживить» закладку, сделать ее красивой, любимой, неповторимой. Для этого у меня, также, имеются цветные карандаши./Дети прорисовывают детали, «оживляя» забавных зверушек/.

III. Заключительный этап:

/Из получившихся закладок можно сделать небольшую выставку, отмечая наиболее удачные работы детей/.

По-моему, у нас получилось все очень хорошо. Соблюдая такие правила, мы непременно продляем жизнь нашим друзьям – книгам. А теперь, когда у вас есть такие интересные закладки, вы можете дома применить свою фантазию и сделать еще более необычные, яркие и интересные закладки в каждую вашу книгу.

До новых встреч, ребята. Наша новая знакомая будет ждать вас с нетерпением, наверняка она большая модница и ей хочется пощеголять в новой аккуратной одежке. Это и будет темой нашей следующей встречи.


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ 1

Приложение 1 - Загадки

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Книга

Информация сжата,

И в картинках листы.

Все читают ребята,

Попробуй и ты.

Энциклопедия

Я на море отдыхал,

На песке лежал-читал,

Но рассказ мне надоел,

Я его помял… и съел!

Книга из рисовой бумаги

Эта книга совсем небумажная,

А огромная, двухэтажная.

Иголочкой ковыряю.

Раз страница, два – листок,

Лишь от линзы будет толк.

И в древности древней

Люди читали,

Но как? Ведь они бумаги не знали?

Читаю – «Ключик золотой»

Написал о нем Толстой,

Вот «Чук и Гек» - Гайдар трудился,

А у Перро «Кот в сапогах родился»

Павел Бажов про уральских умельцев

Нам рассказал необычные…(сказы)

Пишут для нас фантазеры-поэты

Сказки, стихи и рассказы!/


Приложение 2 - Сценка «Два приятеля»

Ребята уходят.


Приложение 3

  1. Не бери книгу грязными руками.
  2. Не ешь во время чтения, чтобы не пачкать страницы.
  3. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
  4. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
  5. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
  6. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
  7. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

Урок 1


Урок 2

Цели: Продолжить знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережного отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.

2. Закрепить правила общения с книгой, составленные на прошлом библиотечном уроке. 3. Научить детей мелкому ремонту книг.

Оборудование: Выставка книг по теме библ.урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Книга для демонстрации. Материалы для ремонта книг: тонкие книги, клей, бумага, ножницы.

Ход библиотечного урока:

II. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/

Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

Сегодня мы продолжим разговор о книгах…

- «Парад закладок» (рядом с книжной выставкой небольшая коллекция закладок, которая побудит детей рассказать о том, что они делали на прошлом библ.уроке, а библиотекарь подведет к напоминанию Свода правил обращения с книгой).

Поприветствуйте нашу знакомую. Она благодарит вас за то, что пришли помочь ей облачиться в новую одежду. А кто мне подскажет, какую одежду носят книги? Неужто, нам предстоит шить самое, что ни на есть настоящее платье, туфельки и мастерить шляпку? /ответы детей/

Предлагаю немного развеселить нашу книжку. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:

По толстой корочке картонной

Идет оранжевая кошка!

Куда ее ступает ножка, -

То называется… (обложка ).

Открою самый первый лист,

Мне подскажи его названье.

Там для беседы собрались:

(титульный, т.е. начальный )

Все листы в любой из книг

Держит очень хорошо.

Ты держать его привык

Это книжный … (корешок)

Когда их листаешь,

Они словно птицы, -

Крылами нам машут.

Что это? …..(страницы )

Вторая часть практическая: Ремонт книг.

III. Заключительный этап: - Спасибо, ребята. Наша книжка обязательно расскажет, какие вы умельцы, такие добрые, отзывчивые, добросовестные. Ждем вас в гости, до скорой встречи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Г.Когалым 2014 Книги бывают разные...

(библиотечный урок для детей младшего и среднего школьного возраста)

Цели: Знакомство детей с разнообразием видов книги. Воспитание любознательности, бережливого отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми фактами создания разных книг.

2. Рассказать о назначении и видах книги.

3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – книги разного размера и содержания. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира.

Ход библиотечного урока:

Организационный момент:

Основной этап:

Здравствуйте ребята! Нашу сегодняшнюю встречу, мы хотим посвятить книге, а точнее истории создания различных видов книги.

В самом начале своей истории книга была ЖИВОЙ , в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был... ЧЕЛОВЕК!

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг . Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!

Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги.

В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга : ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров. Вот такой: (Показать макет буквы). Игровое задание: «написание» букв из детей.

Существует и самая маленькая книга , которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла...

Книги, удивившие мир -

Удивительно, не правда ли? А знаете, в мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней . Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!

Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.

Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей , но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе когда-длинную-длинную ленту - шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани ? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста , да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел! В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире книга-духи . Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

III . Заключительный этап:

Ну, вот, ребята, вы познакомились с разными книжками. А дома вы можете изготовить сами какую-то интересно оформленную книгу. До свидания!

Библиотечные уроки с элементами труда

«Книга – твой друг!»

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Урок 1

Цели: Знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережливости по отношению к книге. Расширение кругозора.

Задачи: 1. Указать на недопустимое обращение с книгой, направляя внимание на культуру поведения при общении с книжными изданиями. 2. Рассказать о назначении и видах книжных закладок; изготовить закладку для книги. 3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера (загадки, иллюстрации, инсценирование и т.п.)

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира. Шаблоны для изготовления закладок, цветные карандаши. Реквизит для сценки – мяч, клей, старая книга.

Ход библиотечного урока:

  1. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

Сегодня мы продолжим разговор о книгах… /появляется почтальон и приносит письмо и посылку/. Ой, что это? /Библиотекарь читает письмо

«Ребята, дорогие, помогите, нет сил терпеть. Корешок вот-вот отвалится,

Страницы такие мятые, все в пятнах, что и брать меня в руки никто не хочет.

На полке так скучно, хоть волком вой. Помогите!»/

Что скажите, ребята, как следует нам поступить? /ответы детей/ Хорошо. И я с вами согласна, надо помочь бедняге. /Библиотекарь вытаскивает из коробки книжку потрепанного вида./ Ну и ну! И не разберешь, что за книжка. Такая унылая и несчастная. А давайте для начала поднимем книжке настроение. /дети соглашаются/ Расскажем ей, какие бывают еще на свете книги! /ребята вспоминают информацию прошлого библиотечного урока «Книги бывают разные»; библиотекарь помогает, используя иллюстрации и книги с выставки, а также ребусы или загадки о разных книгах (например, см. Приложение 1).

Ну, что же, я думаю, это очень ценные сведения и нашей новой приятельнице было небезразлично узнать, что вы столько помните ее друзей-товарищей. /Библиотекарь еще раз осматривает книгу и показывает детям/ Какие же нерадивые читатели довели беднягу до такого состояния? Вы думаете, что именно так нужно обращаться с книгой? /ответы детей, резюмируя которые, библиотекарь предлагает «написать» свод правил пользования книгой. В итоге должен получиться некий документ под названием «Книга – твой друг!». Обыграть его можно, записывая фломастером на магнитной доске, либо прикрепляя соответствующие иллюстрации каждого правила, либо разыграть сценку (см. Приложение 2 ).

Скажите, ребята, так ли надо обращаться с книгами? В чем были не правы Вася и Толик и, как следовало поступить? /В результате появляется свод правил общения с книгой см. Приложение 3/

Вторая часть практическая:

Расскажите, есть ли в ваших учебных и прочих книгах закладки? Как могут выглядеть закладки? /Библиотекарь показывает слайды, иллюстрации или готовые «живые» закладки: оригинальные из различных материалов/. Я уверена, что многие из вас готовы к тому, чтобы вложить в свою книгу закладку. И по этому, предлагаю шаблоны силуэтов разных животных. Ваша задача – «оживить» закладку, сделать ее красивой, любимой, неповторимой. Для этого у меня, также, имеются цветные карандаши./Дети прорисовывают детали, «оживляя» забавных зверушек/.

III. Заключительный этап:

/Из получившихся закладок можно сделать небольшую выставку, отмечая наиболее удачные работы детей/.

По-моему, у нас получилось все очень хорошо. Соблюдая такие правила, мы непременно продляем жизнь нашим друзьям – книгам. А теперь, когда у вас есть такие интересные закладки, вы можете дома применить свою фантазию и сделать еще более необычные, яркие и интересные закладки в каждую вашу книгу.

До новых встреч, ребята. Наша новая знакомая будет ждать вас с нетерпением, наверняка она большая модница и ей хочется пощеголять в новой аккуратной одежке. Это и будет темой нашей следующей встречи.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ 1

Приложение 1 - Загадки

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Книга

Информация сжата,

И в картинках листы.

Все читают ребята,

Попробуй и ты.

Энциклопедия

Я на море отдыхал,

На песке лежал-читал,

Но рассказ мне надоел,

Я его помял… и съел!

Книга из рисовой бумаги

Эта книга совсем небумажная,

А огромная, двухэтажная.

Книга из кирпича

Иголочкой ковыряю.

Раз страница, два – листок,

Лишь от линзы будет толк.

Самая маленькая книга на планете

И в древности древней

Люди читали,

Но как? Ведь они бумаги не знали?

Глиняные таблички из библиотеки Ашурбанипалла

Читаю – «Ключик золотой»

Написал о нем Толстой,

Вот «Чук и Гек» - Гайдар трудился,

А у Перро «Кот в сапогах родился»

Есть много интересных чтений

Павел Бажов про уральских умельцев

Нам рассказал необычные…(сказы)

Пишут для нас фантазеры-поэты

Сказки, стихи и рассказы!/

Приложение 2 - Сценка «Два приятеля»

На полу лежит Вася, ест бутерброд и листает книгу. Входит его приятель Толик с футбольным мячом в руках.

Вась, ты чего тут делаешь, пошли в футбол поиграем.

Не, не могу, я щитаю… - Перелистывая страницу и жуя бутерброд, отвечает Вася.

А что ты читаешь?! – Товарищ приближается к Васе и пытается приподнять край книги, чтобы прочесть название. – Да, тут же не разобрать ничего…

Вася дожевывает бутерброд, кивает:

Да-а, молоко нечаянно выплеснулось, а Мурзик стал слизывать, ну и слизал все название. Но тут на титульном листе есть, - Вася перелистнул страницу.

Ой-ой! – Заговорил приятель Толик. – А теперь автор весь жирный!

Вася хихикнул, пытаясь затереть жирное пятно:

Точно, и фамилия у него подходящая – Толстой!

Про что книга-то? – Толик поторопился выхватить, чтобы полистать книжку на предмет картинок и порвал страницу. – Ох!

Да, ничего. – Успокоил товарища Вася. – Сейчас заклеим и порядок, - он забросил последний кусочек бутерброда в рот и потянулся за клеем. – Фу-ты, ну-ты! Клей кончился…

А у меня есть коробочка с лейкопластырем, - важно сообщил Толик. – Он тоже хорошо прилипает. Мама мне всегда ссадины на коленях заклеивает. – И Толик достает из кармана коробочку с лейкопластырем.

Василий достает ножницы, и они с приятелем заклеивают страницу лейкопластырем.

Только теперь названия совсем не видно, - говорит Толик.

А-а-а! – Машет рукой Вася. – И так сойдет. Тут все равно у каждого рассказа свое название.

А ты, какой рассказ читаешь? – Спрашивает Толик.

Да, вот тут… где же он… - Вася листает страницы сначала до конца и в обратном порядке. – Точно помню, что был, вроде на двадцать какой-то странице… - Вася захлопывает книгу и обращается к приятелю. – А, ну, его, рассказ этот. Потом дочитаю. Пошли в футбол играть.

Ребята уходят.

Приложение 3 - Примерный свод правил обращения с книгой

  1. Не бери книгу грязными руками.
  2. Не ешь во время чтения, чтобы не пачкать страницы.
  3. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
  4. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
  5. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
  6. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
  7. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

Урок 1

Урок 2

Цели: Продолжить знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережного отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.

2. Закрепить правила общения с книгой, составленные на прошлом библиотечном уроке. 3. Научить детей мелкому ремонту книг.

Оборудование: Выставка книг по теме библ.урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Книга для демонстрации. Материалы для ремонта книг: тонкие книги, клей, бумага, ножницы.

Ход библиотечного урока:

  1. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/

Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

Сегодня мы продолжим разговор о книгах…

- «Парад закладок» (рядом с книжной выставкой небольшая коллекция закладок, которая побудит детей рассказать о том, что они делали на прошлом библ.уроке, а библиотекарь подведет к напоминанию Свода правил обращения с книгой).

Поприветствуйте нашу знакомую. Она благодарит вас за то, что пришли помочь ей облачиться в новую одежду. А кто мне подскажет, какую одежду носят книги? Неужто, нам предстоит шить самое, что ни на есть настоящее платье, туфельки и мастерить шляпку? /ответы детей/

(Демонстрация частей книги, используя игровой материал)

Предлагаю немного развеселить нашу книжку. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:

По толстой корочке картонной

Идет оранжевая кошка!

Куда ее ступает ножка, -

То называется… (обложка ).

Открою самый первый лист,

Мне подскажи его названье.

Там для беседы собрались:

(титульный, т.е. начальный )

Все листы в любой из книг

Держит очень хорошо.

Ты держать его привык

Это книжный … (корешок)

Когда их листаешь,

Они словно птицы, -

Крылами нам машут.

Что это? …..(страницы )

Вторая часть практическая: Ремонт книг.

III. Заключительный этап: - Спасибо, ребята. Наша книжка обязательно расскажет, какие вы умельцы, такие добрые, отзывчивые, добросовестные. Ждем вас в гости, до скорой встречи!


Нравственное воспитание детей младшего и среднего школьного возраста (3-5 лет)

В младшем и среднем дошкольном возрасте открываются новые возможности для нравственного воспитания. Дальнейшее развитие мышления и речи детей способствует лучшему пониманию ими моральных требований, расширяет возможность словесного регулирования поведения дошкольников. Для младших дошкольников выполнение правил поведения связано в основном с потребностью получить одобрение взрослого.

В среднем дошкольном возрасте выполнение правил приобретает в сознании ребенка самостоятельную ценность. Дети проявляют большое внимание к выполнению правил поведения другими детьми. Педагог использует оценку поступков воспитанников для формирования их этических представлений и развития способности сравнивать свое поведение с нравственной нормой, что является важным фактором нравственного развития детей.

Игровая деятельность, сменяющая предметную открывает новые возможности для нравственного развития детей. Отражая в играх взаимоотношения людей, дети начинают глубже осознавать поведение взрослых, которое становится для них образцом. Общепринятые нормы отношений становятся через игру одним из источников морали дошкольников. В игре дети осваивают практику взаимоотношений со сверстниками, учатся согласованию действий, поведению в игровом «детском обществе». К пяти годам коллективные игры преобладают в игровом общении детей.

Дошкольники проявляют активное стремление к самостоятельности, к «деловому сотрудничеству» со взрослыми. Продолжает развиваться эмоциональная сфера дошкольников, их чувства становятся разнообразнее, укрепляется связь чувств с нравственными проявлениями детей.

К пяти годам ярко проявляется чувство гордости за правильно совершенный поступок, чувство стыда, раскаяния за совершенный проступок. Отношение к проведению норм поведения эмоционально окрашено. Но вместе с тем управление чувствами представляет для дошкольников большие трудности. Дети 3-5 лет еще очень импульсивны, их поведение часто определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.

В нравственном воспитании дошкольников младшего и среднего возраста задачи формирования нравственных чувств, навыков, привычек поведения и этических представлений решаются в единстве. Осуществление задачи воспитания нравственных чувств детей 3-5 лет связано с дальнейшим развитием любви к родителям и близким, привязанности к воспитателю, отзывчивости и сочувствия к сверстникам, а также любви к природе, детскому саду, родному городу. Развитие данных чувств обеспечивает основы формирования гуманного отношения детей к окружающему миру.

Одновременно решается задача воспитания нравственного поведения. Чувство дошкольника должно получить воплощение в конкретных поступках: помощь сверстнику, забота о маме, стремление к аккуратному обращению с игрушками. Воспитание поведения связано с формированием дружеского доброжелательного отношения ребенка со сверстниками: быть приветливым, спокойно общаться, не мешать, делиться игрушками, проявлять внимание к сверстнику.

Важное внимание уделяется задаче воспитания культуры поведения детей. Воспитывается привычка слушаться взрослых, выполнять их требования, быть вежливым. У детей младшего возраста воспитываются культурно-гигиенические навыки, привычка к вежливости. У детей средней группы вырабатывается привычка постоянно выполнять правила вежливого общения, культура совместной деятельности, воспитывается привычка бережно относится к вещам и игрушкам.

Ввиду того, что поведение у дошкольников только складывается, особое значение приобретает своевременное формирование самостоятельности, способствующей развитию детских взаимоотношений и нравственного поведения. В младшем и среднем дошкольном возрасте формируются также элементарные нравственные представления о правилах поведения, о хороших и дурных поступках. Воспитатель использует конкретные проявления детей в игровой и трудовой деятельности, чтобы раскрыть нравственный смысл их поведения: дружно ли играли, делились ли игрушками, уступали ли друг другу, помогали ли товарищам. Чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, просмотр инсценировок, разговоры с детьми на нравственные темы - все это формирует первые нравственные представления.

Таким образом, задачи и содержание нравственного воспитания детей 3-5 лет направлены на постепенное формирование у них элементов нравственного поведения, чувств и сознания и затрагивают разные области их взаимодействия с окружающим: отношения со взрослым, со сверстниками, с предметным миром. Работа по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции.

экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Петушкова Галина Алексеевна. Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Смоленск, 2005. - 212 с. РГБ ОД,

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста 13

1.1. Проблема преемственности в философии, психологии и теории педагогики 13

1.2. Сущность и функции преемственности в процессе экономического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста 27

1.3. Преемственность и возрастные особенности детей младшего и среднего школьного возраста в процессе экономического воспитания 44

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 74

ГЛАВА 2. Процесс преемственности в экономическом воспитании учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы 75

2.1. Модель преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста 75

2.2. Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента 87

2.3. Педагогические условия эффективного функционирования модели преемственности в экономическом воспитании учащихся начальных и средних классов 109

2.4. Результаты педагогического эксперимента 138

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 156

Заключение 158

Литература 161

Приложения 179

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в

России глубоко затронули все сферы общества, вызвали сложный процесс пе
реосмысления социальных ценностей. Это актуализировало поиск новых под
ходов к воспитанию, привело к осознанию необходимости соотносить систему
воспитания с конкретным человеком, условиями его жизни, развивать у моло
дого поколения социальную активность, предприимчивость, гражданскую ини-
, циативу. Особая роль в формировании этих личностных качеств принадлежит

общеобразовательной школе. С этой целью в школе стали активно внедряться предметы экономического содержания, однако, как показывает практика, обеспечение детей экономическими знаниями не решает задачу их подготовки к адаптации в динамичных условиях российской действительности.

Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравст
венной устойчивости школьников к негативным явлениям рыночной экономи
ки, их успешной социализации в современном обществе. С этих позиций не
прерывное экономическое воспитание, соответствующее возрастным этапам
! *^ развития личности, приобретает особую значимость и ставит перед школой

важную педагогическую проблему - необходимость осуществления преемственности в экономическом воспитании. Решение ее позволит целенаправленно, последовательно и перспективно формировать такие ценности, которые способствуют становлению единства нравственных и прагматических качеств личности. Исходя из этого преемственность в экономическом воспитании приобретает социальную значимость и актуальность, требует глубокой научно-педагогической разработки.

Общетеоретические и методологические основы экономического воспи
тания проанализированы в трудах А.Ф. Аменда, Л.П. Куракова,
^ А.С. Прутченкова, В.К. Розова, Д.Д. Рябова, Г.Л. Смирнова и др. Необходи-

мость непрерывного экономического воспитания и образования отмечают в своих работах Г.С. Агошкова, Л.Б. Азимов, И.В. Липсиц, П.П. Лузан,

4 И.А. Сасова. Собственно педагогические аспекты экономического воспитания и

образования школьников рассматривают Ю.К. Васильев, Н.Я. Клепач,

Л.Е. Эпштейн.

С точки зрения нашего исследования экономическое воспитание рассматривается как составная часть экономической культуры, неотъемлемое условие ее формирования.

Сущность экономической культуры, ее место в системе общей культуры и теоретические основы формирования раскрывают Л.И. Абалкин, Т.В."Боровикова, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, А.К. Уледов. Социологические аспекты теории и практики формирования экономической культуры на разных возрастных этапах рассматривают Б.С. Ерасов, И.Б. Иткин, Д.Д. Рябов, И.А. Сасова, Ж.Т. Тощенко.

Обобщение современных научных исследований, анализ педагогического опыта позволяют сделать вывод, что процесс экономического воспитания - это единое целое, объединенное одной стратегической целью, поэтому освоение экономических знаний, формирование убеждений и навыков, потребностей и поведения должны характеризоваться единством, несмотря на протяженность и разделение на этапы.

При осуществлении экономического воспитания начальная школа закладывает основы экономической грамотности, умений ориентироваться в экономической действительности, навыков экономического поведения, создает условия для развития экономической культуры личности (М.Л. Алферова, Л.В. Земляченко, П.П. Лузан, А.А. Нуртдинова, О.А. Шумакова). В развитии процесса экономического воспитания чрезвычайно важен подростковый возраст, так как в этом возрасте происходит становление системы ценностных ориентации, определяющей направленностью которых является социальная ответственность, готовность соотносить свои интересы с общественными, отвечать за результаты своей деятельности и поведения (Г.С. Агошкова, А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, А.И. Тюнин).

5 Научные исследования и практический опыт доказывают, что необходи-

чения и воспитания. Переход из младших в средние классы общеобразовательной школы - новый этап в жизни ребенка, связанный с изменением социальной ситуации, взаимоотношений с людьми, развитием новых ценностных ориентации.

Анализ современной научной литературы свидетельствует, что проблема преемственности всегда волновала исследователей - философов, психологов,

і педагогов: Б.Г. Ананьева, Э.А. Баллера, Л.И. Божович, Л.С. Выготского,

П.Я. Гальперина, СМ. Годника, В.В. Гринина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца,

Г.Н. Исаенко, А.Н. Леонтьева, В.Я. Лыкову, С.Л. Рубинштейна, А.П. Сманцера, Д.Б. Эльконина, это они неоднократно подчеркивали в своих работах.

Принимая во внимание многочисленные труды в области экономического воспитания школьников, исследования роли преемственности, считаем, что сложившаяся ситуация указывает на необходимость и своевременность создания системы преемственности в экономическом воспитании школьников.

Проделанный анализ существующего научного знания и реальной педа
лі
^ гогическои практики позволил определить преемственность в экономическом

воспитании детей как педагогическую проблему, решение которой связано с

преодолением противоречий между:

высоким психолого-педагогическим потенциалом экономического воспитания и недостаточным использованием его в качестве условия формирования экономической культуры личности с целью успешной социализации;

теоретическим осознанием жизненной важности преемственности в экономическом воспитании и практической реализацией ее между младшими и средними классами общеобразовательной школы;

Введением экономических курсов в начальных, средних, старших клас-
^ сах общеобразовательной школы и слабой разработанностью организационно-
методического обеспечения преемственности в экономическом воспитании.

Исходя из этого сформулирована проблема исследования: каковы педа-
{$ гогические условия обеспечения преемственности в экономическом воспитании

детей младшего и среднего школьного возраста.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста».

Объект исследования - процесс экономического воспитания детей

, і " младшего и среднего школьного возраста в современной общеобразовательной

"V

Предмет исследования - содержание, формы и методы преемственности в экономическом воспитании школьников младших и 5-6-х классов.

Цель исследования - определение и научное обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Преемственность в экономическом воспитании
школьников младших и 5-6-х классов приобретает эффективный характер, ес-
s ли:

преемственность в экономическом воспитании будет рассматриваться как целостный процесс присвоения экономических знаний и нравственно-ценностных ориентации, основанный на педагогической поддержке, дифференциации и индивидуализации содержания, форм и методов экономического воспитания;

будут выявлены компоненты преемственности в экономическом воспитании и ее особенности;

будет разработана и апробирована модель преемственности в экономическом воспитании школьников;

f$ - будет осуществляться педагогически целесообразное взаимодействие

школы и семьи в решении задач экономического воспитания детей.

7 Задачи исследования:

(y^i 1. Уточнить сущность и содержание понятия «преемственность в эко-

номическом воспитании» как педагогической категории.

    Разработать и апробировать модель преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста.

    Определить и обосновать критерии, уровни экономической воспитан-

(і ности школьников младших и средних классов.

5. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, спо
собствующие реализации преемственности в экономическом воспитании
школьников начальных и средних классов общеобразовательной школы.

Методологической и теоретической основой исследования являются философско-психологические и педагогические положения о преемственности, концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности, идеи о влиянии преемственности на развитие личности, философские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности, о

wx ценностном подходе к пониманию культуры и диалектической взаимосвязи

культуры и деятельности, идеи личностного подхода, положения о влиянии экономической культуры на процесс социализации личности, об отношении как одной из форм отражения человеком окружающей действительности, о значении принципа единства теории и практики.

В основу теоретического исследования легли общенаучные принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.М. Добров, Э.Г. Юдин), деятельностный и ценностный подходы к исследованию культуры (Т.В. Боровикова, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, В.А. Кайдалов).

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи

^ философов (Э.А. Баллер, В.А. Глядков, Г.Г. Гранатов, В.В. Гринин,

Г.Н. Исаенко, Б.М. Кедров), педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,

8 А.Н. Леонтьев, В.Я. Лыкова, С.Л. Рубинштейн, А.П. Сманцер), разрабатываю-

[^ щих проблему преемственности; концепции социализации личности как основы

включения ребенка в систему социальных отношений (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский); положения об экономической культуре и процессе ее формирования (Т.В. Боровикова, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, В.П. Чичканов, В.П. Фофанов, П. Хейне, В.Ф. Щетинин); работы, раскрывающие деятельност-ный подход в формировании экономической культуры и игровую технологию

,. как его составляющую (Л.И."Анциферова, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский,

П.Я. Гальперин, B.C. Мухина, А.С. Прутченков, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин);

идеи личностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская); концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ педагогической, философской, психологической и экономической литературы по теме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта о преемственности в

экономическом воспитании школьников; метод наблюдения, диагностические

методы (анкетирование, беседа, изучение и анализ результатов практической деятельности учащихся, тестирование, различные виды опросов); констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, методы математической обработки результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные общеобразовательные учреждения г. Смоленска: средняя общеобразовательная школа №17 и гимназия экономического профиля. В опытно-экспериментальную работу были вовлечены школьники с 1 по 6 классы. В ходе исследования активно использовался 12-летний педагогический опыт работы

9 Этапы исследования.

Первый этап (1994-1997) - изучение проблемы исследования на основе анализа педагогической, философской и психологической литературы; определение цели, задач, объекта, предмета и гипотезы диссертационного исследования; разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1997-2003) - проведение констатирующего и формирующего эксперимента; апробирование модели преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий ее эффективного осуществления.

Третий этап (2003-2005) - анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, подведение итогов исследования и оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

Уточнена сущность и содержание понятия «преемственность в экономи
ческом воспитании» с точки зрения педагогического исследования;

разработана и научно обоснована модель преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста;

выделены критерии (информационно-познавательный, мотивационный, поведенческий) и показатели (сформированность экономических знаний, нравственно-ценностных ориентации и поведения) уровней экономической воспитанности школьников младших и 5-6-х классов;

Выявлены и научно обоснованы педагогические условия реализации преемственности в экономическом воспитании школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении и расширении понятия «преемственность в экономическом воспитании»; в выделении основных специфических функций преемственности в экономическом вое-

10 питании школьников; в научном обосновании педагогических условий, способ-

i"ri ствующих эффективному осуществлению преемственности в экономическом

воспитании детей младшего и среднего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в разработке организационно-методического обеспечения педагогического процесса экономического воспитания школьников младших и средних классов на основе преемственности, включающего учебно-методический комплекс по экономике (учебная программа «Основы экономической культуры», методическое пособие для учи-

телей и рабочие тетради для учащихся); в определении содержания, форм, ме-

тодов и средств экономического воспитания школьников; в определении критериев, показателей и уровней экономической воспитанности школьников младших и 5-6-х классов. Результаты исследования могут быть использованы в организации воспитательной работы начального и среднего звена школы, в консультационной работе с родителями, в практике повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспе
чена методологическими основами исследования, использованием комплекса
^" методов, адекватных его предмету и задачам; длительностью проверки резуль-

татов эксперимента, личным участием автора в опытной работе; количественным и качественным анализом полученных результатов; внедрением разработанных материалов в практику работы общеобразовательных учреждений. На защиту выносятся следующие положения:

1. Преемственность в экономическом воспитании - это целостный педа
гогический процесс формирования экономической культуры, представляющий
собой присвоение экономических знаний и нравственно-ценностных ориента
ции, способствующий эффективной адаптации школьников на последующих
ступенях системы образования и успешной социализации в современном обще-

младшего и среднего школьного возраста включает познавательный, ценност-

ный и деятельностный компоненты. Особенность преемственности в экономи-
(V? ческом воспитании проявляется в функциях: адаптационной, интегративной,

ценностной, социализирующей.

    Модель преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста включает цели, задачи, содержание, формы и методы экономического воспитания, которые обеспечивают формирование экономической культуры и способствуют гармонизации нравственных и прагматических качеств личности с целью успешной адаптации в социуме.

    В качестве критериев экономической воспитанности целесообразно рассматривать информационно-познавательный критерий (определяет формирование элементарных знаний в области экономики, ценностное отношение к ним), мотивационный критерий (выявляет сформированность нравственно-ценностных ориентации к нормам жизни), поведенческий критерий (характеризует опыт нравственно-ценностного поведения).

    Основными педагогическими условиями преемственности в экономическом воспитании школьников являются: активное внедрение материалов краеведческой направленности в содержание учебно-методического комплекса,

^" включающего программу для учащихся младших и средних классов общеобра-

зовательной школы «Основы экономической культуры», рабочие тетради, применение в учебно-воспитательном процессе игровой и проектной технологий; использование комплекса средств и методов воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей; реализация единства и последовательности воспитательных воздействий со стороны школы и семьи в целях успешной социализации школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования нашли отражение в учебном и мето
дическом пособиях, научных статьях, докладах и тезисах. Материалы исследо-
^ вания обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, экономики и управления

СГПУ, на научно-практических семинарах при Смоленском областном институте усовершенствования учителей, на научно-практических конференциях

12 «Проблемы развития Российского экономического образования в XXI веке:

,»? теория и практика» (Смоленск, 2002, 2003, 2004 гг.), на четвертой правозащит-

ной конференции (Смоленск, 2002 г.), на международной научно-практической
конференции «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного
образования» (Смоленск, 2004 г.), на научной конференции молодых ученых
«Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности»
(Смоленск, 2004 г.), на научно-практической конференции ученых МАЛИ
(ГТУ), МСХА, ЛНАУ (2005 г.).
і Внедрение результатов исследования осуществлялось при работе с уча-

щимися начальных классов Смоленской гимназии экономического профиля, со школьниками начальных и средних классов муниципального образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 17» г. Смоленска.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Проблема преемственности в философии, психологии и теории педагогики

Проблема преемственности - предмет многолетнего заинтересованного, изучения философов, педагогов, психологов, социологов. Анализ научной ли тературы по данной проблеме показывает, что преемственность является сложным, многосторонним явлением.

Рассмотрение ее с точки зрения экономического воспитания школьников требует выявления сущности самого понятия «преемственность», когда отдельные темы изучаются не изолированно друг от друга, а в такой взаимосвязи, которая позволяет строить изучение новой темы не только с опорой на пройденное, но и с ориентиром на последующие темы.

Многие философы рассматривают преемственность как философскую ка » тегорию, характеризуют закономерные связи преемственности. С учетом этого даны определения преемственности в научных и справочных философских изданиях.

В различных энциклопедических источниках термин «преемственность» представлен как «связь между явлениями в природе, обществе и познании, в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет некоторые его элементы» (35, с. 514), в «Философском словаре» - как «объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития» (196, с. 360). Данное определение емкое и краткое, однако слишком общее.

Более конкретным к отражению специфики нашего исследования являет (ся следующее определение: «Преемственность - связь между различными эта пами или ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе из одногой состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемствен ность, тем самым, обусловливает устойчивость целого» (23, с. 225).

Суть данных определений сводится к тому, что преемственность - это философская категория для обозначения универсальных, закономерных и отно сительно устойчивых связей между предшествующими и последующими со стояниями, структурами, ступенями саморазвивающихся систем материальной и духовной реальности. Определения отличаются предметом рассмотрения: в, одних случаях - связи между этапами развития, в других - между явлениями в природе, обществе и познании, между новым и старым в процессе развития. Общим для них является то, что преемственность рассматривается в контексте такого сложного феномена, как развитие, которое раскрывается через сопоставление с понятием «движение». Всякое развитие является движением, но не всякое движение является развитием. Развитие необратимо и содержит качественные изменения, что особенно ценно для нашего исследования, так как дает основание предположить, что правильно организованный процесс экономического воспитания с позиции преемственности развивает экономические J, знания, умения, способности экономически целесообразно мыслить и действо вать. С точки зрения философии понятие преемственности - одна из категорий закона отрицания отрицания, который, в свою очередь, раскрывает механизмы процесса развития. Данный закон выражает «... как бы траекторию относительно завершенного развития, то есть пройденный путь» (98, с. 57). Первым теоретический анализ сущности закона отрицания отрицания, основанный на диалектической концепции развития, предложил Г. Гегель. В его философской системе преемственность рассматривается в соотно шении категорий качества, количества и меры. Качество он определял как то,4, без чего нечто не может существовать, что ему имманентно, а количество как относительно внешнюю определенность по отношению к этому нечто. Анализируя их соотношение, он вводит понятие меры. Мера - это то, в границах чего количество относительно безразлично. Переход количества за эти границы есть возникновение нового качества. Гегель отмечает, что количество, пройдя диалектическое движение через свои моменты, оказалось возвращенным к качеству. Таким образом, преемственность осуществляется при переходе от одного качества к другому. Развивающаяся система проходит в своем движении стадии, которые качественно отличны друг от друга. Каждая последующая ступень представляет собой отрицание предшествующей. При этом сущность отрицания заключается в том, что предшествующее развивающейся системы перестает существовать, возникает новое. Это и означает, что имеет место отрицание старого (56). В современной философской литературе преемственность - это философская категория, важнейшее проявление закона отрицания отрицания, условие любого процесса развития. С этих позиций рассматривают преемственность Э.А. Баллер, В.А. Глядков, Г.Г. Гранатов, В.В. Гринин, Г.Н. Исаенко, Б.М. Кедров, A.M. Минасян. A.M. Минасян раскрывает преемственность как «объективную, необходимую, непосредственную связь между новым и старым, высшим и низшим, сохранение, удержание положительных черт низшего в высшем, старого в новом» (138, с. 322). Преемственность как необходимое, закономерное явление, свидетельствующее о поступательном характере развития, - предмет рассмотрения Г.Н. Исаенко. По ее мнению, если в процессе изменения отсутствует элемент преемственности, то ни о каком развитии не может быть и речи. Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего (92).

Преемственность и возрастные особенности детей младшего и среднего школьного возраста в процессе экономического воспитания

Знание возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста, их учет в экономическом воспитании предполагает выработку и реализацию комплекса воспитательных воздействий, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям развития детей определенного возраста. Эти воздействия основаны на знании психологических особенностей данной возрастной группы, изменения содержания, способов и форм взаимодействия с людьми; динамики отношений в семье, коллективе; появления новых потребностей, интересов и способов их реализации, процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения; своеобразия влияния социальной среды.

Создание условий для эффективного решения стоящих на каждом возрастном этапе перед человеком задач, от которых зависит его личностное развитие, - основное назначение изучения возрастных особенностей. Важность этого заключается в том, что задача, не решенная в определенном возрасте, может проявиться через длительный период и вызвать нежелательные изменения в развитии, трудно поддающиеся педагогической коррекции (154).

В.А. Крутецкий, говоря о необходимости учета возрастных психологических особенностей школьников в учебно-воспитательной работе, отмечает, что она означает «применение такого рода форм, методов и средств, которые соответствовали бы особенностям, запросам и возможностям данного возраста». Далее автор раскрывает задачу обучения и воспитания - «формировать и развивать у ребенка, школьника те психические особенности, свойства и качества, которые, с одной стороны, характеризуют высокий уровень развития на данном возрастном этапе и, с другой - подготавливают закономерный переход к следующей возрастной стадии, более высокому уровню психического развития» (109, с. 49). При работе с учащимися младшего и подросткового возраста можно вычленить этапы, периоды, неоднозначные по возможностям воздействия на те или иные проявления воспитанности ученика. Наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, когда учитываются временные промежутки, в которые складываются особенно благоприятные условия (сензитивность) для формирования определенных качеств, развития определенных способностей.

Обеспечение преемственности в экономическом воспитании между начальными и средними классами общеобразовательной школы связано с учетом психологических особенностей данных возрастных периодов, это дает возможность обозначить и исследовать вопросы взаимосвязи экономического воспитания и личностных образований, их развития у младших школьников и подростков.

Как отмечалось в предыдущем параграфе, на каждом возрастном этапе один из компонентов преемственности является наиболее выраженным: в младшем школьном возрасте - познавательный компонент преемственности, который обеспечивает устойчивый интерес к учению, в подростковом возрасте - ценностный компонент преемственности, который оказывает влияние на становление системы ценностных ориентации личности, определяет развитие общественно трудовой активности как ведущей характеристики экономического воспитания.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная деятельность, связанная с развитием мозга (возрастает его вес, изменяются структурные связи между нейронами, увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании наиболее сложных функций психической деятельности человека), создаются биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности. Развивается осмысленное, правильное и целенаправленное восприятие окружающей действительности, оно обеспечивается готовностью зрительного, слухового и двигательного механизмов. Эти положения важны для нашего исследования, так как доказывают возможность восприятия и осознания младшими школьниками новых для них экономических знаний. В этом возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов, личностных свойств и качеств. Для детей характерна повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что связано с изменением социального статуса ребенка, качественно новым характером общения и расширением социальных связей. В дошкольном возрасте главной структурой связи было общение с родителями, ближайшими родственниками. В младшем школьном возрасте появляется качественно новая возможность общения в структуре ученик - учитель, где дети осваивают новую социальную роль, а учитель для них -новый авторитет. Детям свойственны подражание, обязательное следование указаниям учителя - в этом мы также видим возможность осуществления экономического воспитания детей младшего школьного возраста.

Конкретные воспитательные задачи определяются ведущей деятельностью. А.Н. Леонтьев выделяет ее главные признаки: это деятельность, внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности; в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы, она обусловливает наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (116, с. 502). Для нас важно, что именно в деятельности происходит становление и проявление субъектных свойств личности, так как способность выступать субъектом того или иного вида деятельности является важнейшим показателем личностного развития.

Ведущей деятельностью младших школьников является учебная, сущность которой состоит в присвоении научных знаний, дети под руководством учителя начинают оперировать научными понятиями. В процессе учебной деятельности у учащихся происходит интенсивное формирование интеллектуально-познавательной сферы, складывается отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям.

Модель преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста

Философский энциклопедический словарь определяет понятие «модель» (франц. modele, от лат. modulus - мера, образец, норма) в логике и методологии науки как аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. - оригинала модели. Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им (196).

По мнению М. Вартофского, «модели - это высоко специализированные части нашего технического оснащения, специфические функции которых состоят в созидании будущего». При этом под моделью он понимает не просто сущность (внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений), а скорее способ действия, который представляет сущность. В этом смысле модель - это и воплощение целей, и в то же время инструмент осуществления этих целей (40, с. 124).

В педагогических исследованиях метод моделирования является одним из направлений внедрения формальных методов и используется как на этапе апробации научной гипотезы, так и на этапе внедрения результатов исследования. Выделяют следующие цели конструирования моделей: для получения средства изучения и совершенствования реальности; апробации или демонстрации новой системы, идеи или метода; получения средства прогнозирования; для анализа исследуемых процессов; для внедрения в практику образования новых достижений педагогической науки, инноваций.

В нашем исследовании построение модели осуществляется в целях разработки организационно-педагогических условий преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста, так как моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом процессе, подсказывает пути их целостного описания, намечает связи между компонентами.

Разрабатывая модель преемственности в экономическом воспитании школьников младших и средних классов, мы рассматривали ее как одно из возможных решений проблемы преемственности разных ступеней общеобразовательной школы.

Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста мы исследуем с позиции системного подхода, который предусматривает познание закономерностей и взаимообусловленности исследуемого процесса, обеспечивающих его целостность. В понимании системы мы разделяем точку зрения В.Г. Афанасьева, который определяет целостную систему как «совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегрированные, системные) качества, не присущие ее образующим» (17).

Ю.А. Кустов, проведя анализ работ философов по проблеме системного исследования (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Б.С. Украинцев, Э.Г. Юдин и др.), сделал вывод, что система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями (114, с. 33).

Г.М. Добров выделяет определенный набор признаков, которые отличают систему от любой иной совокупности элементов: «Система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов; она обладает определенной структурой, допускающей вычленение иерархии элементов; взаимодействуя со средой, она может рассматриваться как элемент высшей по отношению к ней, более широкой системы; структура данной системы такова, что ее элементы обладают по отношению к ней свойствами подсистем» (74).

Н.Е. Щуркова, изучая системный (целостный) подход к воспитанию, предполагает, что процесс воспитания конструируется как система, порождаемая осознанной целью воспитания. Именно предполагаемый результат в своей природной субстанции требует системы и задает структуру соответствующей системы (210).

Таким образом, под системой понимают взаимосвязанное единство отдельных частей, образующее новое (по сравнению с каждой из частей и их совокупностью) качество, которому присущи свои специфические свойства. Применение системного подхода открывает возможность систематического, организованного и упорядоченного рассмотрения структуры: элементов целого, его внутренних и внешних связей, а также процесса, явления в развитии.

Использование системного подхода к построению модели преемственно- сти в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста предполагает четкую постановку проблемы, определение средств ее решения, а также способствует улучшению организации нашего исследования, помогает глубже проникнуть в суть исследуемой проблемы.

Применив системный подход к разработке данной проблемы, мы выяснили, что системообразующим фактором экономического воспитания является деятельность, это делает процесс целостным.

Таким образом, для осуществления системного подхода при реализации модели преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста необходимо учитывать характерные особенности ведущей деятельности школьников. Деятельностный подход - один из основных в изучении и организации педагогического процесса, так как «... указывает на единственно возможный путь формирования личности - на активную деятельность самого ребенка» (210, с. 16).

Деятельностный подход отражен в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Своеобразие данного подхода состоит в том, что он позволяет:

1) исследовать проблему преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста в закономерном единстве всех основных компонентов деятельности (целей, мотивов, действий, операций, анализа достигнутых результатов);

2) раскрыть цели, средства и результаты деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие;

3) рассмотреть экономическое воспитание в учебной деятельности школьников как процесс, направленный на овладение способами действия.

Учитывая вышесказанное, необходимо применять деятельностный подход при осуществлении преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста. Данный подход обязывает рассматривать любую деятельность (в том числе учебную) как совместную продуктивную деятельность учителя и учащихся на основе сотрудничества. Деятельностный подход позволяет смоделировать изучаемый процесс, перейти от стратегии описания и эмпирической констатации результатов деятельности к стратегии конструирования методики воспитания и обучения.

Из сказанного следует, что при построении модели необходимо учитывать взаимосвязь двух понятий «система» и «деятельность», а, следовательно, и двух подходов - системного и деятельностного. Таким образом, поиск концептуального подхода к исследуемой проблеме привел нас к необходимости осуществлять системно-деятельностный подход, который интегрирует общенаучный метод познания, содержание преемственности в экономическом воспитании и деятельность школьников.

Педагогические условия эффективного функционирования модели преемственности в экономическом воспитании учащихся начальных и средних классов

Условие в философии рассматривается как совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта. Эта категория выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, именно условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются (195).

Мы исследуем педагогическое явление, поэтому для нас важны педагогические условия. Анализ различных подходов к определению понятия «педагогические условия» (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.В. Краевский и др.) позволяет сформулировать его как совокупность факторов, внешних и внутренних требований и мер, обеспечивающих достижение результата данной деятельности.

Для выявления педагогических условий результативного функционирования модели преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста мы учитывали следующее: - социальные факторы (требования и запросы общества в области экономического воспитания школьников); - сущность процесса преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего возраста; - возрастные особенности детей (психологические, социокультурные, интеллектуальные и т.д.). На констатирующем этапе эксперимента нами было установлено, что уровень экономической воспитанности младших школьников контрольной и экспериментальной групп является недостаточным, определены основные причины данного положения: по - отсутствие преемственности в содержании, формах и методах осуществления экономического воспитания; - недостаточность связей и взаимодействия школы с семьей, предприятиями, общественностью; - недооценка педагогами и родителями возможностей школьников при участии в посильной экономической деятельности; - недостаточный уровень подготовленности педагогов к экономическому воспитанию школьников. Результаты констатирующего этапа эксперимента и данные, полученные в ходе моделирования преемственности в экономическом воспитании школьников младших и средних классов, свидетельствуют о необходимости организации формирующего эксперимента в младшем и среднем звене общеобразовательной школы. Проведенные исследования позволили разработать модель преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста (схема 1). Основные направления формирующего этапа экспериментального исследования - это организация работы по экономическому воспитанию школьников на основе разработанной нами модели, проверка педагогических условий и разработка методики экономического воспитания.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

Экспериментально проверить эффективность функционирования разработанной модели преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста;

Разработать методику экономического воспитания школьников на основе преемственности;

Экспериментальным путем проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование разработанной модели;

Осуществить планирование работы и подбор организационных форм, методов и средств эффективного экономического воспитания школьников.

Основными методами на этом этапе исследования являлись: наблюдение за учащимися, беседы с ними, анализ результатов их творческой деятельности, беседы с учителями, руководителями (завучами и директорами) школы, педагогический эксперимент. Для учителей и воспитателей, учащихся педагогического колледжа были прочитаны лекции, организованы методические семинары и консультации по проблеме экономического воспитания школьников младших и средних классов. Педагогическим коллективом МОУ средняя общеобразовательная школа №17 г.Смоленска была организована работа круглых столов по обмену опытом, консультации, методические занятия по вопросам экономического воспитания, система аналитической работы путем проведения различных собеседований, а также система самоконтроля педагога.

Рассматривая процесс экономического воспитания учащихся, следует сказать, что он должен опираться на систему, основным организатором которой в настоящее время является школа. Эта система включает два основных компонента: экономическое воспитание на уроках и во внеучебной работе, которые, на наш взгляд, необходимо дополнить третьим - экономическим воспитанием в семье.

Семья, ее традиции, личный пример родителей оказывают огромное влияние на развивающуюся личность ребенка. Исследования в области психологии и педагогики выявили, что большинство людей именно в детстве усваивают определенные убеждения и стереотипы поведения. У детей нет жизненного опыта, они принимают на веру то, что говорят взрослые. Позже эти убеждения изменить значительно труднее. Уровень экономической культуры родителей не всегда является достаточно высоким, следствием этого может быть расхождение поступков взрослых и их слов; система семейных ценностей может иметь и вторую сторону: потребительское отношение к жизни, иждивенчество, жадность. Таким образом, не каждая семья в состоянии осуществить позитивное экономическое воспитание ребенка, поэтому учителю начальных классов отводится главная роль, ему необходимо умело и целенаправленно управлять этим процессом. Нами было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство родителей считают полезным начинать экономическое воспитание с начальной школы. Приведем мнения родителей по этому вопросу: «Экономика - сложная наука, поэтому начинать постигать ее следует с начальных классов непринужденно, в игре, это поможет в дальнейшей жизни»; «В стране постоянно происходят экономические реформы, поэтому нужно учить ребенка ориентироваться в общественной жизни».

Ответы на вопрос о том, что должно играть ведущую роль в экономическом воспитании, показали следующее: школа и родители должны совместно работать в этом направлении - 51,9%, родители (семья) - 32%, школа - 16,1%. Мнение об объединении усилий школы и родителей оказалось преобладающим, что говорит о значимости усилий школы в экономическом воспитании детей и положительной оценке со стороны родителей.

Проблема единения воспитывающих сил в педагогической литературе и практике не новая. Содержание, организационные формы взаимодействия школы и семьи, их функциональные возможности нашли широкое отражение в философской, социологической и педагогической литературе. Как выявил констатирующий эксперимент, сотрудничество с семьей - это одно из важнейших педагогических условий реализации преемственности в экономическом воспитании детей, поэтому мы уделяем ему особое внимание.

Громакова, Светлана Викторовна