Требования к расписанию занятий в детском саду. Дошкольное образование

Зарегистрировано в Минюсте РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295), постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.ОНИЩЕНКО

Окончание. Начало в №№ 40, 41.

2.12.3. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

2.12.5. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.

2.12.6. Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

2.12.7. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8 - 10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5 - 6 детей.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий *.

При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25 - 30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

При проведении занятий с использованием компьютеров, занятий по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

Для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

Для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

Для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

Для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

2.12.8. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий.

2.12.9. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

2.12.11. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.

2.12.12. Требования, изложенные в п. п. 2.12.7 - 2.12.11, необходимо выполнять и при организации занятий в группах кратковременного пребывания детей.

2.12.13. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

2.12.14. В середине учебного года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок.

2.12.15. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

2.12.16. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.

2.13. Требования к организации физического воспитания

2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок (приложения 1, 2, 18).

2.13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики. Врач назначает комплексы строго индивидуально с учетом возраста ребенка, его состояния здоровья, физического и нервно-психического развития.

Врачебные назначения обязательно фиксируют в медицинской карте ребенка.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

Для индивидуальных занятий используют стол высотой 72 - 75 см, шириной 80 см, длиной 90 - 100 см, покрытый тонким слоем ваты, обшитой клеенкой; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

При необходимости стол может быть заменен деревянным или фанерным щитом, помещенным поперек детской кроватки на поднятых закрепленных боковых стенках.

2.13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Таблица 2.13.1

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

2.13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе - 15 мин.,

В средней группе - 20 мин.,

В старшей группе - 25 мин.,

В подготовительной группе - 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15 град. С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

2.13.6. Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3 - 4 лет составляет 130 - 140 уд./мин., на воздухе - 140 - 160 уд./мин.; у детей 5 - 7 лет - в зале 140 - 150 уд./мин.; на воздухе - 150 - 160 уд./мин.

2.13.7. Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь - октябрь) и в конце его (апрель - май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в «Медицинскую карту».

Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

2.13.8. Закаливание детей включает систему мероприятий:

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

2.13.9. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

2.13.10. Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5 л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

2.13.11. Для организации плавания детей в бассейне необходимо предусмотреть рациональный набор оборудования и инвентаря (приложение 20).

2.13.12. В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

Температура воды в бассейне - +30 град. +/- 1 град. С, температура воздуха в зале с ванной - +29 град. +/- 1 град. С, в раздевалке с душевой +25 - +26 град. С.

Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем.

Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

2.13.13. Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:

В младшей группе - 15 - 20 мин.,

В средней - - 20 - 25 мин.,

В старшей - - 25 - 30 мин.,

В подготовительной - 25 - 30 мин.

2.13.14. При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

Площадь термокамеры должна быть не менее 9,0 м2;

В термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60 - 70 град. С, при относительной влажности - 15 - 20%;

Во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

Калориферы устанавливают в специальном углублении и обязательно используют деревянные загородки для частичного ограждения теплового потока;

При размещении термокамеры в помещении бассейна необходимо предусмотреть тамбур площадью не менее 6 м2, чтобы исключить влияние влажного режима бассейна на температурно-влажностный режим термокамеры;

Продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать более 3 мин.;

После пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и питье (чай, соки, минеральная вода).

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

2.13.15. Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

2.13.16. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ - 35 - 40%.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

2.13.17. Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ.

2.13.18. Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает:

Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма;

Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;

Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;

Гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;

Профилактику травматизма.

2.14. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения

2.14.1. Перед поступлением ребенка в ДОУ, в том числе и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводят профилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативными документами.

2.14.2. При поступлении ребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка и доводит до сведения воспитателей групп.

Врач наблюдает за ребенком в период адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям.

2.14.3. Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям осматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей в ясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование. Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. В зависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей или госпитализируется.

2.14.4. Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

2.14.5. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка-реконвалесцента на первые 10 - 14 дней.

2.14.6. При переводе ребенка из одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковый педиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.

2.15. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала

2.15.1. Все работники ДОУ проходят медицинские осмотры и обследования в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Каждый работник ДОУ должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Работники, уклоняющиеся от медосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личной медицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров и профессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.

При отсутствии сведений о профилактических прививках лица, поступающие в ДОУ, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

2.15.2. Персонал ДОУ должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти.

Перед началом работы необходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальный костюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы. У технического персонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.

Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.

Перед выходом из ДОУ персонал убирает халат в шкаф для спецодежды.

2.15.3. Все работники пищеблока ежедневно осматриваются медсестрой на наличие порезов, ссадин, гнойничковых заболеваний на кожных покровах и опрашиваются на наличие катаральных явлений верхних дыхательных путей с осмотром зева, с отметкой в журнале установленного образца.

Персонал пищеблока не должен во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте.

Для персонала ДОУ следует предусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.

2.15.4. Не допускают или немедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционные заболевания работников.

2.16. Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом

2.16.1. Медицинские работники ДОУ проводят:

Медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез;

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

Работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

Распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

Информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

Ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;

Систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

Организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию «дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему;

Медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

Контроль за пищеблоком и питанием детей;

Ведение медицинской документации.

2.17. Требования к соблюдению санитарных правил

2.17.1. Руководитель учреждения обеспечивает:

Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

Выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

Организацию производственного и лабораторного контроля;

Необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

Своевременное прохождение периодических медицинских обследований всеми работниками ДОУ;

Организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;

Выполнение постановлений, предписаний центров госсанэпиднадзора;

Условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

Исправленную работу технологического, холодильного и другого оборудования учреждения;

Проведение при необходимости мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

Организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

2.17.2. Медицинский персонал ДОУ осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

2.17.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель ДОУ несет ответственность в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99.

* Суммарная информация о гриппе, острых инфекциях верхних дыхательных путей, энтеробиозе ежемесячно передается в центры госсанэпиднадзора.

Об особенностях организации педагогического процесса, режима дня, продолжительности прогулки, сна и бодрствования

в МБДОУ «Детский сад № 32»

в 2013-2014 учебном году

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15.05.2013 г. №26

1. Длительность непрерывного бодрствования, сна, прогулки во время пребывания детей в ДОУ:

1.1. Непрерывное бодрствование для детей (СанПиН п.11.4):

3-7 лет - 5,5-6 часов

до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями

1.2. Продолжительность прогулки (СанПиН п.11.5):

Составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой

1.3. Продолжительность дневного сна (СанПиН п.12.7):

Ранний возраст – не менее 3 часов

Младший возраст – 2,5 часа

Средний возраст – 2,5 часа

Старший возраст (5-7 лет) – 2 часа

в соответствии с режимом дня ДОУ.

1.4. В летний период продолжительность дневного сна составляет:

Ранний возраст – 3,5 часа

Младший возраст – 3 часа

Средний возраст – 3 часа

Старший возраст (5-7 лет) – 2,5 часа

в соответствии с режимом дня ДОУ.

2. Продолжительность, максимально допустимый объем и особенности организации непосредственно образовательной деятельности (НОД

2.1. Продолжительность непрерывной НОД, максимально допустимый объем:

Ранний возраст – не более 10 мин. – 1,5 часа в неделю, допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня.

Младшая группа– не более 15 мин. – 2 часа 45 минут в неделю. В первой половине дня – 30 минут.

Средняя группа – не более 20 мин. – 4 часа в неделю. В первой половине дня – 40 минут.

Старшая группа – не более 25 мин.– 6 часов в неделю.В первой половине дня – 45 минут.

Подготовительная группа – не более 30 мин.– 8 часов 30 минут в неделю.В первой половине дня – 1час 30 минут.

2.2. Особенности организации НОД (СанПиН п.12.09-12.19):

В группах раннего возраста допускается осуществлять НОД в первую и во вторую половину дня.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста 2-3 раза в неделю может осуществляться во 2-ю половину дня.

В середине времени, отведенного на НОД, проводить физкультминутку.

Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.

НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на НОД.

НОД, требующую повышеннойпознавательной активности и умственного напряжения проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления рекомендуется сочетать ихс образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

физкультурных занятий.

Составила инструктор по физ. развитию

Аршикова Наталия Владимировна

I квалификационной категории

МБДОУ «ДСКВ№102»

Братск 2015

Памятка для проведения

физкультурных занятий.

1. Во всех группах физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю.

2. Длительность занятия:

Младшая группа

15-20 мин.

Средняя группа

20-25 мин.

Старшая группа

25-30 мин.

Подготовительная группа

30-35 мин.

3. Длительность каждой части в минутах:

Вводная

Основная

Заключ.

Младшая группа

2-3

10-15

Средняя группа

3-4

12-15

3-4

Старшая группа

5-6

20-25

5-6

Подготовительная группа

6-7

25-30

6-7

4. Количество упражнений и дозировка:

Упражнения

Дозировка

Младшая группа

4-5

4-5

Средняя группа

5-6

5-6

Старшая группа

6-7

6-8

Подготовительная группа

7-8

8-10

5. Дыхание. При расширенной грудной клетки – вдох, при сужении – выдох.

Например, «приседание» присели – выдох, встали – вдох;

Наклон вперед – выдох, выпрямление – вдох;

Поворот в сторону – выдох, и.п. – вдох;

Поднимание рук вверх – вдох, и.п. - выдох.

6. Исходные положения для упражнений на плечевой пояс и ноги лучше брать

Младшая группа

«Ноги узкой дорожкой»

Средняя группа

«Ноги вместе»

Старшая группа

«Ноги вместе», Основная стойка,

Подготовительная группа

7. Исходные положения для упражнений на туловище (мышцы спины, живота)

Младшая группа

Ноги на ширину (широкой дорожкой) ступни,

Ноги на ширине плеч,

Ноги шире плеч,

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

8. Паузы можно делать, но не в каждом упражнении.

В упражнениях на плечевой пояс и руки можно их не делать. Они более необходимы в упражнениях на мышцы туловища и прыжках. Прыжки даются с активной паузой (ходьбой). Паузы даются из положения сидя и лёжа.

9. Дозировка бега

Младшая группа

10-15 сек.

Средняя группа

15-20 сек.

Старшая группа

25-30 сек.

Подготовительная группа

35-40 сек.

10. Дозировка прыжков

Младшая группа

6-8

Средняя группа

6-8 раз, повторить по 2 раза

Старшая группа

8-10 раз, повторить по 3 раза

Подготовительная группа

11. Количество ОД

Младшая группа

2-3, из них 1 в п/и

Средняя группа

Старшая группа

3-4, из них 1 в п/и

Подготовительная группа

12. Количество п/и, если занятие смешанного типа.

1 игра большой подвижности в основной части,

1 игра в заключительной части (малой подвижности).

13. Расположение упражнений в комплексе.

Если 4 упражнения

Из разных положений сидя, стоя, лёжа

Если 4 упр.

Если 5 упр.

Младшая,

Средняя группа

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для прямых и боковых мышц туловища

3. для боковых мышц туловища

4. Для ног.

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для прямых мышц туловища,

3. Для боковых мышц туловища

4. Для ног.

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для мышц плечевого пояса.

3. Для туловища (наклоны),

4. Для туловища (повороты),

5. Для ног,

Если 6 упражнений

Старшая,

Подготовит. группа

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для мышц плечевого пояса,

3. Для мышц туловища (наклоны) ,

4. Для мышц туловища (повороты)

5. Для мышц туловища

6. Для мышц ног.

14. Объяснение упражнений.

Новое показать 3 раза, 1- объяснить, 2 – с объяснением, 3 – без объяснения.

Новых надо брать 1-2 упражнения, сначала назвать упражнение (если конкретного названия нет, то объяснить, что будут делать).

Например, на раз – поворачиваюсь к окну, вправо, ноги с места не сдвигаю – выдох.

На два – выпрямляюсь вдох. После объяснения проверить и.п. и дать команду на выполнение.

Знакомые упражнения не надо объяснять и показывать, надо назвать его, назвать и.п., при необходимости сделать указание на качественное выполнение. Например, «не забываем держать спину прямо!». Проверить и.п. и дать команду на выполнение.

Исключение младшие группы . После названия упражнения, инструктор предлагает принять и.п. и дать команду на его выполнение, объясняя его по ходу действия.

Показ упражнений – зеркальный. Инструктор может выполнять упражнения с детьми до паузы, а при повторе дети в средней, старшей и подготовительной группах выполняют без него. В старших и подготовительных группах иногда можно объяснить новое упражнение без показа, привлекая к показу детей.

15. В вводной и заключительной части виды ходьбы брать:

Способы ходьбы

Дозировка их

Младшая группа

2-3

6-8 шагов по 2 раза

Средняя группа

Старшая группа

3-4

6-8 шагов по 3 раза

Подготовительная группа

16. Указания к подбору и объяснению ОД. 1 новое.

Последовательность их проведения, если их 2,3,4.

    Новое, 2, 3 – знакомые.

    Если новых нет, 1,2 – требующие точности выполнения, но малой физ. нагрузки.

17. Способы организации

1. Фронтальный. Используется во всех группах, если ОД знакомые.

2. Групповой. Используется только в старших и подготовительных группах.

3. Посменный и поточный. Во всех группах, как новые, так и знакомые ОД.

18. Подвижные игры можно как новые так и знакомые.

19. Оценка дается по ходу выполнения упражнений, ОД. В конце оценка направлена на анализ выполнения упражнений детей, отмечаются успехи в усвоении, дается рекомендации по индив. работы с детьми. В подготовит. группе вводится самооценка и оценка товарищей.

20. В младших группах команд нет .

21. Выполнение упражнений под счет вводится со средней группы , когда упражнение хорошо разучено. Термин, исходное положение вводится со старших групп.

22. Приемы, которые используются инструктором при проведении физ. занятий.

    Показ и объяснение,

    Показ ребенка,

    Указания,

    Напоминание,

    Зрительные и звуковые ориентиры,

    Помощь воспитателя,

    Оценка,

    Имитация,

    Наглядность.