Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Интегративный подход в музыкальном воспитании дошкольника. Воспитание личности через интегративную музыкальную деятельность

Светлана Степановна Уфимская
Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменениями мировоззрения педагога и идеологии образования.

В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в художественно-эстетическом развитии, связаны с решением таких важнейших вопросов как определение природы, специфики и структуры комплекса музыкальности , возможностей и закономерностей развития, соотношения врожденного, индивидуального и социального. Если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально -художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, то не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно позволить каждому ребенку реализовать себя в сфере музыкального искусства .

Т. С. Комарова, исследователь в области педагогики и психологии, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей , охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами ».

Важными являются выводы психологов о том, что у ребенка процесс познания происходит при участии всех анализаторов процессе деятельности. Познание, осуществляемое через зрительное восприятие , является лишь частью всего процесса познания ребенком действительности. Интеграция разных видов искусств в образовательном процессе дает возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такую цель ставит современное образование перед педагогами –создание целостного образа мира у ребенка.

Главным в воспитании и является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся исследованием проблемы интеграции , определяя принцип интеграции как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников , предполагаем, что процесс интеграции будет более успешным при следующих педагогических условиях :

синтез искусств (выход за рамки одного искусства) ;

Связь ближайшим окружением (природой, культурой, семьей,

традициями;

Сотворчество (взаимодействие друг с другом) ;

обучение в действии : слышу –чувствую – делаю (перенос акцента с восприятия на творческое самовыражение);

Активные организационные формы (исследование, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники).

Особенность организации интегрированного процесса характеризуют четыре аспекта : интеграция (синтез ) видов искусств (литература, поэзия, музыка , живопись, театр, хореография, архитектура, интеграция образовательных областей, интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки , игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, рисование, лепка и т. д., интеграция качеств личности , которые выступают целевыми ориентирами возможных достижений ребенка.

Интеграция –это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей . Это, во- первых, изменение педагогического мировоззрения, изменение сознания, Во-вторых, это самообразование, самовоспитание , самосовершенствование педагога. В –третьих это ориентация на развитие дошкольников , а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в воспитании переносится на творческое проявление ребенка, на формирование у ребенка желания развивать в себе творца. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса исходя из образовательных задач и возможностей детей.

Музыкально –эстетическая деятельность отличается от других видов эстетической деятельности эмоционально-чувственным и художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки , раскрытия ее личностного смысла с целью творческой самореализации личности.

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку? Что заставляет растущего человека, свободного в своих проявлениях, с завидным постоянством выбирать деятельность, связанную с ней?

музыка – это самовыражение . Ребенок - это своего рода готовый музыкальный инструмент , открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке .

музыка - это взаимопонимание. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.

Разнообразие музыки предоставляет ее органичное включение в любое событие жизни ребенка.

музыка – сам ребенок . Многообразие музыки равно многообразию растущего человека.

Музыка вмещает в себя весь мир ребенка, становится языком его души.

Музыкальная деятельность дошкольника синкретична . Он не просто участник всех ее видов, он зачастую осуществляет их одновременно!

Нормой музыкально -эстетической деятельности в нашем детском саду стали интегрированные занятия , которые помогли дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка , живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств , возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Интеграция различных видов искусства позволяет проводить занятия интересно и увлекательно . Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ . Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему : «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого : мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Особенности возраста и опыта дошкольника требуют дифференциации задач. Поэтому задачи во всех возрастных группах ориентированы строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию , от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер : «Весенняя капель» , «Зимушка - зима» , «Осенний хоровод» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям : «Под голубыми небесами.» , «Идет волшебница зима» , А. Пушкина или «Заколдован невидимкой» , «Белая береза» С. Есенина «Бураны, вьюги да метели, Валентина Берестова и др. С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку . Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах , в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и знакомства с музыкой композиторов - классиков, то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Прежде всего, это возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки . Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Интегрированные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно использовать музыку композиторов , которые являются подлинным образцом мировой музыкальной культуры . Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления , ребенок привыкает к языку интонации народной, классической и современной музыки , постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Хочу остановиться на некоторых интегрированных занятиях , составленных мною, отличаются разнообразной структурой : «Колобок» -включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по русской народной сказке и русского музыкального фольклора – песня , частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.

Дети, в ходе театрализованного действия по сказке, проявили свое творчество в русской песне (обыгрывая ее, исполняли частушки, с удовольствием водили хороводы, танцевали русские танцы, играли на детских музыкальных инструментах .

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» объединили музыку , познание, художественную деятельность. В ходе занятия дети выразительно исполняли песни об осени, передавали в пластических этюдах свое восприятие «Осенней песни» П. И. Чайковского. Слушали замечательные стихи русских поэтов. А в конце занятия выполнили творческую работу в технике акварельного размыва «Мое цветомузыкальное настроение » .

«Зимнее настроение» так же объединило музыку , познание и художественное творчество. Дети с удовольствием читали стихи А. Пушкина, С. Есенина, В. Берестова, слушали и эмоционально откликались на музыку А . Вивальди, П. И. Чайковского. Обогатили знания детей о зиме, ее признаках просмотр видео – слайдов «Зима» (картины русских художников Шишкина, Сурикова, Саврасова и многих других). Завершением занятия стала творческая работа «Зимнее настроение» .

Старший дошкольный возраст интегрированное занятие Этих дней не смолкнет слава» интеграция образовательных областей «Художественно –эстетическое развитие» , форма НОД : музыкально-художественная , чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

Младший возраст «Кто шагает по снегу?» интеграция музыка , познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. Дети слушают музыку и представляют , кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные» . Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая , медленная, находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом) . С возрастом я усложнила содержание занятий. Очень нравятся детям занятия на следующие темы : «Новогодние чудеса» , «Кто в теремочке живет?» , «Музыка леса » . Свои впечатления от восприятия различных музыкальных образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках.

В своей работе использую педагогические инновационныe технологии : Т. И. Петрова, Е. П. Сергеева, 2000г., «Театрализованные игры в детском саду» М. Д. Маханева, 2001г., «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия ) Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, 2005г. Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированныe занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников .

Цыпляева Алла Викторовна,

аспирант МГГУ им. М. А. Шолохова
преподаватель Детской школы искусств, Луховицы
[email protected]

Период детства характеризуется объективным проявлением талантов, которые в силу имеющей место общей закомплексованности детей часто бывают скрыты. Выявление индивидуальной одарѐнности ребѐнка в различных областях общественной деятельности является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Благодаря системе дополнительного образования мы получили уникальную возможность приобщить к художественному творчеству практически каждого ребѐнка. Смогли заниматься творчеством дети из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей, не имеющих возможности оплачивать обучение в платных учебных заведениях.
Музыкальное воспитание можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание еѐ содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека .
Функции музыкальных, и в частности хоровых, занятий многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача преподавателя – заинтересовать детей, привить им любовь к музыке. Самое главное, что нужно иметь в виду, – необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе, и в общении. Детей гораздо легче настроить на шутку, на игру, на эмоциональный взрыв, чем на серьѐзную изнуряющую работу. Их эмоциональные всплески гораздо труднее успокоить. Их обиды, обоснованные и без оснований, вспыхивают мгновенно, так же, как и реакция на эти обиды. Их внимание кратковременно, их неусидчивость известна. Но все эти и многие другие трудности работы с детьми компенсируются их большой непосредственностью, открытостью, удивительными всплесками откровений в мышлении и совершенно особой красотой звучаний детских голосов.
Музыкальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй ребѐнка, но и на его умственное развитие с учѐтом возрастной психологии. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, воспитание ладового чувства связано с развитием способности нервной системы процессов торможения и возбуждения и других процессов, протекающих в организме.
Эта способность лежит в основе поведения человека и оказывает влияние и на физическое здоровье детей:

  • развивает дыхательные мышцы;
  • укрепляет нервную систему;
  • помогает устранению дефектов речи (заикание, картавость, гнусавость).

Основной формой обучения музыке и музыкального воспитания является хоровое пение, так как оно оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы сплочѐнности, формируя социальную личность. Хоровое пение обладает большой силой эмоционального воздействия и является эффективнейшим средством воспитания эстетического, художественного вкуса, инициативы, фантазии, творческих способностей, определяя, таким образом, моральный облик личности.
Однако, несмотря на важность и актуальность музыкального воспитания и, в частности, хорового пения как неотъемлемую часть комплекса развития личности обучающегося, наша педагогика далеко не исчерпала все формы и методы работы с детьми, особенно на современном переломном этапе развития страны. Поэтому возникает необходимость исследовать, развивать и совершенствовать новые перспективные и более эффективные методы воспитания социально-творческой личности школьника в условиях дополнительного музыкального образования.
Период перестройки приносит нам как положительные, так и отрицательные стороны. Так, в нынешних условиях появилась возможность расширять сеть новых музыкальных учебных заведений различных типов на условиях самоокупаемости (хозрасчѐта), изменять содержание учебных планов, программ с учѐтом возрастающих потребностей в специалистах, разрабатывать самим учебным заведениям новые учебные программы, вводить в учебные планы новые предметы.
Но в то же время большое количество молодѐжи ринулось в коммерческую деятельность. Меняется психология детей. Родителей больше беспокоит финансовое благополучие детей, чем призрачное музыкальное будущее. В связи с этим образовался отток части талантливых детей из учреждений дополнительного музыкального образования (детских музыкальных школ, школ искусств, центров развития творчества и т. д.). Сократилась финансовая поддержка государственными структурами ДМШ.
В этих условиях с особой остротой проявляется проблема интереса, увлечѐнности детей музыкой как фундаментальная проблема учреждений дополнительного образования. Обществу необходимы активные творческие люди. Как же сделать так, чтобы разбудить в детях интерес к самим себе? Какое найти объяснение, что самое интересное скрыто в них самих, а не в новомодных игрушках и компьютерах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?
Психологи определяют творчество как мощный фактор развития личности, определяющий его готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведѐт к новым способам решения проблемы или новому способу выражения.
Важными являются особые педагогические условия, способствующие более эффективному и качественному развитию социально-творческой личности. Такими условиями должен стать комплексный подход, выраженный через: обеспечение единства целей, задач, содержания и методов обучения; организация воздействия на все сферы личности ребѐнка. При обучении с помощью комплексного подхода ребѐнок получает возможность воспринимать окружающий мир как поле деятельности для творчества, где пение рассматривается как средство реализации его творчества.
Формирование интереса к музыке и, в частности, к хоровому пению в настоящее время, видится в интегративной музыкальной деятельности. «Интегративное привлечение разных видов искусства, имеющее некоторое родство с идеями К. Орфа, способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – всѐ это включается в поток детского творчества».
Музыкальная деятельность реализуется, как выражался И.М. Сеченов, чувствованиями, т. е. определѐнного рода ощущениями и восприятиями. И.П. Павлов говорил о том, что именно сенсорная часть всякого рефлекторного акта является активной, творческой, а двигательная является служебной, исполнительской. Соответственно, можно полагать, что важнейшее значение в музыкальной деятельности имеют сенсорные процессы, прежде всего процессы развития музыкального слуха. В 20-х годах XX в. С. Т. Шацкий говорил о приоритете труда, игры и искусства при организации видов деятельности в процессе воспитания детей.
На сегодняшнее время необходимы способы реализации остроактуальных и труднорешаемых проблем. Е. И. Юдина отметила такие, как:

  • идея развивающейся личности в развивающемся мире;
  • самодвижение, саморазвитие, самостроительство человека, его духовности в свете восстановления культурообразующей и личностно развивающей функции образования;
  • формирование основ гуманитарной культуры личности;
  • формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной, практически-трудовой, исследовательской видов деятельности.

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели. Для чего нужны хоровые занятия? Главная цель – это не отчѐтные концерты, не участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, а развитие творческих способностей детей, эстетических, эмоциональных чувств, нравственной позиции, человеческой морали и активной жизненной позиции. И именно хоровое пение, как самое доступное для детей, является главным, ведущим способом музыкальной деятельности детей. Для этого нужно сделать учебный процесс интересным, увлекательным, показать детям красоту звучания певческого голоса. И подход к развитию личности ребѐнка должен быть комплексным; обучение неразрывно связано с воспитанием, классная и внеклассная работа должны быть подчинены одной цели – комплексному воспитанию личности.
Девиз преподавателя – нести детям радость общения с музыкой, радость познания, радость труда, концертных выступлений, преодолений трудностей, радость успехов и т. д.
Если ребѐнку интересно на занятиях, он не станет отвлекаться и заниматься делами, не связанными с музыкальной деятельностью. Для достижения этой цели необходимо учитывать следующие факторы:

  • основные возрастные особенности детей;
  • знания разносторонних особенностей в преподнесении материала; в понимании того, что преподаватель хочет дать и взять, в умении увлечь ребѐнка своим замыслом;
  • построение, планирование, форма музыкальных занятий;
  • умение подобрать наглядный и дидактический материал, разработка сценария каждого занятия;
  • умение выбрать нужную методическую программу по каждому виду деятельности и правильно воспользоваться ею, грамотно применить в работе.

Виды музыкальной деятельности могут быть довольно разнообразными. Совсем не обязательно, чтобы каждое занятие проходило по одной и той же схеме. Возможен вариант, что один раз будет больше времени уделено пению, в следующий – слушанию, потом – обсуждению музыкального материала и т. д. Главное – дать возможность каждому «побыть» композитором, музыкантом – исполнителем, актѐром, хореографом, исследователем и т. д. При этом можно будет наблюдать, насколько больше становятся творческие возможности детей, богаче фантазия. Содержание таких занятий должно быть образно, наглядно и увлекательно.
По свидетельству учѐных, люди, испытавшие радость творчества, совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях.
Неважно, чем в будущем придѐтся заниматься нашим ученикам: строить дома, лечить людей, учить детей и т. д. Значение имеет, что они будут делать это творчески, с фантазией, любовью, выдумкой. Творческий, социально адаптированный человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее общаться.
Приведѐм вкратце некоторые виды деятельности.
Речевые упражнения: поиск рифмы, сочинение стихов, поиск выразительных речевых интонаций и т. д. Движение: координация движений в связи с ритмом, координация движений в связи с звуковысотностью и штрихами и т. д. Театральная, творческая игра: ролевая игра по заданной песне, импровизация на музыкальное произведение без текста и т. д. Импровизация: подбор классического музыкального произведения под определѐнное стихотворение, составить программу концерта из произведений классиков и т. д. Пение: сольное, хоровое, ансамблевое и т. д. Слушание произведений отечественной и зарубежной классики и современных композиторов. Усвоение понятий музыкального, театрального и художественного видов искусства. Кроме таких заданий, в урочное время необходимо также включать задания по самостоятельному слушанию музыки великих мастеров с последующим обсуждением услышанного.
Одним из главных критериев заданий на занятиях должна быть их содержательная сторона, нацеленная на личностную значимость для каждого воспитанника, на поиск личностного смысла.
Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает преподавателя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. Во время занятий хорошо проводить в меру подвижные музыкальные игры с обязательным отдыхом перед началом пения.
Таким образом, образовательный материал можно расположить по следующей схеме:

  • творческая деятельность – речевая, пластическая, театральная, музыкальная, иная;
  • творческое самообучение танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию, в т. ч. средствами аутомоделирования и двигательно-изобразительной наглядности;
  • импровизации – вокальные, инструментальные, пластические;
  • усвоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность;
  • усвоение понятий музыкального искусства через адекватную творческую деятельность с систематизацией круга музыкальных предпочтений.

Актуальной в педагогическом процессе является возможность вызвать эмоциональный отклик на музыку, пробудить интерес к искусству, воспитать способность чувствовать в красоте музыкальной интонации отражение духовности человека. Сопричастность к ней через механизмы музыкального восприятия создаѐт необходимые предпосылки для эстетического воспитания ребѐнка средствами музыки.
Важным является активное посещение экскурсий, концертных залов и театров. Приобщение как к классической, так и к современной музыке является средством формирования художественно-эстетической культуры. Необходимо участие в различных конкурсах и концертах. Коллективная творческая работа детей не только способствует их всестороннему развитию, но и формирует их нравственные качества, идейные убеждения, а сознание того, что участник хора – это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у детей на всю их сознательную последующую жизнь.
Немалую роль играют также беседы с родителями воспитанников о значении музыкальных занятий для общего воспитания ребѐнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к нему. Дети в своих увлечениях подчас непостоянны, поэтому твѐрдая заинтересованность родителей в посещении их ребѐнком хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно, чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребѐнка.
Все преграды в работе с детьми преодолимы, если преподаватель любит своих воспитанников, постоянно совершенствуется в профессии и обладает незаменимым для учителя качеством, о котором великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Важнейшей добродетелью педагога, было, есть и будет – терпение» .

Литература

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1–7 классы. – Волгоград: «Учитель», 2009.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
3. Олейник М.А. Формирование личностно-ориентированного профессионального мышления будущих учителей музыки. Автореферат. – Волгоград, 1996.
4. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приѐмы и задания. – Ярославль: «Академия развития», 2007.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
6. Шацкий С.Т. Что такое клуб?// Избр.пед.соч. в 2 тт., т. 1 – М., 1980.
7. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества – М.: «Аквариум ЛТД», 1999г.
8. Развитие детского голоса. Под ред. В.Н. Шацкой. Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР». – М.: 1963.

Чекальдина Вероника Ивановна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»

С. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия)

Использование интегративного метода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста .

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в очеловечивании явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность, в том числе и всю сферу человеческих чувств, не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятии отдельных видов искусства, без чего невозможно само существование искусства, но и способствует активному росту эстетического сознания, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведению искусства перейти к аналитическому отношению к нему.

Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Термин «интеграция» появился на страницах педагогической печати, начиная с конца 80-х годов. Если заглянуть в словарь Ожегова, то суть определения следующая «объединять в одно целое».

Интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя.

Вариативность использования интегративного метода довольно многообразна:

    Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы);

    Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое);

    Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса;

    Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема;

    Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.

Проведение интегрированных занятий может сэкономить детям время на общение, самостоятельного творчества и игровой деятельности. На таких занятиях происходит объединение различных частей знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть нужными при последующем обучении в школе, доступно ребенку, опираться на его личный опыт и быть связанным с его повседневной жизнью. Кроме того, они должны:

    Вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

    Стимулировать умственную деятельность (процесс анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

    Повышать уровень самоконтроля, самоорганизации, самооценки.

Тематика интегрированных занятий может расширяться и дополняться с учетом личного опыта детей, их индивидуальных возможностей. Разнообразие тем побуждает детей к эмоциональным переживаниям, обращенности к своим мыслям т чувствам, возникновению потребности в речевой коммуникации как средство самовыражения. При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

    Положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и детьми.

    Выразительность и эмоциональность речи педагога.

    Возрастные, индивидуальные психологические особенности детей группы.

    Постановку проблемных задач, задач повышенной трудности.

    Обязательное использование наглядности.

    Постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации.

    Включение моментов самоконтроля и самооценки.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Музыка может звучать не только на специальных занятиях, но и на занятиях по рисованию, математике, развитию речи, на физкультурных и других. Музыка подбирается во взаимосвязи с темой, ее цель-разбудить фантазию ребенка, создать определенный настрой. Используя музыкальные произведения в учебном процессе, необходимо учитывать не только то, хороши ли они сами по себе, но и соответствие музыкальной формы тому содержанию, которое педагог в нее закладывает, ведь мелодия в данном случае не самоцель, а средство передачи учебного материала. Поэтому подбирая мелодию необходимо стремиться к тому, чтобы она:

    Составляла гармоничное единство с вербальной (и другой) информацией;

    Была желанна для воспроизведения детьми с точки зрения их возрастных (и индивидуальных) особенностей, а также подходила и для педагога с точки зрения его методических взглядов.

Все виды искусства, входящие во взаимодействующий комплекс, являются моделью новой системы эстетического воспитания и служат общей цели, поэтому их взаимодействие и взаимопроникновение имеют объективную необходимость.

Использованная литература:

    Лаптева В.А. Математика… Это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа плюс До и После. №7 2002, С 22-28.

    Основы системы музыкального воспитания,// Дошкольное воспитание №11 2001.,С.63-69.

    Петренко Л.А., Дубровская О.М. Интеграционный урок и методика его проведения, 176 с.

    Павленко И.Н. Педагогика ДОУ Интегрированный подход в обучении дошкольников, С. 89-92.

    Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.2005, 94 с.

    Рачина Б.С. Интеграция различных видов музыкальной деятельности как стимул творчества детей // музыкальное образование и подготовка учителя музыки. М. 1996, С. 49-52.

    Юдина Е.М. первые уроки музыки и творчества. М., 1999. 268 с.

«Музыку называют зеркалом души человеческой»,

«эмоциональным познанием» (), «моделью

человеческих эмоций» (),

она отра­жает отношение человека к миру, ко всему,

что происходит в нем и в самом человеке».

А наши отношения – это, как известно, наши эмоции.

Значит эмоции являются главным содержанием музыки,

что и делает ее одним из самых эффективных средств

формирования эмоциональной сферы ребенка»

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Роль музыки в эмоционально-творческом развитии дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта » (). Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте - сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.

Влияние современной окружающей среды на развитие личности ребенка

Однако, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Многие родители, ввиду их загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются с собственным ребенком: не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги; проще купить компьютерную игру или поставить видеокассету с иностранным мультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев, становится черствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющим общаться со своими сверстниками, играть с ними. Можно сказать, что под угрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие . Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – ­настоящую музыку. От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Поэтому я поставила перед собой одну из основных задач: формирование у детей музыкальности, т. е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

В этом году я решила познакомить детей с балетом С. Прокофьева «Золушка». Ознакомление проходит на 8-10 занятиях. Хотелось увидеть, будет ли нашим детям, не имеющим возможность посещать театры и музеи, понятен язык музыки и сценического искусства танца. Для того, чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, я разработала занятие «На балу у Золушки» < Приложение 3>.

На этом занятии дети не только смотрели сцену из балета «Бал», но и узнали много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Роль развивающей среды в организации музыкальных занятий

Исходя из специфики интегрированных занятий, провожу их в музыкальном зале, который мы с детьми называем «музыкальной гостиной». В нашей «Музыкальной гостиной» созданы все условия для проведения различных видов деятельности : имеется фортепиано, музыкальный центр, видеодвойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т. д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.

Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Нетрадиционные методы, используемые на интегрированных занятиях

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

Метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

Диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

Игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

Театральное искусство в эмоционально-творческом развитии личности ребенка.

Театрализованная деятельность – важная часть моей работы. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Детский театр, организованный мною – музыкальный театр. Все постановки спектаклей сопровождает музыка, в них много движений, действия. Я считаю, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене театра детского сада, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. В репертуаре театра: детские оперы «Репка», «Волк и семеро козлят»; музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Осень в лесу»; инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры: «Теремок», концертные программы, встречи в «Музыкальной гостиной», спектакли: «Царевна-лягушка».

Музыка в нашем ДОУ на особом положении. Мы поставили цель ­прививать ребенку хороший вкус, отдав приоритет классической музыке. Она сочетается также с народной, современной, детской музыкой.

Корж Илона Робертовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№4
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В практической работе музыкального руководителя с детьми в дошкольных учреждениях используются различные построения музыкальной деятельности детей. Одним из них является интегрированное занятие.

Тема в нем воплощается посредством различных видов деятельности. В основе лежит один тематический образ, который раскрывается в различных областях искусства и творчества детей.

Основной интегрированных занятий является целостность художественного восприятия. Важность этого особенно актуальна для детей дошкольного возраста, поскольку у них наблюдается синкретичность восприятия. Благодаря интегрированным занятиям становится возможным единое художественно-образное постижение мира.

Музыка, литература и изобразительная деятельность охватывают целиком весь мир человека. Поэтому для ребенка важно единство восприятия всех видов искусств. Ян Амос Каменский писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи.»

Использование интегрированных занятий открывает перед воспитателем и музыкальным руководителем большие возможности. На таких занятиях решаются не только узкоспециализированные задачи, но и более общие. Такие, например, как формирование целостности знания о связи искусства с жизнью человека, задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Особо нужно отметить, что интегрированные занятия дают большой толчок для развития творческих способностей детей. На этих занятиях для них отрываются большие возможности для импровизации, как музыкальной, так и художественной.

На интегрированных занятиях как правило идет закрепление полученных знаний, умений и навыков. Опираясь на уже имеющиеся знания, музыкальный руководитель преподносит знакомый музыкальный репертуар в новом ракурсе, в новой обстановке, тем самым обогащая художественный опыт ребенка. Такие занятия являются обобщением полученных ранее знаний на различных занятиях и в различных видах деятельности, поэтому их целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц.

Проведению интегрированного занятия предшествует большая подготовительная работа. Важная роль здесь отводится совместной творческой работе музыкального руководителя, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности, логопеда. Интегрированные занятия обязательно должны быть заранее запланированы в перспективном и календарном планах каждого из специалистов, обязательно должны быть оговорены тематика, цели и задачи данного занятия. Оговаривается и планируется работа, которую будет проводить каждый педагог по своему виду деятельности, с тем, чтобы интегрированное занятие явилось гармоничным её завершению.

Важную роль играет и создание развивающей среды: использование наглядности, различных музыкальных инструментов, костюмов, элементы декорации, сюрпризных моментов. Все это создает положительный эмоциональный фон и превращается для ребенка в маленький праздник.

Интегрированные занятия можно проводить в любой возрастной группе. Основным критерием выбора темы и материала является доступность, занимательность, целенаправленность и систематичность. Для младших дошкольников такие занятия должны быть связаны с каким-либо конкретным образом (зайка, киска, цыпленок и т.д.), доступным их пониманию. Старшим дошкольникам можно предложить абстрактные темы (времена года, космос, моя Родина).

Использование интегрированных занятий в музыкальном воспитании дошкольников открывает большие возможности для работы в условиях новых образовательных стандартов (ФГОС). Возможность использования современных педагогических технологий делает такой вид деятельности очень эффективным видом музыкального воспитания дошкольников.

Литература:

1.Метлов Н. «Музыка - детям», г. Москва «Просвещение» 1985г.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» г. Москва «Просвещение» 1989г.

3.Рогальская Л. «Нетрадиционные формы работы» ,журнал «Дошкольное воспитание» №2 1995г.

4.Терентьева Н.А. Лекции на кафедре музыки РГПУ им. Герцена