Взаимодействие доу с социальными партнерами. Взаимодействие доу с семьей

Ольга Гузова
Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы

Взаимодействие ДОУ с родителями

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе

Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща : семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители , а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой . Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции :

Развитие интересов ребенка;

Распределение обязанностей и ответственностей между родителями ;

- формирование семейных отношений ;

Понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями :

Создать атмосферу взаимопонимания ,

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

Развивать и воспитывать детей,

Использовать с родителями различные формы сотрудничества .

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :

1. Доброжелательный стиль педагога с родителями ,

2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей ,

3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей , развивается личность в семье и детском коллективе,

5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей , их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей - это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами , делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы . Традиционные формы делятся на следующие группы :

o Коллективные – родительские собрания , конференции, консультации;

o Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

o Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

Существуют требования к формам взаимодействия - это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы :

1. Информационно – аналитический направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами . Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей . Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем .

2. Наглядно - информационный – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей . Эту форму разделяют на две подгруппы :

А) информационно - ознакомительная ;

Б) информационно - просветительская ;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением , педагогами. Сюда можно отнести : совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести :

Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу . Информационные стенды – знакомство родителей с задачами , условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

3. Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания - на них воспитатель знакомит с задачами , содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родительские конференции - повышение педагогической культуры родителей . На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.

Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

4. Досуговые - это неформальные , доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями , между родителями и детьми . Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей . Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями . Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

Список литературы

1. Дронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т . Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005.

2. Глебова, С. В. Детский садсемья : аспекты взаимодействия . Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С. 88 – 94

3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями . О. И. Давыдова. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2013. – 128с.

4. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т . П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия . М.: Творческий Центр, 2010г

Публикации по теме:

Формы работы с родителями в условиях ДОУ Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного.

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель:.

Взаимодействие ДОУ с родителями Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов. Семья играет главную роль в.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Елена Серебрякова
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей .

"Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования , вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей . В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила".

Н. К. Крупская «Педагогические сочинения» .

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения . Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье , не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это приоритетность семейного воспитания. Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста . В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников .

Актуальность обуславливается следующим : семья принимает участие , в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника , формирует базис личности

Таким образом , одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье .

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь они получают образование , приобретают умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению . Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей , поэтому воспитатели, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом, помощником каждой конкретной семье . Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к семье , что определяет его чувство самооценки. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи . Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения .

Проблема взаимодействия на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательным учреждением могут быть связаны , например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования , аргументируя это тем, что ДОУ не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

В настоящее время все более пристальное внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи . Воспитатели стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые , нетрадиционные формы сотрудничества с родителями . Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, воспитатель должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях . Воспитатели вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно, воспитатели подбирают различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников.

В ДОУ д/с «Теремок» разработана система работы с родителями, которая основывается на реализации главного принципа в работе с семьей - вовлечение семьи в жизнь детского сада. Строится эта работа на основе :

1. Изучения семьи , выявления интересов и потребностей семьи

2. Использования индивидуально-дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников с учетом гендерного подхода

3. Организации различных новых форм работы с родителями (творческие отчеты, походов детей в природу. день здоровья, день открытых дверей, день знаний, спортивных праздников, конкурсов рисунков, поделок, КВН- ов, анкетирование.)

4. Удовлетворение запросов родителей в образовательных услугах .

5. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе .

Также ведется работа, направленная на :

формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

овладение воспитателями практическими умениями и навыками по организации педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.

Формируется система знаний о семье , ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи .

Каждый воспитатель еженедельно планирует работу с семьей , включая :

наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;

просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи) ;

вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;

ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты :

Активное участие родителей в жизни детского сада (регулярное посещение мероприятий, участие родителей в реализации проектов по благоустройству участков и оформлению групп ДОУ, выпуск семейных газет, участие в конкурсах различного уровня (Моя родословная, Мастерская Деда Мороза, Осенняя фантазия)

На протяжении нескольких лет в ДОУ используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются :

Традиционное проведение Дня семьи . Цель которого :

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада , воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью

Формирование у детей представления о семье , как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Недели здоровья в детском саду

Спортивные мероприятия

При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, причем традиционные формы осмысливаются по - новому.

Среди нетрадиционных форм можно выделить совместный - для детей, родителей и сотрудников ДОУ – Турпоход в лес. Уникальность данного мероприятия заключается в составе участников и стиле их общения (дети -родители -сотрудники ) ; в сюжете и особенностях постановки мероприятия (интересно как взрослым, так и детям) ; в радостной эмоциональной атмосфере, которую удается сохранить на протяжении всего мероприятия.

Таким образом , вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству удалось наладить эффективную работу с семьями воспитанников , решая запланированные образовательные задачи . Используя различные проективные методики, проанализировав проведенную работу, педагоги пришли к выводу о том, что взаимодействие с родителями и семьями воспитанников в дошкольном учреждении в течение нескольких лет поднято на более высокий уровень.

Анализируя опыт сотрудничества с семьей , воспитатели также вышли на осмысление одной из современных тенденций дошкольного образования , а именно тенденцию постепенного перехода от воздействия ДОУ на семью к поддерживающему и развивающему взаимовыгодному взаимодействию.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом , в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Сотрудники библиотеки часто бывают в нашем детском саду с различными познавательными мероприятиями. Совместно устраиваются литературные встречи вместе с воспитанниками и их родителями. Мамы, папы, дедушки, бабушки наряду со своими детьми участвуют в различных конкурсах, викторинах и игровых программах. А детей подготовительной группы перед школой записывают в библиотеку и приглашают быть активными читателями. В результате такого сотрудничества многие семьи становятся постоянными читателями районной библиотеки.


Задачи художественно-эстетического развития дошкольников успешно реализуются в процессе приобщения к театральному, музыкальному и декоративно-прикладному искусству. В нашем небольшом провинциальном городке есть етская музыкальная школа, дом культуры и центр народного детского творчества детей. Это тоже наши партнеры, с которыми налажено тесное сотрудничество.
Детская музыкальная школа постоянно приглашает наших детей со своими родителями на концерты учащихся. В дни весенних каникул для воспитанников подготовительной группы проводятся экскурсии с проведением мастер-классов. Тем самым обеспечивается преемственность в музыкальном воспитании, ведь музыкально-одаренные дети продолжают свое обучение в музыкальной школе.



Сказочные постановки, спектакли, игровые программы приобщают детей к театральному искусству. Мероприятия, проводимые Домом культуры, очень любят наши воспитанники и часто играют в них сами. Сотрудниками Дома культуры и Центра народного творчества проводиться большая творческая работа, которая позволяет нашим детям и их родителям принимать участие в районных и областных фестивалях и конкурсах.



Осуществляя преемственность, поддерживаем связь со школами города. Для детей проводятся экскурсии в школы. В подготовительной группе, в рамках проекта «Дни открытых дверей», проводятся показные занятия, куда приглашаются родители и педагоги начальных классов. Дети и родители знакомятся со своими будущими учителями, проводятся беседы и консультации.

Консультации для воспитателей

«Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями»

Сотрудничество ДОУ с родителями. Актуальность этой темы высока, ведь с тех пор, как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьёй и ДОУ тесно связаны с решением задач просвещения родителей. Одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ является работа с семьёй. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребёнка. Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. Позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников закладывается на уровне ежедневных дел, встреч.

Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:

Доверительное отношение педагогов и родителей не может быть навязано, оно является как естественное желание обеих сторон;

Процесс взаимодействия развивается последовательно.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально- педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие, сотрудничество в интересах детей.

Задачи работы детского сада с семьей:

1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания творческой личности;

2.Педагогическое просвещение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей:

1.Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2.Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

3.Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4.Незнание жизни родителей.

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью, стало - формирование, прежде всего гражданина советского государства. В 60 - 70г. идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Сотрудничество детского сада и семьи

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагогом. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества, то есть работы с родителями, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В нашем учреждении актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и внимания специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных и важных вопросах воспитания детей дошкольного возраста семьи. Существует три формы работы с родителями: - Наглядные; - Словесные; - Смешанные. Словесные методы и формы - беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. Наглядные методы - оформление стендов, рамок-передвижек, день открытых дверей; оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д. Смешанные формы (комбинированные) - посещение семьи ребенка, день открытых дверей, родительские собрания, конференции. Также используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные:
- устные журналы,
- круглые столы,
- организация клубов,
- организация деловых игр.

Работа с родителями в нашем детском учреждении выстраивается на таких принципах как:

системность, сотрудничество, постоянство, от простого к сложному.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель:
- что необходимо выяснить;
- в чем хотели помочь.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети, дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведений консультаций различны:
- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всем приглашенным на консультацию;
- практическое занятие.

Например, консультация для родителей на тему: “Индивидуальный подход к ребенку”. Сообщение о целенаправленном влиянии взрослого, сознательно используемыми методами и приемами, учитываются индивидуальные особенности детей.

Семинары-практикумы: Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их следует и целесообразно пригласить на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:
- как читать книгу,
- рассматривать иллюстрации,
- беседовать о прочитанном,
- как готовить руку ребенка к письму,
- как упражнять артикуляционный аппарат и д.р.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2 раза в год, на них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода. На общие собрания в нашем саду мы приглашаем врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель) по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящено обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, “почему наши дети не любят трудиться?”, “как воспитать у детей интерес к книге?”, “телевизор - друг или враг в воспитании детей”. На родительских собраниях в качестве средства является мультимедиа, что позволяет более занимательно и интересно вести сотрудничество с родителями.

Заключение

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и прочее. В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др. Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно теме. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ педагогики сотрудничества только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положен

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается педагог, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.



В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.




создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.



активизация и обогащение воспитательных умений родителей;




3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.




- тематические выставки;

- консультации специалистов;


- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;




- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Первоначально взаимодействие с родителями в ДОУ в котором я работаю носило формальный характер: я обращались к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в нашем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучая литературу по работе с родителями, я обратили внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стали искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:

Родительские собрания.

Во-первы, я слала чаще посещать родительские собрания.

В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний мы с педагогами заменили традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые мы делаем вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?

Чтобы собрание стало интересным, мы стали менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаем с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.

Форма проведения нашей встречи выбирается после обработки анкет - это может быть и деловая игра, и семинар и вечер «Вопросов и ответов». В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.

В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями. К собраниям мы совместно с детьми готовим фотогазету, где используем фотографии из жизни группы

Применив на практике новую модель взаимоотношений, мы увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя нашу искреннею заинтересованность в них.

Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.

Следующий этап.

Оказалось, что проводя различные праздники, дети не имеют о них представление, да и некоторые родители впервые услышали название некоторых праздников. Тог да я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над проектом «День космонавтики».

На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности детей по данной теме в соответствии с задачами проекта. Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали дифференцированный подход, исходя из возможностей семей:

Одни родители совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, составляли кроссворды,

Другие родители помогли организовать книжную выставку и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры.

Совместно с детьми мы сделали коллаж «Я космонавт», самой значимой работой стало изготовление стен газеты «День космонавтики» - родители искали сведения, о первых знаменитых людях и животных побывавших в космосе, делали иллюстрации и оформляли ее.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

Родители с удовольствием стали посещать мой занятия и стали чаще приходить на различные мероприятия мною подготовленные;

Многие родители дружат семьями;

Предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;

В ДОУ создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Таким образом, можно сказать, что главная цель всех взаимодействий с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена









- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях реализации ФГООС ДО.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается педагог, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Педагоги и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Первоначально взаимодействие с родителями в ДОУ в котором я работаю носило формальный характер: я обращались к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в нашем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучая литературу по работе с родителями, я обратили внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стали искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:

Родительские собрания.

Во-первы, я слала чаще посещать родительские собрания.

В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний мы с педагогами заменили традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые мы делаем вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?

Чтобы собрание стало интересным, мы стали менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаем с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.

Форма проведения нашей встречи выбирается после обработки анкет - это может быть и деловая игра, и семинар и вечер «Вопросов и ответов». В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.

В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями. К собраниям мы совместно с детьми готовим фотогазету, где используем фотографии из жизни группы

Применив на практике новую модель взаимоотношений, мы увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя нашу искреннею заинтересованность в них.

Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.

Следующий этап.

Оказалось, что проводя различные праздники, дети не имеют о них представление, да и некоторые родители впервые услышали название некоторых праздников. Тог да я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над проектом «День космонавтики».

На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности детей по данной теме в соответствии с задачами проекта. Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали дифференцированный подход, исходя из возможностей семей:

Одни родители совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, составляли кроссворды,

Другие родители помогли организовать книжную выставку и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры.

Совместно с детьми мы сделали коллаж «Я космонавт», самой значимой работой стало изготовление стен газеты «День космонавтики» - родители искали сведения, о первых знаменитых людях и животных побывавших в космосе, делали иллюстрации и оформляли ее.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

Родители с удовольствием стали посещать мой занятия и стали чаще приходить на различные мероприятия мною подготовленные;

Многие родители дружат семьями;

Предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;

В ДОУ создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Таким образом, можно сказать, что главная цель всех взаимодействий с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Педагоги стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от меня, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.