Порядок обеспечения федеральных льготников лекарствами. Льготное обеспечение лекарствами

Мы рады приветствовать Вас на нашей страничке по льготному лекарственному обеспечению !

  1. Что надо знать о льготном лекарственном обеспечении.

Программа «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» (ОНЛС), реализуемая во исполнение закона № 122 - ФЗ « О государственной социальной помощи» от 22.08 2004г, — это грандиозный и масштабный проект по оказанию лекарственной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на меры государственной социальной поддержки.

Нормативные документы по организации льготного лекарственного обеспечения:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 17. 07. 99 №178- ФЗ « О государственной социальной помощи»

Постановление Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ№ 110 от 12. 02. 2007г. « О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»;

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18. 09. 2006г № 665 « Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальной помощи»;

Приказ правительства Московской области от 04. 02. 2013г № 106 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно и с 50% скидкой»;

Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Московской области бесплатной медицинской помощи».

II. Кто относится к льготной категории граждан (согласно Постановления Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г) :

Существует 2 категории льготного обеспечения граждан РФ:
- за счет средств федерального бюджета (федеральные льготники);
- за счет средств регионального бюджета (региональные льготники);

1. Категории населения , получающие льготное лекарственное обеспечение из федерального бюджета:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- военнослужащие, ставшие инвалидами;
- ветераны боевых действий;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы
в 1986-1987 годах;
-инвалиды труда 1, 2, 3 группы;
- несовершеннолетние узники концлагерей, признанные инвалидами;
- несовершенные узники концлагерей, созданных фашистами.

2. Заболевания и категории граждан , зарегистрированных на территории Московской области, лечение которых происходит за счет средств бюджета Московской области :
2.1. бесплатное обеспечение лекарственными препаратами при заболеваниях:
-бронхиальная астма;
- сахарный диабет;
- онкологические заболевания
(и других заболеваний, согласно Постановлению Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г);

2.2. обеспечение лекарственными препаратами с 50% скидкой со свободных цен :
- труженики тыла;
- реабилитированные;
- лица, родившиеся до 01.01 1935 года.

III. Какие документы необходимо предоставить пациенту при обращении в лечебно- профилактическое учреждение для выписки льготных рецептов впервые:

Для внесения данных о новом пациенте в компьютерную базу федеральных и региональных льготников необходимо предоставить оператору кабинета по выписке льготных рецептов (кабинет № 23 в поликлинике на Матросова, 13 или в регистратуре поликлиники на Лётной,34) следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (справка, подтверждающая факт инвалидности);
- решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным фондом (справка о ЕДВ);
-страховой медицинский полис;
-СНИЛС;

IV. Кто имеет право на выписку льготных рецептов:

Участковый терапевт, врач общей практики, врач- специалист, включенные в Регистр врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов, и непосредственно осуществляющий лечение пациента.

V. Какие лекарственные препараты Вы можете получить по льготному лекарственному обеспечению :
-Перечень лекарственных препаратов для федеральных льготников формируется согласно приказу министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 года № 665.
- Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых льготной категории населения Московской области (региональные льготники), согласно Приказа правительства Московской области от 04. 02. 2013г № 106.

VI. Порядок выписки льготных рецептов:

После очного осмотра пациента из льготной категории, врач назначает лечение с учетом ассортимента и объема льготных лекарственных средств в аптеках Мытищинского района, делает запись в амбулаторной карте о наименовании назначенного лекарственного препарата. Лекарственные средства назначаются по медицинским показаниям, исходя из диагноза пациента и утвержденного Перечня лекарственных средств.
Пациент с рекомендациями лечащего врача идёт в кабинет компьютерной выписки льготных рецептов(кабинет № 23 в поликлинике на Матросова, 13 или в регистратуре поликлиники на Лётной,34), где оператор, следуя алгоритму действий по вводу данных для оформления льготного рецепта, автоматически, с использованием программы «Корвет» , оформляет льготный рецепт.

Рецепт выписывается в 3 экземплярах, подписывается лечащим врачом или врачебной комиссией поликлиники. Один их экземпляров вклеивается в амбулаторную карту, два других отдаются пациенту.

На одном рецептурном бланке установленной формы для отпуска бесплатно выписывается одно наименование лекарственного средства на латинском языке по международному непатентованному наименованию. Указывается также форма выпуска, дозировка, необходимое количество лекарственного препарата на рекомендованный курс лечения. Рецепт заверяется печатью поликлиники.


Лекарственные средства для льготной категории граждан выписываются на курс лечения до 1 месяца. Льготной категории граждан пенсионного возраста и инвалидам 1 группы возможно оформление льготного рецепта на курс лечения до 3-х месяцев (согласно приказу МЗ РФ №1175 от 20.12.2012г).
В отдельных случаях (дорогостоящие препараты, выписка на срок более 1 месяца и др.) рецепты подписываются врачебной комиссией поликлиники.

Лекарственные средства можно получить по предъявлению рецепта только в той аптеке, которая указана в информационном листе рецепта.

В случае временного отсутствия необходимого лекарственного средства, аптечная организация организует отсроченное обслуживание рецепта .

Пациенту, находящемуся на стационарном лечении , выписка бесплатных лекарственных средств и изделий медицинского назначения НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. Исключением является лечение в дневных стационарах при амбулаторно-поликлиническом учреждении.


Формирование заявки на лекарственные препараты для льготной категории граждан:

Формирование заявки на лекарственные средства для обеспечения лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется лечащими врачами поликлиники в соответствии со списками льготных категорий граждан и данными паспортов врачебных участков, с учетом Перечней лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача бесплатно.

Электронный регистр персонифицированной потребности в лекарственных препаратах по федеральной и региональной льготе на основании заявок от лечащих врачей формирует ответственная за работу по льготному лекарственному обеспечению заместитель главного врача по КЭР Григорцовская Ирина Юрьевна.

Заявка на лекарственные средства для обеспечения льготной категории граждан ежемесячно составляется по бланку, утвержденному Министерством здравоохранения Московской области, в установленные сроки и в соответствии с установленными объемами финансовых средств.

Если пациенту по жизненным показаниям необходимо лекарство, не входящее в утвержденный перечень , выписка такого рецепта осуществляется по решению Контрольно-экспертной комиссии Министерства здравоохранения Московской области

Что надо делать в случае утери рецепта на бесплатные лекарственные средства?
В случае утери рецепта следует обязательно обратиться к врачу, выписавшему рецепт. Это необходимо как для получения нового рецепта, так и для того, чтобы никто не мог воспользоваться утерянным рецептом. Врач должен сделать запись в амбулаторной карте больного и направить информацию об утере рецепта в фармацевтическую организацию.

Актуальная информация о наличии лекарственных препаратов в аптеках:

Если у Вас возникли вопросы об обеспечении лекарственными препаратами обращайтесь
к Григорцовской Ирине Юрьевне(зам.главного врача по КЭР)
по адресу ул.Матросова д.13 каб. 28

Все это в комплексе улучшает качество жизни всех групп граждан, сокращая затраты на дорогостоящие виды медицинской помощи. С состоянием лекарственного обеспечения жителей г. Москвы в 2015 г. и перспективах на 2016 г. участников научно-практической конференции "Фармацевтическая служба города Москвы" в рамках ежегодной — уже 14-й Московской ассамблеи "Здоровье столицы" ознакомил начальник Управления фармации Департамента здравоохранения г. Москвы, к.м.н. Константин Александрович Кокушкин .
— Основными направлениями лекарственного обеспечения являются: льготное лекарственное обеспечение больных на амбулаторном этапе лечения, обеспечение пациентов в стационаре, лекобеспечение за счет собственных средств граждан в розничных аптечных организациях. Льготное обеспечение лекарственными средствами в России осуществляется по линии регионального и федерального бюджетов. По линии федерального бюджета категории льготников определены согласно Федеральному закону от 17.07.99 №178-ФЗ (ред. от 21.07.14) "О государственной социальной помощи". Отпускаемые данной категории ЛС входят в соответствующий федеральный перечень, утвержденный приказом Минздрава России. Региональный аспект ЛС осуществляется согласно распоряжению правительства Москвы №1506-РП от 10.08.05 "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой", который определяет как льготные категории населения, так и социально значимые заболевания.

О ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ

Общее число льготников в столице составляет 1 млн 686 тыс. человек, эта цифра немного колеблется, но на протяжении последних лет находится на одном уровне; в динамике лишь соотношение между федеральными и региональными льготниками — количество федеральных льготников уменьшается, а региональных — увеличивается. Больные обычно делают выбор не в пользу лекарственного обеспечения, а в пользу денежных выплат. После этого федеральные льготники, проживающие в г. Москве, обращаются в медицинские учреждения с просьбой выделить им лекарственные средства по региональной льготе… На сегодняшний день количество федеральных льготников составляет 563 тыс., число региональных льготников — свыше 1 млн человек.

Согласно статистике, средняя стоимость лечения одного пациента за счет средств регионального бюджета составляет 5 тыс. руб., около 2,5 тыс. руб. компенсирует федеральный бюджет. Средняя стоимость рецепта, оплачиваемого из федерального бюджета в 2015 г., составила 866 руб., региональный бюджет оплачивает рецепт, стоимость которого в 3 раза больше. Лекарственные препараты и медизделия поступают на склад Центра лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения г. Москвы, затем распределяются по округам в расположенные на территории ЛПУ соответствующие 364 аптечные организации, которые осуществляют льготный отпуск. Количество льготников пропорционально населению округов Москвы, наибольшее их число распределено в ЮАО, ЮВАО, ВОА, и СВАО. Наименьшее количество льготников в недавно присоединенных округах — Троицком и Новомосковском.

Среди федеральных льготников подавляющее большинство (95%) составляют инвалиды, дети-инвалиды и ветераны боевых действий, среди региональных льготников наибольшее количество (71%) занимает категория по перечню социально значимых заболеваний (онкозаболевания, диабет, гепатиты В и С, психические расстройства и расстройства поведения, СПИД и др.). Значительную часть (24%) от региональных льготников занимают дети, многодетные семьи.

Согласно динамике численности обратившихся по программе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП), нагрузка на региональный бюджет возрастает. Реализация лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, согласно программам ОНЛП и 7 высокозатратных нозологий (7 ВЗНЗ), происходит согласно заявкам, которые готовят регионы, а затем предоставляют в Минздрав России.

По состоянию на ноябрь 2015 г. отпущено ЛП льготным категориям граждан на сумму 18,5 млрд руб., из них региональным бюджетом было оплачено около 9 млрд руб., федеральным - 5,61 млрд руб., в т.ч. по программе 7 ВЗНЗ — 4,06 млрд руб. Отмечу, что количество льготников, получающих ЛП согласно программе 7 ВЗНЗ, растет, — с 2012 по 2015 г. со 100 тыс. пациентов до 163 тыс. соответственно. В разрезе перечня заболеваний затраты распределены неравномерно, что обусловлено разным количеством льготников и различной стоимостью медикаментов. Львиную долю государственных затрат занимают рассеянный склероз и гемофилия (до 38%). Общее количество льготников по 7 ВЗНЗ за прошедший год выросло с 16,5 тыс. до 17,488 тыс. человек. Количество пунктов отпуска ЛС в центрах лекарственного обеспечения по программе 7 ВЗНЗ за год практически не изменилось (21-22). В 2015 г. за десять месяцев было отпущено ЛС на сумму 4 млрд руб., в 2014 г. этот показатель составил 4,5 млрд руб. Стоимость одного рецепта по программе 7 ВЗНЗ в среднем составила 77,5 тыс. руб.

Опираясь на основные показатели реализации программы ОНЛП в 2015 г., общее количество лиц, имеющих право на государственную социальную помощь от федерального бюджета, равняется 562 672 человек, от регионального — 1 123 892 человек. В медицинские учреждения, реализующие программы ОНЛП, в этом году обратились 411 тыс. пациентов за счет средств федерального бюджета, 510 тыс. — за счет региональных средств. В целом в 2015 г. уже выписано 11 млн рецептов, из них обеспечено 99,09% льготных рецептов, что выше по сравнению с остальными регионами Российской Федерации. Стоимость ЛП, отпущенных льготным категориям граждан в 2015 г., составила 14, 5 млрд руб., а средняя стоимость лечения одного пациента — около 4 тыс. руб. в месяц. Для федерального бюджета этот показатель составил 2,5 тыс. руб., для регионального — около 5 тыс. руб. Стоимость рецепта, финансируемого из федерального бюджета по сравнению с 2014 г. немного уменьшилась, стоимость рецепта, оплачиваемого из регионального бюджета, выросла и составила 2,5 тыс. руб.

Доля отечественных препаратов в реализации программы ОНЛП отдельных категорий граждан постепенно возрастает. Согласно опросу, проведенному Росздравнадзором в 2015 г., возможности российской фармпромышленности по выполнению задач импортозамещения положительно оценили 64% респондентов, и лишь 31% не уверены в том, что россияне обойдутся без импортных препаратов. По состоянию на ноябрь 2015 г. по количеству упаковок при закупках ЛС для государственных нужд Московского региона 60% — это ЛС отечественных производителей.

АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ И ЛС: ПЕРСПЕКТИВЫ

Каковы перспективы в лекарственном обеспечении больных, находящихся на амбулаторном этапе лечения, на 2016 г.? Обязательства, взятые государством, будут выполнены. По обеспечению граждан лексредствами предусмотрено финансирование в размере от 19,5 млрд руб., проведена заявочная компания, определены сводные потребности в ЛП и МИ, а также в специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов. В настоящее время осуществляется их централизованная закупка, будет проведено около 1,5 тыс. аукционов по сформированным заявкам. В Департаменте здравоохранения создана рабочая группа по мониторингу лекарственного обеспечения, которая осуществляет еженедельный контроль лекарственного обеспечения.

Теперь о лекарственном обеспечении граждан, проходящих лечение в стационаре. С переходом лечебных учреждений г. Москвы на систему одноканального финансирования, основная часть ЛС осуществляется за счет ОМС, на основании заявок главных врачей лечебных учреждений на совместных торгах, которые регулярно проводит Департамент здравоохранения города. Централизованно им осуществляются закупки для государственных медицинских учреждений, не работающих в системе ОМС, для лечебных организаций, стационаров по профилям "онкология", "гематология" и "неонатология". Департаментом здравоохранения закупаются ЛС по программе "вакцинопрофилактика", борьбы с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом как за счет федерального, так и регионального бюджетов. Сумма заключенных контрактов на приобретение ЛС для нужд стационаров по состоянию на 12 ноября с.г. составила 2,5 млрд руб.

Поставки в медицинские организации лекарственных препаратов в разрезе по соответствующим программам в суммовом выражении на ноябрь 2015 г. составляют в руб.:

  • по программе "вакцинопрофилактика" — 252 млн;
  • по программе борьбы с ВИЧ-инфекцией с учетом региональных и федеральных денежных трансфертов — около 1млрд 200 млн;
  • по программе борьбы с туберкулезом, учитывая трансферты 2014 и 2015 гг. вместе, колеблется на уровне 85 млн.

Контроль ценообразования на ЖНВЛП

Третья составляющая лекарственного обеспечения за счет собственных средств граждан требует не меньшего пристального внимания государственных структур. Работа Департамента здравоохранения заключается в контроле за соблюдением правил ценообразования, в отсутствии предпосылок для завышения цен, обязательном мониторинге цен на ЛС, мониторинге минимального необходимого ассортимента аптечных организаций. Уровень торговых надбавок ограничивается на группу ЖНВЛП, на препараты, не входящие в этот перечень, цены регулируются в соответствии с рыночными законами. Основанием для осуществления функций по контролю за образованием цен на препараты перечня ЖНВЛП является целый ряд нормативных актов.

Смысл регулирования — регистрация отпускных цен производителя, которое осуществляется федеральными органами исполнительной власти, также регулирование позволяет установить уровень предельных оптовых торговых надбавок для каждого региона РФ. Размер торговых надбавок не должен превышать допустимого значения.

Каждый заинтересованный гражданин России может зайти на сайт Департамента здравоохранения г. Москвы и ознакомиться со всей необходимой информацией по перечню ЖНВЛП, с уровнем предельно допустимых розничных надбавок, о размере возможных предельных розничных цен, которые сформированы с учетом значений этих надбавок. Работу по контролю за осуществлением предельно допустимых розничных надбавок осуществляет дирекция по координации деятельности медицинских учреждений Департамента, которая является его подведомственным учреждением. Информация о предельно допустимых ценах на ЛС публикуется на сайте www.mosgorzdrav.ru Аптечная цена не должна превышать цену, которую любой желающий гражданин РФ видит на сайте. Контроль за применением цен производится через портал "Наш город" по теме "Контроль предельных цен на ЖНВЛП". Граждане могут самостоятельно контролировать цены, при обращении человека:

  • через портал "Наш город" в разделе "Аптеки";
  • путем письменного обращения в Дирекцию по координации за деятельностью медицинских учреждений;
  • через телефонный звонок на горячую линию Департамента, обращаясь через электронную приемную на сайт ведомства.

Любое обращение граждан не будет оставлено без внимания. Согласно зарегистрированному нарушению дается предписание, нарушение устраняется, принимаются меры административного воздействия к аптечной организации, его допустившей. Количество обращений граждан в динамике растет, если в 2014 г. было зарегистрировано 65 обращений, то за 10 месяцев 2015 г. — уже 173 обращения, из них только 19% затрагивают нарушения ценообразования на ЖНВЛП.

Департаментом здравоохранения г. Москвы проводится работа по мониторингу цен на лекарственные препараты с учетом инфляции. Динамика роста цен на ЛС не превышает динамики роста цен на товары народного потребления. За год динамика роста цен на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП на дешевые препараты (до 50 руб.) составила 14,5%, на дорогие лекарственные средства (свыше 500 руб.) — 7,7%. В целом можно отметить, что ценообразование держится под контролем. Данная работа будет продолжена, так что каждый гражданин может быть уверен — без лекарств и необходимой государственной поддержки он не останется.

Обеспечение инвалидов необходимыми лекар. ставенными средствами в соответствии со стандар. тами медицинской помощи по рецептам врача (фельд. шера) входит в систему социальных гарантий.
Указанные гарантии установлены Федеральных законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»). После проведенной в 2005 г. реформы по монетизации льгот часть инвалидов имеет право получать бесплатные лекарства, а другая часть - получать денежные средства для самостоятельного приобретения лекарств. После проведенной реформы в стране наблюдались серьезные проблемы, связанные с недофинансированием или недопоставками в аптечные учреждения необходимых лекарственных средств.
Все граждане, в том числе и инвалиды, имеющие право на бесплатное получение лекарств, вносятся в Федеральный регистр. Такие лица имеют право получать бесплатные лекарственные средства в соответствии с назначением лечащего врача и Перечнем лекарственных средств (Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвер#" ден приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 (далее - Перечень лекарственных средств)).
Инвалид, имеющий право на получение социальных услуг, в том числе на получение бесплатных лекарств, вправе обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства о замене лекарственного обеспечения денежной выплатой. Установлен срок подачи такого заявления: подать заявление можно до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления. Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
В ст. 6.5. Федерального закона «О государственной социальной помощи» установлено, что вместо обеспечения лекарственными средствами и медицинской помощью может быть выдана компенсация. На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе:
- на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, 543 рубля;
- на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, 84 рубля;
- на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, 78 рублей.
Порядок обеспечения инвалидов лекарственными сРедствами не отличается от порядка обеспечения леКарственными средствами иных категорий граждан, указанных в ст. 6.1. Федерального закона «О государ, ственной социальной помощи», например, участниц Великой Отечественной войны или ветеранов боевьц; действий.
Инвалиды имеют право на бесплатное получение;
1) лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств;
2) изделий медицинского назначения, включенных в Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 января 2007 г. № 1;
3) противотуберкулезных препаратов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» инвалиды 1-й группы в неработающие инвалиды 2-й группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей, а также не бесплатное приобретение средств медицинской реабилитации и перевязочных материалов (по медицинским показаниям). Работающие инвалиды 2-й группы, инвалиды 3-й группы, признанные в установленной! порядке безработными, имеют право на приобретен! лекарственных средств по рецептам врачей с 50% скйД" кой. Инвалиды 3-й группы, признанные в установщиком порядке безработными, кроме лекарственных "средств имеют право на приобретение с 50% скидкой определенных изделий медицинского назначения, перевязочных средств по медицинским показаниям.
Органы исполнительной власти субъектов РФ долясны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
На уровне субъектов РФ также утверждаются перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Например, в Московской области приказом Минздрава Московской области от 31 декабря 2008 г. № 1038 с 1 января 2009 г. утверждены Перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесенных к ответственности РФ и Московской области. В некоторых регионах России обеспечение лекарствами решается путем создания «социальных аптек», которые имеют льготы по налогообложению. Цены на лекарства в таких аптеках намного ниже. Например, в городе Ярославле Уже есть целая сеть таких аптек.
К сожалению, реальность такова, что не во всех Регионах списки бесплатных лекарств включают в себя Все жизненно необходимые инвалидам лекарства.
Пример из судебной практики. В суд Марксовсго района направлен иск в интересах четырехЛепгнего Егора Яковлева, страдающего тяжелым геНегпическими заболеванием мукополисахаридоз. Как полагает прокуратура, врачи муниципальной больницы и представители областного Минздрава нарушили конституционное право ребенка на жизнь, отказавшись выписывать Егору бесплатные лекарства. Районная прокуратура посчитала, что в данном случае «существенно нарушены конституционные права ребенка-инвалида на жизнь и социальное обеспечение в случае болезни». «Российское законодательство напрямую не предусматривает, что граждане именно с таким заболеванием должны обеспечиваться именно таким препаратом бесплатно. Но в Саратовской области существует свой перечень заболеваний, по которым положены льготные медикаменты за счет регионального бюджета. Мукополисахаридоз в нем не указан, но ведь этот перечень составляют люди, можно же внести туда дополнения, федеральное законодательство это позволяет». Дело по иску прокурора находится на стадии рассмотрения.
В городе Санкт-Петербурге есть так называемые региональные льготники, которым, в отличие от федеральных, лекарства выделяют по списку заболеваний. Например, если человек болеет рассеянным склерозом, то вне зависимости от наличия инвалидности он имеет право получать необходимые лекарства бесплатно. В Санкт-Петербурге отсутствует строго обозначенный список лекарств, которые выпишут больному петербуржцу бесплатно, но он получит лекарство, которое ему необходимо, по рецепту. «Региональный» рецепт действителен в течение одного месяца.
Инвалидам необходимо учитывать следующий момент: каждый человек может быть или региональным, или федеральным льготником. Если инвалид отказался от социального пакета (т. е. выбрал «денежную» замену бесплатного лекарственного обеспечения), то бесплатно получать никаких лекарств он не будет ни как федеральный, ни как региональный льготник.
С перечнем лекарственных средств, которые инвалид может получить бесплатно, его обязан ознакомить лечащий врач. Перечень лекарственных средств, предоставляемых бесплатно, опубликован в печати и является общедоступным.
Лекарственные средства выдаются в аптечных учреждениях на основании рецептов. Для получения бесплатного лекарства инвалиду необходимо обратиться к своему лечащему врачу, который выпишет рецепт и назовет аптеку или аптечный пункт, в котором будут выданы лекарства в соответствии с рецептом. Например, больные диабетом, являющиеся инвалидами, имеют право на получение бесплатных лекарственных средств и шприцов. Правом выписки рецепта обладают врачи (фельдшеры) поликлиник, включенных в систему обязательного медицинского страхования: терапевты, невропатологи и др. Список врачей (фамилий конкретных специалистов), которые имеют право на выписку рецептов, определяется в установленном порядке органом управления здравоохранения субъекта РФ и имеется в медучреждении. Он должен быть предоставлен по требованию любого пациента, прикрепленного к данному медучреждению. Рецепты выписываются на лекарственные средства по медицинским показаниям, исходя из диагноза заболевания пациента и Утвержденного Перечня бесплатных лекарственных сРедств.
В случае, если лекарство, необходимое инвалиду1 не входит в Перечень, но оно жизненно необходимо ббльному, то врач согласовывает решение выписать рецепт с врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения. Принятое решение утверждается главным врачом такого учреждения. В рецепте указываются количество и дозы приема лекарственного средства исходя из диагноза заболевания и состояния больного. Полученный рецепт инвалид предъявляет в аптечное учреждение. Если самому инвалиду лично идти в аптечное учреждение затруднительно, то за него получить лекарства вправе любое другое лицо, которому достаточно лишь предъявить рецепт. Информация о сроке действия рецепта содержится на его бланке.
Если при обращении в аптеку необходимое лекарственное средство временно отсутствует (по причине высокого спроса, недопоставки дистрибьютором фармацевтических средств и т. п.), то фармацевт должен учесть предъявленный рецепт в специальном журнале. Если предоставить лекарственное средство невозможно, то аптека может просто дать рекомендацию по дальнейшим действиям.
К сожалению, возврат денежных средств, израсходованных инвалидом, не дождавшимся жизненно необходимого лекарства и приобретшим его самостоятельно за свои деньги, законом не предусмотрен. Именно поэтому многие недовольны системой бесплатного лекарственного обеспечения. Однако, несмотря на несовершенство законодательства, судебная практика идет по иному пути. Судьи зачастую удовлетворяют иски о возмещении расходов, потраченных инвалидами на приобретение лекарств, которые они не смогл" получить бесплатно на основании имеющегося у них рецепта.
Пример из судебной практики. М. обратилась в аптеку, принадлежащую ООО «Аптеки "Будь здоров"» за льготным лекарством по рецепту врача для своего ребенка, однако в течение месяца ей отказывали в выдаче лекарства. Отказы работники аптеки мотивировали тем, что необходимое лекарство к ним не поступало от ООО «Биотек» (Москва), уполномоченной фармацевтической организации. Поскольку лекарство сыну Марины требовалось принимать постоянно в связи с тяжелой формой бронхиальной астмы, она была вынуждена приобрести лекарство за свой счет, что составило более двух тысяч рублей. В ходе судебных заседаний выяснилось, что ООО «Аптеки "Будь здоров"» своевременно не направило в ООО «Биотек» заявку на поставку препарата, не обеспечило необходимый 15-дневный запас лекарственных средств и др. Судья удовлетворил предъявленный иск. Пермский областной суд оставил кассационную жалобу ООО «Аптеки "Будь здоров"» без удовлетворения, и решение вступило в силу.
В данном случае ответственность организации-дистрибьютора за просрочку выполнения своих обязательств выразилась в возмещении стоимости расходов на приобретение лекарства. По закону невозможно привлечь к иным видам ответственности ни аптечную Рганизацию, ни посредника-дистрибьютора.
Если нужного лекарства не будет, то, скорее всего инвалиду предложат получить лекарственное средСТво с аналогичным или похожим фармакологическим действием. Как правило, лекарства, предлагаемые в аптеках вместо требуемых, являются более дешевыми и менее эффективными.
Единственное, что можно сделать в случае отказа аптечного учреждения в установленный срок выдать нужное лекарство, это обратиться в региональное Министерство здравоохранения или фонд обязательного медицинского страхования, в обязанности которого входит защита прав граждан, сообщить лечащему врачу.
Инвалиду, который находится на стационарном лечении в медучреждений, лекарственное обеспечение предоставляется в рамках Программы государственных гарантий в соответствии с его диагнозом, поэтому дополнительного получения лекарств на основании рецептов не требуется.

Этой статьей я решил начать небольшой комплекс статей по просвещению граждан о нашей (российской) бесплатной медицине. Мой друг, который работает участковым терапевтом в рязанской поликлинике, согласился помочь в этом нелегком деле информирования населения.

Мы постараемся, чтобы весь комплекс статей наиболее полно, точно и четко отобразил ситуацию в нашем здравоохранении. Также все статьи будут направлены на льготные категории граждан (в основном инвалидов и пенсионеров).

Первая статья касается выписки лекарственных средств по программам ДЛО.

Кто такие федеральные льготники, относитесь ли вы к ним, а также что им положено, уточняем тут http://www.pfrf.ru/federal_beneficiaries . Тут же можно найти и перечень лекарственных средств.

Когда я столкнулся с отказом выписки лекарственных средств, то решил выяснить - почему же лекарства, которые положены, нам не выписывают, мотивируя различными причинами - дорого, в аптеках нет и т.д. и т.п.

Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят.

Расшифровывается как Дополнительное Льготное Обеспечение.

Программа ДЛО начинается с появлением Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Это один из самых нашумевших законов. Т.н. закон о монетизации льгот. Человеку позволяется как «брать льготы натурой» так и деньгами. Это можно уточнить в местном отделении ПФ.

Вроде бы все нормально. По льготам нам возмещают часть затрат на некоторые услуги (сколько то процентов коммунальных платежей, проезд в пригородных электричках, лечение в санатории-профилактории и т.п.). И лекарства еще дают. Но вот только слово «дополнительное» не значит обязательное.

Дополнительное подразумевает, что государство не гарантирует нам все лекарства по всем нашим болезням, а только то, что на основании своих финансовых возможностей и рекомендаций Минздрава посчитает нужным. То есть то, что есть в списке ДЛО. Это отправляет нас к списку ЖНВЛС - жизненно важных и необходимых лекарственных средств, на которые вводятся фиксированные цены. Это не полный перечень всех лекарств ДЛО, хотя с частыми изменениями не возможно четко определить одинаковые они или нет.

В соответствии с Приказом от 18 сентября 2006 г. N 665 (http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84391#C1E78E6F2DDF46534B98D2FE48D60052) врач (или при его отсутствии фельдшер) может выписывать лекарства входящие в перечень (состав которого там же во втором пункте «Приложение»).

Список лекарственных средств меняется довольно часто (чуть ли не раз в полгода). Правда меняется незначительно, некоторые лекарственные средства.

С законами разобрались, какой закон за что отвечает, и в каком что указано. Переходим собственно к выписке лекарств - как это происходит и какие лекарства (в т.ч. в каком объеме) положены.

В теории терапевт должен весь свой участок (1700+ человек) со всеми их заболеваниями и лекарствами, в т.ч. и по нозологиям узких специалистов (в т.ч. хирурги, офтальмологи, гематологи и др.) знать и помнить. А также знать кто из узких специалистов кому (с его участка) что заказал по ДЛО, а что нет и дозаказать в случае чего (причем в момент подачи своей заявки). Но это в теории.

Самая большая группа ДЛО - инвалиды.

Как уже упоминалось инвалиды, будучи федеральными льготниками, могут пользоваться как натуральными льготами, так и брать денежный эквивалент. Так они могут из года в год метаться туда-сюда.

Врачу все, что изменилось за последние полгода нужно держать в голове т.к. обновленный список льготников (кто перешел на деньги, а кто наоборот, перешел с денег на лекарства) да еще и не полный приходит уже после подачи заявок на лекарства. Т.е. например один инвалид решил, что в этом году ему лекарства не нужны (или они стоят копейки) и отказался от выписки бесплатных лекарств, в пользу получения денежных средств. Написал заявление в пенсионном фонде и все.

Но врач то пока об этом не знает и соответственно подает заявку на его лекарства. Это с одной стороны положительный момент - возможно, образуется небольшой излишек, который пойдет на другого инвалида. Но может быть обратный вариант. Два инвалида решили вернуться с денежных выплат на «натуру». Аналогично, написали заявление в пенсионный фонд и все. Но их врачи то не знают об этом. И соответственно не заказывают на них лекарства. Образуется недостаток лекарственных средств.

Ктому же лекарства из списка набираются не случайным образом, а в соответствии со стандартными протоколами ведения больных по нозологиям или, если по данной нозологии стандарт не разработан, то в соответствии с отечественными (а если и их нет, то с международными) клиническими рекомендациями.

Что такое нозология - это единица болезни. Две (три, пять) нозологические формы - это два (три, пять) независимых заболевания. Например, сахарный диабет + тахикардия + артроз это три нозологические формы. Т.е. три болезни.

Стандарт - это как эту болезнь правильно диагностировать и лечить в соответствии с законами РФ, включает в себя обязательный минимум обследования и лечения.

Только вынужден предупредить. Как Высоцкий пел - Жираф большой, ему видней. Т.е. врач сам вам выпишет направление. Когда сочтет (и сочтет ли вообще) нужным. Соответственно вы, не обладая медицинским образованием, не можете требовать от врача назначения вам того или иного обследования, ДАЖЕ если оно имеется в списке.

Вернемся к нашим баранам.

Составив пофамильную заявку, терапевт оставляет ее у себя, а завотделения передаются только наименования и количество упаковок, сколько надо на последующие полгода. Заведующие отделениями собирают заявки со своих отделений и передают замглавврача. Он точно также все плюсует и передает в горздрав. Из горздрава в облздрав, из облздрава в Москву.

Вообще разобраться в отечественной медицине непросто. Все специально так запутанно, чтобы никто не смог сразу увидеть, куда на самом деле идут деньги.

Начиная с замглавврача поликлиники/больницы происходит подсчет и корректировка заявки, чтобы уложиться в деньги которые планируют выдать. В Рязани (и, скорее всего в других регионах, за исключением может быть Москвы и Питера) на первое полугодие 2011 года выделено по 531 рублю на человека в месяц. Т.е. корректировка может заключаться, например, в том, что часть дорогих лекарств заменяется на более дешевые аналоги, а часть лекарств может просто выкидываться из списка.

После того как заявка ушла в Москву, начинаются торги между фирмами, чьи препараты будут выдаваться в аптеках, и в каком количестве.

Возможно (и скорее всего так оно и есть) в связи с взятками и откатами торги очень часто затягиваются. Например, с ноября по февраль. В итоге январь и часть февраля приходится добирать остатки с прошлого года (это если они есть).

Т.е. тут как в игре «поддавки» кто дешевле продает и/или кто больше дал на лапу «приемной комиссии», тот и выигрывает. В идеале должно быть соответствие цена/качество.

В реале все по-другому.

И в итоге мы получаем не оригинальный товар (который нам как раз и нужен, но который дорогой) а дженерик (дешевый или не очень аналог).

Оригинальный препарат это тот, который был первым. На нем проводились все испытания. Его же эффективность и была установлена путем много годичных исследований в различных клиниках и на различных пациентах.

Дженерик же проходил испытание только на эквивалентность с оригиналом. В нем основное действующее вещество такое же, как и в оригинале. Но вот во всем остальном имеются различия. Во всем остальном это - состав и качество примесей, форма и т.п.

Одно дело нейтральная примесь (в оригинале), другое дело высокоактивная в дженерике.
Хотя основная формула одна. А так как медицина не математика, на деле эффективность дженерика может снижаться до 50 раз плюс возможно резкое возрастание побочных реакций.

Некоторые производители дженериков, побогаче, проводят исследования на биоэквивалентность оригинальному препарату. И даже берут его в группу контроля.

Но оригинальный препарат всегда будет один. А дженериков (аналогов) может быть много.

Бывает так же такая ситуация, когда оригинальный препарат не зарегистрирован в РФ, а дженерики зарегистрированы.

В итоге торги прошли, но бывает, что производители/посредники запаздывают с доставкой того или иного препарата, поэтому почти никогда нельзя вычислить заказал ли этот препарат конкретный терапевт, не был ли этот препарат отбракован при подсчете денег или вместо него придет аналог и т.п. Это создает круговую поруку (терапевты высасывают из пальца «необходимые» лекарства и их количество, потому что не знают жителей своего участка и кто/сколько из них перешли на льготы/взяли деньги, начальство по тому же принципу их урезает и т.п.) но в итоге крайний тот, кто ниже по должности.

С тем, какие лекарства, откуда и как они появляются в аптеках для выдачи их по федеральным рецептам, разобрались.

Подходим к концу - почему же нам не дают те лекарства, которые нам нужны.

Вам выписали рецепт, вы приходите в аптеку, а там говорят, что лекарства нет.

Некоторые аптеки предлагают оставить рецепт у них, записаться в очередь на получение данного препарата и т.п. А после этого уведомляют поставщика. Но рецепт действителен всего 30 дней. Даже если его забирают в аптеку. Соответственно если будет поставка данного лекарства в течение 30 дней, то вас также уведомят. Если нет - значит нет. В тоже время поликлиники еженедельно отчитываются перед вышестоящими инстанциями об «отоваренных» рецептах. И тем главврачам, у которых «зависло» много рецептов стучат по макушке. Причем никаких оправданий в министерстве не слушают. Вы обязаны и точка. Поэтому на компьютерах в поликлиниках ставят программы, которые не позволяют выписывать лекарства, которых нет в их аптеке (в аптечном пункте поликлиники).

И с помощью программы установленной и на компьютере в аптечном пункте поликлиники и в своем кабинете, врач может проверить есть в данной аптеке необходимое лекарство или нет. И соответственно выписать его или нет.

Вы можете найти в своем городе информацию о компании, которая обслуживает городские аптеки в рамках федеральной программы, позвонить туда и уточнить в какой из аптек есть нужное вам лекарство. Иногда, каким-то неведомым образом часть лекарств из одной аптеки попадают в другую и больные ездят за ними через весь город. Если вам сообщили что есть там то там то, идете к врачу, говорите ему, где вы нашли это лекарство, он выписывает (если может), вы звоните в эту аптеку, резервируете нужное количество и едете получать.

Хотя теоретически от врача зависит многое при принятии решения о вашем лечении и выписке лекарственных средств, ему постоянно суют палки в виде урезания списка необходимых для «его» больных лекарств, замена действительно необходимых оригинальных препаратов на те которые удалось выбить/получить, сбои в работе поставщиков и т.д. Поэтому винить во всем врача не стоит. В реальности от него зависит очень мало - знать «своих» и составить для них список. А уж как там наверху пойдет от него уже не зависит.

Фармацевтический бизнес дело темное - по доходности стоит сразу за торговлей наркотиками и оружием.

В следующей статье мы постараемся рассказать о ситуации с региональными льготниками.

Программы обеспечения государственной помощью всех, кому положены бесплатные лекарства, за последние десятилетия сдвинулись мертвой точки. Качественная организация порядка получения медикаментов - залог успешного решения проблем и преодоления кризиса в сфере здравоохранения, связанного с недостаточно внимательным отношением властей к диагностическим, лечебным и профилактическим мероприятиям населения.

Задачи и преимущества льготного лекарственного обеспечения

Лекарственное обеспечение в первую очередь должно затрагивать наиболее уязвимые и беззащитные категории населения. Социальную значимость таких проектов сложно переоценить. Стоит отметить, что подобное действие направлено на скорейшее преодоление и предотвращение вероятных рисков. Снабдить незащищенных людей требуемыми лекарственными средствами - немаловажная составляющая для поддержания их здоровья и, как следствие, нормального уровня и качества жизни.

Помимо этого, важно обратить внимание и на то, что доступность медикаментов позволяет достигать успехов терапевтических мероприятий, снизить статистическую численность пациентов, остро нуждающихся в госпитализации и прохождении стационарного лечения. Благодаря предоставленной государством помощи даже дорогостоящие виды препаратов и медицинских приспособлений стали доступны пациентам, которые за собственный счет никогда бы не смогли приобрести их.

Закрепление вопроса лекарственного обеспечения на законодательном уровне

Кому положены бесплатные лекарства, а также что за препараты предоставляются людям на гуманитарной основе и как получить их, можно узнать, ознакомившись с регламентирующей данный вопрос законодательной базой. Основным нормативно-правовым актом, к которому следует обратиться за разъяснениями, является документ «Об обращении лекарственных средств», принятый в 2010 году. Важно остановиться на трактовке законодателем термина «лекарственные средства». Депутаты в Госдуме считают, что в данную группу следует отнести любые компоненты и их сочетания, вступающие в связь с человеческим или животным организмом и активно проникающие вглубь биологических тканей. Применять любое из лекарственных средств приходится с целью проведения:

  • профилактических мер;
  • лечения;
  • обследования;
  • послеоперационного восстановления и реабилитации;
  • для сохранения, предупреждения или прерывания беременности.

В эту же группу входят препараты, добытые самым разнообразным способом:

  • из крови;
  • органов и тканей животного или человека;
  • растений;
  • минеральных компонентов;
  • полученные благодаря биологическому или химическому синтезу.

Льготы на лекарства: от 90-х и до сегодняшнего дня

Обойдя вниманием фармацевтический рынок, стоит остановиться на рассмотрении проблем, сопровождающих льготное лекарственное обеспечение населения. Первый раз о необходимости решения данной проблемы всерьез заговорили в конце прошлого века. Тогда, в начале 90-х годов, из-за множества неблагоприятных факторов социально-экономического развития у людей, нуждающихся в помощи по приобретению лекарств, самостоятельно купить нужные препараты не было возможности. Низкие доходы у преимущественной части жителей страны, высокий уровень заболеваемости, значительное снижение средней продолжительности жизни и т. д. - все это стало первопричинными факторами, приведшими к увеличению задолженностей перед аптечными компаниями, которые заложили начало отпуска медикаментозных препаратов на безоплатной или льготной основе по рецептам от врача.

В связи с этим в 1994 году Правительством РФ было принято постановление «О государственной поддержке развития медицинской промышленности…». Согласно данному подзаконному акту, отдельной категории жителей страны, а также лицам, страдающим различными патологиями (перечень недугов к постановлению прилагался), положен был льготный отпуск препаратов. Безоплатная основа получения лекарственных средств для отдельных групп населения отразилась самым лучшим образом на медицинском обеспечении граждан и учреждений сферы здравоохранения.

Изменения в задачах лекарственного обеспечения

Препараты, изделия терапевтического назначения стали доступны для населения в ходе перестройки политических и экономических внутригосударственных отношений в области оборота медикаментозной продукции. Несмотря на то что стремительный рост цен и упадок уровня доходов населения стали главными причинами недоступности различных препаратов, понятие «бесплатная медицина» не приобрело пустого значения.

Политика российского государства направлена на устранение препятствий на пути получения гражданами страны, вне зависимости от их материального положения, необходимого лечения. Приложением к вышеуказанному постановлению стали адреса аптек, в которых льготные группы населения могли получить по рецепту необходимые лекарства.

Лекарственное обеспечение, принципы и схемы которого были пересмотрены Правительством в 2004 году, приобрело следующие характерные черты:

  • индивидуализация учета лекарственных средств, предоставляемых в виде государственной помощи;
  • единый уровень цен, действующий в рамках общепринятого перечня медикаментов;
  • ликвидировано прежнее диспропорциональное лекарственное обеспечение по регионам России.

Внесением изменений в некоторые законодательные акты в 2005 году особое внимание было уделено необходимости прописывания на официальном уровне более точного механизма получения людьми «лекарственной льготы». Кроме того, в блоке вышеуказанных поправок предусмотрено проведение корректировок относительно непосредственно процесса реализации государственной поддержки социально незащищенным слоям населения.

Кто имеет право на предоставление помощи от государства?

На сегодняшний день программа предоставления лекарств и медикаментов на безоплатной основе нуждающимся гражданам активно выполняется государством.

Получить прописанные врачом средства обладатель льготы может абсолютно без оплаты товара или воспользовавшись такой привилегией, как скидка 50% на приобретение препаратов. В соответствии с медицинскими стандартами и законодательными актами, право на получение бесплатных медикаментов имеют:

  • инвалиды, получившие увечья или заболевание вследствие боевых действий ВОВ;
  • участники непосредственных сражений Второй мировой войны;
  • ветераны и военнослужащие, проходившие службу в военно-учебных заведениях, в воинских частях, учреждениях в период с 1941 по 1945 год;
  • лица, имеющие нагрудный орден «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • работники объектов ПВО и местной ПВО во времена Великой Отечественной войны;
  • лица, задействованные в работе и строительстве защитных сооружений, баз военно-морского флота, аэродрома и др.;
  • члены семьи умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов;
  • инвалиды и дети-инвалиды 1, 2 групп;
  • участники спасательных работ в зоне Чернобыльского и Семипалатинского радиоактивного поражения.

Социальные аптеки: где можно получить медикаменты?

Чтобы получить льготные лекарства, пациенты должны прийти в специализированную аптеку. Фармацевт-провизор сможет предоставить необходимый препарат только в случае предоставления рецепта, заверенного печатью лечащего врача и главврача лечебного учреждения. Рецепт выписывается на предназначенных для этого бланках, оформленных в соответствии с утвержденной формой.

В каждом российском городе доведение льготных препаратов до населения осуществляет аптечная сеть, выигравшая предварительно проводимый тендер. К задачам выбранного предприятия относятся хранение, транспортировка и выдача лекарственных средств нуждающимся гражданам. На протяжении последних нескольких лет процесс получения людьми необходимых медикаментов изменился в положительную сторону. На смену нескончаемым «живым» очередям во многих городах пришла удобная система регистрации, действующая в онлайн-режиме.

Прошедшая конкурс сеть социальных аптек, как правило, максимально приспособлена к принятию посетителей с ограниченными возможностями. Во многих помещениях установлены пандусы и специальные звонки-кнопки для вызова провизора. Чаще всего залы, в которых принимают граждан, располагаются на первом этаже с целью создания максимальных удобств. Адреса аптек в конкретном населенном пункте, отпускающих по рецепту лекарства на безоплатной основе или по скидке, можно найти в справочнике или на официальном сайте города.

Кому положены бесплатные препараты: перечень льготников и больных

Деньги вместо лекарств: возможно ли это?

Бесплатные лекарства - необязательные льготы. Законом России на сегодняшний день предусмотрено право граждан, имеющих основания для получения социальных медикаментов, для отказа от полагаемых им препаратов. Кроме того, вместо пакета лекарственных средств человек может получать денежную компенсацию. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения, подтвердив желание отказаться от получения льгот в естественном виде.

Периодом для предоставления социальных услуг гражданам из категории нуждающихся в бесплатном или льготном обеспечении лекарствами является календарный год. При первичном обращении за предоставлением медикаментов необходимо предъявить медицинский полис ОМС, СНИЛС (гражданам, входящим в Федеральный регистр) и бесплатный рецепт. Выписка лекарственных препаратов осуществляется доктором сразу же после осмотра больного.

Как выписывают льготные медикаменты?

Среди специалистов, которые могут назначить прием препаратов, относящихся к категории льготных, на законодательном уровне отмечены:

  • участковый терапевт;
  • участковый педиатр;
  • семейный врач (специалист общей практики);
  • фельдшер.

Специалисты узкого профиля могут выписывать рецепты на получение льготных лекарственных средств в соответствии с утвержденным перечнем основных заболеваний. В некоторых «нестандартных» случаях выписка лекарств производится лечащим врачом по согласованию с узкопрофильным специалистом.

Количество предоставляемых препаратов на льготной основе, как правило, соответствует требуемому объемому медикаментов для прохождения полноценного курса терапии. При надобности проведения длительного лечения и, соответственно, применения большего количества лекарственных средств по решению специальной комиссии выписка медикаментов может быть назначена не более чем на 2-месячный срок. Исключением являются препараты и медицинские изделия, подлежащие регулярному предметно-количественному учету.

В случаях, когда курс лечения совпадает со временем пребывания пациента в санатории, лечащий доктор обязан выписать рецепты на лекарства в таком объеме, которого будет достаточно для всего периода нахождения в лечебно-профилактическом учреждении. Как правило, речь идет о терапии хронических патологий, имеющих длительное затяжное течение.

Ознакомить с правом на получение льготных медикаментов человека, относящегося к той или иной привилегированной категории, должен лечащий врач или сотрудник скорой помощи. Лекарственное обеспечение каждого, кто в этом остро нуждается, - одна их важных задач современного социально развитого государства.