Кто борется за права женщин. Дипломная работа: Борьба женщин за свои права

С войны за независимость по вторую половину XIX века

Постепенно происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания.

На XVIII в. – первую половину XIX века приходится первая волна – борьба за достижение юридического равноправия полов. Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе-«Декларации прав человека и гражданина». А первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки». Первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.

В Америке вследствие войны за Независимость и политический кризис политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.

Просвещенные женщины конца XVIII столетия в своих письмах и дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная традиция, отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.

Абигайль Смит Адамс (1744 – 1818) в 1776 г. пишет письмо своему мужу, Джону Адамсу, второму президенту Америки с просьбой уделить внимание «дамам» в новом законодательстве. Тон Абигайль Адамс в письме мужу шутливо-серьезен. Несомненно, она рассчитывала таким образом смягчить шокирующее воздействие своих столь не характерных для женщины открытых высказываний. Неудивительно, однако, что она считала себя вправе просить новое правительство о предоставлении женщинам более широких возможностей. Привыкнув к частому отсутствию мужа Абигайль целиком взяла на себя и воспитание детей, и заботы по дому и ферме, преодолевая многочисленные невзгоды и беды военного времени. Письма Абигайл к мужу свидетельствуют о смелости и патриотизме этой женщины перед лицом голода, инфляций, эпидемий.

Однако ее супруг не был настроен всерьез воспринимать идеи жены: «Не мог без улыбки читать твои предложения по законодательству. Нам твердят, что наша борьба повсеместно вызывает ослабление власти, что дети и школьники отказываются повиноваться воспитателям, что в школах и колледжах неспокойно, что индейцы режут свою стражу, а негры бунтуют против своих хозяев. Из твоего письма я открываю, что взбудоражен и еще один народец, гораздо более многочисленный и могущественный».

Итак, второй Президент Америки насмешливо отнесся к предложениям супруги, а его обращение к женщинам – «народец» вполне демонстрирует шовинистическое отношение мужского общества революционной, просветительской Америки к женщинам (Вот козел!)

Позже Абигайль Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом – М. Уорреном. Вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоять права женщин, и особенно замужних, Абигайль не без гордости писала: «Я изрядно послужила на благо своего пола», хотя в действительности ее ходатайство результатов не возымело. Еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

Однако энергия женщин находила выходы в определенного рода деятельности, в частности, в миссионерской и просветительской которую было бы ошибочно недооценивать в рамках продвижения женщинами своих идей.

После Революции стал популяризироваться образ матери-республиканки, материнский долг – женская миссия и задача. Ханна Матер Крокер писала в 1818 г.: «Долг и почетная миссия женщины… зародить в сердце юноши первое семя добродетели, любовь к богу и своей родине, а также все те добродетели, которые помогут ему стать блестящим государственным деятелем, солдатом, философом и христианином».

С одной стороны, это способствовало и росту консервативных начал: «Апостол Павел знал, что говорит, когда советовал женщинам заниматься домом и семьей, - писала г-жа Джон Сэнфорд. – В доме царит мир, а в делах по хозяйству есть что-то успокаивающее. Дом может не только укрыть от невзгод, но и уберечь от любых заблуждений и ошибок».

С другой, вопрос о женщинах-матерях вызвал бурное обсуждение необходимости женского образования и послужил толчком к основанию женских академий, первых учреждений, где молодые девушки могли получить серьезное академическое образование. К 1840 г. 38% белых американок в возрасте от 5 до 20 лет посещали школы. К 1850 году большинство белых женщин умели читать и писать, тогда как в предыдущем столетии многие из них не могли даже поставить свою подпись. Борьба за доступность образования стала важной частью борьбы женщин за равноправие с мужчинами.

В 1789 г. в трудовое законодательство штата Массачусетс впервые наравне с учителями были включены учительницы. Число образованных молодых женщин росло пропорционально повсеместному массовому спросу на учителей там, где граждане хотели овладеть грамотой. Дело в том, что на женщин нужны были меньше затраты. Учительнице можно было платить вдвое и втрое меньше, нежели учителю. Директорские и иные ответственные посты они, естественно, никогда не занимали.

Одной из проповедниц равного образования была Эмма Харт Вилард, которая разработала собственную методику обучения и готовила своих студентов к работе учителями. Виллард убедила городской совет города Трои в штате Нью-Йорк финансировать основание Женской семинарии Троя, открывшейся в 1821 году как первое учебное учреждение для девочек. Среди предметов, преподававшихся в семинарии, была физиология (наука о функциях частей человеческого тела), считавшаяся в то время неприемлемой для изучения девочками. С развитием методики обучения Виллард началась кампания за улучшение женского образования.

Френсис Райт, Катарин Бичер и Мэри Лайон, несмотря на различия во взглядах, также внесли свой вклад в кампанию за расширение уровня образования женщин в начале XIX века. Благодаря их совместным усилиям, был расширен круг изучаемых женщинами предметов, улучшено качество подготовки преподавателей, сняты ограничения, позволяющие получать образование лишь белым представительницам высшего класса, а также обеспечено право на образование ради образования, а не только в рамках подготовки к роли домохозяйки.

В религиозно-нравственной сфере женщины добились также немаловажных успехов, продемонстрировав даже возможность контроля над мужчинами!

Как известно, европейцы, иммигрировавшие в Северную Америку в XVII и XVIII веках, считали, что женщины менее интеллектуально развиты, чем мужчины, и что, соответственно, они не могут принимать участие во многих аспектах социальной жизни наравне с мужчинами. Такое мнение было особенно явно выражено в вопросах религии, в ограниченном доступе женщин к образованию и профессиональным карьерам, в общественных собраниях, диктовавших нормы поведения женщин, в исключении женщин из политической жизни и неравенстве женщин и мужчин перед законом.

Хотя многие колонисты, бежавшие в Новый Свет в поисках убежища от церковной кары, верили в равенство души, их религиозные убеждения, тем не менее, отводили женщине второстепенную роль.

Однако после 1800 г., когда в результате религиозного возрождения и осознания своей миссии произошла солидаризация женщин, они активизировали свои усилия по созданию разнообразных ассоциаций и институтов. Мощное движение, известное как Второе Великое пробуждение, тесно связанное с пренебрежительным отношением мужского мира к женщине и коммерческого (то есть тоже мужского) мира к религии. Когда два этих фактора соединились, получилась гремучая смесь.

В 1834 г. была создана Национальная женская организация против проституции, двойной морали и других проявлений (предположительно мужской) безнравственности. В течение 10 лет образовалось более 400 филиалов женского общества реформы морали. В своей газете «Адвокат» они обличали «хищную природу», «безрассудство», «наглость» мужчин, «погрязших во грехе».

Хотя активистки и не победили проституцию, но оказали значительное влияние на нормы поведения. В первое десятилетие XIX в. Количество незаконных детей заметно сократилось.

Движение за трезвость было еще более широким шагом к установлению контроля за поведением мужчин.

Однако самым политизированным из всех движений стал аболиционизм, возникший в начале 30-х гг. В 1833 г. в Филадельфии было образован Женское общество борьбы против рабства. В 1836 г. в Нью-Йорке состоялся съезд женщин-аболиционисток. «Я думаю, от негров на Юге до женщин на Севере – все толкуют о правах, и белые мужчины очень скоро попадут в переделку», - говорит современница.

Многие женщины вместе с мужчинами боролись за отмену рабства, это была одна из форм борьбы за равноправное общество. «Когда напишут правдивую историю движения противников рабства, множество ее страниц будет посвящено женщинам, поскольку борьба рабов была в большой степени и борьбой женщин», - пишет Фредерик Дуглас (1817 – 1895). Но многих из тех, кто, наконец, обнаружил, что негры обладают определенными правами точно так же как другие члены человеческого общества, еще предстояло убедить, что женщины тоже могут на что-то претендовать.

Многие женщины приняли участие в движении за отмену рабства в 30-х годах XIX века. После формирования женщинами обществ за моральные и религиозные реформы, как например запрещение проституции и против алкогольной дискриминации женщин, многие американцы начали признавать участие женщин и в борьбе за запрещение рабства. Образовывались женские отделения организаций по борьбе за отмену рабства, оказывающие поддержку тем обществам, которыми руководили мужчины. Тем не менее, некоторые из женщин, как например Сара и Анжелика Гримке, не остановились на этом уровне.

Сестры Гримке родились в семье рабовладельцев в штате Южная Каролина. Переехав на Север уже во взрослом возрасте, они приняли активное участие в движении за отмену рабства. Сестры Гримке зарекомендовали себя как яростные борцы за освобождение рабов и великолепные ораторы. Однако, лишь немногие мужчины выказывали интерес к встречам, на которых выступали Гримке.

В 1834 году «Американское Общество за Отмену Рабства» провело кампанию сбора подписей под письмом в Конгресс, демонстрируя масштаб общественной поддержки движения. Женщины также приняли участие в кампании, собирая подписи жителей окрестностей. Как писала позже Элеанора Флекснер, «От обычных домохозяек, матерей и сестер потребовалось не меньше мужества, чем от сестер Гримке, чтобы переступить через общепринятые каноны, не обращать внимание на неодобрительные взгляды со стороны и прямое вмешательство мужчин, и прийти на первое в их жизни общественное собрание, или в первый раз пройти с петицией в руках по незнакомой улице, стучась в дома и собирая подписи под тем, что одобрялось далеко не всеми».

В 1840 году в Лондоне состоялась «Всемирная Конвенция за Отмену Рабства». В делегацию от США вошли несколько женщин, включая будущих активных борцов за права женщин Лукрецию Мотт, основателя первого женского «Общества за Отмену Рабства», и Элизабет Кейди Стэнтон, посещавшую «Женскую семинарию города Трои.» По наблюдению некоторых американцев, организаторы конвенции предусмотрели места только для участников-мужчин, отведя женщинам места на галерках, позволяющие слышать выступления мужчин, но не выступать или участвовать. Результаты конвенции подтолкнула Стэнтон и Мотт на проведение в США конвенции за права женщин.

С включением женщин в работу по одному политическому вопросу, мужчинам стало сложнее удерживать их в стороне от других проблем. Одна из деятелей движения за отмену рабства писательница Лидия Мария Чайлд отмечала, что, привлекая женщин к общественной борьбе, мужчины-лидеры реформистских движений превратили семью в живущий организм, и уже невозможно вернуть женщину к роли только лишь домохозяйки. Получив доступ к инструментарию и тактике политических перемен, женщины приступили к поиску путей применения их для улучшения условий их собственной жизни.

Вторая половина XIX века

Вторая волна движения женщин за свои права охватывает вторую половину XIX в. Она характеризуется появлением многочисленных феминистских организаций в ряде стран. Об актуальности требований говорит появление во второй половине XIX в. многочисленных феминистских организаций в ряде стран. В 1888 г. был создан Международный совет женщин, к началу ХХ в. в него входили Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.

Выдвигаются требования предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

В это время многие женщины Соединенных Штатах стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома: структурные изменения в экономике и появление новой техники изменили и сильно расширили область применения наемного женского труда. Очевидной переменной в их жизни стало увеличение количества рабочих мест: продавщиц в магазинах, служащих в конторах и учреждениях и т.п.

Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Правда, долгое время на девушку, получившую образование, смотрели как на неудачницу, которая утратила всю свою женственность и обаяние и превратилась в «синий чулок», которую вряд ли кто возьмет в жены. Тем не менее постепенно в США получение официального среднего образования женщинами среднего класса стало обычным делом, даже если оно отличалось от мужского по объему и качеству. Однако в университетах, несмотря на изменения по отношению к женскому обучению, обучалось еще очень немного женщин.

К концу XIX века активно действовали суфражистки (от англ. – suffrage – избирательное право), отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки , защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX – началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в XIX в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX – движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Сьюзен Б. Энтони (1820 – 1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего».

Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей – женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса – символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет».

С 1850 года и каждый последующий год в течение десятилетия за исключением 1857 в городе Уорсестер штата Массачусетс проходила национальная конвенция за права женщин. На ранних этапах деятельности борцы за права женщин концентрировались в основном на праве контролировать собственность и заработанные средства, праве на развод, на получение образования и трудоустройство, а также праве на защиту своих интересов в суде. Юридический статус женщины в США практически не изменился с 1800 года. Замужние женщины не имели права подписывать контракты, они не могли полностью распоряжаться своими же сбережениями и собственностью, даже доставшейся по наследству, в случае развода женщина не могла оставить себе детей.

Эрнестина Роуз, иммигрантка из Польши, собрала сотни подписей под петицией с требованием гарантированных прав на собственность замужним женщинам штата Нью-Йорк. В ответ на петицию в 1848 году был принят «Акт о Собственности Замужних Женщин».

Тем не менее, многие законодатели по прежнему оставляли без ответа требования женщин о праве на собственность для замужних, праве на развод и праве на содержание детей после развода. Без гарантированного права на голосование, женщины не могли оказывать достаточного влияния на тех, от кого зависело внесение изменений в законодательство. Борцы за права женщин были не в силах изменить дискриминационные законы без права на участие в голосовании, но добиться этого права можно было только путем изменения законодательства.

На время Гражданской войны движения за права женщин были приостановлены. Но женщины-активисты движения за отмену рабства все же продолжали свою деятельность, собирая подписи под петицией за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещающей рабство. В мае 1863 года Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон организовали «Национальную Ассоциацию Женщин». К августу 1864 года они собрали 400.000 подписей за принятие Тринадцатой поправки и представили их в Сенат США.

В конце Гражданской войны многие активисты борьбы за отмену рабства включились в движение за право голосовать для черных. Стэнтон добивалась включения права на участие женщин в голосовании в это движение, но многие его сторонники выступили против стратегии Стэнтон. Они считали, что, будучи объединенным с достаточно непопулярным вопросом голосования женщин, движение за право черных на участие в голосовании было бы обречено на провал.

Четырнадцатая поправка к Конституции США, впервые представленная в Конгресс в 1866 году, гарантировала равную защиту перед законом для всех американских граждан. Но тогда в тексте поправки употреблялось слово «мужчина», подразумевая, что лишь мужчины считались гражданами. До момента принятия поправки вопрос об участии в голосовании женщин рассматривался только на уровне штатов, поскольку не федеральная конституция, а именно конституции штатов конкретно указывали на право мужского населения участвовать в голосовании. Обеспечение такого права для женщин требовало принятия дополнительной поправки к конституции, фиксирующей гражданство женщин, а, соответственно, и их право на голосование.

Четырнадцатая поправка была ратифицирована в июле 1868 года, а шестью месяцами позже Конгресс представил Пятнадцатую поправку, в которой говорилось следующее: «Право граждан США на участие в голосовании не будет отрицаться или каким-то образом изменяться Правительством США или какого-либо из штатов на основе расовой принадлежности, цвета кожи или предыдущего нахождения в рабстве». Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон безуспешно пытались добиться включения в текст поправки слов «сексуальной принадлежности». Вопрос права женщин на участие в голосовании послужил темой женского движения на последующие полвека.

Стэнтон и Энтони организовали «Национальную Ассоциацию за Права Женщин», в которую могли входить только женщины. Ассоциация работала по вопросам различного вида несправедливости, с которой приходилось сталкиваться женскому населению. Главной задачей Ассоциации было добиться принятия поправки к конституции, гарантирующей право женщин на участие в голосовании, что объяснялось убеждением в том, что «введение изменений от штата к штату - процесс долгий, изнурительный и бесперспективный».

Сюзан Энтони оставалась активистом движения за права женщин вплоть до своей смерти в 1906 году. Элеанора Флекснер писала, что кончина Энтони ознаменовала конец целой эпохи. По ее словам, Энтони была последней из гигантов, положивших начало борьбе за улучшение условий жизни женщин. Когда ушла из жизни Энтони, уже немногие ставили под сомнение смысл и неизбежность приобретения женщинами права на участие в выборах. Оставался единственный вопрос, «Когда?»

С конца XIX в. по 1920 год

Элеонора Флекснер отмечала, что «период с 1896 по 1910 год стал известен среди активистов борьбы за права женщин, как «бой игрушечных барабанов.» Вопрос права женщин на участие в голосовании поднимался в шести штатах, и во всех шести был проигран. Конгресс не предпринял никаких новых действий по Поправке Энтони. Тем не менее, у движения начали появляться новые лидеры. Гэрриет Стэнтон Блэтч, дочь Элизабет Кейди Стэнтон, вернулась в 1902 году в США, проведя 20 лет за границей. Блэтч участвовала в различных общественных движениях в Великобритании, включая кампанию за право женщин на участие в голосовании, что вооружило ее богатым опытом общественной борьбы. В США Блэтч основала собственную организацию под названием «Политический Союз Женщин.» Задачей Блэтч было изменить движение за права женщин, ставя более жесткие требования, а также привлекая к участию в движении работающих женщин.

Поскольку большинство работниц не входили в профсоюзы, некоторые феминистки решили исправить это положение. Были созданы лиги потребителей, выявляющие те торговые и промышленные предприятия, где плохо обращались с женщинами. А в 1903 г. была образована Лига женских профсоюзов – с ее помощью представительницы среднего класса боролись за улучшение условий труда. Лига поддерживала забастовки с участием женщин, оказывала существенную помощь бастующим в защите прав арестованных, организации пикетов, бесплатных кухонь и социальных пособий.

В результате Конгресс США санкционировал проведение детального исследования, посвященного положению работающих женщин и детей. Был сделан доклад «Женщины и дети, работающие по найму в США», который изучался с 1908 по 1911 года, состоял из 19 томов. Это привело к основанию в 1920 году Женского бюро при департаменте труда США.

К октябрю 1908 года «Политический Союз Женщин» насчитывал 19.000 членов и применял в своей деятельности новую тактику, в том числе работу с профсоюзами, организацию членства на основе политической ориентации районов, проведение кампаний против тех законодателей, которые не хотели разрешать участие в голосовании женщин, наблюдение на избирательных участках в день выборов, а также проведение парадов протестов, ставших традиционными во многих городах по всей стране. Как отмечала газета «Нью-Йорк Таймс», парады протестов принесли уважение деятельности женского движения. К тому же, многие молодые женщины стали называть себя феминистками и выступать не только за политические права, но также и за социальные и культурные свободы для женщин.

В 1910 и 1911 годах женщины добились права на участие в голосовании в штатах Вашингтон и Калифорния. В Калифорнии женщины пристально следили за проведением выборов, начиная с будок для голосования и вплоть до работы клерков, подсчитывающих количество бюллетеней. Подсчет голосов показал тогда, что референдум за право участия женщин «выиграл со средним преимуществом в один голос по каждому избирательному участку в штате.»

В 1912 году референдумы были проведены в шести штатах и женщины добились права на участие в голосовании в Аризоне, Канзасе и Орегоне. В Мичигане предварительные результаты предсказали победу женщин, но окончательное голосование оказалось все же не в их пользу. Губернатор штата Мичиган обвинил виноделов (которые опасались, что женщины будут выступать за запрещение алкоголя) в подтасовке результатов голосования, но победы женщинам так и не удалось добиться.

Конгресс не рассматривал вопрос о принятии Поправки Энтони с 1896 года. Положение изменилось, когда Элис Пол, бывшая активистка движения за права женщин в Великобритании, возглавила кампанию за внесение изменений в конституцию. В своей деятельности Пол использовала такую тактику, как акты гражданского неповиновения и публичные голодовки, с которыми она познакомилась в Великобритании. К Пол присоединилась Люси Берне, ещё одна американка с опытом общественной борьбы в Великобритании. Одной из их первых акций был парад протеста в столице США Вашингтоне в день инаугурации президента Вудро Уилсона в марте 1913 года. К тому времени, когда президент прибыл в Вашингтон, все зрители уже ушли, чтобы увидеть парад женщин. Парад собрал 5000 участников и вылился в обширную демонстрацию, привлекшую значительное внимание к вопросу о правах женщин.

В 1913 году Элис Пол основала «Союз Конгресса» с целью добиться принятия поправки к конституции. В июне 1916 года Союз был преобразован в «Национальную Партию Женщин». В 12 штатах, где к тому времени право женщин на участие в голосовании уже было утверждено «Партия Женщин» начала подготовку активистов к предстоящим президентским выборам. В результате в 1916 году как Республиканцы, так и Демократы поддержали право женщин на участие в выборах. Но несмотря на проводимую партией кампанию против президента Уилсона, он был вновь переизбран, что заставило партию пересмотреть стратегию своей деятельности.

Женщины медленно, но верно отвоевывали свои права. В период I Мировой Войны 1914 – 1918гг. феминистки повсюду прекратили свою деятельность, возобновив ее ненадолго после войны. Однако война показала необходимость и ценность женского труда в то время, когда мужчины были призваны в армию. Это было повсеместной тенденцией, однако в США несколько в меньшей степени, поскольку как такового участия в войне Штаты не принимали.

В США в 1918 г. прошел закон о федеральной поправке к Конституции о женском избирательном праве в Палате представителей, но Сенат отклонил поправку. И только благодаря усилию активисток движения, спустя год, а для некоторых штатов чуть позже, 26 августа 1920 года, 19-я поправка стала частью конституции США после ратификации тридцатью шестью штатами.

Получение женщинами США избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться лишь после окончания II Мировой Войны.

В январе 1917 года активисты «Национальной Партии Женщин» пикетировали Белый Дом (такого еще не случалось за всю предыдущую историю США), молча стоя у ворот с плакатами, на которых было написано обращение к президенту: «Господин Президент, что вы собираетесь делать с правом женщин на участие в голосовании?» А когда США вступили в Первую мировую войну, то в ответ на декрет президента, заявляющий, что война «обезопасит мировую демократию», партия выступила с плакатами «Демократия должна начинаться дома».

На конференции в декабре 1917 года «Ассоциация за Право Женщин на Участие в Голосовании» заявила, что сделает все возможное для смены большого числа сенаторов и представителей в случае, если до выборов 1918 года Конгресс не примет поправку к конституции о праве женщин на участие в голосовании. Но, хотя Палата Представителей приняла поправку Энтони в январе 1918 года, Сенату на голосовании в октябре не хватило для ее принятия двух голосов.

Ассоциация продолжала угрожать переизбранием оппозиции. 20 мая 1919 года поправка была вторично принята Палатой Представителей, а в 4 июня ее принял и Сенат. Борьба за ратификацию поправки к конституции заняла сравнительно немного времени. «Ассоциация женщин» организовала активную поддержку поправки, и 26 августа 1920 года женщины всех штатов США получили гарантированное право на участие в голосовании.

На этом можно было бы и завершить наше исследование, но нам кажется интересным остановиться еще на двух с трудом отвоеванных правах женщин – праве заниматься профессиональным спортом и праве на планирование рождаемости.

С позиций социального дарвинизма и позитивизма большинство представителей науки и образования единодушно противостояли попыткам женщин добиться социального равноправия. Доктор Эдвард Кларк в США и Доктор Генри Маудслей в Англии стали классиками концепции о физиологически обусловленных ограничениях физической, умственной и социальной активности женщин. Доктор Роберт Барнес (1887), разъясняя преобладающую в научных кругах точку зрения, утверждал: «Функции овуляции, беременности, лактации и менопаузы по очереди доминируют в женском организме, истощая его и не оставляя достаточных для иной деятельности энергетических ресурсов». В 1887 г. председатель Британской Медицинской Ассоциации предложил, чтобы в интересах социального прогресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности были запрещены конституцией как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровый результат. Научный подход такого рода сопровождался солидными статистическими выкладками.

В этом ученые столкнулись с мощной оппозицией в виде спортивного движения.

В конце XIX – начале XX вв. в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется и ее телесный имидж в целом (именно телесность является символом гендерной дифференциации и источником мифа об «ограниченных возможностях слабого пола»). Соответственно меняется и отношение к ее потенциальному участию в международном физкультурно-спортивном и олимпийском движении. А это в более широком смысле ассоциировалось со свободами социально-политического характера и проявлением равноправия женщин. В поствикторианскую эпоху феминистическое движение значительно расширило географические границы, организационно оформилось и потеряло значительную часть эмоциональной стихийности первого этапа. Идея улучшения индивидуального и общественного положения женщин стала захватывать сознание все более широкого круга передовых людей.

На фоне этого противостояния остро проходили дискуссии об интеллектуальной и биологической состоятельности женщин. Миф об ограниченных возможностях слабого пола и традиционные представления о фемининности значительно затрудняли процесс вступления женщин на международную физкультурно-спортивную арену.

Такая точка зрения господствовала в конце XIX в., серьезно затрудняя полноценное участие женщин в международном физкультурно-спортивном движении. Наиболее активно процессы эмансипации протекали в Соединенных Штатах Америки, где к началу века существовало более 1000 женских клубов.

Однако женщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международной спортивной и олимпийской арене: организовывали собственные спортивные общества и федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальные методики физического воспитания девушек. Так, в 1906 г. состоялся первый официальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе (Швейцария) по инициативе Международного Союза Конькобежцев (I.S.U.). Эти соревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытых чемпионатов по этому виду спорта, как то: чемпионаты Германии 1911, Австрии 1913, США 1914 гг.

Основанная в 1908 г. Международная Федерация Плавания (F.I.N.A.) стала одной из немногих спортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскому спорту. Наибольшее распространение этот вид спорта получил у американских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн (1884 - 1934) - известной общественной деятельнице, которая много сделала для развития женского спорта в Соединенных Штатах. Ш. Эпстейн основала в 1914 г. Национальную Женскую Лигу Спасения, и осенью того же года благодаря активным действиям Лиги Любительский Атлетический Союз (Amateur Athletic Union) официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союз организовал первый женский национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражнений вольным стилем на различные дистанции, однако в этом же году была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок в соревнованиях по плаванию со стороны этой же организации. В 1917 г. г-жа Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскую Ассоциацию Плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывести женские состязания из-под контроля агрессивно настроенных "промужских" организаций. Очень скоро клуб стал лидером женского плавания в Соединенных Штатах, и в 1918 г. его спортсменки внесли свой вклад в список мировых рекордов.

Несмотря на то что в начале века закостенелый в отношении женского спорта этикет несколько изменился, широкая общественность крайне негативно относилась к тому, чтобы женщины занимались "традиционно мужскими" и "противоречащими самой женской природе" видами спорта, например легкой атлетикой.

Женское освободительное движение выразилось, в частности, в стремлении освоить все новые виды спорта, продемонстрировав тем самым свое социальное равноправие и биологическую полноценность. Доказывая свое право и способность заниматься различными видами спортивной деятельности, спортсменки встречали непонимание не только со стороны большинства своих неспортивных сограждан, но, что самое удивительное, со стороны самих основателей современного олимпийского движения (Пьер де Кубертен, Эвери Брендедж).

Особенно тяжело было отвоевать право на участие в таких видах спорта, как легкая атлетика. История легкой атлетики наглядно иллюстрирует борьбу женщин с гендерными стереотипами, неприятием нового "активного" имиджа женщины. Наиболее успешно защищали свои позиции американки - на раннем этапе современная легкая атлетика тесно связана с судьбой феминисток США. Уже в 1905 г. в США былo сообщено o 14 женских легкоатлетических рекордах.

Впрочем, борьба за право участия в «неженских» видах спорта продолжилась и в 30-х гг., выйдя на очередной ивток противостояния.

Опираясь на женские клубы, FSFI во всем мире поддерживала женское спортивное движение. Национальные первенства, "женские олимпиады" вызывали растущий интерес спортсменок всего мира. Президент FSFI Элис Миллье обратилась к сессии МОКа (1935) с меморандумом, в котором просила исключить женские состязания из программы олимпиад. При этом она ссылалась на то, что проведение соревнований по женским видам спорта является исключительной задачей FSFI. К счастью, МОК с заслуживающей внимания дипломатической тонкостью отразил эту акцию, получившую широкую поддержку со стороны прессы.

Еще один вопрос, тесно связанный с физиологией и спорами ученых рубежа века – вопрос о контроле за рождаемостью.

Маргарет Сангер (1883 – 1966) считала целью своей жизни – «дать каждой женщине право распоряжаться своим телом». В 1915 г. она начала широкомасштабную компанию, цель которой – преодолеть законодательные преграды на пути распространения врачами противозачаточных средств и информации об их использовании. Она считала право на добровольное материнство «ключом к храму свободы».

М. Сангер пишет, что большинство женщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниями о противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такой быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишком многочисленными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в целом; в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и общую нищету среди рабочих.

И женщина первой же страдает от голода, она хуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят на фабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровье страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы, подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми. К сверхурочному тяжелому труду женщины не относятся законы о восьмичасовом рабочем дне; никакие законы не защищают ее слабого здоровья от болезней, вызванных беременностями и родами. По статистическим данным Департамента труда Соединенных Штатов в 1913 г. в США около 15 тысяч женщин умерли от послеродовых осложнений. И эти данные, по мнению врачей сильно занижены!

В рассматриваемый период времени сторонницам этого подхода не удалось добиться желаемого – это дело будущего. Однако ростки права женщины на «свободное материнство» были заложены уже здесь. Однако о влиянии этого отвоеванного права споры не прекращаются по сей день: именно здесь коренится непримиримое ныне противоречие между ортодоксальными феминистскими организациями, видящими в «свободном материнстве» один из главнейших принципов женской свободы, а с другой стороны – противниками абортов, выступающих за право ребенка на жизнь начиная с момента зачатия. Наконец, для современной России актуально противостояние выросшей на идеях М. Сангер и ее последовательниц организации планирования семьи РАМП и ее противников, справедливо видящих в ней экспансию «тайного геноцида», базирующегося на озвученной выше теории «не плодить нищету», уже не среди американских рабочих, правда, а среди «развивающихся стран», в том числе и России…

Таким образом, показанный нами период в развитии женского движения за свои права в Америке имеет немаловажное значение: известные нам сегодня достижения и проблемы зародились именно в рассмотренный нами период: и право женщины на работу и спорт, и абсурд политкорректности и харресмента, и возможность свободного использования противозачаточных средств, и развитые фашизмом и некоторыми современными организациями идеи об ограничении рождаемости «неполноценных», и многое другое. Поэтому эта тема должна изучаться дальше и более глубоко.

Были времена, когда женщина перед законом была в неравном положении с мужчиной. И закон только подтверждал эту норму эпохи.

Другими словами, в XIX - начале XX века политика в сфере гражданских и политических прав женщин была направлена на непризнание женского пола в качестве субъекта общественного развития.

Едва станут женщины вровень с вами, как тотчас окажутся выше вас

Катон Старший

Тяжелая доля

Женщина всегда считалась хранительницей очага. В дореволюционном русском обществе признавался только религиозный брак, а разводы были строго запрещены. Обязанности мужа — доставлять пропитание, а жены - пребывать в послушании. Закон гласил, что супруги просто обязаны жить вместе; при перемене места жительства (например, по долгу службы мужа), жена должна беспрекословно следовать за ним.

Даже в вопросе о праве наследства мужчина занимал преимущественное положение перед женщиной. При совместном наследовании брата и сестры, ближайшее право наследования принадлежало братьям. Дочери наследуют лишь 1/14 часть от недвижимого имущества и 1/8 - от движимого.

В начале XIX века перед женщинами остро стоял вопрос о получении высшего образования - в планы властей оно не входило вовсе. Женщина, ни под каким предлогом, не могла посещать лекции в университетах.

Выдержка из «Практического руководства для дам и мужчин » 1896 года как нельзя лучше описывает нравы старого времени и отношение к женщинам со стороны мужчин: «Большинство дам получает менее основательное воспитание, чем мужчины, они более поверхностны, менее серьезны и легче утомляются; прекрасный пол предпочитает оживленный обмен мыслей и не любит углубляться в какой-нибудь предмет; веселая, шутливая болтовня приятнее женщинам сухих методических рассуждений. Поэтому если мужчина не хочет надоесть им и показаться педантом, то он должен приспособить свой разговор к этим особенностям их характера… Не следует также вдаваться в другую крайность, вступая с дамами в разговор о незначительных мелочах, чуждых мужчине.

…Большинство мужчин без того склонны считать женщин ограниченными в умственном отношении, пустыми, аффективными, мелочными, поэтому женщин, которые дорожат своим достоинством, не следует укреплять в этом мнении своею манерою вести беседу. Мы советуем молодым девушкам, чтоб они давали себе труд принимать участие в таких разговорах, которые лежат несколько дальше обыденной сферы мышления, побеждали бы свою робость и показывали обдуманными вопросами, что предмет беседы доступен их пониманию… Для мужчины нет худшего разочарования, как заметить в своей собеседнице небрежное отношение к тому, что он с жаром излагает ей…».

Поколение «новых женщин»

Уравнивание прав женщин с мужчинами, или женский вопрос в России возник во второй половине XIX века, а пик развития приходится на конец XIX – начало XX века. В этот период женщины активно начинают бороться за предоставление им гражданских и политических прав. Общественное сознание находится на грани переломного момента, переосмысляя роль женщин в обществе.

Реформа 1861 года явилась движущей силой привлечения женщин на общественное производство. Реформа повлекла за собой стремительное разорение дворянства, которое вынуждено было самостоятельно зарабатывать. Именно такие выходцы из богатых семей - благородные девицы - стали активными участниками женского движения, выступая за равноправие. Именно их история назвала «женщинами нового типа» - образованными, самостоятельными, целеустремленными.

Время требовало предоставления женщинам прав на образование и труд - ведь все это являлось неизбежным фактором социального и культурного прогресса общества. В конце 60-х годов XIX века женщины стремились к высшему образованию, уезжали за границу, где занимались преподавательской деятельностью. Женщины «нового типа» работали акушерами и врачами, осваивали «мужские» специальности. Но на их пути по-прежнему вставали непреодолимые запреты. Именно с этого момента в России появляются общества, направленные на обучение женщин грамоте, борьбу за высшее образование и поддержку женщин в их профессиональной деятельности.

В 1863 году в Петербурге была организована женская переводческая и издательская артель. Были переведены и изданы такие произведения, как «Полное собрание сказок Андерсена» (1863), О. Тьери «Рассказы о временах Меровингов» (1864), Г. Вагнера «Из природы» (1865), Г. В. Бэтса «Натуралист на Амазонской реке» (1865). Во главе артели стояли Мария Васильевна Трубникова, дочь декабриста В. П. Ивашева и Надежда Васильевна Стасова, дочь архитектора В. П. Стасова.

В этом же году в Петербурге появляется Дом трудолюбия для образованных женщин. В очерке И. М. Эйзена читаем про эту организацию: «Идя навстречу всем запросам жизни и стараясь как можно более расширить сферу применения женского труда, дом трудолюбия ввел преподавание бухгалтерии. Наряду с этим в доме трудолюбия производится и масса других работ: переписка пером на четырех языках; переводы с пяти языков (французского, немецкого, английского, испанского и арабского) на русский и с русского на иностранные; корректура, метка гладью, плетение и починка валансьенских и брюссельских кружев, живопись по стеклу, фарфору, бархату и атласу и, наконец, разного рода изящные рукоделия. Наплыв желающих изучить эти работы или нуждающихся в заработке женщин растет с каждым днем. В отчете дома трудолюбия сообщены краткие сведения о положении целого ряда интеллигентных женщин, обращавшихся за помощью в дом трудолюбия».

В 1872 году в Москве открываются высшие женские курсы В. И. Герье, считающиеся первым высшем учебным заведением России, в котором женщины получали историческое образование. Учебная программа позволяла девушкам изучать такие дисциплины, как история, литература, естественные науки и даже астрономия.

Широкое развитие получило высшее женское техническое образование. В 1904 году журналистка и феминистка Прасковья Ариан стала инициатором общества по сбору средств для учебного заведения. Так был открыт Петербургский женский технический институт (1906 – 1924 гг.).

После 1906 года стали создаваться крупные политические структуры - «Русское взаимно-благотворительное общество» и «Союз равноправия женщин». Основным лозунгом женского движения становятся следующие слова: «Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола».

Таким образом, в начале ХХ века женщины в России имели много возможностей, чтобы получить высшее образование. Но дипломы высших женских учебных заведений, к сожалению, не учитывались при трудоустройстве. Требовалось поставить знак равенства в правах дипломов высших женских курсов и мужских учебных заведений. Но власти сдерживали такую инициативу.

Важным в истории феминистского движения был Первый Всероссийский женский съезд 1909 года. Инициатором выступила Анна Николаевна Шабанова. На повестке дня стояли следующие задачи: деятельность женщины в России на различных поприщах, экономическое положение женщины, политическое и гражданское положение женщины, женское образование в России.

По словам А. Н. Шабановой: «После съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы».

В современном мире сложно представить женщин без высшего образования, не стремящихся работать. Для нашего времени это антинорма. Женщины все чаще становятся партнерами по бизнесу наравне с мужчинами, и даже занимаются «неженской» работой. В следующей статье мы расскажем о первой русской летчице, первой женщине в Геологическом комитете и других представительницах прекрасного пола, зарекомендовавших себя в предпринимательской деятельности.

Сейчас нам трудно представить, что всего несколько столетий назад женщины приравнивались по статусу к домашним животным. И что все те права, которыми мы теперь радостно пользуемся, пришлось отстаивать в жесткой борьбе. Например…

Впервые женщины грозно взмахнули скалками лишь во времена войны за независимость в США. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых не участвовали!» — воскликнула Эбигейл Смит Адамс и вошла в историю как первая феминистка. Это был прорыв, ведь в 1405 г. «Книгу о граде женском» Кристины Пизанской, утверждавшую право дам на образование и участие в политической жизни, современники просто не заметили. Француженке Олимпии де Гуж, автору« Декларации прав женщины и гражданки»(1791), повезло еще меньше: в 1793 г. ее и вовсе казнили. А в 1804 г. император Наполеон в своем Кодексе подчеркнул, что женщина не имеет гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Все затихло до 1848 г., когда в США подписали« Декларацию чувств». Этот документ утверждал немыслимое: женщины и мужчины созданы равными! Начало движения за наши права было положено.

И здесь США впереди. В 1850 г. там прошел первый Общенациональный съезд женщин и была создана Национальная ассоциация по избирательным правам женщин. Главной ее целью стала борьба за предоставление нашему полу права голоса(suffrage). Так появились суфражистки. Эти« амазонки XIX века» устраивали митинги, первыми начали носить брюки. Благодаря их стараниям в 1869 г. жительницы нового штата Вайоминг получили право голоса, а спустя год им разрешили работать в судах. В других штатах борьба шла с трудом. Многие референдумы о предоставлении женщинам права голоса были проиграны из-за козней виноделов, они опасались, что леди будут выступать за запрещение алкоголя. Окончательно избирательное право американки обрели только 90 лет назад.

Суфражизм накрыл и Европу. Россия оказалась седьмым по счету государством, где женщины в ходе Февральской революции 1917 г. получили право голоса. А француженки обрели его почти через тридцать лет после россиянок. Вот вам и Европа!

ПРАВО собственности

Эта победа достигнута с принятием« Акта о собственности замужних женщин» в 1860 г. в США. До него жены находились в полном распоряжении мужей: они не имели права подписывать контракты, не могли пользоваться даже собственными средствами, не говоря уж о кошельке супруга, а в случае развода теряли права на детей. Акт гарантировал дамам возможность распоряжаться заработками, совместное с мужем попечительство над детьми и другие права. Правда, эти гарантии чаще всего оставались нереализованными.

ПРАВО на образование

В XVII—XVIII вв. еках считалось, что у слабого пола и ум слабый, да и вообще образование ведет к утрате женственности. Деятели эпохи Просвещения выступали против этого убеждения. Усилиями Екатерины II Россия оказалась одной из самых передовых стран в вопросе женского образования. Императрица разумно рассудила, что эрудированные дамы окажут влияние на своих мужей, а значит, на страну в целом. В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Туда на 12 лет обучения принимались дочери дворян, причем с родителей брали подписку о невозможности« истребования» девочек до истечения срока. С 1858 года начали работу училища для девочек из незнатных семей, в 1869 г. открылись Лубянские высшие женские курсы, спустя 9 лет — Бестужевские, с обучением на 3 факультетах: историко-филологическом, юридическом и физико-математическом. Но и после них у женщин были проблемы с трудоустройством. Для обеспечения дам работой в 1893 г. было создано Общество вспоможения окончившим курс наук.

ПРАВО на труд

В богатом на революции 1848 г. в Европе появились первые организации работниц. В России с 1862 г. начало действовать Общество женского труда. А два года спустя в Санкт-Петербурге открылся первый магазин рукоделий, приглашавший на работу — неслыханно! — продавщиц слабого пола.

В 1910 г. Клара Цеткин предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. Идея прижилась спустя каких-то 67 лет. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово« борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами. И, надо сказать, подействовало.

Другие ПРАВА

Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Удачный эксперимент открыл возможность применения обезболивания для всех рожениц.

Предоставления права на защиту достоинства добились американки в 1986 г., когда Верховный суд США постановил, что сексуальная агрессия или приставание к женщинам на рабочем месте является актом дискриминации.

Похоже, феминизм как явление исчерпал себя. Уже в 90-е годы прошлого века стали выходить книги с критикой феминизма, написанные самими феминистками. Некогда единое женское движение раскололось на множество обществ, больше похожих на секты. Вуманистки, поп-феминистки, экофеминистки, «пушистые» феминистки(в смысле« легкомысленные», а не отрицающие эпиляцию), трансфеминистки и другие проповедуют свои течения и преследуют свои конкретные цели.

И Россия притихла. Куда-то исчезла главная феминистка Мария Арбатова, впали в спячку женские организации. Может, это затишье перед бурей?

ИСТОРИЯ ФЕМИНИЗМА В РОССИИ

  • 1764 г. открыт Смольный институт.
  • 1812 г. создано Женское патриотическое общество.
  • 1862 г. открыто Общество женского труда.
  • 1878 г. открыты Бестужевские курсы.
  • 1899 г. основана Женская русская лига мира.
  • 1905 г. создан Всероссийский союз равноправия женщин.
  • 1908 г. проведен Первый всероссийский женский съезд.
  • 1917 г. введено всеобщее избирательное право, женщинам дано право сохранять фамилию при вступлении в брак и равные с мужчинами права при разводе.
  • 1918 г. Конституция закрепила равноправие женщин с мужчинами.
  • 1920 г. в России легализованы аборты(впервые в Европе). В 1936-м это вновь стало незаконным.
  • 1926 г. юридически закреплен незарегистрированный брак.
  • 1945 г. создана Международная федерация женщин.
  • 1968 г. облегчена процедура развода для женщин.
  • 1989 г. создан Комитет по делам женщин, охране семьи.
  • 1996 г. принят Указ« О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти…».

Дарья Корж
PHOTOXPRESS

Женщина на посту госсека США, женщина - кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.

Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж.

Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны её «товарищей по партии». Причем дело было не только в том, что якобинцы не разделяли феминистских убеждений де Гуж. В тексте декларации Олимпия обращалась к Марии-Антуанетте, призывая королеву перестать быть врагом собственного народа и возглавить зарождающееся женское движение. Конечно, писательницу тут же заподозрили в сочувствии к монархии.

После того, как де Гуж потребовала от революционеров провести референдум о будущем государственном устройстве (причем одним из вариантов, предлагаемых писательницей, была конституционная монархия), женщину заклеймили «роялисткой» и казнили как изменницу.

2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage - избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости - объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам - зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика - активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.

В 1888 году Шеппард опубликовала памфлет с громким названием «Десять причин, почему женщины Новой Зеландии должны голосовать». Далее последовало несколько петиций в парламент страны, и буквально за 10 дней до очередных выборов жительницы Новой Зеландии получили право голоса.

3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

Вот как описывала события того дня отечественная газета «Россия»:

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда_.

Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения - прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.

Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин. Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки»_.

4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

В 1912 году, когда английские тюрьмы были под завязку забиты «хулиганящими» активистками, одна из представительниц женского движения решила поговорить о наболевшем напрямую с лидером страны.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.

В 1914 году эпатажную акцию протеста провела Мэри Ричардсон: она пришла в Национальную галерею в Лондоне и несколько раз пырнула ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». На суде Ричардсон объяснила, что таким образом хотела выразить свое несогласие с арестом ее подруги госпожи Панкхерст.

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе - Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) - документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.

_«Принимая во внимание полное отсутствие гражданских прав у половины населения этой страны, её социальную и религиозную неполноценность, принимая во внимание вышеупомянутые несправедливые законы, а также то, что женщины чувствуют себя оскорбленными, угнетенными, обманным путём лишенными своих священных прав, мы требуем, чтобы им были немедленно обеспечены все права и привилегии, которые принадлежат им как гражданам Соединенных Штатов»_, - говорилось в тексте манифеста.

6. Первая ласточка

В США первым громким скандалом, связанным с борьбой женщин за избирательное право, стало дело Сьюзен Энтони. В день очередных президентских выборов 5 ноября 1872 года на одном из участков 52-летняя дама взяла бюллетень и попыталась вбросить его в урну. «Хулиганку» буквально поймали за руку.

При этом согласно 14-й поправке к Конституции, под понятием гражданин понимаются все лица, родившиеся или натурализованные в Америке. О биологическом поле «лиц» в документе, разумеется, не было ни слова.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.

7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии - многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий».

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!

Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Такими вопросами в III Государственной думе являются вопросы о разводе, раздельном жительстве супругов, о правах женщины на наследство, о правах на адвокатуру, о мерах против торга женщинами. Женщины могли бы указать направление для их разрешения, а между тем они по закону лишены права в какой-либо степени принять участие в законодательном обсуждении» … <…>_

В заключение авторы предлагают Думе: «В отмену и изменение соответствующих законоположений постановить: „Лица женского пола пользуются равными с мужчинами правами избирать и быть избираемыми в Государственную думу“. Мы полагаем, что сами женщины и даже подписавшие свое заявление депутаты не верят в возможность скорого осуществления их проекта», - писала отечественная пресса в начале 1912 года.

Радикальные перемены случились только после распада монархического строя. 19 марта 1917 года в Петербурге состоялась 40-тысячная женская демонстрация. Лозунги участниц мероприятия гласили «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее!“, „Свободная женщина в свободной России!“, „Место женщины в Учредительном собрании!“.

Временное правительство не стало игнорировать глас народа и уже 11 сентября 1917 года вступило в силу новое Положение о выборах, в котором говорилось о всеобщем избирательном праве „без различия пола“.

Впервые 8 марта в истории борьбы женщин за свои права возникает в связи с «маршем кастрюль», который состоялся именно 8 марта 1857 года. Тогда ткачихи из Нью-Йорка вышли на улицы в знак протеста против неравных с мужчинами условий труда и мизерной зарплаты. Их требования были достаточно банальными – это сокращение рабочего времени, улучшение условий труда и равную с мужской заработную плату. Если учесть, что женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины, то их возмущение было вполне объяснимо. Но про политическое равенство между мужчинами и женщинами не шло даже речи.

Через почти 50 лет, снова-таки 8 марта, но уже 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической партии женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более чем 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равные с мужчинами условия оплаты труда. Этот митинг был очень схож на тот, который был 50 годами раньше, но в этом появились лозунги о предоставлении женщинам избирательного права. Была создана конституционная комиссия, которая должна была проанализировать вопрос, могут ли женщины иметь избирательно право или оно предоставляется их мужьям. Главным аргументом приверженцев женского равноправия был тот факт, что в то время в США появилось достаточно много матерей-одиночек. И именно не вдов, а тех, кто самостоятельно без помощи мужчины вели хозяйство. Возник парадокс – если существуют такие семьи, то, как учитывать их избирательное право.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который в последнее воскресение февраля праздновался парадом свободных женщин США до 1913 года. Интересно, что в этом параде всегда принимала участие колонна матерей-одиночек, а немного дальше гордо шагали более колоритные «жрицы любви». Кстати, этот парад стал прообразом будущих «Парадов гордости», которые переквалифицировались позднее в парады сексменьшинств.

В то время в Европе еще более эмансипированные революционерки начинают собирать Международные конференции женщин-социалисток. Первая из них состоялась в 1907 году в городе Штутгарт. Несмотря на небольшое количество человек, принявших в ней участие, это не помешало создать Международный женский секретариат (Всемирный Женсовет) во главе с Кларой Цеткин, а журнал «Глайхайт», который издавался Розой Люксембург, был признан Всемирным женским журналом.

Клара Цеткин по полной программе использовала свой виртуальный орган и выдуманную должность. Идеи рождались в ее голове одна за другой – от международного правления женщинами до армии новых амазонок. Проблема была лишь в том, что никто не хотел финансировать эти проекты. Тогда активная революционерка решила заинтересовать своими идеями делегатов Восьмого конгресса Второго Интернационала. Цеткин провозгласила, что лучшим «горючим» для огня революции есть женщина-работник, и все внимание Интернационала должно направляться именно на них.

Клара Цеткин скандировала, что ни одна армия не устоит, когда им навстречу ринутся женщины, матери, жены, что солдаты сложат оружие и власть перейдет народу. Лидеры трудового движения услышали ее и согласились на проведение Второй Международной социалистической женской конференции, которая прошла 27 августа в Копенгагене и собрала более чем сто делегаток из 17 стран. Именно там Клара Цеткин предложила основать международный женский день. Имелось ввиду, что это будет день, когда женщины будут устраивать митинги и марши, привлекая общественность к своим проблемам. Была предложена дата 8 марта 1911 года в честь «марша кастрюль». Была также распространена мысль, что эта дата выбрана в честь еврейского праздника Пурим (посвященный царице Эстер). Но это неправда потому, что на самом деле в 1911 году Пурим припадал на 14 марта.

В 1911 году первый Международный женский день по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг праздновался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. Это связано с тем, что 19 марта 1848 года король Пруссии дал обещание провести реформы, в том числе избирательное право для женщин, но это обещание он не исполнил. В 1912 году Международный Женский день праздновался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России – 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и Голландии – 9 марта, в Германии 12 марта. И только в 1914 году дата была окончательно зафиксирована на 8 марта.

Международный Женский день был популярным в мире в 1910-е и 1920-е года, а со временем его популярность в мире существенно снизилась. В России, например, все было наоборот. В 1921 году по решению Второй Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации 8 марта в Петрограде 1917 года, потому как она была одним из событий, которые предшествовали Февральской революции.

С 1966 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года, Международный день стал праздником и нерабочим днем. Со временем в СССР этот праздник полностью потерял свой политический окрас и привязку к борьбе женщин против дискриминации и стал «днем любви ко всем женщинам».

С 1975 года ООН в связи с Международным годом женщины начали праздновать 8 марта как Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам выбрать любой день этого года Днем борьбы женщин за свои права и международный мир ООН.

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.