Система работы в специальной медицинской группе. Методичка по организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

Беляев Андрей Николаевич,

Ярославль, 2015

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГРУППАХ СМГ

  • Федеральный закон РФ №329 «О физической культуре и спорте», от 4.12.2007»
  • Письмо « Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой ». Министерство образования РФ от 31.10.2003, №13-51/123
  • Письмо «О проведении физкультурных минуток в общеобразовательных учреждениях области. Департамент образования Ярославской области, от 18.04.2007, №037/01-10
  • Письмо « Об освобождении от занятий физической культурой, организации работы и аттестации обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе ». Департамент Образования и Департамент Здравоохранения и фармации Ярославской области от 14.02.2008 №612/01-11 и № 745/02.
  • Письмо «Об аттестации по предмету « физическая культура», обучающихся, отнесенных по сомотоянию здоровья к специальной медицинской группе. Департамент образования Ярославской области, 18.12.2001 №01-10/167
  • Письмо «О методических рекомендациях об организации занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья». Департамент образования Ярославской области, 09.02.2000, №01-10/155

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



А.Н. Беляев, учитель физической культуры высшей категории

  • Приказ ДЗиФЯО от 06.06.2011г.№ 701-1 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий в Ярославской области»
  • Письмо МЗ РФ от 1.09.2014 г. «Рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации физического воспитания в образовательных организациях»
  • МР МОиН РФ, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, М – 2012 «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ №329 «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ ОТ 4.12.2007», статья №28

  • Проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах образовательных программ в объеме, образовательных стандартов, а так же дополнительных занятий физическими упражнениями в пределах доп. образовательных программ.
  • Создание условий, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием для проведения уроков.
  • Формирование у учащихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
  • Осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий.
  • Проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания.
  • Формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей и их физического воспитания.
  • Проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности.
  • Содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



Группы здоровья

ОСНОВНАЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА «А»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА «Б»

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОСНОВНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ

К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят:

  • обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья , благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
  • с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят:

  • без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу;
  • с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку;
  • часто болеющих (3 и более раз в год);
  • дети, имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
  • входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
  • с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3 - 5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений .

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ :

  • Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях разрешается после дополнительного медицинского осмотра/наблюдения на уроке ФК.
  • К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.
  • Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
  • В качестве тестов возможны только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны детям .

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГРУППА "А" (III ГРУППА, ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

  • с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития , деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
  • с нарушениями физического развития , требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦ.ГРУППЫ «А» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  • Локальный акт ОУ(принят на педагогическом совете, утвержден приказом директора школы)
  • Справка из учреждения здравоохранения с указанием диагноза и мед. группы (заверена подписью лечащего врача, членов КЭК, председателя КЭК, подписью и печатью глав. врача).
  • Приказ об открытии спец. группы А до 1 сентября с указанием Ф.И.О. учителя физической культуры, списочного состава группы, места проведения занятий, с указанием ответственного за учащихся.
  • Учитель должен иметь специальное физкультурное образование (или пройти спец. курсы, семинары ).

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



В СПЕЦ. ГРУППЕ «А»

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



А.Н. Беляев, учитель физической культуры высшей категории

ЖУРНАЛ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПЕЦ. ГРУППЫ А

Журнал включен приказом директора в номенклатуру дел образовательного учреждения.

На журнале должен быть указан номенклатурный номер

Графы журнала:

  • Полная дата рождения
  • Класс
  • Диагноз
  • Поурочный учет ЧСС
  • Задачи уроки
  • Индивидуальные задания
  • Учет подготовленности учащихся

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦ. ГРУППАХ

  • Родители (Закон об образовании, письмо Департамента образования Яр. области 14.02.2008 №745/02)
  • Учитель физической культуры (письмо Департамента образования Ярославской области о методических рекомендациях 09.09.2000 №01-10/155)
  • Классный руководитель
  • Заместитель директора по УВР, мед. работник
  • Заместитель директора по УВР у кого в контингенте находится обучающийся (письмо МО 31.10.2003 №13-51-263/123)

Если урок физической культуры 1 или последний в расписании, то по заявлению родителей, на основании приказа директора ученик может на нем отсутствовать. Во всех остальных случаях ребенок должен быть на уроке. Ответственность за его жизнь несет учитель физ. культуры.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ДОКУМЕНТЫ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В СПЕЦ. ГРУППЕ А

1.Программа по физической культуре для обучающихся,

отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А»

2. Календарно тематический план на полугодие для каждой

возрастной группы

3. План – конспект урока

4. Журнал учета занятий с обучающимися

5. Индивидуальная карта обучающегося(оформляется мед. работником вместе с учителем)

6. Администрации школы, необходимо разработать механизм ознакомления учителей физической культуры с нормативными документами, особое внимание следует обратить на ознакомление учителей с листком здоровья.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГРУППА "Б" (IV ГРУППА, РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ГРУППА):

  • несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера , без выраженных нарушений самочувствия
  • обучающиеся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

При комплектовании медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой следует руководствоваться перечнем отклонений в состоянии здоровья

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГРУППА «Б». ПОКАЗАНИЯ:

  • Врожденные пороки сердца без признаков недостаточности кровообращения
  • Послеоперационный период после хирургических вмешательств по поводу порока сердца
  • Избыточная масса тела
  • Нарушения менструального цикла в период становления менструальной функции
  • Врожденные пороки развития почек
  • Хронический гастрит, гастродуоденит, энтероколит, колит
  • Функциональные расстройства желудка
  • Миопия, гиперметропия, астигматизм, косоглазие
  • Хронический ринит, назофарингит, хронический фарингит
  • Отит хронический
  • Хронический бронхит, простой, слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный неуточненный и т. д.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ В СПЕЦ. ГРУППЕ «Б»

ПИСЬМО МО 31.10.2003 №13-51-263/123

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ. СПЕЦ.ГРУППА Б

  • Стандарт посещений. Он складывается из расчета посещения занятий 2 раза в неделю / 25 занятий в полугодие.

Лечебно - оздоровительный диспансер выдает справку с указанием количества часов посещенных учеником.

  • Если количество посещений превышает стандарт, то за практическую часть можно выставлять оценку - 5 (отлично)
  • Оценка за теоретическую часть складывается из 2-3 рефератов по заданным учителем темам и комплекса упражнений по своему заболеванию.
  • Если стандарт не выполнен по уважительной причине (болезнь ученика),то он может претендовать только на оценку 4 (хорошо).

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП. ВАЖНО:

  • Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня физической подготовленности обучающегося.
  • Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником школы в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой.
  • Посещение занятий учащихся СМГ является обязательным.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП. ВАЖНО :

  • Для уточнения диагноза обучающегося следует направлять на дополнительное медицинское обследование.
  • Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.
  • Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой должно быть завершено к 1 июня.
  • Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются при распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам обследования в сентябре.
  • Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала.
  • Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП. ВАЖНО:

  • Группы формируются не более 12 человек с учетом характера заболеваний (письмо Департамента образования Ярославской области 09.02.2000 №01-10/155)
  • Желательно учитывать возраст учащихся, 7-9 лет, 10-12 лет, 13-14 лет,15-16 лет.
  • Можно создавать разновозрастные группы с дифференцированным подходом
  • Обязательно учитывать письмо №13-51-263/123 31.10.2003
  • Учитывать диагноз заболевания
  • Учитывать данные о функциональном состоянии учащегося
  • Учитывать уровень физической подготовленности

А. Н.Беляев, учитель высшей категории

ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ УЧИТЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

  • Результаты последнего медицинского осмотра с комплексной оценкой состояния здоровья и определением медицинской группы занятий физкультурой
  • Перенесенные острые и обострения хронических заболеваний с момента последнего медицинского осмотра
  • Дети с частыми острыми заболеваниями (4 и более раз в году) и длительной ремиссией хронического заболевания (2 года и более) нуждаются в уточнении физкультурной группы
  • Данные о физической подготовленности, предоставляемые учителем физкультуры после заключительного тестирования в конце учебного года
  • Показатели функциональной готовности организма к физическим нагрузкам (уровень физического и полового созревания, функциональные пробы сердечно-сосудистой системы)
  • Результаты углубленного обследования функциональных возможностей организма (экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л.Апанасенко и определение общей физической работоспособности с помощью двухступенчатого степ-теста)

! ФАКТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ.

! ЛУЧШАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА – НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ФК!!!

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается врачом-педиатром (фельдшером) на основании данных углубленного медицинского обследования, динамики показателей состояния здоровья (перенесенные заболевания), а также по представлению преподавателя физической культуры на основании динамики показателей физической подготовленности.

При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную.

При несоответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма обучающегося следует перевести из основной в подготовительную или из подготовительной в специальную медицинскую группу «А».

! Данные об изменении медицинской группы для занятий физической культурой должны быть переданы учителю физической культуры незамедлительно.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



  • В расписании до или после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза в неделю по 30 минут (с учётом 2 часовых занятий по ф.к.)
  • Нулевые и сдвоенные уроки не допускаются
  • Большинство на открытом воздухе (с учетом соответствия одежды учеников, температуре воздуха, не допуская переохлаждения.)

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



РАБОТАЮЩИЕ В СМГ УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ:

  • знать анатомические и физиологические особенности детей разных возрастных групп;
  • знать методики проведения лечебной физкультуры для больных сразличными заболеваниями;
  • знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры ;
  • знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила
  • техники безопасности и охраны труда;
  • проводить систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных возможностей и определения направлений
  • вести учет освоения учащимися общеобразовательных программ;
  • вести систематическое наблюдение за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления;
  • определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствияучащихся в процессе занятий;
  • иметь рабочую программу, расписание занятий, журнал учета успеваемости и посещаемости, журнал контроля здоровья обучающихся.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ВРАЧ ДОЛЖЕН:

Врач образовательного учреждения трижды в год осуществляет

  • медицинский осмотр обучающихся специальной медицинской группы с занесением результатов в индивидуальную карту обучающегося.
  • Совместно с учителем специальной медицинской группы решает вопрос о переводе обучающихся в подготовительную, основную медицинскую группу, проводит анализ динамики физического развития.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

  • Итоговые отметки из специального журнала (спец.группа А) переносятся на предметную страницу классного журнала, а так же в сводную ведомость учета успеваемости.
  • На предметной странице физ. культуры (левая часть) классного журнала, только у учащихся имеющих спец гр. Б , делается сноска, подтверждающая выставление оценки.

Письмо Департамента образования

Ярославской области 09.02.2000 г. №01-10/155

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ ОСВОБОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ОСВОБОЖДЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

  • Освобождение может быть только временным: от 1 недели до 1 месяца
  • Ученику выдается справка, в которой указан период освобождения
  • Ученик освобожден от практических занятий
  • Ученик обязан присутствовать на уроке физической культуры.
  • По заявлению родителей и приказу директора школы учащийся может не присутствовать на первом или последнем уроке физической культуры.
  • В классном журнале выставляют отметки и указываются пропуски уроков. Другие записи нормативными документами не предусмотрены.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ПРОГРАММА ПО Ф.К. С УЧАЩИМИСЯ СМГ.

Министерство образования Российской Федерации

Программы для учащихся специальной медицинской группы

общеобразовательных учреждений

Физическая культура 1-11 классы

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

образовательных программ по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений 2-е издание, стереотипное

Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1 -11 кл. / авт. - сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина.

В сборник включены примерные программы для учащих­ся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений (1-11 классы). Эти программы являются первыми, которые разработаны для данной категории школьников на основе Обязательного минимума содержания образования и Минимальных требований к уровню подготовки учащихся в области физической культуры.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



медицинской группе общеобразовательного учреждения: Практическое пособие/ Под

общ.ред. В.Н. Фурсовой. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.

Учителя создающие рабочие программы обязаны дополнить не достающие блоки темами и дидактическими единицами которые отсутствуют в авторской программе согласно ФГОС – 2010 г и ФКГС – 2004 года.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории

Методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состояние здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Доля здоровых детей неуклонно уменьшается . Особо это касается детей школьного возраста. Анализ отчетов школьного врача МОУ “Средняя общеобразовательная школа №7” отразил следующую ситуацию. Так, например, по результатам медосмотра, проведенного в сентябре 2000 г. видно, что 32% детей пятого класса имеет отклонения в развитии опорно-двигательной системы, а в 11 классе таких детей насчитывается 61%. Неутешительные результаты были получены и при исследовании остроты зрения учащихся. В 5 кл наблюдается снижение остроты зрения у 23% учащихся, а в 11 классе 37% детей нуждаются в коррекции зрения. Что касается других заболеваний, то тут ничуть не лучше картина: детей с диагнозом ВСД в 5 кл. - 28%, в 11 кл. 34%, количество тубинфецированных детей увеличивается с каждым годом в среднем на 40%. При обследовании детей в 2001 г. было установлено, что процент роста заболеваемости детей увеличился в среднем на 37%. Таким образом, наблюдается несоответствие между современными требованиями, необходимыми для процесса становления и самоопределения школьников в условиях постоянно развивающейся социально-культурной среды и уровнем физического и психического здоровья детей.

Учитывая данные медицинских осмотров и тот факт, что в течении учебного года 63% учащихся систематически пропускают занятия по болезни, в нашей школе весь учебно-воспитательный процесс был сориентирован на использование здоровьесберегающих технологий.

В настоящее время существует большое количество программ здоровьесберегающего направления, используемых в образовательных учреждениях. Рассмотрим программу “Здоровье”, используемую в МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 7”.

Программа разработана на 2002-2007 год. В ходе разработке концептуальных подходов были сформулированы проблема, цель и задачи программы. В рамках программы была создана специальная медицинская группа, в которой занимаются дети с ослабленным здоровьем по щадящему режиму.

Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения состояния здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных).

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10- 15% от общей численности учащихся) относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппа “А” (обучающиеся с обратными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Подгруппа “Б” (обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).

При комплектовании групп по сходным методикам объединяются учащиеся по следующему принципу: 1 группа - заболевания ССС, органов дыхания, миопии; 2 - желудочно-кишечные заболевания, гинекологические, пиелонефрит. Заболевания ОДА можно подключать в любую из групп. При занятиях строго соблюдать ограничения в выполнении упражнений.

Основным критерием для включения учащегося в СМГ является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебной программой, объектом и структурой физической нагрузки, а также требованием к уровню освоения учебного материала.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т.к. необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Следующим критерием является функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Важным критерием отбора детей в СМГ - это оценка внешних факторов, в которых они находятся: условия жизни, особенности питания, психологический климат.

В спецмедгруппах дети должны сознательно относится к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания, для восстановления утраченного здоровья. Занятия физической культурой дают возможность больному ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь. Преодоление собственной слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся СМГ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и, в общем - к дальнейшей жизни.

На занятиях в СМГ придерживаются общепринятой структуры урока. Но имеется одна особенность: занятие состоит из четырех частей.

Вводная часть (3-4 мин) - это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10-15 мин) начинается с ОРУ, выполняемых сначала в медленном темпе, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз, а в дальнейшим 6-8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потягивание, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособление сердечно-сосудистой системы к условиям мышечной деятельности. В этой части занятий особое внимание следует уделить дыханию, специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.


Основная часть занятия составляет 15-18 минут и отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются основные образовательные задачи. Физиологическая кривая занятий должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Очень важно в это время избегать утомления. Важно подбирать комплексы физических упражнений с учетом специфики заболеваний.






Заключительная часть (5 мин) включает упражнения на расслабление и дыхательные. Основная задача заключительной части - расслабление и правильное дыхание.


Учащиеся должны уметь измерять частоту пульса по сигналу преподавателя в течение 10 сек. Такой подсчет производится 4 раза в течение каждого занятия: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части,- непосредственно (в первые 10 с) после занятия и через 5 мин восстановительного периода.

Учебная программа по предмету предусматривает для учащихся специальной медицинской группы освоение зачетных требований по теоретическому разделу, который является общим и для учащихся основной медицинской группы. Результатом освоения программы учащихся спецмедгруппы является их перевод в подготовительную группу.

Для детей страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата была организована специальная медицинская группа.

С первых дней занятий в СМГ у учащихся были сняты антропометрические данные, были проведены контрольные тесты, которые были оформлены в виде таблиц.

Таблица 1.

Антропометрические данные

Ф.И.О.

Возраст

Рост

Голова

Грудь

Таблица 2.

Тесты

Приседание 1 этап

Приседание 3 этап

Броски ловля теннис. мяча

Броски ловля теннис. мяча

Тест Ромберга (1) 1 этап

Тест Ром берга (1) 3 этап

Тест Ром-берга (2) 1 этап

Тест Ромберга(2) 3 этап

Тест Ромберга 1 этап

Тест Ромберга 3 этап

Прыжки на скакалке 1 этап

Прыжки на скакалке 3 этап

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость;

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе - это свидетельствует о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции;

Тест Ромберга;

Прыжки через скакалку на двух ногах помогают дать оценку координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног.

Диагностика отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата младших школьников по медицинским картам показала следующий результат.


Тесты, проведенные в начале учебного года и в конце, показали, что наблюдается значительный прирост в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

Таблица 3.

Эффективность использования занятий в группе “Здоровье” младших школьников

Начало учебного года

Конец учебного года

Среднегодовой прирост в %

Приседания (до утомления)

Броски и ловля мяча

Тест Ромберга

Прыжки через скакалку

Создание валеологической образовательной среды, способствующей не только сохранению, коррекции, но и развитию физического здоровья способствует формированию способностей к творчеству и обеспечивает высокий потенциал творческих способностей каждого обучающегося.

Также наблюдается повышение успеваемости школьников, как на уроках физического воспитания, так и по остальным предметам, возрастает адаптивная способность учащихся к воздействию окружающей среды.

Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние их здоровья, уровень физической подготовленности, функциональное состояние организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.

Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической и практической реорганизации. Многие учителя общеобразовательных учреждений, не владея необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Такие ограничения плохо влияют на состояние здоровья ослабленных школьников.

Особенности комплектования специальной медицинской группы

С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся общеобразовательных учреждений по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Организация врачебного контроля в образовательном учреждении осуществляется органами здравоохранения согласно Положению о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Комплектование специальной медицинской группы (СМГ) имеет ряд особенностей. Оно проводится перед началом учебного года на основе возраста, показателя физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса. Списки групп составляются к концу учебного года по данным углубленных медицинских обследований, проведенных в апреле – мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебных учреждений. Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:

1. Подгруппа «А» – дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера и позволяющие надеяться на перевод их в подготовительную группу после нескольких лет занятий. Учащимся данной группы разрешаются оздоровительные занятия физической культурой в образовательном учреждении по специальным программам (А.П. Матвеев, 2004).

2. Подгруппа «Б» – дети, имеющие органические необратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», занимаются лечебной физической культурой или выполняют физические упражнения с ограниченной нагрузкой на уроках физической культуры.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, который проводит занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения (см. Приложение ).

Наполняемость групп для занятий в СМГ составляет 10–15 человек, периодичность занятий – два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам: 1–4-е классы, 5–7-е классы, 8–9-е классы, 10–11-е классы. Занятия проводятся в спортивном зале или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв. м на одного занимающегося (СанПин 2.4.2.1178–02).

Занятия могут проводиться в форме обычного урока, предусмотренного расписанием, или как факультативные во второй половине дня. Уроки следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся.

Посещение занятий по лечебной физической культуре учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», является обязательным. Родители должны контролировать посещение детьми занятий.

Особенности нагрузки в СМГ

Для учащихся подгруппы «А» нагрузки постепенно возрастают по интенсивности и объему согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120–130 уд./мин. в начале четверти и довести интенсивность нагрузки до 140–150 уд./мин. в основной части урока к концу четверти.

Двигательные режимы при частоте пульса 130–150 уд./мин. считаются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Частота пульса более 150 уд./мин. нецелесообразна, так как большинство занимающихся в специальных медицинских группах страдают гипоксией и плохо переносят интенсивную физическую нагрузку.

Учащиеся подгруппы «Б» выполняют физические упражнения при частоте пульса 120–130 уд./мин. в течение всего учебного года, так как именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения и ослабленному организму не предъявляется повышенных требований.

Задачи физического воспитания в СМГ

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

– укрепление здоровья и улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
– повышение функциональных возможностей, позволяющих осуществить переход детей в подготовительную и основную медицинские группы;
– овладение спортивно-прикладными двигательными умениями и навыками, необходимыми для полноценного жизнеобеспечения, физического труда и службы в армии;
– формирование устойчивых интересов и мотивации к регулярным занятиям физической культурой;
– пропаганда здорового образа жизни и овладение техникой выживания и взаимопомощи в экстремальных жизненных ситуациях.

Как оценивать физическую подготовку детей специальной медицинской группы?

При подготовке к аттестации учащихся рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые разработаны в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре. Рекомендуется выставление итоговой отметки (зачет, незачет) по физической культуре учащимся, занимающимся в СМГ (письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»).

Аттестация учащихся специальной медицинской группы состоит из двух частей: теоретической и практической.

– понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;
– понятие о правильном режиме питания;
– понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека;
– понятие о формах двигательной активности;
– основы организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности);
– понятие о правильной осанке;
– понятие о рациональном дыхании;
– правила оказания доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями;
гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала и спортивной площадки;
– понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.

– составление и выполнение комплексов упражнений для индивидуальных занятий физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);
– выполнение комплексов упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
– выполнение комплексов упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
– выполнение комплексов упражнений на развитие основных физических качеств;
– выполнение доступных акробатических комбинаций;
– выполнение доступных композиций оздоровительной гимнастики (аэробика);
– выполнение доступных технических действий и использование различных приемов в игровых видах спорта;
– контроль уровня физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений);
– использование приемов оздоровительного массажа;
– выполнение посильных комплексов упражнений на тренажерах и другом спортивном оборудовании;
– выполнение доступных упражнений и двигательных действий, используемых в различных видах спорта.

При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. Содержание контрольных (тестовых) заданий для аттестации учащихся специальной медицинской группы разрабатывается учителем.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «Б», не имеющие противопоказаний к занятиям лечебной физической культурой, в обязательном порядке посещают занятия лечебной физкультурой, организованные в поликлинике по месту жительства. Допустимы самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом поликлиники.

Освобождение от лечебной физкультуры?

К сожалению, в последнее время в педагогической практике в области физической культуры и спорта по рекомендациям отдельных медицинских работников неправильно трактуется термин «освобождение от физической культуры». Учащимся, получающим после перенесенных заболеваний справку из медицинских учреждений об освобождении от занятий физической культурой, обязательно должно быть разъяснено, что освобождение от занятий может быть только временным. Полного освобождения быть не должно – занятия физкультурой рекомендуются практически при любых отклонениях в состоянии здоровья (в стадии ремиссии).

Вместе или врозь?

Учитель физкультуры должен наблюдать за состоянием здоровья детей, использовать все средства для создания положительного эмоционального фона во время занятий, чтобы вселить в ребенка уверенность в своих силах.

Важным критерием отбора детей в СМГ служит оценка внешних факторов: условий жизни, особенностей питания, психологического климата в школе и дома.

Часто дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются физической культурой вместе со здоровыми детьми. Интеграция детей с нарушениями в состоянии здоровья в группу здоровых детей имеет свои сложности: трудность при осуществлении индивидуального подхода, контроля за самочувствием и дозированием нагрузок. Учитель физкультуры может проводить занятия с такими детьми на уроке для основной группы только при наличии медицинского работника и волонтера.

Показателем эффективности занятий детей в СМГ является переход их в подготовительную группу.

Особенности методики занятий

Известно, что чем выше уровень физического развития ребенка, тем быстрее его организм приспосабливается к возрастающей нагрузке. Из этого следует, что перестройка организма проходит медленнее у учащихся специальной медицинской группы, так как их физическая подготовленность ниже, чем у школьников основной группы. Учитывая это обстоятельство, учитель физической культуры должен помнить, что подготовительная часть урока с учащимися СМГ должна быть более продолжительной, чем с учащимися основной группы.

В подготовительной части урока (до 20 мин.) учащиеся выполняют общеразвивающие упражнения в медленном и среднем темпе, чередуя их с дыхательными. Нагрузка увеличивается постепенно. Учащиеся выполняют такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к основной части урока, в которой не следует использовать интенсивные нагрузки и большое количество новых упражнений.

При подборе упражнений основной части урока (20-22 мин.) предусматривается решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие правильно распределять физическую нагрузку, избирательно влияющую на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями.

В заключительной части урока (3–5 мин.) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.

Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.

Оценка физического состояния детей

Оценка уровня физического состояния детей может быть показателем эффективности выполнения физических упражнений и готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.

Врачебный контроль определяет выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений здоровья, объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после занятий физической культурой. Медицинское освидетельствование определяет противопоказания, оценивает степень воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с нарушениями здоровья (незначительное, умеренное, значительное, чрезмерное).

Следует знать следующие симптомы перегрузки:

– боль или чувство дискомфорта в области груди, живота, шеи, челюсти, рук;
– тошнота во время или после выполнения физических упражнений;
– появление непривычной одышки при выполнении физических упражнений;
– головокружение или обморок;
– нарушение ритма сердечной деятельности;
высокий показатель частоты сердечных сокращений, сохраняющийся и через 5 мин. отдыха после нагрузки.

Что делать учителю?

Учителю следует всесторонне развивать в учениках личность, прививать детям, особенно имеющим слабое здоровье, знания о том, как его сберечь, и умение заниматься физическими упражнениями для его восстановления.

Последовательность действий педагога должна быть следующей:

1. Выработка у учащихся положительного отношения к изучению основ адаптивного физического воспитания.

2. Трансформация знаний в стремление восстановить здоровье.

3. Формирование оценочных ситуаций.

4. Стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации.

5. Реализация знаний и умений в практической деятельности на уроках и внеурочных занятиях физкультурой.

Решение воспитательных задач через содержание физической культуры выдвигает на ведущее место в деятельности учащихся мотивацию – осознание ценности здоровья, желание узнать о своем здоровье и возможность восстановить его физическими упражнениями.

За каждым мотивом стоит разумная потребность в здоровом образе жизни. Мотивация является процессом преобразования потребностей в мотивы, а в результате – побуждением к определенной деятельности (физические упражнения, двигательная активность и т.д.).

Однако, как бы верно ни была определена общая направленность работы с каждым отдельным учеником, необходимо строго выверять правильность выбранной тактики и стратегии и их соответствие функциональным возможностям организма.

Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы детей со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому же учащемуся, у которого в процессе занятий появились новые возможности.

Организация занятий обучающихся и воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам, должна основываться на врачебно-педагогическом контроле, что будет способствовать предупреждению прогрессирования болезни и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей и включению их в социальную жизнь общества.

Приложение

Характеристика заболеваний, противопоказания и рекомендации

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, интенсивным напряжением мышц брюшного пресса Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в и.п. лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег, бег в медленном темпе
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) Упражнения, вызывающие длительную задержку дыхания и интенсивное напряжение мышц брюшного пресса Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, прогулки на воздухе
Заболевания почек (нефрит, нефроз, пиелонефрит) Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (с разрешением врача) ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй и последующие годы обучения)
Нарушения нервной системы Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнение в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения
Заболевания органов зрения Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и на голове Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки
  • 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
  • 1.6. Средства лфк
  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

    Методика работы в СМГ школы имеет как общие подходы к организации физического воспитания, так и принципиальные особенности, обусловленные контингентом занимающихся.

    Цель работы СМГ – возможно полная физическая и социальная реабилитация обучающихся, имеющих определенные проблемы со здоровьем.

    Задачи СМГ:

    1) повышение уровня здоровья;

    2) воспитание физической культуры;

    3) приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями и к здоровому образу жизни.

    6.4.1. Организация работы руководителя смг

    Вся работа руководителя СМГ строится согласно программе, которую он сам разрабатывает, исходя из контингента занимающихся в ней школьников. При ее разработке прежде всего следует точно определить конечную цель, которой необходимо достичь в результате функциональной терапии. Исходя уже из этой цели преподаватель в создании программы учитывает как общие требования, включающие противопоказания, существующие в теории и методике физического воспитания подходы и пр., так и этиологию и патогенез заболеваний и нарушений. В программе должны быть предусмотрены используемые средства, режим их применения (интенсивность, периодичность и др.), способы контроля над состоянием организма и эффективностью их использования и т.д. При этом руководитель обязательно должен учитывать особенности других видов лечения, которые получает ребенок (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.).

    Незаменимую помощь руководителю СМГ могут оказать специалисты физической культуры и медицинские работники, консультации которых необходимы как при разработке программы работы СМГ, так и в процессе ее реализации.

    В соответствии со структурой учебного года работа СМГ подразделяется по периодам следующим образом 34:

    вводный период – 1‑я четверть (девять недель);

    основной – 2, 3 и часть 4‑й четверти (20 – 22 недели);

    заключительный – май (четыре недели).

    Вводный (щадящий) период имеет задачи:

    – стимуляция организма на борьбу с болезнью;

    – предупреждение последствий заболевания;

    – выработка компенсаций;

    – стимуляция регенерации;

    – адаптация организма к физическим нагрузкам..

    Основное значение в этом периоде имеют специальные упражнения, подбор, интенсивность и режим которых преимущественно ориентированы на больную, наиболее слабую функциональную систему.

    Основной (функциональный) период в работе СМГ соответствует наиболее активному этапу оздоровления и имеет задачи:

    – устранение последствий заболевания;

    закрепление постоянных или устранение временных компенсаций;

    – восстановление функций больного органа;

    – тренировка функциональных возможностей организма.

    Показателем окончания основного периода являются отсутствие выраженных симптомов заболевания и приближение к свойственным данному больному до болезни показателям общего функционального состояния.

    Заключительный (тренировочный) период работы СМГ определяется постепенным возвращением школьника к полноценной жизнедеятельности и имеет основной задачей его полную общую и профессиональную реабилитацию. Практически он не должен иметь срока окончания, приобщая ребенка к регулярным физическим нагрузкам, реализуемым по основным закономерностям оздоровительной тренировки, и к переходу для занятий физкультурой в подготовительную или основную медицинскую группу.

    При такой периодизации руководитель СМГ в соответствии с принципами тренировки определяет (для каждого занимающегося индивидуально) содержание работы и планирует нагрузки: чего следует достичь к концу учебного года, каждого периода по каждому из критериев. Каждый из этих этапов крайне важен для определения методики работы.

    Работа руководителя СМГ должна строиться по определенному алгоритму. Она начинается с ознакомления с диагнозом, после чего руководитель должен особое внимание обратить на этиологию и патогенез данного заболевания.

    Следующим этапом работы специалиста ЛФК является определение исходного функционального состояния больного. Эти данные должны лечь в основу планирования нагрузок. Оценка исходного состояния проводится комплексно по данным истории болезни, антропометрии, анамнеза, состояния в покое и в ответ на функциональную нагрузку.

    Необходимость регулярных занятий делает понятным, насколько важно приобщить детей к самостоятельным занятиям физической культурой. Для этого руководитель должен составить соответствующие задания и тщательно разобрать со школьником особенности их выполнения дома. Желательно, чтобы об этих заданиях были проинформированы (а еще лучше – проинструктированы) родители детей.

    Говоря о нагрузках, нельзя не отметить значение врачебно‑педагогического контроля их влияния на организм занимающихся. В его осуществлении должны принимать участие как медицинский работник и руководитель СМГ, так и сам занимающийся.

    Медицинский работник (непосредственно работающий в школе или прикрепленный от соответствующего медицинского учреждения к ней) должен присутствовать на каждом занятии СМГ. Зная диагноз данного школьника, он может периодически проверять отдельные показатели его реакции на нагрузку (например, измерять артериальное давление) и давать рекомендации руководителю СМГ. Сам же руководитель СМГ должен владеть умениями и средствами, которые позволяют ему своевременно распознать у занимающихся неблагоприятные реакции и корректировать нагрузку в соответствии с ними.

    В работе СМГ необходимо осуществлять следующие виды врачебно‑педагогического контроля:

    1. Текущий контроль – на каждом занятии. Его главной задачей является контроль соответствия нагрузки состоянию организма занимающегося. Его осуществляют:

    По величине выполненной работы;

    По внешнему виду (потоотделение, окраска кожи, устойчивость внимания, координация движений);

    По самочувствию (неприятные ощущения, головокружение и др.);

    По особенностям дыхания;

    По объективным критериям (пульс, артериальное давление, выполненная работа);

    По характеру восстановления после работы;

    По состоянию и поведению после занятия, в частности особенности сна, показатели пульса утром на следующий день и пр.

    2. Периодический контроль выполняют через определенные периоды времени – неделю, месяц – для оценки эффективности реализуемой программы ЛФК. Его осуществляют:

    По антропометрическим показателям;

    По самочувствию;

    По пульсу в покое;

    По динамике изменений нагрузки и реакции на нее в течение данного периода;

    По анализу дневника самоконтроля и т.д.

    3. Этапный контроль проводят в конце каждого периода работы СМГ. Для этого сравнивают объективные показатели, полученные в покое и в ответ на стандартную функциональную пробу, относительно бывших до начала данного периода.

    Необходимо отметить, что уже на первых занятиях руководителю СМГ следует обучить занимающихся простейшим средствам оценки и контроля своего состояния: по самочувствию, пульсу и пр. Это важное обстоятельство, особенно в том случае, если больной помимо занятий со специалистом занимается еще и самостоятельно. В частности, школьники должны научиться правильно оценивать свое состояние и реакцию на нагрузку по таким критериям:

    По самочувствию (настроение, желание заниматься, аппетит, неприятные ощущения, головокружение и др.);

    По особенностям дыхания;

    По пульсу в покое и по характеру его восстановления после работы;

    По состоянию и поведению после занятия, в частности по особенностям сна, показателям пульса утром на следующий день и пр.

    Необходимость постоянного контроля школьника за состоянием своего организма, самочувствием и за динамикой нагрузок делает особо значимой роль дневника здоровья, который поможет каждому школьнику осуществлять такой контроль на протяжении учебного года. Ежедневные записи, которые он будет проводить в нем 35 , сопоставительный анализ каждого очередного результата с полученным ранее позволят школьнику не только проследить за своими успехами в повышении уровня здоровья, но и скорректировать образ жизни. Разумеется, самому ученику выполнить такие анализ и корректировку трудно, поэтому неоценимыми могут быть те консультации, которые по данным дневника он сможет получить у учителя физкультуры.

    Для педагога – руководителя СМГ важнейшим показателем эффективности его работы может быть оценка уровня здоровья. Как уже отмечалось, в основе его определения лежат функциональные показатели, резервы которых наиболее полно проявляются при физических нагрузках. Для оценки уровня здоровья можно воспользоваться одной из систем, описанных в разделе «Здоровье и болезнь».

    Девять лет занимаюсь с больными детьми, отнесенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.

    В своей работе главное внимание уделяю развитию функциональных возможностей организма, что повышает защитные силы и сопротивляемость организма. Ведущий принцип в моей работе – дифференцированный подход, дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. На практике он реализуется следующим образом:

      Построение не по росту, а по степени физической подготовленности;

      Индивидуальные разминочные упражнения в зависимости от характера заболеваемости и самочувствия;

      При проведении спортивных и подвижных игр - замена через каждые 2 мин.;

      Подсчет пульса на каждом занятии (учащиеся, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг).

    Для занятий физкультурой я комплектую группы (5-11 классы) с учетом заболеваний и состояния здоровья учащихся. Занятия проводятся во внеурочное время 2 раза в неделю по 40 минут. Составлена специальная программа по физкультуре для ослабленных и больных учащихся, которая утверждена на методическом совете школы. Для определения уровня физической подготовленности учащихся составлены контрольные упражнения на различные группы мышц, тесты-упражнения, которые также используются в качестве оценочного материала. Для индивидуального подхода к больным учащимся и учета состояния здоровья составлена таблица “ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩХСЯ; УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ В СПЕЦМЕДГРУППУ” на каждого ученика с 5 по 11 класс. В нее включены разделы:

    1. Фамилия, имя, возраст, класс.
    2. Степень тренированности.
    3. Степень развития мышц позвоночного столба (оценка телосложения).
    4. Оценка функционального состояния организма:

    Сердечно-сосудистая система (функциональная проба);

    Дыхательная система (подсчет частоты дыхания, проба Ченча);

    Нервная система (тестирование, проба Ромберга);

    Зрительный анализатор (наличие заболеваний органов зрения, отклонения);

    Пищеварительная система (заболевания желудочно-кишечного тракта);

    Обмен веществ (ожирение, эндокринная система).

    5. Особенности методики занятий.

    6. Противопоказания на занятиях.

    7. Уровень физической подготовленности.

    8. Адаптация организма на физические нагрузки (восстановление частоты сердечных сокращений, проба Руфье).

    10. Личностно-индивидуальные качества (тип характера, работоспособность, самочувствие, дневник самоконтроля).

    В течение первой четверти изучаю индивидуальные особенности каждого учащегося, записываю данные в таблицу, учитываю физическую подготовленность, психологические особенности, способности организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры. Обучаю правильно находить и подсчитывать свой пульс, контролировать свое самочувствие. Постепенно подготавливаю сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм к выполнению физической нагрузки. Воспитываю потребность к систематическим занятиям физкультурой. После подготовительного периода перехожу во второй четверти к основному периоду, который по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы. Основной период : освоение основных двигательных умений и навыков программы, повышение тренированности и защитных сил организма, его сопротивляемости, способности организма к перенесению физических нагрузок.

    На своих уроках стремлюсь, чтобы освоение основ знаний, овладение двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие двигательных качеств – составляли единый процесс освоения материала комплексной программы. Домашние задания – индивидуальные, на повторение элементов техники движений, тесты с обязательным уточнением нагрузки. Большое внимание уделяю дыхательным упражнениям, корригирующей гимнастике, релаксационным и координационным упражнениям, динамическим и статическим, аэробным упражнениям.

    Для повышения интереса к занятиям в спецмедгруппе и более высокой работоспособности, а также укрепления здоровья и выполнения цели занятий (переход из специальной группы в подготовительную и основную) использую различные средства и методы построения физкультурных занятий.

    • игры, игровые элементы, спортивные и подвижные игры;
    • ритмическая гимнастика; развитие аэробных и анаэробных возможностей организма;
    • суставная гимнастика; повышение подвижности суставов, тонуса мышц;
    • стретчинг; развитие гибкости позвоночника, мышечных групп;
    • дыхательная гимнастика; выработка правильного ритма дыхания;
    • релаксационные упражнения; снятие напряжения, укрепление мышц тела;
    • коррегирующие упражнения; укрепление опорно-двигательного аппарата;
    • психофизические упражнения; расслабление мышц, пассивный отдых, снижение мышечного и нервного напряжения, управление мышечным тонусом, влияние на функции нервной системы.

    Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важным разделом работы. Все учащиеся школьного возраста, занимающиеся по государственным программам физической культуры, на основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности с целью дифференцированного подхода делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. К специальной медицинской группе относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограничения физических нагрузок. Распределение школьников по группам позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе физического воспитания в соответствии с состоянием здоровья учащихся, найти правильное сочетание возможностей организма с объемом физической нагрузки, содержанием и нормативными требованиями.

    Диагноз заболевания не всегда дает полные представления о функциональных возможностях организма, его компенсаторных механизмах, что является решающим для выбора форм и средств физической культуры, а также для их дозировки. Необходимо исходить из функционального принципа: учитывать не только заболевание, но и объем, диапазон функциональных нарушений, имеющихся у того или иного школьника. На занятиях предусматривается доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предотвращения обострений заболеваний. В случае хронического течения заболевания необходимы ограничения физических нагрузок при его обострении, с учетом характера течения, частоты, тяжести и причины рецидивов. Для учащихся с выраженными клиническими проявлениями патологического процесса следует применять, по показаниям, средства лечебной физкультуры. Определение учащихся в специальную медицинскую группу может быть как временным, так и постоянным, в зависимости от характера заболеваний и различных отклонений в состоянии здоровья. Переход из специальной группы в подготовительную и основную группу производится последовательно при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

    При заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей и подростков наиболее многочисленную группу составляют различные по длительности и интенсивности проявления ревматического процесса. Нередко наблюдаются длительные, часто рецидивирующие формы с наличием того или иного поражения клапанного аппарата сердца, с преобладанием недостаточности митрального клапана. При недостаточности митрального клапана определение медицинской группы производиться с учетом поражения миокарда, наличия или отсутствия аритмий сердца и признаков сужения левого предсердно-желудочкового отверстия, активности ревматического процесса, а также в зависимости от уровня физической подготовленности. Так, при наличии недостаточности митрального клапана, отсутствии признаков активности ревматического процесса и поражения миокарда ребенка можно определить в специальную группу не ранее чем через 10-12 месяцев после острой атаки, в подготовительную группу – при достаточной физической подготовленности, при тех же клинических данных через 2 года после атаки. Таким образом, при хорошей переносимости занятий в течение не менее двух лет по мере повышения уровня тренированности дети и подростки с недостаточностью митрального клапана, но без стенозирования левого предсердно-желудочкового отверстия могут быть переведены из специальной в подготовительную группу. Другие приобретенные пороки сердца прогностически менее благоприятны, протекают с нарушениями гемодинамики и ведут к гипертрофии и последующей дистрофии миокарда. При этих пороках резко ограничивают физические напряжения. Распределяют детей и подростков по медицинским группам или назначают занятия лечебной физкультурой в зависимости от наличия признаков активности ревматического процесса, изменений миокарда и переносимости нагрузок. При хирургических вмешательствах при пороках сердца определение детей и подростков в ту или иную медицинскую группу зависит от функционального состояния преимущественно малого круга кровообращения, степени анатомических изменений, особенностей ритма сердца и др. Следует учитывать возможность рецидивов ревмокардита, прогрессирующей дистрофии миокарда, цирротических изменений и других органах, дополнительной деструкции клапанного аппарата и др. Этим учащимся назначают преимущественно занятия лечебной физкультурой.

    Специальная группа комплектуется из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. В эту группу входят школьники, больные ревматизмом, после миокарда в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца. К этой же группе должны быть отнесены и учащиеся, у которых стойко повышено артериальное давление. В специальную группу включаются также школьники, страдающие другими заболеваниями, при которых необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (отставание в физическом развитии, острые желудочно-кишечные заболевания, после вирусного гепатита). К этой же группе относятся школьники, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но которые не могут заниматься по общей программе из-за дефектов опорно-двигательного аппарата, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, выраженная деформация позвоночного столба. Полное освобождение школьников от занятий физическими упражнениями может носить только временный характер.

    На уроках периодически проверяется частота сердечных сокращений и частота дыхания у занимающихся школьников, ведется систематическое наблюдение за подготовленностью и функциональным состоянием и на этой основе осуществляется индивидуальный подход к каждому из учащихся. Ученики с ослабленным здоровьем обязаны вести дневник учета физического развития и физической подготовленности.

    Самоконтроль воспитывает у школьников сознательное отношение к мероприятиям, направленным на укрепление здоровья, физическим упражнениям, к соблюдению правил личной и общественной гигиены, к закаливанию организма. Значение самоконтроля для учащихся с отклонением в состоянии здоровья велико.

    ИТОГО: за восемь лет переведено из специальной медицинской группы в подготовительную группу – 69 учащихся с 5 по 11 классы; переведено из специальной медицинской группы в основную группу и сняты с “Д” учета детской поликлиники – 103 учащихся с 5 по 11 классы.

    Всего оздоровлено - 169 учащихся. С каждым годом количество учащихся, занимающихся в спецгруппе сокращается. Все учащиеся имеют положительные оценки, успеваемость составляет 100 %.

    Учащиеся ведут дневники самоконтроля, где учитываются показатели: самочувствие, сон, аппетит, желание заниматься, пульс, дыхание, выполнение режима дня.

    Выступаю на общешкольных родительских конференциях и собраниях:

    2001 г “Организация работы специальных медицинских групп в школе”

    2002 г “Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся”

    2003 г “Формирование норм и навыков здорового образа жизни. Режим дня школьника”.

    С 2000 года работаю в школе педагогом валеологом. Основная цель – пропаганда здорового образа жизни. Работа над темой “Формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни у школьников”. Организовала волонтерскую работу со старшеклассниками в 2001 году. В течение 2002-2003 учебного года работали над проектом “Путь к здоровью”. В 2003-2004 учебном году продолжаем работу над этим проектом. Цель нашей работы – наиболее полное развитие человека, способного к духовному, физическому развитию; формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения; осознание, что здоровье – главная ценность человека. В своей работе стараюсь создать условия для самореализации, саморазвития, самовоспитания школьников, самовыражения личности учащихся; как на уроках физкультуры, так и на уроках валеологии, классных часах, внеклассных мероприятиях, школьных днях здоровья.

    В системе школьного образования главное – научить формировать свое здоровье. Прежде чем научить, необходимо дать учащемуся информацию о нем самом, вооружить его способами получения такой информации. Не познав себя, учащимся трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая бы помогла ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи. Задачи курса валеологии – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни, помочь развить способности к осознанному и целенаправленному самовоспитанию, сформировать мотивации на здоровый образ жизни. Воспитание ответственного отношения к самому себе, к окружающим, ответственности за состояние своего здоровья, развитие чувства собственного достоинства, самовоспитание.

    Было принято решение разработать проект совместной деятельности всех участников образовательного процесса по сохранении и укреплению здоровья. Разработана структура модели здоровья, школьного совета по здоровью. Объекты: учащиеся, педагоги, родители.

    В основе проекта лежит принцип личностно-ориентированного подхода к учащимся, гуманистического подхода, валеологизация учебно-воспитательного процесса.

    Цель: научить детей разумно учиться, сформировать у них привычку вести здоровый образ жизни, позволяющий им успешно адаптироваться в любой новой для них социально- экономической среде (социуме); создание в школе условий сохранения и сбережения здоровья субъекта образовательного процесса.

    Задачи:

    1) провести мониторинг состояния здоровья учащихся,


    довести его результаты до сведения родителей; мониторинг состояния здоровья педагогов

    2) разработать пути преодоления перегрузок учащихся в учебно-воспитательном процессе и освобождение времени для саморазвития, самопознания, самосовершенствования;

    3) использовать в работе учителей современные педагогические технологии, направленные на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

    Ожидаемый результат:

    В готовности учащихся вести здоровый образ жизни и пропагандировать его в классах, школе, городе, средствах массовой информации, на телевидении;

    В снижении заболеваемости;

    В безболезненной адаптации выпускников в социуме;

    В снижении правонарушений;

    В улучшении физического, психического здоровья;

    В утверждении толерантного отношения к окружающему миру;

    В развитии исследовательской работы учащихся и учителей по проблемам здоровья, здорового образа жизни;

    В практической работе волонтерских творческих групп по пропаганде ЗОЖ.

    Физическая культура была и остается одним из главных направлений оздоровительной работы в школе , является важной составной частью валеологического образования школьников. Внедрение физкультуры в образ жизни учащихся охватывает широкий спектр деятельности, основными направлениями которого должны стать:

    1. оптимизация процессов физического воспитания в школе, вне школы;
    2. воспитание привычек и потребностей в систематических занятиях физкультурой;
    3. широкая просветительская работа в области физкультуры среди педагогической и родительской общественности;
    4. критерии оценки деятельности школы по показателям состояния здоровья учащихся;
    5. формирование осознания престижности здоровья;
    6. предотвращение развития начальных форм патологии заболеваемости у школьников;
    7. повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

    Таким образом, сегодня как никогда приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педколлектива на формировании здорового образа жизни у учащихся. Однако никаких усилий школы будет недостаточно без единства взглядов на эти проблемы учителей и родителей. Под общим контролем со стороны родителей должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, нервные нагрузки, психологический климат, взаимоотношения родителей и детей, в классе, школе, досуг, развлечения и интересы.

    Курение, наркомания, алкоголь, проституция – явления не простые, причины их многообразны и всегда с индивидуальным подстрочником. Но есть в каждом из них общий знаменатель – низкая культура, невоспитанность, отсутствие такта, слабая сила воли. Самое главное – научить быть человеком.

    Физическое совершенство, нравственная чистота и духовное богатство – вот те качества, гармоничное сочетание которых является основой нормально развитой личности.

    Здоровье – понятие комплексное , оно зависит от социально-экономического положения семьи, детей, экологической обстановки в местах проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.