Педразвитие. Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышения качества образования

Галина Забудько
Взаимодействие детского сада с семьей

Любить – значит желать другому того,

что считаешь за благо, и желать при том не

ради себя, но ради того, кого любишь, и

стараться по возможности доставить ему это благо.

Аристотель (древнегреческий философ)

Центральное место в формировании личности занимает семья . По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастит человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья – уникальный и пока единственный институт воспитания. Она призвана передавать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальные традиции. Отсюда можно сделать вывод, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать.

Ни для никого не секрет, что взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо , но не всегда это получается. Одни родители считают, что мы родили, кормили, а воспитывают и учат пусть в детском саду и в школе . Другие родители не считают дошкольное детство важным периодом становлении личности, не придают такого значения, как школе.

Семья и дошкольное учреждение два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, Для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие . Если дошкольное учреждение способствует интеграции ребенка в социуме, то семья призвана обеспечивать индивидуализацию детского развития .

ДОУ должно строить свою работу с семьей , оказывать помощь и соблюдать преемственность в достижении следующих целей и задач :

Сохранение и укрепление здоровья ребенка;

Забота о самореализации задатков и способностей детей;

Создание ребенку комфортности в обществе;

Забота об образовании и нравственности детей;

Соблюдение гражданских прав и обязанностей;

Развитие трудолюбия и помощи в выборе профессии;

половое воспитание, подготовка к семейной жизни.

Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Закономерным следствием этого является не только низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность.

С другой стороны и сами воспитатели не готовы к активному, сознательному участию родителей своих воспитанников в образовательном процессе. В сложившейся ситуации наиболее целесообразно способствовать установлению тесных и неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Способов решений этой задачи много. Дошкольное учреждение сегодня использует как традиционные формы (родительские собрания, конференции, беседы, консультации) так и нетрадиционные (анкетирование, деловые игры, бюро педагогических услуг, открытые занятия, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях :

Ребенок – родитель

Педагог – ребенок – родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи , ее микроклимат. Поэтому важно проводить работу дифференцированно, объединив мам и пап в подгруппы. На данном этапе работы с родителями нам поможет анкетирование, в результате которого мы познакомимся с ними поближе. Необходимость индивидуального подхода определяется также тем, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают тех целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями нам следует отказаться от назидания, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Необходимо привлекать мам и пап к жизни детского сада : предложить участие в подготовке к утренникам, развлечения (пошив костюмов, оформление декораций, к конкурсам, выставкам, чтобы родители знали, чем живут их дети.

В этом году у нас прошел городской конкурс на тему : «Превращение пластиковых бутылок» . Многие родители приняли участие в конкурсе на базе детского сада . А на городском конкурсе приняли участие семьи : Сусиных с поделкой «Котята» , Гамзиловых - «Собака» , Гужвиных - «Робот» . Эти родители были отмечены компетентным жюри в городском конкурсе и награждены грамотами.

Прошедший год в нашей стране был посвящен Году семьи . Его цель привлечь внимание к проблемам семьи . В нашем детском саду мы работали над проектом «Моя семья » . В этом проекте мы исследовали проблемы толерантности в семье , и то, как это особое качество помогает во всем обществе строить отношения между людьми. «Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро» - говорил В. А. Сухомлинский. Мы привлекли к этому проекту родителей : вместе собирали информационный материал по этой теме (пословицы, поговорки, высказывания известных людей, интересные истории, проблемные ситуации, писали рассказы о своей семье , провели конкурс рисунков и фотовыставку «Моя семья » . Участие родителей в таких мероприятиях способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создает атмосферу праздника, радости и взаимопонимания . На родительском собрании были подведены итоги нашей плодотворной работы, а самым активным участникам была объявлена благодарность.

Оформление портфолио ребенка является важным фактором привлечения родителей к жизни детей. Сначала в портфолио были только фотографии детей и их родственников. Потом я предложила вписывать туда интересные высказывания, суждения своих детей. Затем стали появляться рассказы-описания, где отдыхали родители с детьми, как проводили праздники и дни рождения. Папка пополнялась также детскими работами . Когда дети выпускались из детского сада , то получили на память это замечательное портфолио.

Очень понравилась такая форма работы с родителями, как круглый стол, и непринужденная беседа за ним. Это были выступления семьи Корочиных , Харитоновых, которые делились своим опытом в воспитании детей, своими семейными традициями. Запомнился рассказ мамы Ксюши, которая рассказала о своих традициях в семье . Семейные традиции, домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Нам может показаться, что милая мамина привычка рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему ее не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них малыш ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме все идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Проводились в группе чаепитие и дискуссии на темы : «Роль отца в воспитании ребенка в семье » , «Как преодолеть капризы детей» . Такие теплые встречи сближают всех : воспитателей и родителей, и родителей между собой.

Не все родители принимают активное участие в жизни детского сада . И это неудивительно, ведь все мы такие разные, с разным отношением и пониманием, с разными взглядами и эмоциями. Но наша работа, наладить взаимодействие с родителями , приносит свои результаты. Взаимопонимание редко приходит сразу. Это длительный, творческий процесс, требующий терпения и доброжелательности. Прежде всего необходимо осуществлять реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях открытости обеих сторон, заинтересованности и доброжелательности, то результат обязательно будет.

Организация: МБДОУ №71 «Дельфин»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих изменений в системе дошкольного образования - закон «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с его реализацией, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного «семья-детский сад» пространства, для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Один из основных принципов ФГОС ДО- «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: « сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Что мы видим? Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Педагогам следует пересмотреть принцип взаимодействия с родителями для налаживания контактов, чтобы оказывать поддержку семье в воспитании ребенка. Педагоги придумывают все новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей: собрания, пункты консультирования, информационные стенды, родительские группы, но таким образом педагогам удается привлечь только малую часть родителей. Почему же данные методы неэффективны? Родители не откликаются, потому что заняты своими проблемами, не понимают значимости участия? Причин много, но в большей степени родители просто не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду. Пока у взрослого не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие. Что может служить основой для сближения людей? Только сам ребенок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принес ему день, воспитатель формирует понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той простой причине, что их не было рядом. Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть сам ребенок, а не образовательная программа .

И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка- дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия.

Основная цель работы с семьей : способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи взаимодействия с семьей :

    Создание единого образовательного пространства.

    Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.

    Формирование родительской ответственности.

    Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

    Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

    Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.

    Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.

Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.

Основные принципы, ориентированные на семью предлагаем использовать педагогам в практике своей работы:

Первый принцип . Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка.

Второй принцип . Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка, и важнейших участников образовательной практики. Если родители будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.

Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.

Воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями. Алгоритм взаимодействия с семьей может быть представлен следующими компонентами:

    Выход педагога на личный контакт с родителями: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

    Обогащение воспитательных умений родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих воспитательных установок, стереотипов;

    Совместное сотрудничество: постановка единых целей и задач, выработка согласованных мер к воспитанию и развитию ребенка;

    Организация продуктивного общения: обмен мыслями, идеями, чувствами;

    Участие родителей в жизни собственных детей через нетрадиционные взаимодействия: выставки выходного дня, создание семейных газет, составление родословной, защита семейных проектов, игротеки, контрольные для родителей и другие.

Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.

Родители могут выступать:

    в роли ассистентов и помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми;

    в роли эксперта, консультанта или организатора;

Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

    установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

    искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;

    заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;

    системный характер работы.

Участвуя в деятельности по реализации задач ООП ДО, родители:

    ощущают себя причастность к организации образовательной деятельности с детьми;

    видят, как ребенок общается с другими;

    начинают больше понимать в детском развитии;

    получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;

    обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми;

    знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;

    получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:

    понять, как родители мотивируют своих детей;

    увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;

    узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;

    получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими детьми.

Примером такого участия в нашем ДОУ может стать группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Вместе с мамой». Разработана и внедрена в образовательную деятельность группы кратковременного пребывания программа «Мамина школа» для родителей детей раннего возраста. Данная программа призвана помочь родителям научиться лучше понимать своих детей, вооружить их необходимыми знаниями о возрастных особенностях, развитии эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сферы ребенка, выработать навыки конструктивного взаимодействия с ним, тем самым, создавая условия для полноценного развития ребенка. Основная идея программы: интеграция общественного и семейного воспитания, создание условий для диалога и совместной деятельности в системе ребенок- родитель- педагог в рамках образовательного учреждения. Необходимость в разработке данной программы обусловлено тем, что по результатам опроса, проведенного в ДОУ, значительная часть родителей, особенно молодых, имеющих одного ребенка в семье, проявляют интерес к раннему развитию детей, но в то же время не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в понимании личностных и индивидуальных особенностей своего ребенка и установлении контактов с ним.

Данная форма предоставления услуг пользуется большим спросом у населения нашего города. Наблюдается увеличение контингента воспитанников в группе кратковременного пребывания «Вместе с мамой». Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: нахождение малыша рядом с мамой в стенах образовательного учреждения и совместная их деятельность, увеличения спроса на использование в ДОУ образовательных технологий, сохраняющих самоценность детства и имеющих гуманистическую направленность, необходимость повышения уровня родительской культуры, родителей, дети которых не посещают детский сад, легкая степень адаптации при поступлении ребенка в массовый детский сад.

В настоящее время остро встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на субботниках, собраниях, праздниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детского сада, внести свой вклад в образовательную работу. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах, неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Вот, например, после выходных дней, праздников педагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто получается скучный «допрос» детей. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. После отпуска педагог приносит фотографии, угощает детей яблоками из своего сада, вовлекает их в беседу о том, как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Окончив университет, он показывает детям свой диплом, приглашая тем самым разделить с ним радость. Он вводит детей в мир своих переживаний: волнуется перед посещением зубного врача, озабочен болезнью мамы и др. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

«Открытость детского сада внутрь»- это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут с оснащением педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей, некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, дедушек, бабушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, это: общеобразовательная школа, музыкальная школа, библиотека и др. Так на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерты в детском саду, дети, сотрудники, родители вовлекаются в городские мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству и др. выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе города, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организована трансляция из детского сада. В День защитника Родины с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах. Ценность работы детского сада в микросоциуме – в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительного взаимоотношений между воспитателями, родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к освещению последствий негативных отношений в семье.

В целях педагогического просвещения родителей, воздействие на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа кратковременна и возникает в связи с запросами родителей или вызвана желанием воспитателя поговорить о ребенке, он не должна вестись мимоходом. Эта форма требует от педагога большого такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными. А.Аркин очень верно определил воспитательную работу как созидательную. Истинная сущность ребенка, говорил он, не в его недостатках, как это часто думают родители: она заключается в возможности и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже в том случае, когда педагог считает, что родители недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка, не стремятся выполнять рекомендации детского сада, он дает им советы, делает замечания в доброжелательной форме.

Широкое распространение должны получить такие формы педагогической пропаганды и приобщение родителей к работе детского сада, как открытые дни и наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью детей. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения детей, которые могут использовать в семье родители. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет увидеть родителям своего ребенка в коллективе. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, в быту, на их гигиенический, трудовые навыки, вместе с родителями анализируют их увиденное, ищут причины отклонения в поведении детей. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников, а одновременно обоих родителей. Так например, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.

Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются зарубежными и отечественными педагогами как наиболее способствующие положительных результатов в воспитании и образовании детей, посещающих дошкольные учреждения.

Ожидание родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. До сих пор педагоги-практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной задачей привести ребенка утром в детский сад и забрать вечером. И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, предоставлять условия для игр и общение со сверстниками, от педагогов требуют лишь подготовки к школе. Но социально-экономические, культурно- образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии ребенка, имеющих возможности и желание участвовать в его образовании как условии успешности в будущем.

Стандарт дошкольного образования утвержден, но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности? Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь заложенную в Стандарте идеологию.

Литература:

    Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Логос, 2002.-384с.

    Каган М.С. Философская теория ценности. - СПБ.; Петрополис,1997.-205с.

    Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.

школа семья педагог родитель

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

Организации образовательного процесса;

Организации развивающей среды;

Привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

Оказании дополнительных услуг;

Разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

Поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

Повышение уровня педагогических знаний родителей;

Воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

Систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

Создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

Осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать «открытость внутрь » - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу » означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

Обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

Активизировать воспитательные возможности родителей;

Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

Укрепление внутрисемейных связей;

Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

Ольга Попова
Взаимодействие детского сада и семьи

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников.

Кто-то правильно подметил, что "первая школа растущего человека – семья ".И наш коллектив апсолютно согласен с этим высказыванием. Ведь для любого ребенка семья - целый мир , где он учится любить, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт : убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но всё-таки, приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье .

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в последнее время стала очень актуальна. Изменившаяся современная семья - финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования- всё это заставляет искать новые формы взаимодействия . Но наша задача не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

У педагогов и родителей единые цели и задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи . Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй , а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье , но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для успешного сотрудничества с родителями мы стараемся придерживаться принципов взаимодействия :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом . Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Термин «взаимодействие » предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, ну и, конечно же, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь , взаимоуважение и взаимодоверие , знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду , также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада .

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей : переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду . Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей .

Формы работы с родителями

Презентация дошкольного учреждения

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Дни открытых дверей

Педагогический совет с участием родителей

Педагогические ситуации

Педагогические беседы с родителями

Тематические консультации

Собрание, круглый стол с родителями

Конференции с родителями

Общие собрания родителей, которые могут вкючать :

Элементы тренинга;

Мастер-классы;

Семинар-практикум;

Видеотренинг;

Видеопрезентацию;

Показ занятий на видеозаписи

Школа для родителей

Читательские конференции по книгам о воспитании

Тематические выставки

Информационные бюллетени

Тематические листовки

Настольная тематическая информация

Анкетирование

Самопрезентация педагога

Создание Портфолио воспитанника. Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов и т. д.

Совместные праздники, развлечения

Спортивные соревнования

Проекты

Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно, постоянно обращаемся к опыту детства , к жизни в семье : даже седой ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома» , «чему меня учила моя мать» , «что мне показывал отец» . Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребёнка к пониманию смысла слов.

«Годы чудес» - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в то время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Поэтому родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации, а мы – педагоги, воспитатели - должны им в этом помочь

Мы считаем, что совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье , о детском саде , проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат наших совместных усилий – это новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон "Об образовании в Российской Федерации" № 272-ФЗ и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в статье 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка.
В связи возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (далее ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства "семья + детский сад». Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:
- работа с педагогами дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Основные задачи детского сада в работе с семьей:
- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход к каждому родителю;
3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого воспитанника;
- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость и доступность детского сада для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- участие родителей в создании развивающей среды;
- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.
Функции ДОУ в работе с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;
6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга.
Формы и методы работы ДОУ с семьей:

Клуб по интересам
- "Круглые столы" по разнообразной тематике;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервьюривование родителей на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- издание тематического журнала для родителей;
- спортивные встречи и досуги, олимпиады по сезонам;
- телефон доверия для родителей

Организация почты для родителей;
- конкурс « Дружная семья»;
- семейные проекты "Наша родословная"; «Герб и флаг нашей семьи» и другие;
- открытые занятия для просмотров родителей;
- создание портфолио семьи.
Важные моменты при организации работы:
а) все материалы для ознакомления и изучении родителями должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;
в) оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей: на цветной бумаге, с картинками, с рисунками и поделками детей, с фотографиями воспитанников;
г) тема и содержание материла должно исходить из запроса родителей.
Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. В современном обществе родители, отдающие свой детей в детский сад – сложная категория. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей.
Сегодняшние родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения: психолога, логопеда, врача и других. Что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющийся опыт, творческие способности и т.д.
Как можно повысить авторитета педагога:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за другие педагогические заслуги;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений, их грамотами за определенные заслуги.
Вывод .

Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так педагога с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных интересных форм и методик. Очень важно избегать при этом формализма. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому сначала провести анализ социального состава родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной. Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.