Что должен уметь ребенок 3 х лет. Что должен знать и уметь каждый трехлетний ребенок

Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и, что именно постарались привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.

Трехлетний ребенок должен уверенно координировать движения корпуса, рук и ног и хорошо держать равновесие. Он знает 8 основных цветов, безошибочно различая их, и основные формы: круг и квадрат, треугольник и овал, ромб. Имеет понятие о правой и левой сторонах. Прекрасно справляется с игрой-вставкой по формам. Правильно собирает пирамиду и не очень мелкие пазлы, складывая их по предложенной картинке. С удовольствием собирает фигуры из конструктора и кубиков. Может не отвлекаться 5-10 минут, выполняя задание по предложенной модели. Это нужно обязательно учитывать родителям при попытках начать обучение ребенка иностранным языкам , танцам и музыке. Тут главное не перестараться и не отбить у маленького исследователя желание к обучению.

Владение речью в 3 года.

В возрасте 3 лет в малыше просыпается «почемучка». Ему все интересно, он много говорит и задает тысячи вопросов. Простые и односложные ответы на его вопросы его уже не устраивают. Он становится любознательным и любопытным. Словарный запас малыша приближается к 300 словам. Он употребляет местоимения «я» и «ты». Строит предложения, употребляя глагол, имя существительное и прилагательное, правильно пользуясь предлогами «на», «под», «в», «за». Ребенок уже владеет понятиями «одежда», «посуда», «фрукты» и «овощи». Он еще не применяет эти понятия в активной речи, но уже знает что свитер, рубашка, носки, шапка - это одежда. Яблоко и груша - это фрукты. Тарелка и ложка - это посуда. А капуста, картофель, морковь - это овощи.

Ребенок может заучить наизусть несколько простых четверостиший и коротких песенок. С помощью взрослого может рассказать небольшую сказку, ответить на вопросы по картинке. Малыш уже знает времена года и их отличия. Знает основные части тела, и, сколько и каких частей тела есть у человека и животных. Ребенок в 3 года отличает диких и домашних животных и птиц, и знает, как называются их дети, например, у коровы теленок, у курицы цыпленок, у медведицы медвежонок и так далее. При помощи наводящих вопросов может рассказать по памяти о содержании картинки. Вспомнить о том, что он делал в разное время суток. Четко произносит почти все звуки, кроме Ж Ш Ч Щ Ч Л Р – эти звуки остались на следующий год жизни.

Аналитические способности.

Удерживая в поле своего зрения от 3 до 4 предметов, малыш может находить между ними 3-4 различия. Может находить два идентичных предмета. Он уже может найти простую связь между явлениями и предметами, объединяя их по простым признакам, например, собака живет в конуре, дерево высокое, оно растет в лесу, снег идет зимой, он белый и холодный. У ребенка получается определять лишний предмет на картинке, а также находить отличия между похожими вещами. Он уже знает, что мяч падает вниз, а летит вверх, поезд может ехать медленно и быстро. Сравнивать по размерам 3-4 предмета: эта дорога длиннее, а та короче, этот диван шире, а кресло уже, это дерево выше, а этот куст ниже. Может находить много предметов и один предмет, сравнивать каких предметов меньше, а каких больше. То есть, как мы видим, список того, что должен уметь ребенок в 3 года, довольно велик и задача родителей сделать так, чтобы ребенку был интересен познавательно-узнавательный процесс.

Три года - это первый переходный период в жизни ваших детей. Беззащитный хрупкий малыш уже становится, пусть и уменьшенной, но копией взрослого человека. Для того чтобы самостоятельно следить за прогрессом в физическом, психологическом, интеллектуальном и творческом росте на этом этапе, родители должны знать нормы развития ребёнка в три года. И сегодняшний материал поможет ознакомиться с ними.

Что должен знать ребёнок в 3 года

Черту трёхлетия ваш малыш переступает уже с достаточно объёмным багажом знаний. Он знает минимум 4 главных цвета палитры, сможет найти их на рисунке, среди цветных карандашей или акварельных красок. Ребёнок-трёхлетка различает размеры и формы, умеет чувствовать их и управлять этими характеристиками. Так, ваши дети хорошо знают, как собрать пирамидку в необходимой последовательности и несложный конструктор с большими блоками.
Из тех 1200-1500 слов, что должен знать ребёнок в три года, пользуется малыш не более, чем половиной. Зато, пользуясь этим запасом, он может составлять сложные развернутые предложения. Дети этого возраста знают, как правильно выстраивать предложения и фразы, используя все простые части речи. Хотя порядок слов в этих предложениях может нарушаться. Часто в их рассказах прослеживается логическая цепочка, связка причина-следствие. Трёхлетка знает предлоги и правильно использует их в разговоре.
В этом возрасте ребёнок любознателен. Он много спрашивает, интересуется, пытается разобраться в сути. Получив ответ на свои вопросы, малыш быстро и легко запоминает новую информацию. Получая вопросы в ответ, он готов думать и рассуждать. У детей развивается ассоциативное и логическое мышление. Он знает, как найти пару предмету по определенному признаку, может придумать антоним.

Если у ребёнка в 3 года правильное развитие, он знает некоторые буквы и цифры, считает до трех. Он может показывать соответствующее названной цифре количество пальцев и свой возраст. Ваш малыш уже знает, как называются животные, деревья, машины, фрукты и овощи. Дети в возрасте трёх лет знакомы с частями тела, временами года, природными явлениями.

Не обходится взросление и без развития социальных навыков. Ребёнку известны имена мамы, папы, бабушки и дедушки, он может ответить на вопрос «Как тебя зовут?», «Какая у тебя фамилия?». Малыш знаком с элементарными нормами и правилами поведения, принятыми в вашей семье, в детском саду, в любой другой среде, где он проводит большую часть времени.

Что должен уметь ребёнок в 3 года

Умения трёхлетнего малыша предусматривают полную самостоятельность передвижений. В этом возрасте ваш ребёнок:

  • Ходит на цыпочках, бегает по неровной поверхности, может стоять или подпрыгивать на одной ноге.
  • Умеет чередовать ноги при подъёме на лестницу или спуске с нее. Может воспользоваться и подъездной лестницей.
  • Перепрыгивает через препятствия, подползает под ними.
  • Бросает и ловит предметы.

Вплоть до достижения возраста 5-ти лет, дети развиваются одинаково, независимо от пола. Всему из того, что должен уметь мальчик в 3 года, необходимо учиться и вашей дочери, включая физические и спортивные умения.
Санитарно-гигиенические навыки осваиваются к наступлению трёхлетия в полном объёме. Сюда входит выбор и замена одежды, пользование носовым платком, снятие и надевание обуви с клейкой застежкой или короткими шнурками, умывание, чистка зубов. Малыш разбирается в простых законах этикета: сидит за столом на «взрослом стуле», самостоятельно принимает пищу, вытирает рот салфеткой. Он понимает, что нельзя ходить по дому в грязных ботинках, не ходит без одежды при посторонних людях, например, после пробуждения.
Творческие навыки ребёнка в 3 года включают в себя умение:

  • Рисовать. Трёхлетка может изобразить на бумаге или картоне предмет из круга, палочек и линий. Он знает, что рисует и может объяснить это родителям.
  • Лепить. Ваш малыш уверенно пользуется пластилином, тестом или глиной для лепки, отрывает отдельные кусочки, делает шары или «лепёшки», катает колбаски, склеивает и соединяет детали.
  • Составлять аппликации. Из вырезанных геометрических фигур, вместе с вами ребёнок сможет «сложить» дом, дерево, человека. Он умеет распределять элементы по фону и приклеивать их.
  • Петь, танцевать, читать стихи. Детям трёхлетнего возраста нравится музыка. Они двигаются под ритм, легко запоминают мелодии, учат первые простые стихотворения.

Вашему малышу исполнилось 3 года, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс - приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша , а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

Математика

Владеть понятиями: один-много, большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, одинаковые-разные и т.д.,

Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный),

Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),

Сравнивать предметы по величине, цвету, форме,

Сравнивать количество предметов,

Подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Развитие речи

Ребенок в три года должен:

Знать названия окружающих предметов: мебели, посуды, игрушек, одежды и т.д.,

Называть по одному признаку каждого предмета,

Знать названия основных действий (бегать, прыгать и т.д.),

Повторять за взрослым стишки и песенки.

Внимание

Ребенок в три года должен:

Не отвлекаясь, в течение 3-4 минут выполнять задание,

Находить парные предметы,

Из группы предметов выбирать нужный,

Обращать внимание на свойства и признаки предметов,

Память

Ребенок в три года должен:

Запоминать 2-3 картинки,

Запоминать 3-4 слова, сказанные взрослым несколько раз,

Запоминать и повторять движения, показанные взрослым 1-2 раза,

Запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

Мышление

Ребенок в три года должен:

Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей,

Находить и объяснять несоответствия на рисунках,

Находить лишний предмет и обосновывать свой выбор,

Находить сходства и различия между предметами.

Моторика

Ребенок в три года должен:

Уметь разрезать ножницами бумагу,

Лепить "колбаски" и шарики из пластилина,

Рисовать кружочки, точки, линии,

Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Окружающий мир

Ребенок в три года должен:

Знать названия и иметь представление о домашних (корова, лошадь, свинья, кошка, собака и т.д.) и диких (медведь, волк, заяц, лиса и т.д.) животных,

Знать названия трех-четырех птиц (например, воробей, сорока, ворона), трех-четырех рыб (например, щука, сом, карась) и трех-четырех насекомых (например, муха, комар, пчела),

Знать названия основных растений: трех-четырех деревьев (например, береза, клен, дуб) и трех-четырех цветов (например, ромашка, роза, колокольчик),

Иметь представления об овощах, фруктах, ягодах, грибах,

Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы,

Знать части суток - утро, день, вечер, ночь,

Уметь называть явления при - дождь, снег, ветер, радуга.

Физкультура

Ребенок в три года должен:

Уметь прыгать на двух ногах,

Бросать и ловить мяч,

Держать равновесие, проходя по доске, положенной на пол,

Знать основные правила личной гигиены.

Музыка

Ребенок в три года должен уметь:

Ритмично двигаться под музыку,

Копировать звуки,

Иметь представление о разнообразии звуков окружающего мира (пение птиц, звуки животных, насекомых, шум воды, шум транспорта, звуки, издаваемые бытовыми электрическими приборами и т.д.).


Малыш стал совсем большим, и мама задумывается, что в 3 года должен уметь ребенок. В группе детского сада некоторые родители хвастаются, что их малыш уже хорошо читает, в другой семье дети с пеленок могут повторить любую мелодию. Не пытайтесь обучить маленького человечка всему и сразу, развитие должно идти постепенно, в соответствии с индивидуальными особенностями мальчика или девочки. Пускать дело на самотек тоже нельзя – пусть каждая игра поможет вашему сыну или дочери научиться чему-то новому.

Физические возможности трехлетнего малыша

Чтобы ребенок в 3 года умел уверенно делать физические упражнения, рекомендованные для этого возраста, начинать тренировки нужно не сейчас, а с рождения. В поликлиниках и центрах развития детей вам дадут все нужные консультации. Нагрузки должны расти постепенно, нельзя пропускать ни одного этапа. Бесполезно учить малыша подниматься по лестнице, если у него слабые мышцы ножек: чтобы поднять тело на следующую ступеньку, нужно приложить достаточно усилий.

Если двигательный аппарат и нервная система ребенка развивается правильно, в трехлетнем возрасте он будет подвижным непоседой. Маме придется постоянно следить, чтобы он не свалился со стремянки, не споткнулся о бордюр на прогулке.

Трехлетний малыш уже может:

  • хорошо бегать;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, лазить по шведской стенке;
  • прыгать на одной ножке;
  • кувыркаться;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • ходить задом наперед;
  • пинать, бросать и ловить мяч;
  • стоять и ходить на цыпочках.

Если ваш ребенок не научился делать какие-то пункты из этого списка, не волнуйтесь. Можно отдать его в спортивную секцию или придумать игру, где необходимо выполнить это движение. Помните, что настаивать и ругать малыша нельзя, все упражнения он должен выполнять с удовольствием.

Установите дома или на даче детский спортивный комплекс. В хороших моделях предусмотрено много приспособлений: кольца, канат, тарзанка, веревочная лестница и сетка для лазанья.

Речь и интеллектуальный уровень ребенка

Если физическое развитие ребенка в этом возрасте происходит независимо от пола, то во многих других аспектах сразу можно понять, девочка перед вами или мальчик. Многие родители замечают, что их дочери начинают говорить раньше сыновей. Если малыш произносит всего несколько слов, нужно посоветоваться с логопедом или неврологом и узнать, как развивать его речь. Предварительно подумайте: а вы сами достаточно говорите с ним? Если вручили ребенку куклу, которая может сказать 2-3 фразы, а сами постоянно заняты своими делами, неудивительно, что речь ребенка повторяет только высказывания любимой игрушки.

В возрасте трех лет малыш должен понимать, что у любого человека есть имя, его мама – Таня, папа – Олег. Пусть он сам придумает, как назвать кукол, мишек, зайчиков.

К трем годам ребенок уже может:

  • правильно выговаривать имена близких родственников и детей, с которыми часто играет;
  • назвать свое имя и фамилию;
  • строить фразы из нескольких слов;
  • понимать несложные вопросы и отвечать на них.

Ресурс сайт рекомендует родителям говорить даже с самыми маленькими детьми четко и правильно, не коверкать слова, подражая их речи. Малыш должен с рождения слышать, как правильно произносятся все названия предметов и действия.

Если малыш постоянно задает вопросы, не отталкивайте его, не говорите, что он еще мал это понимать. Когда он спросит, почему горит лампочка, не надо объяснять ребенку, что такое переменный ток, ребенок еще этого не поймет. Зажгите спичку и скажите, что в светильнике горит такой же огонек, только он закрыт стеклом.

Занимайтесь развивающими играми, тогда к трехлетнему возрасту малыш сможет:

  • листать детские книжки и рассматривать картинки;
  • правильно собирать небольшую пирамидку;
  • строить башню из кубиков;
  • знать, где находится детский садик или площадка, на которой он гуляет;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • собирать простейший конструктор;
  • отличать большой предмет от маленького, круглый от квадратного;
  • складывать картинку из 6 крупных пазлов.

В этом возрасте начинает развиваться фантазия. Не надо обвинять ребенка во лжи, если он сказал, что увидел дерево с ротиком и носиком. Вообразите себя его ровесником и посмотрите: действительно этот сучок похож на нос Буратино, а дупло внизу напоминает открытый рот. Развивайте его способности к воображению, ассоциациям, научитесь сами удивляться красивому облаку или необычной трещине на асфальте.

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Если непослушные пальчики малыша еще с трудом выполняют короткие точные движения, нужно развивать мелкую моторику. Часто эти занятия имеют творческую направленность. Ребенок создает скульптуры из пластилина, украшения из бусинок, картины из мозаики, а его фантазия стремится придумать что-то новое необыкновенное. Покажите ему, как тонкая пластилиновая колбаска, свернутая спиралью, превращается в улитку, три шарика разной величины – в снеговика.

Мелкие движения пальцами очень важны для приучения руки к письму и рукоделию, но мелкая моторика необходима и для развития мозговой деятельности. Чтобы кисти рук стали гибкими и послушными, с раннего возраста занимайтесь пальчиковой гимнастикой.

Хорошо помогает развитию моторики:

  • рисование мелких деталей: глаз, рта, пуговиц на одежде:
  • игра на детском пианино;
  • нанизывание бусинок на шнурок;
  • лепка;
  • работа с конструктором;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • игрушки-шнуровки.

Социальное развитие детей

Трехлетнему малышу необходимо общение со сверстниками. Он должен научиться играть в совместные игры, понимать, что качаться на качелях можно, только когда придет его очередь. Научите ребенка понимать, где его игрушки, а где чужие. Не надо жадничать, пусть другая девочка поиграет твоей куклой, пока ты будешь копать песок ее совочком.

Постоянно общаясь с другими детьми, ребенок почувствует симпатию к некоторым сверстникам, с другими ему будет неинтересно. Не препятствуйте начинающейся дружбе, бывает, что после игр в песочнице хорошие отношения продолжаются всю жизнь. Пусть малыш начинает помогать другим: знакомый мальчик не знает, как включить музыку на игрушечном телефоне, – покажи, на какую кнопочку надо нажать.

Ребенок должен понимать, что в семье у него есть своя роль и свои обязанности. Вечером он может собрать игрушки в специальный ящик, потому что они тоже устали и идут спать. Ребенку интересно все, что делают взрослые, он тоже хочет принять участие в работе. Никогда не говорите: «У тебя не получится» или «Я сама все сделаю». Пусть он трет пол маленькой шваброй, раскатывает небольшой кусок теста и лепит из него свой пирожок.

Малышу можно доверить:

  • помыть тарелки губкой;
  • протереть пыль со стульев и тумбочек;
  • перед купанием убрать грязную одежду в ящик для белья;
  • подмести пол.

Пора приучать ребенка правильно вести себя за столом. Купите ему детскую ложку и вилку, тарелку, блюдечко, чашку и научите правильно ими пользоваться. Помните, что главными учителями в этом вопросе должны стать взрослые члены семьи. Если папа и мама едят второе блюдо ложкой, хватают сыр и колбасу с общего блюда руками, разговаривают с набитым ртом – малыш привыкнет к таким же манерам. В школьные годы он будет некультурно есть в гостях и в общественных местах, станет предметом насмешек.

Каждый малыш индивидуален

В различных шоу, роликах в интернете и других источниках можно увидеть детей, которые в 2 года читают, находят на карте любую страну и знают арифметические действия. Не стремитесь к достижению подобных результатов, мозг малыша еще не готов к таким нагрузкам. Если мальчик спрашивает, какая буква изображена на кубике – ответьте, но специальных занятий по изучению азбуки проводить пока не надо. Если мозг будет готов к усвоению письменности, ребенок сам запомнит буквы и начнет складывать их в слова, но у большинства трехлеток такое занятие может вызвать нервное перенапряжение. Если сами не можете решить, чему можно, а чему пока рано учить маленького человечка, вам поможет консультация для родителей, которая есть во многих детских поликлиниках.

Не завидуйте семьям, где растет вундеркинд, лучше посмотрите, что лучше всего получается у вашего малыша. Он не может на слух сыграть на пианино любую мелодию, зато может составить целый рассказ по картинке или красиво расставить игрушечную посуду на кукольном столике. Не зацикливайтесь на одном направлении развития, вы же не хотите, чтобы из ребенка вырос слабый болезненный интеллектуал или прекрасный спортсмен, не способный усвоить школьную программу. Направление любимой деятельности он выберет позже, а сейчас пусть пробует все занятия.

Не переживайте, если малыш понимает не все, что должен знать ребенок в 3 года. Даже специалисты не могут точно определить этот перечень, у разных авторов он различен. Следите, есть ли прогресс в этом занятии. Неделю назад он с трудом поднимался на ступеньку, держась двумя руками за перила, а сегодня уже освободил одну ручку – прекрасно! Скоро он будет бегать по лестнице так, что вы не догоните. Не волнуйтесь, если обучение какому-нибудь навыку на некоторое время остановилось на одной точке: у детей часто развитие идет скачками. Только когда проходят недели, а прогресса нет никакого, нужно проконсультироваться со специалистом.

Три года – возраст бурного физического и умственного развития. Каждый день малыш удивляет вас новым знанием или умением. Не забывайте хвалить его, побуждать к дальнейшему обучению. Если что-то не получается, ни в коем случае не называйте ребенка глупым или неуклюжим, след от таких обид может остаться на всю жизнь. Успокойте маленького человечка, скажите, что с первого раза часто не получается, но скоро он научится всему, что захочет. Когда дети уверены в своих силах, их развитие идет быстро и правильно.

В этой статье:

С трех до четырех лет развитие ребенка происходит настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать новые достижения крохи. Малыш становится очень сознательным и самостоятельным, что обусловлено резким скачком в физическом и психологическом развитии.

В арсенале крохи отмечаются новые навыки, появление которых сопряжено с его повышенным желанием как можно ближе познакомиться с окружающим миром.

Взрослые замечают, что общаться с ребенком в 3,5 года становится все более увлекательно. Малыш способен поддерживать разговор, радует и удивляет наивными и в то же время потрясающе глубокими вопросами, проявляет сострадание, поддержку в заботе о близких.

Именно в этом возрасте между родителями и малышом устанавливается наиболее прочная эмоциональная связь, пренебрегать которой будет крайне неосмотрительно со стороны старших.

Особенности физиологического развития малыша

Физическое развитие ребенка в три с половиной года позволяет ему делать много того, чего он не умел еще каких-то несколько месяцев назад. Одно из основных достижений -способность делать сразу
несколько действий. Это умение является прямым доказательством активного психического развития, ведь за скоординированные действия отвечает именно мозг.

Тело малыша в 3,5 года отличается ловкостью, отличной координацией, гибкостью. Если проанализировать возраст, в котором успешные спортсмены начали заниматься спортом, то станет ясно, что многие из них начали обучение в спортивной секции именно в 3,5 года.

Родителям малышей, возраст которых перешагнул за отметку в 3,5 года, стоит серьезно подумать о том, каким видом спорта их можно увлечь. Совсем не обязательно делать это с перспективой вырастить великого спортсмена, но для развития общей двигательной активности такие занятия не помешают.

Как проявляется усовершенствование физической формы ребенка на четвертом году жизни? Кроха действительно на многое способен. Он умеет:


Естественно, что на четвертом году жизни малыш должен как можно больше времени проводить на улице, совершенствуя познавательное и двигательное развитие.

Основные навыки крохи в три с половиной года

В 3,5 года для ребенка не составляет труда делать многое из того, что умеют делать взрослые, причем сознательно, а не просто копируя их движения. Малыш, как правило, уже умеет пользоваться туалетом, самостоятельно умывается, одевается, моет руки и чистит зубы.

Понимая, что
теперь многое им под силу, дети проявляют энтузиазм, когда родители поручают им выполнение каких-либо домашних дел. В свою очередь взрослые не должны пренебрегать желанием и интересом крохи, время от времени поручая ему выполнение простых поручений, связанных с помощью на кухне, уборкой в доме, уходом за домашними питомцами.

Нужно понимать, что кроха в 3,5 года более чувствителен, чем это может показаться на первый взгляд. Для ребенка крайне необходимо постоянно чувствовать поддержку родителей, получать адекватную похвалу за выполненное задание.Ребенок больше расстроится, когда сделает ошибку, не потому, что не смог выполнить задание, а из-за мыслей о том, что он будет лишен одобрения.

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

На первый взгляд еще совсем маленький, хрупкий и ранимый, малыш в три с половиной года внутренне уже достаточно взрослый для того, чтобы начинать с ним заниматься.

Здорово, если у родителей есть возможность оформить кроху в школу раннего развития, где он сможет работать по современным эффективным программам в группе одногодок. Если такой возможности
нет, то родители должны приложить усилия и взять развитие ребенка в свои руки, разрабатывая собственные программы – конечно, без фанатизма.

Что касается развития психологии ребенка, то возраст 3,5 года является самым сложным в этом отношении как для него самого, так и окружающих. Все дело в том, что в этот период малыш переживает своеобразный переходный этап - переход от любознательного карапуза, который мало что знает и что умеет к более сознательному и самостоятельному ребенку, который полностью уверен в своих силах и правоте.

Пытаясь доказать свою значимость, многие дети в этот период активно конфликтуют со старшими, таким образом проверяя границы дозволенного. Истерики в общественных местах без повода, повышенная капризность, смены настроения и непослушание -
это самые яркие проявления личности ребенка в три с половиной года.

Родителям нужно проявить терпение и постараться помочь малышу пережить этот непростой период его жизни. В ответ на истерику стоит оставаться спокойными и по возможности применять старый проверенный способ - отвлекать внимание.

Игнорирование запретов можно свести на нет, уменьшив количество этих самых запретов. Не планируете купить малышу мороженое? Не проходите мимо лотков, где его продают. Не практикуете просмотр мультфильмов во время еды? Пойдите и здесь на маленькую хитрость: отключите пробки в квартире и скажите малышу, что нет света. Немного фантазии, понимания и терпения – и малыш переживет сложный период без лишних капризов.

Особенности развития речевых и социальных навыков

Учитывая, что в 3,5 года малыш переживает один из самых сложных переходных периодов в своей жизни, стоит быть готовыми к тому, что смены настроения отразятся и на коммуникабельности крохи. Тем не менее, если регулярно гулять с малышом, объясняя ему основы поведения и общения, он постарается вести себя правильно, чтобы не обрывать контакты с другими детьми.

На четвертом
году жизни для малыша абсолютно нормальным является умение договариваться со сверстниками, если раньше у него это получалось дома с родителями. Так, например, если его заинтересует игрушка, принадлежащая другому ребенку, то он не станет отбирать ее силой, закатывая истерики, как это было еще совсем недавно. В такой ситуации малыш предложит малышу поменяться либо просто вежливо попросит поиграть. Приступы эгоизма в этом возрасте все еще присутствуют, но становятся все более редкими.

Речь малыша становится более связной, обогащается прилагательными, местоимениями, наречиями. Ребенок стоит длинные предложения, интуитивно правильно склоняя части речи, использует слова во множественном и единственном числах.

Большинство детей в этом возрасте все еще не выговаривают сложнопроизносимые звуки, с которыми при должном внимании со стороны родителей они смогут справиться к концу четвертого года жизни.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни малышей

Развитие детей на четвертом году
позволяет им все меньше нуждаться в участии взрослых в игровом процессе. Они самостоятельно придумывают правила игры, сюжет, разделяют роли между собой, строят диалоги.

Особое место в жизни малышей в этом возрасте занимают сюжетно-ролевые игры, которые помогают им в овладении речевыми навыками, а также способствуют развитию мышления, воображения и фантазии. Дети с удовольствием играют во взрослых, выбирая для себя самые привлекательные на их взгляд роли:


В процессе игры дети стараются скопировать манеру поведения взрослых, интонацию, жестикуляцию. Будет здорово, если родители позаботятся о наборах для таких игр: о детской больнице, игрушечном наборе посуды или крошечном прилавке магазина с весами и компактными продуктами питания из цветного пластика.

Как развивать творческие стороны малыша?

Принимая во внимание подвижность и любознательность малыша в три с половиной года, нужно выделить время для его творческого развития. Совсем не обязательно делать это с целью вырастить из крохи гениального писателя, художника или музыканта. Достаточно будет просто познакомить его с миром творчества и искусства, предоставив возможность увлечься процессом.

Каким должно быть развитие творческих
способностей? Во-первых, с ребенком можно и нужно слушать музыку: как обычные детские песни, так и классические мелодии, которые затем можно обсудить, подумать вместе, какие ассоциации они вызывают.

Во-вторых, малыша обязательно нужно приобщать к рисованию. Самый любимый вид занятия в этом направлении в 3,5 года - это рисование пальчиковыми красками на большом бумажном ватмане. Предоставьте малышу возможность поэкспериментировать с красками, а затем оформите его художество в элегантную рамку.

Со временем пальчиковые краски можно будет заменить на обычные, а также пробовать создавать маленькие шедевры с помощью карандашей, фломастеров и мелков.

Обязательно в программу творческого развития стоит включить танцы. Опять же, если есть возможность, лучше отдать кроху в
танцевальный кружок для самых маленьких, где его научат простым движениям, чувству ритма, начальной дисциплине. Если такой возможности нет, осваивать простые па можно и дома.

Вовлекая кроху в мир творчества, музыки и искусства, помните о том, что знакомство с ним у малыша должно происходить на волне позитива. Именно поэтому подбирайте подходящее время для занятий, старайтесь проводить их в игровой форме и, конечно, заряжайте ребенка собственным энтузиазмом.

Чем занять малыша на прогулках?

Чтобы прогулки, помимо эстетического удовольствия, приносили малышу пользу, с ним можно целенаправленно заниматься даже на улице. Гулять с крохой лучше не с пустыми руками, а со специальным уличным «реквизитом»:


Все эти причиндалы не дадут заскучать малышу, да и родителям тоже. Кроме того, имея в запасе столько вариантов для развлечения, малыш найдет способ познакомиться и подружиться со сверстниками, готовыми к обмену игрушками.

Общеразвивающие занятия с ребенком

Планируя игры и занятия с малышом в 3,5 года, нужно стараться выбирать те варианты, которые будут стимулировать развитие его крупной и мелкой моторики, речи, мышления, координации. Дети в этом возрасте очень любят всевозможные загадки и считалки, поэтому именно на их основе можно придумать несколько простых игр.

Считалки
и скороговорки помогают развивать артикуляцию – конечно, если ребенок будет принимать участие в процессе и повторять отдельные фразы. Также стимулировать развитие речи и мышления малыша можно, заучивая простые стихи и отрывки из сказок, на основе которых потом можно будет делать совместные мини-постановки вашего «домашнего театра».

Для развития мелкой моторки ребенка можно подбирать игры, связанные с мелкими предметами. Так, например, вместе с малышом можно сотворить «чудо-бусы» из макаронин, оклеить вазу пластилином и желудями, создать уникальную картину из гречки, риса и гороха. Такие игры не только поспособствуют разработке детских пальчиков, но и разовьют в малышах усидчивость, терпение и фантазию.

Обязательно в программу по работе с малышом в 3,5 года должны входить кубики, игрушки-вкладыши, мозаика и, конечно, цветные карточки с изображенными на них лицами людей в разном настроении, животными, видами транспорта.

С помощью таких карточек можно пополнять словарный запас ребенка, учить цвета, пробовать группировать предметы по общему признаку, изучать времена года, названия птиц, растений и многое другое.