Здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Здоровьесбережение в ДОУ (для детей и родителей)

Что такое здоровье? Это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье - это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире. Дело в том, что любому государству нужны творческие и активные личности, имеющие гармоничное развитие. А ведь с каждым днем к человеку предъявляются новые, все более высокие требования. Соответствовать им способна только здоровая личность.

Но как же решить эту задачу? Ответом на этот вопрос может стать восточная мудрость о том, что здоровье человека является вершиной, покорить которую каждый должен самостоятельно. Какова в данном случае задача педагогов? Они должны научить своих воспитанников покорять такую вершину.

Значение начального жизненного этапа

В дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека. Первые семь лет жизни - это тот период, когда люди проходят огромный путь своего развития, который не находит повторения в последующие годы.

Именно в дошкольном периоде интенсивно развиваются все органы, происходит становление функциональных систем, формируется характер, закладываются определяющие черты личности. При этом маленький человек начинает определенным образом относиться к себе и к окружающим его людям.

Задача педагога

Взрослый человек, на которого возложена обязанность по воспитанию ребенка, должен:

Привить ему ценностное отношение к здоровью;
- научить отказываться от всего вредного для организма;
- прививать чувство ответственности за свое здоровье.

Эти задачи должны решаться путем осуществления программы «Здоровьесбережение в ДОУ». Успешность ее выполнения зависит от системного подхода к решению данной проблемы, который использует в своей работе учреждение. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, должна проводиться согласно скоординированной политике, подкрепленной утвержденным комплексным планом действий.

Актуальность темы

Согласно ФГОС, воспитатель в своей работе должен применять различные технологии здоровьесбережения в ДОУ. Этим он добьется решения приоритетной задачи, которая стоит перед современным а именно - сохранения, поддержания и обогащения здоровья ребенка, педагога и родителей. Другими словами, всех субъектов учебного процесса, осуществляемого в ДОУ.

Воспитание социально-адаптированной личности

Программа по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС включает в себя этапы по поддержанию физического состояния ребенка. И это очень важно. Ведь физическое здоровье детей неразрывно связано с их эмоциональным благополучием, а также здоровьем психическим. И только высокий уровень всех этих составляющих позволяет говорить о гармонично развитой личности.

Программа по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС построена таким образом, что главенствующим в ней является принцип осознания того, что здоровый ребенок непременно является успешным. Добиться этого позволяет целая система мероприятий, направленных на физическое воспитание детей.

Применение педагогических технологий

В настоящее время работа по здоровьесбережению в ДОУ является одним из самых приоритетных направлений воспитательного процесса. Как осуществить эти мероприятия? И здесь на помощь педагогу приходят здоровьесберегающие технологии.

Стоит иметь в виду, что при определении не стоит останавливаться только на физической составляющей данного определения. В этом случае не стоит забывать о социально-психологической и духовно-нравственной стороне вопроса. Ведь здоровье - понятие многогранное. И оно включает в себя множество различных аспектов.

Именно поэтому модернизация системы российского образования направлена на то, чтобы создать условия здоровьесбережения ДОУ. Это непременно повысит качество воспитательного процесса. В связи с этим принятые недавно государственные стандарты (ФГОС) в качестве основной задачи, которая ставится перед образовательными учреждениями, выделяют всестороннее развитие подрастающего поколения с учетом возрастных возможностей и индивидуальных способностей каждого ребенка с одновременным сохранением и укреплением его здоровья.

Понятие педагогических технологий

Работа детьми по здоровьесбережению ДОУ напрямую зависит от той программы, по которой должны трудиться педагоги. При ее составлении учитываются:

Конкретные условия в ДОУ;
- профессиональная компетентность педагогов;
- показания заболеваемости детей.

Что означает понятие «педагогические технологии при здоровьесбережении»? У различных авторов оно трактуется по-разному. Так, родоначальник данного понятия Н.К. Смирнов в своих трудах говорил о том, что это не что иное, как совокупность методов и форм такой организации процесса обучения, который бы не проводился в ущерб здоровью учащихся. По его мнению, здоровьесбережение в ДОУ должно присутствовать при применении любой педагогической технологии и являться ее качественной характеристикой. При этом важно, чтобы здоровье сохранялось у всех А к ним относятся педагоги, дети и их родители.

Здоровьесберегающие технологии являются своеобразным сертификатом безопасности физического состояния людей, участвующих в образовательном процессе. Кроме того, подобные технологии служат совокупностью тех методов, приемов и принципов работы воспитателя, которые представляют собой дополнение к традиционным педагогическим технологиям.

Цель применения

Для чего необходимо здоровьесбережение в ДОУ? Цель этого направления многогранна. Так, для ребенка такого рода педагогические технологии позволяют обеспечить высокий уровень его здоровья с одновременным культуры. Валеологическая компетентность является совокупностью осознанного отношения малыша к своему здоровью и умением оберегать, сохранять и поддерживать его. Все это позволит дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи безопасного поведения, а также здорового образа жизни, которые связаны с оказанием самой элементарной физической и психологической помощи и взаимопомощи.

Здоровьесбережение ДОУ родителей и педагогов - это содействие в становлении культуры здоровья. В данное понятие входит поддержание физического состояния воспитателей, а также валеологическое просвещение пап и мам малыша.

Здоровьесбережение в ДОУ с применением соответствующих технологий позволит значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. При этом такая программа сформирует у родителей и педагогов ценностные ориентиры, направленные на укрепление здоровья дошкольников. Но это возможно только в том случае, когда будут созданы условия для корректировки технологий с учетом конкретных условий, а также специализации учреждения. Кроме того, программа, направленная на здоровьесбережение педагогов ДОУ и родителей малышей будет формировать у взрослых положительные мотивации только в том случае, когда она будет опираться на статистический мониторинг физического состояния детей. При этом во все проводимые мероприятия важно вносить поправки, которые касаются интенсивности технологических приемов и обеспечения индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Только тогда все действия помогут достичь цели. Здоровьесберегающие технологии позволят сформировать у ребенка стойкую мотивацию, направленную на ведение активного образа жизни. В таком случае малыш будет жизнерадостен, открыт к общению и оптимистичен. Достижение поставленной цели является залогом успешного развития всего спектра качеств и свойств личности.

Разновидности педагогических технологий

Что должен включать в себя план по здоровьесбережению в ДОУ? В него должны входить все мероприятия, направленные на использования различного вида здоровьесберегающих технологий. А это:

Физкультминутки (динамические паузы);
- ритмопластика;
- спортивные игры;
- технологии, имеющие эстетическую направленность;
- релаксация;
- гимнастика для глаз и пальчиковая, для пробуждения и дыхательная;
- оздоровительный бег;
- физкультзанятия;
- коммуникативные и развлекательные игры;
- самомассаж;
- занятия по теме «Здоровье»;
- технологии воздействия цветом, музыкой;
- сказкотерапия и т. д.

Этапы внедрения

План по здоровьесбережению в ДОУ осуществляется при прохождении нескольких ступеней. Так, этапами внедрения подобных технологий являются:

1. Анализ физического развития и исходного состояния здоровья. При этом важно учесть уровень развития валеологических навыков и умений детей. Немаловажным фактором для проведения анализа должна стать и здоровьесберегающая среда, существующая в ДОУ.

2. Организация необходимого пространства.

3. Установление контактов с другими сотрудниками детского учреждения.

4. по здоровьесбережению с изучением всех приемов и методик данного направления.

5. Внедрение различных форм работы по укреплению и сохранению здоровья различных категорий взрослых и детей.

6. Работа с родителями малышей, имеющая валеологическую направленность.

Все описанные выше технологии должны быть включены в план самообразования воспитателя ДОУ по теме здоровьесбережения. Его действия в дальнейшем должны иметь комплексную направленность. Только в таком случае у ребенка сформируется привычка к ведению здорового образа жизни. Работа по внедрению данных технологий должна проводиться не только воспитателями. Необходимо, чтобы в ней принимали участие инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители, педагоги-психологи, логопеды. Только в таком случае ребенок научится понимать собственные эмоции, начнет управлять поведением, а также почувствует и услышит свое тело.

Применение оздоровительных режимов

Что еще должно предусматривать здоровьесбережение детей в ДОУ? В эту программу непременно включаются:

Разнообразные оздоровительные режимы, среди которых гибкий и адапционный, по сезонам и щадящий;
- комплекс мероприятий развивающего характера, в который входит прохождение «дорожек здоровья», воздушное закаливание, хождение босиком, полоскание рта и горла, бодрящая гимнастика и т. д.;
- разнообразные физкультурные занятия;
- максимальное применение двигательного режима;
- профилактические мероприятия в виде ритмопластики, сухого бассейна, логоритмики, тактильных дорожек.

В план самообразования воспитателя ДОУ по теме здоровьесбережения непременно должен быть включен вопрос, касающийся организации рационального питания.

Необходимо предусмотреть также целый комплекс мероприятий, сохраняющих психологическое и физическое здоровье взрослых. Кроме того, вся деятельность педагога должна проводиться с соблюдением требований СанПиНа.

Результаты внедрения педагогических технологий

Воспитатель, получающий самообразование по здоровьесбережению ДОУ, должен помнить о том, что работа над физическим и психологическим состоянием ребенка - это не отдельные периодические мероприятия. Внедрение в практику соответствующих технологий непременно должно стать идеологией всего образовательного процесса. Ведь его результатом станет создание определенной поведенческой базы личности, которая останется на всю жизнь.

Итогом внедрения здоровьесберегающих технологий должно явиться:

Формирование необходимых навыков, содействующих ведению здорового образа жизни как у детей, так и у взрослых;
- активное взаимодействие всех специалистов ДОУ по вопросам организации оздоровительной и физкультурной работы с малышами;
- проявление терпимости каждого из участников внедрения таких технологий в общий воспитательный процесс ДОУ;
- создание нормативно-правовой базы, рассматривающей вопросы оздоровления подрастающего поколения;
- внедрение в жизнь новейших научно-методических способов;
- организация процесса, направленного на сохранение физического и психического здоровья детей и на создание необходимого здоровьесберегающего пространства не только в ДОУ, но и в семье;
- сохранение и улучшение показателей здоровья детей.

Внедрение подобных педагогических технологий является одним из самых перспективных направлений работы образовательных учреждений. Эта совокупность приемов и методов обучения маленьких детей позволит добиться гармоничного развития личности без ущерба для их физического и психического развития.

Технологии стимулирования и сохранения здоровья

Рассмотрим более подробно те приемы, которые применяются педагогом во время мероприятий по сохранению здоровья детей.

Одной из составляющих такого процесса является ритмопластика. Она развивает у детей гибкость и музыкальный слух, формирует правильную осанку.

Во время занятий педагогу следует проводить и динамические паузы. Они представляют собой комплекс упражнений по пальчиковой и дыхательной гимнастике. Должны включать они и зарядку для глаз. Подобные физкультминутки длятся, как правило, совсем недолго. Их периодичность зависит от утомляемости детей. Время, отводимое на их проведение, - от 2 до 5 минут.

Ежедневно педагог должен проводить спортивные игры с детьми. При этом они, как правило, являются частью физкультурного занятия. Рекомендуются подвижные игры для детей и во время прогулки. Проводят их и в групповой комнате, когда у малышей отсутствует возможность проявлять высокую степень подвижности. Игры должны быть подобраны с учетом возраста ребенка, а также места и времени их проведения.

Важна для поддержания и укрепления детского здоровья и релаксация. Основной ее задачей является обучение малышей управлению собственными эмоциями и поведением. Благодаря релаксации дошкольники начинают «слышать» свое тело.

Педагог проводит мероприятия, направленные на создание баланса положительных и отрицательных эмоций, а также обеспечение жизнеутверждающего положения и поддержание внутреннего равновесия. Задача взрослого состоит не в том, чтобы подавить или искоренить возникшие у ребенка эмоции. Он учит детей ощущать свои чувства и управлять поведением.

Для достижения этой цели используются упражнения на расслабление как той или иной части мышц, так и всего тела. Во время проведения релаксации важно создать необходимое настроение. Для этого в комнате должна звучать спокойная музыка (Рахманинова, Чайковского) или звуки природы. В таких упражнениях есть элемент игры, и поэтому они очень нравятся детям, которые достаточно быстро обучаются такому непростому, казалось бы, расслаблению.

В программе здоровьесбережения непременно должна участвовать и пальчиковая гимнастика. Основными ее задачами являются:

Развитие точности и ловкости рук;
- стимулирование творческих способностей малыша;
- развитие речи и фантазии;
- подготовка руки дошкольника к письму.

Занятия по пальчиковой гимнастике проводятся ежедневно. Они могут быть индивидуальными или с привлечением группы детей. Тренировка мелкой моторики позволяет стимулировать пространственное мышление, речь, кровообращение и внимание, быстроту реакции и воображение. Все это особенно полезно тем детям, у которых есть речевые проблемы.

В любое свободное время педагог может проводить с детьми гимнастику для глаз. Конкретный период времени будет зависеть от зрительной нагрузки ребенка. С помощью такой гимнастики снимается статическое напряжение мышц глаз, в них улучшается кровообращение. Для обучения детей упражнениям педагог использует наглядный материал.

Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы является дыхательная гимнастика. Благодаря ее упражнениям у детей происходит активизация кислородного обмена в тканях. При этом нормализуется работа всего организма.

При составлении планов по здоровьесбережению педагог должен предусмотреть ежедневную бодрящую гимнастику. Она проводится в течение 5-10 минут сразу после дневного сна. Это небольшой комплекс, в который входят:

Упражнения на кроватях;
- движения по коррекции плоскостопия;
- воспитание правильной осанки;
- умывание.

Ежедневно с детьми должна проводиться и утренняя гимнастика. Эти 6-8 минут занятий будут максимально эффективными, если получат музыкальное сопровождение. При этом у деток начнется активное формирование гимнастических навыков и умений.

Более сложный комплекс упражнений должны включать в себя физкультурные занятия. Их проводят три раза в течение недели. Длительность таких занятий не должна быть менее тридцати минут. Используемые при этом упражнения обучают дошкольников двигательным навыкам и умениям. При регулярном проведении физкультурных занятий у детей повышается иммунитет.

Но как бы много мы, взрослые, ни делали для своих детей, хороший результат можно будет получить только после подключения к процессу оздоровления самого ребенка. Несмотря на свой возраст, он способен сделать многое для своего физического развития. Об этом малышу просто надо рассказать. Для достижения поставленной цели педагог проводит серию занятий под названием «Азбука здоровья». Их темы: «Мой организм», «Я и мое тело» и т. д.

В виде динамической паузы в процессе обучения или в форме игры взрослый должен предложить детям сделать самомассаж. При этом простые и доступные движения должны сопровождаться яркими образами и веселыми стихами. После самомассажа усиливается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается осанка. Укрепляется не только физическое здоровье человека, но и его психика.

Все эти, а также множество других технологий, направленных на здоровьесбережение детей, обладают достаточно высокой эффективностью. Однако позитивное воздействие всех методов и приемов определяется не только их качественными характеристиками, но и грамотным применением в общей системе образования.

Давно известно, что дошкольный возраст один из самых важных периодов в процессе формирования личности человека. В этом возрасте особенно развиваются особенности и разносторонние способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, так необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. В последнее время одним из главных направлением дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная деятельность. Это вызвано целым рядом объективных причин: недостаточная организация профилактики различных заболеваний, слабое здоровье детей, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей и других окружающих людей.

Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же задачей педагога является индивидуально подготовить каждого ребенка дошкольного возраста к его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания и развив у него все необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна и очень распространена и вызывает волну тревожности. Для того чтобы любой человек был абсолютно здоровым, ему необходимо научиться прежде всего сохранять и укреплять свое здоровье. Именно этому процессу мы в нашем детском саду и стараемся уделять как можно больше внимания. Не забывая о том, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек. В процессе нашей деятельности мы стремимся к реализации следующие задачи : обеспечивать определенные условия для физического и психологического комфорта участников воспитательного и образовательного процесса; формировать доступные знания о пользе занятий физической культурой, об основных гигиенических правилах; реализовывать комплексный подход в использовании всех методов и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей; формировать основы безопасности жизнедеятельности; оказывать помощь семье в сохранении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Здоровьесбержение детей в дошкольном образовании.

Здоровьесбережение в дошкольном образовании - это технологии, которые в первую очередь направлены на решение одной из самой главной задачи современного дошкольного образования, а именно задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду.

Главная цель, которую ставит перед собой коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения - это сохранение, укрепление и обогащение здоровья детей, улучшение их двигательной активности с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

В нашей дошкольной образовательной организации разработана технология здоровьесбережения для детей дошкольного возраста. Главными задачами которой являются:

1. Укрепление, обогащение и сохранение детского здоровья на основе системного использования доступных для нашего детского сада средств физического воспитания, организации двигательной активности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активного участия детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Сотрудничество конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

Организацию санитарного режима и создание гигиенических условий для детей;

Организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологического комфорта и безопасности детей во время пребывания их в нашем детском саду;

Организацию профилактической работы с детьми и сотрудниками.

Чтобы здоровьесберегающие технологии были успешно воплощены в жизнь, необходимо обучить детей элементарным моментам здорового образа жизни, используя в своей работе оздоровительную гимнастику, различные игры-релаксации, разные виды массажа, короткие физкультминутки во время занятий, специально подготовленные занятия оздоровительной физкультуры, упражнения для глаз, массовые оздоровительные мероприятия, также прививать детям гигиенические навыки.

Так же при реализации здоровьесберегающих технологий большую роль играет работа с семьей. Для сотрудничества с родителями, для формирования здорового образа жизни у их детей нами разработана и уже прекрасно реализуется комплекс мероприятий, к которым можно отнести: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями.

Типы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашей дошкольной организации.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих направлениях:

Медико-профилактическая технология.

Профилактическая деятельность обеспечивает сохранение, обогащение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

Задачи данной деятельности:

Организация и контролируемость сбалансированного питания детей, их физического развития, закаливания;

Проведения мониторинга здоровья детей, а также разработка рекомендаций по укреплению детского здоровья;

Организация контроля в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов.

Организация профилактических мер.

Организация среды здоровьесбережения в дошкольной образовательном учреждении.

Технологии просвещения родителей.

Безусловно, важно насколько правильно организован режим дня ребенка, какое внимание родители уделяют здоровью своего ребенка. Ведь от этого зависит его настроение, состояние эмоционального и психологического комфорта. Если здоровый образ жизни ребенка, к которому его учат в детском саду, находит поддержку и дома, то он закрепляется в сознании ребенка. В противоположном случае, когда ребенок дома не получает необходимого понимания и поддержки, то полученная информация в дошкольном учреждении будет лишней и неинтересной для ребенка.

Технологии обеспечения психологического комфорта ребенка.

Задача данной деятельности - обеспечение психологического комфорта и позитивного психологического благополучия ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками в детском саду; обеспечение социально-эмоционального комфорта ребенка дошкольного возраста, ведь эмоциональное настроение, психологический комфорт, бодрое настроение ребенка является важным составляющим его здоровья.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на физическое развитие ребенка, также на укрепление его здоровья.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

Развитие физических качеств детей-дошкольников;

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;

Воспитание привычки физической активности;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

Оздоровление детского организма средствами закаливания.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому развитию, а также педагогами - в форме различных физкультминуток, гимнастик.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание культуры здоровья дошкольников. Задача это деятельности сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, приумножение знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Образовательная работа предполагает проведение бесед и игровых занятий с дошкольниками о том, как необходимо соблюдать режим дня, о важности гигиенических процедур, о здоровье и способах его укрепления, о функционировании детского организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают необходимые навыки здорового образа жизни и культуры, знания о безопасном поведении и разумных действий в сложных ситуациях.

Главным направлением в деятельности каждого образовательного дошкольного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.

Виды оздоровительной деятельности в нашей дошкольной организации.

В нашей образовательной дошкольной организации ежедневно в группах всех возрастов предусмотрено несколько форм физического развития детей, что позволяет обеспечить необходимое двигательное развитие детей в течение всего дня, и способствует укреплению здоровья детей в целом.

Большое внимание в режиме дня мы стараемся уделять проведению закаливающих процедур, которыеспособствуют общему укреплению здоровья и профилактики заболеваний. Закаливающие процедуры очень важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни. Используемые нами комплексы закаливаний предусматривают различные методы и формы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья ребенка.

При работе с детьми мы обязательно руководствуемся основными принципами закаливания:

Осуществлять закаливание при условии, что ребёнок абсолютно здоров;

Обязательно учитывать индивидуальные особенности организма ребёнка, его возраста и просто чувствительности к данным процедурам;

Не проводить закаливающие процедуры, если у ребёнка присутствуют какие-либо отрицательные эмоции, например, страх, плач или даже беспокойство;

Интенсивно проводить закаливающие мероприятия, увеличивая последовательно и постепенно, с увеличением времени проведения закаливания;

Проводить закаливающие процедуры постоянно и систематично.

Еще одной из самых эффективных закаливающих моментов в режиме дня является прогулка. Чтобы прогулка давала нужный положительный эффект, педагогами нашего дошкольного учреждения часто меняется поочередность видов деятельности детей, это часто зависит от характера предыдущего занятия, а так же погодных условий. Прогулка на свежем воздухе начинается с легкой пробежки или с какой-нибудь подвижной игры в холодное время года, а так же после таких занятия, на котором дети сидели в однообразной позе. А в тёплое время года или после активно-двигательных, физкультурных и музыкальных занятий прогулка начинается с наблюдения за природой, спокойных игр.

Прогулка - неоспоримо очень важный момент в режиме дня ребенка, ведь именно во время прогулки дети в полной степени реализовывают свои двигательные потребности. Самой подходящей формой для реализации двигательных потребностей служат:

Подвижная игра играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Различные физические упражнения на улице так же необходимы для ребёнка дошкольного возраста. Так как это все способствует совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для ребенка для приобретения им жизненного опыта.

Помимо всего, разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту, координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей.

Очень велика потребность ребенка дошкольного возраста в движениях, но не стоит забывать о том, что еще неокрепший детский организм еще очень чувствителен не только к недостатку, но и к переизбытку двигательной активности. Поэтому при выборе разнообразных подвижных игр и игровых упражнений педагоги нашего детского сада стараются соблюдать режим двигательной деятельности, регулировать допустимую нагрузку двигательной активности. Иногда следует изменять игровую ситуацию, увеличивая, также часто уменьшая количество повторений упражнений.

Помимо разнообразных подвижных игр, в нашем дошкольном учреждении мы широко используем упражнения с основными видами движений, такие как: прыжки на месте, бег и ходьба, бросание и ловля мяча, ходьба по наклонной плоскости.

Физические упражнения проводимые на свежем воздухе всегда способствуют укреплению детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных механизмов. В нашей дошкольной образовательной организация на каждые две недели имеются несколько комплексов физических упражнений на свежем воздухе: для хорошей погоды, на случай дождливой и пасмурной погоды, на случай ветреной погоды.

В нашем детском саду особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию двигательной активности и физической культуры на физкультурных занятиях . Безусловно, в группах разных возрастных периодов физкультурные занятия имеют абсолютно разную направленность:

Детей младшего возраста учат, прежде всего ориентироваться в пространстве, а так же приёмам элементарной страховки;

В среднем возрасте - уже развивают физические качества, и прежде всего, силу и выносливость;

В старших группах - развивают потребность в движении, формируют двигательные способности и самостоятельность.

В связи с этим в нашем детском саду появилась потребность использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: традиционные занятия; занятия, которые состоят из комплекса подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; спортивные соревновании.

Еще одним из наиболее важных моментов укрепления, оздоровления и обогащения организма ребенка дошкольного возраста, а также развития двигательного режима ребёнка является утренняя гимнастика .

Давно известен тот факт, что ежедневно выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых навыков, так же вырабатывается полезная привычка начинать день с утренней разминки. Утренняя гимнастика укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, благоприятно влияет на обмен веществ, помогает развитию правильной осанки. Еще в нашем саду предлагаются различные упражнения для укрепления свода стопы - поднимание на носки, на пятки, чтоб в свою очередь помогает предупредить возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10минут на воздухе или в помещении в зависимости от погодных условий. В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми.

На занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания, с целью предупреждения утомления в нашем детском саду проводятся физкультминутки .

Физкультминутки развивают моторику, способствуют укреплению нервных процессов, развивают внимание и память, реакцию и создают положительное эмоциональное настроение, повышают общий тонус.

Физкультминутки проводятся на усмотрение воспитателей и по мере необходимости во время таких занятий как: занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений. Продолжительность физкультминуток составляет 3-5 минут.

Дыхательная гимнастика . Здоровье человека, его физическая и умственная деятельность во многом зависит от правильного дыхания. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний органов дыхания.

Медицинский факт, что детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё достаточно слабы, поэтому необходим специальный комплекс упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, можно отнести упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся медленно, следя за вдохом и выдохом и паузой после выдоха.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в нашем дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна. Она необходима для того, чтобы поднять мышечный тонус, улучшить настроение детей, а также гимнастика в постели способствует профилактике нарушений осанки.

- Гимнастика игрового характера . Состоит из нескольких упражнений, когда дети подражают движениям птиц, животных, растений

- Разминка в постели . Дети постепенно просыпаются и еще в положении лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют несколько простых упражнений общеразвивающего характера. Упражнения могут выполняться из разных положений: лёжа на животе, на боку или сидя на кровати. После выполнения упражнений дети встают и могут выполнить в разном темпе несколько движений, это может быть: ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег.

Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно необходимая привычка. Вот почему детский сад и семья ребенка-дошкольника обязаны заложить основные понятия здорового образа жизни, используя различные методы в своей работе. Мы считаем, что созданная в нашем детском саду система по здоровьесбережению позволяет наиболее качественно решать задачи развития физически развитой, творческой личности. Направленность на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, воспитание у детей чувства ответственности за порученное им дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему собственному здоровью и использованию доступных материалов для его укрепления, стремления к расширению двигательной активности. Наши дети показывают достаточно высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных способностей человека, таких как: силы, гибкости, быстроты, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста.

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо следующее:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

Игры – релаксации.

Разные виды массажа.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).

Физкультминутки во время занятий.

Функциональная музыка.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Распространение буклетов.

Выставки.

Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Проведение семинаров – практикумов.

Выставки.

Посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

Консультации.

Посещение научно практических конференций освещающих проблемы оздоровления.

4 . Создание условий и развивающей среды.

Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Подбор картотек.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.
Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности:
формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;
- проведение одного занятия на свежем воздухе;
в течение летнего оздоровительного периода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босоножье.
- витаминизация питания;
постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
диагностика физического развития;
система профилактических оздоровительных мероприятий;
физкультурные занятия;
утренняя гимнастика;
игры на свежем воздухе;
закаливающие мероприятия;
спортивные праздники; развлечения, досуги;
совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей.
Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса физической культуры.
Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду, мы опираемся на принцип единства взаимодействия:
Родители → ребёнок → педагог.
Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
упражнения после сна (в постели) для детей 1 младшей группы;
босохождение по дорожкам «здоровья»;
оздоровительный бег;
дыхательная гимнастика;


Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведет учет калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания.
Анализ состояния питания детей ДОУ показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.
Сложившаяся в ДОУ система воспитательно - оздоровительной работы с детьми постоянно совершенствуется с учетом дифференцированного подхода для каждого возраста. У большинства детей адаптация к условиям детского сада проходит в средней и легкой форме. Педагоги групп осведомлены о состоянии здоровья детей, об особенностях ухода и присмотра за ними.
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

С целью реализации данной программы в детском саду мы создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития.

Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, они также оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

В каждый вид деятельности мы включаем упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Они проводятся в свободном темпе без принуждения. Дети, по каким либо причинам не желающие выполнять упражнения просто наблюдают или выполняют частично. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения на данный момент.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений – «Шарик», «Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», «Плакса», игры на улучшение самочувствия у детей склонных к частым простудным заболеваниям, элементы йоги «Лёвушка», «Гора», «Дерево».

Проведение закаливающих процедур.

В нашем детском саду, начиная с раннего возраста, ежедневно проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Разучивание массажей.

Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки, яйца от киндер сюрпризов, деревянные палочки, мячи – ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, массаж области груди, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект. Это такие массажи как: «Снеговик», «Крокодил», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком», «Буратино», «Чебурашка».

На прогулке зимой дети ходят на лыжах, играют в хоккей, летом играют в футбол, что является немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе проводим оздоровительный бег. Доказано что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение и дыхательную, и сердечно сосудистую системы, а также способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, яма с песком для прыжков.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания- дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули "Гусеница", "Туннель Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, маячный кварц, бактерицидные лампы, тепловлажный ингалятор.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья".
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой. Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.


ЛЮДМИЛА Пискова
Здоровьесбережение дошкольников

"Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой" Платон, древнегреческий мыслитель

Идея здоровьесбережения в рамках педагогической теории и практики была впервые выдвинута Платоном многие столетия назад. Последующие поколения философов и учёных развили и дополнили её.

Сейчас под здоровьем подразумевается , согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» , по определению же кандидата медицинских наук, профессора Н. К. Смирнова, – “это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья , личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни” .

В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и укрепление здоровья , активное формирование здорового образа жизни у воспитанников.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

Медико-профилактические;

Физкультурно-оздоровительные ;

здоровьесберегающие образовательные технологии;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья ; организация и контроль сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста ; организация выполнения требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ .

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на становление физической культуры дошкольников и развитие их физических качеств : их силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы : дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, закаливание, правильный двигательный режим, проведение гимнастических упражнений, соблюдение динамических пауз (физминуток, организация подвижных и спортивных игр, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры (культуры здоровья ) дошкольников . Цель таких технологий – формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умений сохранять, оберегать и укреплять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи безопасного поведения и вести здоровый образ жизни . Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников . Ведущий принцип таких технологий – учет личностных физических и психологических особенностей ребенка, учет интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. К ним относятся : профилактические беседы, дидактические игры,

чтение детской художественной литературы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения детского развития в педагогическом процессе ДОУ.

Эти технологии обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника . Эти технологии направлены на создание эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся : индивидуальные и групповые тренинги, релаксации, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и другие.

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , развитие потребности к здоровому образу жизни . Они могут реализовываться через участие в педагогических и валеологических конференциях, посещение практических семинаров по здоровьесбережению , специальных курсов валеологической грамотности.

Технологии валеологического просвещения родителей – технологии, обеспечивающие формирование валеологической образованности у родителей воспитанников ДОУ : формирование у них чётких представлений о здоровом образе жизни , факторах риска, способах поддержания и укрепления взрослого и детского здоровья . К ним относятся : информационные стенды и буклеты для родителей, консультационная поддержка родителей педагогическим и медицинским персоналом ДОУ, проведение тематических родительских собраний и “Дней здоровья” .

Здоровьесбережение – это одна из базовых составляющих воспитательного и образовательного процесса. Только применяя комплекс здоровьесберегательных технологий , можно воспитать здоровую , гармонично развитую личность.

Публикации по теме:

Фитнес для дошкольников "Фитнес для дошкольников». Перспективное планирование составлено на основании программы автора Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные.

В рамках подготовки к городскому конкурсу дошкольных образовательных учреждений на лучший социальный видеоролик по профилактике детского.

Есть на Земле огромный дом - Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый.

Семинар-практикум для родителей «Здоровьесбережение как залог успешности ребёнка в социуме» Цель: формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья у всех участников образовательных отношений. Задача: Повысить компетентность.

Доклад на тему:

«Здоровьесбережение детей дошкольного возраста»

Ерканалиева. У. А. воспитатель

СП ГБОУ СОШ пос.Прогресс

« Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

1.Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.Педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

2.С этих позиций разработана программа «Здоровье». Она ориентирована на педагогов-практиков, осуществляющих повседневную работу с дошкольниками и их родителями. Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически не возможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

3. Основная цель, которую ставит перед собой коллектив детского сада это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Для реализации поставленной цели в детском саду мы создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Есть спортивная площадка, спортивный и музыкальный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием для развития ребёнка. Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности,которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы.Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Также имеются пособия для профилактики плоскостопия и подвижных игр.Воспитатели проявляют творчество в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков.Мелкое оборудование размещено так, что оно доступно для детей.Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий.Имеется картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, подвижных игр.

4. Разнообразные физкультурно - оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы «Здоровье», наряду с проводимой разносторонней санитарно - просветительной работой и проводимое валеологическое образование детей позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели - сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения.

В детском саду проводится комплекс оздоровительных мероприятий:

      Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.

      Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения)

      Утренняя гимнастика(в летний период на участке)

      Гимнастика после сна

      Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия

      Контроль за физическим воспитанием, закрепление правильной осанки

      Правильная организация прогулок и их длительность. Прием детей на участке в летний период

      Соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями)

      Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, которые проводят воспитатели, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице. Кроме того, проводятся подвижные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.

      1 один раз в год проводится день здоровья, один раз в год спортивный досуг

      Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.

      В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация воспитанников детского сада.(согласие родителей)

      В группах воспитатели проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна. Осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом), босохождение.

      Важная роль в рамках здоровьесбережения отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.

5.Большая работа проводится по созданию у детей представлений о здоровом образе жизни. Во время бесед прививаем навыки ухода за своим телом, оказании эмоциональной помощи, развиваем представление о строении своего тела, назначении органов.

Сказкотерапия используется для психологической и развивающей работы, повышения внимания детей, развития эмоциональной отзывчивости, воображения, фантазии, творческих способностей.

Используя спокойную музыку, звуки природы, в разных режимных моментах, в зависимости от состояния детей, устанавливаю эмоциональный контакт.

6.Большое внимание уделяем санитарно-просветительной работе. Оформляются папки передвижки, ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.

6Проводимая работа по здоровьесбережению в моей группе дает положительный эффект: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремление к расширению двигательного опыта..