Как помочь ребенку научиться быстро читать. Известные методики обучения детей чтению. С чего начинать обучение скорочтению

Умение читать – одно из основных, так необходимых в школе. Вместе с тем, это один из самых сложных процессов для овладения детьми, ведь приходится задействовать не только зрение, но и память, воображение, слух. Кроме того, человек должен читать ничуть не медленней, чем говорит. Можно ли научить ребенка беглому чтению?

Давайте разберемся, возможно ли это.

Скорость чтения у ребенка

У малышей, которые читают медленно, могут возникнуть трудности в школе. Много времени будет занимать прочтение условий задачи, текстов, упражнений. Дети с хорошей техникой чтения могут уже приступить к выполнению задания, в то время как ваше чадо только осилит первое предложение. Оптимальным количеством слов в минуту для школьника считается цифра 120-150. С таким темпом чтения ребенок вполне спокойно может усваивать школьный материал.

Все ли дети могут освоить скорочтение?

Иногда ребенок не может запоминать и концентрировать внимание. Дочитывая предложение, он с трудом может сказать, с чего оно начиналось. В таких случаях тренировка памяти и техники чтения просто необходимы, более того, они должны быть систематическими.

У малыша может быть снижен объем оперативного поля зрения, когда он не в силах охватить зрением все слово, а может сконцентрироваться лишь на двух-трех буквах или слогах. Возможными препятствиями к овладению техникой быстрого чтения также могут стать низкий словарный запас, плохо развитый артикуляционный аппарат, литература, не подходящая по возрасту и регрессия – автоматическое чтение слов по два раза.

Методики и техники скорочтения для детей

Существуют специально разработанные методики, включающие в себя ряд упражнений и советов для ускорения темпов чтения и тренировки речевого аппарата.

  1. С самого раннего периода начинайте читать с ребенком. Читая ему сказку, сошлитесь на усталость, и попросите продолжить. Затем сделайте вид, будто не поняли всего прочитанного, и попросите пересказать ту часть, которую только что озвучил ребенок. Объясняйте малышу незнакомые слова из текста, обсудите прочитанный материал.
  2. Пускай чтение станет своеобразным ритуалом в вашем доме. Пишите для ребенка расписание, списки покупок и все что угодно, что он сможет прочитать.
  3. Используйте диафильмы. Чтение под яркие картинки способствует развитию навыков быстрого чтения.
  4. Учите малыша параллельному чтению. Мама или папа читают текст вслух, а ребенок водит пальцем по тексту(для этого вам необходимо взять две одинаковые книги). Темпы чтения должны постепенно увеличиваться, следите за тем, чтоб ребенок успевал за вами. Во время чтения меняйте темп, выделяйте логическими ударениями диалоги, интересуйтесь у малыша, заметил ли он перемены в темпе.
  5. Проверьте, сколько слов ваш ребенок сможет прочитать за минуту. Затем попросите его повторить то же самое, только быстрее. Не стоит повторять подобное упражнение более трех раз к ряду.
  6. Учите ребенка читать про себя.
  7. Обращайте внимание на ударения в словах – если ребенок не видит разницы между словом замок и замок он может не уловить суть предложения.
  8. У ребенка могут вызывать трудности слова, где встречается подряд несколько согласных. Выписывайте такие слова для малыша на листочек, и просите время от времени их прочитывать.
  9. Забавное упражнение. Нужно читать про себя и жужжать вслух. Полезное для развития навыков быстрого чтения.
  10. Развивайте внимательность: предложите ребенку ряд гласных букв, а в середине пускай будет одна согласная. Попросите его определить лишнюю букву.
  11. Предложите ребенку список, в котором слова будут отличаться друг от друга всего одной буквой. Попросите найти отличия.
  12. Учите скороговорки.
  13. Развивайте смысловую догадку. Напишите текст, с пропущенными словами, слогами или буквами. Попросите ребенка заполнить пропуски.
  14. Читайте с закладкой. Не просто водите ею под строчкой, а закрывайте прочитанное слово, во избежание регрессии.
  15. Вы с ребенком читаете одновременно текст, только кто-то должен запаздывать на 2-3 слова. Главное не сбиться.
  16. Чтение на максимальной скорости с плотно сжатыми зубами и губами. Проводите такое упражнение перед началом чтением вслух.
  17. Читайте под звуковое сопровождение.
  18. Попросите ребенка читать текст, и одновременно простукивать карандашом предварительно заученный ритм.
  19. Устраивайте в семье игры в буквы и слова.
  20. Малыш делает глубокий вдох, а на выдохе прочитывает 15 согласных.
  21. Складывайте слова из отдельных слогов. Используйте карточки.
  22. Необходимо читать текст с выражением.
  23. Почитайте текст в ролях.

Надеемся, эти простые советы помогут развить вашему ребенку навыки быстрого чтения.

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей -в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться кскорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

Как же все - таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни.

Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет вмозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание- та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

8. Спотыкание об согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожиэти слова.

12. Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:

Котлесдом

Котиклесокдомик

Котеночекперелесокдомишко

18. Чтение «канон».

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

21. Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

27. Тренируем внимание.

Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

30. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое естьв тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих учеников.

Один из самых простых и интересных способов - игра на скорость. Хорошо проходит с двумя детьми, но и с одним - неплохо.

Приготовьте десять или больше карточек со словами, которые ребенок в состоянии прочитать бегло. Начинайте с простых слов. Сложность увеличивайте раз в 2-3 дня

Итак.

Садитесь напротив ребенка за столом. Карточки держите под столом.

Расскажите ребенку правила игры - вы будете показывать карточки со словами, их надо успеть прочитать.

Выберите одну и резко выдвиньте ее из-под стола. И сразу опять вниз. Чтоб только мелькнула!

Ребенок не сразу вообще поймет, как это можно прочитать. Но на 3й-4й карточке включится в процесс...не подгоняйте, не говорите, что "Ну как же ты не можешь!?". Сами попробуйте!

Если детей двое, то они могут соревноваться, кто больше карточек наберет. Выиграл тот, кто первый произнес слово.

Если дети не любят игр на первенство, просто каждому показывайте его карточку. Сейчас 1-му ребенку - показали. Прочитал или нет, второму - свою.

Если ребенок один, то просто давайте ему все прочитанные. Можете отмечать где-то на доске или на холодильнике, сколько карточек из 10 (20) он смог прочесть на скорость сегодня. Игра незамысловатая, но скорость чтения увеличивает явно.

Еще одна игра - перепутанное слово. Она не подходит для малышей - только старше 3-3,5 лет. А то запутать ребенка можно!

Суть игры в том, что буквы в слове перепутались! Но надо быстро прочесть слово - просто окинув его взглядом! То есть, принцип чтения целым словом, как у взрослых людей, которые не прочитывают уже по складам. Предыдущая игры, собственно, на то же ориентирована.

Итак, берем карандаш (мел, фломастер) и пишем слово...

Например, КОАВРО. Это слова "корова". Его вполне можно узнать.

Тут же на листе пишем его в нормальном виде, как только ребенок угадал. Если ребенок сам может писать - пишет сам.

Для начала слово начинаем с той же буквы, с какой оно начинается. А потом и "хлеще" перепутываем буквы и начинаем с другой буквы.

Например, ХУСТАП - это "пастух"

Никто не спорит, что навыки быстрого сложения букв в слова, а затем в предложения - это основа получения знаний. Пока малыш путается в тексте, не понимая, что там написано, он не сможет освоить материал, понять, что от него требуется. Каждый родитель, столкнувшийся с проблемой, задумывается, как научить ребенка быстро читать. 1 класс, как говорится, на носу, пора что-то делать. Многие полагают, что для этого как раз и существует школа: учителя все сделают. Но, как показывает практика, далеко не всегда к окончанию первого года обучения ребенок умеет нормально читать. На это есть много причин, и не всегда нужно обвинять учителя в непрофессионализме. Но давайте обо всем по порядку.

Особенности подхода

Выясняя, (1 класс), необходимо начать с характера вашего чада. Усидчивого и внимательного от природы малыша значительно легче увлечь процессом, чем подвижного и рассеянного егозу. Это совсем не недостатки, скорее особенности восприятия. Нужно отталкиваться от них как от исходных условий при решении задачи. Тогда ваши слова: "А теперь учимся читать!" будут восприниматься с удовольствием, а не со слезами. Итак, вам нужно понаблюдать и выяснить, чем лучше мотивировать ребенка. Затем подобрать правильную методику из тех, что описаны ниже. Естественно, сразу все не получится. Придется постараться, выделяя каждый день определенное время на приобретение навыков. При правильном подходе вы и сами удивитесь, что через пару дней ваш любимый отпрыск будет к вам приставать с вопросом: «Учимся читать?»

Вовлечение в процесс

Теперь перейдем непосредственно к методам решения вопроса о том, как научить ребенка быстро читать. 1 класс - это ведь только начало, первый шажок к огромному массиву знаний. На ученика обрушивается водопад информации! А ведь первоклашки - это еще маленькие дети. Им тяжело даже просто высидеть урок, не говоря уже обо всем остальном. Родителям совет: вспомните те времена, когда вас сажали за скучную азбуку! Как же это было тяжко (почти у всех). Освободите свое любимое чадо от таких воспоминаний. Пока еще ничего лучше игры не придумали. Малыш должен быть уверен на сто процентов, что он не учится, а развлекается. Методы просты: пусть вместе с вами садится любимый мишка и читает быстрее, чем ребенок. Устройте соревнования. Либо задавайте вопросы, ответы на которые находятся в тексте. Если ребенку будет интересно, то он не заметит трудностей. Такие легкие обучающие игры рекомендуются с самого начала, то есть с периода узнавания букв. Если сами ничего не сможете придумать, то купите книжку специальных стихов. Такие есть. В них каждой букве посвящено четверостишие (иногда, не одно). Затем - такой план. Восклицаете: «Учимся читать буквы»! Когда внимание зафиксировано, первым делом - четверостишие. Потом - буква. Через некоторое время (довольно-таки быстро) малыш выучит их все: и буквы и стихи. Тогда можно устраивать игру в угадывание. Так материал фиксируется.

Следующий шаг - слоги

Выучив буквы, малыш не сразу научится их складывать. Дело в том, что это уже совсем иной процесс. Планируя, как научить ребенка быстро читать (1 класс), учтите, что придется преодолеть два главных препятствия: найти нужный стимул и преодолеть слоги. Причем, по наблюдениям учителей, второе гораздо сложнее. В школе ребенку расскажут, как сложить две буквы в слово. Дома обязательно нужно повторять пройденное. Не пускайте дело на самотек! Начните с самого простого. Попробуйте собрать воедино 2 буквы: да, ма, па и так далее. Потом переходите к коротким словам, в которых меняется лишь один звук (кит, кот). Увидите, как малыш быстро усвоит «хитрое составление букв». Вот этот шаг, пожалуй, самый сложный. После этого процесс пойдет легче, и вы сможете научить ребенка читать по слогам.

Параллельное чтение

Этот метод применяется для того, чтобы малыш наблюдал на примере, как читаете вы. Делаем так. Берем два одинаковых текста (можно те, что разделены на слоги) и сами читаем, а ребенок водит пальчиком по тексту. Потом меняйтесь ролями. Можете привлекать к процессу игрушки или животных. Главное, чтобы не потерялся интерес. Данный метод, если вы его вместе освоите, пригодится и далее. Его применяют, чтобы ускорить чтение. Как замечено, ребенка нужно начинать учить тогда, когда к буквам просыпается интерес. Всему свое время. Нужно понять, когда вашего малыша вдохновит призыв: «Учимся читать!». 5 лет ему или больше - не суть важно. Ребенку интересно? Начинайте!

Использование в быту

Следующий шаг для стимулирования процесса - организация «совершенно необходимой» переписки. Это тоже своеобразные игры: учимся читать по слогам. Только игры, имеющие сугубо практическое значение. Например, уходя в магазин, не оглашайте малышу, куда вы идете, а напишите. Пусть занимается в ближайшее время. Сами увидите, как быстро он научится не просто расшифровывать ваши послания, но и отвечать на них своими. Хорошо, если в данный процесс вы сможете вовлечь всех членов семьи. Пусть ребенок разбирает записки от папы, брата, бабушки, Жучки и так далее. В процессе наработки навыков важна практика. Ее необходимо организовать.

Увлекательные комиксы и диафильмы

Еще одно увлекательное занятие, которое помогает научить читать ребенка. Игры - это хорошо, только надоедает быстро. Сами проследите, сколько времени ваш малыш может заниматься однообразным делом? Как правило, не более получаса. Рекомендуется сменить упражнение. Полезным, в нашем случае, занятием может стать просмотр диафильмов, комиксов, слайдов. В конце концов, если нет необходимой аппаратуры, их можно быстро набрать на компьютере, используя картинки. Важно, чтобы они сопровождались надписями, удобными для восприятия малыша. Поначалу разбитыми на слоги, затем целыми словами и предложениями. Следует добиться того, чтобы ребенок не просто читал, но и рассказывал, о чем повествует надпись. Здесь уже начинается Ведь цель наша - не просто научить читать, а научить воспринимать информацию.

Преодолеваем естественные препятствия

Среди сложностей, с которыми столкнется малыш, выделяют «спотыкание» о несколько согласных, стоящих вместе. Это нужно преодолевать, как говорится, в зародыше. Существует специальное упражнение. Нужно каждый день писать такие и просить ребенка прочесть. Их следует периодически менять, т. к. малыш их быстро заучит наизусть. Поэтому важно подбрасывать ему все новые задачки. Чтобы он освоился, попробуйте написать ряд согласных, среди которых будет одна гласная. Пусть попробует решить, какая буква лишняя. Естественно, ряд нужно каждый раз менять. Когда ребенок освоит данное упражнение, пусть сам составляет задачки для вас, папы, бабушки и так далее. И ничего страшного, если он не умеет писать. Для этого есть буквы на магнитах.

Походы и прогулки

Прививать навыки ребенку можно не только во время игры. «Учимся читать» - такое предложение сработает в любом месте, особенно в магазине, на улице, в поликлинике. Это же гораздо интереснее, чем просто бродить за мамой, пока она выбирает продукты (или что-то другое)! Рекомендуется не забывать об этом «бабушкином» методе. И ненужно брать с собой специально подготовленную книгу или распечатку: ребенку будет намного веселее изучить ценники, названия улиц, объявления, витрины и так далее. Конечно, следите, чтобы они были приличными.

Ударение

Вот еще одно упражнение, которое обязательно понравится вашему малышу. Возьмите многослоговое слово и произносите его с разными ударениями. Слушайте вместе. Потом обязательно разберите, как правильно. Пусть ребенок сам определит. Данная игра помогает развить внимание, увеличить словарный запас. Известно, что именно скудность последнего мешает малышу хорошо учиться. Желательно уделять формированию этого самого запаса внимание с самых пеленок. Для этого детям читают сказки, стихи, рассказывают о том, что находится вокруг и так далее.

Увеличиваем скорость чтения

Чтобы сложение слов и понимание информации не вызывало трудностей, необходимо довести полученные навыки до автоматизма. Следующие упражнения рекомендуются тем, кто освоил правила чтения.

1. «Ритм». Покажите, как определенную мелодию постукивать карандашом. Затем, при чтении вслух, пусть малыш попробует повторить его. Так внимание распределяется, тем самым тренируется мозг.

2. Интересный вариант - чтение «канон». В этом упражнении вы начинаете воспроизводить текст с листа, а ребенок как бы догоняет вас с опозданием на несколько слов.

3. «Поиск»: здесь необходимо быстро прочесть текст, а затем отвечать на вопросы по содержанию (это ученики должны уметь делать к концу первого класса).

4. Не забывайте, что существует множество устных и письменных игр в слова и буквы. Например: расчертите лист/магнитную доску на несколько колонок. Определите, что должно быть написано в каждой (город, страна, еда, растение и так далее). Затем выбирается буква, с которой должны начинаться все названия. Заполняется на скорость. Потом проводится проверка. Одинаковые слова вычеркиваются (если их использовали разные игроки). У кого осталось больше слов - тот победил. А бессмертная игра в города?! Это любимое занятие всех детей. И вовсе не обязательно использовать географические названия. Пусть это будут любые слова, принцип один и тот же: следующее слово должно начинаться на ту букву, которой закончилось последнее. Например: абрикос - сани - икра - антенна и т. д. В эту игру можно играть везде и всюду: по дороге в школу, в магазин, на прогулке, даже во время уборки. Ролевое чтение также пользуется любовью у начинающих «артистов». Для этого необходимо подобрать несколько легких диалогов и озвучивать их по очереди. Будет очень весело!

Возможные ошибки начинающих «преподавателей»

Если вам впервой учить ребенка чтению, то нужно ознакомиться с теми факторами, которые могут вызывать сложности. Среди них на первом месте стоит низкий уровень внимания. Очень часто бывает так, что малыш, пока складывает слоги в слова, забывает, с чего начал. Естественно, он отвлекается. Не стоит ругать его. Лучше учите стихи. нужно развивать. Второе - недостаточный охват текста. То есть ребенок видит только одну-две буквы, а не целое слово. Придется тренироваться. И еще. Тексты необходимо подбирать таким образом, чтобы малышу хотелось узнать, что же будет дальше. Если произведение не соответствует возрасту, то желаемого эффекта занятия не дадут. Ребенку станет скучно, вы будете разочарованы. Интерес к процессу обучения будет абсолютно потерян. А восстановить его ой как непросто. Успехов вам и вашим деткам!

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо . Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и , и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Три проблемы низкой скорости чтения

Проблема 1. Собственно чтение

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА - АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также :

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

Чтение — один из важнейших навыков, имеющих большое значение для успешной учебы. А скорость чтения важна для оперативной обработки поступающей информации. Поэтому многие родители в современном мире больших объемов информации задумываются, как научить ребенка читать быстро.

Такое умение, как быстрое чтение, в котором задействовано множество психических функций и процессов, некоторыми детьми приобретается с трудом. Мы рассмотрим, какие условия требуются для успешного обучения чтению, а также приведем примеры упражнений, которые позволят легко освоить скорочтение.

Оптимальный возраст

По мнению большинства специалистов в педагогике и психологии, обучение чтению начинать нужно в 5 — 7 лет. К этому возрасту мозг большинства детей уже созревает для столь трудоемкого процесса. Данные цифры являются усредненным вариантом, можно ребёнка научить читать и раньше.

Признаки готовности

В первую очередь стоит обратить внимание на то, есть ли у ребенка интерес к буквам, различает ли он отдельные звуки, может ли в слове выделить звук (например, назвать тот, с которого начинается слово) и имеет ли достаточный словарный запас для того, чтобы понимать смысл прочтенного.

Если уже в 3 — 4 года все эти признаки готовности к обучению наблюдаются, то можно приступать к процессу. Главное не переусердствовать и не отбить интерес к чтению. Могут присутствовать интерес к буквам и даже складывание звуков в слоги, но понимания самого процесса чтения в этом возрасте может еще не быть.

Внимательное отношение к потребностям и интересам ребенка всегда поможет начать обучение чтению в подходящий момент. Когда такой момент настанет, и ребенок начнет уверенно соединять слоги в слова, можно вводить в ежедневный обиход занятия, способствующие быстрому чтению.

Сущность скорочтения

В процессе чтения участвуют такие психические явления, как память, внимание, восприятие, воображение, зрительный и слуховой катализаторы, а также, если говорить о чтении вслух, артикуляционный аппарат.

Критерии быстрого чтения

Для начала поговорим о быстром правильном чтении, которым, в идеале, должен владеть ученик 2 класса. Критериями такого чтения для детей 7 — 9 лет считается:

  • скорость чтения от 50 слов в минуту;
  • правильность прочтения слов, без их замены, с четким произношением окончаний и верными ударениями;
  • соблюдение логических ударений, интонаций, то есть выразительность чтения.

Вышеперечисленные критерии соответствуют среднестатистической скорости. Если же говорить о скорочтении, то для ребенка 7 — 9 лет это должно быть беглое чтение 110 — 130 слов в минуту. Чтобы достигнуть таких результатов, необходимо регулярно заниматься определенными упражнениями.

Суть упражнений, повышающих скорость чтения

Упражнения, которые помогут научить ребенка хорошо и быстро читать, можно делать дома, для этого не нужно никаких особых условий. Только литература, соответствующая возрасту обучаемого, и желание родителей помочь своему чаду в этом непростом, на первый взгляд, начинании.

Занятия такого рода в первую очередь направлены на развитие психических функций, участвующих в процессе чтения. Поэтому они помогут не только в обучении скорочтению, а также поспособствуют развитию других интеллектуальных способностей ребенка: натренируют память, разовьют логическое мышление, научат ребенка концентрировать внимание, улучшат способность усвоения информации и многое другое.

Чтобы процесс обучения был еще и веселым, родители применяют технику чтения хором

Что важно для того, чтобы дома обучить ребенка быстрому чтению?

  1. Совместное чтение . Первое и самое главное условие — чтение ребенку еще до того, как он сам овладеет искусством читать. Если это условие соблюдается, то заинтересованность ребенка в том, чтобы научиться читать, будет обеспечена.
  2. Подбор литературы . Литературу следует выбирать соответствующую возрасту. Важно, чтобы было интересно и по возможности понятно то, о чем вы читаете. Затем, когда ребенок сам будет учиться читать, ему тем более не нужно лишних трудностей в виде множества сложных труднопроизносимых малопонятных слов. В дошкольном возрасте гораздо интереснее, когда понимаешь то, что ты в состоянии сам прочитать.
  3. Подогревать интерес к чтени ю. Когда первые навыки уже освоены, помимо ежедневного досуга за художественной литературой, нужно создавать условия для необходимости чтения. Например, писать ребенку различные записки с поручениями, пожеланиями или ребусами и загадками.

Не стоит сразу после того, как ребёнок научился читать самостоятельно, бросать совместное чтение. Совместное времяпровождение в таком увлекательном процессе помогает не угаснуть интересу, а также укрепляет отношения между родителями и детьми.

Упражнения для освоения навыков скорочтения

Манипуляции с артикуляцией

Ребенок подавляет внешнюю артикуляцию, чтобы научиться читать про себя

Для правильного быстрого чтения вслух артикуляционный аппарат необходимо тренировать. Разучивание скороговорок, чистоговорок, пословиц на разных тонах и с разной скоростью — хороший способ тренировки.

Чтобы скорость чтения повышалась, нужно от чтения вслух уходить к чтению про себя. Когда читаешь без проговаривания и анализа услышанного, скорость увеличивается. У детей на первых порах различия в скорости чтения «про себя» и в слух нет, поскольку они проговаривают все прочитанное «в голове».

Поэтому первое упражнение, которому следует уделить внимание, — подавление внешней артикуляции. Для этого во время чтения можно попросить ребенка зажать между зубами карандаш либо прижимать палец к губам, чтобы не было возможности задействовать артикуляционный аппарат.

Здесь можно упомянуть про подавление внутренней артикуляции, но такого рода упражнения подходят для детей более старшего возраста, чем 8 — 9 лет. Они рассчитаны на то, чтобы чтение происходило без проговаривания слов «про себя».

Оперативное поле зрения

Для повышения скорости чтения необходимо увеличить объем оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом должен охватывать не две-три буквы, а два или лучше сразу несколько слов.

Для развития данной функции используют таблицы Шульте. Это квадрат, разбитый на равные по размеру ячейки, в которые в разнобой вписываются числа. Обучаемый должен смотреть строго в центр квадрата и указывать все цифры строго по порядку, ничего не произнося вслух. Количество ячеек зависит от того, на каком уровне на данный момент находится оперативное поле зрение. Начать лучше с 10.

Усложненный вариант — квадрат с буквами алфавита, которые нужно указать по порядку. Также можно в таблицах зашифровать слова, которые нужно сложить из букв, расположенных в ячейках. Чем выше скорость нахождения необходимых цифр или букв, тем больше поле оперативного зрения.

Таблицы Шульте предназначены для динамического развития внимания и памяти ребенка в процессе чтения

Борьба с регрессией

Регрессия — возвратные движения глаз, вынуждающие читать одно и то же слово несколько раз. У детей она может быть сильно выражена, поскольку навык чтения еще не натренирован, нет уверенности в том, что слово было прочитано правильно, а также из-за низкого уровня концентрации внимания. Наличие регрессии сильно снижает скорость чтения, поэтому ее устранению уделяется внимание.

Для того чтобы избежать регрессии, можно взять закладку и закрывать только что прочитанное слово. При регулярных тренировках такого рода привычка возвращаться к прочитанному уйдет, а внимание автоматически повысится, и ребенок будет хорошо и быстро читать.

Чтение хором

Родитель выбирает текст, который ребенок будет в состоянии прочитать, и предлагает читать его вслух, одновременно. При этом со временем темп наращивается. Главное следить, чтобы ребенок сильно не отставал, не путался, произносил слова четко и правильно.

Поиск необходимой информации в тексте

Нахождение в тексте какого-нибудь слова на скорость хорошо тренирует быстроту восприятия. Выделение в тексте определённой буквы во всех словах за заданное время — тоже хорошее занятие для тренировки. Такие упражнения учат концентрировать внимание на конкретном действии, при этом наращивая скорость нахождения нужной информации.

Игра с предложениями и звуками

Требуется составить предложения, поменяв в них слова местами, и попросить ребенка прочитать их как можно быстрее. Например: мы пошли гулять и зашли в парк – правильное предложение, нужно записать его вот так: зашли парк в гулять мы и пошли. Предложения составляются исходя из того, каким словарным запасом обладает обучаемый, чтобы он мог понять суть неправильного предложения.

Также можно выписать несколько согласных, а затем попросить прочесть их подряд на выдохе. Чаще всего дети запинаются на прочтении нескольких согласных подряд. Каждый раз можно писать новые комбинации согласных

Тренировка внимания

Заранее оговорив с ребенком правила данного упражнения, во время чтения внезапно произносится «стоп», после чего читающий должен остановиться и замолчать на несколько секунд с закрытыми глазами. Затем произносится «начинай», после этого следует продолжить чтение с того места, на котором была остановка.

Все упражнения, представленные выше, можно делать дома и менять, подстраивая под возможности конкретного ребенка. Самое важное правило, касающееся овладения скорочтением, — систематичность и регулярность выполнения упражнений, а также просто чтение как досуг. И тогда навык быстрого чтения будет освоен очень легко.