Конспект занятия по обж в старшей группе. Пожарная безопасность. Занятия по ОБЖ

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Образовательный проект

«Формирование основ безопасности

жизнедеятельности детей в ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель Хасанова И.В.

2011-2012 уч.год

Вид про екта : практико-ориентированный, коллективный .

Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

П.Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  1. организованные формы обучения на занятиях,
  2. совместную деятельность взрослого и ребенка,
  3. самостоятельную деятельность ребенка,
  4. воспитание навыков поведения,
  5. ознакомление с окружающим,
  6. развитие речи,
  7. художественную литературу,
  8. конструирование,
  9. изобразительное искусство,
  10. игру.

Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.

Цель моего проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

  1. Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
  2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

Объяснить правила общения с животными.

  1. Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
  2. Обогатить представление детей о здоровье . Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
  3. Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Второй этап: Организационный.

Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Третий этап. Основной.

Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности. Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Четвертый этап. Аналитический.

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Пятый этап. Заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:

  1. Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
  2. Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, игры.
  3. Итоговый: КВН, продуктивная деятельность, участие в районных конкурсах.

В рамках проекта мы предлагаем, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Продуктами этой деятельности являются:

  1. создание книжки-малышки «Азбука безопасности»,
  2. выставки детских рисунков,
  3. фотографии занятий,
  4. макет «Наша улица»,
  5. конспекты занятий и тематических дней,
  6. сборник «Копилка загадок»,
  7. мультимедийная презентация.

Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ» поможет:

  1. Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;
  2. Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
  3. Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Для решения задач проекта, необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Комната ОБЖ в ДОУ оснащена техническими средствами, это- телевизор, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;

Уголки ОБЖ в группах оснащены:

  1. дидактическими играми;
  2. учебными макетами, перекрестками;
  3. книгами разных авторов на соответствующую тематику;
  4. справочной литературой: энциклопедии, справочники;
  5. строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
  6. транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);
  7. настольно-печатными играми;
  8. макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
  9. разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
  10. аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
  11. альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
  12. иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
  13. семейными проектами: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.

Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе. Для сохранения здоровья детей, снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия. Это:

Гибкий режим дня;

Закаливающие мероприятия;

Полноценное питание, витаминизация;

Медицинский кабинет;

Соблюдение СанПиНов;

Комната релаксации;

Спортивная площадка;

Физкультурный зал;

Двигательный режим;

Музыкальный зал;

Тематические занятия.

Медицинский персонал в нашем ДОУ проводит диспансеризацию, иммунизацию, осмотр детей, массаж. Воспитатель обучает самих малышей самомассажу и игровому массажу. Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей, повышению общего жизненного тонуса. На музыкальных занятиях с малышами используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей. Для пропаганды здорового образа жизни в саду с детьми проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники, дни здоровья.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.

Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы:

Индивидуальный диалог;

Приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

Знакомство с публикацией из местной прессы;

Приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

Проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

Информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;

Участие в конкурсах;

Оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;

  1. информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.

Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей . В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.

Прогнозируемый результат реализации проекта :

Дети :

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

Знание правил безопасного поведения на улицах города.

Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители :

Осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги :

Сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Мы убедились, что целенаправленная работа по данному проекту дает, несомненно, положительные результаты.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей.

Список информационных источников

  1. 1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
    2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
    3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

    4..Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
    5.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  8. Степененкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.

Юлия Михель
Формы работы по ОБЖ в детском саду

"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".

Януш Корчак

В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Опираясь на программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой , работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:

1. Ребёнок и другие люди.

Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка.

В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников можно использовать различные формы организации деятельности детей .

Беседы («Опасные предметы», «Откуда берутся болезни?» и т. д.)

Экскурсии («К светофору», в пожарную часть и т. д.)

Чтение художественной литературы (С. Калинин «Как ребята переходили улицу», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и т. д.)

Сюжетно-ролевые игры («Поездка на автобусе», «Скорая помощь» и т. д.)

Строительные игры («Улицы нашего города» и т. д.)

Дидактические игры («Режим дня», «Дорожная азбука» и т. д.)

Создание тематических альбомов («Транспорт нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды» и т. д.)

Викторины («Вопросы дядюшки постового» и т. д.)

Игровые тренинги («Если позвонили в дверь», «Телефон 01» и т. д.)

Использование видеоматериалов

Придумывание сказок и рисование к ним иллюстраций

Тематические праздники и развлечения («Правила дорожные знать каждому положено» и т. д.)

Выставки рисунков и поделок («Наш друг - Светофор», «Опасные предметы дома» и т. д.)

Инсценирование («Кошкин дом» и т. д.)

Загадки, пословицы, поговорки по безопасности

Рассматривание картин и иллюстраций по ОБЖ

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, используя разнообразные формы работы с родителями , необходимо добиваться того, что бы родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

Родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах»

Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче»

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Лето без опасности!», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»

Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок.

Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

Литература:

1.«Основа безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О. В., Волгоград 2010 г.

2. Т. А. Шорыгина“Основы безопасности” – М. 2006.

3. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

О безопасности ребенка стоит заботиться с самых маленьких лет. Понятно, что в раннем возрасте это задание ложится исключительно на плечи родителей, однако дети растут и со временем они должны научиться понимать, что от них также зависит их здоровье и жизнь. Самые первые знания о таких серьезных вопросах ребенок получает еще в первые годы жизни, узнавая слова «нельзя» и «опасно», но со временем их становится мало. Как раз на расширение знаний о вопросах собственной безопасности направлены занятия по ОБЖ в детском саду детям.

Цели

Если говорить более расширено, то проведение таких занятий должно помогать деткам усвоить общепринятые нормы и правила безопасности, поведения, а также жизнедеятельности в повседневной жизни. При этом важно сформировать у каждого крохи основные идеи и основы личной безопасности, а также обеспечить детское психологическое благополучие. Уроки по ОБЖ эффективно помогают детям развивать свои познавательные и творческие способности. На них малыш тренирует воображение и мышление. Кроме того такие занятия обучают деток коммуникативным навыкам, помогают им в игровой форме обучиться оказанию элементарной помощи себе и пострадавшим. Преподаватели активно занимаются воспитанием личностных навыков безопасного поведения ребенка, как в социуме, так и в быту.

Основные принципы подхода

При обучении деток дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности особенно важную роль играет правильная возрастная адаптация преподносимой малышам информации. Это значит, что ребенок младшего возраста должен воспринимать ее легко, в игровой форме. С этой целью воспитатели придумывают сказки, ищут стихи и игры, и преподносят их в нужный момент в нужной форме.

Также важную роль играет и учет местности проживания, ведь существует огромная разница между основными особенностями жизнедеятельности малышей на севере нашей страны, и на ее юге. Это касается и климата, и технических особенностей региона, и масштабов населенного пункта и пр.

Занятия по ОБЖ должны проводится с должной системностью и корректироваться в зависимости от времени года. Кроме того деятельность педагогов должна быть правильно скоординирована, во избежание появления различных противоречий.

Стоит также принимать во внимание, что для достижения положительного эффекта от таких занятий, родителям стоит обязательно продолжать подобное взаимодействие с ребенком за территорией детского сада. Это позволяет закрепить полученные знания.

Основные темы

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны научить малыша адекватно реагировать на разные опасные ситуации, и по возможности предупреждать их.

Ребенок должен обучиться правильному поведению с незнакомыми людьми, а также знать, как вести себя, когда незнакомцы несут какую-то угрозу его жизни либо здоровью. Важную роль играет обучение правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте.

Отдельной темой таких занятий является также безопасность ребенка во время нахождения за городом – при отдыхе на природе. Еще одна распространенная тема для занятий ОБЖ – это пожарная безопасность во всех ее видах. Также педагоги обучают детей правильному поведению в тех случаях, когда им приходиться остаться одним дома.

На уроках такого плана также проводятся занятия по правильному взаимодействию с домашними питомцами, особенно на улице – собаками, кошками и пр.

Немного подробнее

Попробуем на одном из примеров рассмотреть, какую информацию должен получить дошкольник о возможных опасных ситуациях. Так при занятии с тематикой «один дома» ребенка обучают правильному обращению с некоторыми запретами, как, например, открытые окна и балкон, а также с реагированием на экстремальные ситуации в быту.

За рубежом малышей принято обучать использованию телефона на случай возгораний и получений травм, им подробно объясняют как привлечь внимание прохожих, если в квартире начался пожар, либо в нее проникли преступники. Также проводятся ситуативные игры, к примеру, по тушению источника возгорания путем набрасывания на него тяжелого одеяла.

Однако в отечественной практике такие мероприятия пока не обрели достаточно широкого распространения. Их нужно использовать довольно-таки избирательно, учитывая российские реалии. Безусловно, дети должны научиться пользоваться телефоном для вызывания скорой помощи, милиции и пожарных, однако стоит помнить, что у нас такие уроки часто приводят к появлению ложных вызовов. Каждый ребенок также должен уметь позвонить близким родственникам. Такое умение поможет ему в экстремальной ситуации либо в случае банального испуга. Педагогам при этом стоит учесть, что игры с телефоном заметно отличаются от реальных ситуаций. При разговоре «по-настоящему» малыш не видит собеседника, а тембр голоса в трубке может озадачить его своим своеобразием. Поэтому обучение умению использовать настоящий телефон требует проведения специальных тренингов, которые, кстати, могут провести и родители после поручения педагогами.

Применение программ ОБЖ в дошкольных садах помогает на практике закрепить у деток знания о нормах поведения. Малыши обучаются не только правилам и запретам, но и могут их сформулировать, оценить необходимость их применения в реальных экстремальных ситуациях.

Перспективное планирование занятий по ОБЖ во 2 мл. группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)
Ребёнок и природа 2. «Бережное отношение к живой природе» Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Здоровье ребёнка 3. «Врачи-наши друзья» Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. Занятие
Октябрь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 60
4. «Как правильно общаться с врачом» Научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит В совместной деятельности во время с-р игры «Больница» (диалог: врач-больной).
Ноябрь, январь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 18. инсценировка «Доктор Айболит»
Ребёнок на улице 5. Кукольный спектакль «Учим правила движенья» Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу. В совместной деятельности в форме досуга.
Апрель
Маленькие шаги в большое будущее. Город Волгореченск, стр. 3
6. «Безопасность на дорогах» Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре Занятие – игра
апрель
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 48.
7. «Ребёнок на улице» Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. Занятие
Май

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях НОЯБРЬ
Беседа.
На примере худ. произведений «Золушка»
Ребёнок и природа 2. «Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. НОЯБРЬ
Занятие
3. «Съедобные и несъедобные грибы» Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия. СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева «Безопасность» стр. 77
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 78-79
Ребёнок дома 4. «Противопожарные предметы» Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 54
Аралина «Ознакомление с пож. Безопасностью», стр. 9
5. «Предметы, требующие осторожного обращения» Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами МАРТ
Занятие +
Беседа в совместной деят-ти «Что можно, а что нельзя»
Авдеева, стр. 56
6. «Использование и хранение опасных предметов» Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. ЯНВАРЬ
Занятие + беседа в совместной деят-ти «Безопасность в нашей группе»
Авдеева, стр. 58
Голицина, стр.70
Здоровье ребёнка 7. «Отношение к больному человеку» Воспитывать в детях чувства сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья ФЕВРАЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 95
Голицина, стр.15
Ребёнок на улице 8. «Игры во дворе» Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр.122
9. «Безопасность поведения на улице» Учить детей правилам поведения на улице; уточнить, где можно, а где нельзя играть АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр.127

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в старшей группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Если чужой приходит в дом» Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец СЕНТЯБРЬ
В совместной деятельности
Авдеева «Безопасность» стр. 46
Ребёнок и природа 2. «Будем беречь и охранять природу» Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 73
3. «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 79
Ребёнок дома 4. «Пожар» Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 61
Аралина «Ознакомление с пож. безопасностью», стр.13
5. «Скорая помощь» Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 64
Здоровье ребёнка 6. «Изучаем свой организм» Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств 2 занятия
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
Авдеева, стр. 84
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 42
7. «Микробы и вирусы» Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр. 96
8. «Витамины и полезные продукты» Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 101, 102
Голицина, стр. 45
Ребёнок на улице 9. «В городском транспорте» Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. МАРТ
Авдеева, стр.114
10. «Дорожные знаки» Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 117
11. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. МАЙ
Занятие
Авдеева, стр. 125
12. «Если ты потерялся» Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона ЯНВАРЬ
Беседа в совместной деятельности
Авдеева, стр. 129-130

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в подготовительной группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице В совместной деятельности Авдеева «Безопасность», стр. 49
Ребёнок и природа 2. «Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды» Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь. СЕНТЯБРЬ
Занятие
3. «Бережное отношение к живой природе» Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому. ДЕКАБРЬ
Занятие
Ребёнок дома 4. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. В совместной деятельности Авдеева, стр. 66
Здоровье ребёнка 5. «Здоровье и болезнь» Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 97
6. «Личная гигиена» Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 98
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ», стр.36
7. «Здоровая пища» Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 104,
Голицина, стр.31
Эмоциональное благополучие ребёнка 8. «Конфликты между детьми» Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. В совместной деятельности Авдеева, стр. 111
Ребёнок на улице 9. «Опасные участки на дороге» МАЙ
Занятие
10. «Дорожные знаки» МАЙ
Занятие
12. «Знаешь ли ты правила дорожного движения» Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. ИЮНЬ
Спортивный досуг

Безопасность жизнедеятельности - одна из главных проблем человечества в современном мире. Наиболее уязвимы перед вызовами современной цивилизации дети, особенно дошкольники. Дети доверчивы, открыты и любознательны, не умеют оценивать последствия своих действий, степень грозящей им опасности. Следовательно, взрослые должны помочь детям преодолеть сложности их взросления и вхождения в окружающий мир. Погружение в проблематику безопасного поведения в окружающем мире важное и нужное направление подготовки в современном российском образовании. В соответствии с ФГОС ДО освоение правил безопасного поведения в разных жизненных ситуациях начинается уже с младшей группы ДОУ.

Основные аспекты организации НОД по ОБЖ в ДОУ

Любая обучающая деятельность начинается с целеполагания и детализации этапов достижения цели через постановку задач.

Цель и задачи занятий по ОБЖ

Общая цель занятий по ОБЖ с дошкольниками заключается в формировании у них знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни, и, главное, воспитание способности и готовности детей к соблюдению усвоенных правил. Достигая эту цель, воспитатель решает целый комплекс задач: воспитательных (воспитывает уверенность, дружелюбие, эмпатию и др.), образовательных (даёт знания в предметной области, обучает критически оценивать ситуации, обучает правилам поведения и др.), развивающих (развивает коммуникативные навыки, познавательные способности и др.), оздоровительных (обеспечивает психофизиологическое благополучие ребёнка, контролирует его самочувствие и др.). Воспитатель должен понимать также, что задачи будут дифференцироваться в зависимости от возраста детей, их индивидуальных потребностей и особенностей, темы занятия и иных переменных. В качестве общих задач занятий по ОБЖ в ДОУ можно назвать следующие:

  1. Формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком и т. п.
  2. Обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим.
  3. Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
  4. Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
  5. Научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.

Сформулированная цель и задачи занятий по ОБЖ закладываются воспитателем-педагогом в основу разработки ОП (образовательной программы), которая разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт - главный нормативный документ, в нём изложены обязательные требования к дошкольному образованию. Действующий Стандарт предполагает обязательное включение предметной области «Безопасность» в образовательную программу ДОУ. Опираясь на требования Стандарта, каждое ДОУ разрабатывает свою уникальную образовательную программу. Можно порекомендовать следующие основные правила разработки и реализации программы по ОБЖ:

  1. Программа может быть самостоятельной или являться частью комплексной программы, т. е. интегрированной. Обычно занятия по ОБЖ объединяются с занятиями по физическому, экологическому воспитанию и др. Если программа по ОБЖ реализуется как часть интегрированной, то стремитесь избегать по­второв, соблюдать последовательность тем, координировать тематику и содержание занятий с тематическими планами других педагогов. Такой подход, с одной стороны, усложняет задачу разработчиков программы, но, с другой стороны, способствует более полному её освоению детьми.
  2. Важно наполнять содержание обучения и использовать формы проведения занятий, соответствующие психофизиологическим особенностям детей.
  3. Работа по реализации программы должна проводиться систематически в течение всего учебного года. Планомерно распределяйте со­держание программы по месяцам, неделям, дням. Неплохо иметь альтернативный план на случай непредвиденных ситуаций.
  4. Обязательно делайте упор на природно-климатические особенности своей местности, территориальные условия проживания детей, поскольку значительная часть про­граммы основана на знакомстве детей с природой родного края и условиями проживания в конкретной (городской либо сельской) местности. При этом не исключайте из программы экзотические для своей местности ситуации.
  5. Помните, про сотрудничество с родителями детей. Максимальный эффект достигается когда работа осуществляется совместно. Ознакомьте родителей с основ­ными разделами программы, возможно, родители предложат интересные идеи, которые можно будет использовать при реализации программы. А также родители смогут продолжить работу с ребёнком на предложенные темы вне ДОУ.

Разрабатывая свою программу по ОБЖ для дошкольников, воспитатель может использовать многочисленные уже готовые разработки.

Перспективный план по ОБЖ

Программа находит своё конкретное воплощение в перспективном плане занятий. Форма написания плана может быть различной. Традиционно в перспективном плане по ОБЖ прописываются программные задачи по конкретным видам занятий; разделы и тематика занятий; формы проведения; сроки; ответственные лица и исполнители; методическое обеспечение.

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для младшей группы

На представленных примерах мы видим, что перспективный план для старшей группы содержит те же разделы, что и для младшей, однако количество запланированных занятий увеличивается, усложняется материал, расширяется тематика, ставятся более сложные педагогические задачи.

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для старшей группы

По желанию родителей и в целях повышения качества обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности в ДОУ организуется дополнительная подготовка в виде кружковой деятельности. Тематика кружков по безопасности обширна, предполагает более углублённое изучение наиболее значимых разделов по ОБЖ (как правило, ПДД, пожарная безопасность). Кружковые занятия проводятся во второй половине дня, их продолжительность 10–25 минут в зависимости от группы. Работа кружка рассчитана на учебный год. Программа кружка по безопасности имеет структуру, аналогичную перспективному плану по ОБЖ, основное отличие будет заключаться в том, что план охватывает все основные разделы области «Безопасность», его тематика разнообразна, а в рамках кружка углублённо изучается только один раздел/тема. Отметим также, что кружковая деятельность в ДОУ, является бесплатной для родителей. Ниже представлен пример плана кружка по безопасности.

этот план может быть использован в качестве опорного образца при организации кружка безопасности с углубленным изучением ПДД

Проектная деятельность в ДОУ

В настоящее время в образовательную среду ДОУ активно вводится проектная деятельность. Под проектом понимают совместную творческую познавательно-исследовательскую деятельность участников, направленную на достижение определённого результата. По продолжительности проекты, реализуемые в ДОУ, в том числе проекты по ОБЖ, могут быть: во-первых, краткосрочными, когда реализация и оценка проекта занимает 1–3 занятия, и, во-вторых, длительными (средне- и долгосрочными) - продолжительностью более месяца, или осуществляться в течение года.

Занятие по ОБЖ в ДОУ

После определения цели, задач и составления плана перед воспитателем встают вопросы, большинство из которых связано с проблемами подготовки, реализации и оценки НОД.

Основные требования СанПиН к НОД

Как известно, занятие - форма обучения в детском саду. Воспитатель должен проводить НОД с детьми в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.3049–13), которыми определяется её продолжительность для детей разных возрастов. Так, для малышей в возрасте от трёх до четырёх лет НОД может длиться не более чем пятнадцать минут. Дети постарше, в возрасте от четырёх до пяти лет могут быть вовлечены в НОД не более двадцати минут, от пяти до шести лет - не более двадцати пяти минут, от шести до семи лет - не более получаса. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает тридцати и сорока минут соответственно, а в старшей и подготовительной - сорока пяти минут и полутора часов соответственно. Воспитатели обязательно должны провести физкультурные минутки в середине занятия, сделать перерыв между занятиями не менее десяти минут. С детьми старшей и подготовительной групп допускается проводить занятия после дневного сна, их продолжительность не более двадцати пяти - тридцати минут в день.

Структура занятия по ОБЖ

Структурно занятие состоит из трёх частей (этапов): первая - организационная часть, самое начало занятия, его первые минуты, включает проверку готовности детей к занятию (все ли собрались, внешний вид, правильность расположения в группе или на игровой площадке) и создание интереса к занятию (мотивационный этап); вторая - основная часть занятия (содержательный этап), на которую отводится примерно 80% всего времени; третья - окончание занятия (рефлексивный этап). Все этапы занятия важны, однако, если воспитателю не удастся заинтересовать детей с самого начала, задачи занятия могут быть не достигнуты либо придётся приложить для этого больше усилий. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия по ОБЖ? Общие рекомендации таковы - это интригующие приёмы, в их основе заложена загадочность, таинственность, которую очень любят дети либо сюрпризность, неожиданность.

Пример мотивирующего начала занятия по ОБЖ для детей старшей группы

Например, начало занятия по ОБЖ в старшей группе на тему «Пожароопасные предметы» может быть таким: воспитатель-ведущий говорит детям, что тему занятия они узнают, после того как отгадают загадки. Примеры загадок:

Он друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает всё кругом. (Огонь)

В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.(Печь)

Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу.(Свеча)

http://www.prozagadki.ru/342-zagadki-pro-pech-dlja-detejj.html

Воспитатели современных ДОУ должны работать с детьми на основе индивидуального подхода, создавать условия для активной познавательной деятельности ребёнка, учитывать специфические черты развития каждого воспитанника (этот подход становится все более актуальным в свете внедрения в практику ДОУ инклюзивного образования). Так, отстающему ребёнку либо ребёнку, плохо воспринимающему информацию на слух, вместо загадки можно показать картинку, иллюстрацию и т. п.

Виды занятий по ОБЖ

Что касается видов занятий, то в арсенале воспитателя довольно широкий их спектр:

Во-первых, занятия, отличающиеся по дидактическим задачам (например, может происходить усвоение новых знаний либо могут закрепляться знания, ранее приобретённые; основой занятия может быть процесс творческой трансформации ранее усвоенных знаний и навыков);

Во-вторых, по содержанию занятия могут быть однотемные; интегрированные; комплексные;

В-третьих, по форме реализации занятия различаются на традиционные и нетрадиционные (различные виды игр - развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные и другие, тренинги, разбор проблемных ситуаций, театрализованные занятия и др.). Как отмечают практики, игра является наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности.

Примеры игровых занятий по ОБЖ

Примеры тем игровых тренингов по ОБЖ для дошкольников

В последнее время всё больший обучающий и воспитательный эффект демонстрирует игровой тренинг. Специфика тренинга заключается в имитации реальной ситуации и отработка навыков выхода из неё. Ребёнок с помощью воспитателя или других детей должен найти и отработать верный алгоритм поведения в ситуации с заданными параметрами. Круг вопросов, который можно предложить детям, определяется их возрастом и уровнем подготовленности. Так, для детей старшей и подготовительных групп можно предложить следующие темы тренингов: «Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте», «Что делать в случае теракта?». Для детей средней группы можно предложить следующие темы тренингов: «Как обратиться за помощью к прохожим, полицейскому?», «Какие правила нужно соблюдать пешеходу?», «Как вести себя с незнакомым животным?», «Один дома». С детьми младшей группы можно отработать ситуации, связанные с лёгкими травмами, обращением с электроприборами и др.

Основные разделы по ОБЖ

Чаще всего в ДОУ занятия по ОБЖ проводятся по следующим разделам, затрагивающим основные сферы жизни ребёнка: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и улица», «Ребёнок в быту», «Ребёнок и природа», «Здоровье ребёнка», «Психоэмоциональное благополучие ребёнка». Каждый из этих разделов включает широкий спектр тем, требующих детального изучения. Ниже представлен примерный перечень вопросов/тем, которые могут быть рассмотрены в рамках раздела.

Картотека тем по ОБЖ: таблица

Наименование раздела Примерный перечень тем
Ребёнок и другие люди
  1. «Внешность человека может быть обманчива»;
  2. «Не все люди имеют добрые намерения»;
  3. «Незнакомец заставляет делать плохие/неправильные вещи»;
  4. «Если незнакомцы хотят отобрать твою вещь»;
  5. «Незнакомец звонит в дверь»;
  6. «Знакомый посторонний (сосед, приятель родителей и т. п.) приглашает в гости»;
  7. «Телефонный разговор с незнакомцем» и др.
Ребёнок и улица
  1. «Правила дорожного движения»;
  2. «Правила поведения на улице, во дворе, магазине и др.»;
  3. «Я путешественник»;
  4. «Правила поведения в самолёте, поезде, автобусе»;
  5. «Потерялся» и др.
Ребёнок и природа
  1. «Опасность загрязнения окружающей среды»;
  2. «Заблудился в лесу»;
  3. «Водоёмы и правила поведения на воде»;
  4. «Правила поведения в разное время года»;
  5. «Как вести себя во время грозы» и др.
Ребёнок в быту
  1. «Как правильно обращаться с источниками электроэнергии»;
  2. «Горячие предметы как источник опасности»;
  3. «Окно, балкон, лоджии и террасы как источники опасности»;
  4. «Острые, колюще-режущие предметы как источник опасности»;
  5. «Бытовая химия как источник опасности»;
  6. «Экстремальные ситуации в быту» и др.
Здоровье ребёнка
  1. «Ценность человеческой жизни и здоровья»;
  2. «Занятия физкультурой»;
  3. «Одеваемся по погоде»;
  4. «Общие представления об организме и теле человека»;
  5. «Разговор о болезнях»;
  6. «Правильное питание»;
  7. «Правила первой помощи при травме» и др.
Психоэмоциональное благополучие ребёнка
  1. «Страхи и внутриличностные конфликты детей»;
  2. «Как рассказать о своём переживании, о плохом поступке другого человека»;
  3. «Снятся страшные сны»;
  4. «Суеверия»;
  5. «Обижают близкие люди» и др.

Конспект занятия по ОБЖ

Прежде чем проводить занятие воспитатель должен подготовить его конспект. Примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности (НОД) представлен ниже.

Правила составления конспекта: таблица

Структурный элемент конспекта Описание/содержание Пример конспекта
Заголовок В заголовке укажите название НОД и возраст (группу) детей. Конспект НОД по БДД в младшей группе на тему «Малыши - друзья светофора»
Формы
организации НОД
Укажите формы коллективной деятельности и самостоятельной деятельности детей, вид занятия и предполагаемые затраты времени. Анализ проблемной ситуации, игры с использованием современных образовательных технологий: игровая, ИКТ-технологии. Продолжительность: 15 минут.
Материально-техническое обеспечение Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря. А также необходимое для проведения занятия время. Макет светофора, бумажные кружочки красного, жёлтого и зелёного цвета, чёрные и белые полоски бумаги, д/и «Умные машинки», разрезные картинки машинок (скорая помощь, полицейская, пожарная машина, грузовик), игрушки би-ба-бо (Мишутка, зайчик, медведица).
Предварительная работа Кратко описывается деятельность, предваряющая занятие. Беседа о назначении дорожных знаков, разметки, тротуаров, светофора, пешеходного перехода, игра с машинками, игры с пазлами, просмотр иллюстраций в книгах и мультфильма.
Ожидаемые результаты Составляется планируемый перечень результатов занятия. У детей будут сформировано понимание опасности шалостей на проезжей части, освоены основы безопасного поведения при переходе проезжей части
Задачи Важно! Правильно писать в конспекте не «цели НОД», а «задачи НОД». Цель - это заключительный общий результат, протяжённый во времени. Итак, для конкретного занятия ставьте задачи, 4–5 задач достаточно, и помните, что они все должны быть решены по его окончании. Формулируя задачи, используйте глаголы - «дать знания», «закрепить знание», «сформировать умение» и т. д. Обучающие задачи: дать детям знания о правилах перехода проезжей части, ввести в тезаурус слова «светофор» и «переход», закрепить знания детьми цветов светофора.
Развивающие задачи: развивать коммуникацию, мышление, память.
Воспитательные задачи: воспитывать стремление применять правила дорожного движения в игре, жизни и требовать их соблюдения от других.
Ход непосредственно образовательной деятельности В данной части педагог предлагает сценарий, расписанный по этапам и по словам.
  1. Вводная часть: пропишите приём, цель которого, стимулировать интерес детей и побуждать на включение в деятельность.
  2. Основная часть: пропишите все разработанные образовательные ситуации.
  3. Заключительная часть: пропишите вопросы для обратной связи, они помогут оценить степень усвоения материала. Вопросы также используются с целью закрепления полученных детьми новых знаний.
Пример приводится в сокращённом виде
1.Воспитатель: «Отгадайте дети, что я сегодня нашла в почтовом ящике? (Ответы детей) Правильно, письмо (показывает). Его прислал Мишутка из сказки. Он пишет нам: Здравствуйте, дети. В сказочном городе, где я живу случилась беда: сильный дождь смыл всю краску со светофора на главной улице. Теперь огоньки на светофоре не горят, случаются аварии. Помогите нам, пожалуйста. Ну что, поможем?»
Дети: «Да!»
2.Воспитатель: «Только давайте сначала вспомним, для чего нужен светофор!» (Ответы детей)
Воспитатель: «А на чём мы можем с вами отправиться в сказочный город?»
Динамическая пауза «Мчится поезд» (звучит музыка)
Воспитатель: «Ой, посмотрите, что это на полу?»
На полу в виде дорожки лежат красные, жёлтые и зелёные кружки.
«Построй свой пешеходный переход»
Воспитатель детям раздаёт полоски, обозначающие пешеходный переход (чёрно-белые) и ребята должны выложить правильно свой пешеходный переход
Игра «Собери машинку»
Нужно сложить из частей целое. Назвать вид транспорта и цвет.
Дети собирают пазлы, на интерактивной доске показываются собранные картинки.
3.Рефлексия
«Дети вам понравились наши приключения? Что нового вы узнали?
Как правильно переходить через проезжую часть? Зачем нужен светофор?» и т. д.

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по ОБЖ

Для воспитателей детского сада, особенно начинающих, является актуальным вопрос о том, как провести открытое занятие. Открытые занятия обычно посещают родители детей, коллеги-воспитатели, руководство детского учреждения, представители контролирующих органов. Присутствие гостей, критически оценивающих происходящее создаёт стрессовую ситуацию для воспитателя, влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому открытые занятия, как, впрочем, и большинство НОД, не проводятся спонтанно. Использовать готовый конспект можно, но при этом не забывайте применять самостоятельные творческие решения. Естественно, что проведение открытого занятия требует ещё более тщательной предварительной подготовки. Хорошей помощью в планировании открытого занятия будут следующие рекомендации:

  1. Определитесь с темой, постарайтесь выбрать ту, что наиболее разработана вами и интересна детям; составьте глоссарий ключевых понятий.
  2. Чётко обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия, обоснуйте его целесообразность.
  3. Тщательно спланируйте учебно-методические материалы (подберите соответствующую литературу, найдите готовые либо разработайте задания самостоятельно). При разработке заданий не забывайте об основных критериях, которым они должны соответствовать: придерживайтесь принципа «от простого к сложному», составьте три набора заданий: во-первых, способствующих воспроизведению материала; во-вторых, способствующих осмыслению материала; в-третьих, способствующих закреплению материала. И, главное, - творческий подход! Продумайте нестандартный ход, который удивит и запомниться участникам и зрителям.
  4. Тщательно сгруппируйте отобранный материал, распределите его по структурным элементам занятия. Главное - обеспечить активность детей.
  5. Не менее тщательно распланируйте «фокусы» контроля и особого внимание во время занятия (что и как контролировать, как использовать результаты диагностики).
  6. Продумайте необходимость оборудования и подготовьте его. Лучше составить исчерпывающий список учебно-наглядных пособий, техники, расходных материалов и т. п. Используйте побольше визуализации: макеты, плакаты, наглядный материал, слайды и др. Не забудьте непосредственно перед занятием ещё раз проверить, работает ли необходимое оборудование. Если занятие очень ответственное продумайте альтернативные варианты на случай форс-мажора.
    .

Анализ занятия по ОБЖ

Проведя определённую работу, будь то десятиминутное занятие или долгосрочный проект, воспитатель задаётся вопросами: а была ли продуктивной проделанная работа? стоит ли её масштабировать? каковы проблемные области, ошибки и недоработки? можно ли улучшить результат? и др. Получить ответы на эти вопросы позволяет диагностический анализ проведённого занятия. Анализ занятия в ДОУ предполагает оценку по количественным и качественным критериям. Например, использовались ли методы привлечения внимания на мотивационном этапе занятия? (да/нет - количественный критерий); насколько эффективны использованные методы (качественный критерий). В целом методология оценки предполагает ответы на вопросы определённого характера. Чем более детализирована оценка, тем больше вопросов нужно задать. Оформляя документально результаты диагностики занятия, не забывайте указать: Ф.И.О. того, кто проводит занятие; тема, дата, возраст детей и группа, поставленные задачи и способы их достижения, основные выводы, включающие в себя оценку действий воспитателя, обоснование как положительных, так и отрицательных моментов, а также изучение мнения детей. Проводя анализ, обязательно заполните все пункты приведённого ниже шаблона, по необходимости эти пункты могут быть дополнены.

Шаблон для оценивания занятия: таблица

Критерии оценки 0–10 баллов
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, рациональность его расположения и использования
Доступность подачи материала
соответствие формы занятия применяемым образовательным технологиям
Предварительная работа с детьми
Соблюдение требований к проведению НОД по СанПиН
Использование игровых приёмов
Приёмы привлечения и сосредоточение внимания на мотивирующем этапе
Приёмы активизации детей на деятельностном этапе
Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей
Стимулирование активности детей на занятии
Степень усвоения материала занятия детьми
Психоэмоциональное состояние детей
Творческая активность детей

Оформление уголка по ОБЖ в ДОУ

Красочно оформленный уголок является постоянным предметом внимания детей, подспудно выполняя обучающую и воспитательную функции. Занятия по ОБЖ имеют свою периодичность в соответствии с планом, уголок же постоянно на глазах у детей и родителей. Оформляя информационный уголок, воспитатель акцентирует внимание на наиболее серьёзных ситуациях, которые чаще всего приводят к трагедии. Общих требований к оформлению уголка нет, он может быть оформлен как единый стенд (не менее 30*65 см) либо как набор составных частей, каждая из которых предназначена для определённой тематики. Подходы к организации такого уголка определяются наличием свободной площади и количеством размещаемой информации, т. е. определяются условиями конкретного ДОУ.

Коллаж можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по теме «Неосторожное обращение с огнём и электроприборами»

Иллюстративные материалы могут быть выполнены типографским способом либо вручную воспитателями. В оформлении уголка могут принимать участие и дети.

Плакат можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по темам раздела «Ребенок и другие люди»

Уголок, как правило, посвящён определённой тематике.

Стенд даёт представление детям о необходимом оборудовании для тушения пожара

Урок безопасности в детском саду: видео

https://youtube.com/watch?v=Tf5mXjzml1o Video can’t be loaded: Урок безопасности в детском саду № 79 (https://youtube.com/watch?v=Tf5mXjzml1o)

Творческие работы детей на занятиях по ОБЖ

Наглядным результатом занятий по ОБЖ могут стать различные творческие работы, поделки и рисунки детей. Через творчество дети усваивают основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Рисунок демонстрирует степень понимания ребенком опасности неосторожного обращения с электроприборами

Поделки могут выполняться детьми индивидуально, в группе или совместно с родителями.

Поделка показывает степень понимания ребенком содержания работы пожарных

Таким образом, воспитатели ДОУ осуществляют и систематически совершенствуют важную работу, направленную на защиту малышей от агрессивной и опасной внешней среды, воспитывают у них навыки здорового и безопасного образа жизни на долгие годы вперёд.