Как выявить ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста. Как узнать на что аллергия у ребенка: исследование в лабораторных и домашних условиях. Общие признаки заражения

Формирование определенных задатков тесно связано с общим развитием ребенка. Психологи выделяют пять возрастных периодов:

1-2 года — у малышей проявляются первые творческие наклонности;
. 3-4 года — время всестороннего развития, пик формирования способностей. В этот период проявляются симпатии к определенному типу деятельности;
. 5-6 лет — развитие мышления. Приветствуется посещение секций и кружков по интересам, развитие таланта;
. 7-8 лет — проявление стойкого интереса детей к творчеству, период посещения регулярных занятий, достижение первых успехов;
. 9-14 лет — формирование самостоятельности, способностей к анализу и синтезу, ответственного отношения к занятиям, определение дальнейшего пути развития.

Такая классификация не панацея для родителей. Важно помнить, что способности у детей могут пробуждаться в разном возрасте. Если ваш кроха в четыре года еще не поет и не рисует, не пытайтесь насильно навязать деятельность. Его одаренность может раскрыться лишь к семи годам.

Как выявить талант у ребенка?

Выявить задатки и способности — первостепенная задача в развитии таланта. Это сделать несложно посредством наблюдения за малышом. Есть группа талантов, которые обнаружить легко по поведению детей. К ним относятся: музыкальное дарование, художественный талант, артистичность и предрасположенность к спорту.

Чтобы узнать художественные наклонности, необязательно, чтобы малыш с утра до вечера рисовал или разукрашивал картинки. На повышенное визуальное восприятие мира указывают и другие особенности поведения.

. Художественное дарование — любит рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, строить визуальные образы, разукрашивать и наряжаться. Такие дети воспринимают мир глазами: при описании предметов употребляют слова «красивый», «яркий», «светлый», быстро обучаются распознавать цвета.
. Музыкальные способности — ребенок с ранних лет обращает внимание на музыку, повторяет мелодию и ритм, копирует интонацию и произношение слов, прислушивается к окружающим звукам. Дети с хорошо развитым слухом легко осваивают иностранные языки, а также танцы.
. Артистические способности — любит быть на публике, повторяет поведение взрослых, любит наряжаться, изображает позы, копирует животных.
. Спортивные задатки — активный, много бегает, играет с мячом. Увлекается просмотром спортивных программ, любит наблюдать за игрой других людей. Целеустремленный и настойчивый.
. Математические способности — любит головоломки, задачки, нравится играть в шахматы и шашки, увлеченно считает, хорошо запоминает числа. В раннем возрасте долго разглядывает цифры.

Если талантов несколько?

Бывает так, что ребенок проявляет интерес сразу к нескольким занятиям. На вопрос «Что тебе нравится больше всего?», малыш отвечает «Не знаю». В возрасте от трех до пяти лет выявить преобладающие способности помогают психологические консультации и использование специальных методик. Например, диагностика образного мышления и интеллекта по методу «Шесть кругов» Элиса Пола Торренса. Также родителям советуют больше играть с детьми, ведь во время игры чаще всего раскрываются способности.

Определиться с выбором в более старшем возрасте помогают ознакомительные уроки и посещение тематических мероприятий. Например, если ребенок много рисует, сходите в картинную галерею или на пленер художников. Если малыш любит петь, посетите вместе выступление детских ансамблей.

Как направить ребенка на развитие таланта, рассказал клинический психолог Игорь Лобачевский.

Отсутствие способностей

Как определить способности ребенка, если он не рисует, не поет и не пляшет? Не спешите думать, что он бездарный. Вполне вероятно, что растет математический гений или ученый естественных наук. Способности к науке проявляются у детей только с возникновением умения анализа и синтеза.
Среди возможных талантов стоит отметить лидерские способности. Согласитесь, что собирать вокруг себя толпы заинтересованных лиц, придумывать новые игры, справляться с любыми трудностями могут далеко не все дети. В будущем такое чадо успешно зарекомендует себя в предпринимательской деятельности или в работе с коллективом.

В 1980 годах американский психолог Говард Гарднер выделили семь типов интеллекта. Развитость того или иного типа влияет на проявление талантов у ребенка.

Типы интеллекта по ГовардуГарднеру

. вербально-лингвистический - хорошая способность к письму и слову, интерес к литературе;
. логико-математический - интерес к цифрам, к математическим действиям, хорошо считает, аналитические способности;
. визуально-пространственный - развитое воображение, придумывает истории и героев, хорошо рисует;
. кинестатический - развитая моторика и жестикуляция, выражает свои эмоции, любит выступать перед публикой;
. музыкальный - познает мир через звуки и музыку, хорошо чувствует ритм, увлекается музыкальными инструментами;
. межличностный - ораторские способности, любит общение с людьми, может держать внимание людей;
. экзистенциальный - эмоционально устойчив, теоретик, генератор идей, понимает свои эмоции и чувства;
. натуралистический - интерес ко всему живому, к природе, любит общение с животными, растениями.

1. Развивайте личностные интересы ребенка . У взрослых остается много собственных несбывшихся ожиданий. Некоторые родители пытаются себя реализовать в детях. Обычно это заканчивается неудовлетворенностью, причем и родителей, и детей. Ребенок — это личность со своими взглядами, интересами и способностями.
2. Обеспечьте необходимым инвентарем . Перед тем как отдать детей в кружок или студию, оцените свои финансовые возможности. Очень плохо, если ребенок начнет заниматься живописью, но вы не сможете ему купить необходимые краски.
3. Поощряйте во всех начинаниях . Во время обучения дети сталкиваются с проблемами и неудачами. Хвалите и поощряйте желание двигаться дальше, даже если что-то не получается.
4. Проявляйте интерес к занятиям ребенка . Мама и папа — это первые зрители и первые судьи. Не жалейте времени, чтобы порадоваться за первые успехи детей.
5. Не идите путем проб и ошибок . Не стоит пытаться развивать несколько талантов и способностей сразу: в 5 лет ребенок посещает художественную школу, в 8 лет — идет в музыкальную студию, в 12 — записался на танцы. Такое разнообразие приведет лишь к тому, что он ни в одной из сфер не достигнет успеха.
6. Не ведитесь на отказ . Ребенок, который любил рисовать и бредил стать художником, отказывается посещать изостудию. Причиной такого поведения бывают конфликты в группе, неумение находиться в социуме, страх и прочее. Попробуйте разобраться в ситуации, нежели сразу зарывать талант в землю.
7. Выбирайте хорошего преподавателя, тренера . Часто успех в деятельности зависит от преподавателя. Например, у малыша могут быть музыкальные способности, но ему настолько понравится тренер спортивной секции, что он бросит музыку и будет играть в хоккей. Перед подбором кружка или секции пообщайтесь с руководителем группы, оцените его как личность.
8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Если кто-то рисует лучше, не ставьте его в пример. Картины Ван Гога тоже не всем нравятся.
9. Подготовьте детей к посещению секции и к самостоятельности . Объясните малышу, почему нужно слушать учителя или тренера, посещать все занятия, выполнять рекомендации.
10. Не ставьте на талант ребенка, как на бизнес, все свои ожидания . Вы 7 лет оплачивали посещение музыкальной школы, покупали дорогие инструменты, терпели бесконечные симфонии дома, а сын или дочь не стали великим музыкантом? Ничего страшного, ведь это опыт и умения ребенка. Они непременно ему были полезны и интересны, если он выбрал свое хобби сам.

Педагоги уверены, что талантливыми рождаются все дети. Но не все становятся чемпионами, примами и профессионалами. Наличие способности у ребенка к творчеству еще не сулит ему успех. Важно вовремя определить увлечение...

Как определить, на что аллергия у ребенка

Аллергия – самое распространенное заболевание, которому подвержены люди разных возрастов. Дети первых лет жизни особо склонны к этому недугу, так как неокрепшая иммунная система и незрелый желудочно-кишечный тракт способствуют развитию негативной реакции организма на различные раздражители. Как определить, на что аллергия у ребенка, где и c помощью каких методов это можно сделать, расскажем в этой статье.

Способы диагностики

Если у вашего ребенка аллергия проявилась хотя бы одним признаком, не стоит пытаться лечить болезнь самостоятельно. Необходимо как можно раньше посетить педиатра, который после первичного осмотра направит вас к аллергологу. Он расскажет, как определить, на что аллергия у ребенка.

Для того чтобы найти причину появления негативной реакции организма, врач проведет несколько этапов обследования:

  • Сбор объективной информации о признаках заболевания и возможных наследственных факторах;
  • Внешний осмотр малыша;
  • Выяснение взаимосвязи между симптомами реакции и возможными раздражителями;
  • Назначение диагностических исследований.

Существует несколько методов диагностики, которые позволят безошибочно найти причину аллергии:

  • Забор крови из вены для диагностики уровня иммуноглобулинов;
  • Кожные аллергопробы.

Рассмотрим более подробно, как проверить ребенка на аллергию этими методами.

Исследуем кровь

Исследования крови на выявление аллергена не имеет противопоказаний, связанных с возрастными ограничениями, и считается самым безопасным. Они позволяют выявить более 200 видов раздражителя.

Преимущество этого анализа перед другими состоит в том, что ребёнку не придется контактировать с аллергеном. Данное исследование определяет присутствие в плазме крови иммуноглобулинов, специальных антител, которые и дают реакцию на определенный вид аллергена.

В зависимости от того, какова концентрация этих антител, определяют степень тяжести аллергии. То есть, если количество иммуноглобулина выше нормы, то делается вывод о наличии заболевания.

Чтобы анализ показал достоверный результат, необходимо перед его сдачей соблюдать некоторые правила.

  • Исследование проводится на голодный желудок;
  • Ограничить количество физических нагрузок и эмоциональных потрясений;
  • За сутки до предполагаемого исследования необходимо исключить продукты, содержащие потенциальные аллергены, а также острую, жирную и сладкую пищу.

Возрастные показатели иммуноглобулина будут отличаться. Так, в норме у детей до года он не должен превышать 15 ед./м., а в период с 10 до 16 лет может достигать 200.

Особенности тестов на коже

Существует еще один достаточно распространенный способ, как выявить аллерген у ребенка.

Определение аллергена осуществляется с помощью тестов на аллергию, или, как их еще называют, аллергопроб. Данные исследования информативны, хотя были зафиксированы и ложные результаты.

К тому же проводить пробы нужно при условии, что на момент анализа ребенок абсолютно здоров и у него нет признаков проявления аллергии. Если малыш заболел или у него явные признаки аллергической реакции, проводить исследование категорически запрещено. Более того, пробы делают через несколько недель после выздоровления, чтобы организм полностью оправился после перенесенной болезни. Перед выполнением теста запрещено принимать антигистаминные и противовоспалительные лекарственные средства, а также парацетамол.

Если эти важные условия не будут соблюдены, возможны искажение данных, которые не позволят определить аллерген.

Важно! Тесты на аллергию можно делать детям, достигшим пятилетнего возраста!

Связано это с тем, что для выявления реакции происходит непосредственный контакт с аллергеном: на коже внутренней стороны предплечья или запястья делают царапину или надрез и наносят каплю определенного аллергена. Эти исследования позволяют быстро оценить реакцию организма: уже через 15-20 минут врач может определить результат.

Реакция организма

Определенное аллергическое воздействие на организм ребенка проводят несколькими способами:

  • Капельный. Во время исследования кожные покровы не повреждаются;
  • Прик-тест. Аллергеном смазывают участок кожи, а затем делают прокол иглой на глубину 1 мм;
  • Скарификационный. Для пробы на коже делают царапины;
  • Внутрикожный. Проверяют реакцию организма путем введения раздражителя под кожу;
  • Аппликационный. К пораженному участку кожи прикладывают марлевый тампон, который смочен в растворе определенного аллергена. Диагностируемый участок кожи покрывают повязкой, а через день оценивают результат.

Рассмотрим возможную реакцию организма на выявление определенного раздражителя.


После проведения тестов малыш может испытывать слабость и головокружение. Это нормальная реакция организма, которую не стоит опасаться.

В некоторых случаях подобные пробы назначают детям, не достигшим пятилетнего возраста. Однако эффективность подобных исследований низкая. К тому же велик риск развития осложнений.

Специфика элиминационных тестов

Данные тесты просты и не требуют специальных знаний и навыков. Чаще всего их используют для выявления пищевого раздражителя, ведь аллергия на продукты питания – одна из самых распространенных форм заболевания у детей. Их суть сводится к наблюдению за реакцией ребенка после приема в пищу определенных продуктов.

Так, если мама знала, что скушал ребенок перед тем, как его организм отреагировал аллергической реакцией, выявить раздражитель не составит труда. Его необходимо исключить из рациона питания малыша на несколько недель. В том случае, если проявления аллергии отступит, можно считать, что опасный продукт найден. Или же убрать из рациона питания потенциальные аллергены, а потом вводить по одному и контролировать, какую реакцию даст организм крохи.

Определить аллерген в этом случае поможет специальный дневник, в который родителям нужно записывать все, что ел малыш или кормящая мама. Так можно отследить продукты, на которые организм отрицательно отреагировал.

Такой способ может быть эффективен и для выявления других видов реакции. К примеру, если вы заметили, что кроха начинает чихать каждый раз после прогулок в парке, где множество клумб с цветами, то велика вероятность наличия в его организме аллергена на пыльцу.

Так же можно выяснить отрицательную реакцию на определенные виды лекарственных средств. Правда, вести такой дневник следует под строгим контролем врача и немедленной заменой препарата на аналог.

Методы наблюдения

Методы наблюдения позволяют многим мамам сказать: «Я понимаю, на что у моего ребенка аллергия».

Дело в том, что после детального анализа всех возможных причин проявления негативной реакции и их устранения, родители смогут избавить малыша от неприятных симптомов аллергии и забыть о них навсегда. Как понять, на что реагирует организм?

  • Малыши очень чувствительны к шерсти домашних животных. Чтобы убедиться в этом, достаточно вывезти питомцев на несколько недель из квартиры и сделать тщательную влажную уборку;
  • Проследите, после чего обостряется заболевание. Возможно, ребенку не подходит хлорированная вода, текущая из-под крана, или его организм так реагирует на стиральный порошок. Материал, из которого сделаны игрушки, также может спровоцировать болезнь;
  • Если вы заметили, что все признаки аллергии исчезают, когда кроха покидает родные стены на несколько дней, возможно причина в бытовой пыли или плесени, которые есть в квартире;
  • Если вы наблюдаете обострение болезни в теплое время года во время прогулок на улице, скорее всего, симптомы вызывает пыльца.

Подобные методы достаточно информативны, однако не всегда эффективны. Тогда, как узнать, на что аллергия у ребенка, подскажет врач, назначив специальные анализы.

Реакция на пыльцу

Особая чувствительность детей к пыльце растений (поллиноз), которая сопровождается чиханием и слезотечением, отеком слизистых, диагностируется с помощью простого теста. В носик малыша капают раствор, содержащий аллерген, и контрольный раствор.

Явные признаки реакции организма позволят определить наличие или отсутствие реакции на пыльцу.

Сигналы аллергии

Организм ребенка подает четкие сигналы на присутствие аллергена. А так как он может отреагировать практически на любой раздражитель, различают 3 типа проявления болезни.

Кожная реакция проявляется такими симптомами:

  • Сыпь и покраснения;
  • Шелушение и зуд;
  • Отек.

Изменения в работе желудочно-кишечного тракта проявят себя такими признаками:

  • Частое срыгивание;
  • Постоянное нарушение стула, проявляющееся в запорах или поносе;
  • Сильные колики и вздутие живота;
  • Наличие дисбактериоза;
  • Появление необоснованной, на первый взгляд, рвоты.

Сбой в правильном функционировании органов дыхания можно определить по сухому кашлю и сильному насморку.

У маленьких детей часто можно наблюдать комбинированное проявление аллергии, например, насморк и высыпания на коже.

Причины негативной реакции

Проявиться у ребенка аллергия может из-за множества причин:

  • Несбалансированное питание матери, если кроха питается материнским молоком;
  • Неправильно подобранная молочная смесь или ранний прикорм;
  • Химические вещества, входящие в состав средств ухода или стиральных порошков;
  • Шерсть животных и продукты их жизнедеятельности;
  • Растения;
  • Лекарственные средства;
  • Холод;
  • Пыль.

Как видим, причин, которые могут вызвать аллергию достаточно много. Поэтому при первых признаках заболевания лучше обратиться к врачу. Ведь без правильного определения провоцирующего фактора лечение будет неэффективным.

При хроническом гельминтозе какие-либо специфические признаки отсутствуют, поэтому родители маленьких детей должны знать, как понять, если ли у ребенка глисты. Чем раньше будет выявлено заболевание и начато лечение, тем меньше риск развития серьезных болезней, например, аскаридоза сердечной мышцы.

  • повышение температуры до 37,5°-38°;
  • бледность кожи;
  • отказ от еды;
  • вялость и постоянная сонливость;
  • тошнота (при сильной инвазии возможна рвота).

Кожные покровы вокруг заднего прохода краснеют, могут появляться трещины и шероховатые участки. В острый период заболевания глисты и их личинки можно обнаружить в каловых массах ребенка. После опорожнения кишечника ребенок может указывать на ощущения шевеления в аноректальном пространстве – в этом случае нужно обязательно обратиться к врачу и сдать анализы на глистов и их яйца, а также мазок на энтеробиоз.

Важно! Данная симптоматика особенно характерна для поражения острицами. Самки остриц выходят из кишечника в пространство заднего прохода в ночное время и выделяют особый секрет, провоцирующий раздражение кожи вокруг ануса и появление зуда. Если ребенок жалуется на подобную симптоматику, нужно обратиться к педиатру, инфекционисту или в частную лабораторию и сдать мазок на энтеробиоз.

Хронические формы глистной инвазии у детей: как распознать?

Плохой аппетит

Дети с различными формами глистной инвазии почти всегда страдают плохим аппетитом либо его отсутствием. Такой признак всегда является поводом для обследования, так как у здорового ребенка аппетит должен соответствовать возрастным нормам. Если на протяжении длительного времени ребенок отказывается от еды или съедает намного меньше положенной нормы, следует выяснить причину.

В некоторых случаях плохой аппетит может считаться вариантом нормы. Например, в жаркую погоду дети много пьют, а их рацион состоит преимущественно из ягод, фруктов, овощных салатов, кисломолочных продуктов, крупяных запеканок. В этот период многие дети могут отказываться от супов, мяса, рыбы и других привычных блюд. Такая ситуация считается нормальной и не требует какой-либо коррекции.

Аппетит в детском возрасте может снижаться и по другим причинам, например:

  • после перенесенных инфекционных болезней;
  • при переезде, разводе родителей и в других ситуациях, связанных с эмоциональным потрясением;
  • в период адаптации к новым условиям (например, во время поступления в детский сад).

Изменения во внешнем виде кожи

Хронические гельминтозы могут сопровождаться появлением сыпи неуточненной этиологии, которая возникает обычно на животе, локтях, внутренней и внешней поверхности бедер, а также затылочной части шеи. Такая сыпь не проходит после приема антигистаминных лекарств, не сопровождается кожным зудом, шелушением и другими симптомами, типичными для аллергических реакций. Внешне она выглядит как мелкие точки бледно-розового цвета, которые исчезают самостоятельно без медикаментозной коррекции.

Неприятный запах изо рта – еще один признак глистной инвазии у детей. Он появляется из-за отравления крови продуктами жизнедеятельности гельминтов и патологических процессов в органах желудочно-кишечного тракта. Если у ребенка появился гнилостный запах изо рта, необходимо исключить другие болезни, среди которых могут быть:

  • панкреатит;
  • гастрит;
  • болезнь Крона;
  • кариес и другие стоматологические заболевания;
  • дисбактериоз кишечника;
  • кандидоз ротовой полости.

Боли в животе и пищеварительные расстройства

Если у ребенка в кишечнике или других органах пищеварительного тракта есть глисты, он может часто жаловаться на боли в животе.

Одновременно с болевым синдромом могут появляться и другие признаки, например:

  • урчанье в желудке;
  • вздутие и повышенное газообразование;
  • изжога;
  • ощущение тяжести после приема даже небольшого количества пищи.

Стул при гельминтозе нестабильный. Запоры и понос могут чередоваться друг с другом, при этом общее состояние ребенка остается в целом удовлетворительным.

Частые аллергии

Частые аллергии у ребенка не склонного к аллергиям — повод обратиться к врачу

Ребенок, не склонный к аллергическим реакциям, может испытывать трудности с переносимостью привычных продуктов питания, запахов и окружающих его веществ. У него может появиться аллергия на бытовую химию, средства для стирки, домашних животных, растения и другие распространенные аллергены. Симптомы при этом классические: чихание, слезотечение, ринит, трудности с дыханием, кожный зуд.

Важно! Если раньше такие признаки никогда не появлялись, и ребенок хорошо переносил взаимодействие с окружающими его химическими и растительными веществами, стоит получить консультацию аллерголога и сдать анализы кала на лямблиоз, аскаридоз, энтеробиоз и другие распространенные формы глистной инвазии у детей.

Влияние гельминтоза на детский иммунитет

Вызывать простуду и инфекционные болезни у таких детей могут любые негативные факторы, например:

  • переохлаждение;
  • длительное нахождение под открытыми солнечными лучами;
  • однообразное питание;
  • эмоциональные перегрузки и т.д.

Важно! Длительное заражение гельминтами увеличивает риск онкологических поражений кишечника, поэтому частые болезни являются поводом для проведения комплексного обследования у иммунолога и выявления причины, влияющей на способность организма противостоять провоцирующим факторам.

Что делать при подозрении на детский гельминтоз?

Препараты для лечения гельминтоза у детей и взрослых

Препарат Изображение Как принимать детям? Как принимать взрослым?
12,5-25 мг на каждые 10 кг веса однократно (допускается применение с трехлетнего возраста) 150 мг однократно после вечернего приема пищи
2,5-5 мл суспензии однократно (с 2 лет) Взрослым с массой тела до 75 кг – 3 таблетки однократно; при массе тела более 75 кг разовая доза составляет 4 таблетки
10-25 мг на каждые 10 кг веса однократно 150 мг однократно

В качестве глистогонного средства домашним животным можно давать ветеринарные препараты «Пирантел », «Гельминтокс », «Мильбемакс ».

Гельминтоз – тяжелое для детского организма заболевание, которое может привести к необратимым процессам. Зная симптомы и признаки заражения глистами у детей, можно вовремя заметить патологию и предотвратить возможные осложнения.

Видео — Глисты у детей

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

Методология

Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест "Перенос кубиков"

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус"

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд"

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок"

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года"

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия"

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?"

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же"

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы"

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

Как определить на что аллергия у ребенка? Исходить нужно из самых доступных методов диагностики в домашних условиях - исключение потенциальных бытовых и пищевых аллергенов. Если это кропотливое исследование не приносит положительных результатов, назначаются кожные аллергопробы и лабораторное исследование крови.

Наиболее информативный тест при аллергии - аллергопробы, или кожный тест «in vivo». Это исследование помогает установить, какой антиген является причиной аллергической реакции. Также в обязательном порядке назначается анализ крови на иммуноглобулин IgE. Его уровень показывает реакцию иммунной системы на аллерген. Выявление аллергического антигена помогает аллергологу и иммунологу назначить адекватное симптоматическое лечение, безопасную иммунотерапию, а родителям эта информация дает возможность полностью исключить или хотя бы устранить аллергены в быту и питании ребенка.

Аллергопробы и условия их проведения

Аллергопробы позволяют быстро определить чувствительность организма к провокационным аллергенам, которые наносятся на кожу или слизистые. По ответной реакции устанавливается степень сенсибилизации. Тест проводит иммунолог-аллерголог.

Что нужно знать перед проведением теста

  • Каковы показания к аллергопробам? Назначаются при атопическом дерматите, пищевой, контактной аллергии, бронхиальной астме, хроническом аллергическом рините и конъюнктивите. Также частый кашель, хрипы, приступы удушья, случаи выраженной реакции на укусы насекомых и медицинские препараты являются поводом для обследования.
  • Каковы противопоказания к аллергопробам? Тесты не проводятся в период обострений, поскольку еще больше могут спровоцировать аллергическую реакцию. Обследование нужно проходить только через 2 недели после обострения аллергии. Также аллергопробы запрещены в таких случаях: острый период любого хронического заболевания, вирусная, бактериальная, грибковая инфекция, онкология, аутоиммунные, психические болезни, нарушения эндокринной системы, судорожный синдром, острая реакция на аллерген.
  • Как подготовиться к анализу? Минимум за 7 дней нельзя принимать антигистаминные средства, за 14 дней - гормональные препараты (местные и системные), стабилизаторы мембран тучных клеток, которые искажают результаты тестов. Перед процедурой ребенок должен поесть, аллергопробы не проводятся натощак. Также важно, чтобы накануне не было физических нагрузок, сильных эмоциональных переживаний.
  • Где сделать пробы? Провокационные пробы на аллергию детям проводят в специализированных аллергологических центрах. Всегда есть риск острой, моментальной реакции на аллерген, поэтому должны быть условия для оказания неотложной помощи в таких ситуациях. После проведения пробы ребенок должен находиться некоторое время под присмотром врачей, также могут быть назначены антигистаминные препараты. Исследование крови на определение иммуноглобулина IgE можно провести в любой коммерческой лаборатории, для этого необходимо сдать кровь из вены и получить результат на следующий день.

Возрастные ограничения

С какого возраста делают пробы на аллергию детям? Рекомендуют проводить провокационные аллергопробы у детей после 3 лет (в некоторых источниках указан другой возраст - после 5 лет). Такая поздняя диагностика обоснована тем, что у детей незрелая ферментная система. Кожные аллергопробы будут неточными и малоинформативными, кроме того, небезопасными в младенческом возрасте. Часто бывает, что через полгода проводятся повторные тесты, и никакой аллергии не обнаруживается. Несмотря на такие рекомендации, при сильной аллергической реакции невыясненной природы малышам до 3 лет могут назначать это обследование. Есть разные отзывы об этой процедуре в столь юном возрасте. Одни мамы считают, что тест помог быстро выявить аллерген (особенно при пищевой аллергии) и эффективно вылечить малыша. Другие мамы, наоборот, считают, что нужно придерживаться гипоаллергенной диеты, исключать потенциальные аллергены и ждать, когда созреет ферментная система. Такие же разные точки зрения встречаются у врачей-аллергологов.

Аллергопробы считаются самым информативным тестом и основным методом диагностики в аллергологии, но они часто дают ложные положительные и отрицательные результаты. Это объясняется нарушением подготовки к анализу и техникой его проведения, неправильным хранением аллергенов. Если у ребенка обнаружена повышенная чувствительность к какому-либо аллергену, это еще не говорит об окончательном диагнозе.

Как проводится кожное тестирование

Процедура малотравматична и безболезненна, ребенок лишь почувствует легкий укол или царапание. Манипуляция должна быть бескровной.

  • Чаще всего пробы проводят на внутренней стороне предплечья, иногда - на спине.
  • Предварительно врач обрабатывает кожу антисептическим средством.
  • Затем по одной капле на кожу наносятся (на расстоянии 2,5 см) три вещества: контрольный раствор для теста, гистаминовый раствор, аллерген для диагностики.
  • После этого при помощи ланцета делается укол на глубину 1 мм (прик-тестирование).
  • Повреждение эпидермиса также могут проводить скарификатором, когда царапается кожа в месте нанесенной капли.
  • Через 20 минут врач проверяет реакцию кожи.
  • Положительный контроль дает гистаминовый раствор, отрицательный - контрольный раствор.

Как еще можно определить аллергию у ребенка? Существуют другие виды провокационных тестов:

  • назальный : контрольный раствор жидкости и аллергена капают в нос, с его помощью диагностируется аллергический ринит;
  • конъюнктивный : контрольный раствор жидкости и аллергена капают в глаза, с его помощью диагностируется аллергический конъюнктивит;
  • ингаляционный : ингаляции проводятся с контрольным раствором и аллергеном, применяют при подозрении на бронхиальную астму в стационарных условиях;
  • сублингвальный : разведенное лекарство или пищу кладут под язык, с его помощью диагностируется аллергия на медпрепараты и пищу, в стационаре ребенок находится не менее суток.

Какие аллергены входят в список исследования

Для диагностических исследований аллергии применяются только проверенные, «лечебные» аллергены, которые прошли регистрацию в системе здравоохранения и разрешены к применению. В этот список входят:

  • различные пищевые аллергены;
  • шерсть животных;
  • яд насекомых;
  • домашняя пыль;
  • пылевые клещи;
  • книжная пыль;
  • шерсть и эпидермис животных;
  • перья, пух птиц;
  • пыльца луговых, злаковых, сорных трав;
  • пыльца цветущих деревьев;
  • бактерии и грибы.

Чаще всего тестирование проводится с 15-20 самыми распространенными аллергенами.

Что можно увидеть в результатах теста

Прочитать анализы должен врач-аллерголог. Если мама увидит в бланке обозначение «+++„, это еще не значит, что все так катастрофично. Нередко при проведении проб выявляется скрытая чувствительность (латентная сенсабилизация) к аллергену, когда нет клинических симптомов, но результат положительный.

Таблица - Характеристика кожных аллергопроб

Реакция Обозначение Проявления
Отрицательная - Нет никаких проявлений
Сомнительная -/+ Покраснение кожи без волдырей
Слабоположительная + При натягивании кожи виден волдырь
Положительная ++ Заметный волдырь (5 мм) с покраснением вокруг
Резко положительная +++ Большой волдырь (10 мм), выраженное покраснение
Очень резко положительная ++++ Очень большой волдырь (больше 10 мм), сильное покраснение кожи

Лабораторное исследование крови

Лабораторные анализы на аллергию у детей - самый безопасный вид диагностики без возрастных ограничений и противопоказаний. Его назначают при всех видах аллергии. Преимущество этой диагностики в том, что не надо подвергать ребенка риску и контактировать с аллергеном. При проведении этого анализа определяют наличие в плазме крови антител (иммуноглобулины IgE), которые реагируют на появление аллергенов. По уровню концентрации иммуноглобулина можно судить о тяжести аллергической реакции. При помощи лабораторного анализа можно исследовать реакцию на 200 видов аллергенов.

Таблица - Нормы общего иммуноглобулина IgE

О чем важно знать?

  • Анализ на иммуноглобулины IgE проводится натощак.
  • Нужно избегать физических нагрузок, эмоциональных всплесков.
  • За день до анализа у ребенка должна быть щадящая диета: исключить острое, кислое, жирное, сладкое, потенциальные аллергены.

Как выявить причину аллергии у грудничка

Как понять, на что аллергия у ребенка до года, если при этом нельзя сделать кожные аллергопробы? Потребуется терпение и время, чтобы обнаружить причину аллергии у младенца. Врачи рекомендуют тактику исключения потенциальных аллергенов. Прежде всего, это касается питания младенца.

  • При грудном вскармливании. Кормящая мама должна пересмотреть свою диету. Исключаются все продукты, содержащие аллергены. В первую очередь: красные, оранжевые фрукты и овощи, цитрусовые, шоколад, мед. При ГВ также не желательно употреблять цельное молоко, если есть подозрение на непереносимость лактозы. Подробнее о латказной недостаточности у грудничка читайте в другой нашей статье.
  • При искусственном вскармливании. У ребенка может быть аллергия на содержание лактозы в искусственной смеси. Рекомендован переход на безлактозные и низколактозные смеси. Нужно знать, что частая смена питания также может привести к аллергической реакции.
  • Во время прикорма. После 6 месяцев постепенно вводится прикорм. Рекомендуют начинать с гипоаллергенных овощей и безглютеновых каш (кукуруза, рис, гречка). У малыша может быть аллергия на глютен, поэтому исключаются продукты из пшеницы, овса, ржи, ячменя.
  • Объем пищи . Нельзя перекармливать малыша. Ферментная система грудничка еще незрелая и может не справиться с большим объемом грудного молока, смеси, прикорма.

Если при всех стараниях родителей, выявить аллерген у грудничка не получается, врач-аллерголог назначает лабораторное исследование крови. Подробнее об аллергии у грудничков читайте в другой нашей статье.

Выявление аллергенов без лабораторных исследований

Как помочь ребенку и выявить аллергены в домашних условиях?

  • Пищевой дневник. Если есть подозрение на пищевую аллергию, рекомендуют записывать реакцию ребенка или ее отсутствие на разные продукты, а также их количество. Подробнее о пищевой аллергии у ребенка читайте в другой нашей статье.
  • Контактные аллергены. Важно задаться вопросами: какая вода течет из крана, какой воздух в помещении, каким порошком стирается детская одежда, каким моющим средством моется посуда, из чего сделаны игрушки, есть ли в доме старая мягкая мебель, ковры, открытые книжные полки и т.д.
  • Животные в доме. Чаще всего у детей бывает аллергия на шерсть кошек, собак, перья и пух птиц. Также возможна реакция на шерсть грызунов (морские свинки, хомяки, кролики). Для установления этой причины нужно перевезти на какое-то время животных к знакомым, сделать влажную уборку в доме, тщательно пропылесосить все поверхности.
  • Другое место проживания. Часто бывает, когда ребенок переезжает в другое место (например, гостит у бабушки), симптомы аллергии исчезают или становятся менее выраженными. Это подсказка для родителей: возможно, причина в бытовой пыли, клещах, плесени, которая есть дома.
  • Сезонное проявление аллергии . Если у ребенка обнаруживается аллергический ринит или конъюнктивит весной или летом, вероятно, причина - в пыльце растений. Устранить этот провоцирующий фактор невозможно (разве что переехать в другую климатическую зону), но облегчить состояние ребенка можно.

Далеко не всегда удается обнаружить аллерген в домашних условиях. Иногда, казалось бы, при исключении всех потенциальных аллергенов симптомы остаются продолжительное время, заболевание переходит в хроническую форму.

Как выявить аллерген у ребенка, если ни один из домашних способов не приводит к положительному результату? Основной диагностический метод в аллергологии - аллергопробы, которые помогают обнаружить повышенную чувствительность организма к различным аллергенам. Расшифровку анализов должен проводить врач-аллерголог, учитывая связь между аллергеном и симптомами, беря во внимание результаты анализа на иммуноглобулин IgE.

Распечатать