Когда улыбаются новорожденные дети. Улыбка как средство общения. Когда ребенок начинает улыбаться осознанно

С самого рождения кроха часто плачет по разным причинам. Иногда молодые мамы от бессилия могут заплакать вместе со своим ребеночком. И, кажется, что радостный момент первой улыбки на лице не наступит никогда. Но не стоит отчаиваться, этот момент – ближе, чем вы можете представить. Когда ребенок начинает улыбаться, как родителям не пропустить это радостное событие? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

Давайте сначала попробуем найти ответ на вопрос: почему новорожденный улыбается? В самом начале его жизни все происходит на уровне врожденных рефлексов и совершенно не связано с осознанным поступком.

Первая улыбка на лице может появиться через несколько дней после рождения. Такую реакцию можно наблюдать во время сна, купания или веселой игры.

Почему новорожденные улыбаются во сне? Это может говорить об их внутреннем спокойствии и удовлетворении. Осознанный смех появляется спустя 1-2 месяца после рождения у доношенных детей. Это связано с развитием мышц на лице, началом работы отдела мозга, который отвечает за данный процесс. Именно в этот период своей жизни кроха начинает осознанно распознавать родных людей и выражать свою реакцию не только в виде плача, но и с улыбкой на лице.

Сложный мозговой процесс в организме

Данное состояние служит признаком полного спокойствия и умиротворения. Это может происходить во время сна или бодрствования, когда малыш находится рядом с близким человеком и получает от этого наслаждение.

Многих родителей интересует вопрос: когда ребенок начинает осознанно улыбаться? Для этого необходимо, чтобы организм запустил важные процессы, а именно:

  • развитие соответствующих лицевых мышц и нервов;
  • развитие соответствующей зоны в головном мозге.

Наблюдаю детей с самого их рождения. На вопрос родителей, когда малыши начинают агукать и улыбаться, могу точно сказать, что не раньше, чем через 1,5 месяца после рождения. Наступление этого момента для каждого индивидуально.

Главное, помнить о важности постоянного общения родителей с ребенком , ведь игнорирование может привести к очень плачевным последствиям.

Часто родители не сразу замечают какие-либо отклонения в развитии малыша и поэтому не обращаются за помощью. Я настоятельно рекомендую заниматься с детьми ещё с самого их рождения, и в случае наличия малейшего подозрения – обращаться к квалифицированным специалистам.

Улыбка – полная противоположность плачу, когда ребенок находится в тревожном состоянии (его мучает боль, беспокойство и т.д.). Узнать временные нормы появления первых слез советуем в статье.

Все реакции активизируются уже к концу первого месяца жизни, а на втором – являются неотъемлемой частью поведения и для демонстрации осознанной улыбки кроха должен достигнуть возраста 2 месяца после рождения.

Когда ребенок начинает улыбаться, происходит сложная цепочка реакций в его организме: с помощью своего зрительного аппарата он распознает эмоции, связанные с определенным процессом (игра с мамой или папой, купание и т.д.), далее поступает сигнал в отдел мозга, который отвечает за расслабление мышц на лице. Так появляется первая осознанная улыбка.

Что может вызвать улыбку на лице у крохи?

  • игра с мамой или другим близким человеком. Можно использовать игру в «Ладушки», рассказ веселого детского стишка или песенки;
  • как ответ на мимику у взрослого человека (гримаса родителей) или увиденные веселые картинки.

Когда и почему новорожденный начинает гулить и агукать

Самый родной человек в жизни каждого ребенка – это мама. Ведь с ней малыш находится с самого момента своего создания

Многих молодых мам интересует, когда новорожденные начинают агукать? Данный процесс тоже происходит ориентировочно через 2 месяца после рождения.

Так ребенок познает мир и разговаривает сам с собой, начинает агукать, произносит звуки «а», «о», «я».

Длится это недолго, через месяц после того, как малыш начал агукать – начинается гуление .

Если кроха умеет улыбаться, гулить – это означает, что развитие и познание окружающего мира происходит нормально. Всем мамам известно, когда кроха плачет – его что-то беспокоит. Например:

  • болит животик (как помочь вашему крохе при коликах – читайте );
  • его мучает голод или жажда;
  • холодно или жарко;
  • беспокойство во сне;
  • хочет, чтобы мама взяла на ручки и приласкала.

Когда малыш улыбается – он спокоен и счастлив . Выспавшийся малыш – счастливый малыш. Этот процесс приносит большую радость для мамы.Что может означать, когда ребенок начинает гулить и агукать? В данном случае малыш познает мир и учится с ним разговаривать. Медики называют это «комплексом оживления».

Сюда также относятся хаотичные (в первое время) движения ручками и ножками. Таким поведением ребеночек пытается общаться со своей мамой, показать, что его что-то беспокоит или наоборот. Когда дети начинают агукать, они воспроизводят услышанный и понравившийся им звук. Сюда может присоединиться улыбка на личике, подергивание ручками и ножками.

Игнорирование малыша

Постоянный контакт с одним из родителей поможет малышу скорее адаптироваться в совсем новом для него мире и подарить такую долгожданную улыбку

Если мама никак не реагирует на сигналы беспокойства новорожденного, ведет себя достаточно холодно и равнодушно, игнорирует кроху – это приводит к задержке его развития.

Нужно помнить, что от мамы зависит полноценное развитие ее крохи.

Это заключается и в чтении книг, рассматривании картинок. В самом начале процесс длиться несколько минут, пока кроха не научится акцентировать свое внимание. Ежедневно делайте своему малышу массаж, занимайтесь гимнастикой.

Если мамочка все время занимается домашними делами или собой и не уделяет внимания малышу – это приводит к его замкнутости в будущем.

Требуется регулярно заниматься с малышом: напевать ему песенки, рассказывать стишки, заниматься утренней гимнастикой и стараться вызывать положительные эмоции.

Принципы позитивного родительства

Существует 5 основных принципов для родителей:

1 Быть другим или другой . Нужно понимать, что каждый отдельный ребенок – это индивидуальность и родители должны принимать данный факт и развивать в них их особенности.

2 Все могут ошибаться . Этот принцип гласит, что малыш может допускать ошибки, а родители должны признавать и уметь их прощать, каждый раз давать шанс начать все заново. Именно тогда можно рассчитывать на правильное развитие.

3 У всех есть негативные эмоции . Стоит помнить, что при переживании негативных эмоций кроха сильно нуждается в поддержке своих родителей. Если он получает ее – он понимает, что не одинок.

4 Необходимо хотеть больше . Согласно этому принципу нужно давать самостоятельный выбор во всех начинаниях малыша. Только в этом случае родители не смогут подавить, а наоборот, будут развивать его индивидуальность и уникальность.

5 Навык говорить «нет» . Это касается родителей, которые позволяют своему мылышу лишнее. Всегда нужно уметь останавливаться и запрещать, если это может нанести ему вред.

У малыша нет эмоций – повод для волнения

Если к 3 месяцам после рождения ваш ребенок так ни разу и не улыбнулся – это должно вызвать опасения. Данное отклонение может свидетельствовать о развитии аутизма. Обратите внимание на оценку по шкале Апгар , которую поставили малышу при рождении.

В таком случае требуется посетить детского невролога и педиатра. Они поставят верный диагноз, либо же развеют страхи.

Для того чтобы вызвать улыбку, необходимо приложить минимум усилий: положить малыша на спину, приблизить свое лицо на расстояние около 30 см от его глаз и рассказать веселый стишок. В ответ вы получите искренние эмоции. Рекомендуется показывать яркие картинки в книгах, пестрые игрушки, например музыкальные. Уделите время занятию на , и как результат, ваша цель будет достигнута.

Каждый ребенок – это отдельная личность. Все мы разные по темпераменту, это относится и к маленьким деткам: кто-то улыбается часто, кто-то наоборот. Не нужно заставлять, если у ребенка нет соответствующего желания, все люди индивидуальны и проявляют свои эмоции по-разному.

Заключение

Молодым родителям необходимо набраться терпения – осознанная реакция в ответ на улыбку обязательно появится в положенное время. Нужно помнить, что регулярные развивающие занятия помогут ускорить процесс . Если к 3-х месячному возрасту малыш так и не улыбнулся и совсем не гулит – обратитесь на консультацию к специалисту. Так можно на ранней стадии диагностировать опасные патологии.

Посмотрите полезное видео, в котором рассказываются этапы развития малыша по месяцам и приобретаемые им навыки:

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Каждой маме и каждому папе хочется видеть улыбку своего малыша, адресованную именно ему. Но время осознанных улыбок еще должно наступить, и это происходит далеко не сразу после выписки из роддома. В этой статье мы расскажем о том, когда карапуз начинает улыбаться осознанно и как понять, что это время пришло.


Особенности

Только что родившийся человек улыбается. Но делает он это неосознанно. Такие непроизвольные улыбки связаны с бурным становлением и «отладкой» нервной системы, которая началась еще в период внутриутробного развития и продолжается в течение первых лет жизни ребенка. Мимолетная неосознанная улыбка появляется на личике новорожденного в любое время, когда его тело достаточно расслаблено – во сне, во время водных процедур, после кормления. Эта первая физиологическая улыбка не адресована ровным счетом никому – ни маме, ни папе, ни даже бабушке, как бы ни хотела того последняя.

Улыбаться маме или другому взрослому, который занимается уходом за малышом, общением с ним, грудничок может начать только после того, как в его организме будет выполнен ряд важных условий:

  • мимические мышцы лица готовы и «созрели»;
  • психоэмоциональная сфера ребенка успешно развивается;
  • нервная система готова привести в действие мимические мышцы по собственной воле ребенка;
  • слух становится более острым;
  • зрение развивается и малыш уже может рассмотреть лицо, сфокусировать на нем взгляд, есть узнавание лиц.


Новорожденный всеми этими навыками не обладает. У него есть другой, более громкий инструмент для общения – крик. Криком он показывает, что голоден, что ему мокро или больно. Нельзя сказать, что новорожденный лишен эмоциональности, это не так. Но она носит иной характер и направлена на обеспечение первых и самых естественных нужд – питания, безопасности, выживания.

Эмоциональная осознанная улыбка появляется обычно в возрасте 2-3 месяцев. Ребенок может не только широко и беззубо улыбнуться папе или маме в ответ на ласковое обращение, заход в детскую комнату, но и демонстрирует яркий признак эмоциональной зрелости – комплекс оживления. Он оживленно размахивает руками и ногами, пытается прогнуть спинку.

Чаще всего умение улыбаться близким появляется примерно в одно и то же время со способностью гулить и агукать. Вместе эти умения производят на родителей эффект оглушающего счастья. Контакт становится не односторонним, как в первые недели жизни ребенка, а вполне обоюдным.



Почему малыш не выражает радостных эмоций?

Если ребенок не улыбается, вовсе не обязательно, что у него есть проблемы со здоровьем. Довольно часто причиной является элементарное отсутствие наглядного примера. Если в семье не принято выражать эмоции ярко, домочадцы чрезвычайно серьезны и сосредоточены и ведут себя сдержанно, то и малыш будет копировать именно такую модель поведения.

Дети, с которыми мало разговаривают, которые не видят улыбок от мамы, да и маму видят только во время очередного кормления, обычно значительно отстают от ровесников в психоэмоциональном развитии. Им просто неоткуда взять примеры эмоций.

Нужно учитывать и собственный характер ребенка. Он с ним родился и именно таким (с небольшими коррективами в деталях) характер и останется. Если от рождения малыш «бука» или сосредоточенный наблюдатель, то вызвать у него осознанную улыбку будет непросто.



Иные причины отсутствия улыбки у младенца могут быть следующими.

  • Малыш родился недоношенным. Таким детям требуется больше времени не только для физического, но и для эмоционального развития.
  • Беременность протекала тяжело. Любые негативные воздействия на плод в период его вынашивания могут замедлить его развитие после рождения. Основные факторы – резус-конфликт матери и плода, внутриутробная хроническая гипоксия.
  • Тяжелые роды. Опасны родовые травмы, кровоизлияние в мозг, ишемия, острая гипоксия.
  • Неврологические заболевания , психические отклонения, аутизм, слабоумие.


Значение улыбок

После того как к привычному уже крику у малыша добавляется дополнительное умение улыбаться, он будет использовать улыбки для выражения самых разных эмоций. Конечно, в первую очередь, для демонстрации радости от вида родного человека. Также улыбками малыш с 2,5-3 месяцев начинает выражать удовольствие. Сытый, сухой, здоровый ребенок может довольно долго созерцать мобиль над кроваткой или потолок и блаженно улыбаться.

После полугода многие малыши начинают адресовать улыбки не только маме и любимым игрушкам, но и незнакомым людям, которые к ним обращаются – педиатру на приеме в поликлинике, массажисту, соседке по лестничной площадке.

Не стоит думать, что неуместные улыбки – обязательно признак психического отклонения. То, что кажется взрослым серьезным, может быть довольно забавным для младенца, и этому он будет улыбаться. Психические заболевания на первом году обычно не диагностируются вообще.



Как стимулировать умение?

Малыш обязательно научится улыбаться и будет делать это с нескрываемым удовольствием, если с первых его дней жизни он будет окружен вниманием и любовью взрослых членов семьи. Чем чаще он будет видеть улыбки вокруг, тем быстрее освоит это удивительное умение. Малютки многому подражают, и собственных пример родителей – лучший учитель. К тому же улыбка – знак добродушия и безопасности, а это новорожденные умеют чувствовать интуитивно.

Чем искреннее будет родительская улыбка, тем быстрее ребенок поймет, что эта мимика – это очень хорошо, и попытается повторить ее. Развитию улыбки способствует массаж ладоней и пальчиков малыша, ежедневный общеукрепляющий массаж, веселые упражнения, которые будут не только гимнастикой для развития мышц, но и тренировкой для эмоциональности ребенка.

Улыбка малыша – счастье каждого любящего родителя. Когда ребенок начинает улыбаться, мгновенно забываются сложности, которые были до этого. На второй план отходят постоянный недосып, усталость и прочие тяготы родительской жизни. Ваш малыш улыбается вам? Если ответ положительный, статья поможет разобраться, насколько осмысленна эта улыбка. Если нет, вы узнаете, почему это так, и когда нужно начинать беспокоиться.


Что означают самые первые улыбки новорожденных?

Первая улыбка ребенка – результат рефлекса. Она никак не связана с положительными эмоциями. Это небольшой лицевой спазм, природу которого ученые до сих пор не выяснили.

Ранее считалось, что причина заключается в том, что у малыша отошли газики, однако это не так. Малыш улыбается, когда ему комфортно. Никакой социальной роли эта улыбка не играет. Она появляется во время кормления или сна.

В каком возрасте малыш начинает улыбаться и смеяться осознанно?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Осознанная эмоция – дело времени и кропотливой работы организма. Ежедневно выражая свои эмоции таким способом, мы не задумываемся, сколько десятков мышц включаются в работу и мозговых импульсов совершаются, прежде чем рот растягивается в искренней улыбке. Такие сложные операции становятся под силу малышу с 4 недели после рождения. В силу индивидуальных особенностей этот срок может растянуться до 8 недель, это вариант нормы.

Не стоит волноваться, если новорожденный не спешит радовать родителей улыбкой или делает это редко. Вспомните, ведь среди взрослых тоже встречаются люди с разным характером и темпераментом. Возможно, ваш малыш растет серьезным человеком и не собирается улыбаться по мелочам. Обратите внимание на свой эмоциональный фон и на супруга. Угрюмость младенца может быть отражением примера, который вы подаете каждый день.

В то же время, отсутствие улыбки более 8 недель свидетельствует о нарушении ментального и физического здоровья ребенка. Она связана не только с эмоциями, но и с началом развития речи. Чтобы малыш не оставался угрюмым, уделяйте ему много внимания. Показывайте яркие картинки, рассказывайте истории, постоянно находитесь рядом. Важен невербальный контакт - использование жестов и мимики.

Появление смеха стимулируют разнообразные игрушки - отдавайте предпочтение ярким и шумным. Используйте красочные карточки, проговаривая, что на них изображено. Начиная с полугода, учите малыша звуками, которые издают животные. Он хорошо запоминает слоги, и это способствует развитию, в том числе эмоциональному. Чтобы малыш смеялся и улыбался, делайте это сами.

По каким признакам можно понять, что ребенок осознанно улыбается и смеется?

Определить осознанную улыбку просто. Это не только изменение выражения лица, но и дополнительные эмоции. Дети начинают приветливо «агукать», издавать звуки наподобие смеха, радостно болтать конечностями. Признак самых положительных эмоций - когда ребенок начинает смеяться. Чтобы наладить контакт с присутствующими, малыш смотрит в глаза. В комфортной обстановке это означает, что смех вполне осознан.


Роль свидетеля первого проявления эмоций достается маме. Неудивительно, ведь именно она – гарант комфорта. Прижимаясь к маме, новорожденный чувствует безопасность. Рядом с ней он находится дольше всего, узнает ее прикосновения и голос. В течение первых 6 месяцев грудничок будет проявлять чудеса коммуникабельности: улыбаться, смеяться, спокойно лежать на руках у незнакомых ему людей. Со временем это проходит, и он до сознательного возраста доверяет только родителям.

Как себя вести, чтобы грудничок улыбнулся?

Ученые-педиатры и детские психологи пытались выяснить причины детских улыбок. Они пришли к выводу, что некоторые действия окружающих могут быть дополнительным стимулом к положительным эмоциям. Специалистом коммуникативного обмена между детьми и взрослыми М.И. Лисиной был определен ряд действий, которые могут вызвать у ребенка улыбку:

  • Первое действие, как ни парадоксально - отсутствие каких-либо действий. Дети любят привлекать внимание, поэтому угрюмо настроенный взрослый мгновенно становится «мишенью». Младенец активно «общается» - улыбается, смеется, агукает. Когда ребенок начинает громко смеяться, возможно, он просто делает все, чтобы угрюмый взрослый захохотал в ответ.
  • Улыбка взрослого вызывает зеркальный ответ. Особенно это касается родителей и других «своих» взрослых. Малыш уже примерно понимает, с кого ему нужно брать пример, и активно этим занимается. Если родители постоянно находятся в поле его зрения, спокойно разговаривают и улыбаются, ребенок начинает также активно проявлять положительные эмоции.
  • Разговоры. Конечно, малыш еще слишком мал, чтобы понять смысл речи, но на интонацию реагирует очень хорошо. Может даже активно «отвечать» посредством кряхтения, гуления и других звуков.
  • Налаживайте тактильный контакт. Прикосновения и поглаживания успокаивают, позволяют ощутить комфорт и, конечно, вызывают улыбку.
  • Пользуйтесь всеми предложенными методиками. К любой задаче нужно подходить комплексно. Для того чтобы ребенку было комфортно, важны и тактильные коммуникации, и вербальные.

Улыбка у малыша, как и у взрослого – средство выражения положительных эмоций. Мать обычно чувствует свое дитя, и поэтому вызвать у него улыбку не составляет проблем. Стоит только прислушаться к ощущениям, чтобы понять, что доставит наибольшее удовольствие. Возможно, ребенку не хватает песенок или смеха, а может, ему хочется легкого массажа или покачиваний.

Улыбка – первое осознанное средство коммуникации ребенка. Так он выясняет, по каким законам строится общение между людьми. Родителям следует чаще разговаривать и всячески привлекать внимание ребенка. Чем лучше будет выстроена коммуникация, тем более общительным малыш будет во взрослой жизни.

Способность улыбаться – нечто большее, чем физиологическая реакция. Это маленький кирпичик, при помощи которого будет строиться дальнейшее общение с людьми.

Поводы для беспокойства и обращения к врачу

Само по себе отсутствие улыбки – не повод для того, чтобы бить тревогу. Функциональные расстройства сопровождаются несколькими дополнительными симптомами. К врачу нужно обращаться в случае, если помимо улыбки имеются следующие симптомы:

  • малыш не способен держать голову, даже когда должен был обучиться этому по всем существующим нормам;
  • он замкнут и не идет на контакт ни с кем, включая родителей;
  • есть трудности с фокусированием внимания на одном предмете в течение долгого времени;
  • в более старшем возрасте наблюдается склонность к истерикам, бойкотам.

Не спешите лишний раз водить ребенка по врачам. Возможно, ваш малыш особенный, он вдумчив и не хочет улыбаться понапрасну. Если все остальные медицинские показатели в норме, скорее всего, проблема в темпераменте ребенка. Всему свое время, поэтому не нужно пытаться вылечить то, что не требует лечения. Намного эффективнее – дать малышу понять, что он в безопасности, и его все любят. Просто подарите ребенку заботу и внимание, и вы вот увидите, что скоро он ответит вам улыбкой.

Как бы тяжело не проходили роды, как бы сложно не было маме в первые дни после появления малыша на свет, как бы сильно она не уставала от бессонных ночей, все ее невзгоды словно проходят в том момент, когда ее малыш начинает ей улыбаться. Но далеко не все мамы точно знают, когда именно малыш начнет им осознанно улыбаться, и ждут от него этого с первых дней жизни. Но в данном вопросе не все так однозначно. Поэтому мы и предлагаем вам разобраться в данной теме более подробно, и выяснить, с какого же возраста малыш начинает дарить окружающим свою улыбку, что нужно для этого сделать его родителям, и во сколько можно увидеть осознанные эмоции на лице крохи.

Первая улыбка

Известно, что у новорожденного ребенка улыбка совсем не связано с его способностью , она имеет рефлекторную природу. Именно поэтому неосознанную улыбку младенца можно наблюдать даже в момент рождения или через пару дней после появления на свет. Пока такая улыбка не несет какого-то эмоционального значения, она попросту показывает окружающим, что ребенку в конкретный момент спокойно и хорошо. В основном подобное явление вы можете увидеть, когда кроха спит или плотно поел. Именно эта улыбка часто воспринимается мамами, как первая, и вызывает массу умилений. Но это не так.

Чтобы улыбка стала осознанной, необходимо выждать некоторое время, поскольку для ее появления у ребенка должны развиться более десятка лицевых мышц, которые при рождении не имеют необходимого тонуса.

Не менее важно и то, что перед появлением улыбки на лице малыша, у него должна начаться сложная мозговая деятельность, задачей которой является передача нервных импульсов в нужные зоны головного мозга, распознавание эмоций окружающих людей, последующее расслабление лицевых мышц. Поэтому дети показывают свою осознанную улыбку лишь с месяца. Иногда этот процесс может растянуться от 4 до 8 недель после рождения.

Почему младенец начинает улыбаться

Если временной период возникновения улыбки у малыша понятен, то вот вопрос о том, что именно вызывает улыбку крошечного создания остается открытым. Наверняка, все вы замечали, что дети по-своему реагируют на внешние раздражители и окружающую обстановку, и то, что вызывает улыбку у нас, может вызвать у малыша плач. Поэтому стоит отдельно поговорить о том, почему ребенок улыбается. Итак, улыбка может стать реакцией на:

  1. Улыбку мамы.
  2. Интересные действия со стороны мамы – напевание веселой песенки, игра в «Ладушки», агуканье.
  3. Мимику взрослых. Улыбку может вызвать не только смешно скорченная вами мордочка, но и четкое изображение другого ребенка на картинке журнала, своеобразная внешность той или иной игрушки (большие уши или глаза) и пр.
  4. На звуковой раздражитель – детскую песенку, звуки животных и птиц.

С каждым днем ребенок все больше и больше стремится поддерживать зрительный контакт с окружающими людьми, он начинает не только реагировать на интересные звуки, но и на ласковые прикосновения со сторон взрослых. Поэтому мамы уже могут немного щекотать своих крох, поглаживать в районе спинки и подбородка, все это вызовет положительные эмоции у малыша. Не менее важно и постоянно разговаривать с ребенком, он пока еще не может слушать вас внимательно, но любые приятные звуки и мелодии оставляют свой отпечаток на его психологическом состоянии. После месяца самое время разместить в кроватке ребенка мобиль или иное музыкальное устройство.

Развиваемся и улыбаемся

Чтобы ребенок начал вам улыбаться, его нужно этому научить. Не нужно показывать крохе, как это делать, просто нужно ежедневно развивать малыша. Внимательные родители относятся к данному вопросу весьма ответственно. Но есть и люди, не видящие взаимосвязи между эмоциональным состоянием и физической формой ребенка.

Первый этап, который проходят малыши, называется комплексом оживления. Его можно наблюдать в тот момент, когда ребенок начал осознанно улыбаться окружающим и вместе с этим начал активно размахивать ножками и ручками. После этого, буквально через несколько дней, кроха начинает дарить улыбку и на действия мамы, а точнее, на обращение к нему. Таким образом получается, что малыш научился фиксировать приятные для него звуки и визуальные картинки, и эмоционально реагировать на них. Если в это время ребенок не видит положительных реакций от взрослых, то двигательная активность и эмоциональный скачок развития замедляется.

Со временем кроха учится и контролировать уровень (интенсивность) своих эмоций. Например, начав гулить или играть со своими ручками и ножками, малыш видит, на сколько бурно реагирует на это мама. И если мама не проявила интенсивных эмоций, то и кроха будет «разговаривать» и махать ручками более нерешительно, ведь он тоже не понимает, почему мама не улыбается ему в ответ. Если же малыш увидит, что его забавы доставляют взрослым небывалое удовольствие, то он усилит свою активность до максимума.

Через какой-то период, в зависимости от эмоционального развития ребенка, он начнет призывать окружающих, требовать от них внимания посредством различных звуков и мимики. Именно поэтому мама может заметить, что веселый малыш резко становится грустным, а его улыбка словно стирается с лица. И наоборот, видя, что мама не реагирует на его капризы, кроха может резко начать ей улыбаться.

Индивидуальные особенности

Считается, что улыбка и комплекс оживления должны тандемом проявиться в 3-4 месяца, и после этого периода ежедневно у малыша должно совершенствоваться его психологическое и физическое поведение. Но некоторые дети начинают дарить свою осознанную улыбку гораздо позже. И то, что ваш кроха к 3 месяцам не научился этому, не должно сразу становиться поводом для паники. Возможно, это просто является индивидуальной особенностью вашего чада. Помните, что дети развиваются по-разному, и не могут соблюдать общепринятые правила развития.

Однако ученые сумели доказать и тот факт, что на развитии ребенка непосредственно сказывается и недостаток телесного и эмоционального контакта со взрослыми, особенно с мамой. В таких случаях у детей слабо выражается комплекс оживления, могут исчезнуть такие проявления, как агуканье, реакция улыбкой на звуковые раздражители и пр. Поэтому мамы должны приложить максимум усилий, чтобы их новорожденный малыш правильно развивался уже с первых дней жизни. Для этого не нужно выполнять сложные задачи, нужно просто больше времени уделять общению с младенцем. Если вы сможете ежедневно и как можно чаще брать кроху на ручки, петь ему песенки и рассказывать сказки и стишки, нежно обнимать и поглаживать его, то вы обязательно увидите ответную реакцию малыша – его первую осознанную улыбку. Поверьте, когда ребенок начинает улыбаться, все ваши мучения и страдания отходят на задний план. Это дорого стоит!