Федеральный закон о трудовых пенсиях в российской. ФЗ о трудовых пенсиях в Российской Федерации – основные положения. Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

  • от периода непрерывного стажа работы, в течение которого в ПФР отчислялись страховые взносы;
  • от индексации;
  • от дополнительных обстоятельств, позволяющих сделать перерасчет общего размера выплаты (повышающим коэффициентом служили, например, награды и звания).

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

  • из длительности общего страхового стажа;
  • на основе пенсионных баллов.

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

Закон о трудовых пенсиях регулирует порядок получения пенсионного обеспечения специальной категории граждан. В данной статье пойдет речь о ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., а также о некоторых других законах в области пенсионного обеспечения.

Важно! Необходимо сразу отметить, что Федеральный закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, начиная с 01 января 2015 года. Исключением являются нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и те, которые применяются для определения размеров страховых пенсий.

Скачать Федеральный закон о трудовых пенсиях с последними изменениями

В законе идет речь о работниках, которые уже достигли пенсионного возраста и имеют предусмотренный законом стаж трудовой деятельности. Также закон устанавливает виды пенсии и категории граждан, которые могут их получать.

Кроме того, законом о трудовых пенсиях регулировались вопросы:

  • условий получения пенсионного обеспечения и порядок его начисления и доставки;
  • порядок расчета отчислений из пенсионных выплат;
  • порядок расчета непосредственно пенсионных сумм.

Закон о трудовых пенсиях - структура нормативного акта

Документ состоит из 7 глав и 32 статей:
Глава I. Общие положения

  • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
  • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
  • Статья 4. Право на выбор пенсии
  • Статья 5. Виды трудовых пенсий
  • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)

Глава II. Условия назначения трудовых пенсий

  • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
  • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
  • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Глава III. Страховой стаж

  • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
  • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
  • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
  • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа

Глава IV. Размеры трудовых пенсий

  • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
  • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
  • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
  • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
  • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий

  • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
  • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
  • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
  • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
  • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
  • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
  • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
  • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
  • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав

  • Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
  • Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
  • Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
  • Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
  • Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
  • Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
  • Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
  • Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации

Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

  • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Важно! Положения закона о трудовых пенсиях утратили свою силу после внесения изменения в законодательство. Например, после вступления в силу норм закона о страховых пенсиях, нормы обсуждаемого закона действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Изменения в пенсионном законодательстве

В 2004 году Верховным судом было принято определение, согласно которому каждый гражданин РФ вправе рассчитывать на то, что пенсия будет назначаться в соответствии с нормами законодательства, которое действовало в период трудовой деятельности. То есть, если гражданин застал все пенсионные реформы, проходящие с 1990 по 2015 год, то назначение пенсии будет происходить на основании всех трех законов.

С пенсионной реформой 2015 года в силу вступили сразу два новых федеральных закона - О страховых пенсиях и накопительных пенсиях, соответственно, Закон о трудовых пенсиях, в большей своей части, перестал действовать.

Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Закон о страховых пенсиях был принят в связи с необходимостью создания соответствующей базы для каждого вида пенсии. Главное изменение коснулось условий назначения страховых пенсий по старости, где произошли существенные изменения:

  • вместо ранее необходимых 5 лет стажа введена ежегодная система увеличивающегося продолжительного стажа от 6 (2015 год) до 15 лет (2024 год);
  • появилось понятие - фиксированная выплата вместо ранее имеющегося «фиксированный базовый размер»;
  • появилось влияние индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода.

Также закон о страховых пенсиях предусматривает повышение фиксированной выплаты в случае, когда гражданин не выходит на пенсию добровольно, когда она ему уже положена.

Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

Накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата, исчисленная исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статьи 4 данного закона, право на накопительную пенсию имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета хранится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете. В том случае, если у лица на накопительном счете присутствует сумма менее 5% от размера страховой пенсии, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

Законодательный документ устанавливает, что размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных взносов и взносов по инициативе работодателя, доплат материнского капитала, а также по программе софинансирования пенсии.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Сегодня пенсионный возраст женщин составляет 55 лет, пенсионный возраст мужчин - 60 лет.

Повышенная индексация пенсий

С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.

С 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости выросла в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 15,4 тыс. рублей.

Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Пример Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 9137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 644 рубля и составит 9781 рубль. Другой пример Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 15437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1088 рубля и составит 16525 рублей.

Если пенсионеру назначена социальная доплата к пенсии, обеспечивающая доходы на уровне прожиточного минимума пенсионера, размер выплат после индексации может остаться прежним либо повыситься меньше, чем по уровню индексации.

Пример Пенсионеру назначена пенсия в размере 12 347 рублей. Прожиточный минимум пенсионера в регионе выше назначенной пенсии и составляет 12 674 рубля. Поэтому дополнительно к пенсии назначена социальная доплата. В результате индексации с 1 января пенсия увеличена на 7,05%, или 870 рублей, и составила 13 217 рублей. Учитывая, что до индексации пенсионер получал 12 674 рубля (пенсия плюс соцдоплата), после индексации выплаты увеличились не на 870 рублей, а на 543 рубля (разница между проиндексированной пенсией, которая увеличилась до 13 217 рублей, и прежними выплатами в размере 12 674 рублей).

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например , водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так , школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например , у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии - им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми - ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Пенсионный фонд России запустил сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используют органы власти, ведомства и работодатели для предоставления соответствующих льгот гражданам. Например, центры занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями. Справка, подтверждающая статус человека в качестве предпенсионера также предоставляется через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и в территориальных органах ПФР.

Переходный период по повышению пенсионного возраста

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота - назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964-1965 года рождения и мужчины 1959-1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности - они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины - в 65 лет.

У кого не меняется возраст выхода на пенсию

Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии. К ним, в частности, относятся:

    Лица, кому пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы на пенсию по специальным тарифам. А именно лица, занятые:

    ● на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - мужчины и женщины ;

    ● в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах - мужчины и женщины ;

    ● в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью - женщины ;

    ● в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах - мужчины и женщины ;

    ● в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле - мужчины и женщины ;

    ● на подземных и открытых горных работах, включая личный состав горноспасательных частей, по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников - мужчины и женщины ;

    ● в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации - мужчины и женщины ;

    ● на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы - мужчины и женщины ;

    ● в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин - женщины ;

    ● в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования - мужчины и женщины ;

    ● в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах - мужчины и женщины ;

    ● в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях - мужчины и женщины .

    Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья:

    ● женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их до 8 лет;

    ● женщина, родившая двух и более детей, при наличии необходимого страхового стажа и стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных районах;

    ● один из родителей инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, - мужчины и женщины ;

    ● опекун инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, - мужчины и женщины ;

    ● инвалид вследствие военной травмы - мужчины и женщины ;

    ● инвалид по зрению, имеющий первую группу инвалидности, - мужчины и женщины ;

    ● гражданин с гипофизарным нанизмом (лилипут) и диспропорциональный карлик - мужчины и женщины ;

    ● рыбак, оленевод или охотник-промысловик, постоянно проживающий на Крайнем Севере или в приравненных районах - мужчины и женщины .

    Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с радиационными или техногенными катастрофами, включая катастрофу на Чернобыльской АЭС, катастрофу на химическом предприятии «Маяк», аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча, а также в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - мужчины и женщины .

    Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в летно-испытательном составе, а также в связи с летными испытаниями и исследованиями опытной и серийной техники: авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной - мужчины и женщины .

Какие изменения предусмотрены для пенсионеров

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволит уже с 2019 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции (в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года).

Повышение пенсий сельских пенсионеров

С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.

Прибавка к пенсии сельских пенсионеров с 1 января 2019 года составляет 1,3 тыс. рублей в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, - 667 рублей в месяц.

Специально обращаться в Пенсионный фонд России за перерасчетом пенсии не требуется, он происходит автоматически по сведениям выплатного дела. При этом пенсионер вправе в любое время представить документы, необходимые для перерасчета.

При подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Например, в качестве агрономов, трактористов, ветеринаров, пчеловодов и др. - всего более 500 профессий .

Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.

Возраст выхода на пенсию северян

Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет - с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019-2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

К примеру, мужчина 1965 года рождения (июль), имеющий 30 лет стажа работы на севере и 35 лет страхового стаж, выйдет на пенсию в январе 2022 года в возрасте 56,5 лет.

По итогам переходного периода в 2028 году в возрасте 55 лет выйдут на пенсию женщины-северяне 1973 года рождения и в возрасте 60 лет мужчины-северяне 1968 года рождения.

При этом переходный период по повышению пенсионного возраста также применяется в тех случаях, когда северный стаж выработан не полностью и происходит снижение возраста назначения пенсии за каждый отработанный год в северном регионе.

Пример Женщина 1970 года рождения (март), имеющая 11 лет стажа на севере и 18 лет страхового стажа, по старому законодательству должна была выйти на пенсию в июле 2021 года в возрасте 51 года и 4 месяцев. Учитывая, что в 2021 году пенсионный возраст будет повышен на три года, женщина сможет выйти на пенсию в июле 2024 года по достижении 54 лет и 4 месяцев.

Некоторым северянам тем не менее адаптироваться к новому пенсионному возрасту не придется, поскольку для них он повышен не будет. Изменения не коснутся малочисленных коренных народов Севера, которые в зависимости от пола выходят на пенсию в 50 или 55 лет, а также северянок, воспитавших двух и более детей, - при наличии необходимого северного и страхового стажа пенсия им положена начиная с 50 лет.

Назначение пенсии врачам, учителям и артистам

Для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. К таким работникам относятся педагоги, врачи, артисты балета, цирковые гимнасты, оперные певцы и некоторые другие. Минимально необходимый спецстаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет.

Вместе с тем начиная с 2019 года выход на пенсию работников перечисленных профессий определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста. В соответствии с ним назначение пенсии врачам, учителям и артистам постепенно переносится с момента выработки специального стажа. При этом они могут продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой выслуги лет либо прекратить работу.

Пример Для выхода на пенсию сельским медицинским работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях здравоохранения независимо от возраста и пола. Если сельский врач выработает необходимый стаж в сентябре 2021 года, пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста - через 3 года, в сентябре 2024-го.

Возраст выхода на пенсию госслужащих

Для государственных гражданских служащих всех уровней власти (федеральных, региональных и муниципальных) переход к новым значениям пенсионного возраста происходит поэтапно. Вплоть до 2021 года повышение возраста составляет по полгоду в год, далее темп синхронизируется с общим темпом повышения пенсионного возраста в стране и начинает расти по году. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины-госслужащие начиная с 2034 года будут выходить на пенсию в 63 года.

Помимо этого, для всех федеральных госслужащих начиная с 2017 года повышаются требования к минимальному стажу гражданской или муниципальной службы, позволяющему получать государственную пенсию за выслугу лет. Каждый год указанный стаж растет на полгода (с 15 лет в 2016 году) до тех пор, пока не достигнет 20 лет в 2026 году.

С учетом всех изменений страховая пенсия госслужащим назначается в 2019 году по достижении 56 лет (для женщин) и 61 года (для мужчин). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии 16,5 лет стажа на госслужбе.

Назначение социальной пенсии

Изменения в пенсионной системе, вступающие в силу с 2019 года, не затрагивают социальную пенсию по инвалидности и по потере кормильца, которые назначаются безотносительно к общеустановленному пенсионному возрасту. Как и в случае со страховой пенсией, в отношении пенсий по государственному обеспечению полностью сохраняется право людей, потерявших трудоспособность из-за инвалидности, обратиться за назначением пенсии независимо от возраста.

Возраст, по достижении которого возникает право на социальную пенсию по старости, повышается на 5 лет в соответствии с поэтапным переходным периодом. К 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам - по достижении 65 лет.

Новые основания для досрочного выхода на пенсию

Досрочное назначение пенсии за длительный стаж

Предусматривается новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Досрочное назначение пенсии многодетным женщинам с тремя и четырьмя детьми

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми получают право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей - на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.

При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Досрочное назначение пенсии безработным гражданам

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Помимо этого, для граждан предпенсионного возраста с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей. Период такой выплаты устанавливается в один год.

Выплата пенсионных накоплений

Вступившие в силу изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах - на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и раньше, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных баллов и стажа: в 2019 году это 16,2 балла и 10 лет соответственно.

Пенсионная система претерпела огромные изменения с советских времен.

На сегодняшний день пенсионная система неуклонно стремится к западной модели. Совершенствования в данной сфере производятся поэтапно и неуклонно. Вместе с изменилось и само формирование будущих социальных выплат. А их размер теперь может зависеть не только от уровня получаемых доходов и количества отработанных лет, но и способов их формирования.

В 2017 году каждый гражданин может сам для себя определять, каким образом он будет формировать свои накопления на старость. Можно довериться, как и раньше государству, обратившись в управляющую компанию государственного масштаба. Но есть и иные возможности, например, формируя накопления в негосударственном пенсионном фонде или вместе с частными управляющими компаниями.

Становление пенсионного законодательства в России имеет четкие временные вехи. До 90-х годов ХХ века пенсии по старости назначались государством без ориентировки на уровень получаемых доходов бывшего работника. устанавливалась единожды и не претерпевала никаких изменений на протяжении всех последующих лет. Такое положение дел было обусловлено отсутствием инфляции и тем фактом, что сами отчисления формировались иным путем, а именно отчислениями предприятий и бюджетным финансированием.

С 1990 года начались изменения в данной сфере, рассматривались различные законопроекты, потому что пенсии требовали индексации в связи с постоянным ростом цен. В этом году был сформирован Пенсионный фонд, который стал получать ежемесячные отчисления от юридических и физических лиц, за счет чего и производились регулярные начисления пенсий. Кроме того, сам расчет значительно изменился. А уже в 1992 году были введены негосударственные пенсионные фонды, которые позволяли работающим гражданам накапливать средства к старости.

Последующие годы вплоть до 2000 ситуация в данной сфере была крайне тяжелая, несмотря на количество проведенных реформ. Но с началом XI века пенсионное реформирование приняло новые обороты, постепенно стабилизируя ситуацию.

Закон «О трудовых пенсиях в РФ»

Законодательство о трудовых пенсиях в Российской Федерации долгие годы регулировалось 173 ФЗ. Федеральный закон о трудовых пенсиях в РФ 3 173-ФЗ был принят 17 декабря 2001 года.

Данный закон объединил в себе многие законопроекты, предложив принципиально новый подход к формированию . В частности, пенсии стали делиться по основаниям для их получения. Их можно получить не только при достижении пенсионного возраста, но также и по инвалидности, и при потере кормильца.

Пособия формируются из нескольких различных частей:

  1. Базовая часть — это тот минимум, на который можно претендовать при определенных условиях.
  2. Страховая, которая напрямую зависит от продолжительности отчислений в пенсионный фонд.
  3. , позволяющая самостоятельно корректировать уровень средств, отложенных на старость.

В 173-ФЗ было скорректировано понятие о периодах, которые считаются страховыми, а посему должны быть засчитаны при начислении пенсии. Согласно данному закону, учитываются не только фактически отработанные периоды, но и время когда:

  • гражданин проходил срочную воинскую службу;
  • женщина осуществляла уход за новорожденным;
  • производился уход за инвалидом первой группы или пожилым человеком ;
  • человек числился безработным и получал пособие и др.

Единственным условием для осуществления данного зачета в страховой период является факт наличия официального трудоустройства перед указанным сроком или сразу после него, вне зависимости от общей его продолжительности.

Закон «О страховых пенсиях»

В 2015 году вступил в силу новый закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. В его основе лежит новый подход к формированию пенсионного пособия. Теперь пособие будет состоять из двух частей:

  1. Накопительных суммах.

Страховая часть - это те средства, которые наниматель отчисляет ежемесячно в бюджет за каждого своего работника. Ставка таких отчислений равняется 22%. Указанная сумма автоматически делится на две неравные части:

  1. 6% — именно такую сумму можно отчислять на незамедлительные инвестиции в различные проекты. То есть эти деньги могут работать и приносить прибыль, что впоследствии может существенно увеличить выплачиваемое пособие.
  2. 16% — сразу идут на страховую часть.

По желанию работника все 22% могут сразу отчисляться в страховую часть, минуя фондовый рынок.

Накопительные суммы могут скапливать в государственных или негосударственных управляющих компаниях. Выбор остается исключительно за гражданином. Если выбираются негосударственные компании, то данные средства инвестируют в фондовые рынки, принося прибыль как компаниям, так и инвесторам, то есть гражданам, вносящим данные накопления.

Применяется ли в настоящее время закон № 173?

Закон о назначении трудовых пенсий № 173-ФЗ фактически был заменен законом о страховых пенсионных пособиях №400-ФЗ. Произошло это в 2015 году. Но принятие нового Закона не полностью аннулировало действие предыдущего ФЗ № 173. Фактически на сегодняшний день действуют два этих документа. Основополагающим считается последнее издание под № 400. Все пункты, совпадающие с предыдущим ФЗ, теперь трактуются только в новой редакции. А вот те абзацы в ФЗ 173, которых не коснулись изменения, действуют и поныне в той же редакции. Без изменений остались те нормы, которые описывают порядок исчисления размера пенсионных пособий.

Следует учитывать, что если какая-либо из ранее описанных норм была установлена в новом Законе, то применяется та, что описана в ФЗ 400.

Фактически хоть № 173-ФЗ и утратил свое действие, но некоторые его пункты до сих пор применяются при .

Вам это будет интересно